МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ- ВЕРХ-ТУЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
«Зебрушка»
Направленность: социально-педагогическая
Уровень программы: стартовый
Возраст обучающихся: 7 – 11 лет
Срок реализации: 1 год
Село Верх-Тула, 2023 год
Пояснительная записка
Направленность: социально- педагогическая.
Актуальность программы. Сохранить жизнь и здоровье детей — значит сохранить будущее нации. Эта проблема стоит сегодня как никогда остро: с каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами, получают тяжелейшие травмы дети. Перед фактом продолжающегося увеличения автотранспорта на дорогах, крайне необходимо единение государственных органов, общественных институтов, семьи в борьбе с детским дорожно-транспортным травматизмом.
Сложные условия современного дорожного движения предъявляют ко всем его участникам очень высокие требования. Участники дорожного движения должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу.
Основу взаимодействия и «мирного сосуществования» всех участников движения создают Правила дорожного движения, которые необходимо четко знать, а самое главное — неуклонно выполнять.
Целью является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся школьники. Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности.
Программа решает следующие задачи:
- усилить знания о правилах движения на проезжей части;
-обучить понимание сигналов светофора и жестов регулировщика;
- привить умения пользоваться общественным транспортом;
- ознакомить со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
- воспитать осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
- воспитать бережное отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.
Категория учащихся: 8-12 лет
Срок реализации программы: 1 год
К концу изучения курса по программе обучающиеся должны знать:
1. правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
2. способы оказания первой медицинской помощи;
3. техническое устройство велосипеда;
Обучающиеся должны уметь:
1. Ориентироваться в дорожных ситуациях;
2. Оценивать свое поведение на дороге;
3. Объяснить товарищу правила поведения на дороге;
4. Управлять велосипедом, соблюдая правила дорожного движения;
5. Оказывать первую медицинскую помощь при ДТП.
Иметь навыки:
1.Дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
2.Взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
3.Участия в конкурсах, соревнованиях.
4.Активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.
Основные принципы реализации программы:
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.
Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Учебный (тематический) план
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по техники безопасности на занятиях. | 1 |
Правила дорожного движения. | 19 |
2 | Основные понятия и термины ПДД. | 1 |
3 | Права, обязанность, ответственность участников дорожного движения. | 1 |
4 | Дорожные знаки и дополнительные средства информации. | 1 |
5 | Правила движения пешеходов. | 1 |
6 | Где и как переходить улицу. | 1 |
7 | Элементы улиц и дорог. | 1 |
8 | Регулируемый перекрёсток. | 1 |
9 | Не регулируемый перекрёсток. | 1 |
10 | Правила движении велосипедов. | 1 |
11 | Перевозка людей и грузы на велосипеде. | 1 |
12 | Движение группы пешеходов и велосипедистов. | 1 |
13 | Движение группы пешеходов и велосипедистов. | 1 |
14 | Устройство велосипеда. | 1 |
15 | Фигурное вождение. | 1 |
16 | Дорожная разметка. | 1 |
17 | Правила пользования транспортом. | 1 |
18 | На железной дороге. | 1 |
19 | Движение по загородной дороге. | 1 |
20 | Дорожные ловушки. | 1 |
Первая доврачебная помощь. | 10 |
21 | Ожоги и обморожения. | 1 |
22 | Виды кровотечения. | 1 |
23 | Транспортировка пострадавших. | 1 |
24 | Травма головы, грудной клетки, живота. | 1 |
25 | Шок, обморок. | 1 |
26 | Переломы. | 1 |
27 | Переломы. | 1 |
28 | Виды и техника наложения повязок. | 1 |
29 | Виды и техника наложения повязок. | 1 |
30 | Медицинская аптечка. | 1 |
| Творческие мероприятия. | 4 |
31 | Подготовка плаката. | 1 |
32 | Участие в конкурсах. | 1 |
33 | Участие в конкурсах. | 1 |
34 | Итоговое тестирование. | 1 |
| Итого: | 34 часа |
Содержание учебного плана
1.Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении отрядов ЮИД. Знакомство с задачами отряда.
2. ПДД.
-Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения.
- Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя, пешехода, пассажира.
-Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы знаков, их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации.
-Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода.
-Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора.
-Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет.
-Регулируемый перекрёсток. Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей.
-Нерегулируемый перекрёсток. Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями.
-Правила движения велосипедиста. Знакомство с устройством велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части.
-Перевозка людей и груза на велосипеде. Правила перевозки грузов и маневрирования. Технические требования к велосипеду.
-Движение группы пешеходов и велосипедистов. Различие движения колонн пешеходов и групп детей. Действия руководителя группы. Переход дороги колонной пешеходов и группой детей. Правила движения велосипедистов группами, действия руководителя группы (колонны). Проезд нерегулируемого перекрёстка группой велосипедистов.
-Устройство велосипеда. Основные узлы; значение каждой детали оборудования. Обратить внимание на действие руля и тормозов. Уход за велосипедом: очистка, плавность хода, контролирование шин. Выверка центровки колёс. Натяжение цепи и спиц. Смазка велосипеда, промывание вращающихся деталей. Устранение зазоров.
-Фигурное вождение велосипеда. Правила выполнения упражнений: «восьмёрка», перевоз предмета, коридор из коротких (длинных) досок; слалом с одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии.
-Дорожная разметка. Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке. Её значение для регулирования движения транспорта и пешеходов. Пользование разметкой, ориентирование в движении.
-Правила пользования транспортом. Пользование общественным транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания. Пользование собственным легковым автомобилем или такси.
-На железной дороге. Обучение пользованию железнодорожными переходами. Оборудование железнодорожных переездов. Правила перехода и переезда через железнодорожные пути.
-Движение по загородной дороге. Дать важные сведения о сельском транспорте (тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте); изучить дополнительные требования к движению гужевых повозок и погону животных.
- Дорожные «ловушки». Знание правил безопасного перехода через дорогу. Умение видеть на дороге опасные ситуации- «ловушки»: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части.
3.Первая помощь.
-Ожоги, обморожения. ПП при ожогах 1,2,3, 4 степеней; при ожогах кислотой, щёлочью. ПП при обморожениях. Обезболивающие средства. Обработка поражённых участков тела.
-Виды кровотечений. Ознакомление с видами кровотечений и их характеристика (капиллярное, венозное, артериальное). Признаки внутреннего кровотечения. ПП при капиллярном, венозном, артериальном, внутреннем кровотечениях. Правила наложения жгута, (закрутки).
-Транспортировка пострадавших. Понятие транспортировки. Особенности транспортировки с переломом позвоночника, при переломе костей таза. Транспортировка при отсутствии транспортных средств (носилки, щит, доска)
-Шок, обморок. Понятие шока, обморока. Порядок оказания ПП при шоке, обмороке.
-Переломы. Понятие перелома. Открытый и закрытый перелом. ПП при переломе: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, костей кисти и пальцев, бедренной кости, костей голени. Вывих конечности, бедра, костей верхних конечностей, нижней челюсти.
-Виды и техника наложения повязок. Общие правила наложения повязок. Наложение повязки: - при травме головы: лобной области (шапочка); теменной области (чепец); затылочной области головы и шеи (8- образная); - при травме глаза; на оба глаза; - при травме голеностопного и лучезапястного суставов (8- образная); - на локтевой и коленный суставы (сходящаяся повязка); (расходящаяся); - при травме грудной клетки (спиральная повязка); (повязка Дезо).
-Медицинская аптечка, её предназначение.
5. Подготовка выступления. Заучивание стихов, песен. Подготовка атрибутики, плакатов. Участие в конкурсах по ПДД.
Формы аттестации
Система оценки результатов освоения обучения дополнительной общеразвивающей программы являются уровень сформированных знаний, умений, навыков, уровень развития учащихся, включающий индивидуальные качества и личностный рост.
Порядок и периодичность проведения аттестации учащихся:
Текущий контроль проводится в течение учебного года. Итоговое тестирование обучающихся проводится в конце обучения по программе.
Оценочные материалы. При определении уровня освоения обучающимися программы используется 5-ти балльная система оценки освоения программы:
- минимальный уровень – 1 балл,
- средний уровень – от 2 до 3 баллов,
- максимальный уровень – от 4 до 5 баллов.
Организационно- педагогические условия реализации программы
Программа разработана на основе нормативно-правовых актов и документов:
Нормативно-правовые основы разработки дополнительных общеобразовательных программ:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012) (В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ - главы № 1, 2, 6, 10, 11 и глава № 10) ;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц.защиты РФ от 8.09.2015 № 613н);
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N 52831)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;
- Письмо Минобрнауки России «О направлении информации» / Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (от 18 ноября 2015 г. № 09-3242) - Уставом учреждения.
Список используемой литературы
Список литературы для педагога.
1.Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования /Под общ.ред.В.Н.Кирьянова - М.: Третий Рим, 2007.
2.Методические рекомендации: формирование у школьников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. - М.: Третий Рим, 2007.
3.Игровой модульный курс по ПДД./В.И.Ковалько. - М.:ВАКО, 2006.
4.Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. - Волгоград: Учитель, 2009.
5.Основы безопасности жизнедеятельности. 3 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. - Волгоград: Учитель, 2009.
6.Основы безопасности жизнедеятельности. 4 класс/Сост.Г.Н.Шевченко. - Волгоград: Учитель, 2009.
7. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений./ А.В.Гостюшин. - М.: Просвещение. 1999.
8.Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
9.Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. - М.: ВАКО, 2006 - 192с. - (Мастерская учителя)
10. Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – М., 2005.
11.Козловская Е.А., Козловский С.А. Методические рекомендации для органов управления образованием и образовательных учреждений по формированию и функционированию системы обучения безопасному поведению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. – М., 2006.
12.Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность. 4 класс. – М., 2009.
Список литературы для учащихся.
1.Газета «Добрая дорога детства» 2005, 2006, 2008 г.
2. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
3. Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения в школе, 2004.
4.Программа по изучению ПДД «Правила дорожного движения 1-9 классы»
5. Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2007.
Контрольно измерительный материал
(Итоговый тест по прохождению курса)
1. С какого возраста детям разрешено ехать на переднем сиденье автомобиля?
А. 14 лет Б. 7 лет В. 12 лет
2. Как называется боковая часть дороги?
А. Обочина Б. Перекресток В. Ограждение
3. Какой поворот опаснее: левый или правый?
А. Правый. Б. Левый В. Оба
4. Водители-лихачи очень любят его совершать.
А. Происшествие Б. Столкновение В. Обгон
5.Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор и регулировщик?
А. Светофору Б. Регулировщику В. Никому
6. Сколько сигналов имеет пешеходный светофор?
А. Один Б. Три В. Два
7. Какое положение регулировщика запрещает движение всем участникам движения?
А. Рука поднята вверх; Б. Руки опущены В. Руки разведены в стороны
8. Как выглядят запрещающие знаки?
А знак в виде синего круга; Б знак в виде красного круга; В знак в виде красного треугольника;
9. Что показывает стрелка спидометра?
А. Скорость Б. Время В. Температуру
10. Как называется пересечение дорог и улиц?
А. Шоссе Б. Обочина В. Перекресток
11. С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улицам и дорогам?
А. 14 лет Б. 16 лет В. 10 лет
12. Как называется изменение направления движения?
А. Остановка Б. Поворот В. Дорожка
13. Приспособление в общественном транспорте для безопасности проезда пассажиров.
А. Ступенька Б. Ремень В. Поручни
14. С какого возраста можно обучаться вождению автомобиля?
А. 12 лет. Б. 16 лет. В. 14 лет.
15. Остановка – это …
А. Вынужденное прекращение движения на время до 5 мин. Б. Вынужденное прекращение движения на время свыше 5 мин. В. Преднамеренное прекращение движения на время свыше 5 мин. для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
КЛЮЧ к тесту "Правила дорожного движения"
1)В; 2)А; 3)Б; 4)В; 5)Б; 6)В; 7)А; 8)Б; 9)А; 10)В; 11)А; 12)Б; 13)В; 14)Б; 15)В.