СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Волейбол – один из самых доступных и распространенных видов командной спортивной игры. Эта игра благоприятна для здоровья и стара, и млада. Каждый, увлекающийся этой игрой, полной задора и радости движений, не расстается с ней в течение всей своей жизни. Волейбол – это отличное средство приобщения человека к систематическим занятиям физической культуры и спортом, активного отдыха. В последние годы в нашей стране проведен ряд мер, направленных на усовершенствование системы подготовки спортивных резервов высококвалифицированных волейболистов, внесены изменения в организационнометодические формы подготовки спортивных резервов, усовершенствованы тренировочные и соревновательные режимы, изменены принципы наполняемости учебных групп.

Современный волейбол характеризуется высокой двигательной активностью волейболистов.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол»»

Администрация городского округа «Город Калининград»

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 47 г. Калининграда









Принята на заседании

педагогического совета

от «30» августа 2023г.

Протокол № ________



Утверждаю:

Директор МАОУ СОШ № 47

В.С.Бобров

«30» августа 2023г.










Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

«Волейбол»


Возраст обучающихся: 14-17 лет Срок реализации: 1 год











Автор программы:

Маршева Лариса Анатольевна,

учитель физической культуры

г.Калининград





г. Калининград, 2023

Пояснительная записка

Волейбол – один из самых доступных и распространенных видов командной спортивной игры. Эта игра благоприятна для здоровья и стара, и млада. Каждый, увлекающийся этой игрой, полной задора и радости движений, не расстается с ней в течение всей своей жизни. Волейбол – это отличное средство приобщения человека к систематическим занятиям физической культуры и спортом, активного отдыха. В последние годы в нашей стране проведен ряд мер, направленных на усовершенствование системы подготовки спортивных резервов высококвалифицированных волейболистов, внесены изменения в организационнометодические формы подготовки спортивных резервов, усовершенствованы тренировочные и соревновательные режимы, изменены принципы наполняемости учебных групп.

Современный волейбол характеризуется высокой двигательной активностью волейболистов. Эффективное выполнение прыжковых игровых действий, технических приемов и большинства тактических комбинаций на протяжении одной игры, или нескольких игровых дней основано на высоком уровне развития физических качеств (отдельные стороны двигательных возможностей спортсменов). В волейболе физические качества условно делятся на общие и специальные. Общие — сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость — в значительной мере определяют всесторонность физичсского развития и здоровье спортсменов. На высокоразвитой базе выше перечисленных физических качеств развиваются специальные физические качества, необходимые для игры в волейбол: «взрывная» сила, быстрота перемещения и прыгучесть, скоростная, прыжковая и игровая выносливость, акробатическая и прыжковая ловкость. Общая сила — способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Проявление мышечной силы зависит от концентрированности нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата; от физиологического поперечника мышц; биохимических процессов, происходящих в работающих мышцах и степени их утомления; от биомеханических характеристик движения (длины плеч рычагов, включение в работу наиболее крупных мышц и пр.). Величины проявления силы могут возрастать либо за счет большой массы при небольших ускорениях (собственно силовые способности, например жим или приседания со штангой околопредельного веса), либо за счет увеличения скорости при постоянных массах (скоростно-силовые движения). Для волейбола наиболее значимы скоростно-силовые способности. Для развития силы большое значение имеет увеличение мышечной массы с помощью упражнений с отягощениями. Характерная черта развития силы — возможность избирательного воздействия на отдельные мышечные группы. 31 «Взрывная» сила — способность нервно-мышечной системы преодолевать сопротивление с высокий скоростью мышечного сокращения. Большинство технических приемов в волейболе требуют проявления «взрывной» силы. Для выполнения передачи двумя руками сверху необходим определенный уровень развития силы мыши, кистей; подачи — силы мышц кисти, плечевого пояса и мышц туловища; нападающего удара — комплексное развитие «взрывной» силы мышц кисти, плечевого пояса, туловища и ног. Характер применяемых средств должен соответствовать специфике проявления мышечных усилий (метания, ударные движения, прыжки, броски и др.). Прыгучесть— способность волейболиста прыгать оптимально высоко для выполнения нападающих ударов, блокирования и вторых передач. Для появления прыгучести необходима «взрывная» сила, проявление которой зависит от развития силы определенных мышечных групп и скорости сокращения мышечных волокон. Основными средствами развития прыгучести волейболистов являются прыжковые упражнения с отягощениями и без них, основные и имитационные упражнения. Общая быстрота — способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота обуславливается подвижностью нервных процессов (возбуждение — торможение), биохимическими процессами в работающих мышцах (скорость расщепления и восстановления энергии), степенью владения техническим приемами, силовой подготовленностью, подвижностью в суставах и эластичностью сухожилий и мышц. Для развития «общей» быстроты движений целесообразно использовать комплексный метод тренировки, который предусматривает применение подвижных и спортивных и1р, эстафет, рывков и ускорений, гладкого бега, игровых упражнений. Наиболее эффективной для развития быстроты движений является разносторонняя физическая подготовка с акцентированием внимания на упражнениях скоростносилового характера. Специальная быстрота. В волейболе быстрота проявляется в трех основных формах: а) быстрота двигательной реакции (на сигнал партнера, на изменение игровой ситуации и др.); б) предельная быстрота отдельных движений (выполнение технических приемов); в) быстрота перемещений — максимально быстрое перемещение по площадке к мячу с последующим выполнением технико-тактических действий. Под быстротой двигательной реакции понимают латентное время реагирования (появление возбуждения в рецепторе, передача возбуждения в ЦНС, переход возбуждения по нервным сетям и формирование эффекторного сигнала, проведение сигнала к мышце, возбуждение мышцы и появление в ней механической активности).

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» (далее-Программа) составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.09.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа

Педагогическая идея опыта заключается в разработке оптимальной системы методов и средств скоростно-силовой подготовки девушек-волейболисток исходя из условий тренировок, материальной базы как одного из условий обеспечения их эффективной соревновательной деятельности.

Описание ключевых понятий

Волейбол — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника (добить до пола), либо чтобы игрок защищающейся команды допустил ошибку. 

Нападающий удартехнический прием атаки, заключающийся в перебивании мяча одной рукой на сторону соперника выше верхнего края сетки нападающий удар. 

Техническая подготовка - степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов.

Тактическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на овладение рациональными способами ведения спортивной борьбы в процессе соревновательной деятельности.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» имеет физкультурно-спортивную направленность.

Уровень освоения программы

Уровень освоения программы – базовый.

Актуальность образовательной программы

Актуальность Программы основана на интересе, потребностях обучающихся в спортивной деятельности, и заключается в том, что занятия позволяют обучающимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приемами игры в особенности тактическими приёмами, подготовка к сдаче нормативов ГТО.

Отличительной особенностью Программы является то, что её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у обучающихся в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.

Педагогическая целесообразность образовательной программы

Педагогическая целесообразность позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.

Практическая значимость образовательной программы

В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большой учебной нагрузкой и объёмам домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Волейбол», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании

функциональности организма

Принципы отбора содержания образовательной программы

Принципы отбора содержания (образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие его способностей):

  • принцип единства развития, обучения и воспитания;

  • принцип систематичности и последовательности;

  • принцип доступности;

  • принцип наглядности;

  • принцип взаимодействия и сотрудничества;

  • принцип комплексного подхода.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является формирование комфортной образовательной среды, которая воспитывает у детей и подростков культуру здорового образа жизни. Программа базируется на методических рекомендациях, разработанных выдающимися представителями отечественной тренерской школы. Занятия волейболом, благодаря индивидуальному подходу к особенностям каждого ребенка, позволяют ему ощутить себя в динамике непрерывного физического развития, отражающейся в его спортивных показателях и достижениях и, самое главное, в показателях его физического и психологического здоровья. Данная программа предоставляет собой адаптированный вариант программы секции волейбола в спортивных школах.

Цель образовательной программы

Цель дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Волейбол»: развитие физических качеств, формирование двигательной сферы, овладение техникой и тактикой игры волейбол, подготовка обучающихся для реализации своих достижений в соревновательной деятельности.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:

  • Укреплять физическое и психологическое здоровье;

  • Развивать физические качества (ловкость, выносливость, прыгучесть и т.п.);

  • Формировать двигательные умения и навыки (кондиционных и координационных);

  • Прививать интерес к спорту;

  • Воспитывать волевые качества.

Задачи образовательной программы

Основные:

-возможность занятий в спортивной школе;

-создавать условия для развития и саморазвития, выявлять способных и талантливых детей;

-формирование мотивации к дальнейшим занятиям спортом с перспективой перехода на следующий уровень обучения.

Развивающие:

- развивать культуру движений и телесную рефлексию;

- развивать физические качества: быстроту, силу, выносливость, соревновательные навыки через обучение детей игре в волейбол;

-развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.

Учебные:

- учить детей элементарным правилам игры в волейбол, с правилами судейства соревнований;

-знакомить с новыми видами деятельности (правильное распределение времени в режиме дня, страховки и самостраховки, о правильном питании спортсмена, о питьевом режиме, наблюдению и анализу своего физического развития и др.);

-учить передаче и подаче мяча, игре через сетку;

-учить правилам этикета при игре в волейбол, избегать конфликтных ситуаций;

-учить самостоятельности.

Воспитательные:

-воспитывать нравственные, эстетические, волевые качества личности;

-воспитывать коммуникативные качества (общение в сотрудничестве, взаимопонимания);

-воспитывать интерес к волейболу, потребность в здоровом образе жизни; -мотивация к дальнейшим занятиям спортом.

Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 14 - 17 лет.

Особенности организации образовательного процесса

Набор детей в объединение – свободный. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 15-20 человек. Приём в группу осуществляется по заявлениям родителей\ законных представителей\ обучающихся согласно требованиям приказа № 1008 и ст. 55 Закона.

Формы обучения по образовательной программе

Форма обучения – очная.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 72 часа. Продолжительность занятий – 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Объем и срок освоения образовательной программы

Срок освоения программы – 1 год.

Основные методы обучения

Методы обучения: общепедагогические (метод наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических качеств) и спортивные (метод непрерывности, метод максимальности и постепенности повышения требований, метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок; метод избыточности, предполагающий применение тренировочных нагрузок, превосходящих соревновательные).

Планируемые результаты

Планируемые результаты

  • уметь подавать мяч в любые зоны;

  • уметь делать удары в прыжке;

  • подавать мяч из разных точек;

  • уметь переключаться из скоростных действий к медленным;

- владение техникой и тактикой игры в волейбол;

- владение строевыми командами и подбором упражнений по общей физической подготовке (разминке);

- способность вести практическое судейство игры волейбол;

- способность вести технический протокол игры, составлять заявку на участие в соревнованиях;

- комплектование сборной команды школы для участия в Спартакиаде школьников по волейболу;

- результативность сдачи нормативов ГТО.

Содержание учебного предмета

Техника безопасности на занятиях по волейболу. Развитие физической культуры и спорта в России. История возникновения волейбола. Выдающиеся достижения российских спортсменов. Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение. Развития волейбола в России. Основные приемы самоконтроля. Предупреждение травматизма. Оказание первой помощи при травмах. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и в мире. Методика судейства. Терминология и судейские жесты. Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом.

Стойки и перемещения игрока. Передача мяча сверху двумя руками у стенки.

Передача мяча сверху двумя руками над головой. Передача мяча двумя руками в парах, тройках. Нижняя подача мяча. Верхняя прямая подача мяча. Страховка при блокировании. Одиночное блокирование. Нижняя боковая подача мяча Подача в прыжке. Нападающие удары. Боковой нападающий удар. Акробатические упражнения. Командные действия в нападении. Индивидуальные тактические действия. Технико-тактические действия в защите. О.Ф.П.СФП.




Контрольные нормативы

Зачет

девочки

мальчики

1

Бег 30 м . с

5,1

4,9

2

Челночный бег 5 х 6 с.

14

12,5

3

Прыжки в длину

185

210

4

Подача (верхняя, нижняя)

3

4

5

Прием подачи и передача

3

4



Учебно-тематический план


п\п

Тема занятия


Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Техника безопасности на занятиях по волейболу. Развитие физической культуры и спорта в России.

1

1


2

История возникновения волейбола. Выдающиеся достижения российских спортсменов.

Специальные упражнения в парах на месте.

Учебная игра

1

1


3

Стойки и перемещения игрока. Передача мяча сверху двумя руками у стенки.

1



4

Передача мяча сверху двумя руками над головой. О.Ф.П.

1



5

Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение.

1

1


6

Передача мяча двумя руками в парах, тройках. Игра в волейбол.

1


1

7

Передача мяча в парах через сетку. Нижний прием мяча.

1


1

8

Двухсторонняя игра в волейбол.

1



9

Развития волейбола в России. Двухсторонняя игра в волейбол.

1

1


10

Нижняя подача мяча. Двухсторонняя игра в волейбол.

1


1

11

Подводящие упражнения для нижней прямой подачи. Специальные упражнения для нижней прямой подачи.

1


1

12

Подача на точность. Передача мяча и прием мяча в парах ,тройках через сетку .

1


1

13

Передача мяча в падении на спину. Двухсторонняя игра в волейбол.

1


1

14

Страховка при блокировании. Двухсторонняя игра в волейбол

1


1

15

Основные приемы самоконтроля. Подводящие упражнения для верхней прямой подачи.

1


1

16

Нижняя боковая подача мяча. Двухсторонняя игра в волейбол.

1


1

17

Боковой нападающий удар. Двухсторонняя игра в волейбол.

1


1

18

Подача – передача – нападающий удар. Двухсторонняя игра в волейбол..

1


1

19

Одиночное блокирование. Двухсторонняя игра в волейбол

1


1

20

Предупреждение травматизма. Оказание первой помощи при травмах.

1

1


21

Верхняя передача мяча двумя руками над собой. Двухсторонняя игра в волейбол.

1


1

22

Верхняя прямая подача мяча. Двухсторонняя игра в волейбол.

1


1

23

Нападающие удары из зон 2,3,4. Двухсторонняя игра в волейбол.

1


1

24

Передача мяча сверху двумя руками:

из глубины площадки для нападающего удара

1


1

25

Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и в мире

1

1


26

Развитие волейбола. Двухсторонняя игра в волейбол

1


1

27

Сочетание способов перемещений и стоек с техническими приёмами

1


1

28

Правила игры в волейбол. Методика судейства. Терминология и судейские жесты.

1

1


29

Приём мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 4,3,2.

1


1

30

Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом.

1

1


31

Подводящие упражнения для нижней боковой подачи. Специальные упражнения для нижней боковой подачи. Учебная игра.

1


1

32

Передачи в прыжке над собой . Учебная игра.

1


1

33

Подводящие упражнения для подачи с вращением мяча. Специальные упражнения для подачи с вращением мяча.

1


1

34

Специальные упражнения через сетку (в паре). Упражнения для развития ловкости, гибкости. Учебная игра.

1


1

35

Специальные упражнения в тройках. Упражнения для развития ловкости, кувырки. Учебная игра.

1


1

36

Передача мяча в падении на спину. Двухсторонняя игра в волейбол.

1


1

37

Приём мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, и первая передача в зоны 4,3; приём мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину.

1


1

38

История возникновения волейбола. Выдающиеся достижения Российских спортсменов.

1

1


39

Открытие оборонно-массового месячника посвященного дню защитника отечества.

1


1

40

Открытие оборонно-массового месячника посвященного дню защитника отечества.

1


1

41

Передачи в прыжке над собой, назад (короткие, средние, длинные) Передача двумя с поворотом, одной рукой. Развитие координации.

1


1

42

Развитие прыгучести. Упр. для развития взрывной силы. Учебная игра.

1


1

43

Передачи в прыжке над собой, назад. Передача двумя с поворотом, одной рукой. Развитие координации.

1


1

44

Передача над головой, в парах, в тройках, через сетку.

1


1

45

Упражнения для напрыгивания. Специальные упражнения у стены в опорном положении. Специальные упражнения на подкидном мостике.

1


1

46

Упражнения с набивными мячами, с баскетбольными мячами. Специальные упражнения у сетки. Учебная игра

1


1

47

Акробатические упражнения. Учебная игра.

1


1

48

Упр. для перемещения блокирующих игроков. Имитационные упр. по технике блокирования (на месте, после перемещения).

1


1

49

Упр. по технике группового блока. Учебная игра.

1



50

Специальные упр. в парах через сетку. Упр. для развития прыгучести, точности удара. Учебная игра.

1


1

51

Технико-тактические действия в защите при страховке игроком 6 зоны. Учебная игра.

1


1

52

Технико-тактические действия в защите для страховки крайним защитником, свободным от блока. Учебная игра

1


1

53

Технико-тактические действия в защите при страховке игроком 6 зоны. Упражнения для развития быстроты перемещения.

1


1

54

Акробатические упражнения- кувырки , перекаты.

1


1

55

Прием мяча от сетки. Развитие координации. Учебная игра.

1


1

56

Передача мяча одной рукой в прыжке. Учебная игра.

1


1

57

Обманные нападающие удары. Подбор упражнений для развития взрывной силы. Учебная игра.

1


1

58

Передача в прыжке -откидке, отвлекающие действия при вторых передачах.

1


1

59

Индивидуальные тактические действия при приеме нападающего удара. Развитие координации. Учебная игра.

1


1

60

Упражнения для развития ловкости, кувырки. Учебная игра.

1


1

61

Командные действия в нападении. Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями.

1


1

62

Упражнения для воспитания быстроты ответных действий. Упражнения на расслабление.

1


1

63

Выполнение вторых передач. Подбор упражнений для развития быстроты перемещений. Учебная игра.

1


1

64

Подача в прыжке. СФП.

1


1

65

Упражнения для воспитания быстроты ответных действий. Упражнения на расслабление. Боковой нападающий удар, подача в прыжке. СФП

1


1

66

Нападающие удары из зон 2,3,4. Двухсторонняя игра в волейбол.

1


1

67

Нападающий удар задней линии. СФП. Подбор упр. для развития специальной силы. Учебная игра.

1


1

68

Нападающие удары из зон 2,3,4. Двухсторонняя игра в волейбол.

1


1

69

Упражнения для развития прыгучести. Нападающий удар толчком одной ноги. Подбор упражнений для развития взрывной силы. Учебная игра.

1


1

70

Страховка при блокировании. Двухсторонняя игра в волейбол.

1


1

71

Повторения пройденного материала

1


1

72

Зачет.

1


1

всего

72

9

63














Календарный учебный график

Программа «Волейбол» предназначена для обучающихся 9-11 классов общеобразовательной школы; рассчитана на 36 недель, 2 часа в неделю, 72 часа.

Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности

«Волейбол»

1.

Начало учебного года

01.09.2023 года

2.

Продолжительность учебного периода

36 учебных недель

3.

Продолжительность учебной недели

5 дней

4.

Периодичность учебных занятий

2 раза в неделю

5.

Количество часов

72 часа

6.

Окончание учебного года

31.05.2024 года

7.

Период реализации программы

01.09.2023-31.05.2024

Материально-техническая база

Для проведения занятий в школе должен быть зал: минимальные размеры 24 х 12 м.

Оборудование и инвентарь:

1. Сетка волейбольная — 2 шт.

2. Гимнастические стенки — 6-8 шт.

3. Гимнастические скамейки — 3-4 шт.

4. Гимнастические маты — 3 шт.

5. Скакалки — 30 шт.

6. Мячи набивные (масса 1 кг) — 10 шт.

7. Мячи волейбольные— 30 шт.

8. Рулетка-1 штуки.

9. Свисток –1 шт

Кадровое обеспечение

Успешность и результативность занятий зависят от сотрудничества с заместителем директора по ВР, классными руководителями, педагогом-библиотекарем, системным администратором, школьным медицинским работником, учителем ОБЖ.


Список литературы.

Учебная литература

1. Байгулов Ю.П. Программа средней школы по физической культуре (внеклассная работа). - М., Просвещение, 2015г.

  1. Лях, В.И. Физическое воспитание учащихся 10-11 кл. - М., 2015.

  2. Мейксон, Г.Б., Любомирский, Л.Е., Лях, В.И. Физическая культура: учебник для учащихся 10-11 классов. - М.: Просвещение, 2018.

  3. Физическая культура: 10-11 классы / под ред. В.И. Ляха. - М.: Просвещение, 2018.

  4. Физическая культура: учебник для учащихся 10 классов образовательных учреждений. Под общей ред М.Я. Виленского, А.Т. Паршикова, В.В. Кузина - М., 2015.

  5. Физическая культура: учебник для учащихся 10-11 классов образовательных учреждений. Под ред. В.И. Ляха и др. - М.: Просвещение, 2017.

  6. Физическая культура: основы знаний. /Для учащихся старших классов/ Лукьяненко В.П. - М.: Советский спорт, 2015.

  7. . Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. - М.: Просвещение, 2015- 77с.: ил. - (Работаем по новым стандартам).

Дополнительная и методическая литература

  1. 500 игр и эстафет. - М.: ФиС, 2015.

  2. Подвижные игры. Жуков М.Н. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.

3.Спорт в школе: Организационно-методические основы преподавания физической культуры. /Сост. И.П. Космина, А.П. Паршиков, Ю.П. Пузырь. - М.: Советский спорт, 2015.




14