Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования Дом детского творчества
Венгеровского района Новосибирской области
на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Венгеровского детского сада №4
Рассмотрена и одобрена На заседании педагогического совета МКОУ ДО Дома детского творчества Протокол № ___от _____г. | Утверждаю: Директор МКОУ ДО Дома детского творчества ____________________В.В.Беликов |
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно - спортивного направления
«Юный лыжник»
Срок реализации программы – 2 года.
Возраст обучающихся:
дети дошкольного возраста от 5 до 7 лет
Автор-составитель программы:
Винокурова Ольга Георгиевна,
педагог дополнительного образования
Венгерово – 2019 г.
Содержание
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Направленность, нормативно-правовое обеспечение программы
1.1.2 Ключевая педагогическая идея, определяющая общую логику построения целостного образовательного процесса
1.1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы
1.1.4. Отличительные особенности и новизна программы
1.1.5. Возраст обучающихся, сроки реализации программы, объём часов, режим занятий
1.1.6. Формы проведения занятий, уровни подготовки учащихся
1.1.7. Адресат программы
1.1.8. Особенности организации образовательного процесса
1.2. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы
1.3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы
1.3.1. Учебный план
1.3.2. Содержание учебного плана
1.4. Предполагаемые результаты обучения
2. Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
2.1. Методические материалы
2.2. Формы подведения итогов реализации программы
2.3. Список литературы
2.4. Приложения
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Направленность, нормативно-правовое обеспечение программы
Лыжный спорт - один из самых массовых, привлекательных и доступных. Занятия на чистом, морозном воздухе закаляют организм, придают бодрость, развивают мышечную силу, создают условия для работоспособности сердечно-сосудистой системы. Лыжные занятия хорошо влияют на формирование осанки ребенка, предупреждают плоскостопие, укрепляются мышцы спины.
Данная программа разработана на основе следующих нормативно - правовых документах:
-Конституция Российской Федерации, 1993 год;
-«Конвенция ООН о правах ребенка», Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 25.11.1989 года;
-Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155;
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – общеобразовательным программам дошкольного образования Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 года № 1014;
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г № 1008;
-Постановление правительства о порядке лицензирования образовательных учреждений от 28.10.2013 г № 966;
-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организаций от 15.05.2013 г.;
-Устав МАДОУ «Детский сад № 12» КГО.
-Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 12» КГО, 2012 г.
1.1.2 Ключевая педагогическая идея, определяющая общую логику построения целостного образовательного процесса
Ключевая педагогическая идея программы заключается в развитие физических способностей и сохранения здоровья детей.
1.1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной программы «Юный лыжник» обусловлена положительным оздоровительным эффектом, компенсацией недостаточной двигательной активности современных детей, Совокупность перечисленных эффектов будет определять физическую дееспособность воспитанников в будущем.
Ведь главная ценность лыжного спорта в его массовости, в побуждении человека систематически готовится, накапливать силы, выявлять свои возможности, управлять ими сознательно и целенаправленно, приучает постоянно работать над собой. Программа соответствует интересам и потребностям детей, направлена на развитие мотивации личности ребенка к самопознанию и творчеству, приобщению к общечеловеческим ценностям и призвана содействовать социализации воспитанников
1.1.4. Отличительные особенности и новизна программы
Благодаря занятиям на лыжах можно комплексно решать несколько задач различной направленности:
- для укрепления мышц рук и плечевого пояса;
- для укрепления мышц брюшного пресса;
- для укрепления мышц спины и таза;
- для укрепления мышц ног и свода стопы;
- для увеличения гибкости и подвижности в суставах;
- для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;
- для формирования осанки;
- для развития ловкости и координации движений;
1.1.5. Возраст обучающихся, сроки реализации программы, объём часов, режим занятий
Возраст обучающихся: дети 5-7 лет
Срок реализации программы: 2 года
Объем часов в год: 72 ч.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
1.1.6. Формы проведения занятий, уровни подготовки учащихся
Форма занятий: групповая, численностью 10 человек обучающихся.
Занятие по лыжной подготовке состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Основной целью вводной части является подготовка организма к выполнению предстоящей физической нагрузки, так называемое «разогревание» организма. Предварительное «разогревание» позволяет ребенку быстрее овладеть «чувством лыж» и «чувством снега», является как бы психологической подготовкой к выполнению последующих заданий, дисциплинирует детей, помогает собрать внимание, повысить эмоциональный тонус.
Например, после построения дети оставляют лыжи на снегу и делают пробежку или инструктор проводит с детьми небольшие по времени игры без лыж: «Веревочка» (бег взявшись за руки – для пятилетних детей) и «След в след» ходьба друг за другом – для детей 6-7 лет и т.д. Пробежка для детей пяти лет – 15сек, для детей 6 лет – 18сек, для детей 7 лет – 20-22сек. Пробежка должна чередоваться с ходьбой.
Задачами основной части занятия являются обучение детей элементам техники передвижения на лыжах, совершенствование ее, развитие ловкости, решительности, смелости. Так дети шести лет ходят по учебной лыжне на расстоянии от 30 до 100 метров. Это может быть ходьба по кругу, в обход ряда предметов, за флажком, за самым быстрым ребенком, за инструктором, ходьба в различных направлениях, ходьба по параллельным линиям, ходьба на дистанцию до 100 метров для отработки длинного скользящего шага и т.п. Ходьба с приседанием, с хлопками, с поворотами, с скольжением и пробежкой). Сюда же входят проведение спусков (крутизна склонов – 15-20º, длина раската 5-10м), подъемов на склоны. Занятия проводятся с учетом постепенного нарастания и снижения физической нагрузки. Наибольшую физическую нагрузку на организм ребенка дают спуски со склонов и игры на лыжах: «Кто скорее до флажка», «Кто пройдет и ни разу не упадет», «Кто пройдет и ни разу не уронит мешочка» и др.
Основной задачей заключительной части являются постепенное снижение нагрузки, подведение итогов, организованный переход к новым видам деятельности. Содержанием заключительной части, может быть, ходьба без лыж с постепенным замедлением темпа.
1.1.7. Адресат программы
Программа предназначена для дошкольников 5-7 лет. Количество обучающихся 10 человек (6- девочек, 4-мальчика)
1.1.8. Особенности организации образовательного процесса
Особенностью образовательного процесса являются методы обучения детей ходьбе на лыжах: традиционные и нетрадиционные.
К традиционным относятся: наглядные, словесные, практические.
Нетрадиционные методы: соревновательный, имитация, использование наглядных пособий.
1.2. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы
Цель: Укрепление и сохранение здоровья посредством лыжной подготовки.
Задачи:
Обучающие:
- углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые дошкольниками;
- расширение двигательного опыта дошкольников посредством движений различной координационной сложностями;
- формирование физических навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности и психофизического содержания;
Развивающие:
- Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка;
- расширять спортивный кругозор детей.
Воспитывающие:
- Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;
- прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
- обучение групповому взаимодействию, развитие его форм посредством игр и соревнований;
- активизация и совершенствование основных психических процессов: внимания, восприятия, памяти и наглядно-действенного мышления;
1.3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы
- Теоретическая подготовка;
- Общая физическая подготовка;
- Специальная физическая подготовка;
- Техническая подготовка;
- Участие в соревнованиях.
1.3.1. Учебный план
№ | Разделы программы | Количество занятий |
5-6 лет | 6-7 лет |
теория | практика | теория | практика |
1 | Теоретическая подготовка | 10 | - | 9 | - |
2 | Общая физическая подготовка | 2 | 15 | 2 | 18 |
3 | Специальная физическая подготовка | 3 | 21 | 1 | 22 |
4 | Техническая подготовка | 1 | 16 | 1 | 15 |
5 | Участие в соревнованиях | - | 4 | - | 4 |
| Всего часов | 72 | 72 |
1.3.2. Содержание учебного плана
1. Общая физическая подготовка. (ОФП) В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры. Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая – для мышц рук и плечевого пояса, вторая – для мышц туловища и шеи; третья – для мышц ног и таза. Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку).
Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации. Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях. Бег: 20, 30, 60м,
Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.
Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с 15 прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся мишень».
2. Специальная физическая подготовка. (СФП) Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжника-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах, роликах и лыжероллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.
3. Техническая подготовка. Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении переменным двушажным ходом. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении. Знакомство с основными элементами конькового хода.
4. Контрольные упражнения и соревнования. Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в 3-6 соревнованиях по ОФП в годичном цикле; участие в 3-6 соревнованиях по лыжным гонкам на дистанциях 100-500 м, в годичном цикле.
1.4. Предполагаемые результаты обучения
При передвижении на лыжах выполняется динамическая работа, которая характеризуется строго повторяющимися, одинаковыми по структуре движениями. В процессе формирования двигательного навыка исключительно большая роль принадлежит органам чувств. Они направляют движения, корректирующие их в пространстве и времени, способствуют созданию комплекса разных ощущений. Кроме того, в ходьбе на лыжах особенно важно овладеть тонкими специфическими ощущениями для того вида движений, как “чувство снега”, “чувство лыж”.
“Чувство Лыж” в начале обучения определяется ребенком как непривычная тяжесть в ногах, тормозящая свободное передвижение вперед. Движение лыжника отличаются большим разнообразием и сложной координацией, требуют быстрой ориентировки в пространстве и времени, быстрой реакции на сигнал. Ходьба на лыжах развивает функцию равновесия, что приводит к более совершенному овладению и управлению движениями.
Основные способы передвижения, спусков, подъемов, торможения, поворотов: Ступающий шаг - ходьба на лыжах с поочередным приподниманием носков лыж, прижимая задний конец лыжи к снегу, правая рука выносится вперед вместе с левой ногой и наоборот, туловище несколько наклонено вперед.
Скользящий шаг - скольжение на лыжах с поочередным отталкиванием то левой, то правой ногой.
Попеременный двухшажный ход - цикл передвижения состоит из двух скользящих шагов и толчка на каждый из них разноименной ногой и рукой с палкой. Одновременно с началом толчка нужно перенести вес тела на скользящую лыжу. Заканчивается толчок полным разгибанием ноги во всех суставах, после чего все мышцы расслабляются. Отталкивание выполняется сильным, но плавным движением. Лыжа как бы протаскивается толчковой ногой назад. После толчка - скольжение на одной лыже. Одновременно нога, закончившая толчок, выносится вперед. Во время скольжения опорная нога готовится к толчку, для чего она несколько сгибается в коленном и голеностопном суставах. С окончанием махового выноса ноги скользящая лыжа останавливается, и цикл повторяется снова. Рука для толчка ставится впереди несколько согнутой в локтевом суставе. Палка немного наклонена впереди. Давление на палку осуществляется одновременно с ее опусканием. Заканчивается толчок резким разгибанием всех суставов руки, после чего все мышцы расслабляются, и рука свободно выносится вперед.
Повороты на лыжах выполняются на месте и в движении. Различают повороты переступанием вокруг задников и носков лыж. При переступании влево вокруг задников лыж слегка поднимается носок левой лыжи и отводится в сторону приблизительно на 25-300
Подъемы по направлению движения различают подъемы: прямо, наискось, зигзагом; по способу движения - попеременным ходами (скользящим и ступающим шагом), “лесенкой”, “полуелочкой”, и “елочкой”. На пологих склонах применяется подъем ступающим или скользящим шагами. Детям дошкольного возраста доступен подъем “полуелочкой”. В этом случае лыжа ставится под углом по направлению движения, носком наружу, на внутренние ребра. Подъем “елочкой” для дошкольников не рекомендуется.
Спуски - можно выполнять прямо и наискось из исходных положений - в основной, высокой, низкой стойках. Основная стойка применяется на сложных спусках с поворотами и неровностями местности; низкая для увеличения скорости, высокая - на пологих склонах для отдыха мышц ног.
2. Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
Для успешной работы и обеспечения прогнозируемых результатов необходимы следующие условия:
Спортивное оборудование:
- спортивный зал;
- лыжи;
- лыжные палочки;
- ботинки;
2.2. Методические материалы
- картинки спортсменов;
- музыкальный центр.
2.3. Формы подведения итогов реализации программы
Формой подведения итогов реализации программы является соревнования, фотоотчёт.
Список используемой литературы:
1.Источник: М.П.Голощекина, "Лыжи в детском саду", М., 1977 г.
2.Д.В.Хухлаева, "Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях", М., 1984 г.
3. Бутин И.М. Лыжный спорт. М., 1983.
4. Волин В.В. Зимние забавы. СПб., 1997.
5. Масленников И.Б. Лыжный спорт. М., 1988.
6. Батечко С.А, Бирюков В.С., Арийчук Е.К., Деревянко Н.А. – Двенадцать шагов к здоровью с «Тяньши». Серия «Медицина для вас». Ростов н / Д: Феникс, 2003. – 480 7. Вавилова Е.Н. – Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
8. Шишкина В.А. – Движение + движение: Кн. для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1992.
9. Преображенский В.С. Учись ходить на лыжах. – М.: Советский спорт, 1989.
10. Шапошникова В.И. Многолетняя подготовка юных лыжников. – М.: Физкультура и спорт, 1971.
11. Каменский Ю. На лыжах – вперёд! // Педагогический вестник. – 2001. - №4.
2.4. Приложения
Перспективное планирование в старшей группе
Месяц | Недели | Программные задачи |
Сентябрь Октябрь | 1 2 3 4 | Что такое лыжи? Для чего они нужны? Учить развивать равновесие( упражнения в равновесии),укреплять стопу. Развивать правильную координацию рук и ног (упражнения для развития координаций рук и ног) Развивать у детей динамическое равновесие, быстроту, ловкость, выносливость (игры). Познакомить со стойкой лыжника. Учить детей надевать и снимать лыжи. |
Ноябрь | 1 2 3 4 | Учить детей находить свои лыжи, брать их и переносить к месту занятий, чистить лыжи после занятий щеткой-сметкой или же мягкой тряпочкой, ставить их на место; учить раскладывать лыжи на снегу и снимать их. Учить уверенно стоять на лыжах. Учить детей уверенно стоять на лыжах, ходить ступающим шагом. Развивать чувство равновесия при передвижении на лыжах. Закреплять умение ходить ступающим шагом. Закреплять умение ходить на лыжах ступающим шагом, ходить по снежному коридору |
Декабрь | 1 2 3 4 | Познакомить со скользящим шагом. Учить детей ориентироваться в пространстве; закреплять навык передвижения ступающим шагом. Продолжать обучение скользящему шагу; учить делать повороты переступанием; обходить предметы (клумбу, беседку, скамейку) на участке детского сада. Закреплять полученные навыки передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом. Учить детей спуску (длина ската 1 метр). |
Январь | 1 2 3 4 | Закреплять навыки скользящего шага, спусков со склона, умение переставлять лыжи «лесенкой», перешагивая через параллельно лежащие на снегу палки. Закреплять навыки скользящего шага, спусков со склона, умение переставлять лыжи «лесенкой», перешагивая через параллельно лежащие на снегу палки. Закрепить навык передвижения на лыжах скользящим шагом, учить различать темп передвижения (быстро, медленно), ориентироваться в пространстве, подниматься «лесенкой» и спускаться низко присев. Закрепить навык передвижения на лыжах скользящим шагом, учить различать темп передвижения (быстро, медленно), ориентироваться в пространстве, подниматься «лесенкой» и спускаться низко присев |
Февраль | 1 2 3 4 | Закреплять навык ходьбы на лыжах скользящим шагом; продолжать обучать спуску со склона в низкой фиксированной стойке и подъему «лесенкой». Продолжать учить детей передвижению скользящим шагом, следить, чтобы дети сгибали ноги в коленях при скольжении. Закреплять навык скользящего шага, учить спуску (длина ската 2 метра). Закреплять навыки передвижения на лыжах скользящим шагом, спускаться и подниматься на склон. |
Март | 1 2 3 4 | Закреплять полученные навыки передвижения на лыжах скользящим и ступающим шагом. Закреплять скользящие шаги, заложив руки за спину. Учить скользящему шагу с широким ритмичным размахиванием рук и характерной для лыжника амплитудой. Закрепить скользящие шаги, следить за махом руками вдоль лыж, а не перед грудью. |
Апрель | 1 2 3 4 | Закрепить скользящие шаги, попеременный двухшажный классический ход в полной координации. Закрепить скользящие шаги. Упражнять детей в ходьбе на лыжах, преодолевая расстояние 5оо м в медленном темпе. Итоговое занятие по лыжам |
Май | 1 2 3 4 | Развитие пространственных ориентировок 10 Развитие быстроты. Развитие общей выносливости. Закрепить пространственные ориентировки. |
Перспективное планирование в подготовительной группе
Месяц | Недели | Программные задачи |
Сентябрь Октябрь | 1 2 3 4 | ОФП к лыжам. Развитие скоростно-силовых качеств. Упражнять в устойчивом равновесии. Закрепить имитацию скольжения на месте в зале и на улице. Совершенствовать стойку лыжника. Закреплять пространственные ориентировки |
Ноябрь | 1 2 3 4 | Восстановление полученных детьми в старшей группе навыков передвижения на лыжах. Восстановление навыка ходьбы на лыжах скользящим шагом. Закреплять навык скользящего шага. Продолжать обучение спуску. Закреплять навыки скольжения, спусков со склонов и подъемов на них |
Декабрь | 1 2 3 4 | Упражнять детей в ходьбе на лыжах скользящим шагом, в скольжении с разбега на двух лыжах. Продолжать учить детей передвижению скользящим шагом, следить, чтобы дети сгибали ноги в коленях при скольжении. Совершенствовать навык передвижения на лыжах попеременным двухшажным ходом. Учить спуску с менее пологого склона, подъему на склон «лесенкой». |
Январь | 1 2 3 4 | Закреплять навык широкого скользящего шага, Учить поворотам переступанием, упражнять детей в спуске. Закреплять навыки ходьбы на лыжах, спусков и подъемов, поворотов. Учить попеременному двухшажному ходу. |
Февраль | 1 2 3 4 | Продолжать учить детей попеременному двухшажному ходу и спуску. Учить ходить попеременным двухшажным ходом без палк, преодолевать препятствия на пути (канаву, бревно). Совершенствовать навык передвижения на лыжах попеременным двухшажным ходом. Упражнять детей в ходьбе на лыжах попеременным двухшажным ходом, в выполнении поворотов переступанием. |
Март | 1 2 3 4 | Учить проходить на лыжах попеременным двухшажным ходом 600 м в среднем темпе. Совершенствовать навыки передвижения на лыжах попеременным двухшажным ходом. Совершенствовать скользящие шаги, следить за махом руками вдоль лыж, а не перед грудью. Совершенствовать скользящие шаги с широким ритмичным размахиванием рук и характерной для лыжника амплитудой. |
Апрель | 1 2 3 4 | Совершенствовать подъём «ёлочкой» и спускаться низко присев. Совершенствовать навык передвижения на лыжах скользящим шагом, закрепить темп передвижения (быстро, медленно), ориентироваться в пространстве. Совершенствовать скользящие шаги, попеременный двухшажный классический ход в полной координации. Итоговое занятие по лыжам. Закрепление всех знаний полученных на занятиях. |
Май | 1 2 3 4 | Закрепить у детей динамическое равновесие, быстроту, выносливость (игры). Закрепить у детей ориентировку в пространстве. Закрепить у детей ловкость. Закрепление чувства коллективизма, взаимопомощи( эстафеты). |