ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА № 93 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАССМОТРЕНО
На заседании МО
Протокол №___
от «_____» ___________20__г.
Председатель МО
_________________________
(Ф.И.О.)
РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ Решением педагогического совета Протокол №___ от «____»_____________20___г. | УТВЕРЖДЕНА Приказом №___ от «___» ____________20__г. Директор ГБОУ школы № 93 _________________Т.В.Яшина |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
кружка «БАСКЕТБОЛ»
Возраст учащихся: 11-16 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик(и)- Яковлев Павел Андреевич
Педагог дополнительного образования
_________________
(подпись)
Санкт-Петербург
2017- 2018 уч. год
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Баскетбол» разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №273) (ст. 2, СТ.12, ст. 75), (ст. 12, ст. 47, ст. 75).
(п.1Д,3,9 ст. 13; п.1, 5, 6 ст. 14; ст. 15; ст. 16; ст.ЗЗ, ст.34, ст.75)
(п.9, 22, 25 ст. 2; п. 5 ст.12; п. 1 , п. 4 ст. 75), (ст.15, ст16, ст.17; ст.75)
СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей /распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. 1726-р
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы кружка «Баскетбол» физкультурно-спортивная
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы кружка «Баскетбол» в том, что она направлена не только на получение детьми образовательных знаний, умений и навыков по баскетболу, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.
Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми. В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы, охватывая на начальном этапе 15-20 человек.
Адресат дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Баскетбол»
Количество учащихся в объединении не менее 15 человек
Возрастные категории 11-16 лет
Минимальный возраст детей для зачисления на обучения 11 лет
Продолжительность учебных занятий 45 минут
Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Баскетбол»: создание условий для полноценного физического
развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным
занятиям баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни, выявление и поддержка талантливых и одаренных детей.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы «Баскетбол»
Образовательные:
-Продолжить знакомство с баскетболом, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований;
- Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры;
Развивающие:
- Укреплять опорно-двигательный аппарат детей;
- Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм;
- Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка.
Воспитательные:
- Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;
- Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
- Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников.
- Расширять спортивный кругозор детей.
- Воспитание спортсменов - патриотов своей школы, своего города, своей страны.
Условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Баскектбол»
Занятие продолжительностью 45 минут два раза в неделю.
Формы организации образовательной деятельности
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причѐм большее количество времени занимает практическая часть, в процессе которой, в основном происходит освоение программного материала. Каждое учебное занятие является звеном системы занятий, связанных в логическую последовательность, построенных друг за другом.
Организация аудиторных, внеаудиторных (самостоятельных) занятий, определение формы аудиторных занятий: тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы, праздники, просмотры соревнований.
Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, последовательность, прочность. Основная задача педагога дополнительного образования состоит в умении правильно сочетать принципы обучения на занятиях по баскетболу в зависимости от возраста учащихся, их индивидуальных способностей усваивать учебный материал и черт характера.
Ведущими методами обучения, рекомендуемыми данной программой являются:
- словесные методы, создающие у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели рекомендуется использовать: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.
- наглядные методы – применяются главным образом в виде показа упражнений. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях;
- практические методы: метод упражнений, игровой метод, соревновательный.
Главным является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя способами: - в целом; - по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
В основу методики физической подготовки по программе «Баскетбол» положена концепция тренировки, как научно обоснованная теория управления повышением физического потенциала школьников. Высокий уровень развития двигательных качеств и способностей, общей и физической работоспособности могут быть приобретены воспитанниками путем тренировки, путем реализации целенаправленного процесса адаптации их к двигательной деятельности необходимого объема и достаточной интенсивности.
Наиболее распространенными формами работы с детьми при реализации данной программы являются тренировки, обучающие игры, двусторонние игры, товарищеские встречи, соревнования различных уровней.
Данная программа содержит материал теоретических и практических занятий.
Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями. Теоретические занятия проводятся в форме 15-ти минутных бесед в процессе практических занятий, а также в форме отдельного занятия.
Практические занятия должны быть разнообразными и эмоциональными. При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки.
Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите.
Материально-техническое обеспечение программы
Перечень оборудования (инструменты, материалы и приспособления)
Наименование оборудования (инструментов, материалов и приспособлений) | Количество |
Баскетбольные мячи | 15 |
Баскетбольный щит | 4 |
Набивные мячи | 10 |
Скакалки | 15 |
Стойки | 6 |
Перечень технических средств обучения
Наименование технических средств обучения | Количество |
Ноутбук | 1 |
Мультимедийный проектор | 1 |
Перечень учебно - методических материалов
Наименование учебно- методических материалов | Количество |
Видео материалы (СД диски) обучающие фильмы «Баскетбол» | 3 |
Правила игры в баскетбол | 1 |
Инструкция вводного инструктажа по охране труда | 1 |
Инструкция по охране труда для обучающихся при проведении занятий в спортивном зале | 1 |
Инструкция по охране труда при проведении занятий по спортивным подвижным играм | 1 |
Планируемые результаты дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Баскетбол»
Личностные результаты:
в формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Метапредметные результаты :
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанною выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе . согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Предметные результаты :
понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма;
приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий , физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности;
формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Учебный план 2016/17 года обучения
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | Формы контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Тема № 1. Общие основы баскетбола ПП и ТБ Правила игры и методика судейства | 3 | 1 | 2 | Опрос |
2 | Тема № 2. Общефизическая подготовка баскетболиста | 32 | 1 | 31 | Тестирование |
3 | Тема № 3. Специальная подготовка | 10 | 1 | 9 | Тестирование, учебная игра |
4 | Тема № 4. Техническая подготовка баскетболиста | 11 | 1 | 10 | Тестирование, учебная игра |
5 | Тема № 5. Тактическая подготовка баскетболиста | 7 | 1 | 6 | Тестирование, учебная игра, соревнование |
6 | Тема № 6. Игровая подготовка | 5 | | 5 | Учебная игра, соревнование |
| Итого за курс обучения | 68 | 5 | 63 | |
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 09.01.2017 | 29.12.2017 | 34 | 68 | 2 занятия в неделю |
Список литературы
1. Программа под редакцией В. И. Ляха «Физическая культура 1- 11 классы» - с. 97- 178
2. Пинхолстер А. Энциклопедия баскетбольных упражнений – М., ФиС, 1973 с. 10 - 105
3. Стонкус С.С. Индивидуальная тренировка баскетболистов– М., ФиС, 1967.
4. Кудряшов В.П., МирошниковаТ.И.,Физическая подготовка юных баскетболистов – Минск, 1970.
Кузин В.В. Полиеский С.А. Баскетбол Начальный этап обучения – М., ФиС, 1999.
Линдеберг Ф. Баскетбол – игра и обучение – М., ФиС, 1971, 1972.
Список литературы для обучающихся и родителей
Костинова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. М. Ф и С. 2002г.
Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. М. Фис. 1999г. С. 23- 68
Леонов А.Д. Малый А.А. Баскетбол – книга для учащихся – Киев, Радянська школа, 1989.
4. Баскетбол. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ. М. Советский спорт, 2004.
5. Кузин В.В. Полиеский С.А. Баскетбол Начальный этап обучения – М., ФиС, 1999.