МОУ САЛМАНОВСКАЯ СШ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА
«Театральная студия»
ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ: 7-15 лет
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 год
Содержание
Пояснительная записка
Учебно – тематический план
Содержание программы
Методическое обеспечение программы
Материально – техническое обеспечение
Список литературы
Пояснительная записка
Стремление к актерству, к игре присуще всем детям. Потребность личности в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлены особым видением мира и связаны с силой творчески-преобразующей деятельности. Поэтому умение играть, исполнять роль – это показатель культуры как личности, так и общества в целом.
Играющий человек стремится к творчеству, к раскрытию собственного социокультурного потенциала, развивает игровое самосознание. Это становится возможным при обеспечении условий для развития личности.
Дополнительные занятия в атмосфере творчества, тесного общения с театральным искусством способствуют развитию не только творческих способностей, но формируют и развивают коммуникативную культуру личности каждого участника, его игровую культуру, формируют его систему ценностей в человеческом общении. Работа в группе укрепляет «чувство локтя», ребенок осознает свою значимость в общем деле, свою индивидуальность в исполняемой роли, воспитывает в себе чувство ответственности в выполнении каких-либо поручений, обязанностей.
Наряду с этими неоспоримо важными функциями дополнительные занятия в театральном кружке формируют устную речь, развивают ее выразительные и интонационные возможности – в общем, формируют культуру устной и сценической речи; развивают память, формируют художественный вкус ребенка, в целом обогащают его жизнь новыми яркими ощущениями.
Отбор сценарного материала в рамках реализации данной программы обусловлен его актуальностью в воспитательном пространстве школы, художественной ценностью, воспитательной направленностью и педагогической целесообразностью.
Самое главное для педагога в работе с детьми – умение направить ребят на такую деятельность, чтобы они ощущали свою самостоятельность, успешность, удовольствие от творческого процесса, удовольствие от общения друг с другом. Театральный кружок «Бригантина» действует в нашей школе на протяжении многих лет. Меняется состав кружка, но остаётся неизменным интерес детей к творчеству.
Занятия в кружке всесторонне развивают личность детей: они играют на сцене, профессионально играют на музыкальных инструментах, танцуют, учатся выражать свои чувства, своё отношение к своему герою, друг к другу. Именно здесь они проявляют артистичность.
Здесь масса возможностей проявить инициативу, творчески самореализоваться.
Не менее важно, что происходит приобщение каждого ребёнка к общечеловеческим ценностям, созданы все условия для культурного социального развития.
Большое значение имеет приобщение детей к родной отечественной русской культуре, воспитывается любовь к своей Родине – России. Это связано с тем, что все мероприятия обязательно основываются на творчестве русского народа.
Занятие в театральном кружке развивает у детей умение трудиться. Выучить роль, сыграть её так, чтоб понравилась зрителям – это огромный труд… Труд и ещё дисциплина. А костюмы, декорации, репетиции! Сколько сил, времени и труда необходимо!
Положительным в работе кружка является ещё и то, что дети заняты в свободное время. Особенно это важно для ребят асоциального поведения.
Работа театрального кружка невозможна без помощи родителей. Они играют огромную роль в его работе: помогают в оформлении сцены и зала (газет), шьют костюмы детям для спектаклей, снимают видеоролики, дежурят во время спектаклей, концертов.
Кружок «Бригантина» - это дружный, сплочённый коллектив единомышленников, которых объединяет стремление к творчеству, к общению, познанию интересного.
Вид программы по целевой направленности: общекультурная.
По тематической направленности: художественная, ведь театральное искусство синтезирует в себе музыку, литературное творчество, изобразительное искусство, прикладное творчество и т.д.
Срок действия программы – 1 год , возраст детей 10-11 лет. Ребята занимаются 2 раза в неделю по 1 часу. Общее количество часов 70.
Цель :
Приобщить детей к театральному и музыкальному искусству посредством малых форм театрализации с музыкальным оформлением (литературно-музыкальные композиции, тематические агитбригады, инсценировки, мини-спектакли).
Направлена:
на развитие активного интереса к различным видам искусства, на формирование умений и навыков: сценического движения, речи, работы над художественным образом, вокального исполнения;
на формирование творческого коллектива, направленного на воплощение единой цели.
на ценностное развитие личности в условиях сотворчества и сотрудничества.
В соответствии с целью, поставленной данной образовательной программой, выделяется ряд педагогических задач, которые предстоит решать руководителю в ходе реализации программы;
Задачи:
Формировать элементарную сценическую, исполнительскую культуру у детей - членов театрального кружка
Развивать творческие способности, возможности памяти, речи, воображения, логического и творческого мышления каждого ребенка
Формировать у детей интерес к театральному искусству, к музыке, к поэзии.
Формировать коллектив
Воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества.
Тематическое планирование
театрального кружка «Театральная студия»
№ п/п | Тема | Теория | Практика | Дата проведения |
1 | Театральная игра. Вводное занятие «С чего начинается театр?» | 1ч | | |
2 | Театральная игра «Чем интересна роль» | 1ч | | |
3 | Формы сценической деятельности | 1ч | | |
4 5 | Ритмопластика. Беседа о сценическом движении как о средстве выразительности и его особенностях. | 1ч | 1ч | |
6 7 | Ритмопластика массовых сцен и образов | 1ч | 1ч | |
8 | Культура и техника речи. Что значит красиво говорить? Беседа о словах паразитах речи. | 1ч | | |
9 | Учусь говорить красиво. Интонация, динамика речи, темп речи. | | 1ч | |
10 | Сценическая речь во взаимодействии со сценическим движением, фонограмма. | | 1ч | |
11 12 | Вокал. Основы вокального исполнения. | 2ч | | |
13 | Театрализация, репетиционная деятельность. Сценарий и правила работы с ним. | 1ч | | |
14 15 | Новогодняя сказка - спектакль . Разработка сценария новогодней сказки | 2ч | | |
16 17 | Прочтение сценария сказки. Обсуждение сценария . Распределение ролей сказки. | | 2ч | |
18 19 | Чтение сказки по ролям. Работа над дикцией. | | 2ч | |
20 21 | Репетиционная деятельность. Репетиция первой сцены сказки. | | 2ч | |
22 23 | Репетиция второй сцены сказки. | | 2ч | |
24 25 | Репетиция третьей сцены сказки. | | 2ч | |
26 27 | Репетиция четвёртой сцены сказки. | | 2ч | |
28 | Репетиция песен | | 1ч | |
29 30 | Репетиция новогодней сказки | | 2ч | |
31 | Оформление сцены, зала. | | 1ч | |
32 33 | Генеральная репетиция сказки. | | 2ч | |
34 35 36 37 38 | Постановка Новогодней сказки – спектакля. | | 5ч | |
39 40 41 | Новогодняя сказка | | 3ч | |
| Праздник, посвященный 23 февраля «Солдат – высокое звание» | | 10 ч | |
42 | Обсуждение проекта праздника (программы) | 1ч | | |
43 | Распределение концертных номеров. | 1ч | | |
44 45 46 | Репетиционная деятельность. Репетиция вокальных номеров. | | 3ч | |
47 | Репетиция сценок, стихотворений. Работа над выразительностью. | | 1ч | |
48 49 | Репетиция танцевальных номеров. | | 2ч | |
50 | Генеральная репетиция. | | 1ч | |
51 | Праздник «Солдат – высокое звание» | | 1ч | |
| Праздник, посвящённый 8 марта «Милой мамочке моей» | | 5ч | |
52 53 | Составление программы. | 2ч | | |
54 55 | Репетиция сценок, песен, танцев. | | 2ч | |
56 | Праздник «Милой мамочке моей» | | 1ч | |
| Праздник «Последний звонок» | 17ч | | |
57 58 | Обсуждение сценария. Распределение обязанностей. | 2ч | | |
59 60 | Репетиция вокальных номеров. | | 2ч | |
61 62 | Репетиция сценок, стихотворений. Работа над выразительностью. Конферанс. | | 2ч | |
63 64 | Репетиция танцевальных номеров. | | 2ч | |
65 66 | Репетиция массовых сцен. | | 2ч | |
67 68 | Генеральная репетиция. | | 2ч | |
69 | Праздник «Последний звонок» | | 1ч | |
70 | Итоговое занятие. Наши результаты, достижения. | 1ч | | |
| Итого: | 70 часов | | |
Содержание программы
Теоретическая подготовка.
Теоретическая подготовка предусматривает обучение выразительному чтению, театральному мастерству, хореографии, вокалу.
Практическая подготовка.
Практическая подготовка предусматривает перенесение полученных теоретических знаний в практику: развитие навыков выразительного чтения, театрального мастерства, хореографии, вокала.
Практическая подготовка включает в себя репетиции спектаклей, концертов, литературно-музыкальных композиций, праздников.
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы кружка. Первичный инструктаж по технике безопасности. Правила работы с инструментами, декорациями, видеотехникой. Поведение на сцене. Правила работы с микрофоном. Театральная игра. Вводное занятие «С чего начинается театр?»
Ритмопластика.
Вводное занятие. Беседа о сценическом движении как о средстве выразительности и его особенностях.
Культура и техника речи.
Эти разные слова - вводное занятие. Что значит красиво говорить? Беседа о словах паразитах речи.
Вокал. Основы вокального исполнения. Элементарная музыкальная грамота. Индивидуальная или групповая вокальная работа. Правила вокальных исполнений.
Театрализация, репетиционная деятельность. Сценарий и правила работы с ним.
Этапы работы: 1.Знакомство, прослушивание. 2.Чтение по ролям. 3.Определение порядка сцен и сюжетной линии.4. Работа над образом. 5. Работа на сцене. 6.Оформление сцены, костюмы, реквизит.
Новогодняя сказка – спектакль
Написание сказки. Чтение и обсуждение сказки. Распределение ролей. Чтение сказки по ролям. Работа над дикцией. Репетиция сказки по отдельным сценам. Постановка вокальных номеров. Поведение на сцене. Оформление сцены и зала, декораций.
Постановка сказки – спектакля.
Праздник, посвящённый 23 февраля «Солдат – высокое звание»
Составление и обсуждение программы праздника. Репетиции вокальных, сольных номеров, сцена с танцами.
Праздник «Солдат – высокое звание» в актовом зале.
Праздник к 8 марта «Милой мамочке моей »
Составление и обсуждение программы. Распределение концертных номеров. Репетиции сценок, песен, танцев. Разучивание стихотворений. Конферанс. Праздник «Милой мамочке моей».
Ожидаемый результат
Дети всесторонне развиваются. Они играют на сцене, учатся выражать свои чувства, отношение к своему герою. Проявляют инициативу, творчество.
Развивают речь, интеллектуальные, познавательные способности.
В ходе реализации образовательной программы обучающиеся получат следующие знания, умения, навыки:
1.Интонировать чисто, соблюдая правила пения.
2.Читать, грамотно артикулируя.
3.Осуществлять разбор сценарного материала.
4.Сочинять небольшие отрывки, строфы, импровизировать в конкретном образе.
5.Двигаться, говорить, выступать со сцены в роли ведущего, актера, помощника.
6.Классифицировать знания о формах и жанрах театральных постановок.
Методическое обеспечение программы
В основном, проводятся практические занятия, которые строятся в форме театральных постановок, вокальных и танцевальных номеров, подготовки к различным праздникам, литературно-музыкальных композиций.
Вместе с детьми разрабатываются сценарии новогодних сказок-спектаклей, концертов, праздников.
В процессе занятий театрального кружка ребята приобретает знания о театральном и музыкальном искусстве; учиться правильно и красиво говорить, читать стихотворные тексты, уметь читать и создавать сценарии различных сценок.
В ходе репетиционной деятельности ребята получают навыки работы на сцене, познают культуру выступления, поведения на сцене, в ходе выступлений учатся импровизации.
В ходе индивидуальных занятий в малых группах ребята получают навыки работы над художественным образом, учатся улавливать особенности той или иной роли. Учатся искусству перевоплощения с помощью участия в создании элементов декораций и костюмов.
В ходе общения и целенаправленной совместной деятельности ребята получают и развивают в себе навыки делового и неформального общения как в малых группах, так и в коллективе в целом, получают опыт общения в разных социальных ролях, опыт публичных выступлений перед различной аудиторией.
Воспитательная и творческая работа через работу в малых группах, через творчество и сотворчество воздействует на личность, способствует ее становлению и развитию.
Основными методами реализации данной программы можно считать:
- метод театрализации;
- метод эмоциональной драматургии;
-метод работы «от простого к сложному»;
- игру.
Суть метода театрализации состоит в соединении звуков, цвета, мелодий, интонаций в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях. Благодаря своей социально-педагогической и художественной направленности театрализация выступает одновременно как социально-художественная обработка жизненного материала и особая организация поведения и действия личности в условиях досуга.
Основные формы работы :
Мастер – класс – это занятия в игровой форме, где с помощью различных средств метода театрализации будет проходить изучение основ театрального искусства:
-культуры речи;
-сценического движения;
-работы над художественным образом;
-вокальное исполнение.
2. Репетиция – разбор сюжетной линии. Определение ряда сцен, работа над исполнительским планом, работа над сценическим движением – «разводка» сцен.
3. Индивидуальные занятия – работа над художественным воплощением образа, вокальным исполнением или танцевальным номером.
4. Показ спектакля (других форм театрализации) – публичное выступление.
5. Воспитательные формы работы – беседы, посещение театров, совместные праздники, вечера отдыха. Индивидуальная работа с родителями – беседы, консультации, приглашения на выступления.
Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный, работоспособный творческий состав, что предполагает разноуровневое общение в атмосфере творчества.
Материально – техническое обеспечение
Актовый зал
Танцевальный зал
Кабинет музыки
Пианино
Звуковая аппаратура, микрофоны
Магнитофон
Музыкальный центр
Мультимедийная установка, экран
Декорации
Театральные костюмы
Литература
1.Воловик Т. Педагогика и методика досуга (Текст)/ Т.Воловик , С. Воловик – М. :Просвещение, 2001.
2.Классный руководитель: журнал – 2003. -№6,10.
3.Смирнов В.И. Воспитание культуры общения на уроках театрального искусства. Г.Н.Новгород, 1993г
4.Приложение к журналу «Внешкольное воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи», 2005г
5.Кучер Н.И. «Любовь моя театр», 2004г
6.Генералова И.А. «Мастерская чувств», 2006г
7.Попова Т.И. «Мир вокруг нас», 2000г.
Литература, рекомендуемая обучающимся:
Нескучный досуг. Серия «Праздник в школе». М.:Сфера, 2003.
Театральная мастерская. Журнал для юношества. М.: Издательство Московского педагогического университета, 2002.
Праздник в подарок. Автор-составитель Лакалова М.С.
Праздник в школе. Давыдова М.А., Агапова И.А.
Игровые праздники и тематические вечера. Скоркина Н.М.