СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школьный музей"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школьный музей"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЧЕРВОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД»

НИЖНЕГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ




РАССМОТРЕНА

Протокол заседания педагогического совета

2022 г. №

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора школы по ВР

Н.В.Денищич

« » 2022г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«Червоновская СОШДС»

Е.Н.Слепушко

от « » 2022г.













Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Школьный музей»








Направленность: социально-гуманитарная Возраст обучающихся: от 11 до 15 лет.

Срок реализации: 1 год

Вид программы: модифицированная Уровень: стартовый

Составитель: Должность: Педагог дополнительного образования Ф.И.О. Денищич Екатерина Николаевна







с. Червоное, 2022 год

Рецензент: _

(должность) (подпись)



« » 2022г.


Согласовано:

(должность) (подпись)



« » 2022г.

1. Комплекс основных характеристик Программы 1.1. Пояснительная записка

Программа разработана на основании:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской федерации»

№ 273 от 29.12.2012 г. (в действующей редакции);

  • Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребѐнка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.07.2020);

  • Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

  • Указа Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»;

  • Национального проекта «Образование» - ПАСПОРТ утверждѐн президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16);

  • Приказа Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;

  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996- р;

  • Концепции развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р;

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3 ;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018

№ 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

  • Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

  • Закона Республики Крым от 06 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 "Об образовании в Республике Крым" (с изменениями на 10.09.2019);

  • Методических рекомендаций для педагогических работников и руководителей образовательных организаций Республики Крым, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы различной направленности (ГБОУ ДПО РК КРИППО 24 мая 2021 г);

  • Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Червоновская средняя общеобразовательная школа – детский сад» Нижнегорского района Республики Крым (далее – МБОУ «Червоновская СОШДС»)

Направленность Программы: социально-гуманитарная.

Актуальность Программы определяется современной социально-экономической и образовательной реформой школы, ее значимостью в возрождении и развитии духовно-нравственных ценностей, необходимостью формирования высоких морально-этических принципов учащихся, подготовкой молодежи к активному участию в развитии гражданского общества и российской государственностью. Патриотизм занимает особое место благодаря непосредственному комплексному воздействию на человека. В ней представлены современные направления развития обучающихся, укрепление их здоровья. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что изучение истории родного народа влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать

успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому патриотическое воспитание всех детей без исключения важно для развития общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно- эстетических потребностей идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

Программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.

Новизна Программы. Новизна данной программы состоит в реальном участии детей в организации музейного дела, а также в изучении биографии известных личностей.

В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Разработка наглядных пособий, различных моделей, оформление экспозиций и выставок должны производиться с привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой деятельности руководителя школьного музея и учащихся.

Отличительные особенности Программы - особенность программы в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которая включает в себя разделы, направленные на изучение истории русских бардов, формирование базовых навыков по работе в музее:

  • фондовая работа в музее;

  • экспозиционная работа в музее;

  • экскурсионная работа в музее;

  • поисково-собирательская работа в музее.

При изучении курса возможно использовать информационные технологии – специальные диски, например, по истории музеев, о жизни бардов и их работе. Информацию Интернета о школьных музеях.

Педагогическая целесообразность педагогические приемы, форм и методы обучения, определенные педагогом, направленны на формирование у обучающегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе.

Адресат Программы обучающиеся от 11 до 15 лет. В группу принимаются все желающие, достигшие указанного возраста. Основание для зачисления: заявление одного из родителей (законных представителей), согласие на обработку персональных данных.

Объем и срок освоения Программы: 36 часов, 1 год.

Уровень программы - стартовый.

Формы обучения по Программе: очная.

Особенности организации образовательного процесса. Занятия проводятся

в разновозрастных группах постоянного состава.

Режим занятий: 36 часов в год, 1 раз в неделю 1 час, занятия по 45 минут;


Уровень


Количество

Количество в неделю

Количество в

год

освоения

Год обучения

рабочих недель

Дней

Число и

продолжительность занятий в день

Часов

Занятий

Часов

Стартовый уровень

1 год

36

1

45 мин.

1

36

36


    1. Цель и задачи Программы:

Цель: обеспечение информационного обслуживания, направленного на развитие личностных качеств, прежде всего, чувства патриотизма, в едином образовательно-информационном пространстве.

Задачи:

Образовательные (предметные, обучающие):

  1. познакомить с творческим и жизненным путем В.С. Высоцкого;

  2. формировать основы гражданской идентичности;

  3. формировать чувства сопричастности и гордости за свою Родину;

  4. формировать уважение к истории и культуре народа;

  5. развивать познавательные интересы при выполнении исследований с использованием информационных технологий;

личностные (воспитательные):

  1. воспитывать в каждом ученике трудолюбие;

  2. воспитывать уважение к правам и свободам человека;

  3. воспитывать любовь к окружающей природе, Родине, семье;

  4. воспитывать нравственные качества личности ребёнка.

метапредметные (развивающие):

  1. способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

  2. приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства;

  3. развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с литературой;

  4. повышение культуры общения и поведения.


    1. Воспитательный потенциал программы:

Воспитательная работа в рамках программы «Школьный музей» направлена на знакомство учащихся с некоторыми текстами, фрагментами фильмов и спектаклей поэта, барда, и актера В.С. Высоцкого; с информацией о нем, написанной другими авторами, изучающими его биографию и творчество, на формирование у подростков уважения к культуре, истории и традициям своей страны и Республики Крым; на воспитание чувства гордости, уважения и почитания символов Российской Федерации и Республики Крым: Герба, Флага и другой российской символики; развитие доброжелательности по отношению к другим бардам, поэтам и актерам.

Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы, обучающиеся привлекаются к участию в различных акциях МБОУ «Червоновская СОШДС», различных мероприятиях, проводимых к знаменательным и историческим датам. Обучающиеся проводят экскурсии для гостей и обучающихся МБОУ «Червоновская СОШДС».

В результате проведения воспитательных мероприятий у обучающихся творческого объединения будет сформировано понимание: чтобы стать настоящим экскурсоводом и знатоком музейного дела.

Воспитанники должно научиться анализировать, понимать, читать и слушать песни и стихи бардов.


    1. Содержание Программы: Учебный план:

Наименование раздела, темы

Учебные часов

Форма аттестации/ Контроля

Всего

Теория

Практика

1

Раздел 1. Вводное занятие: техника безопасности в школьном музее

1

1




Раздел 2. Сущность и специфические особенности музейного дела в стране

10

7

3

Тесты

2

Музей как хранитель истории и культуры страны  и родного края

2

1

1


3

Предметность и наглядность в музее

1

1



4

Обзор литературы

1

1



5

Профили музеев

1

1



6

Школьные музеи как центры обучения и воспитания

2

1

1


7

Сбор и пополнение информации для музея

2

1

1


8

Музеи Высоцкого в России

1

1




Раздел 3. Биография

6

5

1

Проведение экскурсии

9

Детские и юношеские годы Володьки

1

1



10

Становление Владимира Высоцкого как личности

1

1



11

Просмотр концертов «Чужая колея». Прослушивание песен в исполнении других знаменитостей

2

2



12

Подготовка экскурсоводов

2

1

1



Раздел 4. Актерская судьба В. С. Высоцкого

9

4

6

Проведение линейки

13

Кинопробы актера

1

1



14

Подготовка ко дню памяти

В.С. Высоцкого

2

1

1


15

Фильмография Высоцкого

2

1

1


16

Театральные постановки. Любимов и его градус

2

1

1


17

Подготовка и написание писем в Музей В. Высоцкого

2


2



Раздел 5. Высоцкий и наш край

4

3

1

Тесты

18

Владимир Высоцкий в Крыму

2

2



19

Песни, написанные на полуострове

1


1


20

Анкета поэта, барда и актера

1

1




Раздел 6. Высоцкий - бард

5

4

1

Исполнение песен или стихотворений

21

Барды-кто они?

1

1



22

Песни о войне

1

1



23

Профессии, отраженные в песнях певца

1

1



24

Спорт в жизни и творчестве Владимира Семеновича

2

1

1



ВСЕГО:

36

25

11



СОДЕРЖАНИЕ


1.Вводное занятие (1 час).

Теория (1 час)

Инструктаж по правилам ТБ в ПБ. Введение. Введение в программу. Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.

2.Сущность и специфические особенности музейного дела в стране (10 часов).

Теория (7 часов)

Музеи как хранители истории и культуры страны, области, района. Ведущие музеи страны и нашего края. Воспитательное значение краеведческого материала. Использование материалов музея на уроках и во внеклассной работе. Предметность и наглядность в музее. Фонды музея: основной и вспомогательный. Копии фотографий, запечатлевши историю страны, родного края, жизненный и творческий путь В.С. Высоцкого. Критерии отбора материалов для включения в фонды. Сбор краеведческих материалов и экспонатов. Этикетаж. Методика сбора и фиксации материалов. (Консультации в народном краеведческом музее)

Записи собранного материала. Формирование банка данных в электронном и печатном виде (работа на компьютере: редактирование, оформление, хранение на различных носителях). Профили музеев. Экскурсии в музеи школ и района.

Практика (3 часа)

3. Биография (6 часов).

Теория (5 часа) Детские и юношеские годы Володьки. Становление Владимира Высоцкого как личности. Просмотр концертов «Чужая колея». Прослушивание песен в исполнении других знаменитостей. Подготовка экскурсоводов Практика (1 час)

Совместная практическая и теоретическая работа в музее. Подготовка экскурсоводов к проведению тематических экскурсий о детских и юношеских годах В. Высоцкого, о его творчестве.

4. Актерская судьба В. С. Высоцкого (9 часов).

Теория (4 часов) Кинопробы актера. Фильмография Высоцкого. Театральные постановки. Любимов и его градус. Подготовка и написание писем в музей В. Высоцкого. Практика (6 часа) Просмотр фрагментов фильмов и спектаклей с участием актера. Подготовка линейки ко дню памяти В.С. Высоцкого. Написание писем сыну Никите Высоцкому.

5. Высоцкий и наш край ( часов).

Теория (3 часов) Владимир Высоцкий в Крыму. Песни, написанные на полуострове. Анкета поэта, барда и актера. Подготовка ко дню памяти В.С. Высоцкого. Практика (1 часа)

Просмотр фрагментов кинофильмов, снятых в Крыму с участием актера, обсуждение. Изучение анкеты барда. Разучивание и исполнение украинских народных песен.

6. Высоцкий - бард (5 часов).

Теория (4 часа)

Барды-кто они? Песни о войне. Профессии, отраженные в песнях певца. Спорт в жизни и творчестве Владимира Семеновича.

Практика (1 часа)

Анализ песен о войне, профессиях и спорте, написанных Высоцким.


    1. Планируемые результаты.

По итогам освоения Программы обучающиеся

Будут знать:
  • об историко-культурном подходе в литературоведении

  • имена ведущих бардов, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений;

  • понимать и слушать творчество одного из бардов, поэта и актера В.С. Высоцкого;

  • о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

Будут уметь:
  • в устной и письменной форме анализировать:

• конкретные произведения с использованием различных научных методов, методик и практик чтения;

• конкретные произведения во взаимосвязи с другими видами искусства (театром, кино и др.);

  • проводить экскурсии в музее.

Личностные результаты:
  • освоение традиций и ценностей современного общества;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия страны, толерантность.

Метапредметные результаты: Обучающиеся научатся:

  • определять и формировать цель деятельности;

  • проговаривать последовательность действий;

  • работать по предложенному плану;

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную и общественную;

Предметные результаты:
  • первичные навыки использования полученных знаний, умений;

  • основополагающие знания о музейном деле;

  • владеть этнографическим компонентом своего региона.

  • умение вести экскурсии, собирать и учитывать материал, оформлять экспозиции;

  • уметь работать с документами, осуществлять поисковую деятельность;

  • уметь работать с литературой и использовать еѐ в своей работе.




1 год обучения

    1. Комплекс организационно-педагогических условий
      1. Календарный учебный график

Мес

яц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Недели обучения


1


2


3


4


5


6


7


8


9



10



11



12



13



14



15



16



17



18



19



20



21



22



23



24



25



26



27



28



29



30



31



32



33



34



35



36

Кол-во часов в неделю (групп)




1



1



1



1



1



1



1



1



1



1



1



1



1



1



1



1



1



1



1



1



1



1



1



1



1



1



1



1



1



1



1



1



1



1



1



1

Кол-во часов в месяц (групп)



4



4



5



4



3



4



5



4




3

Аттестация/ формы контроля



Начальный мониторинг



Тестирование



Тестирование





Промежуточный мониторинг





Тестирование




Тестирование




Тестирование




Тестирование




Итоговый мониторинг


Всего часов

Объём в 2022-2023 учебном году – 36 учебных часов


      1. Условия реализации Программы.

- материально-техническое обеспечение – кабинет русского языка, музей

«Памяти Высоцкого», ноутбук и интерактивная доска.

  • информационное обеспечение музейные экспонаты,

  • кадровое обеспечение - Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное образование, категория - соответствует занимаемой должности. Стаж работы по направлению деятельности – 1 год, педагогический стаж – 8 лет.

Методическое обеспечение образовательной программы

Занятия проводятся очно, допускается проведение занятий в дистанционном формате и в условиях сетевого взаимодействия.

Формы организации учебных занятий. Во время проведения занятий используются различные формы организации деятельности учащихся: - групповая; - индивидуальная; - работа в малых группах. Предполагается постепенное и ступенчатое усложнение осваиваемого учебного материала при прохождении повторяющихся тем учебного плана.

- занятие (теоретическая часть (беседа, лекция) и практическая часть (в кабинете русского языка или в школьном музее «Памяти Высоцкого»); - практическое занятие (экскурсии, разучивание песен, изготовление игрушек, игры).

Форма организации образовательного процесса носит групповой (теоретические занятия, работа в парах), индивидуальная работа, работа в малых группах. Формы проведения занятий, как правило, комбинированные: состоят из теоретической и практической частей. Изучение материала проводится в форме диалога, рассказа, беседы, показа, практического занятия. Так происходит усвоение необходимой информации и закрепление навыков. Теоретический материал на занятиях (теоретические занятия) дается с использованием беседы, рассказа, диалога с детьми, комментариев педагога, просмотров иллюстративного и видео материала, и закрепляется практическим освоением тем (практические занятия – экскурсии, разучивание песен, изготовление рамок для портретов, игры). Занятия включают здоровьесберегающие технологии: организационные моменты, проветривание помещения.

В курсе обучения применяются следующие методы:
  • Словесный метод - передача необходимой для дальнейшего обучения информации.

  • Наглядный метод - просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, чтение книг, посещение экспозиций и выставок музея.

  • Поисковый метод - сбор информации по интересующей теме.

  • Исследовательский метод - изучение документальных и вещественных предметов из фондов музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.

Алгоритм учебного занятия зависит от его формы.

Урок-экскурсия - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Нетрадиционные уроки по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.

При проведении уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.

Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска. Задания могут быть самые разнообразные. Например, изучению литературы музея. Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма творческого таланта учителя.

Педагог применяет следующие педагогические технологии:

  • технология группового и индивидуального обучения;

  • технология разноуровневого обучения;

  • технология игрового обучения;

  • здоровьесберегающая технология. Алгоритм учебного занятия:

  1. Инструктаж по ТБ;

  2. Постановка цели и задач;

  3. Мотивация;

  4. Изучение теоретического материала;

  5. Практическая часть;

  6. Рефлексия и контроль.

Дидактические материалы:

Применяются раздаточные материалы по темам разделов, презентации и видеофрагменты по изучаемым темам.

      1. Формы аттестации/контроля

В процессе реализации программы применяются следующие виды контроля:

        1. Тесты на знание музейного дела

        2. Экскурсии



      1. Список литературы:

Список литературы и интернет – ресурсы, используемые педагогом при создании и реализации программы

1.

Влади М. Владимир, или прерванный Полёт: Пер. с фр.- М. Прогресс, 1989,- 176 с.

2.

Высоцкий А.В. Живой сувенир / А. Высоцкий; авт. Предисловия и сост. И.А. Высоцкая. – 2-е изд. – М., 2018. – 408 с.: ил. – 3000 экз.

3.

Высоцкий В. С. Своя колея: песни / В.С. Высоцкий - Екатеринбург: У-Фактория , 2008. - 480 с.

4.

Дупак Н.Л. Высоцкий. Таганка / Н. Дупак. М., - 2018. – 107 с.: ил. – 3000 экз.

5.

В мире школьных музеев. Выпуск 1. Отв. редактор: В.П. Моисеенко. М., Центр

―Школьная книга‖, 2007.

6.

Ванслова Е.Г. Музей и культура.-М., 2001.

7.

Михайлова, М.А. Из опыта работы курса ―Юный музеевед‖ в Сургутском краеведческом музее // Словцовские чтения – 2003: материалы докл. и сообщ. XV Всерос. науч.-практ. конф. – Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2003.

8.

Решетников Н.Н. «Школьный музей и краеведческая работа» - Вестник ДЮТ в России «Отечество», № 5-6, 1999 г., с.30-34. http://opentextnn.ru/museum/teorija/reshetnikov-hranilishhe/

9.

http://visotsky.ru/

10.

https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-vladimir-vysockiy.html


Список литературы, рекомендуемый обучающимся и родителям для успешного усвоения данной программы

1.

Детские музеи в России и за рубежом. – М., 2001.

2.

Начинающим экскурсоводам – консультации. Советский музей. 1989. – №6.

Приложение 1


Оценочные материалы

По результатам выполнения заданий определяются следующие уровни знаний, умений, навыков:

  1. Задания. Тесты на знание музейного дела.

  2. Правильная дикция и артикуляция. Выразительный рассказ экскурсии.

  3. Формирование сценической культуры. Работа над образом. Выразительный рассказ экскурсии.

Критерии оценивания знаний, умений и навыков

(по итогам первичной, промежуточной, итоговой аттестации)



п\п

Фамилия,

имя

Зад.

1

Зад.

2

Зад.

3

Зад.

4

Общий

балл

Средний

балл

Уровень










от 0 до 1,9- низкий уровень

от 2,0 до 3,9- средний уровень от 4,0 до 5 – высокий уровень

Приложение 2



Методические материалы


Конспект занятия «Школьный музей»


Тема

Легендарный поэт и герои его песен. В.С. Высоцкий

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке

Образовательная: познакомить с жизнью и творчеством В.С. Высоцкого, пробудить интерес к личности и творчеству; показать, как песенное творчество Высоцкого помогает человеку в жизни, исследовать эмоциональный и образный мир его поэзии. Научиться составлять план простой цитатный план; определять жанр и его признаки (рассказ, повесть, пьеса-сказка, стихотворение)

Воспитательная: воспитывать уважение к личности поэта, прививать любовь к поэзии, высокие нравственные качества учащихся, раскрыть одну из важнейших сторон дарования поэта-гражданина – умение дружить.

Развивающая: развивать взгляды на русскую литературу как на литературу «вечных» философских вопросов бытия, навыки выразительного чтения, культуру речи, умение анализировать и обобщать, высказать собственное мнение.


Критерии оценивания


  • использует основные фразы или предложения из текста при составлении цитатного плана;

  • формулирует цитатный план к каждой микротеме (или к описанию героя;

  • выявляет отношение автора к изображаемому

  • определяет два и более признака жанра;

  • приводит примеры (не менее 2-х)

Привитие ценностей

Уважение по отношению к себе и окружающим

Обучение на протяжении всей жизни

Академическая честность

Межпредметные связи

Межпредметная интеграция на уроке будет реализована через содержание используемых материалов.

Навыки использования ИКТ

На уроке будут использоваться презентации и ролики

Ход занятия

Запланированные

этапы

Запланированная деятельность

Ресурсы

Начало занятия



I.Стадия вызова
Прослушивание песни «Корабли постоят….» (1 куплет)

Беседа:

1) Знаком ли вам, ребята, этот голос?

2) Как вы думаете, кому он принадлежит?


Знакомство с темой занятия и целями обучения

Этот голос принадлежит талантливому поэту, певцу, актеру - Владимиром Семеновичем Высоцким.

Есть имена, при упоминании которых на душе становится теплее, с глаз спадает пелена будней. Среди таких имен – Владимир Семенович Высоцкий – поэт, бард, актер. Высоцкий – это целая эпоха в стихах и песнях, оставленная потомкам для размышления о времени и о себе.

Поэт Андрей Вознесенский сказал о Высоцком так:

Да, был такой талант высокий!

Так оцени ХХ век,

Каким он был, твой сын Высоцкий –

Поэт, артист и человек

Книги В.С. Высоцкого, портрет барда, тексты песен, раздаточный материал к уроку.








Середина занятия

















































































































Выступают ученики, выполнившие опережающее домашнее задание, с кратким сообщением о В.Высоцком

Владимир Семенович. Высоцкий (1938 - 1980)

Поэт, прозаик, автор песен, актер. Родился 25 января Москве в семье военного связиста, прошедшего всю войну. В 1947 – 1949 гг. Высоцкий жил с родителями в Эберсвальде (под Берлином) по месту службы отца; затем с матерью – в Москве. 
После окончания школы поступил (по настоянию родителей) в МИСИ на механический факультет, но скоро понял, что это не для него, ушел из института и поступил в студию МХАТ (раньше несколько лет занимался в самодеятельности). Учился с 1956 по 1960 гг. 
Окончив училище, начал работать в Московском театре им. А. С. Пушкина, но вскоре ушел и «начал бродить по разным московским театрам». 
С 1964 г. поступил в труппу только что организованного Театра на Таганке, актером которого оставался до конца жизни. Главный режиссер Ю. Любимов всячески поддерживал Высоцкого, с уважением относился к его песенному творчеству, дал возможность работать в спектаклях как автору текстов и музыки. Высоцкий сыграл в театре более 20 ролей. Стихи Высоцкий начал писать очень рано, не бросил это занятие и в юности, поощряемый своими близкими друзьями, для которых и писал, и пел («Я видел, что моим товарищам нужно, чтобы я им пел, и они хотят услышать, про что я им расскажу в песне...»). Первую песню написал в Ленинграде в 1961 г. Впервые услышав исполнение Окуджавы, поразился, насколько такая манера излагать стихи под гитару воздействует на слушателей. Стал пытаться делать это сам. Первые песни – дань времени – так называемые «дворовые», городские песни. За свою короткую жизнь Высоцкий написал около 1000 песен в разных жанрах: сказки, шутки, маршевые ритмы и др. 
Много песен было написано им для кино. Снялся в 30-ти художественных фильмах. Официально непризнанный, поэт был любим миллионами людей; минуя радио, телевидение, печать, благодаря магнитофонным лентам, песни Высоцкого становились известны всем. Он нашел для себя устную, песенную форму, в которой его творчество свободно жило в течение двадцати лет. Каждую «роль», сочиненную в песне, автор проживал. При жизни поэта не было напечатано ни одного его стихотворения, не было разрешено ни одного открытого концерта. После смерти В. Высоцкого, в Москве, был издан сборник стихов поэта – «Нерв» (1981 г.), составленный Р. Рождественским; позже небольшой томик его прозы. В 1988 вышла большая книга стихотворений В. Высоцкого «Избранное», в которой его поэтическое творчество представлено наиболее полно: «Братские могилы», «Песня о друге», «Про йогов», «Прощание», «Спасите наши души», «Москва – Одесса», «Охота на волков», «Диалог у телевизора» и многие другие.

Воспоминания современников о поэте

  • «Он был человеком, чья душа открыта всем радостям и горестям нашей жизни». (М. Шемякин, художник).

  • «Владимир Высоцкий не жалел себя, целиком отдавал себя друзьям, искусству, своим песням, людям. Он жил для них, и они платили огромной любовью. Если бы у Володи спросили, сколько у него друзей, он сбился бы со счета. Но он и не подозревал, как много их обнаружиться после его смерти. В этом нет ничего удивительного – он любил людей!» (С. Говорухин, кинорежиссер).

  • «… друзья, которых у него было очень много и в самых разных кругах жизни, помнят его человеком преданным и нежным. У него был отдельный от всех его творческих талантов ярко выраженный талант дружбы». (А. Митта, кинорежиссер).


В.С. Высоцкий о себе и своих героях

  • «В мужчинах ценю сочетание доброты, силы и ума. Я когда надписываю фотографии пацанам, обязательно пишу: «Вырасти сильным, умным и добрым». Вот такое сочетание».

  • «Обычно я имею дело с проблемой индивидуальности, личности. Меня интересует то, что действует на человека в повседневной жизни. Я пытаюсь выступить против пороков, в этом смысле многие мои стихи критические».

«Я жил, живу и продолжаю жить для своих друзей и стараюсь писать


Оценивание (Ф). Вопрос-ответ


Ожидаемые результаты:

  • Ученики будут составлять простой цитатный план

Ученики будут определять жанр и его признаки (рассказ, повесть, пьеса-сказка, песня-стихотворение)

II. Физминутка

III. Стадия осмысления

Словарная работа:

- Скажите мне, как вы понимаете слово «бард»?

- Что же такое слово «бард» и в чём его особенности? Давайте запишем и запомним.

(Бард (от кельт. *bardos) — певец или поэт; как правило, одиночный исполнитель песен собственного сочинения.)

Авторская песня, или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.

Жанр авторской песни – уникальное явление русской культуры, практически не имеющее аналогов в других культурах. Конечно, поют все народы, но специфика нашего жанра состоит в его словоцентричности, т. е. в особой, акцентированной роли слова, в тесной взаимосвязи с поэтической традицией.

Эта песня как жанр оформилась в 60-х годах XX века, когда автор стал выступать как яркая творческая индивидуальность. Истоки жанра авторской песни теряются где-то в фольклоре: это и дворовая, и блатная песня, и романс, фабричная песня 20-х годов, солдатская песня времен Великой Отечественной войны. По жанру авторская песня – это песня-новелла с острым столкновением идей и характеров, с неожиданным финалом.

Песни Владимира Семеновича Высоцкого различны по тематике.

Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть страницу его поэтического наследия, посвященную теме дружбы.

Задание

1. Прочитайте текст ознакомительным чтением; используя условные обозначения, сделайте заметки на полях:

V – «эта информация мне уже известна»;

+ – «новые факты для меня»;

— – «у меня было другое представление об этом», «я думал по-другому»;

? – «в этом материале есть что-то непонятное для меня», «нужны объяснения, уточнения».

2. Заполните таблицу:


V

+

?

Тезисные записи фактов, терминов и понятий, которые уже знакомы.

Все новое, что стало известно из прочитанного.

Противоречия, появившиеся после прочтения текста.

Непонятные слова, факты, требующие разъяснения.


3. Обсудите в группе:

  • Какие жанровые особенности «авторской песни» выделяет В.С. Высоцкий?

  • Какие из этих жанровых признаков присущи «Песне о друге» В.С. Высоцкого?

4. Результаты обсуждения оформите в виде ПОПС-формулы и запишите в тетрадь.


В.С. Высоцкий об «авторской песне»


«Автор по ходу исполнения может, например, изменить текст: мои слова, хочу какое-нибудь выкину, захочу вставлю. А можно поменять весь настрой песни: шуточную спеть серьезно. Из-за того, что все делаешь сам, оттого, что есть только гитара и желание что-то сказать, возникает доверие к слушателям. Ощущение, что если даже не понравится, то во всяком случае будет интересно, что выступление будет не только развлекать, но и заставит о чем-то подумать, и песни захочется послушать еще раз. Поэтому некоторые приходят на концерты с магнитофонами, записывают, показывают друзьям, уносят с собой то есть зовут к себе в гости нас, артистов, которые занимаются авторской песней У эстрадной песни есть свои достоинства. Она сделана очень мощно, точно, четко, но вы никогда не услышите разницы в исполнении это всегда будет спето одинаково. Но главное, что отличает эстрадную песню от авторской то, что в эстрадной в большинстве случаев мало внимания уделяется тексту. А для нас самое главное текст. В эстрадной песне музыка хорошая, артисты учились в консерватории и поют хорошо а информации никакой. «Провожают пароходы совсем не так, как поезда» ну и что? Да, правильно: совсем по-другому провожают. Мы же делаем упор на слова. Музыка должна не забивать текст, а помогать ему. Поэтому я не даю эстрадным певцам петь свои песни». 


Задание

1. Прочитайте текст.

2. Выделите микротемы в тексте.

3. Выберите цитаты, отражающие основную мысль каждой микротемы.

4. Составьте цитатный план текста.

«Владимир Высоцкий не жалел себя, целиком отдавал себя друзьям, искусству, своим песням, людям. Он жил для них, и они платили огромной любовью. Если бы у Володи спросили, сколько у него друзей, он сбился бы со счета. Но он и не подозревал, как много их обнаружиться после его смерти. В этом нет ничего удивительного – он любил людей! Летом 1966 года мы снимали на Кавказе «Вертикаль». Мы очень рассчитывали на песни, которые  напишет Володя. Без них картина не могла состояться.

В это время на пике Вольная Испания погиб альпинист, товарищи безуспешно пытались снять его со стены. На помощь двинулись спасательные отряды. Шли дожди, гора осыпалась камнепадами. Ледник под вершиной стал напоминать поле боя – то и дело вниз по леднику спускались альпинисты, вели под руки раненого товарища, кого-то несли на носилках. Палатка наших актеров превратилась в перевязочный пункт. Можно было бы подождать, переждать непогоду. Но альпинисты ради умершего друга, во имя его памяти, продолжали упрямо штурмовать вершину.

И здесь, в горах,  родилась песня…» (Из воспоминаний Ст. Говорухина)

Задание

1. Посмотрите фрагмент из фильма «Вертикаль» режиссера Станислава Говорухина.

2. Расскажите о своем первом впечатлении об увиденном и услышанном.

3. В тексте своего монолога вы можете использовать следующие слова и словосочетания:


мне понравилось/не понравилось…, меня удивило…, я не мог/ла себе представить…, когда я слушал/а эту песню…; в этом фрагменте фильма показаны … и др.

«Песня о друге »

В. Высоцкий рассказывал: «Когда спрашиваешь альпинистов, зачем они штурмуют вершины, ни один не может объяснить. Заслуженный мастер спорта по альпинизму Елисеев на мой вопрос, зачем он когда-то впервые полез в горы, и почему делает это до сих пор, ответил: «Сперва, чтобы проверить, что я есть за человек. А сейчас просто любопытно, что за люди кругом?» Знаете, в горах нельзя надеяться на скорую помощь и на милицию, там может помочь только твой друг, его рука, ты сам и случай. Когда мы делали фильм «Вертикаль», пытались ответить на вопрос: «А зачем собственно люди ходят в горы? Что их там привлекает?» И пока киногруппа пытались ответить на этот вопрос, я написал несколько песен альпинистских для себя и своих друзей. Альпинисты, услышав песни, попросили вставить их в картину. Через большое сопротивление (имеется в виду киностудия) их вставили».

Источник: https://www.facebook.com/Vysotsky.Museum.in.Odessa/posts/134190450076871


Из воспоминаний альпиниста Леонида Елисеева: «Было это в самом начале съемок к/ф "Вертикаль". Мы несколько часов поговорили с Володей в автобусе на стадиончике у гостиницы "Иткол", ожидая вертолет, который по каким-то причинам задерживался. Говорили на разные темы, но большей частью, конечно, о горах, об альпинизме. Володя спросил:
- А тебя-то что именно привело в горы?

Трудный вопрос, непросто на него ответить - очень личное объяснение у каждого. Я ответил, что это и притягательность горных красот, которые, невозможно, однажды увидев, покинуть навсегда. Что альпинизм дает переоценку всему, что нас окружает в обыденной жизни, чем мы пользуемся, принимая все прекрасное как должное. Ну а главное - это преодоление многих сложностей, связанных с риском, что требует от каждого восходителя силы, ловкости, мужества и больших волевых качеств. В альпинизме, как ни в каком другом виде спорта, проявляются личные качества человека; здесь можно увидеть, кто есть кто и посмотреть на себя в сложных условиях. И чем трудней и трагичней ситуация, тем глубже проявление моральных и волевых качеств человека».


Источник: https://dubikvit.livejournal.com/372073.html


По методу «Ассоциативная карта» проводится данное задание.

Задание (К)

Прослушайте текст, напишите ассоциативные слова по прослушанному стихотворению и ответьте на вопросы.

Слово учителя: В песнях В.Высоцкого живут яркие, сильные духом люди, которые ведут себя очень достойно: они приходят на помощь в беде, оказывают поддержку, заступаются за слабого, наказывают предателя, прощают и любят, отличаясь преданностью друзьям и любимым

Ответьте на вопросы направленные на понимание тем, идей, композиционных элементов, ключевых слов.

1. Как предлагает проверить настоящего друга В.Высоцкий?

( Привести в горы и не только привести, а подняться в одной связке на вершину, чтобы проверить человеческие качества названного друга.)

2. Кого предлагает автор этих строк гнать от себя подальше? (Автор предлагает гнать от себя трусов, слабых, ненадежных людей)

3. Кого, по мнению Высоцкого не берут в горы, о ком не поют песен? (О людях, которые не способны помочь в трудную минуту)

4. На какого человека можно положиться, как на себя самого?

( На сдержанного, стойкого, крепкого, смелого человека можно положиться, как на самого себя)

5. Каким видится настоящий друг В.С. Высоцкому?

(Настоящие друзья — это именно те, кто до конца разделяет с ним и огорчения, и радость победы.)

6. Какая тема существуют в песне? ( Тема дружбы как наивысшей нравст­венной категории)
7. Что вы почувствовали, слушая эту песню?


Цели обучения

Критерии оценивания

6.2.2.1 определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы

отвечает на вопросы (на 6 из 8), направленные на понимание тем, идей, композиционных элементов, ключевых слов.


Оценивание (Ф). Взаимооценивание, оценивание по критериям

Учитель дает инструкцию по составлению плана.

Задание (И)

Используйте основные фразы или предложения из текста при составлении цитатного плана; сформулируйте цитатный план к каждой микротеме или к описанию героя.

Возможный вариант ответа:

Цитатный план:

1. Пусть он в связке одной с тобой,

Там поймешь, кто такой.

2. Если сразу раскис и вниз,

Значит, рядом с тобой чужой.

3. Если шел за тобой, как в бой,

Значит, как на себя самого, положись на него.


Цели обучения

Критерии оценивания

6.1.4.1 составлять простой цитатный план

использует основные фразы или предложения из текста при составлении цитатного плана;

формулирует цитатный план к каждой микротеме или к описанию героя;

Оценивание (Ф). Взаимооценивание

Задание (П)

Определите два и более признака жанра;

Приведите примеры (не менее 2-х)

Предлагаемый ответ:

По жанру авторская песня – это песня-новелла с острым столкновением идей и характеров, с неожиданным финалом.

Специфика нашего жанра состоит в его словоцентричности,

т. е. в особой, акцентированной роли слова.

Цели обучения

Критерии оценивания

6.2.1.1 определять жанр и его признаки (рассказ, повесть, пьеса-сказка, стихотворения)

определяет два и более признака жанра;

приводит примеры (не менее 2-х)


Оценивание (Ф). Взаимооценивание, комментарии учителя

Дифференциация по мере необходимости: по мере необходимости учитель оказывает теоретическую помощь

Презентация
























































Конец занятия

5 минут

Стадия рефлексии по стратегии «ПОПС»:

- Что я узнал?

- Что я понял?

- Чему научился?

- Что хочется отметить?

Домашнее задание.

Выучить наизусть «Песню о друге»


Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дифференциация по мере необходимости: по мере необходимости учитель оказывает теоретическую помощь

Будут использованы нижеследующие виды оценивания работы учеников:

- вопрос-ответ;

- самооценивание;

- взаимооценивание;

- комментарии учителя.

1. Здоровьесберегающие технологии:

- активные виды деятельности;

- выполнение санитарных норм;

- создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе;

- личностно-ориентированный подход к детям;

- продолжение работы над формированием правильной осанки.

2. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете.

Рефлексия по уроку


Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Общая оценка

Какие два аспекта занятия прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил за время занятия о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих занятиях?














































Приложение 3


План воспитательной работы

Название объединения «Школьный музей»





Наименование мероприятия

Период проведения

Форма проведения

Гражданско-патриотическая воспитание

1

Теоретическое занятие

Сентябрь-октябрь

беседа, лекция, просмотр презентации, просмотр

видео-ролика и т.п.

2

Практическое занятие


акции, конкурсы,

выставки, концерты и т.п

Культурологическая воспитание, личностно-волевое

1

Теоретическое занятие

Сентябрь-октябрь

беседа, лекция, просмотр

презентации, просмотр видео-ролика и т.п.

2

Практическое занятие


акции, конкурсы,

выставки, концерты и т.п

Физическая воспитание, экологическая воспитание

1

Теоретическое занятие

Сентябрь-октябрь

беседа, лекция, просмотр презентации, просмотр

видео-ролика и т.п.

2

Практическое занятие


акции, конкурсы,

выставки, концерты и т.п

Духовно-нравственное воспитание

1

Теоретическое занятие

Сентябрь-октябрь

беседа, лекция, просмотр

презентации, просмотр видео-ролика и т.п.

2

Практическое занятие


конкурсы,

выставки, концерты и т.п




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!