Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Нижние Киги муниципального района
Кигинский район Республики Башкортостан
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол №____ «__» ______20__ г. | | СОГЛАСОВАНО Руководитель центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» _________________ Зарифуллина Р.Р. «__» ______20__ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы: __________________ Богданова Н.Р. Приказ №____ от «__» ______20__ г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Возраст учащихся: 13-14 лет
Срок реализации: 1 год.
Автор - составитель:
Хакимов Айвар Абрикович, педагог дополнительного образования
Нижние Киги, 2020
Оглавление
Пояснительная записка 3
Содержание программы 9
Организационно- педагогические условия 13
Список использованной литературы 14
Приложения 15
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная- дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Геоинформационные технологии» (далее – Программа) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы с. Нижние Киги муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан предназначена для занятий с детьми школьного возраста.
Программа составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
• Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726-р;
• Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р;
• Приказа Минобрнауки России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
• Постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями, внесенными Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №81, на 29.06.2011);
• Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.10.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»
• Закона «Об образовании в Республике Башкортостан».
• Устава Учреждения
Направленность дополнительной общеразвивающей программы – техническая и разработана для учащихся 13-14 лет.
Актуальность: Сегодня геоинформационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, любой современный человек пользуется навигационными сервисами, приложениями для мониторинга общественного транспорта и многими другими сервисами, связанными с картами. Эти технологии используются в совершенно различных сферах, начиная от реагирования при чрезвычайных ситуациях и заканчивая маркетингом. Курс
«Геоинформационные технологии» позволяет сформировать у обучающихся устойчивую связь между информационным и технологическим направлениями на основе реальных пространственных данных, таких как аэрофотосъёмка, космическая съёмка, векторные карты и др. Это позволит обучающимся получить знания по использованию геоинформационных инструментов и пространственных данных для понимания и изучения основ устройства окружающего мира и природных явлений. Обучающиеся смогут реализовывать командные проекты в сфере исследования окружающего мира, начать использовать в повседневной жизни навигационные сервисы, космические снимки, электронные карты, собирать данные об объектах на местности, создавать 3D-объекты местности (как отдельные здания, так и целые города) и многое другое.
Новизна программы заключается в создании уникальной образовательной среды, формирующей проектное мышление обучающихся за счёт трансляции проектного способа деятельности в рамках решения конкретных проблемных ситуаций.
Актуальность программы обусловлена тем, что работа над задачами в рамках проектной деятельности формирует новый тип отношения в рамках системы «природа — общество — человек — технологии», определяющий обязательность экологической нормировки при организации любой деятельности, что является первым шагом к формированию «поколения развития», являющегося трендом развития современного общества.
Программа предполагает формирование у обучающихся представлений о тенденциях в развитии технической сферы. Новый техно-промышленный уклад не может быть положен в формат общества развития только на основании новизны физических принципов, новых технических решений и кластерных схем взаимодействия на постиндустриальном этапе развития социума, а идея развития общества непреложно включает в себя тенденцию к обретению сонаправленности антропогенных факторов, законов развития биосферы и культурного развития.
Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения и позволяет обучающемуся шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и самореализовываться в современном мире. В процессе изучения окружающего мира, обучающиеся получат дополнительное образование в области информатики, географии, математики и физики.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является её направленность на развитие обучающихся в проектной деятельности современными методиками ТРИЗ и SCRUM с помощью современных технологий и оборудования.
Цель: вовлечение обучающихся в проектную деятельность, разработка научно-исследовательских и инженерных проектов.
Задачи: обучающие:
приобретение и углубление знаний основ проектирования и управления проектами;
ознакомление с методами и приёмами сбора и анализа информации; • обучение проведению исследований, презентаций и межпредметной позиционной коммуникации;
обучение работе на специализированном оборудовании и в
программных средах;
знакомство с хард-компетенциями (геоинформационными),
позволяющими применять теоретические знания на практике в соответствии с современным уровнем развития технологий. развивающие:
формирование интереса к основам изобретательской деятельности;
развитие творческих способностей и креативного мышления;
приобретение опыта использования ТРИЗ при формировании собственных идей и решений;
формирование понимания прямой и обратной связи проекта и среды его реализации, заложение основ социальной и экологической ответственности;
развитие геопространственного мышления;
развитие софт-компетенций, необходимых для успешной работы вне зависимости от выбранной профессии. воспитательные:
формирование проектного мировоззрения и творческого мышления; • формирование мировоззрения по комплексной оценке окружающего мира, направленной на его позитивное изменение;
воспитание собственной позиции по отношению к деятельности и умение сопоставлять её с другими позициями в конструктивном диалоге;
воспитание культуры работы в команде.
Планируемые результаты
Выпускник научится:
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач; • моделировать географические объекты и явления;
приводить примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
представлять данные в виде таблиц, диаграмм;
читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы; • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений;
оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля;
решать практические задачи с применением простейших свойств фигур; • выполнять измерение длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов;
соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни; использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы интернета;
различать виды информации по способам её восприятия человеком и по способам её представления на материальных носителях;
приводить примеры информационных процессов (процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных) в живой природе и технике;
классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
познакомиться с примерами математических моделей и использованием
компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы); • навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;
различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом; • практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы,
браузеры и др.);
моделирования в современном мире;
познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);
познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире; • получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях;
следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;
оценивать условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищённости;
прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов/параметров/ресурсов, проверять прогнозы опытно-экспериментальным путём, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;
в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность — качество), проводить анализ альтернативных ресурсов, соединять в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта; • проводить оценку и испытание полученного продукта;
проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;
описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
проводить и анализировать разработку и/или реализацию прикладных
проектов, предполагающих:
определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе), встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку, • изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;
проводить и анализировать разработку и/или реализацию технологических проектов, предполагающих:
‒ оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной
практике),
‒ разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами;
проводить и анализировать разработку и/или реализацию проектов, предполагающих:
‒ планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации),
‒ планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований потребительских интересов.
Выпускник получит возможность научиться:
выявлять и формулировать проблему, требующую
технологического решения;
ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты.
2. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Знакомство. Техника безопасности. Вводное занятие («Меняя мир»). | 1 | 1 | | Беседа |
2 | Введение в геоинформационные технологии. Кейс 1: «Современные карты, или Как описать Землю?». Кейс знакомит обучающихся с разновидностями данных. Решая задачу кейса, обучающиеся проходят следующие тематики: карты и основы их формирования; изучение условных знаков и принципов их отображения на карте; системы координат и проекций карт, их основные характеристики и возможности применения; масштаб и др. вспомогательные инструменты формирования карты. | 3 | 1 | 2 | Презентация проекта |
3 | Кейс 2: «Глобальное позиционирование “Найди себя на земном шаре”». Несмотря на то, что навигаторы и спортивные трекеры стали неотъемлемой частью нашей жизни, мало кто знает принцип их работы. Пройдя кейс, обучающиеся узнают про ГЛОНАСС/GPS — принципы работы, историю, современные системы, применение. Применение логгеров. Визуализация текстовых данных на карте. Создание карты интенсивности. | 2 | 1 | 1 | Презентация проекта |
4 | Фотографии и панорамы. Раздел, посвящённый истории и принципам создания фотографии. Обучающиеся познакомятся с техникой создания фотографии, познакомятся с возможностями применения фотографии как средства создания чего-либо. | 5 | 2 | 3 | Беседа |
5 | Основы аэрофотосъёмки. Применение беспилотных авиационных систем в аэрофотосъёмке. Кейс 3.1: «Для чего на самом деле нужен беспилотный летательный аппарат?». Объёмный кейс, который позволит обучающимся освоить полную технологическую цепочку, используемую коммерческими компаниями. Устройство и принципы функционирования БПЛА, основы фото- и видеосъёмки и принципов передачи информации с БПЛА, обработка данных с БПЛА. | 14 | 7 | 7 | Беседа |
6 | Кейс 3.2: «Изменение среды вокруг школы». Продолжение кейса 3.1. Обучающиеся, имея в своём распоряжении электронную 3D-модель школы, продолжают вносить изменения в продукт с целью благоустройства района. Обучающиеся продолжают совершенствовать свой навык 3D-моделирования, завершая проект. | 5 | 3 | 2 | Презентация проекта |
7 | Подготовка защиты проекта. | 2 | 1 | 1 | Беседа |
8 | Защита проектов. | 1 | | 1 | Защита проекта |
9 | Заключительное занятие. Подведение итогов работы. | 1 | 1 | | Беседа |
Всего часов: | 34 | 17 | 17 | |
Содержание программы
Введение в основы геоинформационных систем и пространственных данных.
Обучающиеся познакомятся с различными современными геоинформационными системами. Узнают, в каких областях применяется геоинформатика, какие задачи может решать, а также как обучающиеся могут сами применять её в своей повседневной жизни.
Урок работы с ГЛОНАСС.
Обучающиеся базово усвоят принцип позиционирования с помощью ГНСС. Узнают, как можно организовать сбор спутниковых данных, как они представляются в текстовом виде и как их можно визуализировать.
Выбор проектного направления и распределение ролей.
Выбор проектного направления. Постановка задачи. Исследование проблематики. Планирование проекта. Распределение ролей.
Устройство и применение беспилотников.
Обучающиеся познакомятся с историей применения БАС. Узнают о современных БАС, какие задачи можно решать с их помощью. Узнают также основное устройство современных БАС.
Основы съёмки с беспилотников.
Обучающиеся узнают, как создаётся полётное задание для БАС. Как производится запуск и дальнейшая съёмка с помощью БАС. А также какие результаты можно получить и как это сделать (получение ортофотоплана и трёхмерной модели).
Углублённое изучение технологий обработки геоданных.
Автоматизированное моделирование объектов местности с помощью Agisoft PhotoScan.
Сбор геоданных.
Аэрофотосъёмка, выполнение съёмки местности по полётному заданию.
Обработка и анализ геоданных.
Создание 3D-моделей.
Изучение устройства для прототипирования.
Ознакомление с устройствами прототипирования, предоставленными обучающимся. Обучающиеся узнают общие принципы работы устройств, а также когда они применяются и что с их помощью можно получить.
Подготовка данных для устройства прототипирования.
Прототипирование.
Применение устройств прототипирования (3D-принтер).
Построение пространственных сцен.
Дополнение моделей по данным аэрофотосъёмки с помощью ручного моделирования и подготовка к печати на устройствах прототипирования.
Подготовка презентаций.
Изучение основ в подготовке презентации. Создание презентации. Подготовка к представлению реализованного прототипа.
Защита проектов.
Представление реализованного прототипа.
3. Организационно-педагогические условия реализации
Материально-технические условия
№ п/п | Название | Количество, шт. |
| МФУ (принтер, сканер, копир) | 1 |
| Ноутбук учителя | 1 |
| Ноутбук мобильного класса | 10 |
| Квадракоптер | 4 |
4.Список использованной литературы
1. Алмазов, И.В. Сборник контрольных вопросов по дисциплинам «Аэрофотография», «Аэросъёмка», «Аэрокосмические методы съёмок» / И.В. Алмазов, А.Е. Алтынов, М.Н. Севастьянова, А.Ф. Стеценко — М.: изд. МИИГАиК, 2006. — 35 с.
2. Баева, Е.Ю. Общие вопросы проектирования и составления карт для студентов специальности «Картография и геоинформатика» / Е.Ю. Баева — М.: изд. МИИГАиК, 2014. — 48 с.
3. Макаренко, А.А. Учебное пособие по курсовому проектированию по курсу «Общегеографические карты» / А.А. Макаренко, В.С. Моисеева, А.Л. Степанченко под общей редакцией Макаренко А.А. — М.: изд. МИИГАиК, 2014. — 55 с.
4. Верещака, Т.В. Методическое пособие по использованию топографических карт для оценки экологического состояния территории / Т.В. Верещака, Качаев Г.А. — М.: изд. МИИГАиК, 2013. — 65 с.
5. Редько, А.В. Фотографические процессы регистрации информации / А.В. Редько, Константинова Е.В. — СПб.: изд. ПОЛИТЕХНИКА, 2005. — 570 с.
Приложение 1
Календарный учебный график
Дата начала занятий – 3 сентября 2020 года.
Программа предусматривает две основные формы занятий: теоретическое и практическое занятия.
Режим занятий: четверг в 16:00 ч.
Возраст учащихся: 13-14 лет
Учебных недель 34, не включая школьные каникулы. Проведение конкурсов, соревнований по учебно-тематическому плану.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы занятий | Кол-во часов | Дата (число, месяц, год) | Формы занятий |
1 | Знакомство. Техника безопасности. Вводное занятие (Меняя мир). | 1 | | Лекция. |
2 | Необходимость карты в современном мире. Сферы применения, перспективы использования карт. | 1 | | Лекция, практическая работа |
3 | Векторные данные на картах. Знакомство с веб-ГИС. Цвет как атрибут карты. Знакомство с картографическими онлайн-сервисами. | 1 | | Практическая работа |
4 | Свет и цвет. Роль цвета на карте. Как заставить цвет работать на себя? | 1 | | Лекция, практическая работа |
5 | Создание и публикация собственной карты. | 1 | | Лекция, практическая работа |
6 | Системы глобального позиционирования. | 1 | | Практическая работа |
7 | Применение спутников для позиционирования. | 1 | | Практическая работа |
8 | История фотографии. Фотография как способ изучения окружающего мира. | 1 | | Практическая работа |
9 | Характеристики фотоаппаратов. Получение качественного фотоснимка. | 1 | | Практическая работа |
10 | Создание сферических панорам. Основные понятия. Необходимое оборудование. Техника съёмки сферических панорам различной аппаратурой. | 1 | | Лекция, практическая работа |
11 | Создание сферических панорам. Сшивка полученных фотографий. Коррекция и ретушь панорам. | 1 | | Практическая работа |
12 | Создание сферических панорам. Сшивка полученных фотографий. Коррекция и ретушь панорам. | 1 | | Презентация результатов |
13 | Фотограмметрия и ее влияние на современный мир. | 1 | | Лекция, практическая работа |
14 | Сценарии съемки объектов для последующего построения их в трехмерном виде. | 1 | | Лекция, практическая работа |
15 | Принцип построения трехмерного изображения на компьютере. | 1 | | Практическая работа |
16 | Работа в фотограмметрическом ПО - Agisoft Metashape или аналогичном. Обработка отснятого материала. | 1 | | Практическая работа |
17 | Беспилотник в геоинформатике. Устройство и применение дрона. | 1 | | Лекция, практическая работа |
18 | Технические особенности БПЛА. | 1 | | Практическая работа |
19 | Пилотирование БПЛА. | 1 | | Лекция, практическая работа |
20 | Пилотирование БПЛА. | 1 | | Практическая работа |
21 | Использование беспилотника для съемки местности. | 1 | | Практическая работа |
22 | Использование беспилотника для съемки местности. | 1 | | Практическая работа |
23 | Возникающие проблемы при создании 3D-моделей. Способы редактирования трехмерных моделей. | 1 | | Практическая работа |
24 | Способы редактирования трехмерных моделей. | 1 | | Презентация результатов |
25 | Технологии прототипирования. Устройства для воссоздания трехмерных моделей. Работа с 3D-принтером. | 1 | | Лекция, практическая работа |
26 | Физические и химические свойства пластика для 3D-принтера. Печать трёхмерной модели школы. | 1 | | Лекция, практическая работа |
27 | Работа в ПО для ручного трехмерного моделирования — ScetchUP или аналогичном. | 1 | | Практическая работа |
28 | Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены. | 1 | | Практическая работа |
29 | Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены. | 1 | | Практическая работа |
30 | Печать модели на 3D-принтере. Оформление трехмерной вещественной модели. | 1 | | Практическая работа |
31 | Подготовка защиты проекта. | 1 | | Практическая работа |
32 | Подготовка защиты проекта. | 1 | | Практическая работа |
33 | Защита проектов. | 1 | | Презентация результатов |
34 | Заключительное занятие. Подведение итогов работы. | 1 | | Беседа |
22