СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Зебрушка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Зебрушка»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ- ВЕРХ-ТУЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14









Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

«Зебрушка»



Направленность: социально-педагогическая

Уровень программы: стартовый

Возраст обучающихся: 7 – 11 лет

Срок реализации: 1 год





Село Верх-Тула, 2023 год

Пояснительная записка

Направленность: социально- педагогическая.

Актуальность программы. Сохранить жизнь и здоровье детей — значит сохранить будущее нации. Эта проблема стоит сегодня как никогда остро: с каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами, получают тяжелейшие травмы дети. Перед фактом продолжающегося увеличения автотранспорта на дорогах, крайне необходимо единение государственных органов, общественных институтов, семьи в борьбе с детским дорожно-транспортным травматизмом.

Сложные условия современного дорожного движения предъявляют ко всем его участникам очень высокие требования. Участники дорожного движения должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу.

Основу взаимодействия и «мирного сосуществования» всех участников движения создают Правила дорожного движения, которые необходимо четко знать, а самое главное — неуклонно выполнять.

Целью является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся школьники. Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности.

Программа решает следующие задачи:

- усилить знания о правилах движения на проезжей части;

-обучить понимание сигналов светофора и жестов регулировщика;

- привить умения пользоваться общественным транспортом;

- ознакомить со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;

- воспитать осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;

- воспитать бережное отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.

Категория учащихся: 8-12 лет

Срок реализации программы: 1 год

К концу изучения курса по программе  обучающиеся должны знать:

1. правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;

2. способы оказания первой медицинской помощи;

3. техническое устройство велосипеда;

Обучающиеся должны уметь:

1. Ориентироваться в дорожных ситуациях;

2. Оценивать свое поведение на дороге;

3. Объяснить товарищу правила поведения на дороге;

4. Управлять велосипедом, соблюдая правила дорожного движения;

5. Оказывать первую медицинскую помощь при ДТП.

Иметь навыки:

1.Дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;

2.Взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;

3.Участия в конкурсах, соревнованиях.

4.Активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.

Методы и средства обучения:

Словесные – рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.

Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.

Основные принципы реализации программы:

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.

Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.





Учебный (тематический) план

Тема

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по техники безопасности на занятиях.

1

Правила дорожного движения.

19

2

Основные понятия и термины ПДД.

1

3

Права, обязанность, ответственность участников дорожного движения.

1

4

Дорожные знаки и дополнительные средства информации.

1

5

Правила движения пешеходов.

1

6

Где и как переходить улицу.

1

7

Элементы улиц и дорог.

1

8

Регулируемый перекрёсток.

1

9

Не регулируемый перекрёсток.

1

10

Правила движении велосипедов.

1

11

Перевозка людей и грузы на велосипеде.

1

12

Движение группы пешеходов и велосипедистов.

1

13

Движение группы пешеходов и велосипедистов.

1

14

Устройство велосипеда.

1

15

Фигурное вождение.

1

16

Дорожная разметка.

1

17

Правила пользования транспортом.

1

18

На железной дороге.

1

19

Движение по загородной дороге.

1

20

Дорожные ловушки.

1

Первая доврачебная помощь.

10

21

Ожоги и обморожения.

1

22

Виды кровотечения.

1

23

Транспортировка пострадавших.

1

24

Травма головы, грудной клетки, живота.

1

25

Шок, обморок.

1

26

Переломы.

1

27

Переломы.

1

28

Виды и техника наложения повязок.

1

29

Виды и техника наложения повязок.

1

30

Медицинская аптечка.

1


Творческие мероприятия.

4

31

Подготовка плаката.

1

32

Участие в конкурсах.

1

33

Участие в конкурсах.

1

34

Итоговое тестирование.

1


Итого:

34 часа




Содержание учебного плана

1.Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении отрядов ЮИД. Знакомство с задачами отряда.

2. ПДД.

-Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения.

- Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя, пешехода, пассажира.

-Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы знаков, их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации.

-Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода.

-Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора.

-Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет.

-Регулируемый перекрёсток. Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей.

-Нерегулируемый перекрёсток. Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями.

-Правила движения велосипедиста. Знакомство с устройством велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части.

-Перевозка людей и груза на велосипеде. Правила перевозки грузов и маневрирования. Технические требования к велосипеду.

-Движение группы пешеходов и велосипедистов. Различие движения колонн пешеходов и групп детей. Действия руководителя группы. Переход дороги колонной пешеходов и группой детей. Правила движения велосипедистов группами, действия руководителя группы (колонны). Проезд нерегулируемого перекрёстка группой велосипедистов.

-Устройство велосипеда. Основные узлы; значение каждой детали оборудования. Обратить внимание на действие руля и тормозов. Уход за велосипедом: очистка, плавность хода, контролирование шин. Выверка центровки колёс. Натяжение цепи и спиц. Смазка велосипеда, промывание вращающихся деталей. Устранение зазоров.

-Фигурное вождение велосипеда. Правила выполнения упражнений: «восьмёрка», перевоз предмета, коридор из коротких (длинных) досок; слалом с одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии.

-Дорожная разметка. Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке. Её значение для регулирования движения транспорта и пешеходов. Пользование разметкой, ориентирование в движении.

-Правила пользования транспортом. Пользование общественным транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания. Пользование собственным легковым автомобилем или такси.

-На железной дороге. Обучение пользованию железнодорожными переходами. Оборудование железнодорожных переездов. Правила перехода и переезда через железнодорожные пути.

-Движение по загородной дороге. Дать важные сведения о сельском транспорте (тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте); изучить дополнительные требования к движению гужевых повозок и погону животных.

- Дорожные «ловушки». Знание правил безопасного перехода через дорогу. Умение видеть на дороге опасные ситуации- «ловушки»: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части.

3.Первая помощь.

-Ожоги, обморожения. ПП при ожогах 1,2,3, 4 степеней; при ожогах кислотой, щёлочью. ПП при обморожениях. Обезболивающие средства. Обработка поражённых участков тела.

-Виды кровотечений. Ознакомление с видами кровотечений и их характеристика (капиллярное, венозное, артериальное). Признаки внутреннего кровотечения. ПП при капиллярном, венозном, артериальном, внутреннем кровотечениях. Правила наложения жгута, (закрутки).

-Транспортировка пострадавших. Понятие транспортировки. Особенности транспортировки с переломом позвоночника, при переломе костей таза. Транспортировка при отсутствии транспортных средств (носилки, щит, доска)

-Шок, обморок. Понятие шока, обморока. Порядок оказания ПП при шоке, обмороке.

-Переломы. Понятие перелома. Открытый и закрытый перелом. ПП при переломе: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, костей кисти и пальцев, бедренной кости, костей голени. Вывих конечности, бедра, костей верхних конечностей, нижней челюсти.

-Виды и техника наложения повязок. Общие правила наложения повязок. Наложение повязки: - при травме головы: лобной области (шапочка); теменной области (чепец); затылочной области головы и шеи (8- образная); - при травме глаза; на оба глаза; - при травме голеностопного и лучезапястного суставов (8- образная); - на локтевой и коленный суставы (сходящаяся повязка); (расходящаяся); - при травме грудной клетки (спиральная повязка); (повязка Дезо).

-Медицинская аптечка, её предназначение.

5. Подготовка выступления. Заучивание стихов, песен. Подготовка атрибутики, плакатов. Участие в конкурсах по ПДД.

Формы аттестации

Система оценки результатов освоения обучения дополнительной общеразвивающей программы являются уровень сформированных знаний, умений, навыков, уровень развития учащихся, включающий индивидуальные качества и личностный рост.

Порядок и периодичность проведения аттестации учащихся:

Текущий контроль проводится в течение учебного года. Итоговое тестирование обучающихся проводится в конце обучения по программе.

Оценочные материалы. При определении уровня освоения обучающимися программы используется 5-ти балльная система оценки освоения программы:

- минимальный уровень – 1 балл,

- средний уровень – от 2 до 3 баллов,

- максимальный уровень – от 4 до 5 баллов.

Организационно- педагогические условия реализации программы

Программа разработана на основе нормативно-правовых актов и документов:

Нормативно-правовые основы разработки дополнительных общеобразовательных программ:

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012) (В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ - главы № 1, 2, 6, 10, 11 и глава № 10) ;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);

- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц.защиты РФ от 8.09.2015 № 613н);

- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N 52831)

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;

- Письмо Минобрнауки России «О направлении информации» / Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (от 18 ноября 2015 г. № 09-3242) - Уставом учреждения.

Список используемой литературы

Список литературы для педагога.

1.Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования /Под общ.ред.В.Н.Кирьянова - М.: Третий Рим, 2007.

2.Методические рекомендации: формирование у школьников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. - М.: Третий Рим, 2007.

3.Игровой модульный курс по ПДД./В.И.Ковалько. - М.:ВАКО, 2006.

4.Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. - Волгоград: Учитель, 2009.

5.Основы безопасности жизнедеятельности. 3 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. - Волгоград: Учитель, 2009.

6.Основы безопасности жизнедеятельности. 4 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. - Волгоград: Учитель, 2009.

7. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений./ А.В.Гостюшин. - М.: Просвещение. 1999.

8.Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

9.Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. - М.: ВАКО, 2006 - 192с. - (Мастерская учителя)

10. Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – М., 2005.

11.Козловская Е.А., Козловский С.А. Методические рекомендации для органов управления образованием и образовательных учреждений по формированию и функционированию системы обучения безопасному поведению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. – М., 2006.

12.Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность. 4 класс. – М., 2009.

Список литературы для учащихся.

1.Газета «Добрая дорога детства» 2005, 2006, 2008 г.

2. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.

3. Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения в школе, 2004.

4.Программа по изучению ПДД «Правила дорожного движения 1-9 классы»

5. Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2007.








Контрольно измерительный материал

(Итоговый тест по прохождению курса)

1. С какого возраста детям разрешено ехать на переднем сиденье автомобиля?

А. 14 лет Б. 7 лет В. 12 лет

2. Как называется боковая часть дороги?

А. Обочина Б. Перекресток В. Ограждение

3. Какой поворот опаснее: левый или правый?

А. Правый. Б. Левый В. Оба

4. Водители-лихачи очень любят его совершать.

А. Происшествие Б. Столкновение В. Обгон

5.Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор и регулировщик?

А. Светофору Б. Регулировщику В. Никому

6. Сколько сигналов имеет пешеходный светофор?

А. Один Б. Три В. Два

7. Какое положение регулировщика запрещает движение всем участникам движения?

А. Рука поднята вверх; Б. Руки опущены В. Руки разведены в стороны

8. Как выглядят запрещающие знаки?

А знак в виде синего круга; Б знак в виде красного круга; В знак в виде красного треугольника;

9. Что показывает стрелка спидометра?


А. Скорость Б. Время В. Температуру

10. Как называется пересечение дорог и улиц?

А. Шоссе Б. Обочина В. Перекресток

11. С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улицам и дорогам?

А. 14 лет Б. 16 лет В. 10 лет

12. Как называется изменение направления движения?

А. Остановка Б. Поворот В. Дорожка

13. Приспособление в общественном транспорте для безопасности проезда пассажиров.

А. Ступенька Б. Ремень В. Поручни

14. С какого возраста можно обучаться вождению автомобиля?

А. 12 лет. Б. 16 лет. В. 14 лет.

15. Остановка – это …

А. Вынужденное прекращение движения на время до 5 мин. Б. Вынужденное прекращение движения на время свыше 5 мин. В. Преднамеренное прекращение движения на время свыше 5 мин. для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

КЛЮЧ к тесту "Правила дорожного движения"

1)В; 2)А; 3)Б; 4)В; 5)Б; 6)В; 7)А; 8)Б; 9)А; 10)В; 11)А; 12)Б; 13)В; 14)Б; 15)В.