СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная –дополнительная общеразвивающая программа. «Волшебные краски « Эбру»»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендована для кружковой работы   в детских творческих объединениях.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная –дополнительная общеразвивающая программа. «Волшебные краски « Эбру»»»

Государственное казённое учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «РАДУГА» Ветлужского района»



Программа принята на

Педсовете


«___»__________ 2018 года


Протокол № ____


Утверждаю:


Директор_____________ В, Ф.Чудык



«______»____________ 2018год




Утверждаю:


Директор ГКУ СРЦН «Радуга»

Ветлужского района»

__________В.Ф. Чудык


«____» _______________2017-18г.г.

Дополнительная общеобразовательная –дополнительная общеразвивающая программа.


«Волшебные краски « Эбру»»


Направленность программы - художественная

Возраст учащихся с 6 лет

Срок реализации программы - 3месяцa





Автор-составитель:

Бастьянова

Наталия Анатольевна,

педагог-психолог



село Новоуспенское, Ветлуский район

2018 год



Содержание



  1. Тезаурус

  2. Типология программы.

  3. Структура образовательной программы.

    1. Целевой раздел образовательной программы.

      1. Пояснительная записка

      2. Планируемые результаты реализации образовательной программы.

      3. Система оценки качества реализации образовательной программы.

    2. Содержательный раздел образовательной программы

    3. Организационный раздел образовательной программы

      1. Характеристика форм обучения

      2. Методическое обеспечение программы

Учебный план

Календарный учебный график

Оценочные материалы

Список литературы

Методическая копилка





















  1. Тезаурус

Дополнительное образование (ДО) – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 14).

Организация дополнительного образования (ОДО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (273-ФЗ, гл. 3, ст. 23,п 3.1).

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание. планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации. Который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9).

Образовательная программа (ОО ДО) – образовательная программа, разрабатываемая и утверждаемая организацией дополнительного образования (273-ФЗ, на основе гл. 2, ст. 12, п. 5).

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 23).

Направленность (профиль) образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 25).

Календарный учебный график – документ, регламентирующий общие требования к организации образовательного процесса в учебном году (продолжительность учебного года, каникулярного времени и летнего

оздоровительного периода (при необходимости), режим работы, регламентирование образовательного процесса на неделю и пр.).

** Инверсия - это перевёрнутые эмоции, когда у ребёнка вызывают удовольствие негативные эмоции и наоборот. Если инверсий нет или они слабые это является положительным результатом.

Амбивалентность - это неумение различать позитивные и негативные эмоции. Амбивалентностей нет или почти нет, это хорошо.

Фрустрация – это состояние человеческой психики, при котором человек переживает массу негативных чувств, связанных с невозможностью реализовать свои желания или удовлетворить жизненные потребности.

Батал эбру. Данная техника состоит в том, что краску разбрызгивают кистью на поверхность воды*, налитой в плоскодонную посудину, и тот узор, который получился, просто переносят на бумагу, ничего при этом не изменяя.

Гребенчатое эбру Здесь для получения узоров применяют специальный инструмент – гребень. Вначале на поверхность воды кистью разбрызгивают краску(от одного края к другому и назад, затем так же наносят еще один-два слоя).Затем берут шило и проводят им по поверхности влево-вправо или вверх-вниз. Приэтом получается характерный рисунок, который называют «приливы и отливы»

Эбру « Соловьиное гнездо» Отправной точкой этой техники является правильный, мелкозернистый Батал. Далее, по нему выполняются круговые, спиралевидные движения различного диаметра. В количестве 6-х больших колец вдоль кромки текне, и 5 колец поменьше между большими.

Гельгит эбру Формируется из Батала и представляет собой параллельные линии, направленные к сторонам ванночки, исполняемые шилом.. Интервалы между этими линиями могут иметь любую желаемую ширину. Эти параллели также можно повторять несколько раз в противоположных направлениях.

Шаль Эбру Рисунки, которые получаются в этой технике, напоминают орнаменты на традиционных анатолийских платках и шалях. Отсюда иназвание. Краску разбрызгивают на поверхность воды, с помощью шила формируют рисунок «приливы и отливы» (gel-git ebru), затем по этому же рисунку делают круговые движения шилом. В результате таких комбинированных движений и получается şal ebru.



Типология программы.

Программа «Волшебные краски « Эбру»» является:

по виду: дополнительной общеразвивающей программой;

по содержанию: художественной направленности.



  1. Структура программы.

3.1. Целевой раздел образовательной программы.



3.1.1. Пояснительная записка.

Арт-терапия представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества. Причем, важен сам процесс, а не конечный продукт и его оценка. Техника арт-терапии дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям. Через работу с многогранными символами в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, а также блокированные или слаборазвитые системы восприятия. Арт-терапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью. Терапия искусством формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами, умение видеть разнообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач.

Архаичные формы искусства, как прообраз современной арт-терапии, наиболее сохранились в народном творчестве. Термин «арт-терапия» появился еще в 40-е гг. 20 в. Его начал использовать британский врач и художник Адриан Хилл. Он обратил внимание на тот факт, что занятия творчеством помогают больным легче и быстрее выздоравливать. При этом пациенты отвлекаются от своих проблем и переживаний.

В отличие от многих коррекционно-развивающих направлений, Арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми, которые не всегда могут выразить словами свое эмоциональное состояние, трудность, проблему. Находясь в творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах. Арт-терапевтическая атмосфера способствует раскрытию ребенком своего потенциала, что также приводит к позитивным результатам психологической помощи. Важна естественная склонность ребенка к игровой деятельности, склонность к фантазии. Учитывая это при организации коррекционной работы с элементами Арт-терапии, на занятиях создается атмосфера игры и творчества.

Согласно психоаналитической концепции с помощью арт-терапии становится возможным выстраивание «моста» между бессознательным и сознанием, интерпретация бессознательных тенденций в виде творчества.

С точки зрения представителей классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. По мнению Юнга, искусство, особенно легенды и мифы, и арт-терапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления баланса между бессознательным и сознательным «Я». Юнг рассматривал символический язык изобразительного искусства как наиболее адекватный для выражения содержаний личного и коллективного  бессознательного, гораздо более точный и емкий, чем слова.

С точки зрения Н. Роджерса, представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я». Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими. «Экспрессивная терапия» (от англ. — выражающий, выразительный) — это комплекс разнообразных форм творческого (художественного) самовыражения с применением движения, рисования, живописи, скульптуры, музыки, вокализации и импровизации — в условиях обеспечивающих поддержку человека с целью стимулироваиия его личностного роста, развития и исцеления.

В отечественной психологии большое внимание арт-терапии уделяют такие ученые, как А.И. Копытин, Н.А. Сакович, Л.Д. Лебедева.

Преимущества арт-терапии перед другими формами психотерапевтической работы:

Арт-терапия не требует от человека каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;

Она является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто затрудняется в словесном описании своих переживаний;

Изобразительная деятельность является мощным средством раскрепощения и сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;

Продукты творчества способны рассказать о настроениях и мыслях человека, что позволяет использовать их в рамках психологической диагностики;

Арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;

Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает сформировать более активную творческую жизненную позицию;

Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире. Групповая арт-терапия позволяет развивать социальные навыки связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы;



Актуальность арт - терапии при работе с несовершеннолетними.


Как правило, у них слабо развито рефлексивное Я, в связи с чем им очень сложно выразить словами происходящее с ними. Также для большинства из них характерно наличие негативной Я-концепции, которую можно изменить, улучшить, используя богатый ресурс Арт-технологий.

Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как важный психопрофилактический фактор.

(от англ. — выражающий, выразительный) — это комплекс разнообразных форм творческого (художественного) самовыражения с применением движения, рисования, живописи, скульптуры, музыки, вокализации и импровизации — в условиях обеспечивающих поддержку человека с целью стимулироваиия его личностного роста, развития и исцеления.

В отечественной психологии большое внимание арт-терапии уделяют такие ученые, как А.И. Копытин, Н.А. Сакович, Л.Д. Лебедева.

Преимущества арт-терапии перед другими формами психотерапевтической работы:

  • Арт-терапия не требует от ребенка каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;

  • Она является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто затрудняется в словесном описании своих переживаний;

  • Изобразительная деятельность является мощным средством раскрепощения и сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов детей , попавших в трудную жизненную ситуацию.

  • Продукты творчества способны рассказать о настроениях и мыслях человека, что позволяет использовать их в рамках психологической диагностики;

  • Арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка;

  • Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у несовершеннолетних положительные эмоции, помогает сформировать более активную творческую жизненную позицию;

  • Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей и утверждения своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире. Групповая арт-терапия позволяет развивать социальные навыки, связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы;

  • дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;

  • позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими;

  • повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности;

  • развивает навыки принятия решений.

Новизна и актуальность:

Арт-терапевтические занятия дают огромные возможности для развития креативного мышления и творческих способностей детей. Это подтверждается мнениями ученых. Психолог В.Н. Дружинин считает, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия:

  • отсутствие образца регламентированного поведения;

  • наличие позитивного образца творческого поведения (в первую очередь на развитие способности влияет общение детей с взрослыми людьми, обладающими развитыми креативными способностями);

  • создание условий для подражания творческому поведению;

  • социальное подкрепление творческого поведения.

Дж. Гилфорд выделил следующие способы стимуляции творческой активности:

Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны взрослого, его отказ от выставления оценок и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению дивергентного мышления.

Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для ребенка предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

Поощрение высказывания оригинальных идей.

Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного характера.

Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Мы стараемся реализовать эти принципы и условия во время занятий в нашей арт-студии.


3.1.2. Цели, задачи программы, ее специфика


Целью программы кружка «Эбру»: создание условий для раскрытия творческого потенциала детей и гармонизации их личности,

Программа направлена на решение следующих задач:

Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.

Психотерапевтические .“Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации проблемы личности.

Педагогическая целесообразность Имеется широкий спектр показаний для проведения арт-терапевтической работы в системе социального обслуживания:

  • развитие творческих способностей и креативности;

  • негативная «Я-концепция», искаженная самооценка, низкая степень самопринятия;

  • трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность;

  • переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия;

  • неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми, конфликты в межличностных отношениях, неудовлетворенность семейной ситуацией, враждебность к окружающим.

Во-первых, в арт-терапии используется преимущественно невербальное общение, что особенно ценно при работе с жертвами насилия (психологического), которые часто испытывают трудности в артикуляции своих чувств и мыслей, после того как им пришлось пережить глубокую психотравму.

Во-вторых, важнейшим механизмом терапевтического воздействия при арт-подходе является отреагирование психотравмирующих ситуаций, которое происходит хотя и в символической (создание рисунка, сказки, постановка сценки с использованием кукол и т. д.), но все же экспрессивной, а не рефлексивной форме. Это позволяет достичь катарсиса – освобождения, избавления от негативного эмоционального опыта, – дает социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам, позволяет осознать мысли и чувства, которые человек привык подавлять, и постепенно развить способность к саморегуляции. Кроме того, арт-терапия вызывает положительные эмоции, способствует преодолению апатии, подавленности, безынициативности, помогает сформировать более активную жизненную позицию. 

Занятия построены на основных психолого - педагогических принципах:

  • развитие творческого мышления, воображения, креативности;

  • создание условий для самопознания и самовыражения;

  • развитие самосознания, позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;

  • снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование собственных чувств и переживаний в процессе творчества;

  • развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;

  • развитие навыков рефлексии.

При реализации программы используются такие техники работы, как музыкотерапия (прослушивание различной  музыки, использование релаксационной музыки на каждом занятии, дыхательные упражнения)

Специфика программы заключается в форме проведения: открытая арт-студия. В условиях деятельности ГКУ СРЦН «Радуга» такую форму считаю наиболее приемлемой и целесообразной, поскольку проводится ежедневнаяработа с подростками. Данная форма организации встреч позволяет  объединить детей с различными проблемами в одну группу, а так же подключиться каждому желающему к группе с любого занятия, поскольку тема новой встречи отлична от предыдущих и последующих. Таким образом, арт-студия позволяет осуществить охват практически всех желающих и нуждающихся в психологической помощи и поддержке детей сразу после обращения.

На занятиях ребенок личностно и творчески развивается, испытывает себя, познает свой внутренний мир, причины собственного поведения, учится наиболее эффективным способам разрешения проблем, приобретает навыки эффективного общения с людьми.

Основными ценностями здесь выступают не результат (творческий продукт), а сама личность участника. Каждый ребенок окружается вниманием, верой в него, доброжелательным отношением. Лишь только сам участник может оценить свой результат, со стороны других оценок нет и быть не может.

Занятия в арт-студии «Эбру» способствуют решению следующих проблем: агрессивность, демонстративность, накопление отрицательных эмоций вследствие сложных жизненных ситуаций для ребенка, страхи, повышенная тревожность, заниженная самооценка, пассивность, апатичность, социальная дезадаптация, сложности в общении со сверстниками и/или взрослыми, психосоматические заболевания  и пр.



3.1.3 Педагогическая целесообразность


Принцип оптимистического подхода и отсутствия осуждений и оценок предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребенка, веры в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.

Принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. Выявив в ребенке положительное и опираясь на него, можно помочь ему овладеть новыми способами художественной деятельности и поведения, переживать радость, внутреннее удовлетворение.

Принцип добровольного участия. Студию посещают только те дети, которые изъявили на это собственное желание.

Принцип активности всех участников и  творческой позиции.

Не следует бояться и избегать проб и ошибок, высказывать свое мнение, пробовать увидеть необычное в обычном.

Деятельностный принцип коррекции. Только в условиях  активной деятельности ребенка, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки ребенка в «трудных» конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

Принцип взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.

Принцип событийности, согласно которому с детьми организуется совместное бытие в определенном пространстве, времени и организационных формах, объединяющее и детей и взрослых на основе общих ценностей и переживаний.

Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Занятие не должно быть перегружено материалом. В то же время различная тематика и неповторяющиеся техники арт-терапии помогают сформировать интерес и дополнительную мотивацию участников в студии.

Принцип единства развития (коррекции) и диагностики. На первых занятиях проходит диагностика, позволяющая выявить актуальный уровень творческого мышления, характер и интенсивность трудностей, переживаемых ребенком. Во время реализация коррекционно-развивающей программы проводится постоянный контроль динамики изменений эмоциональных состояний до и после занятия. В конце цикла занятий проводится повторная комплексная диагностика с целью отследить динамику развития творческого мышления и личностных особенностей. Обратная связь с родителями осуществляется с помощью анкетирования.

Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиентов. Этот принцип согласует требование соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности, с другой.

Принцип постоянной обратной связи. Любой продукт творческой деятельности и упражнение обсуждаются, проводится обязательная рефлексия.


4.Организация занятий, кадровое обеспечение,

необходимые материалы


Технологическое обеспечение программы:


Предлагаемый вариант программы рассчитан на 16 занятий продолжительностью 1час. Занятия проводятся один раз в неделю Оптимальное количество участников – 3-4 человека. Группы формируются с 7 лет Помещение для проведения занятий должно иметь рабочую зону (столы) и свободную зону для упражнений. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны взрослого, его отказ от выставления оценок и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению дивергентного мышления.

Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для ребенка предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

Поощрение высказывания оригинальных идей.

Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.


Групповой арт-терапевтический метод работы с детьми подразумевает работу одновременно в четырех направлениях:

  1. Развитие воображения, творческого мышления (все арт-терапевтические упражнения стимулируют воображение ребенка, включают его фантазию, что способствует проявлению у ребенка творческого подхода к разным задачам.У участника появляется новое видение, новое понимание привычных предметов и явлений, что позволяет конструктивнее решать возникающие проблемы и выходить из сложных ситуаций).

  2. Выражение ребенком своих актуальных чувств, эмоций и переживаний в творческих упражнениях, а также выражение укоренившихся эмоций, которые ребенок не мог своевременно выразить и которые мешают ему жить (страхи, обиды, злость и др.);

  3. Самопознание ребенка (расширение представлений о себе, установление адекватной самооценки, повышение контроля за своими действиями);

  4. Социализация (познание других людей, механизмов эффективных взаимоотношений с ними).

Диагностика эмоционального состояния на начало занятия, используя экспресс-диагностику Ореховой О.А. «Домики» проводится в начале курса (первичная) и по его окончании (итоговая)

Каждое занятие строится по единому принципу:

1. Приветствие (позволяет настроить ребят на работу в группе);

2. Вводные разминочные упражнения (раскрепощают ребенка, погружают в тематику занятия);

3. Реализация арт-техники и обсуждение продукта (реализация собственно темы занятия);

4. Рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия, подведение итогов);

5. Заполнение арт-дневника (настроение на конец занятия, впечатления от занятия, личные достижения);

6. Ритуал прощания.

Все занятия проходят в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыкой. Использование музыки помогает детям успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психологические зажимы, а так же настроиться на процесс творчества и углубиться в себя.

Во время арт-терапевтических занятий проводится чередование самостоятельной работы ребенка (или группы детей) и активного диалога с обсуждением, обменом ассоциациями и истолкованием получаемого материала. При желании автора могут производиться исправления содержания материала, что случается обычно после получения «обратной связи» и собственных прозрений. Часто процесс занятий сопровождает катарсис -очищение от негативных переживаний: яркие проявления юмора и даже исцеляющие слезы. Сама атмосфера напоминает увлекательное путешествие-игру. При этом человек испытывает себя, знакомится с малоизвестными сторонами собственного внутреннего мира и учится решать проблемы по-другому, более эффективно, чем решал их раньше.

Важно то, что каждому участнику раздается Арт-дневник, который заполняется на каждом занятии. Участники фиксируют свое настроение на начало и конец занятия, впечатления от занятия и собственные достижения. Данная форма помогает самому ребенку, психологу и родителям отследить состояние участников студии, способствует развитию навыка рефлексии.


Условия реализации общеобразовательной программы.

Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:

  • Оформление помещения должно удовлетворять требованиям эстетики, выглядеть строго, но привлекательно и уютно, так, чтобы у обучаемых создавалось хорошее рабочее настроение.

  • В помещении должно быть рационально установлено и размещено все необходимое для работы кружка оборудование.

  • На рабочем месте педагога должны быть дидактические материалы, методические пособия и пр.

  • Стены помещения оформляются стендами. На них размещают постоянную экспозицию: правила внутреннего распорядка, инструкции по ТБ, сменную экспозицию: тематику кружка, лучшие работы учащихся.

Программа предназначена для детей 7 лет Условия приёма детей - берем всех желающих.



Материальное обеспечение программы


  1. Бумага для рисования,

  2. Набор специальных красок для рисования по технике «Эбру».

  3. Загуститель для воды,

  4. Ванночки по количеству детей,

  5. Видеоматериалы с мастер классом и техниками рисования,

  6. Ноутбук или магнитофон для музыкального сопровождения, релаксационная музыка.

  7. Веерные кисти

  8. Набор шил или заточенных палочек для нанесения краски на воду


Технологическое обеспечение программы

  1. Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.

  2. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей работе с красками меняется по мере развития овладения детьми навыками лепки.

3. Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

4. Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.

5. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

6. Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно- этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия.

7. Программа ориентирует учащихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости

8. Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Форма проведения занятий:


1.Теория (знакомство с историей, различными течениями, техниками, применением в современном мире).

2. Видеоуроки

3. Осваивание техники « Эбру» работа по программе.

4. Выставка работ детей.


Занятия проводятся по подгруппам 1 раз в неделю. Возраст учащихся начинается с 7 лет.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

  • индивидуальная;

  • работа в парах;

  • групповая;

  • коллективная.


Дидактический материал:  Видеоматериалы с мастер классом и техниками рисования, ноутбук или магнитофон для музыкального сопровождения, релаксационная музыка.

  1. Методы - как способ организации занятий:

  2. Словесные – беседа, диалог, дискуссия, анализ образца, рассказ

  3. Наглядные – показ образца изделия, иллюстрации,  презентация, показ видеоматериалов

  4. Практические – практические работы, опыты, тренировочные упражнения,

  1. Объяснительно – иллюстративные – объяснение, репродуктивные

  2. Исследовательские –самостоятельная творческая работа


4.Ожидаемый результат


Независимо от предметного содержания у обучаемых должны формироваться общетрудовые знания, умения и способы деятельности. Учащимися должны быть усвоены знания о процессе труда и выработаны первоначальные умения по его практической реализации. К концу реализации программы у детей должна наблюдаться положительная динамика познавательных процессов, расшириться кругозор через пространственное восприятие мира, умение работать в группах, изучение техники работы с красками и водой. На выходе воспитанники должны:

  1. - повысить уровень креативности и творческих способностей,

  2. - осознать ценность собственной личности,

  3. - сформировать позитивное самоотношение,

  4. - повысить уверенность в себе,

  5. - снизить психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, демонстративности,

  6. - сформировать умение эффективно общаться с другими.


Регулярное наблюдение психолога, проведение диагностики в начале и в конце занятий позволит выявить следующие тенденции:

  1. У участников, имеющих плохое настроение на начало занятий, к концу занятия общий эмоциональный фон должен улучшиться.

  2. Дети, имеющие спокойное состояние, как правило, к концу занятий должны активизироваться, становиться радостными.

  3. Воспитанники, имеющие положительное эмоциональное состояние должны сохранять его на протяжении всего занятия.

  4. Ни один ребенок не должен иметь негативные впечатления от занятий, атмосфере в группе, о полученном творческом результате.

  5. У воспитанников, регулярно посещавших кружок должны сформироваться и усовершенствоваться навыки рефлексии собственного психологического состояния; улучшиться творческие способности, повыситься уверенность в себе; дети научиться мыслить не только творчески, но и символично и абстрактно, выражать свои мысли и настроение через символы, цвет, ассоциации .

  6. Должны уметь:

  7. правильно организовать свое рабочее место;

  8. пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;

  9. соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными инструментами;

  10. выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные на уроках технологии;

  11. сотрудничать со сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность;

  12. последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);

  13. определять последовательность действий при выполнении работы;


Должны уметь:


  1. Правильно организовать свое рабочее место;

  2. Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;

  3. Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными инструментами;

  4. Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные на уроках технологии;

  5. Сотрудничать со сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность;

  6. Последовательно вести работу (замысел, наброс, выбор техники нанесения)

  7. Определять последовательность действий при выполнении работы;



5.Способы проверки результативности

Программа предусматривает различные формы подведения итогов:

  1. Постоянно действующая выставка

  2. Творческие конкурсы

  3. Отчетная выставка  

Усвоение учащимися программного материала, отслеживаются в ходе проведения следующих форм контролей:

- предварительного: проводения диагностики учащихся в начале обучения по программе и отслеживаются показатели эмоциональной нестабильности по результатам входящей диагностики.

- текущего: в конце каждой темы планируется итоговое – творческое занятие, на котором дети показывают полученные знания, умения по заданной теме. Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей. В конце темы, четверти, полугодия и года устраиваются мини-выставки в объединении. Главное – дети получают моральное удовлетворение оттого, что их творчество и профессиональные умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости.

- итогового: представление творческой работы, участие в отчетной выставке, беседы с детьми, родителями  и т. п.

- проведение заключительной диагностики по методике определения дифференциального эмоционального состояния «Домики» О.А Ореховой, методике Филлипса « Школьная тревожность»). В рамках этих методик  можно проанализировать следующие показатели:

  1. Мотивацию к образовательной деятельности

  2. Фрустрацию в достижении успеха

  3. Страх самовыражения

  4. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих

  5. Наличие или отсутствие инверсий и амбвивалентностей

  6. Переживание социального стресса

  7. Развитие когнитивных способностей


В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от рисования простейших элементов до рисования сложных предметов, фигур и сюжетов.

Материалы и инструменты:

Загуститель для воды.

Традиционно турецкие мастера использовали в качестве загустителя вещество с турецким названием "kitre", которое получали из стебля колючки гевен (geven) - так по - турецки называется растение Астрагал (лат. Astragalus), вернее некоторые его виды, из которых получают kitre. Международное название вещества, которое из него получают — трагакант (gum tragacanth) — это камедь. 
Так вот, сок колючки гевен собирали в горах Анатолии в июле, высушивали, получали так называемые лепестки — склеенные кусочки сока-смолы, которые размачивали в дистилированной или дождевой воде настаивали достаточно продолжительный период времени в зависимости от степени помола - от суток до 2 недель. Пробовала. Хлопотно, долго, очень дорого и конечный результат очень на любителя. Вобщем в мою коллекцию любмых загустителей этот вариант не попал. 
Приготовление загустителя для воды На 1 литр теплой воды добавляем 2 чайные ложки загустителя. Перемешиваем 15-20 минут. Хлопья должны полностью раствориться. Если мешать меньше – то загуститель может «расслаиваться» в воде. Переливаем загуститель в лоток, и можно пользоваться.

Загуститель ArtDeco (порошковый) 12,5 мл (2 чайные ложки с небольшой горкой) порошка на 1 л воды. Перемешивайте 15-20 минут, постепенно подсыпая загуститель. Оставляем на ночь на 10 часов

Загуститель Karin (порошковый) 25 гр порошка на 4 литра воды (6,25 г на 1 л). Тщательно перемешиваем также минут 10 минимум. Обязательно разотрите все комочки. Оставляем на 5 часов. В течение этого времени дополнительно перемешайте раствор. Загуститель имеет желтоватый оттенок, но на сам рисунок это не влияет.
Источник: https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/vsye-o-khobbi-tovarakh/drugie-tovary/risovanie-na-vode-ebru/

Краски для Эбру Краски состоят из натурального пигмента, воды и желчи. Они очень жидкие, почти цветная вода, и поэтому легко растекаются по поверхности.
Источник: https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/vsye-o-khobbi-tovarakh/drugie-tovary/risovanie-na-vode-ebru/

Емкость для воды В качестве емкости может служить любая глубокая посудина. В готовые наборы обычно кладут лоток формата A4, к тому же его можно приобрести отдельно. Чем больше будет емкость по площади, тем больше рисунок вы в итоге получите, ведь холстом вам будет служить именно поверхность жидкости.
Источник: https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/vsye-o-khobbi-tovarakh/drugie-tovary/risovanie-na-vode-ebru/

Кисти для Эбру Кисти для Эбру используют из конского волоса. Это могут быть обычные кисти и кисти-щетки. Для каждого цвета лучше использовать отдельную кисточку, так как краски нельзя смешивать.

Источник: https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/vsye-o-khobbi-tovarakh/drugie-tovary/risovanie-na-vode-ebru/

По технике рисования кистями воды касаться не нужно. Они нужны для разбрызгивания и создания абстрактного фона. Капли, касаясь воды, растекаются по поверхности, создавая уникальный и неповторимый узор.

Источник: https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/vsye-o-khobbi-tovarakh/drugie-tovary/risovanie-na-vode-ebru/


Гребни Гребни – это специальные инструменты, с помощью которых осуществляется сам процесс рисования. Внешне они представляют собой небольшие грабельки или расческу: ряд параллельных иголок, прикрепленных к плоскому основанию. С их помощью создается фон и симметричные орнаменты.
Источник: https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/vsye-o-khobbi-tovarakh/drugie-tovary/risovanie-na-vode-ebru/

Шило Шило тоже используется для рисования. С его помощью можно вырисовывать отдельные элементы: цветы, птиц и бабочек. В качестве альтернативного инструмента можно воспользоваться спицами. Важно после прорисовывания каждого элемента вытирать кончик шила или спицы, чтобы не допускать смешения красок.
Источник: https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/vsye-o-khobbi-tovarakh/drugie-tovary/risovanie-na-vode-ebru/

Бумага Бумага нужна для того, чтобы перенести потом рисунок с жидкости и отпечатать его. Существует специальная грунтованная бумага для Эбру. Но можно брать и обычную бумагу для принтера или любую другую, которая окажется под рукой. Старайтесь не использовать слишком плотную на начальных этапах, чтобы не смазать изображение.

Источник: https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/vsye-o-khobbi-tovarakh/drugie-tovary/risovanie-na-vode-ebru/




5. Содержательный раздел образовательной программы

Учебно-тематический план





Наименования раздела (темы)

Количество часов

Всего

Теория

Практика

  1. 1

Вводное занятие

1.1.Инструктаж по технике безопасности при использовании инструментов в работе.

1.2 История возникновения техники « Эбру»


1.4. Рефлексия

0,5




0,5


.

  1. 2.

2..1 Способы нанесения краски на воду шилом. Изучение и нанесение классических фонов на воду, работа с веерной кистью.

2.1.Рисование « Рисуем сердечки и веточки»

2.2 Подготовительный этап рисования на воде

2.3 Особенности и техника нанесения краски на воду шилом.



1ч.


0,2


0,4

  1. 3

2.1.Рисование « Украсим салфетку»

2.2 Подготовительный этап рисования на воде

2.3 Особенности и техника нанесения краски на воду шилом.




0.2


0,4



Рисование «Жар - птица»

4.1 Подготовительный этап рисования на воде

4.2 Особенности рисования и техника нанесения краски на воду шилом.




0.2


0,4



  1. 4.

Рисование «Фиалка»

2.2 Подготовительный этап рисования на воде

2.3 Особенности и техника нанесения краски на воду шилом.




0.2


0,4



Рисование «Тюльпан»

2.2 Подготовительный этап рисования на воде

2.3 Особенности и техника нанесения краски на воду шилом.




0.2


0,4



  1. 6.

Рисование «Бабочка»

5.1 Подготовительный этап рисования на воде

5.2 Особенности и техника нанесения краски на воду шилом.




0.2


0,4



  1. 7.

Рисование «Гусеница»

7.1 Подготовительный этап рисования на воде

7.2 Особенности и техника нанесения краски на воду, закрепление навыков работы с шилом.





0.2


0.4



  1. 8.

Рисование « Дерево»

8.1Подготовительный этап рисования на воде

8.1 Особенности и техника нанесения краски на воду, закрепление навыков работы с шилом.




0.2


0.4



  1. 9.

Рисование «Сова» « Птицы»

9.1 Подготовительный этап рисования на воде

9.2 Особенности и техника нанесения краски на воду, закрепление навыков работы с кистью и шилом.




0.2


0.4



  1. 10.

Рисование «Медуза»

6.1 Подготовительный этап рисования на воде

6.2 Особенности и техника нанесения краски на воду шилом.




0.2


0.4



  1. 11.

Рисование «Кораблик»

9.1 Подготовительный этап рисования на воде

9.2 Особенности и техника нанесения краски на воду, закрепление навыков работы с кистью и шилом.




0.2


0.4



  1. 12.

Заключительное занятие: Рисование на свободную тему.

Оформление выставки рисунков детей.

Награждение





0.2


0.4




Итого:



13 занятий

Содержание программы



  1. Вводное занятие.

Теоретическая часть.

Рассказ и демонстрация работ по технике « Эбру».

Знакомство с историей развития древнего искусства и его временными изменениями. Показ видеоматериала из интернет ресурса, презентация по программе.

Практическая часть.

Просмотр образцов, выполненных педагогом,

- постановка руки к рисованию шилом.



  1. Занятие. Рисование . Учимся наносить базовый фон веерной кистью, рисуем веточки и листочки.

Теоретическая часть.

Рассказ и видеодемонстрация нанесения различных фонов в технике эру

баттал, гельгит, гребенчатое эбру, соловьиное гнездо ,шаль – эбру, хатиф – эбру).

Знакомство с различными способами рисования веточки: методом вытягивания из сердечек и разделения круга на части.



Практическая часть.

Нанесения краски на воду с помощью веерной кисти различными способами.

Работа шилом, способом вытягивания и разделения базового круга

Рисование по образцу.

Рефлексия



3. Рисование « Укрась салфетку»


Теоретическая часть.

Рассказ об основых правилах забора краски при рисовании тонких элементов рисунка.

Практическая часть: Демонстрация нанесения краски на воду, особенности работы шилом при рисовании салфетки. Рисование по образцу.

Рефлексия



4. Рисование « Жар – птица»

Теоретическая часть.

Знакомство со способами рисования веточки: методом вытягивания из сердечек и разделения круга на части.

Практическая часть.

Демонстрация нанесения краски на воду и показ рисования веточки разными способами. Рисование по образцу.

Рефлексия

  1. Рисование « Фиалка»

Теоретическая часть: Просмотр видеоматериала из интернет - ресурса «Уроки Ольги Кауровой». Рисуем фиалку.

Практическая часть: Демонстрация нанесения краски на воду, особенности работы шилом при рисовании фиалки. Рисование по образцу. Учить соблюдать пропорции при рисовании, держать шило на поверхности воды. Учить прорисовывать детали.

Рефлексия

  1. Рисование « Тюльпан»

Теоретическая часть: Просмотр видеоматериала из интернет-ресурса «Уроки Ольги Кауровой». Рисуем Тюльпан.

Практическая часть: Демонстрация нанесения краски на воду, особенности работы шилом при рисовании тюльпана. Учить вытягивать и разделять базовый круг для получения необходимого силуэта. Рисование по образцу.

Рефлексия

  1. Рисование «Бабочка»

Теоретическая часть: Просмотр видеоматериала из интернет - ресурса «Уроки Ольги Кауровой». Рисуем бабочку.

Практическая часть: Демонстрация нанесения краски на воду, особенности работы шилом при рисовании бабочки. Учить сплющивать нанесенный на воду круг в прямоугольник и квадрат. Прорисовывать детали.

Рисование по образцу.

Рефлексия

8. Рисование «Гусеница»

Теоретическая часть: Просмотр видеоматериала из интернет - ресурса «Уроки Ольги Кауровой». Рисуем бабочку.

Практическая часть: Демонстрация нанесения краски на воду, особенности работы шилом при рисовании гусеницы. Учить вытягивать круг. Наносить краску метотодом накладывания. Прорисовывать детали.

Рисование по образцу.

Рефлексия

9.Рисование « Дерево»

Теоретическая часть: Просмотр видеоматериала из интернет -ресурса «Уроки Ольги Кауровой». Рисуем дерево».

Практическая часть: Демонстрация нанесения краски на воду, особенности работы шилом при рисовании дерева. Учить вытягивать краску из базового круга, наносить листья путем наброса с помощью веерной кисти, прорисовывать детали.

Рисование по образцу.

Рефлексия

  1. . Рисование « Сова»» « Птицы»

Теоретическая часть: Просмотр видеоматериала из интернет -ресурса «Уроки Ольги Кауровой». Рисуем сову».

Практическая часть: Демонстрация нанесения краски на воду, особенности работы шилом при рисовании совы и птиц. Учить вытягивать краску из базового круга, рисовать птиц путем разделения и вытягивания круга с помощью шила, прорисовывать детали.

Рисование по образцу.

Рефлексия



11.Рисование « Медуза»

Теоретическая часть: Просмотр видеоматериала из интернет -ресурса «Уроки Ольги Кауровой». Рисуем медузу».

Практическая часть: Демонстрация нанесения краски на воду, особенности работы шилом при рисовании медузы. Учить вытягивать краску из базового круга, рисовать листочки путем разделения и вытягивания круга с помощью шила, прорисовывать детали.

Рисование по образцу.

  1. Рисование « Кораблик»

Теоретическая часть: Просмотр видеоматериала из интернет -ресурса «Уроки Ольги Кауровой». Рисуем кораблик».

Практическая часть: Демонстрация нанесения краски на воду, особенности работы шилом при рисовании кораблика. Учить сплющивать нанесенный на воду круг в прямоугольник и квадрат. Прорисовывать детали. Рисование по образцу.

Рефлексия

12. Заключительное занятие

Теоретическая часть: : Просмотр видеоматериала из интернет -ресурса «Шоу Эбру»

Практическая часть: Рисование на свободную тему, закрепление навыков рисования в технике Эбру.

Рефлексия. Обсуждения эмоционального состояния каждого в процессе рисования, отбор лучших работ для оформления арт –галереи. Награждение.







3.3. Организационный раздел образовательной программы.

3.3.1. Характеристика форм обучения

В рамках реализации дополнительной образовательной программы «Волшебные краски Эбру» используются индивидуальные и групповые формы обучения.



3.3.2. Методическое обеспечение программы



№ п/п

Тема (раздел)

Форма занятий

Приемы и методы

Дидактический материал

Форма подведения итогов

1.

Вводное занятие

Занятие: беседа,

Объяснительно-иллюстративные.

аудиовизуальные Приемы: сообщение, использование наглядности.

Видеоматериалы из нтернет –ресурса, презентация, просмотр рисунков

Рефлексия

2.

2..1 Способы нанесения краски на воду шилом. Изучение и нанесение классических фонов на воду.

2.1.Рисование « Рисуем сердечки и веточки»

2.2 Подготовительный этап рисования на воде

2.3 Особенности и техника нанесения краски на воду шилом.


Занятие: беседа, практикум


Объяснительно – иллюстративные, аудиовизуальные, практические, репродуктивные.

Приемы: сообщение новых знаний, показ практических действий, инструктаж перед работой,

использование наглядности, сообщение, показ дидактических действий.

Наглядные пособия, видеоматериалы.

Самостоятельная работа


Рефлексия

3.

3.1.Рисование « Украсим салфетку»

3.2 Подготовительный этап рисования на воде

3.3 Особенности и техника нанесения краски на воду шилом.

Занятие: беседа, игра, практикум

Объяснительно – иллюстративные, репродуктивные, эвристические, методы, аудивизуальные..

Приемы: объяснение, сообщение, использование наглядности, показ практических действий, повторение, самостоятельная работа

Наглядные пособия, видеоматериалы.

Самостоятельная работа


Рефлексия

4.

Рисование «Жар - птица»

4.1 Подготовительный этап рисования на воде

4.2 Особенности рисования и техника нанесения краски на воду шилом.

Занятие: беседа, практикум

Эвристические, репродуктивные, поисковые, проблемные, аудивизуальные..

Приемы: использование наглядности, показ практических действий, повторение, самостоятельная работа

Наглядные пособия, видеоматериалы

Творческая работа


Рефлексия

5.

Рисование «Фиалка»

5.1 Подготовительный этап рисования на воде

5.2 Особенности и техника нанесения краски на воду шилом.

Занятие: беседа, практикум

Объяснительно- иллюстративные, репродуктивные, аудивизуальные

Приемы: объяснение, показ практических действий, использование наглядности

Наглядные пособия, видеоматериалы

Творческая работа


Рефлексия

6.

Рисование «Тюльпан»

6.1 Подготовительный этап рисования на воде

6.2Особенности и техника нанесения краски на воду шилом.

Занятие: беседа, практикум

Аудиовизуальные, практические.

Приемы: сообщение, использование наглядности, показ практических действий

Наглядные пособия, видеоматериалы

Выставка работ учащихся

Рефлексия


7.

Рисование «Бабочка»

7.1 Подготовительный этап рисования на воде

7.2 Особенности и техника нанесения краски на воду шилом.

Занятие: беседа, практикум

Аудиовизуальные, практические, поисковые.

Приемы: сообщение, показ практических действий, использование наглядности

Наглядные пособия, видеоматериалы

Творческая работа


Рефлексия

8.

Рисование «Гусеница»

8.1 Подготовительный этап рисования на воде

8.2 Особенности и техника нанесения краски на воду, закрепление навыков работы с шилом.


Занятие: беседа, практикум

Аудиовизуальные, практические, поисковые.

Приемы: сообщение, показ практических действий, использование наглядности

Наглядные пособия, видеоматериалы

Творческая работа


Рефлексия


9.

Рисование « Дерево»

9.1Подготовительный этап рисования на воде

92 Особенности и техника нанесения краски на воду, закрепление навыков работы с шилом.

Занятие: беседа, практикум

Аудиовизуальные, практические, поисковые.

Приемы: сообщение, показ практических действий, использование наглядности

Наглядные пособия, видеоматериалы

Творческая работа


Рефлексия

10.

Рисование «Сова» « Птицы»

10.1 Подготовительный этап рисования на воде

10.2 Особенности и техника нанесения краски на воду, закрепление навыков работы с кистью и шилом.

Занятие: беседа, практикум

Аудиовизуальные, практические, поисковые.

Приемы: сообщение, показ практических действий, использование наглядности

Наглядные пособия, видеоматериалы

Творческая работа


Рефлексия

11.

Рисование «Медуза»

11.1 Подготовительный этап рисования на воде

11.2 Особенности и техника нанесения краски на воду шилом.

Занятие: беседа, практикум

Аудиовизуальные, практические, поисковые.

Приемы: сообщение, показ практических действий, использование наглядности

Наглядные пособия, видеоматериалы

Творческая работа


Рефлексия

12.

Рисование «Кораблик»

9.1 Подготовительный этап рисования на воде

9.2 Особенности и техника нанесения краски на воду, закрепление навыков работы с кистью и шилом

Занятие: беседа, практикум

Аудиовизуальные, практические, поисковые.

Приемы: сообщение, показ практических действий, использование наглядности

Наглядные пособия, видеоматериалы

Творческая работа



Рефлексия



13.

Заключительное занятие: 13.1 Рисование на свободную тему, закрепление навыков рисования в технике Эбру.


13.2Оформление выставки рисунков детей.

Награждение


Занятие: беседа, практикум

Объяснительно- иллюстративные, репродуктивные, аудивизуальные

Приемы: объяснение, показ практических действий, использование наглядности

Наглядные пособия, видеоматериалы

Творческая работа


Рефлексия









ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Контрольный срез по рисованию в технике Эбру

1. В каком веке зародилось искусство Эбру, где начиналоь и откуда пришло в Россию. ( в 11веке в Индии, Турция)

2 Какие материалы необходимы для работы в технике Эбру их особенность (вода, приготовленная из растения гевена, краски на натуральной основе)

2Какие инструменты используют в технике Эбру( шило, веерная кисть, гребень)

4 Какие ты знаешь виды базового фона при работе в технике Эбру( Баттал, гельгит .соловьинное гнездо, шаль –эбру,хатиф –эру)


Градация оценки:

Высокий уровень

Ни одной ошибки.

Все ответы расширенные.

Средний уровень

Ответы даны на все вопросы, но ответы не расширенные.

Низкий уровень

Ответы даны не на все вопросы.




































Список литературы для педагогов


  1. Копытин А.И. "Теория и практика арт-терапии". СПб., 2002. . Копытин А.И.

  2. Сучкова Н.О. "Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей".Сфера, 2008.

  3. Хрестоматия. Арт-терапия".под ред. А. И. Копытина. СПб.: Питер, 2001.

  4. Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". СПб.: Речь, 2003. 

  5. Лебедева Л. Д. "Арт-терапия в педагогике" Педагогика, 2000г.


  1. Видеоуроки от Ольги Кауровой

https://www.youtube.com/watch?v=6Xc459gTVbk

  1. Видеоуроки по «Эбру»

https://www.youtube.com/watch?v=dzwfKjKeFWA


8. http://www.arsenaliev.ru/ebru/





Рекомендованный список литературы для детей и родителей


1.. Видеоуроки от Ольги Кауровой

https://www.youtube.com/watch?v=6Xc459gTVbk


2. Видеоуроки по «Эбру»

https://www.youtube.com/watch?v=dzwfKjKeFWA


3. http://www.arsenaliev.ru/ebru/


























Приложение

Техника нанесения краски



































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!