КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ЕФРЕМОВ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА»
ПРИНЯТА С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА ОТ 31 АВГУСТА 2023 г. Протокол №5 | УТВЕРЖДАЮ: ДИРЕКТОР МБУДО «ДДЮТ» _____________________ В.В. ГЛАДКИХ ПРИКАЗ №78-осн. от 31.08.2023 г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Основы баскетбола»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2 ГОДА
УРОВЕНЬ: БАЗОВЫЙ
ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 7-10 ЛЕТ
АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ:
ЕЛИН ДЕНИС ЕВГЕНЬЕВИЧ,
педагог дополнительного
образования
г. Ефремов, 2020
Внутренняя экспертиза дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы баскетбола» проведена «31» августа 2023 года. Ответственный: ______________ Иванова В.В., заведующий методическим отделом муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества».
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1. | Основные характеристики дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. | |
1.1. | Пояснительная записка. | 4 – 8 |
1.2. | Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. | 9– 18 |
2. | Комплекс организационно-педагогических условий. | |
2.1. | Условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. | 16 - 18 |
| Приложение 1. Календарный учебный график. | 19 – 29 |
| Приложение 2. Оценочные материалы. | 30 - 36 |
Раздел №1 Основные характеристики программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы баскетбола» (далее - программа) имеет физкультурно-спортивную направленность.
УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ: базовый.
Программа разработана на основе нормативных правовых документов и иных документов различного уровня:
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепции развития дополнительного образования обучающихся до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р;
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об утверждении»;
Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242;
СП 2.4.3648-20. Санитарно-эпидемиологические требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенических нормативов и требований к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2;
Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» (МБУДО «ДДЮТ»), утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Ефремов от 19.08.2022 №1334;
Локальных актов МБУДО «ДДЮТ».
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ: программа «Основы баскетбола» актуальна, так как занятия баскетболом являются популярным видом спорта, который развивает физическую выносливость, координацию движений, способствуют не только физическому развитию, но и формированию важных социальных и моральных качеств.
В процессе освоения программы обучающиеся учатся работать в команде, сотрудничать, общаться и разрешать конфликты. Программа помогает осознать, что только через усилия и самоотверженность можно достичь успеха в жизни.
НОВИЗНА программы заключается в том, что в процессе обучения используются современные тактические действия и приемы, помогающие быстро принимать решения на основе текущей ситуации на игровой площадке. Такие приемы повышают уровень командной игры, учат анализировать и предвидеть ходы соперников, осознавать важность сотрудничества, поддержку других участников команды, давая наилучшие результаты.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОГРАММЫ обусловлена созданием педагогических условий, которые способствуют повышению мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Педагог дополнительного образования активно поддерживает и поощряет обучающихся, учитывает индивидуальные особенности каждого, включает их в процесс принятия решений, таких как выбор типа тренировок или участие в соревнованиях.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ заключаются во внедрении в процесс обучения активной психологической и социально-коммуникативной поддержки обучающихся.
В ходе освоения программы обучающиеся приобретут не только простейшие умения обращения с мячом, возможность развития координационных способностей, ориентирования в пространстве, быстроты реакций, точности дифференцирования, но научатся командному взаимодействию, уважению к соперникам, арбитрам, а также соблюдению правил соревнований.
Программа основана на комплексном подходе, который включает разностороннее развитие обучающихся: техническое обучение (дриблинг, пасы, броски, защита), тактическую подготовку (работа в атаке и обороне, командная игра) и физическую подготовку (выносливость, координация, сила). Комплексный подход также закладывает основы здорового образа жизни, воспитывая у детей любовь к спорту и активному образу жизни.
АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ: обучающиеся 7-10 лет.
Обучающиеся данного возраста наиболее активны и подвижны, их двигательные навыки развиваются, позволяя успешно овладевать разнообразными видами физической активности.
В этом возрасте дети находятся в оптимальном периоде для освоения базовых навыков игры в баскетбол. Занятия адаптированы под их способности и интересы, что позволяет эффективно усваивать умения и радоваться результатам.
Прием обучающихся осуществляется на основании заявления о приеме на обучение в МБУДО «ДДЮТ», подаваемого родителями (законными представителями) обучающегося, не достигшего возраста 14 лет, и медицинской справки о допуске к занятиям. Количество обучающихся в группе не более 15 человек.
ОБЪЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 288 часов, по 144 часа ежегодно.
СРОК ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ: 2 года.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: очная.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: основной формой обучения является групповое занятие, которое предусматривает сочетание инструктажа и тактики с активными игровыми упражнениями. Акцент делается на развитии координации, выносливости и гибкости, уделяется внимание развитию концентрации, стрессоустойчивости и командного духа.
В образовательном процессе применяются следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический, игровой. Используются электронные образовательные ресурсы сети Интернет, не противоречащие нормам этики и морали.
ЯЗЫК ОБУЧЕНИЯ: в МБУДО «ДДЮТ» образовательная деятельность осуществляется на русском языке - государственном языке Российской Федерации согласно части 2 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 занятия (45 минут) с перерывом между занятиями 10 минут.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: физическое и личностное развитие обучающихся, формирование мотивации к занятиям физической культурой посредством игры в баскетбол.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
обучающие:
- изучить правила игры в баскетбол, соревнований, спортивную терминологию в рамках изучаемых тем, основы здорового образа жизни;
- научить базовым навыкам игры: дриблинг, пасы, броски, защита;
- овладеть техникой и тактикой игры в баскетбол.
Развивающие:
- развить физические качества: координацию, скорость, выносливость;
- формировать навыки соревновательной деятельности и работы в команде.
Воспитательные:
- воспитать взаимоуважение, целеустремленность, ответственность, взаимовыручку, коммуникабельность, самостоятельность и доброжелательность;
- формировать срессоустойивость, уверенность в себе, развивать концентрацию внимания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТАТЫ
Личностные результаты:
- общается и взаимодействует со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи в условиях игровой и соревновательной деятельности;
- работает в команде, оказывать поддержку, принимать решения;
- соблюдает расписание и правила поведения во время задания, осознанно выполняет инструкции педагога дополнительного образования.
Метапредметные результаты:
- сформирована потребность ведения здорового образа жизни и укрепления здоровья, чувство ответственности, навыки планирования и самоорганизации, эффективного общения в команде;
- развита мотивация к занятиям баскетболом, осознанное отношение к физическим нагрузкам.
Предметные результаты:
обучающиеся будут знать/понимать:
- историю возникновения и развития баскетбола в России, правила игры в баскетбол, соревнований, базовые навыки игры: дриблинг, пасы, броски, защита; терминологию, техники и тактики ведения мяча, основы здорового образа жизни.
Обучающиеся будут уметь:
- владеть терминологией баскетбола, техникой и тактикой ведения мяча;
- выполнять комплекс общеразвивающих упражнений для всех групп мышц, легкоатлетические упражнения, разновидности беговых и прыжковых упражнений, виды передач, бросков, ведений мяча в баскетболе;
- применять игровые тактики, разрабатывать стратегии и принимать быстрые решения в игре перемещаться в стойке баскетболиста, правым и левым боком, выполнять остановки прыжком, двумя шагами; совершать повороты вперед, назад, ловлю мяча двумя руками на месте и в движении, прыжком; передачу мяча в парах; ведение мяча в парах, тройках; различные передачи мяча в движении и в стойке
.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Название разделов (блоков) и тем | Количество часов | Форма аттестации /контроля/ |
Всего | Теория | Практика |
1. | Введение в программу | 2 | 1 | 1 | Входной контроль: входное тестирование. |
2. | Техника и тактика игры в баскетбол | 4 | 2 | 2 | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
3. | Общая физическая подготовка | 30 | 4 | 26 | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
4. | Техническая и тактическая подготовка | 40 | 8 | 32 | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
5. | Специальная подготовка | 38 | 8 | 30 | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
6. | Соревновательные упражнения | 28 | 6 | 22 | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
7. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Промежуточная аттестация: тестирование. |
Всего часов: | 144 | 29 | 115 | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Введение в программу (2ч.)
Теория (1ч.) Знакомство с содержанием программы. Влияние физических упражнений на здоровье человека. Форма баскетболиста. Режим дня, гигиена, питание спортсмена. Инструктаж по технике безопасности и охране труда.
Практика (1 ч.) Подвижные игры с элементами баскетбола. Выполнение общеразвивающих упражнений (ОРУ).
Форма контроля: входной контроль: входное тестирование.
Техника и тактика игры в баскетбол (4ч.)
Теория (2 ч.) Олимпийский вид спорта – баскетбол. Баскетбольное поле. Баскетбольный мяч. Правила игры в баскетбол. Разметка баскетбольной площадки. Основы тактических действий. Основы индивидуальных, групповых и командных действий.
Практика (2ч.) Игры на развитие тактических действий. Игры на овладение индивидуальными, групповыми и командными действиями.
Форма контроля: текущий контроль: педагогическое наблюдение.
Общая физическая подготовка (30ч.)
Теория (4ч.) Влияние физических упражнений на организм. Закаливание. Режим дня. Правила выполнения упражнений ОФП. Правила групповых игр.
Практика (26ч.) Строевые упражнения. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для ног. Упражнения для шеи и туловища. Упражнения для всех групп мышц. Легкоатлетические упражнения. Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами. Упражнения с малыми мячами, со скакалкой. Разновидности беговых и прыжковых упражнений. Бег прямолинейный. Бег на короткие дистанции. Круговая тренировка. Челночный бег 3 по 10. Упражнения для мышц пресса. Отжимание, подтягивание. Прыжки в длину с места. Метание мяча в цель. Метание мяча на дальность. Полоса препятствий. Упражнения с использованием гимнастической скамейки. Развитие силы, гибкости, быстроты. Встречные эстафеты. Прыжки через скакалку. Игры с бегом и прыжками. Упражнения с мячами. Игры с мячами. Игры с бегом.
Форма контроля: текущий контроль: педагогическое наблюдение.
Техническая и тактическая подготовка (40ч.)
Теория (8ч.) Профилактика травматизма в спорте. Виды передач, бросков, ведений мяча в баскетболе. Тактика защиты и нападения. Виды прыжков в баскетболе. Комплекс упражнений с мячами, техника владения мячом. Основные правила ведения мяча в баскетболе.
Практика (32ч.) Перемещения в стойке баскетболиста без мяча. Остановка прыжком, остановка двумя шагами. Повороты вперед, назад. Ведение мяча в стойках баскетболиста. Остановка после ведения. Передачи мяча в парах. Остановка после ведения и передача мяча. Ловля мяча двумя руками на месте, в движении, прыжком. Техника ведения мяча. Передачи мяча в парах, в движении. Борьба за мяч. Бросок в кольцо после ведения.
Упражнения без мяча. Виды прыжков без мяча. Передвижение приставными шагами. Остановка прыжком после ускорения. Остановка в один шаг после ускорения. Имитация защитных действий против игрока нападения. Ловля и передача мяча двумя руками от груди, стоя на месте. Ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом вперед. Передача одной рукой от плеча. Передача одной рукой с отскоком от пола. Ловля мяча после полуотскока. Ведение мяча на месте, в движении шагом, в движении бегом. Броски мяча одной рукой в баскетбольный щит с места. Броски мяча двумя руками от груди в баскетбольный щит с места. Броски двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки. Броски двумя руками с места в баскетбольную корзину, с места. Двумя руками в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину с места. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения. Штрафной бросок. Бросок мяча в корзину двумя руками снизу в движении. Бросок мяча одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении. Защитные действия при опеке игрока без мяча. Защитные действия при опеке игрока с мячом. Перехват мяча. Борьба за мяч после отскока от щита.
Форма контроля: текущий контроль: педагогическое наблюдение.
Специальная подготовка (38ч.)
Теория (8 ч.) Развитие физических качеств и способностей для игры в баскетбол. Скоростно-силовые качества баскетболиста. Техника броска и ловли мяча. Техника передачи мяча. Правила ведения мяча.
Практика (30 ч.) Метание мячей различного веса и объема на точность. Удары по летящему мячу. Броски в прыжке с разбега. Упражнения для развития игровой ловкости. Броски мяча в стену и по цели. Ведение мяча с выбиванием у партнера. Комбинированные упражнения.
Упражнения для развития специальной выносливости. Тактические упражнения с различной интенсивностью и различной продолжительностью. Круговая тренировка. Упражнения для развития гибкости. Упражнения с помощью партнера. Упражнения для развития прыгучести.
Форма контроля: текущий контроль: педагогическое наблюдение.
Соревновательные упражнения (28ч.)
Теория (6 ч.) Правила выполнения ОРУ. Правила участия в соревнованиях по баскетболу. Правила участия в эстафетах.
Практика (22ч.) Выполнение упражнений на время. Командные эстафеты. Соревнования по баскетболу по упрощенным правилам.
Форма контроля: текущий контроль: педагогическое наблюдение.
Итоговое занятие (2ч.)
Практика (2ч.) Подведение итогов обучения за год.
Форма контроля: промежуточная аттестация, педагогическая диагностика.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Обучающиеся будут знать/понимать:
- правила игры в баскетбол;
- правила выполнения ОРУ: для рук и плечевого пояса, для ног, для шеи и туловища, комплекса для всех групп мышц;
- правила выполнения легкоатлетических упражнений, общеразвивающих упражнений без предметов, с предметами: малыми мячами, скакалкой;
- разновидности беговых и прыжковых упражнений;
- виды передач, бросков, ведений мяча в баскетболе;
- тактику защиты и нападения;
- технику броска и ловли мяча, передачи мяча;
- правила соревнований по баскетболу.
Обучающиеся будут уметь:
- выполнять ОРУ для рук и плечевого пояса, для ног, для шеи и туловища, комплекса для всех групп мышц;
- выполнять легкоатлетические упражнения, общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами: малыми мячами, скакалкой;
- выполнять: разновидности беговых и прыжковых упражнений, виды передач, бросков, ведений мяча в баскетболе;
- участвовать в командных соревнованиях по баскетболу.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Название разделов (блоков) и тем | Количество часов | Форма аттестации /контроля/ |
Всего | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
2. | История и развитие баскетбола | 4 | 2 | 2 | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
3. | Общая физическая подготовка | 20 | 4 | 16 | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
4. | Техническая и тактическая подготовка | 58 | 10 | 48 | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
5. | Специальная подготовка | 30 | 8 | 22 | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
6. | Соревновательные упражнения | 28 | 6 | 22 | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
7. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Итоговая оценка качества освоения программы: педагогическая диагностика, мониторинг личностного роста обучающихся |
Всего часов: | 144 | 31 | 113 | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Вводное занятие (2ч.)
Теория (1ч.) Знакомство с содержанием программы 2 года обучения. Инструктаж по технике безопасности и охране труда.
Практика (1ч.) Подвижные игры с элементами баскетбола.
Форма контроля: текущий контроль: педагогическое наблюдение.
История и развитие баскетбола (4ч.)
Теория (2ч.) Развитие баскетбола и спорта в России. Судейство в баскетболе. Федерации баскетбола. Баскетбольный глоссарий.
Практика (2ч.) Игры на развитие тактического мышления. Игры-кроссворды по теме «Мир баскетбола».
Форма контроля: текущий контроль: педагогическое наблюдение.
Общая физическая подготовка (20ч.)
Теория (4ч.) Влияние физических упражнений на здоровье человека. Особенности общей физической подготовки баскетболиста. Физическая нагрузка баскетболиста. Правильное питание и ЗОЖ.
Практика (16ч.) Упражнения с набивными мячами. Упражнения со скакалками. Разновидности беговых и прыжковых упражнений. Подвижные игры с элементами ОРУ. Кувырки, стойки, перекаты, перевороты. ОРУ с мячами. Бег прямолинейный. Прыжки и разновидности прыжков. Упражнения с мячом через препятствие. Бег на короткие дистанции. Полоса препятствий. Круговая тренировка. Челночный бег 3 по 10. Упражнения для мышц пресса. Отжимание, подтягивание. Прыжки в длину с места. Метание мяча в цель. Метание мяча на дальность. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения с использованием гимнастической скамейки. Развитие силы, гибкости, быстроты. Прыжки через скакалку. Игры с бегом и прыжками. Упражнения с мячами. Игры с мячами. Игры с бегом. Эстафеты.
Форма контроля: текущий контроль: педагогическое наблюдение.
Техническая и тактическая подготовка (58ч.)
Теория(10ч.) Физические способности и физическая подготовка. Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте. Виды защиты в баскетболе. Расстановка игроков в защите. Нравственные и волевые качества баскетболиста. Правила поведения в спортивном зале и на спортплощадке. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Тактика игры в баскетбол. Специальная физическая подготовка баскетболиста.
Практика (48ч.) Перемещения в стойке. Передвижение правым, левым боком. Остановка в два шага после ускорения. Ведение в стойках. Остановка прыжком, остановка двумя шагами. Повороты вперед, назад. Ловля мяча двумя руками на месте, в движении, прыжком. Передачи мяча в парах. Ведение мяча в парах, тройках. Передачи мяча в движении после ведения. Передача и ловля мяча одной, двумя руками. Передачи мяча на дальность. Ведение мяча различными способами. Броски мяча в корзину различными способами. Броски мяча в корзину после ведения. Ведение по дугам, кругам. Перемещения в стойке баскетболиста, остановки, двойной шаг. Имитация действий атаки против игрока защиты. Ловля высоко летящего мяча. Ловля катящегося мяча стоя на месте. Ловля катящегося мяча в движении. Ведение шагом и бегом поочередно левой, правой рукой. Игровые упражнения в тройках. Противодействие первому движению нападающего. Сближение с нападающим. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. Упражнения для развития ловкости баскетболиста. Упражнение «Мяч в кругу». Упражнение «Один против двух». Добивание при подбрасывании мяча. Передача мяча в щит. Бросок. Подбор и добивание в корзину. Игра мини-баскетбол. Тактика игры в защите и нападении. Быстрый прорыв. Командные действия в защите. Командные действия в нападении. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
Форма контроля: текущий контроль: педагогическое наблюдение.
Специальная подготовка (30ч.)
Теория (8ч.) Профилактика травматизма в баскетболе. Техника броска и ловли мяча. Техника передачи мяча. Виды финтов. Правила защиты и атаки. Правила владения мячом в игре.
Практика (22ч.) Повороты налево, направо в движении. Остановка, поворот и движение в обратном направлении. Остановка после ведения. Поворот на 270 градусов, финт на поворот в обратном направлении и проход на полной скорости.
Работа ног при игре в защите. Проход вдоль лицевой линии с поворотом. Прыжковые движения в атаке. Прыжковые движения при броске в кольцо. Прыжковые движения при передаче мяча. Обманные движения. Бег спиной вперед с передачей мяча. Финты ногам, перемещение с мячом по заданию. Перемещение с мячом в заданном направлении, остановка кругом и движении в обратном направлении. Ведение двумя мячами. Ведение с жонглированием. Ведение двумя мячами с изменением направления. Ведение двумя мячами спиной вперед. Проход вдоль лицевой линии с поворотом.
Соревновательные упражнения (28ч.)
Теория (6ч.) Правила командных эстафет. Правила участия в соревнованиях. Правила участия в командных играх. Профилактика травматизма в баскетболе.
Практика (22ч.) Командные эстафеты. Выполнение упражнений на время. Соревнования по подвижным играм. Соревнования по командам. Игра «4 передачи». Учебная игра.
Форма контроля: текущий контроль: педагогическое наблюдение.
Итоговое занятие (2ч.)
Практика (2ч.) Подведение итогов обучения за год.
Форма контроля: итоговая оценка качества освоения программы: педагогическая диагностика, мониторинг личностного роста обучающихся.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Обучающиеся будут знать/понимать:
основы знаний по физической культуре;
учебные нормативы;
технику и тактику игры в баскетбол;
влияние физических упражнений на организм, особенности общей физической подготовки баскетболиста;
виды защиты и правила расстановки игроков в защите;
виды финтов.
Обучающиеся будут уметь:
выполнять упражнения с набивными мячами, со скакалками, беговые и прыжковые упражнения, кувырки, стойки, перекаты, перевороты, ОРУ с мячами, различные виды бега и прыжков;
перемещаться в стойке баскетболиста, правым и левым боком, выполнять остановки прыжком, двумя шагами;
совершать повороты вперед, назад, ловлю мяча двумя руками на месте и в движении, прыжком; передачу мяча в парах; ведение мяча в парах, тройках; различные передачи мяча в движении и в стойке;
участвовать в командных эстафетах, соревнованиях.
РАЗДЕЛ №2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение: образовательный процесс ведёт педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», прошедший курсы переподготовки по должности «Педагог дополнительного образования».
Календарный учебный график (Приложение №1).
Материально – техническое обеспечение.
Учебные занятия проводятся в спортивном зале или на баскетбольной площадке.
Для реализации программы необходима материально-техническая база, соответствующая санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда, включающая в себя: баскетбольные щиты, мячи, скакалки, обручи, стойки, гимнастические скамейки.
Информационное обеспечение – видео, фото, интернет источники.
4. Техника безопасности:
- два раза в год проводятся беседы по технике безопасности и правилам поведения при пожаре, массовых мероприятиях;
- перед каждым занятием проводятся беседы по технике безопасности во время тренировочных упражнений, участия в играх;
- ежемесячно проводятся беседы по правилам поведения на спортивных площадках;
- проводятся инструктаж о правилах дорожного движения, если группа идет, едет на экскурсию, мероприятие, соревнование.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (КОНТРОЛЯ)
Оценка качества освоения программы включает формы аттестации: входной контроль, текущий контроль, промежуточную аттестацию и итоговую оценку качества освоения программы.
Входной контроль проводится в период с 1 по 15 сентября 1 года обучения в форме входного тестирования.
Текущий контроль проходит в течение всего срока реализации программы в форме педагогического наблюдения за техникой и тактикой выполнения заданий и упражнений.
Промежуточная аттестация проводится в период с 15 про 28 апреля в форме тестирования.
Итоговая оценка качества освоения программы проходит в период с 15 про 25 мая в форме педагогической диагностики и мониторинга личностного роста обучающихся.
По итогам проведения входного контроля, промежуточной аттестации и итоговой оценки качества освоения программы составляется карта динамики (диагностическая карта).
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОГРАММЕ (Приложение № 2).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Раздел или тема программы | Форма занятий | Приемы и методы организации образовательной деятельности (в рамках занятия) | Дидактический материал | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1. | Введение в программу Вводное занятие | Беседа. | Словесные, практические. | Видеофильмы, презентации. | Ноутбук, мультимедийная установка. | Входной контроль: входное тестирование. |
2. | Теоретические сведения. | Занятие-беседа | Наглядные, словесные. | Видеофильмы, презентации. | Ноутбук, мультимедийная установка. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
3. | Общая физическая подготовка. | Практические тренировочные и игровые занятия. | Наглядные, словесные, практические, игровые. | Видеофильмы, презентации. | Музыкальный центр, спортивный инвентарь: маты, спортивные коврики, детские гантели, стрейчленты, скакалки, мячи. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
4. | Техническая и тактическая подготовка. | Тренировочное занятие | Наглядные, словесные, практические, игровые, методы упражнений. | Видеофильмы, презентации. | Музыкальный центр, спортивный инвентарь: мячи, беговые дорожки, игровые лабиринты, игровые полосы препятствий. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
5. | Специальная подготовка. | Тренировочное занятие | Наглядные, словесные, практические. | Видеофильмы, презентации. | Спортивный инвентарь: баскетбольные сетки-кольца, мячи. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
6. | Соревновательные упражнения. | Практическое занятие | Словесные, практические, игровые. | Видеофильмы, презентации. | Спортивный инвентарь: баскетбольные сетки-кольца, мячи. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
7. | Итоговое занятие. | Практическое занятие | Практические. | Видеофильмы, презентации. | Спортивный инвентарь: баскетбольные сетки-кольца, мячи. | Промежуточная аттестация: педагогическая диагностика. Итоговая оценка качества освоения программы: педагогическая диагностика. |
Электронно-образовательные ресурсы
Сообщество учителей физической культуры на портале «Сеть творческих учителей» http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=22924&tmpl=com
Сайт учителей физкультуры https://fizkulturana5.ru/Basketbol.html
Стань лучшим тренером https://newbasket.ru/
Союз тренеров по баскетболу https://союзтренеров.рф/
Литература для тренира баскетбола https://russiabasket.ru/downloadbooks
Тренировка по баскетболу https://fitnes-m.ru/programs/trenirovka-po-basketbolu-uprazhneniya
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Используемая литература для педагога:
Нестеровский Д.И. Баскетбол: теория и методика обучения. М. Академия, 2018. - 336 с.
Овчинников В.П. Теория и методика избранного вида спорта: баскетбол. Санкт-Питербург Лань, 2023. – 180 с.
Андрей Килиренко Тактика баскетбола. М.: PressPass, 2021. 305 с.
Лепешкин В.А. Подвижные и учебные игры. Советский спорт, 2013. - 98 с.
Пайе Баррел, Пайе Патрик, Баскетбол для юниоров. 110 упражнений от простых до сложных», ТВТ Дивизион, 2008. - 352 с.
Роуз Ли Баскетбол чемпионов: основы. Спорт, 2014. – 272 с.
Литература для родителей:
Голованов В.М. Баскетбол. 10 вопросов детскому тренеру. Литера (СПб) 2019. - 56 с.
Смолдовская И. Эффективные родители в спорте. Психологический практикум для родителей. Спорт, 2022. – 2012 с.
Смирнова Л.А. Общеразвивающие упражнения для младших школьников. Владос, 2018. – 160 с.
Савостьянов А.И. Физическое здоровье школьника. Педагогическое сообщество России, 2020. - 96 с.
Литература для обучающихся:
Гомельский В.А. Как играть в баскетбол. ЭКСМО, 2022. – 256 с.
Васильев В.Л. Баскетбол - это великолепно. Знай и умей. ЁЁ Медиа, 2020. - 92 с.
Анатолий Несмеянов, Владимир Овчинников, Александра Овчинникова Баскетбол и питербаскет в физическом воспитании обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста. Лань, 2022. - 152 с.
Приложение № 1
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
В 2023-2024 учебном году в объединении «Основы баскетбола» занимается 26 человек – 2 группы по 2 году обучения.
В соответствии с Календарным учебным графиком МБУДО «ДДЮТ» начало учебного года 01.09.2023г., окончание учебного года 31.05.2024г. (9 месяцев, 37 учебных недель).
№/п-п | № группы | Календарные сроки (число, месяц, год) | Название Разделов (блоков) и тем | Количество часов | Форма аттестации/контроля |
Всего | Т | Содержание | П | Содержание |
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа) |
| 1с/е3 | 05.09.2023 | Вводное занятие | 2 | 1 | Знакомство с содержанием программы 2 года обучения. Учебные нормативы. Инструктаж по технике безопасности и охране труда. | 1 | Подвижные игры с элементами баскетбола. | Входной контроль: входное тестирование. |
1с/е4 | 05.09.2023 |
| Раздел 2. История и развитие баскетбола (4ч.) |
| 1с/е3 | 07.09.2023 | История и развитие баскетбола | 2 | 1 | Развитие баскетбола и спорта в России. Федерации баскетбола. | 1 | Игры-кроссворды по теме «Мир баскетбола» | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 07.09.2023 |
| 1с/е3 | 12.09.2023 | История и развитие баскетбола | 2 | 1 | Судейство в баскетболе. Баскетбольный глоссарий. | 1 | Игры на развитие тактического мышления. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 12.09.2023 |
Раздел 3. Общая физическая подготовка (20ч.) |
| 1с/е3 | 14.09.2023 | Общая физическая подготовка | 2 | 1 | Влияние физических упражнений на здоровье человека. | 1 | Упражнения с набивными мячами. ОРУ с мячами. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 14.09.2023 |
| 1с/е3 | 19.09.2023 | Общая физическая подготовка | 2 | - | | 2 | Упражнения со скакалками. Подвижные игры с элементами ОРУ. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 19.09.2023 |
| 1с/е3 | 21.09.2023 | Общая физическая подготовка | 2 | 1 | Особенности общей физической подготовки баскетболиста. | 1 | Разновидности беговых и прыжковых упражнений. Отжимание, подтягивание. Прыжки в длину с места. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 21.09.2023 |
| 1с/е3 | 26.09.2023 | Общая физическая подготовка | 2 | - | | 2 | Кувырки, стойки, перекаты, перевороты. Метание мяча в цель. Метание мяча на дальность. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 26.09.2023 |
| 1с/е3 | 28.09.2023 | Общая физическая подготовка | 2 | - | | 2 | Бег прямолинейный. Упражнения для мышц пресса. Полоса препятствий. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 28.09.2023 |
| Всего за сентябрь | 16 | 5 | | 11 | | |
| 1с/е3 | 03.10.2023 | Общая физическая подготовка | 2 | 1 | Физическая нагрузка баскетболиста | 1 | Прыжки и разновидности прыжков. Упражнения на гимнастической стенке. Эстафеты. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 03.10.2023 |
| 1с/е3 | 05.10.2023 | Общая физическая подготовка | 2 | - | | 2 | Упражнения с мячом через препятствие. Упражнения с использованием гимнастической скамейки. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 05.10.2023 |
| 1с/е3 | 10.10.2023 | Общая физическая подготовка | 2 | 1 | Правильное питание и ЗОЖ баскетболиста. | 1 | Бег на короткие дистанции. Развитие силы, гибкости, быстроты. Челночный бег 3 по 10. Игры с бегом. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 10.10.2023 |
| 1с/е3 | 12.10.2023 | Общая физическая подготовка | 2 | - | | 2 | Полоса препятствий. Прыжки через скакалку. Игры с бегом и прыжками. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 12.10.2023 |
| 1с/е3 | 17.10.2023 | Общая физическая подготовка | 2 | - | | 2 | Круговая тренировка. Упражнения с мячами. Игры с мячами. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 17.10.2023 |
Раздел 4. Техническая и тактическая подготовка (58ч.) |
| 1с/е3 | 19.10.2023 | Техническая и тактическая подготовка | 2 | 1 | Физические способности и физическая подготовка. | 1 | Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 19.10.2023 |
| 1с/е3 | 24.10.2023 | Техническая и тактическая подготовка | 2 | - | | 2 | Перемещения в стойке. Передвижение правым, левым боком. Остановка в два шага после ускорения. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 24.10.2023 |
| 1с/е3 | 26.10.2023 | Техническая и тактическая подготовка | 2 | - | | 2 | Ведение в стойках. Остановка прыжком, остановка двумя шагами. Повороты вперед, назад. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 26.10.2023 |
| 1с/е3 | 31.10.2023 | Техническая и тактическая подготовка | 2 | - | | 2 | Перемещения в стойке. Передвижение правым, левым боком. Остановка в два шага после ускорения. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 31.10.2023 |
| Всего за октябрь | 18 | 3 | | 15 | | |
| 1с/е3 | 02.11.2023 | Техническая и тактическая подготовка | 2 | 1 | Виды защиты в баскетболе. | 1 | Имитация действий атаки против игрока защиты. Ловля мяча двумя руками на месте, в движении, прыжком. Передачи мяча в парах. Ведение мяча в парах, тройках. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 02.11.2023 |
| 1с/е3 | 07.11.2023 | Техническая и тактическая подготовка | 2 | - | | 2 | Передачи мяча в движении после ведения. Передача и ловля мяча одной, двумя руками. Передачи мяча на дальность. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 07.11.2023 |
| 1с/е3 | 09.11.2023 | Техническая и тактическая подготовка | 2 | - | | 2 | Ведение мяча различными способами. Броски мяча в корзину различными способами. Броски мяча в корзину после ведения. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 09.11.2023 |
| 1с/е3 | 14.11.2023 | Техническая и тактическая подготовка | 2 | 1 | Профилактика заболеваемости травматизма в спорте. | 1 | Ведение по дугам, кругам. Перемещения в стойке баскетболиста, остановки, двойной шаг. Имитация действий атаки против игрока защиты. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 14.11.2023 |
| 1с/е3 | 16.11.2023 | Техническая и тактическая подготовка | 2 | - | | 2 | Ловля высоко летящего мяча. Ловля катящегося мяча стоя на месте. Ловля катящегося мяча в движении. Имитация действий атаки против игрока защиты. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 16.11.2023 |
| 1с/е3 | 21.11.2023 | Техническая и тактическая подготовка | 2 | - | | 2 | Ведение шагом и бегом поочередно левой, правой рукой. Игровые упражнения в тройках. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 21.11.2023 |
| 1с/е3 | 23.11.2023 | Техническая и тактическая подготовка | 2 | 1 | Расстановка игроков в защите. | 1 | Противодействие первому движению нападающего. Сближение с нападающим. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 23.11.2023 |
| 1с/е3 | 28.11.2023 | Техническая и тактическая подготовка | 2 | - | | 2 | Упражнения для развития ловкости баскетболиста. Упражнение «Мяч в кругу». | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 28.11.2023 |
| 1с/е3 | 30.11.2023 | Техническая и тактическая подготовка | 2 | - | | 2 | Упражнение «Один против двух». Добивание при подбрасывании мяча. Передача мяча в щит. Бросок. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 30.11.2023 |
| Всего за ноябрь | 18 | 3 | | 15 | | |
| 1с/е3 | 05.12.2023 | Техническая и тактическая подготовка | 2 | 1 | Виды защиты. | 1 | Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. Подбор и добивание в корзину. Игра мини-баскетбол. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 05.12.2023 |
| 1с/е3 | 07.12.2023 | Техническая и тактическая подготовка | 2 | - | | 2 | Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. Тактика игры в защите и нападении. Быстрый прорыв. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 07.12.2023 |
| 1с/е3 | 12.12.2023 | Техническая и тактическая подготовка | 2 | 1 | Нравственные и волевые качества баскетболиста. | 1 | Командные действия в защите. Тактика игры в защите и нападении. Быстрый прорыв. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 12.12.2023 |
| 1с/е3 | 14.12.2023 | Техническая и тактическая подготовка | 2 | - | | 2 | Командные действия в нападении. Игра мини-баскетбол. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 14.12.2023 |
| 1с/е3 | 19.12.2023 | Техническая и тактическая подготовка | 2 | - | | 2 | Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 19.12.2023 |
| 1с/е3 | 21.12.2023 | Техническая и тактическая подготовка | 2 | - | | 2 | Ведение шагом и бегом поочередно левой, правой рукой. Игровые упражнения в тройках. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 21.12.2023 |
| 1с/е3 | 26.12.2023 | Техническая и тактическая подготовка | 2 | 1 | Правила поведения в спортивном зале и на спортплощадке | 1 | Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 26.12.2023 |
| 1с/е3 | 28.12.2023 | Техническая и тактическая подготовка | 2 | - | | 2 | Подбор и добивание в корзину Игра мини-баскетбол. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 28.12.2023 |
| Всего за декабрь | 16 | 3 | | 13 | | |
| Всего за I полугодие | 68 | 14 | | 54 | | |
| 1с/е3 | 09.01.2024 | Техническая и тактическая подготовка | 2 | - | | 2 | Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 09.01.2024 |
| 1с/е3 | 11.01.2024 | Техническая и тактическая подготовка | 2 | - | | 2 | Ведение в стойках. Остановка прыжком, остановка двумя шагами. Повороты вперед, назад. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 11.01.2024 |
| 1с/е3 | 16.01.2024 | Техническая и тактическая подготовка | 2 | 1 | Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. | 1 | Упражнения для развития ловкости баскетболиста. Упражнение «Мяч в кругу». | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 16.01.2024 |
| 1с/е3 | 18.01.2024 | Техническая и тактическая подготовка | 2 | - | | 2 | Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 18.01.2024 |
| 1с/е3 | 23.01.2024 | Техническая и тактическая подготовка | 2 | 1 | Специальная физическая подготовка баскетболиста. | 1 | Тактика игры в защите и нападении. Быстрый прорыв. Игра мини-баскетбол. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 23.01.2024 |
| 1с/е3 | 25.01.2024 | Техническая и тактическая подготовка | 2 | - | | 2 | Упражнение «Один против двух». Добивание при подбрасывании мяча. Передача мяча в щит. Бросок. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 25.01.2024 |
| 1с/е3 | 30.01.2024 | Техническая и тактическая подготовка | 2 | 1 | Тактика игры в баскетбол. | 1 | Тактика игры в защите и нападении. Игра мини-баскетбол. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 30.01.2024 |
| Всего за январь | 14 | 3 | | 11 | | |
| 1с/е3 | 01.02.2024 | Техническая и тактическая подготовка | 2 | - | | 2 | Командные действия в нападении. Игра мини-баскетбол. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 01.02.2024 |
Раздел 5. Специальная подготовка (30ч.) |
| 1с/е3 | 06.02.2024 | Специальная подготовка | 2 | 1 | Профилактика травматизма в баскетболе. Техника броска и ловли мяча. | 1 | Перемещение с мячом в заданном направлении, остановка кругом и движении в обратном направлении. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 06.02.2024 |
| 1с/е3 | 08.02.2024 | Специальная подготовка | 2 | - | | 2 | Ведение двумя мячами. Ведение с жонглированием. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 08.02.2024 |
| 1с/е3 | 13.02.2024 | Специальная подготовка | 2 | 1 | Техника передачи мяча. Виды финтов | 1 | Ведение двумя мячами с изменением направления. Ведение двумя мячами спиной вперед. Финты ногам, перемещение с мячом по заданию. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 13.02.2024 |
| 1с/е3 | 15.02.2024 | Специальная подготовка | 2 | - | . | 2 | Проход вдоль лицевой линии с поворотом. Финты ногам, перемещение с мячом по заданию. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 15.02.2024 |
| 1с/е3 | 20.02.2024 | Специальная подготовка | 2 | 1 | Правила защиты и атаки. Профилактика травматизма в баскетболе. | 1 | Повороты на лево, на право в движении. Остановка, поворот и движение в обратном направлении. Остановка после ведения. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 20.02.2024 |
| 1с/е3 | 22.02.2024 | Специальная подготовка | 2 | - | | 2 | Поворот на 270 градусов, финт на поворот в обратном направлении и проход на полной скорости. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 22.02.2024 |
| 1с/е3 | 27.02.2024 | Специальная подготовка | 2 | 1 | Правила владения мячом в игре. | 1 | Работа ног при игре в защите. Проход вдоль лицевой линии с поворотом. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 27.02.2024 |
| 1с/е3 | 29.02.2024 | Специальная подготовка | 2 | - | | 2 | Прыжковые движения в атаке. Прыжковые движения при броске в кольцо. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 29.02.2024 |
| Всего за февраль | 18 | 4 | | 14 | | |
| 1с/е3 | 05.03.2024 | Специальная подготовка | 2 | 1 | Профилактика травматизма в баскетболе. Техника броска и ловли мяча. | 1 | Прыжковые движения при передаче мяча. Работа ног при игре в защите. Проход вдоль лицевой линии с поворотом. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 05.03.2024 |
| 1с/е3 | 07.03.2024 | Специальная подготовка | 2 | - | | 2 | Обманные движения. Бег спиной вперед с передачей мяча. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 07.03.2024 |
| 1с/е3 | 12.03.2024 | Специальная подготовка | 2 | 1 | Правила защиты и атаки. | 1 | Ведение двумя мячами с изменением направления. Ведение двумя мячами спиной вперед. Финты ногам, перемещение с мячом по заданию. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 12.03.2024 |
| 1с/е3 | 14.03.2024 | Специальная подготовка | 2 | - | | 2 | Повороты на лево, на право в движении. Остановка, поворот и движение в обратном направлении. Остановка после ведения. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 14.03.2024 |
| 1с/е3 | 19.03.2024 | Специальная подготовка | 2 | 1 | Правила защиты и атаки. Профилактика травматизма в баскетболе. | 1 | Поворот на 270 градусов, финт на поворот в обратном направлении и проход на полной скорости. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 19.03.2024 |
| 1с/е3 | 21.03.2024 | Специальная подготовка | 2 | - | | 2 | Ведение двумя мячами. Ведение с жонглированием. Финты ногам, перемещение с мячом по заданию. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 21.03.2024 |
| 1с/е3 | 26.03.2024 | Специальная подготовка | 2 | 1 | Профилактика травматизма в баскетболе. Правила защиты и атаки. | 1 | Прыжковые движения при передаче мяча. Работа ног при игре в защите. Проход вдоль лицевой линии с поворотом. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 26.03.2024 |
| Раздел 6. Соревновательные упражнения (28ч.) |
| 1с/е3 | 28.03.2024 | Соревновательные упражнения | 2 | 1 | Правила участия в соревнованиях. Профилактика травматизма в баскетболе. | 1 | Выполнение упражнений на время. Учебная игра. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 28.03.2024 |
| Всего за март | 16 | 5 | | 11 | | |
| 1с/е3 | 02.04.2024 | Соревновательные упражнения | 2 | - | | 2 | Соревнования по подвижным играм. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 02.04.2024 |
| 1с/е3 | 04.04.2024 | Соревновательные упражнения | 2 | 1 | Правила командных эстафет. Профилактика травматизма в баскетболе. | 1 | Выполнение упражнений на время. Учебная игра. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 04.04.2024 |
| 1с/е3 | 09.04.2024 | Соревновательные упражнения | 2 | - | | 2 | Командные эстафеты. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 09.04.2024 |
| 1с/е3 | 11.04.2024 | Соревновательные упражнения | 2 | 1 | Правила участия в командных играх. Профилактика травматизма в баскетболе. | 1 | Выполнение упражнений на время. Учебная игра. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 11.04.2024 |
| 1с/е3 | 16.04.2024 | Соревновательные упражнения | 2 | - | | 2 | Соревнования по командам. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 16.04.2024 |
| 1с/е3 | 18.04.2024 | Соревновательные упражнения | 2 | 1 | Правила участия в соревнованиях. Профилактика травматизма в баскетболе. | 1 | Выполнение упражнений на время. Учебная игра. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 18.04.2024 |
| 1с/е3 | 23.04.2024 | Соревновательные упражнения | 2 | - | | 2 | Соревнования по командам. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 23.04.2024 |
| 1с/е3 | 25.04.2024 | Соревновательные упражнения | 2 | 1 | Правила участия в командных играх. Профилактика травматизма в баскетболе. | 1 | Выполнение упражнений на время. Учебная игра. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 25.04.2024 |
| 1с/е3 | 30.04.2024 | Соревновательные упражнения | 2 | - | | 2 | Соревнования по командам. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 30.04.2024 |
| Всего за апрель | 18 | 4 | | 14 | | |
| 1с/е3 | 02.05.2024 | Соревновательные упражнения | 2 | 1 | Правила командных эстафет. Профилактика травматизма в баскетболе. | 1 | Выполнение упражнений на время. Учебная игра. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 02.05.2024 |
| 1с/е3 | 07.05.2024 | Соревновательные упражнения | 2 | - | | 2 | Командные эстафеты. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | |
| 1с/е3 | 14.05.2024 | Соревновательные упражнения | 2 | - | | 2 | Выполнение упражнений на время. Учебная игра. | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 14.05.2024 |
| 1с/е3 | 16.05.2024 | Соревновательные упражнения | 2 | - | | 2 | Игра «4 передачи». | Текущий контроль: педагогическое наблюдение. |
1с/е4 | 16.05.2024 |
| Раздел 7. Итоговое занятие (2 часа) |
| 1с/е3 | 21.05.2024 | Итоговое занятие. | 2 | - | | 2 | Подведение итогов обучения за год. | Промежуточная аттестация: педагогическая диагностика. |
1с/е4 | 21.05.2024 |
| Всего за май | 10 | 1 | | 9 | | |
| Всего за II полугодие | 76 | 17 | | 59 | | |
| Всего за 2023-2024 учебный год | 144 | 31 | | 113 | | |
Приложение № 2
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОГРАММЕ
ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ – 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Форма контроля: входной контроль: входное тестирование.
Выполняемые физические упражнения оцениваются по 6-х балльной шкале, затем суммируется и выводится уровень: высокий, средний, низкий.
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ.
Форма контроля: текущий контроль: педагогическое наблюдение.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Форма контроля: промежуточная аттестация: педагогическая диагностика.
В процессе педагогической диагностики обучающиеся выполняют физические упражнения, проводится игра в баскетбол. Диагностика осуществляется по 6-х балльной шкале, затем суммируется и выводится уровень (высокий, средний, низкий).
Теоретические знания обучающихся оцениваются методом тестирования.
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
Форма контроля: итоговая оценка качества освоения программы: педагогическая диагностика.
Диагностическая карта.
В процессе педагогической диагностики обучающиеся выполняют физические упражнения, проводится игра в баскетбол. Диагностика осуществляется по 6-х балльной шкале, затем суммируется и выводится уровень (высокий, средний, низкий).
Теоретические знания обучающихся оцениваются методом тестирования.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
Группа _____________________ Дата__________________
Проверку проводил___________________________________________________________
Количество обучающихся, задействованных в игре: ______________________________________
Место проведения: ___________________________________________________________
Педагог дополнительного образования__________________________________________
№ п\п | Наименование этапа диагностики | Обучающиеся |
Обозначение этапа игры в баскетбол | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
| Умение собраться на игру | | | | | | | | | | | | | | |
| Уровень понимания правил игры | | | | | | | | | | | | | | |
| Умение распределять роли в процессе игры | | | | | | | | | | | | | | |
| Ориентировка в пространстве игрового поля | | | | | | | | | | | | | | |
| Умение пользоваться мячом | | | | | | | | | | | | | | |
| Уровень выполнения перемещений по игровому полю | | | | | | | | | | | | | | |
| Вовлечённость в процесс игры | | | | | | | | | | | | | | |
| Умение работать в команде | | | | | | | | | | | | | | |
| Умение применять различные виды бега и прыжков в процессе игры. | | | | | | | | | | | | | | |
Общее количество баллов: | | | | | | | | | | | | | | |
Уровни: | | | | | | | | | | | | | | |
3 балла - соответствие планируемым результатам реализации программы;
2 балла - частичное соответствие планируемым результатам реализации программы;
1 балл - минимальное соответствие планируемым результатам реализации программы.
Уровни:
Высокий: 34-48 баллов;
Средний: 20-32 баллов;
Низкий: 8-16 баллов.
Материалы для тестирования теоретических знаний обучающихся 1 года обучения (промежуточная аттестация)
Тест
1. В какой стране зародился баскетбол:
а) Англия; б) Франция; в) США.
2. В каком году баскетбол был включен в программу Олимпийских игр?
а) 1936г.; б) 1964г.; в) 1912г.
3. Как с английского языка переводится «basketball»?
а) парящий мяч;
б) корзина, мяч;
в) ведро, мяч.
4. Укажите размеры баскетбольной площадки (м):
а) 28 ×15;
б) 18х9;
в) 26×14.
5. Назовите высоту баскетбольной корзины (см):
а) 300;
б) 305;
в) 310.
6. Вес баскетбольного мяча (г) составляет:
а) 600-620;
б) 650-700;
в) 600-650.
7. Сколько игроков одной команды во время игры может находиться на площадке:
а) 10;
б) 6;
в) 5.
8. Игрок нападающей команды не должен находиться в зоне противника более (сек):
а) 5сек.;
б) 4сек.;
в) 3сек.
9. Сколько секунд дается команде на атаку кольца соперника?
а) 24 сек;
б) 10 сек;
в) 35 сек.
10. Сколько очков в баскетболе дают команде за удачную попытку штрафного броска?
а) 2;
б) 3;
в) 1.
11. Сколько времени дается на ввод мяча в игру?
а) 3 сек.;
б) 5 сек.;
в) 8 сек.
12. Встреча в баскетболе состоит из:
а) 2 таймов по 20 минут;
б) 4 таймов по10 минут;
в) 3 таймов по 15 минут.
13. Майки игроков должны быть пронумерованы:
а) от 1 до 10;
б) от 4 до 15;
в) от 1 до 50.
14. Что происходит при равном счете после четырех четвертей:
а) игра продолжается до разницы в два мяча;
б) назначается дополнительный период в пять минут;
в) матч переигрывается.
Критерии оценивания
Уровни |
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
12-14 | 10-8 | 7-6 |
Материалы для тестирования теоретических знаний обучающихся 2 года обучения (итоговая аттестация)
Тест
1. Сколько игроков-баскетболистов могут одновременно находиться на баскетбольной площадке во время соревнований?
а) 5 человек.
б) 10 человек.
в) 12 человек.
2. Нельзя делать передачу партнеру, если он …
а) находится позади вас;
б) находится далеко от вас;
в) не смотрит на вас;
г) «оторвался» от соперника.
3. Что является ошибкой при ловле баскетбольного мяча?
а) ловля мяча с амортизацией сгибанием рук.
б) ловля на прямые руки.
в) ловля мяча на уровне груди.
г) сближение кистей рук и расстановка пальцев.
4. Нельзя вырывать мяч у соперника …
а) захватом мяча двумя руками;
б) захватом мяча одной рукой;
в) ударом кулака;
г) направлением рывка снизу-вверх.
5. Выполняя ведение мяча и сближаясь с соперником, игрок защищает мяч …
а) отталкивая соперника рукой;
б) поворачиваясь к сопернику спиной;
в) небольшим наклоном и поворотом туловища от соперника.
6. При выходе к кольцу сбоку наиболее результативным оказывается бросок:
а) с отскоком мяча от щита;
б) «чистый» бросок мяча в кольцо.
7. Какие действия при обводке соперника наиболее правильны?
а) чередование ведения мяча правой и левой рукой;
б) ведение мяча дальней по отношению к сопернику рукой;
в) ведение мяча ближней по отношению к сопернику рукой.
8. Команда получает 3 очка при попадании мяча в кольцо, если мяч брошен …
а) с линии штрафного броска;
б) из-под щита;
в) из-за линии трехочковой зоны.
9. При выполнении штрафного броска каждое попадание засчитывается …
а) за одно очко;
б) за два очка;
в) за три очка.
10. Игрок, остановившийся после ведения мяча, не имеет права …
а) выполнить передачу мяча партнеру;
б) выполнить бросок мяча в кольцо;
в) возобновить ведение мяча.
11. Перехват мяча – это активный прием защиты. Успех в перехвате мяча в основном зависит от …
а) расстояния между игроками;
б) своевременности и быстроты перехвата мяча;
в) скорости передачи мяча между партнерами.
12. Неправильный прием мяча часто приводит к повреждению пальцев. Каковы правильные действия травмированного игрока?
а) продолжить занятие;
б) согреть поврежденное место и наложить тугую повязку;
в) охладить поврежденное место и наложить тугую повязку.
13. Играя в зоне нападения, нельзя выполнить передачу …
а) в сторону кольца соперника;
б) в свою зону защиты;
в) игроку в зоне штрафного броска.
14. За грубое нарушение правил, за неспортивное поведение игрок получает фол. За какое количество полученных им фолов игрок выбывает и игры?
а) три;
б) пять;
в) семь.
15. За нарушения правил баскетбола, такие, как: «ведение двумя руками», «двойное ведение», «прыжок с мячом», «пробежка», «3 секунды», «5 секунд», «зона», судья назначает (дает) …
а) штрафной бросок в кольцо;
б) предупреждение;
в) вбрасывание из-за боковой линии.
Критерии оценивания
Уровни |
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
12-14 | 10-8 | 7-6 |
Мониторинг личностного роста
Учебный год | 1. Организационно – волевые. | 2.Ориентационные качества. | 3. Поведенческие качества. | Уровень. |
| 1.1 | 1.2 | 1.3 | У | 2.1 | 2.2 | У | 3.1 | 3.2 | У | |
| | | | | | | | | | |
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Баллы |
1. Организационно – волевые качества. |
1.1 Терпение. | Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности. | Терпения хватает менее чем на ½ занятия Терпения хватает более чем на ½ занятия Терпения хватает на все занятия | 1 5 10 |
1.2 Воля. | Способность активно побуждать себя к практическим действиям. | Волевые усилия ребенка побуждаются из вне Иногда – самим ребенком Всегда – самим ребенком | 1 5 10 |
1.3 Самоконтроль. | Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия). | Ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне. Периодически контролирует себя сам Постоянно контролирует себя сам. | 1 5 10 |
Вывод: | Уровень сформированности организационно – волевых качеств. | Низкий Средний Высокий | до 3 4 – 15 16 - 30 |
2. Ориентационные качества. |
2.1 Самооценка. | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям. | Завышенная Заниженная Нормальная | 1 5 10 |
2.2 Интерес к занятиям в объединении. | Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы. | Интерес ребенка продиктован ребенку из вне. Интерес периодически поддерживается самим ребенком Интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно. | 1 5 10 |
Вывод: | Уровень сформированности ориентационных качеств. | Низкий Средний Высокий | до 2 3 – 10 11 - 20 |
3. Поведенческие качества. |
3.1 Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (ссоре) в процессе). | Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации. | Периодически провоцирует конфликты Сам в конфликтах не участвует, старается их избегать Пытается самостоятельно уладить возникшие конфликты | 1 5 10 |
3.2 Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения). | Умение воспринимать общие дела как свои собственные. | Избегает участия в общих делах Участвует при обсуждении извне Инициативен в общих делах | 1 5 10 |
Вывод: | Уровень сформированности поведенческих качеств. | Низкий Средний Высокий | до 2 3 – 10 11 - 20 |
Заключение: | Результат личностного роста обучающегося. | Низкий Средний Высокий | 0 – 7 8 – 37 38 - 70 |