СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. 9 класс»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная образовательная программа «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. 9 класс»

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. 9 класс»»

Дополнительная образовательная программа «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. 9 класс».

Структура и содержание ОГЭ по русскому языку в 9 классе.

Первая часть экзамена – написание сжатого изложения по прослушанному тексту – требует от школьника мобилизации памяти, владения нормами орфографии, навыками информационной обработки текста (выделить главное, отсечь второстепенное, при этом используя уместные лексические и грамматические средства). В наш информационный век способность воспринимать и обрабатывать информацию – это отнюдь не школьно-академическое, отвлеченное требование, а важное умение, постоянно используемое в жизни.

Вторая часть работы выполняется на основе прочитанного текста и проверяет глубину и точность понимания его содержания, выявляет уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий: понимание основной проблемы или ее аспектов, позиции автора или героя, характеристики героя, авторского отношения к героям; опознавание изученных средств выразительности. В этой части работы проверяется также лингвистическая база учащихся. Задание третьей части проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение, при этом особое внимание уделяется умению аргументировать. Именно оно необходимо школьникам в дальнейшей образовательной и профессиональной сферах деятельности. Кроме того, умение отстаивать свою позицию, уважительно относиться к собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры. Все три части работы взаимосвязаны и воспроизводят логику познавательной деятельности ученика, а также комплексно проверяют умения в области владения русским языком.

Анализ экзаменационных работ показывает, что большая часть выпускников испытывает затруднения при выполнении всех видов заданий ОГЭ, что объясняется преимуществом информационного принципа преподавания над практико-ориентированным подходом к обучению русскому языку в основной школе. Необходимо пересмотреть формы контроля знаний и умений учащихся. Традиционный диктант теряет свою значимость. Оптимальной формой контроля может стать тест, комплексная работа с текстом, творческое сочинение на лингвистическую тему. Целесообразно знакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. В процессе подготовки можно предложить учащимся проанализировать варианты экзаменационных работ, выполненных девятиклассниками в предыдущем учебном году, причем допущенные ошибки вынести на поля, но в тексте не пометить. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю. Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста. Формированию комплекса умений на основе работы с текстом способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаются такие формы деятельности, как конспектирование, реферирование, составление планов и отзывов. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками. Названные аспекты были учтены при планировании ИПК по подготовке к ОГЭ.

Пояснительная записка

1. Основа содержания обучения данному курсу.

Рабочая программа курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. 9 класс» является авторской. Программа составлена на основе ФГОС, примерной программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся более глубоко усвоить трудные случаи правописания, трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственному экзамену. Курс рассчитан на учащихся 9 класса, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом. Программа рассчитана на 33 часа один час в неделю. Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых для успешного прохождения ОГЭ, на формирование базовых знаний и базовых компетентностей. Рабочая программа «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. 9 класс» включает темы, необходимые для успешного прохождения ОГЭ. При составлении программы курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии. Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие, так как это к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».

Цели и задачи курса.

Цель курса:

подготовить учащихся к ОГЭ;

• обобщить и углубить знания по разделам «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика»;

обобщить и углубить знания по разделам, создать условия для овладения обучающимися умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил.

Задачи курса:

•развитие умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ОГЭ.

•Совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей.

•Развитие умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах.

•Совершенствовать навыки анализа структуры предложения.

•Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

•Развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.

•Создание условий для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ.

Общая характеристика учебного курса.

Данная программа обеспечивает языковое развитие учащихся, помогает им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения. Ярко выражена речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля. Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:

1) признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца);

2) стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;

3) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности- описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т. д.

Уточнены и приведены в систему умения связной речи. Они отработаны и сгруппированы с учётом характера учебной ревой деятельности. Для каждого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания. Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.) Предусматривается систематическая работа над орфоэпически грамотной речью. Помимо указанных особенностей курса, следует отметить следующие:

1.Структура курса формировалась с учётом закономерностей усвоения русского языка 9 класс имеет морфолого-орфографическую направленность, хотя и включает в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование.

2.Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка. Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребёнка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве). В связи с усилением внимания к семантической характеристике слова вводятся такие понятия, как «словообразовательная модель», «словообразовательная цепочка», «исходная часть слова».

3. Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

4. Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развитии.

Требования к уровню подготовки учащихся:

• Знать трудные случаи правописания

• Понимать их роль в общекультурном развитии человека

• Объяснять языковое явление

• Уметь применять знания при тестировании

• Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала

• Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

• активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;

• определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;

• работать над расширением словарного запаса;

• опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;

• работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

• четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;

• выполнять различные типы тестовых заданий;

• самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

• четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;

• хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;

• правильно отмечать в бланке вариант ответа;

• вносить исправления в бланк экзаменационной работы;

• сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;

•определять синтаксические конструкции.

5. Требования к уровню подготовки. (Планируемые результаты)

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

План подготовки к ОГЭ -2014- 2015гг по русскому языку учащихся 9 класса.



Тема

Часы

Дата

Домашнее задание


1

Содержание КИМов по русскому языку. Структура экзаменационной работы по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Ознакомление с демонстрационной версией ОГЭ по русскому языку 2015 года. Структура экзаменационной работы по РУССКОМУ ЯЗЫКУ(составляющие экзамена, особенности 1, 2, 3 частей).

1,5


Основные разделы школьного курса русского языка и их единицы.

2

Критерии оценки разных элементов экзаменационной работы.

Знакомство с Кодификатором элементов содержания и требованиями к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУи Спецификацией контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Рекомендации для учащихся по подготовке к итоговой аттестации.

1,5


План анализа текста.

3

Экзаменационная работа. Часть 1. Сжатое изложение.

Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения.

Критерии оценки изложения.

1,5


Признаки текста.

4

Практикум «Текст».

Элементы анализа текста. Комбинированные упражнения на понимание текста, восстановление логических связей.

1,5


Роль первого и последнего предложений текста.

5

Практикум «Способы переработки текста».

Способы переработки текста. Упражнения на понимание содержания текста и его структуры. Подготовка рабочих материалов к изложению.

1,5


Стили речи.

6

Сжатое изложение.

Знания, умения, навыки, необходимые для написания сжатого изложения. Алгоритм написания сжатого изложения.

1,5


Типы речи.

7

Приемы компрессии текста.

Приемы компрессии текста: исключение, обобщение, замена. Приемы сочетания способов компрессии текста.

1,5


Что нельзя удалять из текста.

8

Памятка «Как писать сжатое изложение».

Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Прослушать и понять содержание. Разбор текста. Как определить тему, идею, последовательность событий, ключевые слова. Составить подробный план текста.

1,5


Виды планов.

9

Повторение орфографии и пунктуации. (Обучающий диктант.)

Повторение правил орфографии и пунктуации. Функции знаков препинания. Памятка «Как работать с орфограммой». Памятка «Как работать с пунктограммой».

1,5


Виды грамматического разбора.

10

Практикум «Приемы сжатия текста».

Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. Упражнения на освоение приемов сжатия текста.

1,5


Изобразительно-выразительные средства языка.

11

Практикум «Способы сжатия текста».

Абзацное членение текста. Особенности сжатого изложения. Средства выразительности. Упражнения на освоение приемов и способов сжатия текста.

1,5


Повторить типы речи.

12

Практикум по написанию сжатого изложения.

Алгоритм по написанию сжатого изложения. Обучающее сжатое изложение «Пушкин». Приемы редактирования текста.

1,5


Памятка по работе над ошибками.

13

Анализ изложения. Работа над ошибками.

Анализ работ в соответствии с критериями оценки. Работа над ошибками. Решение упражнений по формированию навыка сокращения текста. Рекомендации по работе над изложением.

1,5


Устное рассуждение о роли знаков препинания.

14

Практикум «Классификация речевых и грамматических ошибок».

Классификация речевых и грамматических ошибок. Решение тренировочных упражнений по преодолению речевых и грамматических ошибок.

1,5


Подобрать примеры(3-5) грамматических ошибок.

15

Экзаменационная работа. Часть 2.

Структура второй части экзаменационная работы, критерии

оценки заданий. Общие рекомендации по работе над заданиями второй части.

Алгоритм работы с текстом. Основные признаки текста.

1,5


Знакомство с заданиями 2 части.

16

Анализ текста второй части экзаменационной работы.

Элементы анализа текста второй части экзаменационной работы. Примерный план описания стиля. Рекомендации по работе над заданиями к тексту второй части экзаменационной работы.

1,5


Лексические ресурсы стилей речи.

17

Приставки.

Морфемный состав слова. Традиционно русские приставки и иноязычные. Значения приставок. Неизменяемые приставки. Правописание приставок.

1,5


Орфограммы в приставках.

18

Суффиксы.

Морфемный и словообразовательный анализ слова. Значение суффиксов. Суффиксы разных частей речи. Правописание суффиксов.

1,5


Суффиксы причастий.

19

Лексикология.

Лексика с точки зрения происхождения, состава, употребления. Фразеология и фразеологизмы. Этимология. Лексическое значение слова. Словари.

1,5


Стилистические особенности лексики.

20

Практикум «Средства речевой выразительности».

Характеристика основных выразительности речи. Тренировочные упражнения по распознаванию средств речевой выразительности.

1,5


Лексические средства выразительности.

21

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение.

Задачи изучения синтаксиса и пунктуации. Виды словосочетаний, виды связи в словосочетании. Сочетания слов не являющиеся словосочетаниями. Предложение. Порядок синтаксического, пунктуационного разбора предложения.

1,5


Способы выражения грамматической основы.

22

Простое осложненное предложение.

Осложняющие компоненты простого осложненного предложения. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Морфологический разбор простого осложненного предложения.

1,5


Неполные предложения.

23

Сложное предложение.

Четыре вида сложных предложений. Алгоритмы морфологического разбора сложных предложений.

1,5


Группы союзов по строению, значению.

24

Экзаменационная работа. Часть 3.

Задание 15.1. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему.

Структура третьей части экзаменационная работы, критерии

оценки заданий. Общие рекомендации по работе над заданиями третьей части. Анализ задания 15.1. Образцы 15.1. Пошаговая инструкция по написанию сочинения на лингвистическую тему. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему.

1,5


Пошаговая инструкция

работы с заданием 15.1.

25

Сочинение на лингвистическую тему (Экзаменационная работа. Часть 3. Задание 15.1.).

Сочинение на лингвистическую тему: работа с тезисом, определение темы, подбор примеров из текста. Создание черновика с использованием пошаговой инструкции по написанию сочинения на лингвистическую тему.

1,5


Редактирование текста.

26

Анализ сочинений на лингвистическую тему.

Анализ работ в соответствии с критериями оценки. Памятка по работе над ошибками. Рекомендации по работе над сочинением. Памятка «Совершенствование написанного».

1,5


Выписать из словаря определения «мораль», «этика».

27

Экзаменационная работа. Часть 3. Задание 15.2. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста.

Рекомендации по заданию. Интерпретация содержания текста. Примеры-аргументы, объясняющие содержание текста. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (Задание 15.2) - сочинение на морально-этическую тему. Критерии оценки сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 15.2).

1,5


Подобрать материал к сочинению на морально-этическую тему.

28

Подготовка к сочинению на морально-этическую тему.

Алгоритм действий. Анализ текста. Тема, идея, тезис, план сочинения. Как построить сочинение-рассуждение, дать аргументированный ответ на вопрос Приёмы и способы редактирования сочинения-рассуждения.


1,5


Написать черновик.

29

Сочинение на морально-этическую тему.

Памятка по написанию сочинения. План сочинения. Редактирование сочинений на морально-этическую тему, совершенствование написанного.

1,5



30

Анализ сочинений на морально-этическую тему.

Знакомство с анализом сочинения в соответствии с критериями оценки. Работа над ошибками. Рекомендации по работе над сочинением.

Д/з Критерии оценки сочинения

1,5



31

Редактирование. О форме проведения экзамена.

Редактирование. Приемы исправления текста. Правка-вычитка. Правка сокращение. Инструктаж по проведению экзамена по русскому языку. Консультация по выполнению экзаменационной работы. Ознакомление с формой бланков, инструкцией по выполнению экзаменационной работы по русскому языку.

1,5


Памятка о правилах поведения на экзамене.

32

Пробный экзамен. Сжатое изложение по тексту Д. Гранина «Музей забытых вещей».

Пошаговая инструкция по работе над сжатым изложением ( первая часть экзаменационной работы) по тексту Д. Гранина «Музей забытых вещей». Написание сжатого изложения.

1,5


Памятка по написанию сочинения

33

Пробный экзамен. Дополнительное задание к изложению по тексту Д. Гранина «Музей забытых вещей».

Пошаговая инструкция по работе над дополнительным заданием к изложению по тексту Д. Гранина «Музей забытых вещей». Написание сочинения.

1,5



Всего: 66ч.




Список литературы.

Литература для учителя:

1. Русский язык. Подготовка к ГИА-2015. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2014год.

2. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2014. 9 класс. М: «Экзамен», 2013 год.

3. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2014 год

4. Никулина М. Ю. КИМ. Русский язык. 9 класс. М: «Экзамен», 2014

5. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2014: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель, 2014

6. Сычева В.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен», 2014.

7. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. М: «Экзамен», 2014

8. Григорьева М.В. Диктанты по русскомй языку. /К учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 9 класс». М.: Просвещение/. М: «Экзамен», 2014.

9. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен», 2014.

10. Черногрудова. Тесты по русскому языку. /К учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 9 класс». М.: Просвещение/. Издательство «Экзамен». Москва, 2014.

Литература для учащихся:

1. Учебник: Русский язык . 9 класс. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др.), Москва, Просвещение, 2013 год.

2. Черногрудова. Тесты по русскому языку. /К учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 9 класс». М.: Просвещение/. Издательство «Экзамен». Москва, 2014.

3. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2014.

4. Русский язык. Подготовка к ГИА-2015. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2014 год.

5. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2015. 9 класс. Москва, «Экзамен», 2014 год.

6. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2012.

7. Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!