Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Тыгишская средняя общеобразовательная школа
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Туризм»
(приложение к дополнительной общеобразовательной программе)
Возраст обучающихся 12-17 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Пермикин Сергей Леонидович, учитель
2023 г.
Содержание программы:
№ п.п. | Наименование | Стр. |
1 | Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы | |
| 1.1. | Пояснительная записка | |
| 1.2. | Цель и задачи общеразвивающей программы | |
| 1.3. | Содержание общеразвивающей программы | |
| 1.4. | Планируемые результаты | |
2 | Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации | |
| 2.1. | Условия реализации программы | |
| 2.2. | Формы контроля и оценочные материалы | |
3 | Список литературы | |
4 | приложение 1. Календарно-тематическое планирование | |
1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка разработана в соответствии с положением о рабочей программе педагога дополнительного образования.
Направленность программы - туристско-краеведческая.
Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного, культурного и исторического наследия своей малой родины. Программа носит образовательно - развивающий характер. Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся.
Отличительная особенность. Программа имеет туристско-краеведческую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. Педагогическая эффективность программы будет выше, если каждый участник туристской прогулки, сюжетно-ролевой игры, экскурсии или похода будет выполнять посильные и интересные для него поручения. Дети могут самостоятельно распределить следующие социально-профессиональные роли: командир, ремонтный мастер, направляющий, замыкающий, штурман, проводник, дежурный, костровой, санинструктор, завхоз по снаряжению, знаток погоды, знаток птиц, знаток растений, знаток трав, знаток достопримечательностей, знаток туристской кухни, знаток водотоков и водоёмов, знаток рыб, знаток туристской фотографии, знаток туристских песен, знаток истории родного края и т. п.
Совершенствуя полученные в начальном образовании универсальные учебные действия, обучающиеся получают новые теоретические знания и практические умения в области истории и культуры малой родины через различные виды практико-ориентированной деятельности в системе должностно - ролевого туристско-краеведческого самоуправления, проявляют уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям прежних времён, а также в процессе обучения формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности родного края. Ведущим методом внеурочной деятельности является метод решения практических задач (познавательных, исполнительских, творческих).
Адресат. Занятия в кружке дополнительного образования «Туризм» организуются для обучающихся 12-17 лет. Курс предназначен для учащихся 5-11 классов. Количество детей в одной группе до 15 человек.
Режим занятий. 1 раз в неделю. Количество занятий в день - 1, продолжительность одного занятия 40 мин.
Объем программы. Всего 34 ч. из них: 26 ч. теория, 8 ч. – практика.
Срок освоения. Срок реализации программы- 1 год. Количество учебных недель – 34.
Формы обучения: индивидуальная и групповая.
Виды занятий - практическое занятие
Форма подведения результатов соревнования, выступления, прохождение контрольной дистанции
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цель:
сохранение и укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и физического развития через туристскую деятельность.
Задачи:
- формирование мотивации на регулярные занятия физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений и навыков здорового образа жизни, осознание каждым ребенком собственной ответственности за свое здоровье;
- обучение основам туристкой подготовки, элементам техники и тактики спортивного туризма;
- создание эффективной системы подготовки учащихся для получения спортивных разрядов по туризму;
- педагогическое руководство воспитанием гуманистических принципов уважения к личности ее правам и свободе.
- формирование ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.
Учебный (тематический) план
№ п.п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | теория | практика | |
1 | Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста | 13 | 8 | 5 | Практическое занятие |
2 | Азбука топографии и туристского ориентирования | 8 | 7 | 1 | Практическое занятие |
3 | Азбука спортивно-оздоровительного туризма | 13 | 9 | 2 | Практическое занятие |
| Всего | 34 | 26 | 8 | |
Содержание общеразвивающей программы.
Структурно программа состоит из трех разделов.
Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста 13 ч
Теория. Введение. Информация о работе детского объединения, техника безопасности
Теория. Туристические путешествия, история развития туризма
Теория. Виды туризма
Практика. Организация биваков и охрана природы
Теория. Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря
Теория. Типы костров. Правила разведения костра, работы с топором, пилой при заготовке дров
Теория. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки
Практика. Узлы, работа с верёвками
Теория. Питьевой режим на туристской прогулке
Теория. Питание в туристическом походе
Азбука топографии и туристского ориентирования 8 ч
Теория. Основные элементы типографии
Теория. Понятие о топографической и спортивной карте
Теория. План местности
Теория. Условные знаки
Практика. Ориентирование по горизонту, азимут
Теория. Действия в случае потери ориентирования
Азбука спортивно-оздоровительного туризма 13 ч
Теория. Общая физическая подготовка и оздоровление организма
Теория. Волевые усилия и их значение в походах и на тренировках
Теория. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений
Теория. Личная гигиена юного туриста
Практика. Обработка ран, ссадин и наложение простейших повязок
Теория. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировка
Теория. Горный туризм
Теория. Пешеходный поход
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты - включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению
Метапредметные результаты означает освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий - регулятивных, познавательных и коммуникативных, способность их использовать в своей практической деятельности:
правила выживания в условиях автономии;
правила выживания при ЧС;
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых действий:
- основные этапы истории туризма;
- основные виды туризма;
- историю своей школы, её традиции;
- основные вехи истории родного края;
- азбуку туристско-краеведческой деятельности;
- правила поведения в музеях и других общественных местах;
- основные термины, применяемые в детском туризме и краеведении;
- основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;
- основные виды растительного и животного мира своего края;
- способы передвижения и преодоления естественных и искусственных препятствий в пешеходных и лыжных путешествиях;
- способы охраны природы в туристском путешествии.
основные социальные функции туризма и краеведения;
- ведущие музеи, исторические и памятные места своего села и района;
- жизнь и деятельность выдающихся путешественников, соотечественников, внёсших вклад в развитие туризма;
- с методикой проведения поисково-исследовательской работы;
- правила оформления краеведческого исследования
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ.
2.1. Условия реализации программы:
- материально-техническое обеспечение. Занятия проводятся в учебной аудитории, спортивная площадка школы
- информационное обеспечение, в кабинете технологии есть ноутбук и интернет
-кадровое обеспечение, занятия проводит педагог дополнительного образования
№/п | Ф.И.О. учителя | Преподаваемые дисциплины | Уровень образования | Квалификация/дата прохождения аттестации | Курсы повышения квалификации |
1 | Пермикин Сергей Леонидович | ОБЖ, технология | ФГБОУ ВПО Уральский государственный университет физической культуры. г. Челябинск, 2011 г. Специальность: физическая культура и спорт, квалификация: специалист по физической культуре и спорту. | Высшая квалификационная категория. 28.03.2022 г. | 24.03.2021, АНО ДПО «Уральский региональный учебный центр «Новатор». Проверка знаний требований охраны труда по программе «Обучение по охране труда групп смешанного состава» в объеме 40 часов. 21.01.2022-22.01.2022, ООО «Учебно-производственный центр «Технология» по программе: «Актуальные вопросы деятельности педагога в условиях реализации обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО», 16 часов 01.02.2022-15.02.2022, ООО «Центр непрерывного образования и инноваций» по программе: Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ (инклюзивное образование), 72 часа 10.02.2022 - 01.03.2022 «Конструирование образовательного процесса в центрах образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», Нижнетагильский филиал ИРО (40 час.) |
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы: - соревнования, выступления, прохождение контрольной дистанции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник. – Изд. 8-е, переработанное и дополненное. – СПб.: «Невский Фонд» – «Издательский дом Герда», 2006. – 448 с.
2. Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2005. – 2008 с.
3. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи. Учеб. пособие / Под общ. ред. Р.И. Айзмана, С.Г. Кривощекова, И.В. Омельченко. – 3-е изд., испр. и доп. – Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2005. – 464 с.
4. Энциклопедия туриста. – М.: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1994.
5. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник / Под общ. ред. Ю.Н. Федотова. – М.: Советский спорт, 2002. – 364 с.
6. Бардин К.В. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1981.
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц \число | Название темы | Кол-во часов | Место проведения | Время проведения | Форма контроля |
Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста 13 ч |
Сентябрь | Введение. Информация о работе детского объединения, техника безопасности | 1 | Учебная комната | Понедельник (15:20-16:00) | |
Сентябрь | Туристические путешествия, история развития туризма | 1 | Учебная комната | Понедельник (15:20-16:00) | |
Сентябрь | Виды туризма | 1 | Учебная комната | Понедельник (15:20-16:00) | |
Сентябрь | Организация биваков и охрана природы | 1 | Территория школы | Понедельник (15:20-16:00) | Практическое занятие |
Октябрь | Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря | 2 | Учебная комната | Понедельник (15:20-16:00) | |
Октябрь | Типы костров. Правила разведения костра, работы с топором, пилой при заготовке дров | 2 | Учебная комната | Понедельник (15:20-16:00) | Практическое занятие |
Ноябрь | Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки | 1 | Учебная комната | Понедельник (15:20-16:00) | |
Ноябрь | Узлы, работа с верёвками | 2 | Учебная комната | Понедельник (15:20-16:00) | Практическое занятие |
Ноябрь | Питьевой режим на туристской прогулке | 1 | Учебная комната | Понедельник (15:20-16:00) | |
Декабрь | Питание в туристическом походе | 1 | Учебная комната | Понедельник (15:20-16:00) | |
Азбука топографии и туристского ориентирования 8 ч |
Декабрь | Основные элементы типографии | 1 | Территория школы | Понедельник (15:20-16:00) | |
Декабрь | Понятие о топографической и спортивной карте | 1 | Учебная комната | Понедельник (15:20-16:00) | |
Декабрь | План местности | 1 | Учебная комната | Понедельник (15:20-16:00) | |
Январь | Условные знаки | 2 | Учебная комната | Понедельник (15:20-16:00) | |
Январь | Ориентирование по горизонту, азимут | 2 | Территория школы | Понедельник (15:20-16:00) | Практическое занятие |
Январь | Действия в случае потери ориентирования | 1 | Учебная комната | Понедельник (15:20-16:00) | |
Азбука спортивно-оздоровительного туризма 13 ч |
Январь, февраль | Общая физическая подготовка и оздоровление организма | 2 | Учебная комната | Понедельник (15:20-16:00) | |
Февраль | Волевые усилия и их значение в походах и на тренировках | 2 | Учебная комната | Понедельник (15:20-16:00) | |
Февраль, март | Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений | 2 | Учебная комната | Понедельник (15:20-16:00) | |
Март | Личная гигиена юного туриста | 1 | Учебная комната | Понедельник (15:20-16:00) | |
Апрель | Обработка ран, ссадин и наложение простейших повязок | 2 | Учебная комната | Понедельник (15:20-16:00) | Практическое занятие |
Апрель | Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках | | Учебная комната | Понедельник (15:20-16:00) | |
Май | Горный туризм | 2 | Учебная комната | Понедельник (15:20-16:00) | |
Май | Пешеходный поход | 2 | Учебная комната | Понедельник (15:20-16:00) | |
10