Дополнительная образовательная
(модифицированная)
программа «Юный животновод»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 7 – 12 лет
п. Садовый -2019 г.
| | |
| СОДЕРЖАНИЕ | |
1. | Введение. Пояснительная записка …………………………….3 | |
2. | Учебно-тематический план…………………………………….8 | |
3. | Содержание программы………………………………………..11 | |
4. | Образовательно-методический комплекс……………………..16 | |
5. | Материально-техническое обеспечение программы…………16 | |
6. | Список литературы для педагога……………………………...17 | |
7. | Список литературы для обучающихся………………………..17 | |
8. | Приложение……………………………………………………..18 | |
| | |
| | |
Введение.
История создания программы.
Образовательная, модифицированная, программа «Юный животновод» создана в 2019 году. Программа разработана на основе программ: для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Исследователи природы» под редакцией И.В.Костинской,- М.: «Просвещение», 1987. Программа составлена согласно Закона. "Об образовании в Российской Федерации" № 273 ФЗ от 29 декабря 2012 года.
2. Пояснительная записка.
2.1.Направленность дополнительной образовательной программы.
Программа имеет эколого – биологическую направленность.
2.2. Актуальность, новизна дополнительной образовательной программы.
Новые условия жизни общества выдвигают новые требования и к подрастающему поколению, и к образованию. Образовательная программа «Юный животновод» представляет собой попытку синтеза эколого-биологического, психологического и эстетического направлений в экологическом воспитании детей с целью осознания ими как экологического, так и психологического единства человека и природы.
Животноводство – одна из важнейших отраслей сельского хозяйства. Эта отрасль обеспечивает население высококачественными продуктами питания и снабжает многие отрасли промышленности (мясную, маслодельно-сыроваренную, текстильную, кожевенную и др.) необходимым сырьем. В процессе создания в стране изобилия продуктов питания и предметов потребления роль животноводства неуклонно возрастает.
Образовательная программа «Юный животновод» предоставляет возможность познакомиться со значением животных в жизни человека, использования продукции животноводства для удовлетворения человеком своих жизненно важных потребностей (в пище, тепле, одежде).
Обучающимся предоставляется возможность познакомится с биологическими особенностями животных, с требованиями к их содержанию, рационами кормления, способами диагностики и лечения заболеваний. Работа обучающихся в детском объединении способствует приобретению знаний по технологии производства продуктов животноводства, знакомству с принципами переработки продукции животноводства. В процессе обучения предполагается непосредственный контакт с животными, что плодотворно влияет на психологическое состояние ребенка, его раскрепощение и хорошее настроение.
Дополнительная образовательная программа предназначена для развития детей, удовлетворения их творческих интересов и потребностей, формированию экологической культуры, навыков трудовой деятельности, самообразованию, интересу к животному миру в целом и сельскому хозяйству.
2.3. Цель: Освоение обучающимися базовых знаний и навыков по кормлению, разведению, содержанию и лечению сельскохозяйственных животных, технологии производства продуктов животноводства.
2.4. Задачи дополнительной образовательной программы.
Предметные:
- формирование сельскохозяйственной грамотности;
- формирование знаний о породах сельскохозяйственных животных;
- формирование знаний по технологии приготовления кормов;
- формирование знаний по экономике животноводства;
- формирование знаний о способах переработке продукции животноводства;
Метапредметные:
- формирование навыков научно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование навыков самостоятельной работы;
- формирование навыков работы со словарями и энциклопедиями;
- формировать умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия;
- формировать учебно-познавательную активность, развивать коммуникативные
способности обучающихся.
- формирование навыков по лечению домашних животных.
Личностные
- формирование активной жизненной позиции;
- формирование потребности в постановке и достижении цели.
- привитие чувства любви и сострадания к животному миру; - развитие наблюдательности, настойчивости, любознательности, терпеливости,
аккуратности, ответственности;
2.5. Отличительные особенности дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ.
Данная дополнительная образовательная программа ориентирована на изучение экзотических животных и животных родного края. Значительное количество часов уделено проектной и исследовательской деятельности, практической работе и наблюдениям, что способствует формированию активной жизненной позиции обучающихся, самопознанию, самореализации и творческому саморазвитию. Большое внимание уделяется значению животных в жизни человека, их защите, охране и бережному отношению. Программа предусматривает занятия с обучающимися разного уровня подготовки.
2.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Дополнительная образовательная программа рассчитана на
1 год обучения - 144 часа:
2.7. Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы.
Дополнительная образовательная программа адресована обучающимся преимущественно в возрасте от 7 до 12 лет.
Обучающиеся начальной школы способны осознавать свое положение в обществе, осваивать новые социальные позиции. У них развивается потребность в общении, социальном признании и самовыражении. Происходит развитие способности к организации собственной деятельности: планирование, осуществление контроля, взаимодействие со сверстниками и педагогом.
Для обучающихся подросткового возраста характерно развитие познавательной сферы: коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности; умение видеть проблемы; ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент; делать выводы и умозаключения; объяснять, доказывать, защищать свои идеи; давать определения понятиям. Владеют навыками проектной и исследовательской деятельностями, способны к саморазвитию и самообразованию.
2.8. Особенности организации образовательного процесса.
Численный состав группы – 15 человек.
Набор в группу производится на свободной основе в начале учебного года. Объем и степень сложности материала рассчитан на обучающихся разного уровня подготовки. В течение года по результатам тестирования может проводиться добор обучающихся в группы.
Режим занятий по программе:
1 год обучения -2 занятия в неделю по 2 академических часа;
Педагогические технологии, используемые в процессе реализации программы:
- технология индивидуального обучении;
- личностно – ориентированные технологии;
- технология коллективной творческой деятельности;
- технология исследовательского (проблемного) обучения;
- информационные компьютерные технологии.
Формы занятий:
- экскурсии, викторины, соревнование, лабораторные работы, выставки, конкурсы, культурно-образовательное событие.
Формы работы с обучающимися.
- Групповые формы (используются при проведении практических занятий и контрольного тестирования).
- Индивидуальная форма (используется при выполнении
самостоятельной работы, в практической части и при проведении проектной и научно- исследовательской деятельности).
- Коллективная (фронтальная) форма.
В процессе обучения применяются различные виды учебных занятий:
Комбинированные, теоретические, практические, лабораторные, контрольные.
2.9. Ожидаемые результаты.
Должны знать:
- распространенные болезни животных, меры их предупреждения и лечения;
- правила личной гигиены и технику безопасности при работе с животными;
кормовые, вредные и ядовитые растения;
- биологические особенности, содержание, разведение и уход за сельскохозяйственными животными;
- принципы переработки продукции животноводства;
Должны уметь:
- определять породу животных;
- ухаживать за домашними животными;
- составлять кормовой рацион для разных сельскохозяйственных и возрастных групп;
- подготовить корма и провести кормление животных;
- распознать основные болезни и оказать первую помощь при заболевании домашних животных;
- пользоваться микроскопом, техническими средствами обучения;
- самостоятельно работать со справочной и научно-популярной литературой, написать реферат;
- проводить мини - опыты, сделать выводы, оформить дневник;
- простыми способами перерабатывать продукцию животноводства;
2.10. Способы определения результативности.
Входящий контроль.
На начальном периоде обучения включает:
- определение способности и наклонности обучающихся;
- выявление социального окружения обучающихся;
Способы определения: анкетирование диагностирование.
Текущий контроль.
Проводится в течение всего срока обучения, по окончании раздела или большой темы:
Способы определения результативности:
- викторина
- выполнение практических заданий, лабораторных работ
- анкетирование;
- тестирование;
- участие в выставках, конкурсах, фестивалях различного уровня;
Промежуточный контроль.
Контроль проводится по окончании 1- го полугодия и включает: выявление уровня теоретических и практических знаний.
Способы выявления результативности:
Выполнение тестирования, практических заданий, презентация проектных работ.
Итоговый контроль.
Проводится по окончании всего срока обучения и включает: выявление уровня
теоретических и практических знаний освоения дополнительной образовательной
программы в полном объеме.
Способы определения результативности:
- защита проектных работ;
2.11. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
При реализации данной программы используется следующие формы подведения итогов:
Культурно – образовательное событие, презентация проектных работ, портфолио обучающихся.
3. Учебно-тематический план.
№ п/п | Раздел, тема занятия | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1. | Введение в программу. | 4 | 2 | 2 |
1.1. | Вводное занятие. | 2 | | 2 |
1.2. | Определение направлений работы детского объединения. | 2 | 2 | |
2. | Сельскохозяйственные животные. | 6 | 4 | 2 |
2.1. | Происхождение сельскохозяйственных животных. | 2 | 2 | |
2.2. | Изменение животных под влиянием одомашнивания. | 2 | 1 | 1 |
2.3. | Птицы, их предки. | 2 | 1 | 1 |
3. | Биологические особенности. Породы сельскохозяйственных и домашних животных. | 24 | 14 | 10 |
3.1. | Биологические особенности разных видов животных. | 2 | 2 | |
3.2. | Понятие о породе | 2 | 2 | |
3.3. | Биологические особенности и породы крупного рогатого скота | 2 | 1 | 1 |
3.4. | Биологические особенности и породы свиней. | 2 | 2 | |
3.5. | Биологические особенности и породы лошадей. | 2 | 1 | 1 |
3.6. | Биологические особенности и породы овец. | 2 | 1 | 1 |
3.7. | Биологические особенности и породы коз. | 2 | 1 | 1 |
3.8. | Биологические особенности и породы нутрий. | 2 | 1 | 1 |
3.9. | Породы и продуктивные качества домашних птиц. | 2 | 1 | 1 |
3.10. | Декоративные породы птиц и их биологические особенности. | 2 | 1 | 1 |
3.11. | Биологические особенности и породы кроликов. | 2 | 1 | 1 |
3.12. | Итоговое занятие по разделу. | 2 | | 2 |
4. | Содержание и уход за сельскохозяйственными животными. | 22 | 6 | 16 |
4.1. | Зоогигиенические требования к содержанию животных | 2 | 1 | 1 |
4.2. | Особенности содержания птиц. Клеточное и напольное содержание птиц. | 2 | | 2 |
4.3. | Содержание кроликов, нутрий. | 2 | 1 | 1 |
4.4. | Содержание крупного рогатого скота. | 2 | 1 | 1 |
4.5. | Содержание лошадей, овец, коз. | 2 | 1 | 1 |
4.6. | Экскурсия в фермерское хозяйство. | 2 | | 2 |
4.7. | Работа над проектом «Моя мини - ферма», «Домашние подворье». | 2 | 2 | |
4.8. | Подготовительный этап проекта. | 2 | | 2 |
4.9. | Сбор информации. | 2 | | 2 |
4.10. | Подготовка презентации. | 2 | | 2 |
4.11. | Презентация проектов «Моя мини - ферма», «Домашние подворье». | 2 | | 2 |
5. | Корма и кормление домашних животных. | 22 | 8 | 14 |
5.1. | Виды кормов. | 2 | 1 | 1 |
5.2. | Кормовые культуры. | 2 | 1 | 1 |
5.3. | Лабораторное занятие «Виды кормов». | 2 | | 2 |
5.4. | Корма и кормление крупного рогатого скота. | 2 | 1 | 1 |
5.5. | Корма и кормление домашней птицы. | 2 | 1 | 1 |
5.6. | Корма и кормление кроликов. | 2 | 1 | 1 |
5.7. | Вредные и ядовитые растения для кормления кроликов. | 2 | 1 | 1 |
5.8. | Корма и кормление свиней. | 2 | 1 | 1 |
5.9. | Корма и кормление нутрий. | 2 | 1 | 1 |
5.10. | Особенности кормления домашних животных в условиях фермерского хозяйства. | 2 | | 2 |
5.11. | Итоговое занятие по разделу. | 2 | | 2 |
6. | Разведение домашней птицы. | 10 | 3 | 7 |
6.1. | Домашняя птица. | | 1 | 1 |
6.2. | Строение куриного яйца. | | 1 | 1 |
6.3. | Декоративная птица (волнистый попугай, канарейка). | | 1 | 1 |
6.4. | Практическое занятие. | | | 2 |
6.5. | Итоговое занятие. | | | 2 |
7. | Болезни домашних животных. Меры их предупреждения и лечения. | 18 | 8 | 10 |
7.1. | Понятие о ветеринарии. | | 1 | 1 |
7.2. | Болезни птиц. | | 2 | |
7.3. | Болезни кроликов и нутрий. | | 1 | 1 |
7.4. | Болезни жвачных животных. | | 1 | 1 |
7.5. | Болезни свиней. | | 1 | 1 |
7.6. | Болезни коз, овец. | | 1 | 1 |
7.7. | Санитарно – профилактические мероприятия. | | | 2 |
7.8. | Зеленая аптека в ветеринарии | | 1 | 1 |
7.9. | Конкурс – соревнование. | | | 2 |
8. | Потомство. | 12 | 2 | 10 |
8.1. | Сроки вынашивания детенышей домашних животных. | | 1 | 1 |
8.2. | Особенности кормления во время вынашивания детенышей. | | 1 | 1 |
8.3. | Получение приплода. | | | 2 |
8.4. | Вскармливание детенышей. | | | 2 |
8.5. | Практическое занятие | | | 2 |
8.6. | Итоговое занятие по разделу. Тестирование. | | | 2 |
9. | Продукция животноводства. | 12 | 7 | 5 |
9.1. | Молоко и молочное дело. | | 2 | |
9.2. | Понятие о молоке. | | 1 | 1 |
9.3. | Кожевенное и шубно - меховое сырье. | | 2 | |
9.4. | Яичная продукция. | | 1 | 1 |
9.5. | Шерсть. | | 1 | 1 |
9.6. | Итоговое занятие по разделу. | | | 2 |
10. | Выполнение и защита тематических проектов. | 14 | 0 | 14 |
10.1. | Определение темы, целей проекта. | | | 2 |
10.2. | Подбор информации. | | | 2 |
10.3. | Подбор информации. | | | 2 |
10.4. | Оформление приложения проекта. | | | 2 |
10.5. | Оформление приложения проекта. | | | 2 |
10.6. | Культурно - образовательное событие «Защита проектов по темам разделов программы» | | | 2 |
10.7. | Итоговое занятие по программе. Тестирование. | | | 2 |
| ИТОГО: | 144 | 54 | 90 |
4. Содержание образовательной программы.
1. Введение в программу. (4 ч.)
1.1 Вводное занятие.
Практика: Вводный инструктаж по технике безопасности. Экскурсия по ИСЮН.
1.2. Определение направлений работы детского объединения.
Знакомство с планом работы детского объединения на год, коллективными творческими делами. Права и обязанности обучающихся. Выборы актива.
2. Сельскохозяйственные животные. (6 ч.)
2.1.Происхождение сельскохозяйственных животных .
Теория: Одомашнивание и приручение животных. Демонстрация диафильмов: «Эволюция животного мира», «Домашние животные».
Практика:
2.2. Изменение животных под влиянием одомашнивания.
Теория: Животные домашние и сельскохозяйственные. Дикие предки домашних животных.
Практика: Составление кластера « Предки домашних животных».
2.3. Птицы, их предки.
Теория: Первоптицы. Одомашнивание кур.
Изучение экстерьера домашних животных.
Практика: Экскурсия в животноводческий отдел ИСЮН. Наблюдение «Выявление признаков, подтверждающих происхождение домашних животных от диких видов.
3. Биологические особенности. Породы сельскохозяйственных и домашних животных. (24 ч.)
3.1. Биологические особенности разных видов животных.
Теория: Виды сельскохозяйственных животных, их биологические особенности. Понятие о конституции и экстерьере животных.
Демонстрация фильмов «Особенности строения жизненных функций птиц»,
«Грызуны и зайцеобразные».
3.2.Понятие о породе.
Теория: Классификация пород. Акклиматизация пород.
3.3. Биологические особенности и породы крупного рогатого скота.
Теория: Классификация пород: Костромская, Ярославская, Черно – пестрая. Бестужевская, Казахская белоголовая, Красная степная. Продуктивные качества.
Практика: Кормление яка, осла.
3.4.Биологические особенности и породы свиней.
Теория: Биологические особенности. Направления продуктивности в свиноводстве.
Породы: Литовская белая порода, Латвийская белая порода, Эстонская беконная, Украинская степная белая порода, Ландрас, Дюрок, Белорусская черно – пестрая, Гемпшир. 3.5. Биологические особенности и породы лошадей.
Теория: Породное районирование и специализация пород.
Бурятская лошадь.
Башкирская лошадь. Якутская лошадь.
Приобская лошадь.
Печорская лошадь.
Вятская лошадь. Р
усская рысистая порода лошадей. Практика: Характеристика отличительных особенностей пород лошадей. Заполнение сравнительной таблицы.
3.6. Биологические особенности и породы овец.
Теория Классификация пород овец. Породы овец: Романовская, Эдильбаевская, Гиссарская, Куйбышевская, Меринос, Каракульская, Кавказская.
Практика: Кормление овец, определение породы по признакам.
3.7. Биологические особенности и породы коз.
Теория: Породы коз: пуховые, шерстяные, молочные и мясные.
Практика: Кормление коз, определение породы по признакам.
3.8. Биологические особенности и породы нутрий.
Теория: Нутрии разных цветовых групп: стандартные и нестандартные. Породы: белые итальянские, белые азербайджанские, черные, золотистые, стандартные, бежевые, лимонные, дымчатые, жемчужные.
Практика: Составление сравнительной таблицы.
3.9. Породы и продуктивные качества домашних птиц.
Теория: Породы кур, уток, индеек, гусей, цесарок. Демонстрация учебного кинофильма
«Породы домашних птиц».
Практика: Кормление и уход за домашней птицей.
3.10. Декоративные породы птиц и их биологические особенности.
Теория: Перепёлки. Голуби.
Практика: Кормление и уход за декоративной птицей.
3.11. Биологические особенности и породы кроликов. Демонстрация учебного кинофильма «Кролиководство».
Теория: Разнообразие пород кроликов и их продуктивные качества. Значение пород кроликов.
Практика: Кормление и чистка клеток кроликов.
3.12. Итоговое занятие по разделу.
Практика: Составление таблиц «Породы и их отличительные признаки».
Работа со справочной литературой и плакатами.
4. Содержание и уход за сельскохозяйственными животными (22 ч.)
4.1. Зоогигиенические требования к содержанию животных
Теория: Техника безопасности при уходе за животными. Понятие о зоогигиене. Зоогигиенические требования к содержанию животных: участку под сарай, качеству воздуха, освещенности, питьевой воды.
Практика: Определение соответствия требований к содержанию животных в животноводческом отделе ИСЮН.
4.2. Особенности содержания птиц. Клеточное и напольное содержание птиц.
Теория: Оборудование, микроклимат помещений. Содержание птиц в условиях подсобных хозяйств, дачных участков и ферм.
Практика:
4.3. Содержание кроликов, нутрий.
Теория: Содержание кроликов, нутрий и уход за ними. Способы содержания.
Практика: Определение вида содержания животных. Наблюдение, Чистка клеток.
4.4. Содержание крупного рогатого скота.
Теория: Содержание крупного рогатого скота. Устройство и оборудование животноводческих помещений.
Практика: Просмотр фильма «Ферма». Анализ способа содержания животных.
4.5. Содержание лошадей, овец, коз.
Теория: Особенности содержания лошадей, овец, коз.
Практика: Чистка клеток, кормление.
4.6. Экскурсия в фермерское хозяйство.
Практика: Проведение техники безопасности. Организация экскурсии.
4.7. Работа над проектом «Моя мини - ферма», «Домашние подворье».
Задачи: формировать навыки самостоятельной работы, творческую активность, художественный вкус обучающихся в оформлении.
4.8. Подготовительный этап проекта.
Практика: Выбор темы проекта, определение целей и задач.
4.9. Сбор информации.
Практика: Работа с научной литературой, источниками Интернет.
4.10. Подготовка презентации.
Практика: Самостоятельная работа обучающихся по подготовке слайдов и текста презентации.
4. 11. Презентация проектов «Моя мини - ферма», «Домашние подворье».
Практика: Выступления обучающихся, представление проектов,
определение лучших работ.
5. Корма и кормление домашних животных. (22 ч.)
5.1. Виды кормов.
Теория: Классификация кормов. Рацион кормления. Особенности кормления молодняка крупного рогатого скота.
Практика: Составление таблицы «Характеристика различных групп кормов».
5.2. Кормовые культуры.
Теория: Растительные культуры применяемые для кормления животных.
Практика: Расчет количества кормов для разных видов животных на неделю, месяц, год.
5.3. Лабораторное занятие «Виды кормов».
Практика: Знакомство с разными видами кормов. Определение качества кормов по внешнему виду. Смешивание кормов. Подготовка кормов к скармливанию. Кормление и уход за животными.
5.4. Корма и кормление крупного рогатого скота.
Теория: Составление рациона кормления для крупного рогатого скота.
Практика: Кормление и витаминизация животных.
5.5. Корма и кормление домашней птицы.
Теория: Составление рациона кормления для домашней птицы.
Практика: Витаминизация птицы. Кормление птицы.
5.6. Корма и кормление кроликов. Поение кроликов.
Теория: Составление рациона кормления для кроликов.
Практика: Поение и кормление кроликов. Составление кормовых смесей.
5.7. Вредные и ядовитые растения для кормления кроликов.
Теория: Изучение экологических особенностей кормовых и ядовитых растений для кроликов.
Практика: Изготовление гербария кормовых и ядовитых растений для кроликов.
5.8. Корма и кормление свиней.
Теория: Составление рациона кормления свиней.
Практика: Подготовка кормов к скармливанию. Кормление животных.
5.9.Корма и кормление нутрий.
Теория: Составление рациона кормления для нутрий.
Практика: Поение и кормление кроликов. Составление кормовых смесей.
5.10. Особенности кормления домашних животных в условиях фермерского хозяйства
Практика: Экскурсия «Особенности кормления домашних животных в условиях фермерского хозяйства».
5.11. Итоговое занятие по разделу.
Практика: Систематизация знаний и умений обучающихся, выявление уровня усвоения теории и овладения практикой по изученному разделу. Тестирование.
6. Разведение домашней птицы. (10 ч. )
6.1. Домашняя птица.
Теория: Разведение домашней птицы. Яйцекладка, насиживание. Выведение птиц в инкубаторе. Выращивание молодняка. Особенности ухода за молодняком.
Практика: Отбор яиц для закладки в инкубатор. Закладка яиц в инкубатор.
6.2. Строение куриного яйца.
Теория: Изучение строения яйца.
Практика: Сбор и взвешивание яиц. Выращивание молодняка птицы. Особенности ухода за наседкой, уход за цыплятами. Взвешивание, промеры, кормление. Наблюдения за молодняком.
6.3. Декоративная птица (волнистый попугай, канарейка).
Теория: Разведение декоративной птицы. Яйцекладка, насиживание. Выращивание молодняка. Особенности ухода за молодняком.
Практика: Экскурсия в животноводческий отдел ИСЮН. Ведение дневников наблюдений.
6.4. Практическое занятие.
Практика: Витаминизация птицы. Обработка и дезинфекция клеток птицы.
6.5. Итоговое занятие.
Практика: Систематизация знаний и умений обучающихся, выявление уровня усвоения теории и овладения практикой по изученному разделу. Тестирование.
7. Болезни домашних животных. Меры их предупреждения и лечения. (18 ч.)
7.1. Понятие о ветеринарии.
Теория: Ознакомление с оборудованием и медикаментами, применяемыми при лечении более распространенных заболеваний. Лекарственные растения в профилактике и лечении животных. Правила личной гигиены.
Практика: Составление таблицы «Сроки проведения профилактических мероприятий».
7.2. Болезни птиц.
Теория: Понятия о болезнях птиц. Заразные и незаразные болезни.
Профилактика болезней у домашних птиц и оказание первой помощи.
7.3. Болезни кроликов и нутрий.
Теория: Меры предупреждения и лечения. Знакомство с простудными и инфекционными болезнями кроликов и нутрий.
Практика: Работа в крольчатнике. Наблюдение за животными.
7.4. Болезни жвачных животных.
Теория: Причины заболеваний и их предупреждение. Оказание первой помощи заболевшему животному.
Практика: Составление сводной таблицы болезней жвачных животных.
7.5. Болезни свиней.
Теория: Причины заболеваний и их предупреждение. Оказание первой помощи заболевшему животному.
Практика: Составление сводной таблицы болезней свиней.
7.6. Болезни коз, овец.
Теория: Причины заболеваний и их предупреждение. Оказание первой помощи заболевшему животному.
Практика: Осмотр животных для определения состояния здоровья. Чистка клеток, кормушек, поилок.
7.7. Санитарно – профилактические мероприятия.
Практика: Техника безопасности. Проведение санитарно – профилактических мероприятий (под руководством педагога).
7.8. Зеленая аптека в ветеринарии.
Теория: Лекарственные растения и их терапевтические свойства. Правила сбора, сушки и хранения лекарственного сырья. Дозировка лекарственных растений и календарь их сбора. Особо ядовитые растения.
Практика: Применение лекарственных растений. Техника приготовления лекарственных препаратов.
7.9. Конкурс – соревнование.
Практика: Выполнение заданий теоретического и практического характера.
8. Потомство. (12ч.)
8.1. Сроки вынашивания детенышей домашних животных.
Теория: Сроки и особенности вынашивания детенышей различных сельскохозяйственных животных. Количество и размер потомства.
Практика: Составление таблицы «Сроки вынашивания»
8.2. Особенности кормления во время вынашивания детенышей.
Теория: Состав кормов и кормовые добавки. Витамины.
Практика: Составление кормов, скармливание животным.
8.3. Получение приплода.
Практика: Составление таблицы «Параметры роста». Взвешивание и промеры новорожденных детенышей.
8.4. Вскармливание детенышей.
Практика: Составление памяток «Частота и время кормления».
Контроль за ростом и развитием детенышей.
8.5. Практическое занятие «Первые дни жизни».
Практика: Наблюдение за новорожденными, заполнение дневников наблюдения.
8.6. Итоговое занятие.
Практика: Представление результатов наблюдений и оформление в дневниках наблюдений. Тестирование.
9 . Продукция животноводства. (12 ч.)
9.1. Молоко и молочное дело.
Теория: Химический состав молока и факторы, влияющие на него. Требования, предъявляемые к качеству молока и молочных продуктов. Первичная обработка молока и ее переработка.
9.2. Понятие о молоке.
Теория: Пищевое и биологическое значение молока и молочных продуктов в питании человека и в кормление сельскохозяйственных животных. Современное состояние производства и потребления молока и молочных продуктов в нашей стране и других странах мира.
Практика: Работа со справочной литературой, энциклопедиями и словарями.
9.3. Кожевенное и шубно - меховое сырье.
Теория: Классификация, способы обработки, хранение.
9.4. Яичная продукция.
Теория: Требования к качеству пищевых яиц. Пищевое и биологическое значение яиц в питании человека и в кормление сельскохозяйственных животных.
Практика: Составление кластера.
9.5. Шерсть.
Теория: Требования, предъявляемые к качеству шерсти. Способы обработки. Определение классности. Методы определения качества. Изготовление валенок. Прядение.
Практика: Составление схемы обработки шерсти для производства валенок.
9.6. Итоговое занятие.
Практика: Игра-путешествие «Мир домашних животных».
10. Выполнение и защита тематических проектов. (14 ч.)
10.1. Определение темы, целей проекта.
Практика: Определение направления проектной деятельности согласно разделам программы.
10.2. Подбор информации.
Практика: Работа с научной литературой, Интернет источниками.
10.3. Подбор информации.
Практика: Работа с научной литературой, Интернет источниками.
10.4. Оформление приложения проекта.
Практика: Составление таблиц, диаграмм, графиков, обработка фотоматериала.
10.5. Оформление приложения проекта. Практика: Составление таблиц, диаграмм, графиков, обработка фотоматериала.
10.6. Культурно - образовательное событие «Защита проектов по темам разделов».
Задачи: формировать творческую активность, художественный вкус обучающихся,
умение грамотно и последовательно выстраивать информацию и свою речь.
10.7. Итоговое занятие по программе. Тестирование.
Практика: Выполнение тест
5. Образовательно-методический комплекс: - анкеты и тесты для детей (семья, интересы): Анкета «Почему ты пришел заниматься в детское объединение», тест «Твои интересы». - тесты к образовательной программе: тесты по разделам; - кроссворды: «Породы коров», «Корма», «Болезни животных». - методика работы по проектированию. - конспект открытого занятия «Получение приплода». 6. Материально-техническое обеспечение программы. № п/п | Наименование | Количество | Назначение | 1 | Кабинет | | Для проведения занятий | 2 | Столы, стулья | 2-6 | | 3 | Тетради, карандаши, ручки | 15 | Для использования на занятиях | 4 | Набор таблиц, плакатов, карточек | | Демонстрационный материал | 5 | Инструменты: савки скребки лопаты метелки веники перчатки Колбы | 4 4 4 4 4 4 | Для практических работ по уходу за животными | 6. | Лекарственные препараты | | Для демонстрации обучающихся. | 7. | Методический материал | | | | Учебно-тематический план | 1 | Для проведения занятий | | Планы-конспекты | 72 | | | Диагностический инструментарий | | Для оценки качества знаний, умений и навыков обучающихся | | Набор таблиц, плакатов, схем, карт | | Для демонстрации | | Фильмы о животных | | | | Дидактический материал к разделам программы | | | | Методические разработки лабораторных работ, практических занятий. | | Для проведения практической части программы | | Тестовые задания по темам и разделам | | Для проведения контроля | | Тематика исследовательских работ и рефератов | | | |
7. Список используемой литературы.
Список литературы для педагога.
А.В. Чугунов «Основы животноводства» уч. пособие для агропрофилированных школ Бичик, 2010г
А.В.Чугунов «Практикум по животноводству» уч.пособие для агропрофилированных школ Бичик 2010
Животноводство. Под ред А.Е. Арзуманяна. – М.: Агропромиздат, 1986
Красота В.Ф., Лобанов В.Г., Джапаридзе Т.Г. Разведение сельскохозяйственных животных. – М.: Колос,1990
Лэесли Дж. Генетические основы селекции сельскохозяйственных животных. – М.: Колос, 1982.
Е.А. Арзуманян. Скотоводство. М., 1970
Е. Л. Борисенко. Разведение сельскохозяйственных животных, 4 издание, М.,1967
Ю.В. Васюков, М.В.Верещак. Экологическое агропроизводство. Земледелатель, выпуск 4. М., 1997
А.П. Калашников, Н.И. Клейменов и др. Нормы и рационы кормления сельскохозяйственных животных. Москва, Агропромиздат, 1985
А.П. Калашников, О.К. Смирнов. Справочник зоотехника. М., 1986
А.А. Конопаткин, И.А. Бакулов и др. Эпизоотология и инфекционные болезни сельскохозяйственных животных. Москва «Колос», 1984
Е.Ф. Лискун. Скотоводство. Крупный рогатый скот, т.1, М., 1961
А.П. Онегов и др. Гигиена сельскохозяйственных животных. М.,«Колос», 1977
14. В.С. Карпов, Д.Н. Саввин, Т.Д. Каратаева и др. Ветеринарии Якутии – 100 лет Якутск, 1997.
15. М. Б. Романовская Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. - М.: Центр " Педагогический поиск ", 2006. - 160 с.
Список литературы для обучающихся.
1. Громова О.Е. и др. Стихи и рассказы о животном мире. Москва, 2005, 175с.
2. 1000 сказок, басен, загадок о животных, составитель Дмитриева В.Г. 2008, 479с
3. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. - СПб.: КАРО, 2004. - 368 с.
4. Наумов С. Ю.Золотая книга фермера. - Ростов - на - Дону: ВЛАДИС. - 2006. - 512 с.
5. Краевский В.В. Общие основы педагогики. - М.: Академия, 2005. - 256 с.
17