Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: [email protected]
«Рассмотрено» на заседании методического объединения протокол №________ от________________ | «Согласовано» зам. директора по УМР ___________ Дашиева Д.В. от___________________ | «Утверждено» директор школы Сапожникова Е.Г. от_________________ |
Дополнительная образовательная программа
«Фотостудия»
(направленность: техническая)
Учебный год: 2023-2024
Возраст обучающихся: 14 - 18 лет
Срок реализации: 1 год
Педагоги дополнительного образования: Евдокимова А. А., Шурыгин С.С.
НОВАЯ БРЯНЬ
2023
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Фотостудия» составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:
1. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014г.
3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. №1026.
4. Учебного плана (вариант 1) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год.
5. СанПиНа 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиНа 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Дополнительная образовательная программа «Фотостудия» предназначена для работы с детьми в системе дополнительного образования и разработана с учётом особенностей учащихся с ОВЗ (ИН): занятия развивают логическое мышление, внимание, память, воображение, творческие способности, способствуют эстетическому развитию и расширению кругозора учащихся. Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований.
Дополнительная образовательная программа «Фотостудия» рассчитана на 68 занятий и предназначена для обучающихся 8-9 классов (2 подгруппы по 12 учащихся), продолжительность обучения –1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Цель программы: совершенствование у учащихся теоретических знаний и практических умений в области цифровой фотографии.
Задачи программы:
Обучающие:
− расширение кругозора обучающихся по истории развития фототехники, по спектру профессий, связанных с фотоделом;
− овладение приёмами, способами и технологиями выполнения различных видов фотографии;
− овладение умениями эффективно использовать современное аппаратное и программное обеспечение компьютера при работе с фотографиями;
− формирование знаний о различных жанрах фотографии, приемах и стилях съемки;
− формирование умения прогнозировать результат, ставить цель фотосъемки.
Развивающие:
− развитие активности, самостоятельности, коммуникативности, ответственности, аккуратности, умения отстаивать свою точку зрения;
− развитие художественного вкуса, зрительного восприятия, пространственного мышления;
− формирование потребности в самопознании, самоопределении, саморазвитии, самообразовании;
− развитие познавательных интересов, творческих и интеллектуальных способностей, эстетического вкуса, эмоционально-образного и абстрактно-логического мышления через освоение и использование технических средств фотосъемки, информационно-коммуникационных и проектных технологий при создании, обработке и презентации фотоизображений;
− развитие мотивации к занятиям фотографией, участию в фотовыставках и конкурсах. Воспитательные:
− формирование активной гражданской позиции, установки на позитивную социальную деятельность;
− воспитание культуры общения, ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
− развитие навыков творческого восприятия окружающего, умения творчески подходить к решению поставленной задачи.
Место реализации:
Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д. 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Планируемые результаты:
Личностные:
− развитие ответственности, трудолюбия, дисциплины, коммуникативных навыков;
− развитие эстетических чувств и художественного вкуса.
Предметные:
− получение первоначальных представлений о создании компьютерного изображения в цифровых программах, раскрытие основ фотосъемки, закрепление материала на практике;
− развитие умения работать в разных жанрах, обрабатывать изображения с помощью компьютера и специальных способов обработки;
− стремление к достижению самостоятельного умения в оформлении фотографий: фотоколлажи, открытки, портреты, фотоальбомы.
Формирование базовых учебных действий
Регулятивные БУД:
− определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
− соблюдать последовательность действий при выполнении заданий предложенных педагогом;
− умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
− умение совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности учащихся на занятии;
− адекватно воспринимать оценку своих работ.
Познавательные БУД:
− делать предварительный отбор источников информации;
− получать самостоятельно новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
− перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы с учащимися;
− подключать фотокамеру к компьютеру, сохранять снимки;
− запускать, настраивать и работать в графическом редакторе;
− фотографировать, работать с изображениями, сканировать, печатать фотографии, просматривать изображения, создавать цифровые фотоальбомы.
Коммуникативные БУД:
− сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
− слушать и понимать речь других;
− развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Основной результат обучения - понимание учащимися современных технологий создания компьютерного изображения в цифровых программах, раскрытие основ фотосъемки, закрепление материала на практике, постоянное участие всех учеников в учебном процессе, оформление фотовыставки.
Методы обучения:
− словесный (беседа, рассказ, сообщение);
− наглядный (использование мультимедийных устройств, личный показ педагога, подборки фоторабот, книги, журналы, альбомы и т.д.);
− практический (практические занятия, экскурсии, обработка отснятого материала, распечатка).
Формы подведения итогов: самостоятельные творческие работы обучающихся, представляемые на выставках и конкурсных мероприятиях. Итоговый контроль приобретенных практических умений и навыков осуществляется по качеству изготовления итоговых работ за год, по результатам участия в выставках, творческих конкурсах.
Содержание программы
Дополнительная образовательная программа «Фотостудия» позволяет учащимся получить знания в области цифровой фотографии, овладеть современными инструментами фотографа, ориентирует на получение знаний и практических навыков работы в различных жанрах фотографии, графических программах, помогает в выборе будущей профессии.
1. Введение. Техника безопасности. Противопожарная безопасность. Правила поведения в кабинете, на экскурсии. Знакомство с фотографией. Краткая история изобретения и развития фотографии, основные этапы фотографического процесса. Значение фотографии в науке и технике, её применение. Цели и задачи обучения в фотостудии.
2. Основы работы с фото- и видеокамерой. Типы цифровых фотоаппаратов. Знакомство с устройством фотоаппарата. Уход за фотоаппаратом. Классификация видеокамер. Знакомство с устройством видеокамеры. Правила фотосъемки. Уход за видеокамерой. Правила видеосъемки.
3. Фотосъемка. Устройства хранения информации. Основы цифровой фотографии. Процесс цифровой фотосъемки. Настройки фотокамеры. Пропорции в фотографии. Свет и цвет. Объективы. Фотовспышка. Жанры фотографии. Фотосъемка.
4. Фотожанры. Фотосъемка природы, пейзаж. Съемка портрета и групповых жанровых портретов. Натюрморт. Репортаж (фоторепортаж).
5. Работа с фотографией. Цифровая обработка фотографий в графических редакторах. Печать фотографий. Ламинирование. Брошюрование. Фотовыставки. Конкурсы.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Всего занятий | В том числе |
теории | практики |
1 | Введение | 4 | 4 | - |
2 | Основы работы с фото- и видеокамерой | 12 | 6 | 6 |
3 | Фотосъемка | 9 | 5 | 4 |
4 | Фотожанры | 22 | 4 | 18 |
5 | Работа с фотографией | 21 | 8 | 13 |
Итого: | 68 | 27 | 41 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Теория | Практика | Дата по плану | Дата по факту |
Введение |
1 | Техника безопасности. Противопожарная безопасность. | 1 | - | 06.09.23 | |
2 | Знакомство с фотографией. Краткая история изобретения и развития фотографии, основные этапы процесса. | 2 | - | 07.09.23 | |
13.09.23 | |
3 | Значение фотографии в науке и технике, её применение. Цели и задачи обучения. | 1 | - | 14.09.23 | |
Основы работы с фото- и видеокамерой |
4 | Типы цифровых фотоаппаратов. Знакомство с устройством фотоаппарата. | 1 | 1 | 20.09.23 | |
21.09.23 | |
5 | Уход за фотоаппаратом. | 1 | 1 | 27.09.23 | |
28.09.23 | |
6 | Классификация видеокамер. Знакомство с устройством видеокамеры. | 1 | 1 | 04.10.23 | |
05.10.23 | |
7 | Правила фотосъемки. | 1 | 1 | 11.10.23 | |
12.10.23 | |
8 | Уход за видеокамерой. | 1 | 1 | 18.10.23 | |
19.10.23 | |
9 | Правила видеосъемки. | 1 | 1 | 25.10.23 | |
26.10.23 | |
Фотосъемка |
10 | Устройства хранения информации. Основы цифровой фотографии. Процесс цифровой фотосъемки. | 2 | - | 08.11.23 | |
09.11.23 | |
11 | Настройки фотокамеры. Пропорции в фотографии. | 1 | 1 | 15.11.23 | |
16.11.23 | |
12 | Свет и цвет. Объективы. Фотовспышка. | 1 | 1 | 22.11.23 | |
23.11.23 | |
13 | Жанры фотографии. | 1 | - | 29.11.23 | |
14 | Фотосъемка. | - | 2 | 30.11.23 | |
06.12.23 | |
Фотожанры |
15 | Фотосъемка природы, пейзаж. | 1 | 6 | 07.12.23 | |
13.12.23 | |
14.12.23 | |
20.12.23 | |
21.12.23 | |
27.12.23 | |
28.12.23 | |
16 | Съемка портрета и групповых жанровых портретов. | 1 | 4 | 10.01.24 | |
11.01.24 | |
17.01.24 | |
18.01.24 | |
24.01.24 | |
17 | Натюрморт. | 1 | 4 | 25.01.24 | |
31.01.24 | |
01.02.24 | |
07.02.24 | |
08.02.24 | |
18 | Репортаж (фоторепортаж). | 1 | 4 | 14.02.24 | |
15.02.24 | |
21.02.24 | |
22.02.24 | |
28.02.24 | |
Работа с фотографией |
19 | Цифровая обработка фотографий в графических редакторах. | 4 | 5 | 29.02.24 | |
06.03.24 | |
07.03.24 | |
13.03.24 | |
14.03.24 | |
20.03.24 | |
21.03.24 | |
03.04.24 | |
04.04.24 | |
20 | Печать фотографий. | 3 | 4 | 10.04.24 | |
11.04.24 | |
17.04.24 | |
18.04.24 | |
24.04.24 | |
25.04.24 | |
02.05.24 | |
21 | Ламинирование. Брошюрование. | 1 | 4 | 08.05.24 | |
15.05.24 | |
16.05.24 | |
22.05.24 | |
23.05.24 | |
22 | Фотовыставки. Конкурсы. | |
Методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Оборудование:
− видеокамера Rekam DVC-560, Canon LEGRIA HF G50;
− фотокамера цифровая Nikon D3200, Nikon D7500;
− штатив Dexp – 2 шт.;
− интерактивная панель (комплекс) NextPanel 75S KR;
− ноутбук: RAYbook Si1512;
− комплект светового оборудования FST FotoStudioTechnology;
− микрофон Synco Mic – D1;
− принтер цветной Epson L3100;
− фотовспышка 1 шт.;
− карта памяти 2 шт.;
− интерактивный мобильный стол-кульман Kraftway;
− комплект студийного оборудования;
− кресло офисное 1 шт.;
− стол письменный 1 шт.;
− стол ученический 8 шт.;
− стул ученический лабораторный 15 шт.
Литература для педагога:
1. Гейлер М. Основы композиции и художественной съемки: /учебное пособие/ М.: NT Press, 2005. - 219с.
2. Кларк Т. Эмоциональная фотография /учебное пособие / - М.: Пента, NT Press, 2005. – 245с.
3. Лапин А. И. Фотография как... Учебное пособие. – М.: Изд-во Московского университета, 2003. – 296с.
4. Пожарская С. Мудрые мысли: - /учебное пособие / – СПб.: Питер, 2006. – 329с.
5. Фрай М. Искусство цифровой пейзажной фотографии: /учебное пособие/ М.: Озон, 2014 -309с.
6. Фридман, М. Взгляд фотографа: /учебное пособие/ М.: Издательский центр «Фотография», 2012. – 191с.
7. Фридман, М. Дао цифровой фотографии: искусство создавать удачные снимки: /учебное пособие /М.: Издательский центр «Фотография», 2009. – 571с.
Литература для родителей:
1. Бажак К. История фотографии и Возникновение изображения: /учебное пособие/– М.: Пента 2006. – 191с.
2. Кораблев Д.В. Фотосъемка детей – СПб.: КОРОНА-Век, 2008. – 128с.
3. Счастливая Е. Фотография для мам и пап. – СПб.: Фордевинд, 2015. – 96с.
Литература для учащихся:
1. Буляница Т. Дизайн на компьютере – СПб.: Питер Питер принт, 2003. – 319с.
2. Кинг Джули Адэр Цифровая фотография для «чайников». – Диалектика, 2010. – 336с.
3. Пожарская С.Г. Фотомастер – М.: Пента, 2001. – 336с.
4. Счастливая Е. Фотография для детей и подростков. – СПб.: Фордевинд, 2014. – 96с.
5. Фомин В. 15 практичных советов школьнику. Цифровое фото /учебное пособие/. – М.: 2006.-191с.
Интернет-ресурсы:
1. Коллекция цифровых образовательных ресурсов. URL: http://school-collection.edu.ru/
2. Фестиваль педагогических. URL: http://festival.1september.ru
3. Собрание статей о фотографии:// ФОТОЖУРНАЛ. URL: http://photo-element.ru
4. Электронная версия журнала Foto&Video. URL: http://www.foto-video.ru