СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа технической направленности «геоинформационные технологии»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа технической направленности «геоинформационные технологии»»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Нижние Киги муниципального района

Кигинский район Республики Башкортостан





ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

протокол №____

«__» ______20__ г.


СОГЛАСОВАНО

Руководитель центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»

_________________ Зарифуллина Р.Р.

«__» ______20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:


__________________

Богданова Н.Р.

Приказ №____

от «__» ______20__ г.







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»















Возраст учащихся: 13-14 лет

Срок реализации: 1 год.

Автор - составитель:

Хакимов Айвар Абрикович, педагог дополнительного образования







Нижние Киги, 2020



Оглавление

  1. Пояснительная записка 3

  2. Содержание программы 9

  3. Организационно- педагогические условия 13

  4. Список использованной литературы 14

Приложения 15



Пояснительная записка

Дополнительная образовательная- дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Геоинформационные технологии» (далее – Программа) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы с. Нижние Киги муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан предназначена для занятий с детьми школьного возраста.

Программа составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:

• Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726-р;

• Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р;

• Приказа Минобрнауки России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

• Постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями, внесенными Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №81, на 29.06.2011);

• Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.10.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»

• Закона «Об образовании в Республике Башкортостан».

• Устава Учреждения

Направленность дополнительной общеразвивающей программы – техническая и разработана для учащихся 13-14 лет.

Актуальность: Сегодня геоинформационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, любой современный человек пользуется навигационными сервисами, приложениями для мониторинга общественного транспорта и многими другими сервисами, связанными с картами. Эти технологии используются в совершенно различных сферах, начиная от реагирования при чрезвычайных ситуациях и заканчивая маркетингом. Курс

«Геоинформационные технологии» позволяет сформировать у обучающихся устойчивую связь между информационным и технологическим направлениями на основе реальных пространственных данных, таких как аэрофотосъёмка, космическая съёмка, векторные карты и др. Это позволит обучающимся получить знания по использованию геоинформационных инструментов и пространственных данных для понимания и изучения основ устройства окружающего мира и природных явлений. Обучающиеся смогут реализовывать командные проекты в сфере исследования окружающего мира, начать использовать в повседневной жизни навигационные сервисы, космические снимки, электронные карты, собирать данные об объектах на местности, создавать 3D-объекты местности (как отдельные здания, так и целые города) и многое другое.

Новизна программы заключается в создании уникальной образовательной среды, формирующей проектное мышление обучающихся за счёт трансляции проектного способа деятельности в рамках решения конкретных проблемных ситуаций.

Актуальность программы обусловлена тем, что работа над задачами в рамках проектной деятельности формирует новый тип отношения в рамках системы «природа — общество — человек — технологии», определяющий обязательность экологической нормировки при организации любой деятельности, что является первым шагом к формированию «поколения развития», являющегося трендом развития современного общества.

Программа предполагает формирование у обучающихся представлений о тенденциях в развитии технической сферы. Новый техно-промышленный уклад не может быть положен в формат общества развития только на основании новизны физических принципов, новых технических решений и кластерных схем взаимодействия на постиндустриальном этапе развития социума, а идея развития общества непреложно включает в себя тенденцию к обретению сонаправленности антропогенных факторов, законов развития биосферы и культурного развития.

Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения и позволяет обучающемуся шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и самореализовываться в современном мире. В процессе изучения окружающего мира, обучающиеся получат дополнительное образование в области информатики, географии, математики и физики.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является её направленность на развитие обучающихся в проектной деятельности современными методиками ТРИЗ и SCRUM с помощью современных технологий и оборудования.

Цель: вовлечение обучающихся в проектную деятельность, разработка научно-исследовательских и инженерных проектов.

Задачи: обучающие:

  • приобретение и углубление знаний основ проектирования и управления проектами;

  • ознакомление с методами и приёмами сбора и анализа информации; • обучение проведению исследований, презентаций и межпредметной позиционной коммуникации;

обучение работе на специализированном оборудовании и в

программных средах;

  • знакомство с хард-компетенциями (геоинформационными),

позволяющими применять теоретические знания на практике в соответствии с современным уровнем развития технологий. развивающие:

  • формирование интереса к основам изобретательской деятельности;

  • развитие творческих способностей и креативного мышления;

  • приобретение опыта использования ТРИЗ при формировании собственных идей и решений;

  • формирование понимания прямой и обратной связи проекта и среды его реализации, заложение основ социальной и экологической ответственности;

  • развитие геопространственного мышления;

  • развитие софт-компетенций, необходимых для успешной работы вне зависимости от выбранной профессии. воспитательные:

  • формирование проектного мировоззрения и творческого мышления; • формирование мировоззрения по комплексной оценке окружающего мира, направленной на его позитивное изменение;

  • воспитание собственной позиции по отношению к деятельности и умение сопоставлять её с другими позициями в конструктивном диалоге;

  • воспитание культуры работы в команде.

Планируемые результаты

Выпускник научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач; • моделировать географические объекты и явления;

  • приводить примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • представлять данные в виде таблиц, диаграмм;

  • читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы; • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений;

  • оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля;

  • решать практические задачи с применением простейших свойств фигур; • выполнять измерение длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов;

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

  • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни; использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы интернета;

  • различать виды информации по способам её восприятия человеком и по способам её представления на материальных носителях;

  • приводить примеры информационных процессов (процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных) в живой природе и технике;

  • классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;

  • познакомиться с примерами математических моделей и использованием

компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;

  • классифицировать файлы по типу и иным параметрам;

  • выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы); • навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;

  • различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);

  • познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом; • практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы,

браузеры и др.);

  • познакомиться с примерами использования математического

моделирования в современном мире;

  • познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);

  • познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире; • получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях;

  • следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;

  • оценивать условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищённости;

  • прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов/параметров/ресурсов, проверять прогнозы опытно-экспериментальным путём, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;

  • в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность — качество), проводить анализ альтернативных ресурсов, соединять в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта; • проводить оценку и испытание полученного продукта;

  • проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;

  • описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;

  • анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;

проводить и анализировать разработку и/или реализацию прикладных

проектов, предполагающих:

  • определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе), встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку, • изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;

  • проводить и анализировать разработку и/или реализацию технологических проектов, предполагающих:

‒ оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной

практике),

‒ разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами;

  • проводить и анализировать разработку и/или реализацию проектов, предполагающих:

‒ планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации),

‒ планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований потребительских интересов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выявлять и формулировать проблему, требующую

технологического решения;

  • модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с

ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;

  • технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты.



2. Содержание программы

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Знакомство. Техника безопасности. Вводное занятие («Меняя мир»).

1

1


Беседа

2

Введение в геоинформационные технологии. Кейс 1: «Современные карты, или Как описать Землю?».

Кейс знакомит обучающихся с разновидностями данных. Решая задачу кейса, обучающиеся проходят следующие тематики: карты и основы их формирования; изучение условных знаков и принципов их отображения на карте; системы координат и проекций карт, их основные характеристики и возможности применения; масштаб и др. вспомогательные инструменты формирования карты.

3

1

2

Презентация проекта

3

Кейс 2: «Глобальное позиционирование “Найди себя на земном шаре”».

Несмотря на то, что навигаторы и спортивные трекеры стали неотъемлемой частью нашей жизни, мало кто знает принцип их работы. Пройдя кейс, обучающиеся узнают про ГЛОНАСС/GPS — принципы работы, историю, современные системы, применение. Применение логгеров. Визуализация текстовых данных на карте. Создание карты интенсивности.

2

1

1

Презентация проекта

4

Фотографии и панорамы.

Раздел, посвящённый истории и принципам создания фотографии. Обучающиеся познакомятся с техникой создания фотографии, познакомятся с возможностями применения фотографии как средства создания чего-либо.

5

2

3

Беседа

5

Основы аэрофотосъёмки. Применение беспилотных авиационных систем в аэрофотосъёмке. Кейс 3.1: «Для чего на самом деле нужен беспилотный летательный аппарат?».

Объёмный кейс, который позволит обучающимся освоить полную технологическую цепочку, используемую коммерческими компаниями. Устройство и принципы функционирования БПЛА, основы фото- и видеосъёмки и принципов передачи информации с БПЛА, обработка данных с БПЛА.

14

7

7

Беседа

6

Кейс 3.2: «Изменение среды вокруг школы».

Продолжение кейса 3.1. Обучающиеся, имея в своём распоряжении электронную 3D-модель школы, продолжают вносить изменения в продукт с целью благоустройства района. Обучающиеся продолжают совершенствовать свой навык 3D-моделирования, завершая проект.

5

3

2

Презентация проекта

7

Подготовка защиты проекта.

2

1

1

Беседа

8

Защита проектов.

1


1

Защита проекта

9

Заключительное занятие. Подведение итогов работы.

1

1


Беседа

Всего часов:

34

17

17




Содержание программы

  1. Введение в основы геоинформационных систем и пространственных данных.

Обучающиеся познакомятся с различными современными геоинформационными системами. Узнают, в каких областях применяется геоинформатика, какие задачи может решать, а также как обучающиеся могут сами применять её в своей повседневной жизни.

  1. Урок работы с ГЛОНАСС.

Обучающиеся базово усвоят принцип позиционирования с помощью ГНСС. Узнают, как можно организовать сбор спутниковых данных, как они представляются в текстовом виде и как их можно визуализировать.

  1. Выбор проектного направления и распределение ролей.

Выбор проектного направления. Постановка задачи. Исследование проблематики. Планирование проекта. Распределение ролей.

  1. Устройство и применение беспилотников.

Обучающиеся познакомятся с историей применения БАС. Узнают о современных БАС, какие задачи можно решать с их помощью. Узнают также основное устройство современных БАС.

  1. Основы съёмки с беспилотников.

Обучающиеся узнают, как создаётся полётное задание для БАС. Как производится запуск и дальнейшая съёмка с помощью БАС. А также какие результаты можно получить и как это сделать (получение ортофотоплана и трёхмерной модели).

  1. Углублённое изучение технологий обработки геоданных.

Автоматизированное моделирование объектов местности с помощью Agisoft PhotoScan.

  1. Сбор геоданных.

Аэрофотосъёмка, выполнение съёмки местности по полётному заданию.

  1. Обработка и анализ геоданных.

Создание 3D-моделей.

  1. Изучение устройства для прототипирования.

Ознакомление с устройствами прототипирования, предоставленными обучающимся. Обучающиеся узнают общие принципы работы устройств, а также когда они применяются и что с их помощью можно получить.

  1. Подготовка данных для устройства прототипирования.

  2. Прототипирование.

Применение устройств прототипирования (3D-принтер).

  1. Построение пространственных сцен.

Дополнение моделей по данным аэрофотосъёмки с помощью ручного моделирования и подготовка к печати на устройствах прототипирования.

  1. Подготовка презентаций.

Изучение основ в подготовке презентации. Создание презентации. Подготовка к представлению реализованного прототипа.

  1. Защита проектов.

Представление реализованного прототипа.

3. Организационно-педагогические условия реализации

Материально-технические условия

п/п

Название

Количество, шт.

МФУ (принтер, сканер, копир)

1

Ноутбук учителя

1

Ноутбук мобильного класса

10

Квадракоптер

4





4.Список использованной литературы


1. Алмазов, И.В. Сборник контрольных вопросов по дисциплинам «Аэрофотография», «Аэросъёмка», «Аэрокосмические методы съёмок» / И.В. Алмазов, А.Е. Алтынов, М.Н. Севастьянова, А.Ф. Стеценко — М.: изд. МИИГАиК, 2006. — 35 с.

2. Баева, Е.Ю. Общие вопросы проектирования и составления карт для студентов специальности «Картография и геоинформатика» / Е.Ю. Баева — М.: изд. МИИГАиК, 2014. — 48 с.

3. Макаренко, А.А. Учебное пособие по курсовому проектированию по курсу «Общегеографические карты» / А.А. Макаренко, В.С. Моисеева, А.Л. Степанченко под общей редакцией Макаренко А.А. — М.: изд. МИИГАиК, 2014. — 55 с.

4. Верещака, Т.В. Методическое пособие по использованию топографических карт для оценки экологического состояния территории / Т.В. Верещака, Качаев Г.А. — М.: изд. МИИГАиК, 2013. — 65 с.

5. Редько, А.В. Фотографические процессы регистрации информации / А.В. Редько, Константинова Е.В. — СПб.: изд. ПОЛИТЕХНИКА, 2005. — 570 с.





Приложение 1

  1. Календарный учебный график



Дата начала занятий – 3 сентября 2020 года.

Программа предусматривает две основные формы занятий: теоретическое и практическое занятия.

Режим занятий: четверг в 16:00 ч.

Возраст учащихся: 13-14 лет

Учебных недель 34, не включая школьные каникулы. Проведение конкурсов, соревнований по учебно-тематическому плану.



  1. Календарно-тематическое планирование



п/п

Название раздела, темы занятий

Кол-во часов

Дата

(число, месяц, год)

Формы занятий

1

Знакомство. Техника безопасности. Вводное занятие (Меняя мир).

1


Лекция.

2

Необходимость карты в современном мире. Сферы применения, перспективы использования карт.

1


Лекция, практическая работа

3

Векторные данные на картах. Знакомство с веб-ГИС. Цвет как атрибут карты. Знакомство с картографическими онлайн-сервисами.

1


Практическая работа

4

Свет и цвет. Роль цвета на карте. Как заставить цвет работать на себя?

1


Лекция, практическая работа

5

Создание и публикация собственной карты.

1


Лекция, практическая работа

6

Системы глобального позиционирования.

1


Практическая работа

7

Применение спутников для позиционирования.

1


Практическая работа

8

История фотографии. Фотография как способ изучения окружающего мира.

1


Практическая работа

9

Характеристики фотоаппаратов. Получение качественного фотоснимка.

1


Практическая работа

10

Создание сферических панорам. Основные понятия. Необходимое оборудование. Техника съёмки сферических панорам различной аппаратурой.

1


Лекция, практическая работа

11

Создание сферических панорам. Сшивка полученных фотографий. Коррекция и ретушь панорам.

1


Практическая работа

12

Создание сферических панорам. Сшивка полученных фотографий. Коррекция и ретушь панорам.

1


Презентация результатов

13

Фотограмметрия и ее влияние на современный мир.

1


Лекция, практическая работа

14

Сценарии съемки объектов для последующего построения их в трехмерном виде.

1


Лекция, практическая работа

15

Принцип построения трехмерного изображения на компьютере.

1


Практическая работа

16

Работа в фотограмметрическом ПО - Agisoft Metashape или аналогичном. Обработка отснятого материала.

1


Практическая работа

17

Беспилотник в геоинформатике. Устройство и применение дрона.

1


Лекция, практическая работа

18

Технические особенности БПЛА.

1


Практическая работа

19

Пилотирование БПЛА.

1


Лекция, практическая работа

20

Пилотирование БПЛА.

1


Практическая работа

21

Использование беспилотника для съемки местности.

1


Практическая работа

22

Использование беспилотника для съемки местности.

1


Практическая работа

23

Возникающие проблемы при создании 3D-моделей. Способы редактирования трехмерных моделей.

1


Практическая работа

24

Способы редактирования трехмерных моделей.

1


Презентация результатов

25

Технологии прототипирования. Устройства для воссоздания трехмерных моделей. Работа с 3D-принтером.

1


Лекция, практическая работа

26

Физические и химические свойства пластика для 3D-принтера. Печать трёхмерной модели школы.

1


Лекция, практическая работа

27

Работа в ПО для ручного трехмерного моделирования — ScetchUP или аналогичном.

1


Практическая работа

28

Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены.

1


Практическая работа

29

Экспортирование трехмерных файлов. Проектирование собственной сцены.

1


Практическая работа

30

Печать модели на 3D-принтере. Оформление трехмерной вещественной модели.

1


Практическая работа

31

Подготовка защиты проекта.

1


Практическая работа

32

Подготовка защиты проекта.

1


Практическая работа

33

Защита проектов.

1


Презентация результатов

34

Заключительное занятие. Подведение итогов работы.

1


Беседа



22