СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа "Безопасное колесо"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для изучения ПДД велосипедистами

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа "Безопасное колесо"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ШКОЛА № 11»

607188, Нижегородская область, г. Саров, , ул. Павлика Морозова, д.11

тел./факс (83130) 5-47-00, E-mail: info@sc11.do.sar.ru

ОКПО 49781109 / ОГРН 1025202199571, ИНН 5254022920 / КПП 525401001


Принята на педагогическом совете

Протокол №___ от «_____» _______ 200__г

Утверждена приказом №_ от _______



Дополнительная образовательная программа

«Безопасное колесо»



.





Автор программы:

Забродин Николай Васильевич

Преподаватель-организатор ОБЖ

первой квалификационной категории.



г. Саров 2018

Пояснительная записка.

Данная программа предназначена для изучения Правил дорожного

движения велосипедистами, а также водителями легкой мототехники (мопедов, скутеров).

Программа соответствует спортивно- технической направленности .

К сожалению, значительное число дорожно-транспортных происшествий, в которые попадают велосипедисты, водители скутеров, мопедов происходят по их же вине. А в результате, помимо серьезных физических травм, они страдают и материально. Даже если происшествие случилось по вине ребенка, то по закону за вред, причиненный лицом, не достигшим 14 лет, отвечают родители.

Актуальность программы.

С наступлением хорошей погоды количество велосипедистов на

улицах нашего города заметно возросло. Управление велосипедом не требует специального обучения и получения водительского

удостоверения, и потому далеко не каждый велосипедист знаком с Правилами дорожного движения.

Вообще, для движения на велосипедах должны предусматриваться специальные велосипедные дорожки. Но в нашем городе найти их трудно, если они вообще существуют, и потому ездят эти двухколесные средства передвижения по дорогам и тротуарам.

Проживая в мегаполисе, дети значительное время находятся в образовательном учреждении, поэтому именно на школу родители возлагают ответственность за формирование у детей навыков культуры поведения на дорогах. А ведь именно навыки, сформированные в детстве перерастают затем в привычки.

В объединении "Безопасное колесо" предусмотрено обучение не только правилам дорожного движения, основам оказания первой медицинской помощи, но и практическому вождению на велосипеде. Ребята из кружка участвуют в различных соревнованиях, в олимпиадах по ПДД, в конкурсах областного, российского уровня, изготавливают различные методические пособия.

Опыт моей работы показал, что теоретические знания, полученные детьми, необходимо закреплять на практике, поэтому при школах целесообразно обустраивать велогородок или автоплощадку.

Содержание программы

Программа предусматривает следующие содержательные линии:

  • учебные занятия и тематические классные часы по обучению правилам дорожного движения ;

  • работа с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице, в транспорте;

  • проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества и т. д.) обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице;

  • сотрудничество с другими учреждениями по организации помощи в проведении работы, по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города.

  • соревнования "Безопасное колесо"

Программа "Безопасное колесо" предусматривает:

1. Обучение правилам дорожного движения, поведению на улице.

2. Обучение навыкам фигурного вождения велосипеда.

3. Обучение основам оказания первой медицинской помощи.

4. Практическую проверку полученных знаний, умений и навыков.

Реализация программы рассчитана на 3 года. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.

Цели и задачи.

1. Создание условий для саморазвития, самопознания, самореализации личности;

2. Сформировать осознанное отношение к занятиям по ПДД;

3. Повысить интерес школьников к регулярному занятию велоспортом.

Для выполнения программы необходимо подготовить кабинет для теоретических занятий по ПДД, наглядные пособия, методическую литературу и велосипеды.

Возраст детей, участвующих в реализации программы 9-14 лет

Срок реализации программы 3 года

Режим занятий

Год обучения

Возраст обучающихся

Кол-во часов в неделю

Кол-во занятий в неделю

Кол-во часов в год

первый

год

9-10 лет

2

1

68

второй год

11-12 лет

2

1

68

третий год

13 – 14 лет

2

1

68



Ожидаемые результаты:

1. Отработка навыков безопасного поведения на дорогах

2. Умение хорошо владеть велосипедом.

3. Умение оказать первую помощь при ДТП.

Формы подведения итогов реализации дополнительной программы.

1. Участие в соревнованиях "Безопасное колесо", "Нижегородская школа безопасности-Зарница".

2. Участие в олимпиадах по ПДД.

3. Участие в мероприятиях посвященных "Дню защиты детей".

4. Рейд "Перекресток"

Тематическое планирование




Тема


Количество часов

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

1.


Общие положения, основные понятия и термины.


10


10









4


4









2






2













2.




Требования правил дорожного движения к водителям мопедов, скутеров и к велосипедистам

3




3













10




10













8








8

















3.

Дорожные знаки


8

8




9

9




10


10





4.

Дорожная разметка


1

1


2

2


2

2


5.


Сигналы светофора

3

3


-

-


-

-


5.




Ответственность участников дорожного движения за нарушение ПДД

2

2


4

4


4

4


6.


Фигурное вождение велосипеда


22


22

25


25

30


30



7.


Оказание первой медицинской помощи


15

15


14

14


12

12



Содержание программы 1 года обучения

Тема занятий




I

1

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.


Общие положения, основные понятия и термины

Улица. Тротуар. Проезжая часть

Перекресток. Пешеходный переход

Пешеход. Обязанности пешехода

Игра " Мы по улице идем"

Наиболее безопасный путь учащихся в школу

Пассажир. обязанности пассажира

Общественный транспорт

Игра " Мы едем, едем, едем"

10 часов

1 час

1 час

1 час

2 часа

1 час

1 час

2 часа

1 час

II



1.

2.

3.

Требования правил дорожного движения к водителям мопедов, скутеров, велосипедов

Движение во дворах и в жилых зонах

Места, где запрещено движение на велосипедах

Снаряжение велосипеда

3 часа



1 час

1 час

1 час

III

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Дорожные знаки

Предупреждающие знаки

Запрещающие знаки

Предписывающие знаки

Информационные знаки

Игра "Мы по улице идем"

Игра "Запрещается-разрешается"

Игра "Найди и расскажи"

Игра "Перейди улицу"

8 часов

1час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

IV

1.

Дорожная разметка

Виды дорожной разметки

1 час

1 час

V

1.

2.

3.

Сигналы светофора

светофор и его сигналы

Игра "светофор"

Игра "В гости к Айболиту"

3 часа

1 час

1 час

1 час

VI



1.

2.

Ответственность участников дорожного движения за нарушение правил дорожного движения

Нарушитель пешеход

Нарушитель велосипедист

2 часа



1 час

1 час

VII

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Фигурное вождение велосипеда

Круг

Прицельное торможение

Восьмерка

Слалом

Наклонная доска

Узкая дорожка

Качели

Прямая дорожка из конусов

Узкий проезд

Кривая дорожка из конусов

Перенос предмета

22 часа

VIII

Оказание первой медицинской помощи

Первая помощь при ушибах

Первая помощь при кровотечении

Первая помощь при ссадинах

Первая помощь при ожогах

Первая помощь при обморожении

Первая помощь при отравлении

15 часов

3

3

3

3

3

3



Содержание программы 2 года обучения

Тема занятий




I



1.



2.

3.



4.

Общие положения, основные понятия и термины



Порядок допуска водителей мопедов к участию в дорожном движении

Документы, необходимые для получения разрешения на право управления

Порядок проведения проверки знаний для получения разрешения на право управления мопедами

Транспортные средства и участники дорожного движения

4 часа



1 час



1 час



1 час



1 час

II



1.

2.

3

4

5

6

7

8

9

10




Требования правил дорожного движения к водителям мопедов, скутеров, велосипедов

Движение во дворах и в жилых зонах

Места, где запрещено движение на мопедах и велосипедах

Расположение велосипедов, скутеров, мопедов на проезжей части

Предупредительные сигналы

Начало движения, перестроение, повороты и развороты.

Дистанция и интервал

Если вас обгоняют

Встречный разъезд

Остановка и стоянка

Проезд перекрестков

10 часов




III

1.

2.

3.

4.

5.


Дорожные знаки

Предупреждающие знаки

Знаки приоритета

Запрещающие знаки

Предписывающие знаки

Информационно-указательные знаки


9 часов

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

1 час

IV




Дорожная разметка

Горизонтальная разметка

Вертикальная разметка

2 часа

1 час

1 час

V



1.

2.

3.

4.

Ответственность участников дорожного движения за нарушение правил действия водителей мопедов и велосипедов

Административная ответственность

Уголовная ответственность

Гражданская ответственность

Действия водителей мопедов и велосипедов при ДТП

4 часа



1 час

1 час

1 час

1 час

VI

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Фигурное вождение велосипеда

Круг

Прицельное торможение

Восьмерка

Слалом

Наклонная доска

Узкая дорожка

Качели

Прямая дорожка из конусов

Узкий проезд

Кривая дорожка из конусов

Перенос предмета

Парковка

Рюкзак

Проезд с наклоном через препятствия

S-образная дорожка

25 Часов

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

1 час

2 часа

2 часа

VII

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Оказание первой медицинской помощи

Первая помощь при ушибах

Первая помощь при кровотечении

Первая помощь при ссадинах

Первая помощь при ожогах

Первая помощь при обморожении

Первая помощь при отравлении

14часов

2 часа

3 часа

2 часа

3 часа

2 часа

2 часа



Содержание программы 3 года обучения

Тема занятий




I



1.



2.


Общие положения, основные понятия и термины



Дороги и их элементы



Требования к техническому состоянию мопедов и велосипедов

2 часа



1 час



1 час


II



1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Требования правил дорожного движения к водителям мопедов, скутеров, велосипедов

Регулируемые перекрестки

Нерегулируемые перекрестки

Пересечение с велосипедной дорожкой

Специальный и оперативный транспорт

Пешеходные переходы

Приоритет маршрутных транспортных средств

Внешние световые приборы велосипедов, скутеров

Встречный разъезд

8 часов



1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

III

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Дорожные знаки

Предупреждающие знаки

Знаки приоритета

Запрещающие знаки

Предписывающие знаки

Информационно-указательные знаки

Знаки сервиса

Таблички

10 часов

2 часа

2 часа

2 часа

1 час

1 час

1 час

1час

IV




Дорожная разметка

Горизонтальная разметка

Вертикальная разметка

2 часа

1 час

1 час

V



1.

2.

3.

4.

Ответственность участников дорожного движения за нарушение правил действия водителей мопедов и велосипедов

Административная ответственность

Уголовная ответственность

Гражданская ответственность

Действия водителей мопедов и велосипедов при ДТП

4 часа



1 час

1 час

1 час

1 час

VI

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Фигурное вождение велосипеда

Круг

Прицельное торможение

Восьмерка

Слалом

Наклонная доска

Узкая дорожка

Качели

Прямая дорожка из конусов

Узкий проезд

Кривая дорожка из конусов

Перенос предмета

Парковка

Рюкзак

Проезд с наклоном через препятствия

S-образная дорожка

30 часов

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

VII

1.

2.

3.

4.

5.

6.


Оказание первой медицинской помощи

Первая помощь при ушибах

Первая помощь при кровотечении

Первая помощь при ссадинах

Первая помощь при ожогах

Первая помощь при обморожении

Первая помощь при отравлении

12часов

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа




Формы аттестации

Формы проведения контроля в середине учебного года: теоретический и практический зачеты.

Промежуточная аттестация в конце учебного года: участие в городском конкурсе «Мой друг – велосипед». Оценка зачет/незачет выставляется в журнале дополнительного образования. Решение о завершении курса принимает педагогический совет МБОУ Школы № 11

Оценочные материалы

Контроль в середине учебного года осуществляется в виде теоретического и практического зачетов.

Форма контроля

Критерии оценки

Система оценки

Устный опрос

из 10 вопросов

1 балл – менее двух правильных ответов

2 балла – 3–4 правильных ответа

3 балла – 5–6 правильных ответов

4 балла – 7–8 правильных ответов

5 баллов – 9–10 правильных ответов

0–2 балла – низкий уровень

освоения программы;

3 балла – средний уровень освоения программы;

4–5 баллов – высокий уровень освоения программы

Фигурное вождение велосипеда





В процессе обучения по программе проводятся разные виды контроля за результативностью усвоения программного материала.

Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого учащегося.

Периодический контроль проводится по окончании изучения каждой темы в виде викторин

В качестве итогового контроля в конце учебного года воспитанники детского объединения участвуют в конкурсе «Мой друг велосипед» на городском уровне.

Целесообразно после проведения занятий предоставить возможность ребятам самостоятельно оценить свою работу на занятиях, проставив в клеточку экрана самоконтроля напротив своей фамилии значки красного, желтого, или зеленого цветов, соответственно, для обозначения хороших, удовлетворительных и неудовлетворительных результатов.

Методические материалы

Учебно-тренировочное занятие строится с учетом психологических, физиологических особенностей детей: первая часть занятий включает изучение теоретического материала, вторая часть - двигательную нагрузку (вождение велосипеда). В учебно-тренировочном занятии учащиеся используют личные велосипеды. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. На занятиях (тренировках) используются командный (групповой), индивидуальный (личный) и игровой (развлекательный) методы работы. Занятия проводятся в соответствии с планом с использованием различных методов. К ним относятся:

Словесный метод (беседа, сообщение задач, описание упражнения, движения, объяснение, анализ ситуаций, словесные оценки).

Метод демонстрации (наглядные пособия-журналы, фото, таблицы, карточки, дорожные знаки, кассеты, а также личный пример).

Метод разучивания упражнений (по элементам, по частям, в целом виде).

Тестирование.

Обучение на занятиях должно базироваться на взаимосвязанных дидактических принципах сознательности, активности, систематичности, постепенности, наглядности, доступности и индивидуализации.

Обязательно предусматривается медико-психологическое сопровождение, предполагающее:

медицинский контроль школьного врача (2 раза в год);

Психолого-педагогическую диагностику.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Характеристика средств, необходимых для реализации программы:

1. Велосипед -3 шт

2. Макет дорожных знаков -15 шт.

3. Макет дорог города - 1 шт.

4. Компьютерные программы - 4 шт.

5. Компьютерные тренажеры - 3 шт.

6. Плакаты по безопасности дорожного движения -2 комплекта.

7. Учебники по ПДД – 10 шт.

8. Тренажер для обучения оказанию первой помощи-1 шт.

9. Форма ЮИД – 6шт.

10. Жезл- 6 шт.

11. Учебные фильмы- 30 шт.

12. Видеокамера- 1шт.

13. Фотоаппарат – 1 шт.

14. Билеты, тесты по ПДД- 5 комплектов

15. Медицинская аптечка- 6шт

Список литературы



  1. В.Э.Рублях Учебное пособие для учащихся 7-8 кл. Москва "просвещение" 1979



  1. В.Э.Рублях, Л.Н.Овчаренко Изучение правил дорожного движения в школе. Москва "Просвещение" 1972.



  1. Н.А.Извекова Правила дорожного движения. Москва "Просвещение" 1979



  1. Учителю о правилах дорожного движения Сост. Н.А.Извекова.-М.:Просвещение 1982



  1. Учебник по правилам дорожного движения Для категорий А, В, С, Д. Москва 2000 "Аверс".



  1. Правила дорожного движения для водителей мопедов, скутеров, мокиков и велосипедистов издательство "Русь-Автокнига" 2005.



  1. Правила дорожного движения российской федерации Москва "Третий Рим" 2007.



  1. Кирьянов.В.Н. Комментарии к экзаменационным билетам для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категории "А", "В".



  1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин Москва Просвещение 2008.



  1. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 классов. А.Л.Рыбин, М.В.Маслов Москва «Просвещение» 2008.



  1. Научно-методический и информационный журнал «Основы безопасности жизни»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!