УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЩЕВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА
Принята на заседании педагогического совета от « » 2021 г. Протокол № М.П. | Утверждаю Директор МБОУ ДО ЦТ __________/Е.С.Миндрина Пр. № от 2021 г. |
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
« Помидорка (кулинария) » |
(указывается наименование программы) |
Уровень программы: ознакомительный | |
(ознакомительный, базовый или углубленный) | |
Срок реализации программы: 6 недель: 36 часов | |
(общее количество часов) | |
Возрастная категория: от 9 до 18 лет | |
Форма обучения: очная, дистанционная. | |
Вид программы: модифицированная | |
(типовая, модифицированная, авторская) | |
| |
ID-номер Программы в Навигаторе: 31513
Автор-составитель: |
Миндрина Елена Сергеевна - |
педагог дополнительного образования |
(указать ФИО и должность разработчика) |
с. Красное, 2021
Введение.
Кулинария — это совокупность всех знаний о продуктах питания и их обработке, накопленные на протяжении не одного столетия и дающие нам возможность вкушать всю прелесть хорошо приготовленных блюд, к какой бы кухне мира они не принадлежали бы. Кулинария одновременно является, как и наукой, так и искусством, которые вместе образуют замечательный дуэт, дающий миру прелесть наслаждения пищей во всем её многообразии.
Данная программа нацелена на формирование интереса детей к кулинарии.
1. Комплекс основных характеристик образования.
1.1.Пояснительная записка
- направленность (профиль) программы — социально-педагогическая, так как ориентирована на формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе; направлена на создание условий для личностного и профессионального самоопределения.
- актуальность программы — несомненна, так как она способствует подготовке обучающихся к самостоятельной взрослой жизни, самообслуживанию и труду, воспитывает эстетический вкус, приобщает к прекрасному, формирует условия для развития личности и её творческих способностей. Реализация данной программы способна претворить в жизнь мечту девочек иметь хорошую семью, красивый дом и престижную работу, дает возможность на основе полученных знаний быть хорошей, грамотной, аккуратной хозяйкой и доброй женой.
- отличительные особенности программы — является приобретение знания в области приготовления блюд из помидор, технологии обработки, переработки, хранения помидор, рациональному, экономическому подбору блюд только из помидор. А пока еще ребенок ходит в школу, живет с родителями, приобретенные на занятиях знания и навыки использует дома, помогая родителям или самостоятельно заниматься приготовлением блюд.
Особенности организации образовательного процесса.
Реализация данной программы очная, но возможна с применением дистанционных технологий.
Основной вид деятельности – самообучение, организуемое посредством взаимодействия обучающегося с образовательными ресурсами, при этом контакты с другими участниками образовательного процесса минимизированы. Электронное обучение с применением дистанционных педагогических технологий расширяет возможность самостоятельного поиска информационно-познавательных ресурсов, т.е. находить нужную информацию, обрабатывать её и применять в практической деятельности.
Дистанционное обучение включает в себя комплекс телекоммуникационных технологий: Онлайн-обучение (синхронные сетевые технологии) и Офлайн-обучение.
Онлайн-обучение:
Офлайн-обучение:
- адресат программы — дети с 9 до 18 лет, не требует предварительной подготовки, предполагает разновозрастной состав;
- объем программы — общее количество учебных часов 48, на весь период обучения, необходимых для освоения программы;
- формы обучения –очная, дистанционная.
Режим занятий –
В дистанционном режиме: 3 раза в неделю по 2 часа (спаренные уроки по 30 минут).
В очном режиме: 2 раза в неделю по 3 часа (для достижения цели урока и в связи с спецификой программы устанавливаются спаренные уроки без перемен 2 часа 15 мин.). Так же могут проходить индивидуальные занятия, по мере необходимости.
1.2 Цель и задачи программы.
- цель — освоение системы социально значимых и практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни. Подготовка учащихся к взрослой жизни через овладения ими навыками самообслуживания, общения, приспособление их к жизни в обществе, воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.
- задачи —
Образовательные (предметные):
обучить навыкам при работе с кухонным оборудованием;
обучить детей кулинарии;
научить занятиям ведения домашнего хозяйства;
Личностные:
воспитать развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки;
воспитать мотивацию детей к познанию, творчеству, труду, красоте и здоровью;
сформировать навык владения техническими средствами обучения и программами;
сформировать навык самостоятельного поиска информации на сайтах, блогах и т.д.
Метапредметные:
развить бережное отношение к продуктам питания;
развить аккуратность;
развить чувство самоконтроля и самостоятельности.
развить умение самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность;
развить навык использования социальных сетей в образовательных целях;
развить умение работать дистанционно индивидуально;
1.3 Содержание программы
- учебный план
№ | Название темы | Количество часов учебных занятий | Формы аттестации/ контроля |
всего | теория | практика |
| Вводное занятие. Правила безопасности труда и санитарно- гигиенические требования на занятиях кулинарии. | 3 | 3 | - | - |
| Салат из помидор и свежих овощей. Заправки и соусы для салатов. | 3 | 1 | 2 | - |
| Украшения из помидор. | 3 | - | 3 | - |
| Помидоры фаршированные. | 9 | - | 9 | - |
| Блюда с помидорами. | 12 | 1 | 11 | - |
| Заготовка на зиму. | 3 | 1 | 2 | - |
| Итоговое занятие. | 3 | - | 3 | Практическое задание |
| итого | 36 | 6 | 30 | |
- содержание учебно-тематического плана
1. Вводное занятие. Правила безопасности труда и санитарно- гигиенические требования на занятиях кулинарии - 3 часа
Теория (3 часа):
Правила безопасности труда и санитарно-гигиенические требования на
занятиях кулинарии.
2. Салат из помидор и свежих овощей. Заправки и соусы для
салатов - 3 часа.
Теория 1 часа):
Основные понятия: заправки и соусов для салата. Способы приготовления салата. Технология приготовления. Оборудование, инвентарь и посуда. Требование к качеству готового салата.
Практика (2часа):
Салат из помидор и других овощей.
3. Украшения из помидор - 3 часа.
Практика (3 часа):
Подбор инструментов для резки украшения. Знакомство с технологией вырезания розы из помидоров разными способами; с вариантами составления композиций и оформления блюд; воспитание бережного отношения к предметам своего труда; формирование эстетического вкуса.
4. Помидоры фаршированные -9 часов.
Практика (9 часов):
Изучение 7 простых рецептов фаршированных помидоров:
- Помидоры, фаршированные сыром и чесноком
-Помидоры, фаршированные копчёной куриной грудкой и кукурузой
-Запечённые помидоры, фаршированные свининой и рисом
-Помидоры, фаршированные грибами
-Запечённые помидоры, фаршированные яйцами
-Запечённые помидоры, фаршированные курицей и грибами
-Помидоры, фаршированные крабовыми палочками
5. Блюда с помидорами - 12 часов.
Теория (1 час):
Основные правила приготовления холодных и горячих блюд с помидорами. Подача их к столу. Требования к качеству блюд.
Практика (11 часов):
Горячие салаты. Помидоры с яйцами. Помидоры с сыром. Блюда с помидорами кабачками и другими овощами. Помидоры с мясом.
6. Заготовка на зиму - 3 часов
Теория (1 час):
Основные понятия: пищевая ценность, витамины, приправы. Значение заготовки на зиму, вкусовые питательные качества. Технология приготовления помидор на зиму. Качество этих продуктов. Требование к качеству и оформлению.
Практика (2 часа):
Помидоры маринованные целиком, помидоры дольками с луком, томат, аджика.
7. Итоговое занятие - 3 часа. Подведение итогов обучения.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график.
№ п/п | дата | Тема занятия | Кол-во часов | Время проведения занятия | Форма занятия | Форма контроля | |
план | факт | | | | | | |
1. | Вводное занятие. |
18.06 | | Правила безопасности труда и санитарно-гигиенические требования на занятиях кулинарии | 3 | 3 занятия (2 часа 15 минут) | К № 10 | - | |
2. | 22.06 | | Салат из помидор и свежих овощей. Заправки и соусы для салатов . | 3 | 3 занятия (2 часа 15 минут) | К № 10 | - | |
3. | 25.06 | | Украшения из помидор | 3 | 3 занятия (2 часа 15 минут) | К № 10 | - | |
4. | Помидоры фаршированные | 9 | | | | |
29.06 | | Помидоры фаршированные: - сыром и чесноком - грибами с сыром | 3 | 3 занятия (2 часа 15 минут) | К № 10 | - | |
| 02.07 | | -Помидоры фаршированные: - копчёной куриной грудкой и кукурузой, - крабовыми палочками | 3 | 3 занятия (2 часа 15 минут) | К № 10 | - | |
| 06.07 | | -Запечённые помидоры фаршированные: -свининой и рисом - яйцами - курицей и грибами | 3 | 3 занятия (2 часа 15 минут) | К № 10 | - | |
5. | Блюда с помидорами | 12 | | | | |
| 09.07 | | Горячие салаты. | 3 | 3 занятия (2 часа 15 минут) | К № 10 | - | |
13.07 | | Помидоры с яйцами. | 3 | 3 занятия (2 часа 15 минут) | К № 10 | - | |
16.07 | | Помидоры с сыром. | 3 | 3 занятия (2 часа 15 минут) | К № 10 | - | |
| 20.07 | | Блюда с помидорами кабачками и другими овощами. | 3 | 3 занятия (2 часа 15 минут) | К № 10 | - | |
6. | Заготовка на зиму | 3 | | | | |
23.07 | | Помидоры маринованные целиком | 1 | 3 занятия (2 часа 15 минут) | К № 10 | - | |
помидоры дольками с луком. | 1 | 3 занятия (2 часа 15 минут) | К № 10 | - | |
томат, аджика. | 1 | 3 занятия (2 часа 15 минут) | К № 10 | - | |
7. | 27.07 | | Итоговое занятие | 3 | 3 занятия (2 часа 15 минут) | К № 10 | Практическое задание | |
| | | ИТОГО: | 36 | | | | |
2.2 Условия реализации программы.
1. Электроплита.
2. Разделочный стол.
3. Мойка.
4. Кухонные приборы.
5. Столовые приборы.
Для реализации данной программы в режиме дистанционного обучения кроме кухонного оборудования, необходимо: компьютер с подключением к сети интернет и веб камерой, видеокамера для записи офлайн видео-урока, соответствующее программное обеспечение для реализации телекоммуникационной связи педагога с обучающимися.
2.3 Формы аттестации.
Итоговая аттестация - практическое задание.
Форма фиксации – контрольный лист (Приложение 1).
2.4 Оценочные материалы
— наблюдение, беседа, практическая работа, дегустация.
2.5. Методические материалы
Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше будет запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получат они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.
Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.
Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна задач педагога – создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.
Результативность занятий создаётся путём использования приёма взаимооценок, путём формирования здоровой конкуренции, а также за счёт воспитания личной ответственности ребёнка.
Создание на занятиях эмоционально-комфортной среды через:
- обучение с опорой на идеи педагогического сотрудничества: паритетные отношения с детьми, обучение без принуждения, личностный подход;
- переориентацию стиля педагогического общения с детьми в направлении насыщения теплотой, терпимостью, ровностью;
- технику эмоционально-выразительного и тактичного проявления отрицательных и положительных эмоций, чувств, настроений;
- устранение причин эмоционального дискомфорта ребёнка на занятии;
- насыщение процесса обучения и образовательной среды эмоциональными стимулами: игрой, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности, положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения;
Методы, используемые на занятиях
Методы организации деятельности: репродуктивный, объяснительноиллюстративный, проблемный, поисковый, метод одномоментности.
Методы воспитания: рассказ на этическую тему, положительный пример, этическая беседа, метод взаимопомощи.
Методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение, участие в праздниках, конкурсах.
Формы работы с родителями: родительские собрания, консультации.
Литература
Подборка журналов – Люблю готовить, Делай сам, Лиза.
Интернет Ресурсы:
Мессенджер WhatsApp.
Платформа Zoom – для видео-связи.
Сервисы Яндекс.
https://drive.google.com/drive/u/2/folders/1hKScrj7LcSGaEiZtxeOxsf6yzUN05AkN
https://www.cdtkrasnoe.com/metod-kopilka
Нормативные документы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Рыбалёва И.А. «Проектирование и экспертирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: требования и возможность вариативности» - учебно-методическое пособие; Краснодар: Просвещение-Юг, 2019. – 138 с.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от 20 марта 2020 г. Министерство просвещения РФ.
Приложение №1
к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Помидорка»
Диагностическая таблица контроля знаний, умений, навыков.
Объединения «Помидорка».
Тема: ________________________________________
Дата проведения: ______________________________
№ | Фамилия, имя | Тема контроля | Тема контроля | Тема контроля | Тема контроля |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Вывод: ___________________________________________________________
Педагог дополнительного образования ___________