СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Эстрадный вокал»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный материал программы "Эстрадный вокал" включает все виды музыкально-творческой деятельности, приемлемые для работы с младшими школьниками и подростками с учетом градации. Художественная направленность программы обусловлена тем, что через овладение основами вокального эстрадного искусства обучающийся приобретает возможность творческого самовыражения, личностного саморазвития, социализации, профессиональной ориентации, а также общего культурного и духовно-нравственного воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Эстрадный вокал»»

Муниципальное казённое учреждение

«Управление образованием Туринского городского округа»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования

Центр дополнительного образования «Спектр»

Туринского городского округа



Принята на заседании

методического совета

протокол № 3

от «15 »сентября 2023 г.

Утверждаю:

Ио директора МАОУ ДО ЦДО «Спектр»

_____________ Ю.Н.Котосина

«15 »сентября 2023 г

Приказ № от «15 » сентября 2023г





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Эстрадный вокал»


Возраст обучающихся: 7 – 15 лет

Срок реализации: 3 года





Составитель:

Верхоланцева Лариса Александровна

педагог дополнительного образования













г. Туринск, 2023г.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы


    1. Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал» имеет художественную направленность. Учебный материал программы включает все виды музыкально-творческой деятельности, приемлемые для работы с младшими школьниками и подростками с учетом градации. Художественная направленность программы обусловлена тем, что через овладение основами вокального эстрадного искусства обучающийся приобретает возможность творческого самовыражения, личностного саморазвития, социализации, профессиональной ориентации, а также общего культурного и духовно-нравственного воспитания.

Актуальность данной программы заключается в реализации социального заказа современного общества в формировании высоконравственной, духовно богатой личности. Значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждал известный педагог Сухомлинский.

Программа нацелена на гармоничное и всестороннее развитие личности обучающегося, раскрытие его творческого потенциала, проявление индивидуальности, наполнение активным содержанием свободного времени детей.

Данная программа важна тем, что социальная и личностная адаптация, самореализация и самовыражение, развитие уверенности в себе являются необходимой основой для дальнейшей деятельности детей и реализации своих творческих способностей.

Программа составлена в соответствии с требованиями и нормами нормативно-правовых документов, регламентирующих задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в дополнительном образовании:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (далее - Закон об образовании);

- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);

- Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разно-уровневые программы) Минобрнауки России от 18.11.2015г. №09-3242;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитано-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Устав Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Центра дополнительного образования «Спектр» (далее - МАОУ ДО ЦДО «Спектр») и иными локальными актами Учреждения.

Дополнительная образовательная программа «Эстрадный вокал»» - это комплексная интегрированная программа, поскольку в ней сочетается вокальное и актерское мастерство, сценическое движение и речь, музыкальная грамота и культура, ансамблевое и сольное исполнение. Такой синтез направлений позволяет представить вокальный номер в хореографическом и театральном решении, таким образом, словно его исполняет человек-оркестр.

Настоящая программа, опираясь на фундаментальные основы классической школы вокала, составлена с учетом требований, предъявляемых к певческому голосу детей и подростков, с их анатомо-физиологическими особенностями.

Программа позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении, а также способствует социализации и адаптации детей в современном обществе.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности обучающегося, формируют эстетический вкус, способствуют хорошему физическому развитию и благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка. Способствует формированию у детей важных навыков совместной работы, общения, умению индивидуального выступления перед зрителем, развитию чувства ответственности. Занимаясь, обучающиеся получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами музыки различных стилей, знакомятся с музыкальной грамотой, развивают умственные и физические способности организма в целом.

Содержание занятий раскрывает и отражает следующие факторы: приобщение к музыкальному искусству эстрады способствует воспитанию нравственно – эстетических чувств обучающегося, формированию взглядов и убеждений, возникновению духовных, гражданско-патриотических, трудовых ценностей ребенка.

Использование традиционных и современных приемов обучения в данной программе, позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных возможностей. В календарно – тематическом плане отражен конкретный репертуар для каждого обучающегося. При условии одаренности ребенка возможно освоение программы в сжатые сроки или обучение по индивидуальному образовательному маршруту.

В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением), координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т. п.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания.

Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу — от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и вокальным концертам.

Отличительная особенность данной программы в том, что:

- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей обучающихся разных возрастных групп в вокальной студии за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности;

- на занятиях широко используются упражнения дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой, В.В. Емельянова;

- активно применяются речевые игры и упражнения, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);

- используются игры и игровые задания, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;

- содержание программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых воспитанников;

- песенный репертуар подобран с учетом русских традиционных праздников, тематических дней и других мероприятий общего плана воспитательной работы образовательного учреждения.

Адресат программы. Данная программа предназначена для детей 7 - 15 лет.

Возрастные особенности детей.

Младший школьный возраст (7-10 лет). У детей 7-8 лет певческий аппарат еще не сформирован, поэтому в качестве материала для пения на первых занятиях используются несложные, весьма ограниченные по диапазону, но яркие по музыкальному образу миниатюры.

У детей 8-9 лет голосовые связки еще довольно тонкие и короткие, поэтому рекомендовано добиваться легкого и светлого звучания. Диапазон следует расширять постепенно. К концу 2 года обучения середина певческого диапазона обучающихся укрепляется и совершенствуется, окраска звука становится разнообразной в зависимости от характера и содержания песни. У отдельных детей можно встретить даже неяркое и напряженное звучание. С третьего года обучения голоса выравниваются.

Сила голоса обучающихся 7 – 12 лет не имеет широкой амплитуды. Для них наиболее типичным будет использование умеренных динамических оттенков (не очень громко, не очень тихо). Но эмоциональная отзывчивость, позволяет при этом добиваться выразительности и яркости исполнения. Большой вред может принести требование насыщенного звучания на нижних звуках диапазона и тихого – на верхних. Лучшие качества голоса проявляются на средних звуках диапазона, которые наиболее удобны.

У детей младшего школьного возраста тембр неровный, особенно при пении гласных. Существенное значение в процессе развития тембра голоса имеет атака звука (твердая, мягкая). Умелое использование ее в вокальной работе (при примате мягкой атаки) положительно влияет на тембр голоса, помогает избавиться от таких явлений, как зажатость голоса, носовой призвук. Также, с атакой звука связана и выработка правильного певческого дыхания. При выборе репертуара необходимо учитывать психофизические возможности детей данной возрастной группы.

Средний школьный возраст (10–15 лет). При работе с вокалистами среднего школьного возраста, которые уже обучаются основам вокального звукоизвлечения и ведения звука учитывается необходимость предпочитать мягкую атаку, как наиболее щадящую голосовой аппарат.

Особое внимание при работе с детьми среднего школьного возраста уделяется домутационному и мутационному периоду. К 11 годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. Голоса мальчиков определенно делятся на дисканты и альты. В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра: головной, смешанный (микст) и грудной.

У девочек преобладает звучание головного регистра, и явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования. Мальчики пользуются одним регистром, чаще грудным. Границы регистров даже у однотипных голосов часто не совпадают, и переходные звуки могут различаться на тон и больше.

Встречаются голоса, особенно у некоторых мальчиков, которые имеют диапазон более двух октав. В домутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу. У некоторых мальчиков пропадает желание петь, появляются тенденции к пению в более низкой тесситуре, голос звучит неустойчиво, интонация затруднена. У дискантов исчезает полет, подвижность. Альты звучат массивнее.

13–15 лет, мутационный (переходный) период совпадает с периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других – более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна, от нескольких месяцев до нескольких лет.

У детей, поющих до мутационного периода, он протекает обычно быстрее и без резких изменений голоса. Задача педагога – своевременно услышать мутацию и при первых ее признаках принять меры предосторожности. Важно, чаще прослушивать голоса детей, которые переживают домутационный период, и своевременно реагировать на все изменения в голосе.

Следует отметить, что для того, чтобы стать профессиональным вокалистом никакой особой одарённости не требуется, и даже наличие удовлетворительных вокальных данных гарантирует возможность получения высоких результатов в процессе регулярных занятий.

Формирование групп. В детское объединение принимаются все желающие. Специального отбора не производится. Возможен дополнительный набор детей на второй год обучения на основании результатов тестирования и прослушивания. Психологическая готовность, уровень подготовки обучающихся к освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эстрадный вокал» определяется по результатам тестирования (диагностики). Допускается формирование разновозрастных групп. Из-за разницы в возрасте обучающихся возможно деление на подгруппы. При проведении занятий и выборе форм и методов учитываются возрастные особенности детей.

При первичном прослушивании детей первого года обучения для исключения восприятия ребенком прослушивания как экзамена, применяются игровые методы диагностики музыкальных способностей. Диагностика включает проверку наличия чувства ритма, оценку ладового чувства, мелодический и гармонический слух, а также способности музыкальной памяти.

Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать, посильный для освоения, музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься сольным и ансамблевым пением.

Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 3 года обучения общим объемом 576 учебных часов, из них 186 учебных часов теории и 390 учебных часов практики.

1-й год обучения – 144 учебных часов,

2-й год обучения – 216 учебных часов,

3-й год обучения – 216 учебных часов.

Режим занятий – периодичность и продолжительность.

Продолжительность одного учебного часа 40 минут, перерыв между занятиями 10 минут.

1-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 учебных часа, всего 4 учебных часа в неделю,

2-й год обучения – 3 раза в неделю по 2 учебных часа, всего 6 учебных часов в неделю,

3-й год обучения – 3 раза в неделю по 2 учебных часа, всего 6 учебных часов в неделю.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал» имеет накопительный характер, так как в процессе обучения, полученные базовые знания, умения и навыки развиваются и совершенствуются, что способствует не только успешности обучения, но и создает возможности творческой продуктивной деятельности и возможного дальнейшего творческого самоопределения, формирования у обучающихся интереса и устойчивой мотивации к занятию эстрадным вокалом, а также способствует развитию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных компетенций, а также компетенций личностного самосовершенствования.

Программа «Эстрадный вокал» является разноуровневой и состоит из трех уровней:

«Стартовый» уровень (1 год обучения). Обучающимся предлагается знакомство с основными представлениями, не требующими владения специализированными предметными знаниями и концепциями, участие в решении заданий и задач, обладающих минимальным уровнем сложности, необходимым для освоения содержания программы.

«Базовый» уровень (2 год обучения). Обучающимся предлагается участие в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование специализированных предметных знаний и концепций.

«Продвинутый» уровень (3 год обучения). Обучающимся предлагается участие в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование сложных, специализированных предметных знаний, концепций.

Форма обучения. При реализации программы предполагаются очные групповые, подгрупповые и индивидуальные формы организации деятельности обучающихся на занятиях.

Использование индивидуальной и подгрупповой форм позволяет педагогу корректировать процесс усвоения программы каждым обучающимся индивидуально, работать с солистами и ансамблями.

Занятие любой из этих форм организации обучающихся строится по схеме:

- дыхательная вокальная и артикуляционная гимнастика;

- распевание;

- теоретическая часть (сообщение и усвоение новых знаний или повторение пройденного материала);

- работа над произведениями;

- музыкальные игры или упражнения в зависимости от возрастной группы;

- подведение итога и анализ занятия.

Работа над произведениями включает все виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство и музыкальное творчество.

Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как последовательность освоения вокальных навыков определяет педагог в зависимости от музыкальных способностей и индивидуальных особенностей каждого обучающегося. В зависимости от цели занятия, педагог делает упор на тот или иной пункт схемы.

Виды проведения занятий. В ходе реализации Программы применяют теоретические, комбинированные и практические занятия.

Виды занятий по программе определяются их содержанием и проводятся в форме: беседы, встреча с интересными людьми, занятия-игры, КВН, круглый стол, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», репетиции, видео-урока, творческого концерта, открытого занятия, мастер-класса, тренинг, фестиваль, шоу, экскурсия, экзамен, музыкальная и теоретическая викторина, музыкальной гостиной, творческой мастерской, конкурса, отчетного концерта, праздника, фестиваля, посиделок и других видов занятий.

Формы подведения итогов реализации программы: зачет, тестирование, отчетный концерт.


1.2. Цель и задачи программы


Цель программы: формирование творческой, разносторонне развитой

личности путём освоения основ вокального эстрадного искусства.

Целью первого года обучения является выявление, раскрытие индивидуальных творческих способностей детей через освоение основ вокального эстрадного искусства.

Задачи первого года обучения.

Образовательные (обучающие):

- знакомить с искусством эстрадного вокала;

- обучать эстрадному вокальному мастерству;

- обучать начальным вокально-певческим и музыкально-ритмическим навыкам;

- обучать приёмам самостоятельной коллективной работы, самоконтроля;

- формировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;

- формировать навыки певческой установки обучающегося.

Развивающие:

- развивать гармонический и мелодический слух, точное интонирование;

- развивать певческое дыхание;

- развивать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;

- развивать мышление, память, речь;

- развивать коммуникативные навыки, умение общаться и выступать;

- развивать артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность.

Воспитательные:

- формировать готовность и потребность к певческой деятельности;

- способствовать формированию силы воли, дисциплинированности, взаимодействию с коллективом;

- воспитывать уважение к окружающим, к своему городу, краю;

- формировать навыки сценической культуры.

Целью второго года обучения является развитие у обучающихся правильной техники вокального исполнения, содействие развитию личностных компетенций в достижении результата.

Задачи второго года обучения.

Образовательные (обучающие):

- формировать знания об устройстве и функционировании голосового аппарата;

- формировать элементарные танцевальные движения;

- обучать особенностям работы с аппаратурой.

- расширять диапазон голоса;

- совершенствовать речевой аппарат;

- расширять познания в музыкальной грамоте;

- формировать устойчивое певческое дыхание, правильную вокальную технику исполнения.

Развивающие:

- развивать гибкость и подвижность ротоглоточного пространства и речевого аппарата;

- развивать способности к самостоятельной и коллективной работе;

- развивать умение держаться на сцене;

- развивать память, мышление, воображение и речь;

- развивать эмоциональную саморегуляцию, направленную на достижение результата;

Воспитательные:

- создать условия для личностного развития обучающегося, его творческого самовыражения, воспитывать инициативную личность;

- формировать самостоятельность, работоспособность, активность;

- воспитывать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;

- воспитывать волю, характер, уважение к чужому мнению;

- совершенствовать навыки сценической культуры.

Целью третьего года обучения является совершенствование знаний, умений и навыков, полученных в предыдущие года обучения, формирование собственного стиля исполнения. Применение полученных знаний в исполнительской практике.

Задачи третьего года обучения.

Образовательные (обучающие):

- освоение репертуара песен, различных по стилю и тематике;

- изучать дополнительные вокальные приемы пения;

- совершенствовать навыки сольного и ансамблевого пения;

- продолжать расширять диапазон голоса;

- знакомить с творчеством выдающихся исполнителей края, России.

Развивающие:

- развивать потребность в разумном проведении своего свободного времени;

- развивать артистические качества исполнения песни;

- формировать духовное и интеллектуальное саморазвитие обучающегося;

- развивать умение четко ставить цель, планировать и анализировать собственную деятельность при подготовке и участии в конкурсах;

- развивать мышление, речь, память, артикуляционный ротоголосовой аппарат.

Воспитательные:

- воспитывать культуру творческого самовыражения и самоопределения;

- воспитывать творчески активную коммуникативную личность;

- воспитывать социально активную личность, для активного творческого участия в жизни образовательного учреждения и города;

- прививать любовь к Родине через вокальный репертуар, воспитывать уважение к своему городу, краю, стране;

- формировать гражданско-нравственную позицию, чувство патриотизма.


1.3. Содержание общеразвивающей программы


Учебный план «Стартовый уровень» (1-й год обучения)

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

I.

Вводное занятие, инструктаж по ТБ.

2

2

0

Наблюдение, диагностика

II.

Пение как вид музыкальной деятельности.

14

6

8

Беседа, наблюдение

III.

Основы музыкальной грамоты

12

6

6

Зачёт.

Устный опрос

IV.

Формирование вокальных навыков.

42

21

21

Занятие-постановка

V.

Эстрадный вокал как искусство, разучивание и исполнение песен.

26

13

13

Круглый стол

VI.

Сценическая культура.

14

6

8

Занятие-постановка

VII.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

8

4

4

Беседа

VIII.

Концертно-исполнительская деятельность.

24

2

22

Наблюдение, зачет

IX.

Итоговое занятие

2

0

2

Отчетный концерт


Итого:

144

60

84



Содержание учебного плана «Стартовый уровень» (1-й год обучения)

I. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с целью и задачами первого года обучения. Знакомство друг с другом, правила ТБ, диагностика способностей детей.

II. Пение, как вид музыкальной деятельности.

Теория: Понятие о сольном и ансамблевом пении. Строение голосового аппарата. Просмотр видеопрезентации о строении голосового аппарата. Правила охраны детского голоса. Вокально-певческая установка. 

Практика: Пение под различные фонограммы, отработка постановки корпуса, осанки.

III. Основы музыкальной грамоты.

Теория: Нотный стан, ноты, скрипичный ключ, длительности нот, размер, ритмическая организация, темп, динамика. Просмотр фильма «Где живут ноты?».

Практика: Выполнение ритмических упражнений. Слушание музыки. Музыкально-дидактические игры.

IV. Формирование вокальных навыков.

Теория: Певческое дыхание. Звукообразование. Резонаторы голоса. Дикция и артикуляция.

Практика: Работа над цепным дыханием. Разучивание упражнений на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Проговаривание скороговорок. Разучивание речевых игр и упражнений. Пение комплекса вокальных упражнений.

V. Эстрадный вокал, как искусство, разучивание и исполнение песен.

Теория: Знакомство с эстрадной песней. Фонограмма плюс и минус. Развитие голосового аппарата. Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях. Нюансировка динамики звука. Слушание музыкальных произведений современных композиторов. Знакомство с микрофонами различных модификаций.

Практика: Пение скороговорок. Пение мелодии разучиваемой песни на слоги ру, где, три. Разучивание вокальных произведений. Работа над голосоведением. Работа с микрофоном. Пение с микрофоном.

VI. Сценическая культура.

Теория: Сценическое мастерство. Правила поведения на занятиях и на сцене. Музыкальный образ в песне. Просмотр видеопрезентации о сценической культуре.

Практика: Творческие задания. Инсценировка сюжета песен. Игровая и театральная деятельность.

VII. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

Теория: Прослушивание аудио- и видеозаписей. Прослушивание исполнения песен детских коллективов, звезд мировой эстрады, собственных выступлений, разбор и анализ прослушанных материалов. Подбор репертуара.

Практика: Исполнение несложных вокализов и упражнений. Воспроизведение несложных мелодических последовательностей. Разучивание репертуара

VIII. Концертно-исполнительская деятельность.

Теория: Способы преодоления сценического волнения. Поведение на сцене, ритмические и танцевальные движения на сцене.

Практика: Репетиции песен с микрофоном. Работа над интонацией. Разучивание ритмических движений к песне. Разучивание танцевальных движений к песне. Анализ собственного исполнения.

IX. Итоговое занятие.

Практика: Отчетный концерт, показ вокальных номеров.


Учебный план «Базовый» уровень (2-й год обучения)

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

I.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

2

2

0

Наблюдение тестирование

II.

Совершенствование вокальных навыков.

26

12

14

Наблюдение, практические задания

III.

Формирование детского голоса.

40

12

28

Беседа, зачет

IV.

Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

42

12

30

Наблюдение.

Зачёт

V.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

8

4

4

Тестирование

VI.

Актёрское мастерство сценическая культура.

14

6

8

Творческая встреча


Концертно-исполнительская деятельность.

82

32

50

Практические задания, зачет

VII.

Итоговое занятие

2

0

2

Творческий отчётный концерт


Итого:

216

80

136



Содержание учебного «Базовый уровень» (2-й год обучения)

I. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с целью и задачами второго года обучения, правила ТБ. Тестирование.

II. Совершенствование вокальных навыков.

Теория: Правила охраны детского голоса. Техника основных певческих навыков: дыхание, формирование звука, голосоведение. Повторение тем: «Строение голосового аппарата», «Вокально-певческая установка», «Музыкальная грамота». Просмотр видеопрезентации о строении голосового аппарата. Беседа об охране голоса, о музыкальных новинках. Слушание аудиозаписей.

Практика: Распевание. Повторение (исполнение) знакомого репертуара. Разучивание новых песен. Упражнения на развитие чистоты интонирования. Выполнение ритмических упражнений. Тест по теме «Музыкальная грамота».

III. Формирование детского голоса.

Теория: Повторение тем: «Звукообразование», «Певческое дыхание», «Дикция и артикуляция».

Практика: Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, В.В. Емельянова. Упражнения на активизацию губ, языка. упражнения на активизацию звонких и глухих согласных. Проговаривание и пение скороговорок. Пение вокальных упражнений и распевок. Музыкально-дидактические игры. Речевые игры и упражнения.

IV. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

Теория: Слушание музыкальных произведений современных композиторов. Манера исполнения, особенности стиля, особенности жанра, строение песен, тематические песни. Разбор исполнения произведений современными исполнителями.

Практика: Разучивание новых песен. Работа над цепным дыханием. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Отработка слухового контроля за звукообразованием. Работа с микрофонами. Работа над манерой исполнения. Работа с произведениями современных композиторов. Работа с солистами. Игровая деятельность, театрализация.

V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

Теория: Прослушивание аудио- и видеозаписей. Прослушивание исполнения песен детских коллективов, звезд мировой эстрады, собственных выступлений, разбор и анализ прослушанных материалов.

Практика: Разучивание новых песен. Работа с микрофонами. Работа над манерой исполнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа с солистами. Игровая деятельность, театрализация.

VI. Актёрское мастерство, сценическая культура.

Теория: Сценическая культура вокалиста. Сценическая постановка песни. Элементы ритмики. Сценический образ. Беседа о мимике, постановке корпуса, пластике и сценических движениях при исполнении песни. Повторение правил поведения на занятиях и на сцене. Обсуждение сценического образа в песне.

Практика: Работа с микрофонами, работа над выразительным исполнением. Отработка движений под музыку. Создание различных сценических образов в зависимости от песни. Работа над ансамблем в песне. Творческие задания.

VII. Концертно-исполнительская деятельность.

Теория: Беседа «Индивидуальная манера исполнения. Что для нее характерно?». Слушание и обсуждение вокальной импровизации. Индивидуальная манера исполнения. Тембр голоса. Технические и стилевые особенности музыкального материала. Голосоведение в песне.

Практика: Постановка номеров. Работа над танцевальными движениями к песне. Отработка танцевальных движений в песнях. Работа над выразительностью исполнения, над интонацией. Работа над техническими и стилевыми особенностями музыкального материала. Пение вокальных упражнений. Подготовка вокальных номеров.

VII. Итоговое занятие.

Практика: Отчетный концерт, показ вокальных номеров.


Учебный план «Продвинутый» уровень (3-й год обучения)

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

I.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

2

2

0

Наблюдение, тестирование

II.

Совершенствование вокальных навыков.

62

10

52

Наблюдение

III.

Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.

24

6

18

Открытое занятие

IV.

Вокально-хоровые навыки.

38

12

26

Зачёт

V.

Актёрское мастерство сценическая культура.

12

2

10

Творческая встреча

VI.

Навыки профессиональной работы.

38

12

26

Конкурс

VII.

Концертно-исполнительская деятельность.

38

2

36

Вокальный номер

VIII.

Итоговое занятие.

2

0

2

Отчетный концерт.


Итого:

216

46

170



Содержание «Продвинутого уровня» (3 год обучения)

I. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с целью и задачами третьего года обучения, правила ТБ. Тестирование.

II. Совершенствование вокальных навыков.

Теория: Понятие «вибрато» в вокальном искусстве. Виды певческого вибрато. Повторение тем: «Дыхание», «Певческая позиция». Многоголосие. Альтерация-повышение и понижение звуков. Беседа на тему «Певческое вибрато». Слушание и анализ исполнительского мастерства великих вокалистов.

Практика: Закрепление исполнительских навыков. Работа над цепным дыханием в песне. Пение упражнений, построенных по трезвучиям. Пение скороговорок. Работа над дикцией, артикуляцией в песне.

III. Организация певческой деятельности обучающихся в условиях занятий сценическим движением.

Теория: Сценическое движение и художественный образ песни. Диапазон. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Выражение характера мелодии в пластике. Обсуждение темы «Соотношение движения и пения».

Практика: Пение попевок и упражнений. Разучивание песен. Постановка танцевальных движений к разучиваемой песне.

IV. Вокально-хоровые навыки.

Теория: Повторение тем: «Ритм», «Размер», «Резонаторная система человека», «Гигиена голоса. Вредные привычки». «Тесситура голоса. Что нужно знать о возможностях своего голоса». Просмотр и обсуждение презентации «Грудной, головной и микстовый резонатор».

Практика: Повторение репертуара с танцевальными движениями. Работа над тембром и динамикой голоса в песне. Тренировочные упражнения. Разучивание песен.

V. Актёрское мастерство, сценическая культура.

Теория: Беседа о мимике, постановке корпуса, пластике и сценических движениях при исполнении песни. Повторение правил поведения на занятиях и на сцене. Сценическая культура вокалиста. Динамический ансамбль.

Практика: Продолжение работы над сценической постановкой песни. Работа над динамическим ансамблем в произведениях.

VI. Навыки профессиональной работы.

Теория: Знакомство с понятием «Импровизация». Многоголосие. Джазовая импровизация. Джазовые аккорды. Манера исполнения. Слушание и обсуждение вокальной импровизации. Технические и стилевые особенности музыкального материала.

Практика: Работа над техническими и стилевыми особенностями музыкального материала. Работа над интонацией в разучиваемых песнях. Пение вокальных упражнений на расширения диапазона голоса. Разучивание песен.

VII. Концертно-исполнительская деятельность.

Теория: Анализ собственного исполнения. «Что нужно знать вокалисту».

Практика: Работа с ансамблем и солистами. Постановка танцевальных движений в песне. Репетиция номеров к итоговому концерту на сцене.

VIII. Итоговое занятие.

Практика: Отчетный заключительный концерт.


1.4. Планируемые результаты реализации программы


Планируемые результаты 1 года обучения «Стартовый уровень».

Предметные:

- будет знать, что такое искусство эстрадного вокала;

- будет владеть начальными вокально-певческими навыками;

- будет владеть первичными знаниями в области элементарной теории музыки;

- будет владеть начальными музыкально-ритмическими навыками.

Личностные:

- будет способен работать в коллективе;

- будет способен видеть и понимать окружающий мир;

- будет стремиться к достижению поставленной цели;

- будет удовлетворена потребность в самовыражении;

- будет уважительно относиться к своему городу, краю.

Метапредметные:

- будут развиты память, речь, воля и характер;

- будет развито творческое мышление;

- будет развит гармонический и мелодический слух, точное интонирование;

- будет развито певческое дыхание;

- будут развиты коммуникативные компетенции.


Планируемые результаты 2 года обучения «Базовый уровень»

Предметные:

- будет знать устройство и функционирование голосового аппарата;

- будет сформирована правильная техника исполнения;

- будут сформированы знания в области элементарной теории музыки;

- будет владеть специфической певческой терминологии;

- будут сформированы элементарные танцевальные движения.

Личностные :

- будет способен к самостоятельной и коллективной работе;

- будет стремиться к достижению результата;

- уважительно относиться к родному городу, краю, стране.

Метапредметные:

- будет развита эмоциональная саморегуляция, художественный вкус;

- будет развито творческое мышление;

- будет развита инициативность;

- будет развита способность к самостоятельной учебной деятельности.


Планируемые результаты 3 год обучения «Продвинутый уровень».

Предметные:

- будет иметь устойчивое певческое дыхание, правильную вокальную технику исполнения;

- будет владеть эстрадно-джазовыми приемами исполнения, будет расширен диапазон;

- будет сформирована мотивация к занятиям вокальным искусством;

- будет сформирован собственный стиль исполнения;

- будет уметь четко ставить цель, планировать и анализировать собственную деятельность;

- знаком с творчеством выдающихся исполнителей края, России;

- будет сформировано представление об истории возникновения джаза.

Личностные:

- будет сформировано чувство патриотизма, гражданско-нравственной позиции;

- будет потребность в разумном проведении свободного времени;

- будет принимать активное участие в творческой жизни образовательного учреждения и города.

Метапредметные:

- будут развиты физические навыки и способности;

- будет духовно и интеллектуально развит.


Раздел 2. Организационно – педагогические условия


2.1. Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год обучения

15 сентября

31 мая

36

72

144

2 раза в неделю по 2 занятия

2 год обучения

15 сентября

31 мая

36

108

216

3 раза в неделю по 2 занятия

3 год обучения

15 сентября

31 мая

36

108

216

3 раза в неделю по 2 занятия

Каникулы с 31 декабря по 9 января


2.2. Условия реализации Программы


Материально-техническое обеспечение:

- специальный кабинет музыки с хорошей акустикой площадью не менее 24 кв. метров;

- репетиционный зал со сценой;

- стулья по количеству детей в группе;

- электронное пианино (фортепиано);

- акустическая аппаратура: микшерный пульт, усилитель, колонки, микрофоны, стойка для микрофона;

- звукозаписывающее устройство (диктофон, телефон);

- компьютер (ноутбук);

- телевизор или проектор для просмотра видео.

Кадровое обеспечение.

Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.


2.. Формы контроля и оценочные материалы


Подведение итогов выполнения программы складывается из двух составляющих: внешней и внутренней деятельности коллектива.

Концерт, конкурс, фестиваль является формой диагностики музыкальных способностей и развития личности ребенка. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях и т.д. можно отнести к внешней деятельности коллектива, а результаты участия – как своеобразный критерий оценки их деятельности.

Все дети принимают участие в концертной деятельности, но на разных уровнях, поэтому каждый найдет возможность проявить себя.

Внутренняя деятельность – это музыкальное и личностное развитие каждого обучающегося.

Разработка критериев оценки образовательной деятельности обучающихся проводится с учетом цели программы - создать условия для выявления, развития и реализации музыкально-творческих способностей детей через жанр эстрадного вокала.

Для подведения итогов реализации образовательной программы ежегодно используется мониторинг результатов освоения программы и результатов личностного развития.

Для подведения итогов реализации образовательной программы на стартовом уровне (1 год обучения) в начале учебного года, а также в конце каждого полугодия используется диагностика музыкальных способностей детей, в основу которой легла диагностика музыкальных способностей, разработанная Академиком Российской академии естественных наук и академии творческой педагогики К.В. Тарасовой, адаптированная к условиям дополнительного образования.

Основной мониторинг результативности образовательного процесса проводится на основе мониторинга результативности образовательного процесса в вокальной группе С. В. Емельяновой.

Данный мониторинг проводится 2 -3 раза в год. Тесты и анкетирование используются для выявления уровня теоретической подготовки, самооценки и специфики образовательных потребностей обучающихся, а также экспертной оценки педагога.

Оценочные материалы.

Диагностика развития вокальных навыков осуществляется с помощью диагностических контрольных заданий по следующим критериям: звуковысотный слух, вокальная техника (способ звукообразования, тембр голоса, диапазон, дикция, дыхание), эмоциональность.

Критерии определения уровня развития слуховых навыков: ладовое чувство, чувство ритма, мелодический слух, гармонический слух.

Выявление способностей к исполнительской деятельности: интонация, ритм, память, диапазон, качество певческого голоса, эмоциональность, музыкальность, особенность характера. Система контроля результативности обучения:

Первый год обучения.

Входящий контроль осуществляется на первом году обучения в начале учебного года. Цель входящего контроля: прослушивание, определение голосового диапазона, оценивание умений, знаний.

Также на первом году обучения проводится промежуточный контроль, целью которого является проверка полученных на каждом уроке знаний.

В конце учебного года – итоговый контроль, который проходит в виде отчётного концерта. Результаты вносятся в ведомость итогового контроля.

Второй и третий год обучения.

На втором и третьем году обучения обучающиеся проходят предварительное прослушивание (входящий контроль). Цель входящего контроля: прослушивание, определение голосового диапазона, оценивание умений, знаний, проверка уровня вокально-хоровой подготовки учащегося, определение в группу (солисты или хор).

Промежуточный контроль осуществляется на последнем занятии после изучения данной темы. Во время промежуточного контроля солисты или хор (в зависимости от исследуемого качества пения) исполняют вокальное музыкальное произведение. Результаты (уровень) вокальных умений вносятся в специальную ведомость.

Итоговый контроль: проводится с 15 по 25 мая согласно графику (расписанию) проведения отчётного концерта. Основной формой проведения итогового контроля является отчётный концерт. Результаты вносятся в ведомость итогового контроля.

Формы предъявления результатов:

- отзывы обучающихся и родителей,

- отчётный концерт,

- участие в конкурсах и фестивалях.


Контрольно-оценочные материалы.

Первый год обучения

Тема 1. Организационное занятие.

Задание: Спеть любую распевку, попевку, выполнить дыхательное упражнение, обращая внимание на качество интонирования, знание мелодии и текста распевок, попевок и дыхательных упражнений.

Критерии оценки:

- Высокий уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и дыхательных упражнений. Внимательное пение, способность улучшить качество пения. Лёгкость в исполнении попевок, распевок. Умение исполнить распевку в быстром темпе.

- Средний уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и дыхательных упражнений. Не всегда понимает, как можно улучшить качество пения. Трудности в исполнении распевки в быстром темпе.

- Низкий уровень: Обучающийся не знает мелодию и текст распевок, попевок. Поёт неуверенно. Исполняет попевки и распевки только по партитуре. Правильно выполняет дыхательные упражнения.

Тема 2. Певческая установка. Певческое дыхание. Цепное дыхание.

Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни современного композитора по одному или дуэтом, обращая внимание певческую установку, качество интонирования и используемый вид дыхания.

Критерии оценки:

- Высокий уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся использует диафрагмальное дыхание, умеет использовать цепное дыхание (при пении дуэтом, группой). Дышит между фразами, не разрывая слова. Дыхание спокойное. Обучающийся рассчитывает певческое дыхание на длинную фразу.

- Средний уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся использует диафрагмальное дыхание только в начале пения, а далее использует только грудное. Умеет использовать цепное дыхание (при пении небольшим ансамблем, в группе). Дышит между фразами, но не всегда дыхания хватает на длинную фразу.

- Низкий уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся использует только грудное дыхание. Берёт дыхание только на небольшую фразу. Не умеет рассчитывать дыхание на длинную музыкальную фразу. Во время цепного дыхания дышит одновременно с другим певцом (хористом).

Тема 3. Музыкальный звук. Высота звука. Основы чистого интонирования. Унисон.

Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни современного композитора по одному и дуэтом (пение в унисон), обращая внимание на качество интонирования и умение петь в унисон.

Критерии оценки:

- Высокий уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание основы чистого унисона и умелое пение унисона в дуэте и в ансамбле.

- Средний уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание основы чистого унисона, но неточное пение в унисон.

- Низкий уровень: Чистое интонирование только с помощью педагога. Отсутствие унисона.

Тема 4. Основные правила звуковедения. Виды штрихов и дирижёрские жесты.

Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни современного композитора по одному, обращая внимание на качество интонирования, использования обучающимся штрихов и понимания певцом дирижёрских жестов.

Критерии оценки:

- Высокий уровень: Понимание обучающимся дирижёрских жестов, исполнение мелодии любым предложенным штрихом.

- Средний уровень: Обучающийся понимает дирижёрский жест, но допускает незначительные ошибки во время исполнения мелодии.

- Низкий уровень: Обучающийся исполняет мелодию нужным штрихом только по словесному объяснению и демонстрационного показа педагогом. Дирижёрский жест не понимает.

Тема 5. Правильная дикция и артикуляция.

Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни современного композитора по одному, дуэтом или небольшим ансамблем, обращая внимание на качество интонирования, дикцию и артикуляцию.

Критерии оценки:

- Высокий уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции. Соблюдает правила во время пения. Чисто интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.

- Средний уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции. Соблюдает правила во время пения, но иногда допускает ошибки. Чисто интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.

- Низкий уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции, но не умеет использовать теоретические знания на практике. Неточно интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.

Тема 6. Формирование исполнения.

Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни современного композитора группой, обращая внимание на качество интонирования соблюдение ансамбля в хоре.

Критерии оценки:

- Высокий уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию. Чистое унисонное интонирование в любых темпах и ладах со сложным ритмическим рисунком. Исполняют несложные двухголосные песни без сопровождения. Знают и соблюдают основы цепного дыхания.

- Средний уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию, но иногда допускают ошибки. Чистое унисонное интонирование в умеренном темпе. Исполняют несложные двухголосные песни, с незначительной гармонической поддержкой аккомпанемента. Знают и соблюдают основы цепного дыхания.

- Низкий уровень: Обучающиеся допускают ошибки при пении. Отсутствует унисонное интонирование мелодии. Исполняют лёгкие двухголосные песни только с гармонической поддержкой аккомпанемента. При пении песни не соблюдают основы цепного дыхания.

Тема 7. Формирование сценической культуры. Работа над образом.

Задание: Исполнение (пение) песни современного композитора ансамблем, обращая внимание на качество интонирования, умения донести образ до слушателей, умения держаться на сцене.

Критерии оценки:

- Высокий уровень: Чистое интонирование мелодии, пение в характере песни. Уверенная манера поведения на сцене, умение выполнять несложные движения под музыку. Умение держать микрофон без рекомендаций педагога. В завершении песни-поклон.

- Средний уровень: Чистое интонирование мелодии. Во время пения отводит микрофон от губ, на сцене держится скованно. Движения под музыку забывает. В конце пения выполняет поклон только после напоминания педагогом.

- Низкий уровень: Чистое интонирование мелодии. Во время пения с микрофоном обучающийся забывает текст песни, убирает микрофон от губ. Движения под музыку не выполняет. Поёт не в образе музыкального произведения. В конце пения не кланяется, а поспешно уходит со сцены.

Второй год обучения

Тема 1. Организационное занятие.

Задание: Спеть любую распевку, попевку, выполнить дыхательное упражнение, обращая внимание на качество интонирования, знание мелодии и текста распевок, попевок и дыхательных упражнений.

Критерии оценки:

- Высокий уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и дыхательных упражнений. Внимательное пение, способность улучшить качество пения. Лёгкость в исполнении попевок, распевок. Умение исполнить распевку в быстром темпе.

- Средний уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и дыхательных упражнений. Не всегда понимает, как можно улучшить качество пения. Трудности в исполнении распевки в быстром темпе.

- Низкий уровень: Обучающийся не знает мелодию и текст распевок, попевок. Поёт неуверенно. Исполняет попевки и распевки только по партитуре. Правильно выполняет дыхательные упражнения.

Тема 2. Певческая установка. Певческое дыхание. Цепное дыхание.

Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни современного композитора по одному или дуэтом, обращая внимание певческую установку, качество интонирования и используемый вид дыхания.

Критерии оценки:

- Высокий уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся использует диафрагмальное дыхание, умеет использовать цепное дыхание (при пении дуэтом, группой). Дышит между фразами, не разрывая слова. Дыхание спокойное. Обучающийся рассчитывает певческое дыхание на длинную фразу.

- Средний уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся использует диафрагмальное дыхание только в начале пения, а далее использует только грудное. Умеет использовать цепное дыхание (при пении небольшим ансамблем, в группе). Дышит между фразами, но не всегда дыхания хватает на длинную фразу.

- Низкий уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся использует только грудное дыхание. Берёт дыхание только на небольшую фразу. Не умеет рассчитывать дыхание на длинную музыкальную фразу. Во время цепного дыхания дышит одновременно с другим певцом (хористом).

Тема 3. Музыкальный звук. Высота звука. Основы чистого интонирования. Унисон.

Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни современного композитора по одному и дуэтом (пение в унисон), обращая внимание на качество интонирования и умение петь в унисон.

Критерии оценки:

- Высокий уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание основы чистого унисона и умелое пение унисона в дуэте и в ансамбле.

- Средний уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание основы чистого унисона, но неточное пение в унисон.

- Низкий уровень: Чистое интонирование только с помощью педагога. Отсутствие унисона.

Тема 4. Основные правила звуковедения. Виды штрихов и дирижёрские жесты.

Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни современного композитора по одному, обращая внимание на качество интонирования, использования обучающимся штрихов и понимания певцом дирижёрских жестов.

Критерии оценки:

- Высокий уровень: Понимание обучающимся дирижёрских жестов, исполнение мелодии любым предложенным штрихом.

- Средний уровень: Обучающийся понимает дирижёрский жест, но допускает незначительные ошибки во время исполнения мелодии.

- Низкий уровень: Обучающийся исполняет мелодию нужным штрихом только по словесному объяснению и демонстрационного показа педагогом. Дирижёрский жест не понимает.

Тема 5. Правильная дикция и артикуляция в детском хоре.

Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни современного композитора по одному, дуэтом или небольшим ансамблем, обращая внимание на качество интонирования, дикцию и артикуляцию.

Критерии оценки:

- Высокий уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции. Соблюдает правила во время пения. Чисто интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.

- Средний уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции. Соблюдает правила во время пения, но иногда допускает ошибки. Чисто интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.

- Низкий уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции, но не умеет использовать теоретические знания на практике. Неточно интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.

Тема 6. Формирование чувства ансамбля.

Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни современного композитора ансамблем, обращая внимание на качество интонирования соблюдение ансамбля в хоре.

Критерии оценки:

- Высокий уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию. Чистое унисонное интонирование в любых темпах и ладах со сложным ритмическим рисунком. Исполняют несложные двухголосные песни без сопровождения. Знают и соблюдают основы цепного дыхания.

- Средний уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию, но иногда допускают ошибки. Чистое унисонное интонирование в умеренном темпе. Исполняют несложные двухголосные песни, с незначительной гармонической поддержкой аккомпанемента. Знают и соблюдают основы цепного дыхания.

- Низкий уровень: Обучающиеся допускают ошибки при пении. Отсутствует унисонное интонирование мелодии. Исполняют лёгкие двухголосные песни только с гармонической поддержкой аккомпанемента. При пении песни не соблюдают основы цепного дыхания.

Тема 7. Формирование сценической культуры. Работа над образом.

Задание: Исполнение (пение) песни современного композитора ансамблем, обращая внимание на качество интонирования, умения донести образ до слушателей, умения держаться на сцене.

Критерии оценки:

- Высокий уровень: Чистое интонирование мелодии, пение в характере песни. Уверенная манера поведения на сцене, умение выполнять несложные движения под музыку. Умение держать микрофон без рекомендаций педагога. В завершении песни-поклон.

- Средний уровень: Чистое интонирование мелодии. Во время пения отводит микрофон от губ, на сцене держится скованно. Движения под музыку забывает. В конце пения выполняет поклон только после напоминания педагогом.

- Низкий уровень: Чистое интонирование мелодии. Во время пения с микрофоном обучающийся забывает текст песни, убирает микрофон от губ. Движения под музыку не выполняет. Поёт не в образе музыкального произведения. В конце пения не кланяется, а поспешно уходит со сцены.

Третий год обучения.

Тема 1. Организационное занятие.

Задание: Спеть любое знакомое вокальное упражнение, выполнить дыхательное упражнение, обращая внимание на качество интонирования, знание мелодии и текста вокальных упражнений и дыхательных упражнений.

Критерии оценки:

- Высокий уровень: Знание мелодии и текста вокальных упражнений и дыхательных упражнений. Внимательное пение, способность улучшить качество пения. Лёгкость в исполнении вокальных упражнений. Умение исполнить распевку в быстром темпе.

- Средний уровень: Знание мелодии и текста вокальных упражнений и дыхательных упражнений. Не всегда понимает, как можно улучшить качество пения. Трудности в исполнении вокального упражнения в быстром темпе.

- Низкий уровень: Обучающийся не знает мелодию и текст вокальных упражнений. Поёт неуверенно. Исполняет вокальные упражнения только по партитуре. Правильно выполняет дыхательные упражнения.

Тема 2. Певческая установка. Певческое дыхание. Цепное дыхание.

Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни современного композитора по одному или дуэтом, обращая внимание певческую установку, качество интонирования и используемый вид дыхания.

Критерии оценки:

- Высокий уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся использует диафрагмальное дыхание, умеет использовать цепное дыхание (при пении дуэтом, группой). Дышит между фразами, не разрывая слова. Дыхание спокойное. Обучающийся рассчитывает певческое дыхание на длинную фразу.

- Средний уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся использует диафрагмальное дыхание только в начале пения, а далее использует только грудное. Умеет использовать цепное дыхание (при пении небольшим ансамблем, в группе). Дышит между фразами, но не всегда дыхания хватает на длинную фразу.

- Низкий уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся использует только грудное дыхание. Берёт дыхание только на небольшую фразу. Не умеет рассчитывать дыхание на длинную музыкальную фразу. Во время цепного дыхания дышит одновременно с другим певцом (хористом).

Тема 3. Музыкальный звук. Высота звука. Основы чистого интонирования. Унисон.

Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни по одному и дуэтом (пение в унисон), обращая внимание на качество интонирования и умение петь в унисон.

Критерии оценки:

- Высокий уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание основы чистого унисона и умелое пение унисона в дуэте и в ансамбле.

- Средний уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание основы чистого унисона, но неточное пение в унисон.

- Низкий уровень: Чистое интонирование только с помощью педагога. Отсутствие унисона.

Тема 4. Основные правила звуковедения. Виды штрихов и дирижёрские жесты.

Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни современного композитора по одному, обращая внимание на качество интонирования, использования обучающимся штрихов и понимания певцом дирижёрских жестов.

Критерии оценки:

- Высокий уровень: Понимание обучающимся дирижёрских жестов, исполнение мелодии любым предложенным штрихом.

- Средний уровень: Обучающийся понимает дирижёрский жест, но допускает незначительные ошибки во время исполнения мелодии.

- Низкий уровень: Обучающийся исполняет мелодию нужным штрихом только по словесному объяснению и демонстрационного показа педагогом. Дирижёрский жест не понимает.

Тема 5. Правильная дикция и артикуляция в детском хоре.

Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни современного композитора по одному, дуэтом или небольшой группой, обращая внимание на качество интонирования, дикцию и артикуляцию.

Критерии оценки:

- Высокий уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции. Соблюдает правила во время пения. Чисто интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.

- Средний уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции. Соблюдает правила во время пения, но иногда допускает ошибки. Чисто интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.

- Низкий уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции, но не умеет использовать теоретические знания на практике. Неточно интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.

Тема 6. Формирование чувства ансамбля.

Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни современного композитора группой, обращая внимание на качество интонирования соблюдение ансамбля в хоре.

Критерии оценки:

- Высокий уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию. Чистое унисонное интонирование в любых темпах и ладах со сложным ритмическим рисунком. Исполняют несложные двухголосные песни без сопровождения. Знают и соблюдают основы цепного дыхания.

- Средний уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию, но иногда допускают ошибки. Чистое унисонное интонирование в умеренном темпе. Исполняют несложные двухголосные песни, с незначительной гармонической поддержкой аккомпанемента. Знают и соблюдают основы цепного дыхания.

- Низкий уровень: Обучающиеся допускают ошибки при пении. Отсутствует унисонное интонирование мелодии. Исполняют лёгкие двухголосные песни только с гармонической поддержкой аккомпанемента. При пении песни не соблюдают основы цепного дыхания.

Тема 7. Формирование сценической культуры. Работа над образом.

Задание: Исполнение (пение) песни современного композитора ансамблем, обращая внимание на качество интонирования, умения донести образ до слушателей, умения держаться на сцене.

Критерии оценки:

- Высокий уровень: Чистое интонирование мелодии, пение в характере песни. Уверенная манера поведения на сцене, умение выполнять несложные движения под музыку. Умение держать микрофон без рекомендаций педагога. В завершении песни-поклон.

- Средний уровень: Чистое интонирование мелодии. Во время пения отводит микрофон от губ, на сцене держится скованно. Движения под музыку забывает. В конце пения выполняет поклон только после напоминания педагогом.

- Низкий уровень: Чистое интонирование мелодии. Во время пения с микрофоном обучающийся забывает текст песни, убирает микрофон от губ. Движения под музыку не выполняет. Поёт не в образе музыкального произведения. В конце пения не кланяется, а поспешно уходит со сцены.


2.4 Методические материалы


Применяются следующие методы обучения:

  • Словесные методы обучения (устное изложение, беседа, анализ текста, структуры музыкального произведения)

  • Наглядные методы обучения (показ видео и прослушивание аудио материалов, просмотр иллюстраций; посещение концертов, конкурсов, фестивалей, исполнение педагогом)

  • Практические методы обучения (вокально - тренировочные упражнения, слушание музыки, разбор произведения, постановка номера, групповые и индивидуальные выступления)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:

1. Объяснительно – иллюстративный метод обучения. При таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию.

2. Репродуктивный метод обучения. В этом случае обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

3. Частично – поисковый метод обучения. Участие детей в коллективном поиске.

4. Исследовательский метод обучения. Овладение обучающимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы.

Инновационные технологии:

  • Мониторинг интеллектуального развития. Анализ и диагностика качества обучения каждого обучающегося при помощи педагогического наблюдения и построения графика динамики успеваемости.

  • Воспитательные технологии. Реализуются в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях различных тематик, совместная работа с участниками других коллективов и др.

  • Дидактические технологии как условие развития учебного процесса. Это самостоятельная работа с помощью игры, организации и проведении творческого проекта. Обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, групповые, дифференцированные методы обучения – система «малых групп».

Поскольку компетентностный подход в обучении предполагает усвоение обучающимися не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе, ключевыми образовательными компетенциями будут являться:

- Ценностно-смысловые компетенции, связанные с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение. Данные компетенции предполагают умение обучающегося принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.

- Общекультурные компетенции. Ребенок должен быть осведомлен в области национальной и общечеловеческой культуры (духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций).

- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. Обладая данными компетенциями, обучающийся научится ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; описывать результаты, формулировать выводы.

- Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.

- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

- Здоровьесберегающие компетенции. Обучающийся должен знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.

Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала с визуальной демонстрацией, а также практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления информации в виде вокально – хоровой работы.

Основная часть занятий проводится в игровой форме. В игре поведение детей приобретает социальное значение, создаются условия для снятия различных зажимов и для эстетического и духовного развития личности.

Важными методами изучения и освоения представленной Программы являются:

  • метод общения и обучающих игр;

  • метод импровизации;

  • метод конкуренции среди обучающихся.

  • метод повторности материала;

  • метод урока – тренировки.

Среди известных методических приемов для развития слуха и голоса можно выделить следующие:

Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:

- слуховое сосредоточение и вслушивание в показ педагога с целью последующего анализа услышанного;

- сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;

- введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта обучающихся;

- использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма;

- повторения отдельных звуков за инструментом для того, чтобы научиться выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;

- подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голосу педагога или группы обучающихся с наиболее развитым слухом;

- пение «по цепочке»;

- моделирование высоты звука движениями руки;

- отражение направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;

- настройка на тональность перед началом пения;

- задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, что заставляет обучающихся сосредоточивать слуховое внимание;

- выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;

- в процессе разучивания произведения смена тональности с целью поиска наиболее удобной для обучающихся, где их голоса звучат наилучшим образом;

- письменные и устные задания на анализ вокального исполнения;

Важно так же на занятиях продумать рассадку обучающихся с учётом индивидуальных особенностей. Это необходимо для развития чистоты интонирования. Не чисто интонирующие, садятся между двумя детьми точно исполняющих мелодию, а также в первом ряду, для постоянного контроля педагога.

В работе над развитием музыкальных способностей обучающихся большое внимание уделяется распеванию и разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, ладотонального слуха, чувство тяготения к тонике, чувство ритма, дикции, артикуляции и мимике, тембрового слуха дыхания.

Также вокальная группа способствует расширению кругозора обучающихся с помощью экскурсий в музей, посещений концертов, выставок, праздников и пр.

Особенностью работы по данной программе является то, что особое внимание уделяется постановке голоса у обучающихся с не выявленными или неяркими музыкальными и вокальными данными, достигая определенных положительных результатов.

Для реализации программы подготовлен дидактический и информационный материал:

  • аудио, видеозаписи выступлений выдающихся инструментальных и вокальных коллективов, музыкантов различных эпох и стилевых направлений;

  • ноты изучаемых музыкальных произведений;

  • видео презентации по темам: «Строение голосового аппарата», «Музыкальная грамота», «Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой», «Свет. Виды сценического света»;

  • аудиотека плюсовых и минусовых фонограмм надлежащего качества;

  • музыкально-дидактический материал: нотные тетради, нотные карточки;

  • отпечатанная дыхательная гимнастика А. Стрельниковой;

  • наличие достаточного количества отпечатанных текстов песен;

  • тренажеры для дыхательной гимнастики;

  • музыкально-дидактические игры;

  • картотеки распевок, скороговорок;

  • иллюстрационный материал.


2.5 Список литературы


Список литературы для педагога:

  1. Апраскина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». М. 1983.

  2. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. – М, 2001.

  3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. –М, 2007.

  4. Бархатова И. Б. Гигиена голоса для певцов. – СПб, 2015

  5. Билль А.М. Чистый голос (нотное приложение)

  6. Бернстайн Л. Мир джаза. – М., 1983.

  7. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991.

  8. «Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская методика постановка и развитие диапазона певческого голоса. / Н.Г. Юренева-Княжинская. М:.2008.

  9. Гончарова О.В., Богачинская Ю.С. «Теория и методика музыкального воспитания». –М, 2014.

  10. Далецкий О. Н. «О пении» –М, 2006.

  11. Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов» –М, 2007.

  12. Дмитриев. Л. «Голосовой аппарат певца. Наглядное пособие». –М, 2004.

  13. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М. 1968.

  14. Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению»

  15. «Как научится петь» -М, 2002.

  16. Кампус Э. О мюзикле. – М., 1983.

  17. Коллиер Дж.Л. Становление джаза. –М., 1984.

  18. Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006.

  19. Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе» - М. 1964.

  20. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. М. 1997.

  21. Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» - М.-Л. 1967.

  22. Мархасев Л. В легком жанре. – Л., 1984.

  23. Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». – М. «Просвещение», 1987.

  24. Методика «Дыхание по Стрельниковой»: Учеб. пособие для студентов. — М.: Айрис-пресс,2007.

  25. Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов. — М.: Айрис-пресс, 2007.

  26. Музыкальное образование в школе. Учебное пособие для студентов. муз. фак. и отд. высш. и средн. пед. учеб. заведений. / Л.В.Школяр.,М.: Изд. центр «Академия», 2007.

  27. Павлищева О.П. «Высокая позиция звука» М. 1998.

  28. Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием». М. 1999.

  29. Пекерская Е. М. «Вокальный букварь». М. 1996.

  30. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. –М, 2000.

  31. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М.: Айрис-пресс,2007.

  32. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М. Айрис-пресс,2007.

  33. Риггз С. «Пойте как звезды». (Состоит из 2-х частей). –СПб, 2007.

  34. Риггз С. «30 уроков вокала. Аудиокнига» - 2003.

  35. Ровнер В. «Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано». – СПб, 2006.

  36. Садников В.И. «Орфоэпия в пении». – М. «Просвещение», 1958.

  37. Сарждент У. Джаз: генезис. Музыкальный язык. Эстетика. – М., 1987.

  38. Сокольская Е. «Практическая школа эстрадно-джазового пения» - Ярославль, 2010.

  39. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика /электронная книга. М. 2011.

  40. Струве Г.А. «Школьный хор» М. «Просвещение», 1981.

  41. Уварова Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. – М., 1983.

  42. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н –М, 2000.

Список литературы для обучающихся и родителей:

  1. Аркадьев П. Четверо из Ливерпуля. – Клуб и самодеятельность, 1980.

  2. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь копмозиторов. – Л.: Музыка, 1987.

  3. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1.– М.: Музыка, 1978.

  4. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов.композитор, 1986.

  5. Певческая азбука / Алексеева Л., Голубева Е. – М., Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 2003.

  6. Светличная Л. Сказка о музыке: обучение нотной грамоте в детском саду и начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

  7. Сохор А. О массовой музыке. – Л., 1980.

  8. Троицкий А. Феномен «диско». – 1977.

  9. Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1976.

Репертуарные сборники:

  1. «Всё в порядке». Шуточные детские песни в сопровождении фортепиано.М. 1978.

  2. «Гусельки». Песни и стихи для младшего школьного возраста. Выпуск 14. М.1978.

  3. «Детям нужен мир». М. 1982.

  4. «Дружат дети всей земли». М. 1981.

  5. «Здравствуй песня». Выпуск 20. М. 1976.

  6. «Мальчишки – девчонки». Составитель Е. Клянова. Л. 1977г; вып. 2. Л. 1978.

  7. «Мама дорогая» Составитель Е. Кузьминова М. 1978.

  8. «Пойте с нами». Песни для детей младшего школьного возраста. М. 1976.

  9. Бойко Р.Г. «Детские песни без сопровождения». М. 1974.

  10. Бойко Р.Г. «Песни для детей». М. 1982.

  11. Бьется в тесной печурке огонь: песни, рожденные Великой Отечественной / сост. Г. А. Егорова. – М.: Профиздат, 1995.

  12. Волков В. И. «Гори, гори ясно». Песни для детей младшего возраста. М. 1980.

  13. Елецкий, Э. В. Лучше нет родного края. – Волгоград, 2005.

  14. Кабалевский Д. Б. «Песни для детей и юношества». М. 1977, 1978.

  15. Кабалевский Д.Б. «Прекрасное пробуждает доброе». М. 1976.

  16. Ладов А. «Детские песни для голоса с фортепиано» М. 1978.

  17. Назарова Т. Б. Песни для детей. М. 1973.

  18. Народные песни. Обработка и переложение А. Юрлова. М. 1977.

  19. Ножкин, М. И. Люблю тебя, Россия! – М.: Музыка, 1986.

  20. Петров А. П. «Пять весёлых песен для детей». М. 1973.

  21. Петрушин, В.И. Слушай, пой, играй. М.: Владос, 2000.

  22. Раухвергер М.Р. «Забавные песенки» Для среднего и старшего школьного возраста.

  23. Родионов, В. А. Слова души и ноты сердца: песни – Чугуев: изд-во «III тысячелетие», 2004.

Список интернет – ресурсов:

  1. http://www.mp3sort.com

  2. http://s-f- k.forum2x2.ru/index.htm

  3. http://forums.minus-fanera.com/index.php

  4. http://alekseev.numi.ru /

  5. http://talismanst.narod.ru /

  6. http://www.rodniki-studio.ru /

  7. http://www.a- pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

  8. http://www.lastbell.ru/pesni.html

  9. http://www.fonogramm.net/songs/14818

  10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm

  11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index /

  12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru /?lzh1ed

  13. http://www.notomania.ru/view.php ?id=207

  14. http://notes.tarakanov.net /

  15. http://irina- music.ucoz.ru/load

  16. Сайт «Академия занимательных искусств. Музыка». Режим доступа: http://music-fantasy.ru/materials/akademiya-zanimatelnyh-iskusstv-muzyka

  17. Сайт «Джаз-портал». Режим доступа: http://jazz-jazz.ru

  18. Сайт «Планета джаза». Режим доступа: http://www.jazzpla.net/

  19. Сайт «Новости блюза». Режим доступа: http://www.bluesnews.ru/





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!