СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Мой край"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Мой край"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа имени И.Г.Жугина

поселка Горный Солнечного муниципального района

Хабаровского края


РАССМОТРЕНО

«30» 08. 2019 г

зам.директора по ВР

_________________

К.И.Гаранина


УТВЕРЖДЕНО

Приказ № 139

от «30» 08. 2019 г

и.о.директора

МБОУ СОШ п.Горный

______________

Ю.Д.Орлов





Дополнительная общеобразовательная программа-

дополнительная общеразвивающая программа-

«Мой край»



Возраст учащихся: 12-15 лет

Срок реализации: 1 год







Составитель: Дамдинова Соелма Цыбеновна

учитель географии

высшая квалификационная категория








Горный, 2019

Пояснительная записка

Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает устойчивые межпредметные связи.

Программа модифицированная, составлена на основе авторской программы Паневина Г.Н., Махинов А.Н. «Мой край». Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края, т.е. обучающиеся под руководством учителя знакомятся с природными, культурными и историческими особенностями края.

Направление программы: туристско-краеведческая направленность, краеведение.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития школьников, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимися традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края.

Педагогическая целесообразность Программа «Мой край» поможет обучающимся углубить имеющиеся представления об истории родного края, изученные на уроках географии, истории, литературы. Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

Ведущая идея программы - общая культура личности, патриотизм, гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества, формирование национального самосознания учащихся 5-9 классов общеобразовательного учреждения.

В курсе «Мой край» обучающиеся изучают историю, растительный и животный мир, водные ресурсы Хабаровского края, Солнечного района. Узнают так же об экологии, о памятниках истории и культуры. Совершат заочные и очные путешествия по селам и поселкам района. Особое внимание уделяется изучению истории, культуры сельских поселений, в том числе поселка Горный.


Адресат программы

возраст обучающихся: 12-15 лет

отбор детей: по желанию


Срок реализации 1 год


Объём и сроки освоения программы, режим занятий


Период

Продолжительность занятия

Кол-во занятий в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во недель

Кол-во часов в год

1 год обучения

1 час (45 минут)

1

36

36


Формы организации занятий: групповые, парные, индивидуальные, практические занятия, проекты, экскурсии

Цель: получение и расширение знаний учащихся о родном крае, его истории, традициях и культуре.

Задачи:

Образовательные задачи:

ознакомить с историей, культурой и традициях Хабаровского края, Солнечного района, поселка Горный

Воспитательные задачи:

воспитать чувства гражданственности и патриотизма, гордости за свой Хабаровский край, Солнечный район, п.Горный

Развивающие задачи:

развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей.



Учебно - тематический план


Наименование разделов, тем

Общее кол-во часов

В том числе

Контроль

теорети-

ческих

практи-

ческих

Раздел I. Введение (1 ч.)

1.

Вводное занятие.

Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса.

1

1

-


Раздел II. Край, в котором мы живем. Виртуальное путешествие(12 ч.)

2.

Древняя история края.

1

1

-


3.

История заселения и освоения ХК.

1

1

-


4-5.

Хабаровский край на карте Родины.

2

1

1

Устные ответы, работа с картой.

6-7.

Поверхность территории.

2

1

1

Устные ответы, работа с картой.

8.

Важнейшие полезные ископаемые.

1

-

1

Устные ответы, работа с картой.

9.

Население ХК.

1

1

-


10.

Города ХК.

1

1

-


11.

Животный и растительный мир ХК.

1

1

-

Подготовка сообщений.


12.

Памятники природы. Культурное наследие ХК.

1

1

-

Подборка фотоматериалов.

13.

Заключительное занятие. Игра-викторина «Край, в котором мы живем».

1

1

-


Раздел III. История родного края (8 ч.)

14.

История родного района (Солнечный район).

1

1

-


15.

История своего поселка (п. Горный).

1

1



16-17.

История развития хозяйства. Встречи с ветеранами труда.

2

1

1


18.


История создания и развития школы.

1


1


-




19-20.

Люди поселка. Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми.

2

1

1


21.

Дары природы.

1

1

-

Устные ответы

Раздел IV. Родословная (4 ч.)

22-23.

Семья, родословная; генеалогическое древо семьи.

2

1

1

создание презентации, выставка работ

24.

Семейные праздники и традиции.

1

-

1

Подборка фотоматериалов.

25.

Обобщающее занятие (создание истории своей семьи).

1

-

1

Оформление проекта

Раздел V. Охрана природы (11 ч.)

26-27.

Зеленая аптека ХК.

2

1

1

Знакомство с растениями

28-29.

Заповедники Хабаровского края.

2

1

1

Устные ответы, работа с картой.

30-31.

Заказники родного Хабаровского края.

2

1

1

Устные ответы, работа с картой.

32-33.

Экологические проблемы ХК.

2

1

1

создание презентации

34-35.

Наш край в опасности. Экологические проблемы района.

2

1

1

создание презентации

36.

Итоговое занятие

1

1




Итого часов:

36

22

14







Содержание программы


Раздел I. Введение (1ч.)


Содержание и задачи работы на предстоящий год. Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ на занятиях. Программа текстовый редактор Word. Программа Power Point.

Раздел II. Край, в котором мы живем. Виртуальное путешествие (12ч.)


Первые следы пребывания человека на территории Хабаровского края. Ледниковый период. Исторические особенности заселения. Первооткрыватели. Появление коренного населения. Возникновение первых русских поселений. Значение освоение земель для государства. Физико-географическое положение, экономико-географическое положение: границы, площадь, административный центр, символика. Численность населения, его воспроизводство, национальный состав; размещение по территории. Географическое положение городов. История городов. Основание. Видовой состав растительного покрова и животного мира. Дать понятие «памятники природы». Классификация памятников природы Место, занимаемое памятниками природы в современном мире.

Практические занятия – 3 часа.

Работа с контурной картой: географическое положение, рельеф, полезные ископаемые.


Раздел III. История Хабаровского края (8 ч.)


Географическое положение района. Географическое положение, границы поселения и их изменение. История поселка (происхождение названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте). История развития сельского хозяйства. Село в годы гражданской войны и становления Советской власти. Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны. Жизнь села и колхоза после Великой Отечественной войны. История создания и развития школы. Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край. Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми малой родины. Численность животного мира нашего края, количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон, состав растительного покрова.

Практические занятия – 2 часа.

Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми малой родины. Встречи с ветеранами труда. Посещение администрации сельского поселения Горный.



Раздел IV. Родословная ( 4 ч.)


Семья, родословная; генеалогическое древо семьи. Семейные праздники и традиции.

Практические занятия – 3 часа.

Создание презентации «Моя родословная», Выставка фотоматериалов «Моя семья», «Семейные праздники и традиции».


Раздел V. Охрана природы (11 ч.)


Лекарственные растения. Растения и животные, занесенные в Красную книгу Хабаровского края. Особо охраняемые природные объекты. Экологические проблемы. Лесные ресурсы (проблема сохранности, меры по восстановлению, выращиванию и уходом за лесом).

Практические занятия – 5 часов.

Экскурсия в лес «Экологическая тропа».

Работа с картой. Нахождение заповедных мест на карте.

Создание презентации «Экологические проблемы Хабаровского края», «Экологические проблемы Солнечного района».



Планируемые результаты обучения курса «Мой край»

Личностные результаты:

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, локальной и региональной общности;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений в современном обществе;

понимание культурного многообразия мира, уважения к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

овладение умениями работать с современными источниками информации, в том числе с материалами на электронных носителях;

применение знаний, умений в повседневной жизни;

приобретение навыков общения (в семье, в школе, в обществе)

Предметные результаты:

овладение целостными представлениями об историческом пути Хабаровского края как необходимой основы для познания истории страны;

использование краеведческих знаний для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности страны;

изучение и систематизация информаций из различных исторических и современных источников;

чтение и ориентирование в тематических картах Хабаровского края;

применение исторических знаний для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего края и страны в целом.



Комплекс организационно – педагогических условий

Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение

Для реализации программы «Мой край» необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

учебный класс;

интерактивная доска, компьютер, принтер, проектор, сканер;

гербарии;

коллекции полезных ископаемых;

атласы: Хабаровского края, районы Хабаровского края, Хабаровский край

карта Хабаровского края

Информационное обеспечение

видеофильмы о Хабаровском крае;

цифровые образовательные ресурсы;

фотоматериалы, интернет источники

Кадровое обеспечение

Над реализацией программы работает учитель биологии, географии Дамдинова Соелма Цыбеновна

Формы аттестации

Контроль над усвоением знаний осуществляется по отдельным разделам и в ходе выполнения практических заданий (заполнения контурных карт, подбора дополнительного материала к темам), тестирование, презентация, защита проекта

Формы представления результатов

Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, демонстрируются в формах:

  • фотоматериалы

  • презентации

  • проекты

  • конкурсы

Оценочные материалы

С целью диагностики достижений обучающихся и коррекции образовательного процесса регулярно применяются следующие методы:

  • тестирование, анкетирование;

  • участие в конкурсах;

  • проведение анализа индивидуальной и групповой результативности учащихся



Формы взаимодействия с родителями

  • разработка памяток, для родителей по работе кружка;

  • создание совместных проектов (разработка планов мероприятий)

праздников, событий и их реализация



Список литературы


1. Мой край: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений Хабаровского края / Г.Н.Паневина, А.Н.Махинов; Под общ. ред. А.Н.Махинова. - Хабаровск: Частная коллекция, 2012

2.Атлас Хабаровского края: Учебно - справочное картографическое пособие для общеобразовательных учреждений / А. Н. Махинов и др.; Отв. ред. С.В.Савина. - Хабаровск: Роскартография, 2012

3.Перец С.В. «ООПТ Хабаровского края»;-Хабаровск: АСТ-пресс, 2002

4.Романова Э. П., Куракова Л. И., Ермаков Ю. Г. Природные ресурсы мира. Учеб. пособие. -- М.: Изд-во МГУ, 1993

5.Леса, животный мир Хабаровского края/Хабаровский край[Электронный ресурс] /Леса, животный мир Хабаровского края. - Режим доступа: http://www.protown.ru/russia/obl/articles/2807.html

6.Природные ресурсы/Географическое положение, природные условия и ресурсы/Общие сведения/Сервер правительства Хабаровского края[Электронный ресурс] /Природные ресурсы. - Режим доступа: http://gov.khabkrai.ru/invest2.nsf/General_ru/5A40315DC1F14362CA256524001A4F2C?OpenDocument

7. Красная книга Хабаровского края