СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Туризм"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная образовательная общеобразовательная программа "Туриз"

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Туризм"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –

Тыгишская средняя общеобразовательная школа
















ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Туризм»

(приложение к дополнительной общеобразовательной программе)


Возраст обучающихся 12-17 лет

Срок реализации: 1 год










Составитель:

Пермикин Сергей Леонидович, учитель














2023 г.

Содержание программы:


№ п.п.

Наименование

Стр.

1

Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы



1.1.

Пояснительная записка



1.2.

Цель и задачи общеразвивающей программы



1.3.

Содержание общеразвивающей программы



1.4.

Планируемые результаты


2

Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации



2.1.

Условия реализации программы



2.2.

Формы контроля и оценочные материалы


3

Список литературы


4

приложение 1. Календарно-тематическое планирование







































1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружка разработана в соответствии с положением о рабочей программе педагога дополнительного образования.

Направленность программы - туристско-краеведческая.

Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного, культурного и исторического наследия своей малой родины. Программа носит образовательно - развивающий характер. Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся.

Отличительная особенность. Программа имеет туристско-краеведческую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. Педагогическая эффективность программы будет выше, если каждый участник туристской прогулки, сюжетно-ролевой игры, экскурсии или похода будет выполнять посильные и интересные для него поручения. Дети могут самостоятельно распределить следующие социально-профессиональные роли: командир, ремонтный мастер, направляющий, замыкающий, штурман, проводник, дежурный, костровой, санинструктор, завхоз по снаряжению, знаток погоды, знаток птиц, знаток растений, знаток трав, знаток достопримечательностей, знаток туристской кухни, знаток водотоков и водоёмов, знаток рыб, знаток туристской фотографии, знаток туристских песен, знаток истории родного края и т. п.

Совершенствуя полученные в начальном образовании универсальные учебные действия, обучающиеся получают новые теоретические знания и практические умения в области истории и культуры малой родины через различные виды практико-ориентированной деятельности в системе должностно - ролевого туристско-краеведческого самоуправления, проявляют уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям прежних времён, а также в процессе обучения формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности родного края. Ведущим методом внеурочной деятельности является метод решения практических задач (познавательных, исполнительских, творческих).

Адресат. Занятия в кружке дополнительного образования «Туризм» организуются для обучающихся 12-17 лет. Курс предназначен для учащихся 5-11 классов. Количество детей в одной группе до 15 человек.

Режим занятий. 1 раз в неделю. Количество занятий в день - 1, продолжительность одного занятия 40 мин.

Объем программы. Всего 34 ч. из них: 26 ч. теория, 8 ч. – практика.

Срок освоения. Срок реализации программы- 1 год. Количество учебных недель – 34.

Формы обучения: индивидуальная и групповая.

Виды занятий - практическое занятие

Форма подведения результатов соревнования, выступления, прохождение контрольной дистанции


1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Цель:

сохранение  и укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и физического развития через туристскую деятельность.

Задачи:

- формирование мотивации  на регулярные занятия  физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений и навыков здорового образа жизни, осознание каждым ребенком собственной ответственности за свое здоровье;

- обучение основам туристкой подготовки, элементам техники и тактики спортивного туризма;

- создание эффективной системы подготовки учащихся для получения спортивных разрядов по туризму;

- педагогическое руководство воспитанием гуманистических принципов уважения к личности ее правам и свободе.

- формирование ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности.


1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.


Учебный (тематический) план

п.п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

теория

практика


1

Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста

13

8

5

Практическое занятие

2

Азбука топографии и туристского ориентирования

8

7

1

Практическое занятие

3

Азбука спортивно-оздоровительного туризма

13

9

2

Практическое занятие


Всего

34

26

8



Содержание общеразвивающей программы.

Структурно программа состоит из трех разделов.

Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста 13 ч

Теория. Введение. Информация о работе детского объединения, техника безопасности

Теория. Туристические путешествия, история развития туризма

Теория. Виды туризма

Практика. Организация биваков и охрана природы

Теория. Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря

Теория. Типы костров. Правила разведения костра, работы с топором, пилой при заготовке дров

Теория. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки

Практика. Узлы, работа с верёвками

Теория. Питьевой режим на туристской прогулке

Теория. Питание в туристическом походе

Азбука топографии и туристского ориентирования 8 ч

Теория. Основные элементы типографии

Теория. Понятие о топографической и спортивной карте

Теория. План местности

Теория. Условные знаки

Практика. Ориентирование по горизонту, азимут

Теория. Действия в случае потери ориентирования

Азбука спортивно-оздоровительного туризма 13 ч

Теория. Общая физическая подготовка и оздоровление организма

Теория. Волевые усилия и их значение в походах и на тренировках

Теория. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений

Теория. Личная гигиена юного туриста

Практика. Обработка ран, ссадин и наложение простейших повязок

Теория. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировка

Теория. Горный туризм

Теория. Пешеходный поход


1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты - включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

Метапредметные результаты означает освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий - регулятивных, познавательных и коммуникативных, способность их использовать в своей практической деятельности:

  • правила выживания в условиях автономии;

  • правила выживания при ЧС;

Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых действий:

- основные этапы истории туризма;

- основные виды туризма;

- историю своей школы, её традиции;

- основные вехи истории родного края;

- азбуку туристско-краеведческой деятельности;

- правила поведения в музеях и других общественных местах;

- основные термины, применяемые в детском туризме и краеведении;

- основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;

- основные виды растительного и животного мира своего края;

- способы передвижения и преодоления естественных и искусственных препятствий в пешеходных и лыжных путешествиях;

- способы охраны природы в туристском путешествии.

 основные социальные функции туризма и краеведения;

- ведущие музеи, исторические и памятные места своего села и района;

- жизнь и деятельность выдающихся путешественников, соотечественников, внёсших вклад в развитие туризма;

- с методикой проведения поисково-исследовательской работы;

- правила оформления краеведческого исследования



2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ.

2.1. Условия реализации программы:

- материально-техническое обеспечение. Занятия проводятся в учебной аудитории, спортивная площадка школы

- информационное обеспечение, в кабинете технологии есть ноутбук и интернет

-кадровое обеспечение, занятия проводит педагог дополнительного образования

/п

Ф.И.О. учителя

Преподаваемые дисциплины

Уровень образования

Квалификация/дата прохождения аттестации

Курсы повышения квалификации

1

Пермикин Сергей Леонидович



ОБЖ, технология

ФГБОУ ВПО Уральский государственный университет физической культуры.

г. Челябинск, 2011 г.

Специальность: физическая культура и спорт, квалификация: специалист по физической культуре и спорту.


Высшая квалификационная категория.

28.03.2022 г.

24.03.2021, АНО ДПО «Уральский региональный учебный центр «Новатор». Проверка знаний требований охраны труда по программе «Обучение по охране труда групп смешанного состава» в объеме 40 часов.

21.01.2022-22.01.2022, ООО «Учебно-производственный центр «Технология» по программе: «Актуальные вопросы деятельности педагога в условиях реализации обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО», 16 часов

01.02.2022-15.02.2022, ООО «Центр непрерывного образования и инноваций» по программе: Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ (инклюзивное образование), 72 часа

10.02.2022 - 01.03.2022

«Конструирование образовательного процесса в центрах образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», Нижнетагильский филиал ИРО (40 час.)

2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы: - соревнования, выступления, прохождение контрольной дистанции.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник. – Изд. 8-е, переработанное и дополненное. – СПб.: «Невский Фонд» – «Издательский дом Герда», 2006. – 448 с.

2. Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2005. – 2008 с.

3. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи. Учеб. пособие / Под общ. ред. Р.И. Айзмана, С.Г. Кривощекова, И.В. Омельченко. – 3-е изд., испр. и доп. – Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2005. – 464 с.

4. Энциклопедия туриста. – М.: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1994.

5. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник / Под общ. ред. Ю.Н. Федотова. – М.: Советский спорт, 2002. – 364 с.

6. Бардин К.В. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1981.




Приложение 1

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Месяц \число


Название темы

Кол-во часов

Место проведения

Время проведения

Форма контроля

Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста 13 ч

Сентябрь

Введение. Информация о работе детского объединения, техника безопасности

1

Учебная комната

Понедельник (15:20-16:00)


Сентябрь

Туристические путешествия, история развития туризма

1

Учебная комната

Понедельник (15:20-16:00)


Сентябрь

Виды туризма

1

Учебная комната

Понедельник (15:20-16:00)


Сентябрь

Организация биваков и охрана природы

1

Территория школы

Понедельник (15:20-16:00)

Практическое занятие

Октябрь

Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря

2

Учебная комната

Понедельник (15:20-16:00)


Октябрь

Типы костров. Правила разведения костра, работы с топором,

пилой при заготовке дров

2

Учебная комната

Понедельник (15:20-16:00)

Практическое занятие

Ноябрь

Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки

1

Учебная комната

Понедельник (15:20-16:00)


Ноябрь

Узлы, работа с верёвками

2

Учебная комната

Понедельник (15:20-16:00)

Практическое занятие

Ноябрь

Питьевой режим на туристской прогулке

1

Учебная комната

Понедельник (15:20-16:00)


Декабрь

Питание в туристическом походе

1

Учебная комната

Понедельник (15:20-16:00)


Азбука топографии и туристского ориентирования 8 ч

Декабрь

Основные элементы типографии

1

Территория школы

Понедельник (15:20-16:00)


Декабрь

Понятие о топографической и спортивной карте

1

Учебная комната

Понедельник (15:20-16:00)


Декабрь

План местности

1

Учебная комната

Понедельник (15:20-16:00)


Январь

Условные знаки

2

Учебная комната

Понедельник (15:20-16:00)


Январь

Ориентирование по горизонту, азимут

2

Территория школы

Понедельник (15:20-16:00)

Практическое занятие

Январь

Действия в случае потери ориентирования

1

Учебная комната

Понедельник (15:20-16:00)


Азбука спортивно-оздоровительного туризма 13 ч

Январь, февраль

Общая физическая подготовка и оздоровление организма

2

Учебная комната

Понедельник (15:20-16:00)


Февраль

Волевые усилия и их значение в походах и на тренировках

2

Учебная комната

Понедельник (15:20-16:00)


Февраль, март

Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений

2

Учебная комната

Понедельник (15:20-16:00)


Март

Личная гигиена юного туриста

1

Учебная комната

Понедельник (15:20-16:00)


Апрель

Обработка ран, ссадин и наложение простейших повязок

2

Учебная комната

Понедельник (15:20-16:00)

Практическое занятие

Апрель

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках


Учебная комната

Понедельник (15:20-16:00)


Май

Горный туризм

2

Учебная комната

Понедельник (15:20-16:00)


Май

Пешеходный поход

2

Учебная комната

Понедельник (15:20-16:00)






10