Департамент Смоленской областипо образованию и науке
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Угранская СШ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческой направленности
«Фотостудия»
Возраст учащихся: 5 - 11 класс
Срок реализации: 1год
Автор- составитель:
Зубко Мария Александровна,
учитель ОБЖ
с. Угра
2021г.
Пояснительная записка
В современном мире возникла необходимость укрепления связей ребенка с новыми информационными компьютерными технологиями и искусством. Фото и видео прочно вошли в нашу жизнь, для кого-то это профессия, для других — возможность заполнить снимками памятных событий, для третьих — увлечение. Обычно мы прости делаем снимки, не всегда думая какого качества они получатся. Но для создания хорошего снимка, того на который взглянув, как будто вернешься в тот момент, необходимо овладеть не только знаниями технических характеристик аппаратуры, изучить технологию негативного и позитивного процессов, но и уделить должное внимание вопросам изобразительного мастерства, овладеть способами художественного отображения снимка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фотостудия» модифицированная и имеет творческую направленность.
Программа разработана в контексте нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 г. № 1726 – р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Санитарно – эпидемиологических правила и нормативы СанПиН 2.4.4. 3172 – 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 4 июля 2014 года № 41.
- Конвенция ООН о правах ребенка, 1989 г.
- Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», 1998 г.;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010 г.;
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;
- Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
- Положения о деятельности центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» на базе МБОУ «Угранская СШ» 2020 г.
Актуальность: при реализации программы развиваются познавательные интересы и творческое мышление учащихся в области фото- и видеоискусства, повышается интерес к фотографии; а также развивает у школьников творческие способности.
Особенность программы: занятия программы позволяют не только учиться правильно фотографировать, редактировать, записывать на носители и упорядочивать фотографии в архиве, но и создавать мини-видеофильмы о своём классе, семье, друзьях и т.д., а также развивают у учащихся логическое мышление, внимание, память, фантазию и творческие способности, которые наверняка помогут учащимся в жизни и при выборе будущей профессии.
Адресат программы: программа рассчитана для детей 11-16 лет, проявляющих повышенный интерес к изучению предметов эстетического цикла.
Обучение по данной программе доступно для широкого круга детей, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, т.к. большинство обучающих материалов предоставляется на занятии.
Реализация программы для детей, проживающих в сельской местности, доступна в дистанционной форме при наличии у них интернета.
По данной программе возможно обучение в дистанционной форме с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР). По мере необходимости материалы для самостоятельного изучения будут доступны на официальном сайте учреждения http://school-ugra.ru/. А также материалы могут быть направлены через личную почту преподавателя [email protected]
Для обучающихся, проявивших выдающиеся способности применяется технология индивидуального обучения посредством предложения добавочных либо усложненных заданий.
Объем программы и срок реализации: в соответствии с учебным планом дополнительного образования МБОУ «Угранская СШ» курс «Фотостудия» изучается в объёме 34 часов в каждой группе обучающихся (по 1 часу в неделю). Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения – очная.
Виды занятий: занятия предполагают теоретическую и практическую часть.
– на этапе изучения нового материала – лекция, объяснение, рассказ, демонстрация;
– на этапе практической деятельности - беседа, дискуссия, практическая работа;
– на этапе освоения навыков – ситуационная задача;
–на этапе проверки полученных знаний – публичное выступление с демонстрацией результатов работы, дискуссия, рефлексия;
– методика проблемного обучения;
– методика проектной деятельности.
Контроль результатов освоения программы предполагается в форме: решения ситуационных задач, тестирования и практических занятий.
Режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часув каждой возрастной группе с обязательным 10-минутным перерывом для отдыха детей и проветривания помещений.
Цель программы:
освоение базовых понятий и методов фото и видеосъемки на основе программ для редактирования фото-видео материалов, звука.
Задачи данного курса:
Образовательные:
Познакомить учащихся с:
правилами подбора сюжетов к теме;
графическим редактором Microsoft Office Word;
программой для просмотров слайд шоу Microsoft Office Power Point;
графическими редакторами Microsoft Office Picture Manager и ФотоДекор и др.
видео-редакторами Movie Maker и Windows Live;
программами по обработке звука AudiaCity и др.;
формированием архива.
Развивающие:
Развивать у учащихся:
пользовательский навык работы на компьютере;
логическое мышление, внимание, память, фантазию, творческие способности;
способности предвидеть сюжет из прочитанного сценария;
способность соотносить звуковое сопровождение и видеоматериал.
Воспитательные:
воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда;
формировать установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
воспитывать стремление к самоутверждению через освоение компьютера и созидательную деятельность с его помощью;
воспитывать личную ответственность за результаты своей работы на компьютере, за возможные свои ошибки;
воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач;
воспитывать скромность, заботу о пользователе продуктов своего труда.
Планируемые результаты реализации программы
Предметные результаты:
овладение практическими умениями и навыками работы цифровым фотоаппаратом;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ.
Метапредметные результаты обучения:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Личностные результаты обучения:
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом.
Условия реализации программы;
Реализация программы «Фотостудия» возможна при наличии кабинета, учебно-методических и дидактических материалов, научной литературы, компьютера, мультимедийного сопровождения, цифрового фотоаппарата и видеокамеры.
Формы аттестации и контроля: для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Входной контроль проводиться для определения имеющихся знаний и умений обучающихся.
Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, творческие задания, собеседование с обучающимися.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала и для выявления трудностей изучаемого материала.
Формы оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование, применение знаний на практике.
Итоговый контроль может принимать различные формы: итоговые тестовые задания, диагностическое анкетирование, практические задания, проектно – исследовательские конференции и др.
Учебный план
№ п/п | тема | всего | в том числе | формы контроля |
теория | практика |
1 | Введение в мир фотографии | 6 | 3 | 3 | Тест, практика |
2 | Жанр «Натюрморт» | 5 | 3 | 2 | практика |
3 | Жанр «Портрет» | 4 | 2 | 2 | Практические действия |
| Жанр «Макросъемка» | 6 | 3 | 3 | практика |
4 | Жанр «Анималистика» | 4 | 2 | 2 | практическая работа |
| Жанр «Пейзаж» | 4 | 2 | 2 | практика |
5 | Компьютерная обработка фотографий | 4 | 2 | 2 | практика |
6 | Итоговое занятие | 1 | | 1 | практика |
| | | | | практика |
Содержание учебного плана
Введение в мир фотографии. Теория- Правила техники безопасности и поведения в компьютерном классе. Что такое цифровая фотография. Цифровой образ мысли. Форматы файлов. История фотографии. Что такое фотография. Значение и применение фотографии в науке, технике и общественной жизни. Фотография как искусство. Виды фотографии. История фотографии. О цифровой фотографии. Классификация цифровых фотоаппаратов. Достоинства цифровой фотографии. Экспозиция в фотографии. Практика- Практическая работа: установка параметров экспозиции. Тест: экспозиция. Теория - Базовые знания в области композиционного построения снимка. Практика- Съемка объектов с использованием автоматической настройки камеры (автофокусировка, автоэкспозиция). Практическое задание «Жанры фотографии. Съемка особенностей времени года».
Жанр «Натюрморт». Теория- Натюрморт как жанр фотографии. Виды натюрмортов. Секреты фото-натюрморта: режиссура, свет и составление натюрморта. Практическая работа «Натюрморт в живописи и фотографии». Теория- Художественные задачи освещения. Тональность, светотеневой рисунок изображения и его композиционное равновесие. Месторасположение. Применение цвета в фотографии. Содержание снимка, расположение предметов в кадре. Законы построения натюрморта. Практическая работа «Подбор предметов для съёмки натюрморта» (индивидуальное составление композиции каждым обучающимся).
Жанр «Портрет». Теория- Фотопортрет. Искусство фотопортрета. Особенности съемок портретов. Примеры жанровых и фантастических фотографий. Понятие точки съемки. Правильный выбор точки съемки. Расстояние до объекта. Направление съемки (ракурс). Портрет: студийный, репортажный, официальный, групповой. Технические правила и приёмы, присущие портретной съёмке. Выбор композиционного построения портрета (во весь рост, поколенный, поясной, погрудный, головной, крупный, сверхкрупный). Положение головы (в фас, в три четверти, в профиль). Практическое задание «Автопортрет». Теория - Эмоции в портретной съемке. Практическая работа «Портрет при естественном освещении. Угол съемки».
Жанр «Макросъемка». Теория- Особенности макрофотографии. Макросъемка. Необходимое оборудование и наиболее часто применяемые приемы для создания макроснимка. Тонкости макросъемки и ее объекты. Фон и композиции для макросъемки. Практика- Создание снимка с использованием техники макросъемки. Теория- Основные принципы подбора фотографически эффектных объектов, фрагментов естественной среды и фактур. Практика- Съемка в режиме макромелких неодушевленных предметов. Анализ полученных снимков. Теория- Возможности макрообъективов. Практика- Творческая работа «Макромир».
Жанр «Анималистика». Теория- Понятие о жанре «Анималистика». Виды анимации. Ракурсы при съемке животных. Возможности фотокамеры. Практика- Практическая работа «Съёмка животных в домашних условиях, на улице». Теория - Планирование съемок в жанре «Анималистика». Особенности съёмки животных (в домашних условиях, на пленэре и т.д.). Выбор аппаратуры. Изучение поведения животных. Практика - Задание «Мой питомец. Мимика. Пластика».
Жанр «Пейзаж». Теория- Основные виды и принципы съемки пейзажа. Особенности съемок пейзажей. Примеры жанровых и фантастических фотографий, разбор их особенностей и приемов. Съемка в интерьере. Практика- Практическое задание «Съемка пейзажа в интерьере». Теория- Особенности съемки воды. Образ пейзажа. Летний пейзаж, зимний пейзаж, городской пейзаж, архитектура. Особенности съёмки каждого жанра. Архитектурная и интерьерная съемка. Практика- Практическая работа «Панорамная фотография»
Компьютерная обработка фотографий. Теория- Графические редакторы для обработки фотографий. Основные задачи и принципы компьютерной обработки фотоизображений. Практика- Практическая работа «Графические редакторы». Теория-Понятие цветокоррекции. Основные этапы цветокоррекции фотографий. Возможности создания эффектов на фотографиях средствами графических редакторов. Практика- Творческая работа «Фотомонтаж».
Итоговое занятие. Практика - Творческая итоговая работа.
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1-2 | | | | беседа | 2 | Введение в цифровую фотографию. Истоки фотографии. Цифровая фотография. | | |
3 | | | | практика | 1 | Практическая работа: установка параметров экспозиции. | | практика |
4-5 | | | | Лекция беседа | 2 | Фотоаппаратура. Цифровой фотоаппарат. Основы композиции. Жанры фотографии. | | Опрос |
6 | | | | практика | 1 | Практическое задание «Жанры фотографии. Съемка особенностей времени года». | | практика |
7 | | | | лекция | 1 | Жанр «Натюрморт». | | беседа |
8 | | | | практика | 1 | Практическая работа «Натюрморт в живописи и фотографии». | | практика |
9-10 | | | | лекция | 2 | Композиция в натюрморте. | | беседа |
11 | | | | практика | 1 | Практическая работа «Подбор предметов для съёмки натюрморта» (индивидуальное составление композиции каждым обучающимся) | | практика |
12 | | | | лекция | 1 | Жанр «Портрет». Точка съемки. Портретная съемка. | | беседа |
13 | | | | практика | 1 | Практическое задание «Автопортрет» | | практика |
14 | | | | Лекция практика | 1 | Тональность в портрете. Эмоции. Портретная съемка. | | практика |
15 | | | | практика | 1 | Практическая работа «Портрет при естественном освещении. Угол съемки». | | практика |
16 | | | | лекция | 1 | Жанр «Макросъемка». Макросъемка. Фактура объекта. | | беседа |
17 | | | | практика | 1 | Создание снимка с использованием техники макросъемки. | | практика |
18 | | | | лекция | 1 | Макросъемка. Большое в малом. | | тест |
19 | | | | практика | 1 | Практика- Съемка в режиме макромелких неодушевленных предметов. Анализ полученных снимков. | | практика |
20 | | | | лекция | 1 | Возможности макрообъективов. | | опрос |
21 | | | | практика | 1 | Практика- Творческая работа «Макромир» | | практика |
22 | | | | лекция | 1 | Понятие о жанре «Анималистика». Виды анимации. Ракурсы при съемке животных. | | беседа |
23 | | | | практика | 1 | Практическая работа «Съёмка животных в домашних условиях, на улице». | | практика |
24 | | | | лекция | 1 | Особенности съёмки животных. Выбор аппаратуры. Изучение поведения животных | | тест |
25 | | | | практика | 1 | Практика - Задание «Мой питомец. Мимика. Пластика». | | практика |
26 | | | | лекция | 1 | Основные виды и принципы съемки пейзажа. Особенности съемок пейзажей. Съемка в интерьере | | опрос |
27 | | | | практика | 1 | Практическое задание «Съемка пейзажа в интерьере». | | практика |
28 | | | | лекция | 1 | Особенности съемки воды. Образ пейзажа. Летний пейзаж, зимний пейзаж, городской пейзаж, архитектура. | | беседа |
29 | | | | практика | 1 | Практическая работа «Панорамная фотография» | | практика |
30 | | | | Лекция | 1 | Графические редакторы для обработки фотографий. Основные задачи и принципы компьютерной обработки фотоизображений. | | тест |
31 | | | | практика | 1 | Практическая работа «Графические редакторы» | | Работа с графическими редакторами |
32 | | | | лекция | 1 | Понятие цветокоррекции. Основные этапы цветокоррекции фотографий. Возможности создания эффектов на фотографиях средствами графических редакторов. | | беседа |
33 | | | | практика | 1 | Творческая работа «Фотомонтаж». | | практика |
34 | | | | Итоговая работа | 1 | Итоговое занятие | | Выставка фотографий |
| | | | | | | | |
Методическое обеспечение программы
Используемые современные образовательные технологии:
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).
Технология развития критического мышления (ТРКМ).
Проектная деятельность.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Коллективные творческие дела (КТД).
Технология проблемного обучения.
Обучение в сотрудничестве.
Технология уровневой дифференциации.
Групповые технологии.
Дидактические и лекционные материалы: карточки – задания по темам, карточки с вопросами для самостоятельного изучения, задания и др.
Методы обучения:
- словесный, наглядный, практический;
- объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский, проблемный;
- игровой, дискуссионный, проектный и др.
Методы воспитания:
- убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация и др.
Формы организации образовательного процесса:
- индивидуальная, индивидуально- групповая, групповая.
Занятия в объединении проводятся в форме:
проектная деятельность;
учебно-исследовательская деятельность;
агитационно-просветительская деятельность;
мероприятия (семинары, форумы, защита проектов, круглые столы и др.)
Формы организации учебного занятия:
- акция, беседа, встреча с интересными людьми, диспут, защита проектов, игра, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, лекция, мастер – класс, наблюдение, олимпиада, открытое занятие, практическое занятие, презентация, семинар и др.
Список литературы
Буляница Т. Дизайн на компьютере. Самоучитель. – СПб: Питер, 2003.
Закон РФ об образовании. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005.
Коцюбинский А.О., Грошев С.В. Самоучитель работы с фото, аудио, видео, СD, DVD на домашнем компьютере. – М.: Технолоджи-3000, 2003.
Практический курс. AdobePhotoshop 4.0. – Пер. с англ. – М.: КУбК-а, 1997.
Программа воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы.
Розов Г. Как снимать: искусство фотографии. – М.: АСТ. Астрель. Транзиткнига, 2006.
Роберт Томсон. Макросъемка. Практическое руководство для фотографов. – М.: Арт-родник, 2006.
Синтия Л. Барон, Дэниел Пек. Цифровая фотография для начинающих. Пер. с англ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003.
Фрост Л. Современная фотография. - М.: АРТ-РОДНИК, 2003.
Ядловский А.Н. Цифровое фото. Полный курс. — М.: ACT: Мн.: Харвест, 2005.
Интернет - ресурсы.
WWW.IT-N.RU – Сеть творческих учителей
www.intergu.ru – Интернет – сообщество учителей
www.fcior.edu.ru/wps/portal/main - Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов
www.school – collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.wikipedia.org – Википедия, свободная энциклопедия.
Овчаров А.В. «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий». http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html