МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОЛДЫКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Принято на педсовете Утверждаю:
Протокол № 6 от 16.03.2022г. Директор Е.Н.Бескоровайная
Приказ № от 16.03.2022г.
ДИСТАНЦИОННАЯ КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Юный сказочник»
художественной направленности
(стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 10-12 лет
Срок реализации: краткосрочная (16 часов)
Автор-составитель программы:
Телюк Елена Александровна,
учитель английского языка
МОКУ Долдыканская СОШ
с. Долдыкан 2022г
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы - 3
1.2 Пояснительная записка - 3
Нормативно-правовые документы – 3
Актуальность - 3
Объем программы -4
Форма обучения -4
Уровень программы – 4
Формы реализации программы – 4
Организационная форма обучения – 4
Режим занятий – 4
1.3 Цели и задачи – 5
1.4 Содержание программы – 5
Учебный план – 5
Содержание учебного плана - 7
1.5 Планируемые результаты обучающихся – 7
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий - 8
2.1 Календарный учебный график – 8
2.2. Условия реализации программы – 10
2.3. Форма аттестации – 10
2.4.оценочные материалы – 11
2.5 Методические материалы – 12
2.6 Требования по технике безопасности в процессе реализации программы -12
3. Список использованной литературы - 12
4. Приложение - 13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный сказочник» разработана для обучающихся среднего школьного возраста для работы в летний период. Программа «Юный сказочник» модифицированная, имеет художественную направленность
Данная программа стартового уровня сложности. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа «Юный сказочник» разработана в соответствии с нормативными документами, в которых закреплены содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ № 273);
Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
«Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ среднего, профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением ЭО и ДОТ» от 20.03.2020г.
Устав МОКУ Долдыканской СОШ;
Локальные нормативные акты.
В содержание ДОП «Юный сказочник» включены различные виды декоративной деятельности, которые направлены не только на усвоение детьми практических умений и навыков, но и способствует развитию творческих способностей ребенка, мелкой моторики, познавательных процессов, воображения, чувства прекрасного, потребности в творческом самовыражении.
Одной из современных инновационных форм организации учебного процесса является использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих посредством электронной сети Интернет организовать обучение учеников, находящихся территориально в любом уголке земного шара (при наличии подключения к Интернету)
Актуальность программы состоит в том, что она повышает доступность получения дополнительного образования для детей, проживающих в сельской местности за счёт того, что программа реализуется дистанционно.
Программа «Юный сказочник» адаптирована для реализации в условиях временного ограничения занятий в заочной дистанционной форме и включает все необходимые инструменты электронного обучения.
Отличительная особенность программы, новизна
Отличительная особенность программы "Юный сказочник» заключается в использовании дистанционных образовательных технологий при разработке комплекса методов и приемов, направленных на развитие творческих способностей (далее ДОТ). Дистанционные образовательные технологии реализуются в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействий обучающихся и педагогических работников.
Также отличительной особенностью данной программы является дистанционное ознакомление обучающихся с тематическими блоками, освоение каждого из которых предполагает работу с конкретным видом деятельности.
Адресат программы.
Программа «Юный сказочник» предназначена для детей в возрасте от 10 до 12 лет. Заниматься дистанционно может каждый по желанию. Количество детей не ограничено.
Объем и срок освоения программы.
Программа рассчитана на 16 часов, в летний период. С 6.06-25.06.2022г ежедневно с понедельника по пятницу по 30 минут с перерывом на 10 минут с применением дистанционных технологий.
Уровень программы - стартовый
Особенности реализации образовательного процесса:
Формы реализации образовательной программы- дистанционное обучении по программе, используются дистанционные образовательные технологии.
Формы реализации методов:
Объяснительно – иллюстративный метод предполагает изложение материала с применением картинок, схем, фотографий, зарисовок, ссылок на сайты по теме занятия.
Демонстрационный метод реализуется в форме показа презентаций, видео.
Задание – это метод самостоятельной практической работы.
Инструктаж – метод реализуется в форме показа технологических карт, объяснения алгоритмов и правил работы, с художественными материалами и оборудованием, объяснение правил ТБ и ОТ.
Практический метод– реализуется в форме готового материала
Творческий метод – в программе используются элементы творческого метода, реализуется в выполнении обучающимся работы по собственному замыслу, в творческом самовыражении при исполнении задания.
Организационные формы обучения и виды занятий по программе:
- видео-занятия, аудио-занятия;
- ЭОР по творчеству данного направления;
- тесты, викторины по изученным теоретическим темам;
- адресные дистанционные консультации.
В организации дистанционного обучения по программе используются следующие платформы и сервисы: Wats Up, Zoom, Skype и другие сайты.
В мессенджерах с начала обучения создается группа, через которую ежедневно происходит обмен информацией, в ходе которой обучающиеся получают теоретическую информацию, демонстрируются способы исполнения задания. Получение обратной связи организовывается в формате присылаемых в электронном виде фотографий готовых заданий и промежуточных результатов работы.
Учебно-методический комплекс включает электронные образовательные ресурсы для самостоятельной работы обучающихся (ссылки на мастер-классы, аудио-занятий, теоретический материал).
Режим занятий.
Занятия проводятся 5 раз в неделю. Продолжительность занятия 30 минут со школьниками с перерывами 10 минут (при дистанционном обучении).
Первые 30 минут из которых отводится на работу в онлайн режиме, вторые – в офлайн режиме в индивидуальной работе и онлайн консультировании).
В рамках онлайн занятий посредством платформ: Wats Арp, личный сайт педагога, Google и другие, педагог представляет теоретический материал по теме.
В офлайн режиме посредством социальных сетей и мессенджеров обучающимся передается видео, презентационный материал с инструкцией выполнения заданий, мастер-классы и другое.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: Развитие художественно-творческих способностей и организация полноценного и безопасного отдыха детей в летний период посредством художественного направления.
Задачи:
- Познакомить с комплексной техникой безопасности
- пробудить любознательность и интерес к творчеству художественного направления;
- сформировать навыки владения техническими средствами обучения и программами;
- сформировать навыки самостоятельного поиска информации в предоставленном перечне информационных онлайн-платформах, контентах, блогах и т.д.;
- умение работать дистанционно в команде и индивидуально;
- выполнять задания самостоятельно и коллективно (бесконтактно);
- развитие умения анализировать и корректировать свою деятельность;
- развитие навыка использования социальных сетей в образовательных целях и др.
Содержание программы:
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма контроля (дистанционная) | |
Всего | Теория | Практика | | |
Инструктаж по технике безопасности. 1.ИЗО: «В гостях у сказки» | 5 | 2 | 3 | | |
1.1 1.2 1.3 | Изобразить: «Цветущая лужайка» «Веселый семицветик» «Волшебные бабочки» | | | | Практическое задание : изобразить рисунки по заданной тематике Индивидуальные консультации в чатах , WatsUp, | |
2.Театр для всех | 5 | 2 | 3 | | |
2.1 2.2 2.3 | Сочинить стихотворение о сказке «Юные поэты» Изобразить любых сказочных героев Сочинить сказку и выразительно рассказать или прочитать её. | | | | Индивидуальные консультации в чатах WatsUp, Индивидуальные консультации в чатах WatsUp, https://learningapps.org/display?v=puphh4wpa18 https://learningapps.org/display?v=ph63q1jfk20 | |
3.Чудеса своими руками | 6 | 2 | 4 | | |
3.1 3.2 3.3 3.4 | Сделать гербарий Мой друг с другой планеты (поделка) Дом моей мечты (поделка или рисунок с описанием) Подведение итогов: рисуем сказку, викторина | | | | Ссылка на обучающий материал Индивидуальные консультации в чатах WatsUp, |
| ВСЕГО: | 16 | 6 | 10 | |
Содержание учебного плана.
Раздел 1. В гостях у сказки
Сказочный мир: (5ч)
Теория (2 ч). Народные сказки (русские, украинские, белорусские, словацкие, немецкие, французские, английские). Авторские сказки.
Практика (3 ч). Чтение, драматизация, пересказ, просмотр сказок на DVD, слушание сказок. Викторины
Контроль: Практическое задание. Индивидуальные консультации в чатах Wats Up, Zoom, Skype
Раздел 2. Театральный
Театр для всех (5ч)
Теория (2 ч) Драматизация сказки. Изучение правил подбора рифмы.
Практика (3 ч). ".
Изобразить героев сказки.
Сочинить сказку
Дидактические игры. Сочинить стихотворение
Исследовательская деятельность.
Контроль: Практическое задание. Индивидуальные консультации в чатах Wats Up, Zoom, Skype
Раздел 3. Чудеса своими руками.
Рисование, прикладное искусство (6 ч)
Теория (2ч)
Практика (4ч)
Сделать гербарий. Сделать поделку. Нарисовать рисунок.
Контроль: Практическое задание. Индивидуальные консультации в чатах Wats Up, Zoom, Skype
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Освоение детьми программы направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с концепцией развития системы дополнительного образования.
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
-учебно-познавательный интерес к художественному творчеству,
-основы развития интереса и практической деятельности, желание создавать что-то своими руками;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- трудолюбия, бережного и ответственного отношения к результатам своей работы, к рабочим инструментам, материалам, оборудованию;
- познавательного интереса в области художественного творчества;
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Коммуникативные:
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
формировать собственное мнение и позицию;
Регулятивные:
Способность планировать свою деятельность согласно поставленной задаче и условиям реализации.
Умение самостоятельно регулировать работу.
Предметные результаты:
К концу освоения программы дети должны знать:
- Правила техники безопасности.
-Оборудование рабочего места, материалы, инструменты, приспособления для работы.
- Иметь представление о техниках и приемах
- Последовательность выполняемой работы.
К концу освоения программы дети должны уметь:
- Выполнять правила техники безопасности.
- Пользоваться инструментами и приспособлениями.
- Выполнять рисунки в традиционной и нетрадиционной технике.
-Владеть поэтическими приёмами
-Владеть способами написания сказки и стихотворения
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график
№ | Дата | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля |
1 | 6.06 | Инструктаж, лекция, беседа, обсуждение полученной информации (правила техники рисования) | 1 | В гостях у сказки | Опрос по прослушанному материалу, тест |
| 7.06 8.06 9.06 10.06 | Изображение рисунков по заданной тематике | 2 2 | «Цветущая лужайка» «Весёлый семицветик» «Волшебные бабочки» | Рисунок, устный опрос |
2 | 13.06 14.06 | Лекция о правилах составления стихотворения; Об истории возникновения сказок, о значении сказок в развитии культуры, чтение сказок. Что нужно знать и уметь, чтобы быть сказочником. | 2 | Театр для всех | Опрос по прослушанному материалу, тест |
| 15.06 | Практическое занятие. Задание: Сочиняем стихотворение про прочитанную сказку | 1 | «Юный поэт» | Стихотворение |
| 16.06 | Практическое занятие. Задание: изобразить любого сказочного героя или придумать и нарисовать своего и рассказать о нём. | 1 | «Мой сказочный герой» | Рисунок сказочного героя и рассказ о нём |
3 | 17.06 | Задание: сочинить сказку | 1 | «Я расскажу вам сказку» | Сказка собственного сочинения |
| | | | Чудеса своими руками | |
| 20.06 21.06 | Лекция. Теоретический материал: прикладное искусство (виды, направления, образцы) | 2 | | Опрос о полученной информации, анкетирование |
| 22.06 | Практическое занятие. Задание: сделать гербарий | 1 | «Волшебство красоты» | Изготовление гербария |
| 23.06 | Практическое занятие. Задание: смастерить существо из подручного материала | 1 | «Мой друг с другой планеты» | Изготовление сказочного существа |
| 24.06 25.06 | Практическое задание: выполнение проектной работы | 2 | Итоговое занятие: Рисуем сказку(проект): | Сделать книжку-малютку или папку-раскладку со своей сказкой (можно в стихах). Викторина по пройденной программе и изученному материалу. |
2.2 Условия реализации программы.
Одним из важнейших условий реализации образовательной программы является материально-техническое обеспечение, которое должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и включать в себя необходимое оборудование, инструменты и материалы.
Требования к помещению.
На рабочем месте должны быть соблюдены следующие санитарно-гигиенические требования для проведения занятий по ручному труду и охране труда:
-равномерное освещение и отсутствие прямых и отраженных бликов,
- на рабочее место свет падает слева сверху,
- сухое, хорошо проветриваемое помещение,
- наличие электронного носителя с выходом в интернет,
- рабочий стол и стул, отвечающие эргономическим требованиям.
Перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов.
Для реализации программы каждому обучающемуся необходимы следующие материалы: альбом, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, баночка для воды, кисти, цветные карандаши, тетрадь, ручка, материалы, необходимые для выполнения поделок.
Информационное обеспечение включает в себя информационные ресурсы, необходимые для реализации программы в дистанционном режиме.
Кадровое обеспечение.
Телюк Е.А. учитель английского языка, первая категория. Педагог, имеющий специальное образование и владеющий работой на электронных носителях.
2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Согласно учебному плану предусмотрена входящая диагностика, и итоговый контроль. В начале освоения программы входящая диагностика, в ходе которой выясняется первоначальный уровень знаний с целью адаптации образовательной программы к полученным данным. Итоговый контроль проводится в конце изучения программы для оценки результатов освоения тем программы. Диагностика проводится в форме устного опроса, он-лайн теста, выполнения практического задания.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: фотоматериалы, отзывы детей и родителей, материалы диагностики (планы опросов).Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка работ в чатах WatsUp.
2.4 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Входящая диагностика:
Формы проведения диагностики:
1. Тестирование.
2. Выполнение практического задания. (Работа в чатах , WatsUp, Zoom, Skype).
Итоговая диагностика.
Формы проведения диагностики:
1. Онлайн тест.
2. Итоговый тест. Работа в чатах WatsUp, Zoom, Skype
Критерии оценки результатов (Приложение 2)
Методы проведения занятий:
Программа предполагает теоретическую и практическую деятельность.
Методы обучения |
Репродуктивные | Продуктивные |
Информационно – репродуктивные | Инструктивно – репродуктивные |
- объяснительно- иллюстративный - демонстрационный метод | -задание -инструктаж -практический метод | - Творческий (творческие задания проблемного характера) |
2.5 Методические материалы
Основное время программы отводится для выполнения детьми творческих заданий. Весь изучаемый материал педагог обязан преподносить учащимся в доступной форме, наглядно иллюстрируя его. Обучение проходит наиболее плодотворно при чередовании теоретических и практических знаний, индивидуальной работе с каждым учеником.
Учебно-методический комплекс для педагога и обучающихся включает:
Электронные образовательные ресурсы для обучающихся (ссылки на мастер-классы, теоретический материал).
1. Обучающий компонент
-учебную и методическую литературу;
-конспекты занятий;
-образцы изделий;
-иллюстративные материалы по темам программы;
-фотоматериалы работ обучающихся;
-памятки по технике безопасности при работе с инструментами и оборудованием.
2. Компонент результативности: работы обучающихся;
3.Воспитательный компонент. Каталог игр с описанием. Памятки: сведения о необходимых материалах для занятий.
2.6 Требования по технике безопасности в процессе реализации программы.
Во время дистанционных занятий запланировано беседы по технике безопасности с колющими и режущими предметами для выполнения творческих заданий (приложение 1). Установлен регламент времени для проведения дистанционных занятий с перерывом на отдых, физминутку для глаз с соблюдением Санпин.
3.Список литературы
Для педагогов:
1.Зайченко О.М. Дистанционное обучение детей. Опыт. Перспективы. Рекомендации. / О.М. Зайченко, В.Н. Аверкин, К. В. Афанасьев.- Великий Новгород: Новгородский институт развития образования, 2013.
2.Лебедева М. Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов.- Санкт- Петербург :БХВ Петербург, 2010
Для детей:
1.Как учиться на дистанте: лайфхаки для школьников.
Для родителей:
1.Смирнова З.Ю. Дистанционное обучение вашего ребёнка (материалы для родителей)- СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий, 2010
Приложение 1.
Техника безопасности на занятиях.
Правила подготовки рабочего места перед началом занятия
1. Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе.
Правила уборки своего рабочего места
1. Убери со стола принадлежности для рисования.
2. Протри крышку стола тряпочкой.
3. Тщательно вымой руки с мылом.
Техника безопасности для учащихся при работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями (иглами, ножницами, клеем, шилом, циркулем и др.)
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями допускаются подростки, изучившие правила по технике безопасности и правила пользования электроустановками.
1.2. На занятиях выполнять только порученную педагогом работу.
1.3. Перед началом работы необходимо убедиться в исправности инструментов и приспособлений. Обо всех неисправностях необходимо сообщать педагогу и не приступать к работе до устранения этих нарушений.
1.4. Замену инструментов и приспособлений производит педагог.
1.5. Во время работы оборудования не допускается его чистка, смазка и ремонт.
1.6. Хранить ручной инструмент в сумках или специальных ящиках, где отведено место каждому инструменту.
2. Правила Техники безопасности при работе с иголками и булавками.
2.1 Храните иголки и булавки в игольнице.
2.2 Не берите иголки и булавки в рот.
2.3 Не пользуйтесь при работе ржавыми иглами и булавками.
2.4 Во время работы не вкалывайте иголки и булавки в одежду.
2.5 Не перекусывайте нитку зубами — можно испортить эмаль и поранить губы.
2.6 До и после работы проверь количество игл.
2.7 Игла всегда должна быть с ниткой для того, чтобы ее легче было найти, если она потеряется.
2.8 Сломанную иглу надо завернуть в плотную бумагу и выбросить.
3. Правила техники безопасности при работе с ножницами.
3.1 Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
3.2 Храните ножницы в определенном месте, кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
3.3 Передавайте ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
3.4 Нельзя резать на ходу.
3.5 При работе с ножницами необходимо следить за движением и положением лезвий во время работы.
4. Правила Техники безопасности при работе с шилом, циркулем.
4.1 Игла шила должна хорошо держаться в ручке.
4.2 Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
4.3 Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя.
4.4 При работе с циркулем не оставлять циркуль в раскрытом виде, не держать циркуль вверх концами.
4.5 При работе шило направлять острием от себя.
5. Правила Техники безопасности при работе с клеем
5.1 Не допускайте попадания клея в глаза, в рот, на слизистые носа.
5.2 Клей храните в плотно закрытой упаковке.
5.3 При работе с клеем пользуйтесь кисточкой, если это требуется.
5.4 Излишки клея убирайте мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
5.5 Кисточку и руки после работы хорошо вымойте с мылом.
6. Охрана труда. Правильная посадка во время работы
6.1 Ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.
6.2 Свет должен падать слева или спереди.
6.3 Нельзя опираться грудью на стол.
6.4 Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса более чем на 10 см.
6.5 Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть 30-40 см.
6.6 В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).
Приложение 2
Критерии оценки результатов:
| Низкий уровень (1-2 балла) | Средний уровень (3-4 балла) | Высокий уровень (5 баллов) |
Задание | Обучающийся не имеет представления об особенностях работы с предлагаемым материалом. Не знает о материалах, необходимых для работы. | Обучающийся имеет неполное представление об особенностях работы материалом. Знает не обо всех необходимых материалах для работы. | Обучающийся имеет представление об особенностях работы материалом. Знает о необходимых материалах для работы. |
Сводная таблица
Общее количество обучающихся | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Кол-во обучающихся | % | Кол-во обучающихся | % | Кол-во обучающихся | % |