СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Амигуруми спицами»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на развитие и освоение техники вязания спицами, созданию игрушек в данной технике. Обучение по программе поможет раскрыть творческие возможности ребенка, реализовать его художественный потенциал, а главное приобщить учащихся к полезному виду рукоделия.

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Амигуруми спицами»»

Департамент Смоленской области по образованию и науке


муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «Центр развития детей и молодежи» города Смоленска 

(МБУ ДО «ЦРДМ») 

 

 

 

  

ПРИНЯТА

педагогическим советом МБУ ДО «ЦРДМ» 

протокол от «__» ____ 20__ г. № __ 

УТВЕРЖДАЮ 

Директор МБУ ДО «ЦРДМ» 

_______________ В.В. Кудельникова

приказ от «__» _____ 20__ г. № ___ 



 

 

Рабочая программа


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА 

художественной направленности  

«Амигуруми спицами» 

 

  

Возраст обучающихся: 8-14 лет 

Срок реализации: 1 год 

 

 

 

Автор-составитель: 

Фокина Нина Геннадьевна,

педагог дополнительного образования 

первая квалификационная категория

 

  

 


РАССМОТРЕНА

методическим объединением педагогов художественной направленности

МБУ ДО «ЦРДМ»

протокол от «__» ____ 20__ г. № __


  

Смоленск, 2023

Департамент Смоленской области по образованию и науке


муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «Центр развития детей и молодежи» города Смоленска 

(МБУ ДО «ЦРДМ») 

 

 

 

  

ПРИНЯТА

педагогическим советом МБУ ДО «ЦРДМ» 

протокол от «__» ____ 20__ г. № __ 

УТВЕРЖДАЮ 

Директор МБУ ДО «ЦРДМ» 

_______________ В.В. Кудельникова

приказ от «__» _____ 20__ г. № ___ 



 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА 

художественной направленности 

 

«Амигуруми спицами» 

 

  

Возраст обучающихся: 8-14 лет 

Срок реализации: 1 год 

 

 

 

Автор-составитель: 

Фокина Нина Геннадьевна,

педагог дополнительного образования 

первая квалификационная категория

 

  

 


РАССМОТРЕНА

методическим объединением педагогов художественной направленности

МБУ ДО «ЦРДМ»

протокол от «__» ____ 20__ г. № __


  

Смоленск, 2023


Пояснительная записка 

Программа «Амигуруми спицами» разработана на основании следующих нормативных правовых документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ;

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 22 июля 2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» от 31 марта 2022 г. N 678-р;

  • Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);

  • Устав МБУ ДО «ЦРДМ»;

  • «Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБУ ДО «ЦРДМ» от 28.08.2021.

Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Амигуруми спицами» художественной направленности предоставляет широкие возможности для творческого, эстетического и духовного развития ребёнка. Программа направлена на развитие и освоение техники вязания спицами, созданию игрушек в данной технике. Обучение по программе поможет раскрыть творческие возможности ребенка, реализовать его художественный потенциал, а главное приобщить учащихся к полезному виду рукоделия. Позволяет ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальность.

Новизна и актуальность программы. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа соотносится с принципами Государственной политики развития дополнительного образования детей в России и способствует приобщению учащихся к различным традиционным и инновационным ремеслам, искусствам и технологиям. В связи с популяризацией сувениров hand-made повышается заинтересованность подрастающего поколения к изучению разных видов рукоделия, в том числе технике вязания спицами для изготовления текстильных игрушек. Программа «Амигуруми спицами» дает возможность педагогу осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки прививать интерес к определенному виду деятельности, развивать художественно-эстетический вкус. В процессе реализации программы у обучающихся формируются знания, умения, навыки в области декоративно-прикладного искусства, происходит обучение рациональному использованию материалов и правильной организации труда, развиваются   усидчивость, внимание, память, креативное мышление, воображение. Вязаные игрушки удобны и прочны, практичны и элегантны.

Основные принципы, заложенные в основу программы: 

- творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей); 

- научности (сообщаются сведения о свойстве ниток и трикотажного изделия); 

доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей); 

- динамичности (от самого простого к сложному); 

- индивидуальности (индивидуальные особенности каждого ребёнка позволяют тренировать его способности лишь в определенных предела);

- связи теории с практикой (эффективность и качество обучения проверяются практикой);

- преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода); 

- интегративности (синтез приемов). 


Уровень освоения программы: стартовый.

Срок реализации программы: 1 год.

Общий объем программы: 108 учебных часа.

Режим занятий: 3 раза в неделю по 1 академическому часу.

Возраст обучающихся: 8–14

лет.

Количество обучающихся в группе: не более 10.

Форма обучения по программе: групповая и индивидуальная.

Типы занятий: комбинированные и практические.

Виды занятий: практическая работа, творческий проект, выставки, конкурсы.

Программа предполагает возможность дистанционной формы обучения, обеспечивающей доступность для детей, проживающих в сельской местности, детей с ОВЗ и детей-инвалидов.


Цель программы: формирование у обучающихся творческих способностей, личностных компетенций через обучение умениям и навыкам техники вязания спицами

Задачи программы 

Образовательные 

ознакомить: 

- с историей и традициями вязания спицами;

- дать минимальные знания по истории национальной культуры в изготовлении игрушек; 

обучить: 

- обучить технике вязания спицами для изготовления игрушек;

- приемам вязания с различными материалами; 

- пользоваться схемами и образцами для вязания игрушек;

сформировать: 

- творческий подход к выполнению декора изделия; 

- неординарный подход к выполнению поставленной задачи. 

Воспитательные: 

- воспитывать внимание, аккуратность; 

- прививать навыки работы в коллективе; 

- поощрять доброжелательное отношение друг к другу и окружающим через создание разного рода сувениров, игрушек;  

- формировать желание сделать работы практически значимыми;

- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам рукоделия.

 Развивающие:  

- развивать фантазию, изобретательность и творческое воображение; 

- развивать креативное мышление; 

- развивать мелкую моторику пальцев рук. 

Программа едина в часовой нагрузке, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой вязания спицами.

        Вязание, как и любой вид декоративно – прикладного искусства, постоянно развивается и совершенствуется. Поэтому ни одна работа по вязанию не может быть исчерпывающе полной и законченной.

    Вязание спицами стало весьма популярным. Через знакомство и приобщение занимающихся к искусству вязания спицами оказывает влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего национальной традиции, открывает простор для последующего совершенствования.

Содержание программы раскрывает перед ребенком увлекательный процесс развития индивидуальных возможностей. На это и ориентирует программа объединения «Амигуруми спицами».

Отличительная особенность программы заключается в индивидуализации образования, которая представлена в виде возможности сочетать применение полученных обучающимися знаний и навыков с их индивидуальными предложениями. Обучаясь по программе «Амигуруми спицами», у обучающихся развивается усидчивость, оригинальность мышления, совершенствование навыков работы со спицами. На практике это выражается в стремлении принимать участие в творческих проектах, выставках и конкурсах различного уровня декоративно-прикладного творчества и не повторяет школьный курс технологии. Совершенствование мелкой моторики рук происходит наряду с развитием креативного мышления. Занятия вязанием спицами учат обучающихся аккуратности, умению доводить начатое до конца.

Диалоги между педагогом и ребенком направлены на совместное обсуждение в выборе схем, цветовой гаммы для вязания игрушки и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности.   




Прогнозируемые результаты обучения



Предметные результаты:

знать:

  • правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;

  • основные приёмы вязания спицами;

  • простейшие условные обозначения, используемые в схемах.

уметь:

  • содержать рабочее место в порядке;

  • соблюдать правила техники безопасности;

  • вязать игрушки по схеме.

Метапредметные результаты:

познавательные:     

  • находить в своей работе достоинства и недостатки;

  • уметь работать с информацией;

коммуникативные:

  • уметь слушать и воспринимать информацию;

  • эффективно общаться и сотрудничать с другими людьми;

регулятивные:

  • уметь организовывать свое рабочее место;

  • уметь ставить цели и планировать свою деятельность;

  • иметь навыки контроля и самоконтроля.

Личностные:

  • проявлять трудолюбие, бережливость и аккуратность при работе с материалами и инструментами;

  • проявлять доброжелательное отношение учащихся друг к другу.



Учебный план


N п/п 

Название раздела

Количество часов 

Теория

Практика

Формы аттестации/

контроля

1

Вводное занятие. ТБ

1

1

-

Опрос

2

Входной контроль.

1

-

1

Практическое задание

3

Техника вязания на 2 спицах

18

2

14

Собеседование с практическим заданием

4

Технология вязания игрушки, на 5 спицах.

28

5

25

Практическая работа

5

Промежуточная аттестация

1

-

1

Наблюдение

6

Текущий контроль 

2


-

2

Собеседование с практическим заданием

7

Вязание игрушек

24

4

20

Практическая работа

8

Забавные поделки

22

4

18

Практическая работа

9

Промежуточная аттестация

1

-

1

Наблюдение

10

Итоговая аттестация.

2

-

2

Наблюдение.

Выставка

11

Вязание игрушки по выбору занимающихся для оформления выставки

8

-

8

Наблюдение. Выставка


Итого

108

16

92




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА


1 полугодие

Раздел 1. Вводное занятие

Теория. Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности, историей вязания спицами, основными правилами вязания спицами, особенностями выбора спиц и пряжи.

Практика.

Раздел 2. Входной контроль

Раздел 3. Техника вязания на 2 спицах

Теория. Условные обозначения. Правила чтения схем. Знакомство с понятиями «набор петель», «лицевая петля», «изнаночная петля», «кромочные петли».

Практика. Учить набирать петли, вязать лицевые и изнаночные петли, вязание лицевыми петлями с убавлением петель, вязание лицевыми петлями с прибавкой петель, вязание полой резинки, закреплять петли последнего ряда.

Раздел 4. Технология вязания игрушки, на 5 спицах.

Теория. Чтение схем для вязания игрушки. Распределение нитки на 5 спиц

Практика. Учить набирать петли на 5 спиц, вязать лицевыми петлями по кругу, вязание лицевыми петлями с прибавкой и убавкой петель, закреплять петли последнего ряда.

Раздел 5. Промежуточная аттестация.

Практика. Набор петель на 5 спиц. Связать образец по выбранной схеме.

Раздел 6. Текущий контроль.

Практика. Связать елочную игрушку по выбранной схеме и количеству спиц


2 полугодие

Раздел 7. Вязание игрушек

Теория. Чтение схем для вязания игрушки. Выбор ниток и подбор спиц.

Практика. Вязание деталей игрушки по схеме. Сбор готовых деталей. Оформление готовой игрушки.

Раздел 8. Забавные поделки

Теория. Выбор и чтение схем для вязания изделия. Выбор ниток и подбор спиц.

Практика. Вязание выбранного изделия по схеме. Декорирование готового изделия.

Раздел 9. Промежуточная аттестация.

Практика. Выбор количество спиц и набор петель. Связать образец по выбранной схеме.

Раздел 10. Итоговая аттестация

Практика. Вязание изделия по выбранной схеме.


Раздел 11. Вязание игрушки по выбору занимающихся для оформления выставки

Практика. Вязание изделия или игрушки по выбранной схеме и количеству спиц.


Календарный учебный график (http://crdm-smol.ru/) (Приложение 1)


Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение образовательной программы «3D аппликация» включает в себя дидактические принципы, методы, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Обучающиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, выполнение практических заданий и самостоятельных работ), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Достижение поставленной цели учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики, обучающиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование, с учетом возможности его изменения. Большое внимание уделяется принципам доступности и посильности в обучении, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.

Для воспитания и развития навыков творческой работы программой предусмотрены следующие основные методы:

- объяснительно-иллюстративные (демонстрация игрушек, иллюстрации);

- частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

- творческие (творческие задания, самостоятельные работы);

- исследовательские (исследование свойств ниток, размер спиц).

Подведение итогов по каждому разделу программы проходит в виде мини-выставок в объединении, где обучающиеся вместе с педагогом анализируют выполненные работы, отмечают аккуратность исполнения, правильный подбор цветовой гаммы, уровень сложности. В итоге лучшие работы выбираются для дальнейших выставок.

 

Способы фиксации результатов

Диагностика «Способности обучающихся» 


№ п/п 

ФИ Занимающихся 

Навыки пользоваться линейкой


Ориентировка на плоскости бумаги


Знание счета

итог 







Н – низкий уровень подготовки (обучающийся не имеет навыков пользования линейкой; не умеет ориентироваться на плоскости бумаги; не владеет счетом)

С – средний уровень подготовки (есть навыки владением линейкой, но на среднем уровне; не умеет ориентироваться на плоскости бумаги; знает счет, но сбивается)

В – высокий уровень подготовки (есть навыки владением линейкой; умеет ориентироваться на плоскости бумаги; знает счет)

.


Текущий контроль


№ п/п

ФИ Занимающихся

свобода восприятия теоретической информации

качество и технологичность выполнения практического задания

Знание основных терминов

итог 

Н – низкий уровень подготовки (обучающийся не воспринимает теоретическую часть задания; некачественно выполняет практическое задание; знаком со специальной терминологией, но не употребляет ее в речи)

С – средний уровень подготовки (обучающийся частично воспринимает теоретическую часть задания; не совсем качественно выполняет практическое задание; знаком со специальной терминологией, иногда заменяет ее в бытовой речи)

В – высокий уровень подготовки (обучающийся полностью воспринимает теоретическую часть задания; качественно выполняет практическое задание; знаком со специальной терминологией и осознанно употребляет в полном соответствии с их содержанием)


Промежуточная аттестация   

№ п/п 

ФИ Занимающихся 

Знание основных терминов

Владение основами практических навыков

Организация рабочего места  

Работа со схемами 

Самостоятельный подбор игрушки для вязания

итог 

 Н – низкий уровень подготовки (обучающийся знаком со специальной терминологией, но не употребляет ее в речи; обучающийся копирует действия педагога; испытывает затруднения в подготовке рабочего места; не совсем усвоил работу со схемами; испытывает затруднения в подборе игрушки для практической работы.)

С – средний уровень подготовки (обучающийся знаком со специальной терминологией, иногда заменяет ее в речи бытовой; обучающийся вносит свои изменения и дополнения в предлагаемый образец; готовит и убирает рабочее место самостоятельно, но требует контроль педагога; работает со схемами неаккуратно; способен подобрать игрушку для практической работы, но под руководством педагога)

В – высокий уровень подготовки (обучающийся знаком со специальной терминологией, и осознанно употребляет в полном соответствии с их содержанием; способен быстро сориентироваться в выборе размера спиц и ниток для изготовления предлагаемого образца; готовит и убирает рабочее место самостоятельно; работает со схемами аккуратно и самостоятельно; способен самостоятельно подобрать игрушку для практической работы)


 Итоговая аттестация. Самостоятельно выполненное практическое задание

Мониторинг результатов обучения. 

Аттестационный лист 

Вид аттестации 

ФИО обучающегося 

Входной контроль 

Текущий контроль 

Промежуточная 

аттестация 

Итоговая 

аттестация 

 Н – низкий уровень подготовки (обучающийся на протяжении всего обучения показывал низкий уровень по всем формам контроля и аттестации)

С – средний уровень подготовки (обучающийся на протяжении всего обучения показывал средний уровень по всем формам контроля и аттестации)

В – высокий уровень подготовки (обучающийся на протяжении всего обучения показывал высокий уровень по всем формам контроля и аттестации)


 Система оценки учебных достижений обучающихся 

Стартовый уровень

 

Показатель

Критерий

Степень выраженности оцениваемого критерия

Балл


Методы определения результата

I. Предметные образовательные результаты

1.1. Овладение первоначальными знаниями в предметной деятельности

1.1.1. Соответствие теоретических знаний учащегося программным требованиям

Знание основных терминов, понятий, определений, знаков и символов, составляющих содержание предметной области.


минимальный уровень (освоено 50% объема знаний, предусмотренных программой)

1

Тестирование, контрольный срез и др.

средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 75%)

2

максимальный уровень (освоен весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период)

3

1.1.2. Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Умение кратко излагать содержание предметной области, используя в речи специальную терминологию

минимальный уровень (учащийся знаком со специальной терминологией, но не употребляет в речи)

1

средний уровень (учащийся владеет специальной терминологией, иногда заменяет ее в речи бытовой)

2

максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием)

3

1.2. Предметная практическая подготовка

1.2.1.Специальные практические умения и навыки, предусмотренные программой

Владение основами практических умений и навыков, предусмотренными программой

минимальный уровень (учащийся овладел 50% предусмотренных умений и навыков)

1

Контрольная практическая работа, практический зачет, технический зачет, сдача контрольных нормативов (в зависимости от направленности)

средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет 75%)

2

максимальный уровень (уверенно овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период)

3

1.2.2. Творческие навыки

Способность к творческому решению учебных и практических задач; созданию форм моделей, конструкций, носящих творческий характер, в рамках предметной деятельности

репродуктивный уровень (учащийся в основном копирует образцы (действия педагога);

1

эвристический уровень (вносит свои изменения (предложения) в образец);

2

творческий уровень (способен создать собственный авторский вариант)

3

II. Универсальные учебные действия (ключевые компетентности)

2.1. Познавательные учебные действия

2.1.1. Развитие начальных навыков анализа информации предметной деятельности

Самостоятельность в работе с информацией предметной деятельности

минимальный уровень умений (учащийся испытывает серьезные затруднения при работе с анализом информации предметной деятельности, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

1

Реферативные учебно-исследовательские работы, проекты, тестирование

средний уровень (анализирует информацию самостоятельно, но испытывает трудности при ее анализе);

2

максимальный уровень (анализирует информацию самостоятельно, не испытывает трудностей)

3

2.2. Коммуникативные учебные действия

2.2.1. Умение слушать и воспринимать информацию от других, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Самостоятельность и заинтересованность в восприятии содержания программы

минимальный уровень (учащийся испытывает затруднения при восприятии содержания программы)

1

Наблюдение, анкетирование

средний уровень (в основном самостоятелен и заинтересован при восприятии содержания программы)

2

максимальный уровень (всегда самостоятелен и заинтересован при восприятии содержания программы)

3

2.2.2. Умение вступать в контакт, поддерживать его.

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств, в поиске аргументов

минимальный уровень (испытывает значительные затруднения в поисках аргументов и доказательств, нуждается в постоянной помощи педагога)

1

средний уровень (в основном самостоятелен в построении взаимодействия в группе, но затрудняется логически выстраивать дискуссию);

2

максимальный уровень (самостоятелен в построении взаимодействия в группе, уверенно вступает в дискуссию, логично выстраивает аргументированные доказательства)

3

2.3. Регулятивные учебные действия

2.3.1. Способность организации собственной деятельности

Умение организовать свое рабочее место

минимальный уровень умений (учащийся испытывает затруднения в планировании своей деятельности, в подготовке рабочего места, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога)

1

Наблюдение в процессе контрольной практической работы, практический зачет, технический зачет, сдача контрольных нормативов (в зависимости от направленности)

средний уровень (готовит и убирает свое рабочее место самостоятельно, но требуется контроль педагога)

2

максимальный уровень (организует свое рабочее место осознанно, самостоятельно)

3

2.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие приобретенных навыков выполнения правил техники безопасности программным требованиям

недопустимый уровень (учащийся не овладел полным объемом навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой, к работе не допускается!)

1

допустимый уровень (объем усвоенных навыков составляет 100%)

2

высокий уровень (учащийся не только освоил весь объем навыков, но и способен объяснить их другим)

3

2.3.3. Уровень формирования навыков аргументированной оценки объектов и предметов изучаемой области

Умение оценивать объекты и предметы (по виду деятельности, содержанию программы), продукты собственного труда

минимальный уровень (не всегда может объективно оценить объекты и предметы в изучаемой области, свои действия);

1

Наблюдение в процессе контрольной практической работы, практический зачет

средний уровень (сформировано умение оценки, корректировки действий с учетом ошибок);

2

максимальный уровень (сформировано умение оценить, аргументировать оценку, корректировать действия).

3


Материалы и инструменты,

№п/п

Наименование

1.

спицы (разных размеров и разное количество)

2.

Нитки (разной толщины и фактуры)

3.

Ножницы

4.

Карандаш простой

5.

Линейка

6.

Сантиметровая лента

7.

Декоративный материал (кусочки меха, бусинки, пуговицы и др.)

8.

Материал для набивки игрушек (синтепон)

9.

Фурнитура для игрушек (глазки, носики)

10.

Клей «Кристалл»

11

Булавки английские

12

Иголки для шерсти разного размера

Методическое обеспечение

Средства обучения

Дидактический и лекционный материал:

  • литература (книги, журналы, брошюры, специализированные сайты Интернет по рукоделию) по техникам вязания крючком и спицами, художественные альбомы, книги, справочники материалов для вязания;

  • методические разработки мастер-классов и открытых уроков;

  • таблицы, эскизы, схемы, пошаговые разработки выполнения изделий;

  • цветовые и композиционные схемы;

  • готовые образцы различных изделий.


Литература для педагога:

  1. Максимова М., Кузьмина М.А., Дружные спицы – М.: Эксмо – пресс 1999. – 224 с

  2. Столярова А.М. Вязаные игрушки.- М.: Изд-во Культура и традиции, 2004

  3. Тимаер А. Нарядные прихватки. – М.: Изд-во Мой мир, 2005.

  4. Фиона Мак-Таг. Вязаные игрушки. - АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.


Электронные образовательные ресурсы:

  1. Амигуруми спицами https://ru.pinterest.com/anton

https://vplate.ru/amigurumi/spicami/


  1. Техника вязания на спицах https://knitplanet.ru/urok/vyazanie-spitsami


  1. Технология вязания игрушки, на 5 спицах https://svjazat.ru/viajem-igryshki-spicami-samaia-bolshaia-podborka-shem-i-opisanii/





















ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

Календарный учебный график






№ п/п

Дата

Раздел, тема

Форма занятий

Дистанционное обучение

Форма

контроля

Кол-во часов











1 полугодие






















Вводное занятие, ТБ 1











1


Введение в программу. Правила поведения на занятиях. ТБ при работе с колющими и режущими предметами

Презентация

Инструктаж

https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2019/12/01/tehnika-bezopasnosti-pri-rabote-s#:~:text=


Опрос

1











Входной контроль. 1











2


Входной контроль

Педагогическая диагностика


Тестирование

1











Техника вязания на 2 спицах (18)











Вязание на 2 спицах (9)











3


Изучение условных обозначений, чтение схем

Рассказ, иллюстрация.

https://handmadefrom.ru/vyazanie-spitsami/uslovnye_oboznacheniya.php


Опрос

1











4


Набор петель при вязании на двух спицах

Практическая работа

https://uzelok.su/nabor-petel-spicami/


Наблюдение

1











5


Технология выполнения лицевых петель

Практическая работа

https://burdastyle.ru/vyazanie/spicami/kak-vyazat-litsevye-petli-3879/


Наблюдение

1











6


Технология выполнения лицевых петель

Практическая работа

https://burdastyle.ru/vyazanie/spicami/kak-vyazat-litsevye-petli-3879/


Наблюдение

1











7


Технология выполнения изнаночных петель.

Практическая работа

https://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-tehnologii-vyazanie-na-spicah-licevie-i-iznanochnie-petli-plotnost-vyazki-1388402.html


Наблюдение

1











8


Технология выполнения изнаночных петель.

Практическая работа

https://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-tehnologii-vyazanie-na-spicah-licevie-i-iznanochnie-petli-plotnost-vyazki-1388402.html


Наблюдение

1











9


Закрепление петель последнего ряда.

Практическая работа

https://rukodelkino.com/vyazanie/8384-zakrytie-petel-poslednego-ryada-izdeliya-svyazannogo-spicami.html


Наблюдение

1











10


Вязание лицевыми петлями с прибавкой петель

Практическая работа

https://www.livemaster.ru/topic/1162149-kak-pribavlyat-petli-7-raznyh-sposobov


Наблюдение

1











11


Вязание лицевыми петлями с убавкой петель

Практическая работа

https://dzen.ru/a/X2CUnoFpqHgWCzqK


Наблюдение

1











Вязание кухонной прихватки (4)











12



Выбор схемы, ниток и спиц для вязания. Этапы работы

Практическая работа

https://dzen.ru/a/X2CUnoFpqHgWCzqK


Выставка

1











13


Этапы вязания по схеме

Практическая работа

https://dzen.ru/a/X2CUnoFpqHgWCzqK


Наблюдение

1











14


Вязание по схеме

Практическая работа

https://dzen.ru/a/X2CUnoFpqHgWCzqK


Наблюдение

1











15


Оформление готовой прихватки

Практическая работа


Наблюдение

1











Вязание кухонной прихватки из треугольных заготовок (3)











16


Чтение схемы, подбор ниток и спиц для вязания. Этапы работы

Практическая работа

https://knitka.ru/22655/prixvatka-spicami-podborka-modelej.html


Наблюдение

1











17


Вязания по схеме треугольных элементов

Практическая работа

https://knitka.ru/22655/prixvatka-spicami-podborka-modelej.html

Наблюдение

1











18


Оформление готовой прихватки

Практическая работа

https://knitka.ru/22655/prixvatka-spicami-podborka-modelej.html

Наблюдение

1











Вязаный заяц (3)











19


Связать квадрат. 10х10 см

Практическая работа

https://www.passionforum.ru/posts/58311-zajac-iz-vjazanogo-kvadrata-mk.html


Наблюдение

1











20


Формирование ушек, головы и туловища. Набивка

Практическая работа

https://www.passionforum.ru/posts/58311-zajac-iz-vjazanogo-kvadrata-mk.html


Опрос


1











21


Изготовление помпона Оформление готовой игрушки

Практическая работа


Наблюдение

1











Технология вязания игрушки, на 5 спицах (28)











Вязаная Гусеница (5)











22


Набор петель, распределение нитки на 5 спиц.

Демонстрация, объяснение

https://ru.pinterest.com/pin/357332551698315723/


Наблюдение

1











23


Вязание по кругу лицевыми спицами

Практическая работа

https://ru.pinterest.com/pin/357332551698315723/


Наблюдение

1











24


Вязание по кругу цветными нитками

Практическая работа

https://ru.pinterest.com/pin/357332551698315723/


Опрос

1











25


Вязание усиков

Практическая работа


Наблюдение

1











26


Оформление готовой игрушки

Практическая работа


Выставка

1











Вязаная Лягушка (6)











27


Набор петель, распределение нитки на 5 спиц.

Творческая мастерская

https://ru.pinterest.com/pin/155303887519465269/


Наблюдение

1











28


Вязание по кругу лицевыми спицами

Практическая работа

https://ru.pinterest.com/pin/155303887519465269/


Наблюдение

1











29


Вязание по кругу лицевыми спицами

Практическая работа

https://ru.pinterest.com/pin/155303887519465269/


Наблюдение

1











30


Вязание лапок

Практическая работа

https://ru.pinterest.com/pin/155303887519465269/


Наблюдение

1











31


Вязание глаз

Практическая работа

https://ru.pinterest.com/pin/155303887519465269/


Наблюдение

1











32


Сборка и оформление готовой игрушки

Практическая работа

https://ru.pinterest.com/pin/155303887519465269/


Опрос, наблюдение

1











Вязание елочного шара на основу (5)











33


Чтение схемы. Расчет плотности вязания.

Демонстрация, объяснение

https://www.livemaster.ru/topic/1097665-vyazhem-novogodnij-sharik-s-zhakkardovym-ornamentom


Опрос,

1











34


Вяжем по схеме лицевыми петлями с прибавкой

Практическая работа

https://www.livemaster.ru/topic/1097665-vyazhem-novogodnij-sharik-s-zhakkardovym-ornamentom


Наблюдение

1











35


Вяжем по схеме лицевыми петлями с убавкой на основу

Практическая работа


https://www.livemaster.ru/topic/1097665-vyazhem-novogodnij-sharik-s-zhakkardovym-ornamentom


Наблюдение

1











36


Завершение работы















37


Оформление готового шара

Практическая работа

https://www.livemaster.ru/topic/1097665-vyazhem-novogodnij-sharik-s-zhakkardovym-ornamentom


Наблюдение

1











Вязание снеговика (6)











38


Вяжем по схеме лицевыми петлями с прибавкой

Демонстрация, объяснение

https://www.livemaster.ru/topic/2060977-vyazhem-spitsami-milogo-snegovichka


Наблюдение

1











39


Вяжем по схеме лицевыми петлями.

Практическая работа

https://www.livemaster.ru/topic/2060977-vyazhem-spitsami-milogo-snegovichka


Наблюдение

1











40


Вяжем по схеме лицевыми петлями с убавкой.

Практическая работа

https://www.livemaster.ru/topic/2060977-vyazhem-spitsami-milogo-snegovichka


Наблюдение

1











41


Вяжем нос, руки и ноги

Практическая работа

https://www.livemaster.ru/topic/2060977-vyazhem-spitsami-milogo-snegovichka


Наблюдение

1











42


Вяжем колпачок.

Практическая работа

https://www.livemaster.ru/topic/2060977-vyazhem-spitsami-milogo-snegovichka


Наблюдение

1











43


Сборка и оформление готовой игрушки

Практическая работа

https://www.livemaster.ru/topic/2060977-vyazhem-spitsami-milogo-snegovichka


Наблюдение

1











Вязание елочного шара (Дед мороз) (4)











44


Вязание по схеме «Шар»

Практическая работа

https://ru.pinterest.com/pin/778841329329658877/


Наблюдение

1











45


Вязание по кругу лицевыми спицами

Практическая работа

https://ru.pinterest.com/pin/778841329329658877/


Наблюдение

1











46


Вязание колпачка

Практическая работа

https://ru.pinterest.com/pin/778841329329658877/


Наблюдение

1











47


Сборка и оформление готовой игрушки

Практическая работа

https://ru.pinterest.com/pin/778841329329658877/


Опрос, наблюдение

1











Промежуточная аттестация 1











48


Самостоятельное выполнение практической работы.

Творческая мастерская


Наблюдение

1











Текущий контроль (3)











49


Самостоятельное вязание изделия по выбору.

Творческая мастерская


Наблюдение

1











50


Самостоятельное оформление тематической выставки.

Творческая мастерская


Наблюдение

1











51


Текущий контроль

Защита проекта


Опрос, наблюдение

1











Итого первое полугодие:

51











Второе полугодие











Вязание игрушек (24)











Амигуруми – маленькая игрушка











1


Повторный инструктаж по Т.Б. Технология вязания игрушек (общее знакомство)


Презентация

https://vplate.ru/amigurumi/spicami/


Опрос

1











Амигуруми Заяц (5)











2


Вязание по кругу лицевыми спицами

Практическая работа

https://ru.pinterest.com/pin/778841329328405491/


Наблюдение

1











3


Вязание по кругу лицевыми спицами

Практическая работа

https://ru.pinterest.com/pin/778841329328405491/


Наблюдение

1











4


Вязание деталей игрушки уши, лапки

Практическая работа

https://ru.pinterest.com/pin/778841329328405491/


Наблюдение

1











5


Вязание деталей игрушки нос, хвост

Практическая работа

https://ru.pinterest.com/pin/778841329328405491/


Наблюдение

1














Практическая работа








6


Сборка и оформление готовой игрушки

Практическая работа


Наблюдение

1












Амигуруми Заяц в свитере (6)











7


Вязание по кругу лицевыми спицами по схеме

Практическая работа

https://glinchak.com/amigurumi/master-klass-tot-samiy-zayac-t39.html


Наблюдение

1











8


Смена цвет нити с белого на цветной, вяжем свитер

Практическая работа

https://glinchak.com/amigurumi/master-klass-tot-samiy-zayac-t39.html


Наблюдение

1











9


Смена цвет нити с цветной на белый, вяжем голову

Практическая работа

https://glinchak.com/amigurumi/master-klass-tot-samiy-zayac-t39.html


Наблюдение

1











10


Вязание деталей игрушки уши, лапки

Практическая работа

https://glinchak.com/amigurumi/master-klass-tot-samiy-zayac-t39.html


Выставка

1











11


Вязание деталей игрушки нос, хвост

Практическая работа

https://glinchak.com/amigurumi/master-klass-tot-samiy-zayac-t39.html



Опрос


1











12


Сборка и оформление готовой игрушки

Практическая работа


Наблюдение

1











Амигуруми Собака (5)











13


Вязание по кругу лицевыми спицами без схемы

Практическая работа

https://ru.pinterest.com/pin/778841329328724150/


Наблюдение

1











14


Вязание по кругу лицевыми спицами

Практическая работа

https://ru.pinterest.com/pin/778841329328724150/


Наблюдение

1











15


Вязание деталей игрушки уши, лапки

Демонстрация, объяснение

https://ru.pinterest.com/pin/778841329328724150/

Опрос

1











16


Вязание деталей игрушки нос, хвост

Демонстрация Практическая работа

https://ru.pinterest.com/pin/778841329328724150/


Наблюдение

1











17


Сборка и оформление готовой игрушки

Творческая мастерская

https://ru.pinterest.com/pin/778841329328724150/


Наблюдение

1











Амигуруми Котик (5)











18


Вязание по кругу лицевыми спицами по схеме

Практическая работа

https://www.stranamam.ru/post/11567300/


Наблюдение

1











19


Вязание по кругу лицевыми спицами

Практическая работа

https://www.stranamam.ru/post/11567300/


Наблюдение

1











20


Заканчиваем работу закрыванием петель по кругу. Оформление ушей.

Практическая работа

https://www.stranamam.ru/post/11567300/


Наблюдение

1











21


Вязание деталей игрушки нос, хвост.

Практическая работа

https://www.stranamam.ru/post/11567300/

Наблюдение

1











22


Вязание деталей игрушки лапы

Практическая работа

https://www.stranamam.ru/post/11567300/


Наблюдение

1











23


Вязание сумки и шарфика

Практическая работа

https://www.stranamam.ru/post/11567300/


Наблюдение


1











24


Сборка и оформление готовой игрушки

Творческая мастерская


Наблюдение

1











Забавные поделки (22)











Подвеска на сумку «Домик» (4)











25


Вязание по кругу лицевыми спицами без схемы

Демонстрация, объяснение

https://i.pinimg.com/1200x/b8/70/6a/b8706aee4add44960275c050c4e4afc6.jpg


Опрос, наблюдение

1











26


Вязание по кругу лицевыми спицами

Практическая работа

https://startknitting.org/toy/little-house-free-knitting-pattern-and-paid/


Наблюдение

1











27


Вязание крыши и петельки

Практическая работа

https://startknitting.org/toy/little-house-free-knitting-pattern-and-paid/


Наблюдение

1











28


Сборка и оформление готового домика

Творческая мастерская


Наблюдение

1











Брелок «Медуза» (4)











29


Вязание по кругу лицевыми спицами по схеме «шар»

Творческая мастерская

https://savlabot.com/?p=3282


Наблюдение

1











30


Вязание щупалец

Творческая мастерская

https://savlabot.com/?p=3282


Наблюдение

1











31


Вязание щупалец и петельки

Творческая мастерская

https://savlabot.com/?p=3282


Наблюдение

1











32


Сборка и оформление готовой медузы

Творческая мастерская


Наблюдение

1











Игольница «Черепаха» (5)












33


Вязание панциря по схеме

Творческая мастерская

https://ru.pinterest.com/pin/778841329328724260/


Наблюдение

1











34


Вязание панциря по схеме

Творческая мастерская

https://ru.pinterest.com/pin/778841329328724260/


Наблюдение

1











35


Вязание деталей игрушки голова, хвост

Защита проекта

https://ru.pinterest.com/pin/778841329328724260/


Опрос, наблюдение

1











36


Вязание деталей игрушки лапки

Творческая мастерская

https://ru.pinterest.com/pin/778841329328724260/


Наблюдение

1











37


Сборка и оформление готовой игольницы

Творческая мастерская


Наблюдение

1











Пасхальное яйцо «Заяц»











38


Вязание по кругу лицевыми спицами по схеме «Яйцо»

Творческая мастерская

https://dampal.ru/vyazanye-pashalnye-yajtsa


Наблюдение

1











39


Смена цвет нити с белого на цветной, вяжем юбочку

Творческая мастерская

https://vyazanie-kis.ru/kak-svyazat-zajchika-spicami/


Наблюдение

1











40


Смена с цветной нитки на белый, заканчиваем вязание по схеме «яйцо».

Практическая работа

https://dampal.ru/vyazanye-pashalnye-yajtsa


Наблюдение

1











41


Вязание деталей игрушки

Творческая мастерская

https://dampal.ru/vyazanye-pashalnye-yajtsa


Наблюдение

1











42


Сборка и оформление готовой игрушки.

Творческая мастерская

https://dampal.ru/vyazanye-pashalnye-yajtsa



Наблюдение

1











Вязаный человечек











43


Вязание по кругу лицевыми спицами

Творческая мастерская

https://wse-wmeste.timepad.ru/event/393190/?utm_medium=email&utm_source=UniSender&utm_campaign=95317049


Наблюдение

1











44


Вязание по кругу лицевыми спицами меняя цвет ниток

Творческая мастерская

https://wse-wmeste.timepad.ru/event/393190/?utm_medium=email&utm_source=UniSender&utm_campaign=95317049


Наблюдение


1











45


Формирование головы, рук и ног.

Творческая мастерская

https://wse-wmeste.timepad.ru/event/393190/?utm_medium=email&utm_source=UniSender&utm_campaign=95317049


Наблюдение

1











46


Сборка и оформление готовой игрушки.

Защита проекта

https://wse-wmeste.timepad.ru/event/393190/?utm_medium=email&utm_source=UniSender&utm_campaign=95317049


Опрос, наблюдение

1











Промежуточная аттестация (2)












47


Выбор количества спиц и набор петель. Связать образец по выбранной схеме.


Практическая работа


Наблюдение

1











48


Связать образец по выбранной схеме.




Наблюдение

1











Итоговая работа. (2)











Самостоятельная работа по выбору занимающихся.











49


Вязание изделия по выбранной схеме

Творческая мастерская


Наблюдение


1











50


Оформление готовой работы.

Защита проекта


Опрос, наблюдение

1











Вязание игрушки по выбору занимающихся для оформления выставки (7)












51


Выбор схемы, количество спиц для вязания изделия.

Творческая мастерская


Наблюдение

1











52


Самостоятельное вязание изделия или игрушки

Творческая мастерская


Наблюдение

1











53


Самостоятельное вязание изделия или игрушки

Творческая мастерская


Наблюдение

1











54


Самостоятельное вязание изделия или игрушки

Творческая мастерская


Наблюдение

1











55


Самостоятельное вязание изделия или игрушки

Творческая мастерская


Наблюдение

1











56


Самостоятельное оформление работы к выставке.

Творческая мастерская


Наблюдение

1











57


Самостоятельное оформление работы к выставке.

Выставка


Наблюдение

1











Итого второе полугодие:

57











Всего

108















Приложение 2

Термины 

Амигуру́ми (яп. «вязанное-завёрнутое») — японское искусство вязания на спицах или крючком маленьких мягких зверушек и человекоподобных.

Лицевая петля Одна из двух основных петель в вязании спицами. Петля, образующая у своего основания со стороны вязальщицы выемку.

Лицевая петля с прибавкой спицами. Для получения новой лицевой или изнаночной петли провязывают петлю нижележащего ряда лицевой или изнаночной.

Лицевая петля с убавкой Убавление петель достигается провязыванием двух или трех (иногда больше) петель вместе. убавления петель могут иметь наклон влево либо вправо. Наклоняется не только петля, наклоняется в полотне весь вертикальный столбец петель.

Изнаночная петля Одна из двух основных петель в вязании спицами. Петля, образующая у своего основания со стороны вязальщицы узелок

Вязальная спица — инструмент для ручного вязания. Обычно длинная, с заострённым концом, однако не таким острым, как у швейной иглы. На спице держатся рабочие (незакрытые) петли вязаного полотна, это препятствует их распусканию. Заострённый конец спицы используется для формирования новых петель. Их применяют для вязания плоского полотна.

Прямые двусторонние (чулочные) Применяют для вязание цилиндрической детали на четырёх спицах. При вязании на двусторонних спицах одна из них является рабочей, на других же удерживаются открытые петли. Прямые двусторонние спицы несколько короче, чем одинарные или круговые спицы (длиной около 20 см).


Памятки по технике безопасности 

Правила безопасной работы с ножницами: 

- соблюдай порядок на своём рабочем месте;  

- перед работой проверь исправность инструментов; 

- работай только исправными инструментами (хорошо отрегулированными и заточенными); 

- работай ножницами только на своём рабочем месте; 

- следи за движением лезвий во время работы; 

- ножницы клади кольцами к себе; 

- подавай ножницы кольцами вперёд; 

- не оставляй ножницы открытыми; 

- храни ножницы в чехле лезвиями вниз; 

- не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу; 

- используй ножницы по назначению.  

 

Примечание. Конкурсные работы, изготовленные за счет средств учреждения, остаются в учреждении и используются как демонстрационный материал











Приложение 3

Общие правила поведения в учреждении

ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

Обучающийся обязан выполнять Устав учреждения, добросовестно работать на занятиях, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство обучающихся и работников клуба, выполнять правила внутреннего распорядка.

  1. Соблюдать расписание занятий, не опаздывать и не пропускать занятия без уважительных причин.

  2. Учащиеся не должны посещать занятия, если больны.

  3. Соблюдать чистоту в помещении.

  4. Бережно относиться к результатам труда других людей.

  5. Соблюдать правила пожарной и технической безопасности.

  6. Быть опрятно и аккуратно одетыми, приносить сменную обувь.

  7. Запрещается приносить с собой колющие и режущие предметы, ядовитые вещества.

  8. Принимать активное участие в конкурсах и выставках всех уровней.


Инструкция для обучающихся

ПРИ РАБОТЕ С КЛЕЕМ

1. Общие требования безопасности

На занятиях выполнять только порученную педагогом работу.

2. Требования безопасности перед началом работы

  1. До начала работы прослушать инструктаж педагога по технике безопасности.

  2. Подготовить рабочее место, инструменты, приспособления. Постоянно держать их в исправном состоянии.

  3. Проверить достаточность освещения на рабочем месте.

3. Техника безопасности во время работы

  1. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе в данное время.

  2. При работе с клеем стол закрывать клеенкой.

  3. Тюбик с клеем необходимо класть прямо перед собой в стороне от материалов и инструментов.

  4. Избегать попадания клея в глаза, рот, на слизистые носа.

  5. При попадании клея в глаза промыть их водой.

  6. При работе с клеем для рук использовать влажную тряпку.

  7. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

  8. По окончании работы клей закрыть.



Инструкция для обучающихся при работе

С КОЛЮЩИМИ, РЕЖУЩИМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

1. Общие требования безопасности

  1. К работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями допускаются обучающиеся, изучившие правила по технике безопасности.

  2. На занятиях выполнять только порученную педагогом работу.

  3. Перед началом работы необходимо убедиться в исправности инструментов и приспособлений. Обо всех неисправностях необходимо сообщать педагогу и не приступать к работе до устранения этих нарушений.

  4. Замену инструментов и приспособлений производит педагог.


1.1 Правила безопасной работы при вязании спицами:


1. Со спицами необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу, хранить в коробках и пеналах.

2. Спицы не должны быть очень острыми, иначе ими можно поранить пальцы.

3. Нельзя пользоваться ржавыми спицами — они портят пряжу, нитки.

1.2. Правила безопасной работы с иглами и булавками

1. Иглы и булавки необходимо пересчитывать до начала работы, и после ее окончания. 

2. Сломанные иглы, булавки и другие отходы следует складывать в отдельную коробку, а потом выбрасывать, завернув в лист ненужной бумаги или газеты. 

3. Булавки вкалывают в изделие в три прокола таким образом, чтобы острие осталось по возможности между слоев ткани. 

4. Иглы и булавки хранят в специальных коробках или игольницах.


2. Требования безопасности перед началом работы

  1. До начала работы прослушать инструктаж педагога по технике безопасности,

  2. Подготовить рабочее место, инструменты, приспособления. Постоянно держать их в исправном состоянии.

  3. Проверить достаточность освещения на рабочем месте.


3. Техника безопасности во время работы

  1. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе в данное время.

  2. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

  3. Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя.

  4. При работе с циркулем не оставлять циркуль в раскрытом виде, не держать циркуль вверх концами.

  5. Ножи и шило направлять острием от себя.

  6. Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.

  7. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

  8. Лезвия ножниц должны быть остро наточенными.

  9. Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

  10. Нельзя резать на ходу.

  11. При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.