СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческой направленности «Фотостудия»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на овладение практическими умениями и навыками работы цифровым фотоаппаратом; спецификой фотосъемки. 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческой направленности «Фотостудия»»

Департамент Смоленской областипо образованию и науке

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Угранская СШ»



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческой направленности

«Фотостудия»




Возраст учащихся: 5 - 11 класс

Срок реализации: 1год



Автор- составитель:

Зубко Мария Александровна,

учитель ОБЖ





с. Угра

2021г.











Пояснительная записка

В современном мире возникла необходимость укрепления связей ребенка с новыми информационными компьютерными технологиями и искусством. Фото и видео прочно вошли в нашу жизнь, для кого-то это профессия, для других — возможность заполнить снимками памятных событий, для третьих — увлечение. Обычно мы прости делаем снимки, не всегда думая какого качества они получатся. Но для создания хорошего снимка, того на который взглянув, как будто вернешься в тот момент, необходимо овладеть не только знаниями технических характеристик аппаратуры, изучить технологию негативного и позитивного процессов, но и уделить должное внимание вопросам изобразительного мастерства, овладеть способами художественного отображения снимка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фотостудия» модифицированная и имеет творческую направленность.

Программа разработана в контексте нормативных документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 г. № 1726 – р «Концепция развития дополнительного образования детей»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

- Санитарно – эпидемиологических правила и нормативы СанПиН 2.4.4. 3172 – 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 4 июля 2014 года № 41.

- Конвенция ООН о правах ребенка, 1989 г.

- Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», 1998 г.;

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010 г.;

- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;

- Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

- Положения о деятельности центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» на базе МБОУ «Угранская СШ» 2020 г.

Актуальность: при реализации программы развиваются познавательные интересы и творческое мышление учащихся в области фото- и видеоискусства, повышается интерес к фотографии; а также развивает у школьников творческие способности.

Особенность программы: занятия программы позволяют не только учиться правильно фотографировать, редактировать, записывать на носители и упорядочивать фотографии в архиве, но и создавать мини-видеофильмы о своём классе, семье, друзьях и т.д., а также развивают у учащихся логическое мышление, внимание, память, фантазию и творческие способности, которые наверняка помогут учащимся в жизни и при выборе будущей профессии.

Адресат программы: программа рассчитана для детей 11-16 лет, проявляющих повышенный интерес к изучению предметов эстетического цикла.

Обучение по данной программе доступно для широкого круга детей, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, т.к. большинство обучающих материалов предоставляется на занятии.

Реализация программы для детей, проживающих в сельской местности, доступна в дистанционной форме при наличии у них интернета.

По данной программе возможно обучение в дистанционной форме с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР). По мере необходимости материалы для самостоятельного изучения будут доступны на официальном сайте учреждения http://school-ugra.ru/. А также материалы могут быть направлены через личную почту преподавателя [email protected]

Для обучающихся, проявивших выдающиеся способности применяется технология индивидуального обучения посредством предложения добавочных либо усложненных заданий.

Объем программы и срок реализации: в соответствии с учебным планом дополнительного образования МБОУ «Угранская СШ» курс «Фотостудия» изучается в объёме 34 часов в каждой группе обучающихся (по 1 часу в неделю). Программа рассчитана на 1 год обучения.

Форма обучения – очная.

Виды занятий: занятия предполагают теоретическую и практическую часть.

– на этапе изучения нового материала – лекция, объяснение, рассказ, демонстрация;

– на этапе практической деятельности - беседа, дискуссия, практическая работа;

– на этапе освоения навыков – ситуационная задача;

–на этапе проверки полученных знаний – публичное выступление с демонстрацией результатов работы, дискуссия, рефлексия;

– методика проблемного обучения;

– методика проектной деятельности.

Контроль результатов освоения программы предполагается в форме: решения ситуационных задач, тестирования и практических занятий.

Режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часув каждой возрастной группе с обязательным 10-минутным перерывом для отдыха детей и проветривания помещений.

Цель программы:

освоение базовых понятий и методов фото и видеосъемки на основе программ для редактирования фото-видео материалов, звука.

Задачи данного курса:

Образовательные:

Познакомить учащихся с:

  • правилами подбора сюжетов к теме;

  • графическим редактором Microsoft Office Word;

  • программой для просмотров слайд шоу Microsoft Office Power Point;

  • графическими редакторами Microsoft Office Picture Manager и ФотоДекор и др.

  • видео-редакторами Movie Maker и Windows Live;

  • программами по обработке звука AudiaCity и др.;

  • формированием архива.

Развивающие:

Развивать у учащихся:

  • пользовательский навык работы на компьютере;

  • логическое мышление, внимание, память, фантазию, творческие способности;

  • способности предвидеть сюжет из прочитанного сценария;

  • способность соотносить звуковое сопровождение и видеоматериал.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда;

  • формировать   установки   на   позитивную   социальную   деятельность   в информационном обществе, на недопустимости действий нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;

  • воспитывать стремление к самоутверждению через освоение компьютера и созидательную деятельность с его помощью;

  • воспитывать личную ответственность за результаты своей работы на компьютере, за возможные свои ошибки;

  • воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач;

  • воспитывать скромность, заботу о пользователе продуктов своего труда.


Планируемые результаты реализации программы

Предметные результаты:

  • овладение практическими умениями и навыками работы цифровым фотоаппаратом;

  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ.

Метапредметные результаты обучения:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Личностные результаты обучения:

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом.


Условия реализации программы;

Реализация программы «Фотостудия» возможна при наличии кабинета, учебно-методических и дидактических материалов, научной литературы, компьютера, мультимедийного сопровождения, цифрового фотоаппарата и видеокамеры.

Формы аттестации и контроля: для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль.

Входной контроль проводиться для определения имеющихся знаний и умений обучающихся.

Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, творческие задания, собеседование с обучающимися.

Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала и для выявления трудностей изучаемого материала.

Формы оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование, применение знаний на практике.

Итоговый контроль может принимать различные формы: итоговые тестовые задания, диагностическое анкетирование, практические задания, проектно – исследовательские конференции и др.




Учебный план

п/п

тема

всего



в том числе

формы контроля

теория

практика

1

Введение в мир фотографии

6

3

3

Тест, практика

2

Жанр «Натюрморт»

5

3

2

практика

3

Жанр «Портрет»

4

2

2

Практические действия


Жанр «Макросъемка»

6

3

3

практика

4

Жанр «Анималистика»

4

2

2

практическая работа


Жанр «Пейзаж»

4

2

2

практика

5

Компьютерная обработка фотографий

4

2

2

практика

6

Итоговое занятие

1


1

практика






практика



Содержание учебного плана

Введение в мир фотографии. Теория- Правила техники безопасности и поведения в компьютерном классе. Что такое цифровая фотография. Цифровой образ мысли. Форматы файлов. История фотографии. Что такое фотография. Значение и применение фотографии в науке, технике и общественной жизни. Фотография как искусство. Виды фотографии. История фотографии. О цифровой фотографии. Классификация цифровых фотоаппаратов. Достоинства цифровой фотографии. Экспозиция в фотографии. Практика- Практическая работа: установка параметров экспозиции. Тест: экспозиция. Теория - Базовые знания в области композиционного построения снимка. Практика- Съемка объектов с использованием автоматической настройки камеры (автофокусировка, автоэкспозиция). Практическое задание «Жанры фотографии. Съемка особенностей времени года».

Жанр «Натюрморт». Теория- Натюрморт как жанр фотографии. Виды натюрмортов. Секреты фото-натюрморта: режиссура, свет и составление натюрморта. Практическая работа «Натюрморт в живописи и фотографии». Теория- Художественные задачи освещения. Тональность, светотеневой рисунок изображения и его композиционное равновесие. Месторасположение. Применение цвета в фотографии.  Содержание снимка, расположение предметов в кадре. Законы построения натюрморта. Практическая работа «Подбор предметов для съёмки натюрморта» (индивидуальное составление композиции каждым обучающимся).

Жанр «Портрет». Теория- Фотопортрет. Искусство фотопортрета. Особенности съемок портретов. Примеры жанровых и фантастических фотографий. Понятие точки съемки. Правильный выбор точки съемки. Расстояние до объекта. Направление съемки (ракурс). Портрет: студийный, репортажный, официальный, групповой. Технические правила и приёмы, присущие портретной съёмке. Выбор композиционного построения портрета (во весь рост, поколенный, поясной, погрудный, головной, крупный, сверхкрупный). Положение головы (в фас, в три четверти, в профиль).  Практическое задание «Автопортрет». Теория - Эмоции в портретной съемке. Практическая работа «Портрет при естественном освещении. Угол съемки».

Жанр «Макросъемка». Теория- Особенности макрофотографии. Макросъемка. Необходимое оборудование и наиболее часто применяемые приемы для создания макроснимка. Тонкости макросъемки и ее объекты. Фон и композиции для макросъемки. Практика- Создание снимка с использованием техники макросъемки. Теория-  Основные принципы подбора фотографически эффектных объектов, фрагментов естественной среды и фактур. Практика- Съемка в режиме макромелких неодушевленных предметов. Анализ полученных снимков. Теория- Возможности макрообъективов. Практика- Творческая работа «Макромир».

Жанр «Анималистика». Теория- Понятие о жанре «Анималистика». Виды анимации. Ракурсы при съемке животных. Возможности фотокамеры. Практика- Практическая работа «Съёмка животных в домашних условиях, на улице». Теория - Планирование съемок в жанре «Анималистика». Особенности съёмки животных (в домашних условиях, на пленэре и т.д.). Выбор аппаратуры. Изучение поведения животных. Практика -  Задание «Мой питомец. Мимика. Пластика».

Жанр «Пейзаж». Теория- Основные виды и принципы съемки пейзажа. Особенности съемок пейзажей. Примеры жанровых и фантастических фотографий, разбор их особенностей и приемов. Съемка в интерьере. Практика- Практическое задание «Съемка пейзажа в интерьере». Теория- Особенности съемки воды. Образ пейзажа. Летний пейзаж, зимний пейзаж, городской пейзаж, архитектура. Особенности съёмки каждого жанра. Архитектурная и интерьерная съемка. Практика- Практическая работа «Панорамная фотография»

Компьютерная обработка фотографий. Теория- Графические редакторы для обработки фотографий. Основные задачи и принципы компьютерной обработки фотоизображений. Практика- Практическая работа «Графические редакторы». Теория-Понятие цветокоррекции. Основные этапы цветокоррекции фотографий. Возможности создания эффектов на фотографиях средствами графических редакторов. Практика- Творческая работа «Фотомонтаж».

Итоговое занятие. Практика - Творческая итоговая работа. 


Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1-2




беседа

2

Введение в цифровую фотографию. Истоки фотографии. Цифровая фотография.



3




практика

1

Практическая работа: установка параметров экспозиции.


практика

4-5




Лекция беседа

2

Фотоаппаратура. Цифровой фотоаппарат. Основы композиции. Жанры фотографии.


Опрос

6




практика

1

Практическое задание «Жанры фотографии. Съемка особенностей времени года».


практика

7




лекция

1

Жанр «Натюрморт».


беседа

8




практика

1

Практическая работа «Натюрморт в живописи и фотографии».


практика

9-10




лекция

2

Композиция в натюрморте.


беседа

11




практика

1

Практическая работа «Подбор предметов для съёмки натюрморта» (индивидуальное составление композиции каждым обучающимся)


практика

12




лекция

1

Жанр «Портрет». Точка съемки. Портретная съемка.


беседа

13




практика

1

Практическое задание «Автопортрет»


практика

14




Лекция практика

1

Тональность в портрете. Эмоции. Портретная съемка.


практика

15




практика

1

Практическая работа «Портрет при естественном освещении. Угол съемки».



практика

16




лекция

1

Жанр «Макросъемка». Макросъемка. Фактура объекта.


беседа

17




практика

1

Создание снимка с использованием техники макросъемки.


практика

18




лекция

1

Макросъемка. Большое в малом.


тест

19




практика

1

Практика- Съемка в режиме макромелких неодушевленных предметов. Анализ полученных снимков.


практика

20




лекция

1

Возможности макрообъективов.


опрос

21




практика

1

Практика- Творческая работа «Макромир»


практика

22




лекция

1

Понятие о жанре «Анималистика». Виды анимации. Ракурсы при съемке животных.


беседа

23




практика

1

Практическая работа «Съёмка животных в домашних условиях, на улице». 


практика

24




лекция

1

Особенности съёмки животных. Выбор аппаратуры. Изучение поведения животных


тест

25




практика

1

Практика -  Задание «Мой питомец. Мимика. Пластика».



практика

26




лекция

1

Основные виды и принципы съемки пейзажа. Особенности съемок пейзажей. Съемка в интерьере


опрос

27




практика

1

Практическое задание «Съемка пейзажа в интерьере».


практика

28




лекция

1

Особенности съемки воды. Образ пейзажа. Летний пейзаж, зимний пейзаж, городской пейзаж, архитектура.


беседа

29




практика

1

Практическая работа «Панорамная фотография»



практика

30




Лекция

1

Графические редакторы для обработки фотографий. Основные задачи и принципы компьютерной обработки фотоизображений.


тест

31




практика

1

Практическая работа «Графические редакторы»


Работа с графическими редакторами

32




лекция

1

Понятие цветокоррекции. Основные этапы цветокоррекции фотографий. Возможности создания эффектов на фотографиях средствами графических редакторов.


беседа

33




практика

1

Творческая работа «Фотомонтаж».



практика

34




Итоговая работа

1

Итоговое занятие


Выставка фотографий











Методическое обеспечение программы

Используемые современные образовательные технологии:

  1. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).

  2. Технология развития критического мышления (ТРКМ).

  3. Проектная деятельность.

  4. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

  5. Коллективные творческие дела (КТД).

  6. Технология проблемного обучения.

  7. Обучение в сотрудничестве.

  8. Технология уровневой дифференциации.

  9. Групповые технологии.

Дидактические и лекционные материалы: карточки – задания по темам, карточки с вопросами для самостоятельного изучения, задания и др.

Методы обучения:

- словесный, наглядный, практический;

- объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский, проблемный;

- игровой, дискуссионный, проектный и др.

Методы воспитания:

- убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация и др.

Формы организации образовательного процесса:

- индивидуальная, индивидуально- групповая, групповая.

Занятия в объединении проводятся в форме:

проектная деятельность;

учебно-исследовательская деятельность;

агитационно-просветительская деятельность;

 мероприятия (семинары, форумы, защита проектов, круглые столы и др.)

Формы организации учебного занятия:

- акция, беседа, встреча с интересными людьми, диспут, защита проектов, игра, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, лекция, мастер – класс, наблюдение, олимпиада, открытое занятие, практическое занятие, презентация, семинар и др.

Список литературы

  1. Буляница Т. Дизайн на компьютере. Самоучитель. – СПб: Питер, 2003.

  2. Закон РФ об образовании. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005.

  3. Коцюбинский А.О., Грошев С.В. Самоучитель работы с фото, аудио, видео, СD, DVD на домашнем компьютере. – М.: Технолоджи-3000, 2003.

  4. Практический курс. AdobePhotoshop 4.0. – Пер. с англ. – М.: КУбК-а, 1997.

  5. Программа воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы.

  6. Розов Г. Как снимать: искусство фотографии. – М.: АСТ. Астрель. Транзиткнига, 2006.

  7. Роберт Томсон. Макросъемка. Практическое руководство для фотографов. – М.: Арт-родник, 2006.

  8. Синтия Л. Барон, Дэниел Пек. Цифровая фотография для начинающих. Пер. с англ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003.

  9. Фрост Л.  Современная фотография. - М.: АРТ-РОДНИК, 2003. 

  10. Ядловский А.Н. Цифровое фото. Полный курс. — М.: ACT: Мн.: Харвест, 2005.

Интернет - ресурсы.

WWW.IT-N.RU – Сеть творческих учителей

www.intergu.ru – Интернет – сообщество учителей

www.fcior.edu.ru/wps/portal/main - Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов

www.school – collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

www.wikipedia.org – Википедия, свободная энциклопедия.

Овчаров А.В. «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий». http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html