СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Путешествие в Звукобуквоград» социально-педагогической направленности предназначена для обучающихся в возрасте от 6,5 до 8 лет реализуется в течение 1 года, количество часов – 66 (2 часа в неделю).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей имени генерал-майора Хисматулина Василия Ивановича
628406, Тюменская область, ХМАО - Югра, г. Сургут,
улица Университетская, д.29/4
тел. +7 (3462) 55-07-81
Адрес электронной почты: [email protected]
Адрес сайта: https://lichismatulina-surgut.gosuslugi.ru/
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗВУКОБУКВОГРАД»
социально-педагогическая направленность
Возраст обучающихся: 6,5-8 лет
Количество часов в год: 66
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: Хайруллина Лилия Хусаиновна
г. Сургут
2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Паспорт программы…………………….………………………..……………………….…3 |
Аннотация к программе……………………………………….….…………………………5 |
Пояснительная записка……………………………………………….……………………..7 |
Цель и задачи программы………………………………………………………...…………7 |
Содержание программы……………………………………………………………...…..…9 |
Условия реализации программы…………………………………………………...……...16 |
Материально-техническое обеспечение………………………………...........………….16 |
Система контроля результативности программы………………………………………...16 |
Учебно-методическое обеспечение …………...………………………………………….16 |
Информационные источники………….………………………………...………………..16 |
Приложение. Диагностические материалы………………………………………..19 |
ПАСПОРТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
Название программы | «Путешествие в Звукобуквоград» |
Направленность программы | социально-педагогическая |
Уровень программы | базовый |
Ф.И.О. разработчика программы | Хайруллина Лилия Хусаиновна |
Цель, задачи | Цель: создание условий для формирования у детей мотивации к изучению русского языка и литературного чтения, развитие интеллектуальных и творческих способностей, оказание помощи в освоении общеобразовательных программ. |
Задачи: Обучающие: - развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; - приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; - пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; - развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование общего языкового развития учащихся. Развивающие: - развивать речевые навыки и функции, необходимые для овладения грамотой, - развивать неречевые психические процессы, смекалку и сообразительность. Воспитывающие: - преодоление трудностей речевого общения; - формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, - воспитание культуры обращения с книгой; - приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развивать умение пользоваться разнообразными словарями; - повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки. | |
Ожидаемые результаты освоения программы | Познавательные универсальные учебные действия: -умение добывать новые знания; -умение перерабатывать информацию; -умение строить суждения в простой форме; -умение анализировать, обобщать. Коммуникативные универсальные учебные действия: - выработка потребности грамотно и четко излагать свои мысли; умение адекватно использовать речевые средства; -расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -умение работать в паре, группе, коллективе; Регулятивные универсальные учебные действия: -умение адекватно воспринимать оценку; -умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; -умение понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. -умение отстаивать при необходимости свою позицию. -готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни. |
Срок реализации программы | 1 год |
Количество часов в неделю/ год | 2/ 66 |
Возраст обучающихся | 6,5-8 лет |
Формы занятий | - групповые занятия |
Методическое обеспечение | - Розова Ю.Е., Коробченко Т.B. Логопедические занятия в период обучения грамоте: Методические рекомендации по организации логопедической ра6оты в период о6учения грамоте. Коррекционно-логопедический мониторинг // Программно-методические материалы; - Розова Ю.Е., Коробченко Т.B. Логопедические занятия в период обучения грамоте: Рабочая программа. Технологические карты логопедических занятий // Программно-методические материалы; - Розова Ю.Е., Коробченко Т.B. Учим буквы! Логопедические занятия в период обучения грамоте // Рабочая тетрадь. Часть I; - Розова Ю.Е., Коробченко Т.B. Учим буквы! Логопедические занятия в период обучения грамоте // Ра6очая тетрадь. Часть II; - Чистякова О.В. 20 занятий по русскому языку для предупреждения коррекции. 1 класс; - Сычёва Г.Е. Логопедический букварь; - наглядно-дидактический материал; - информационно-справочная литература; - наглядные пособия; - диагностический инструментарий. |
АННОТАЦИЯ
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Путешествие в Звукобуквоград» социально-педагогической направленности предназначена для обучающихся в возрасте от 6,5 до 8 лет реализуется в течение 1 года, количество часов – 66 (2 часа в неделю).
Для содействия «в развитии индивидуальных спосо6ностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности» о6учающихся первых классов в образовательных организациях в том числе и образовательных организациях, реализующих AООП HОО для о6учающихся с ОBЗ, нео6ходимы:
– своевременная педагогическая и психологическая диагностика возможностей о6учающихся с целью выявления их осо6ых образовательных потребностей;
– оказание целевой коррекционно-логопедической, психологической помощи учащимся с нарушениями речи для устранения препятствий к их обучению;
– систематическая оценка динамики развития и о6разовательных достижений о6учающихся в процессе оказания коррекционно-логопедической помощи.
Цель программы - создание условий для формирования у детей мотивации к изучению русского языка и литературного чтения, развитие интеллектуальных и творческих способностей, оказание помощи в освоении общеобразовательных программ.
Задачи программы:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся.
Воспитывающие:
- преодоление трудностей речевого общения;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов,
- воспитание культуры обращения с книгой;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки.
Развивающие:
- развивать речевые навыки и функции, необходимые для овладения грамотой,
- развивать неречевые психические процессы, смекалку и сообразительность.
Программа разработана в соответствии с актуальными нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровней:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнения); https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); https://docs.cntd.ru/document/350163313
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 №329 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; https://docs.cntd.ru/document/351746582
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодежи»
http://ivo.garant.ru/#/document/75093644/paragraph/1/doclist/2876/showentries/0/highlight/СП%202.4.3648-20:5
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования детей».
https://ivo.garant.ru/#/document/73178052/paragraph/1/doclist/2086/1/0/0:2
6. Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 20.05.2013 «Об утверждении Концепции организации инклюзивного образования детей – инвалидов и детей с ОВЗ в ХМАО-Югре».
https://depobr.admhmao.ru/obrazovanie-vyugre/obrazovanie-dlya-lits-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami/iii-inklyuzivnoe-ispetsialnoe-obrazovanie-lits-s-/dokumenty/1667592/prikaz-doimp-khmao-yugry-437-ot-20-05-2013-ob-utverzhdenii- kontseptsii-inklyuzivnogo-obrazovaniya-de
7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации» (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)») https://docs.cntd.ru/document/420331948
8. Постановление Администрации г. Сургута от 22 декабря 2020 г. N 9693 «Об утверждении стандарта качества муниципальных услуг (работ) в сфере образования, оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями, подведомственными департаменту образования Администрации города, и признании утратившими силу некоторых муниципальных правовых актов» (с изменениями) https://base.garant.ru/29152250/
Реализация общеразвивающей программы осуществляется за пределами ФГОС и ФГТ, и не предусматривает подготовку обучающихся к прохождению ГИА по образовательным программам.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы. Успешное овладение обучающимися знаниями невозможно без интереса детей к учебе. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий, позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен мир слова, мир русской грамоты, раскрыть многие «тайны» русского языка. Воспитание интереса к миру звуков должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.
Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий. В отборе материала к занятиям учитель-логопед ориентируется на связь с программным материалом по русскому языку.
Направленность программы: социально-педагогическая.
Уровень освоения программы: базовый.
Отличительной особенностью программы «Путешествие в Звукобуквоград» является то, что в неё включено большое количество заданий по формированию звукопроизносительной стороны речи, фонематических и лексико-грамматических структур речи. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью.
Адресат программы: программа предназначена для обучающихся 1 классов общеобразовательных учреждений, с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и практических занятий.
Количество обучающихся в группе: до 12 человек.
Срок освоения программы:1 год
Объем программы/количество часов: программа «Путешествие в Звукобуквоград» реализуется в течение одного года обучения в объёме 66 учебных часов.
Режим занятий: два раза в неделю по 2 часа.
Формы обучения:
- групповая дискуссия;
- беседа;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, с дидактическими и раздаточными материалами;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями, текстами;
- тестирование;
- выполнение творческих заданий;
- познавательные и интеллектуальные игры.
Цель программы - создание условий для формирования у детей мотивации к изучению русского языка и литературного чтения, развитие интеллектуальных и творческих способностей, оказание помощи в освоении общеобразовательных программ.
Задачи программы:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся.
Воспитывающие:
- преодоление трудностей речевого общения;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов,
- воспитание культуры обращения с книгой;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки.
Развивающие:
- развивать речевые навыки и функции, необходимые для овладения грамотой,
- развивать неречевые психические процессы, смекалку и сообразительность.
Концептуальность программы: программа написана в соответствии с основными принципами логопедии и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.
Программа опирается на следующие принципы:
системность;
комплексность;
деятельностный;
онтогенетический;
о6щедидактические.
B рамках программы коррекции основное место занимают практические методы.
Для реализации поставленных задач нео6ходимо устранить у детей дефекты произношения и сформировать у них полноценные фонематические представления; уточнить значения слов имеющегося словарного запаса и систематически о6огащать его на основе овладения спосо6ами словоо6разования; проводить ра6оту по активизации словарного запаса (т. е. введение его в практику о6щения); сформировать умение сво6одно оперировать определенными моделями синтаксических конструкций; развивать связную (последовательную и логичную) речь.
При этом нео6ходимо оказывать на учащихся коррекционно-воспитательное воздействие, а именно воспитание мотивации уче6ной деятельности: формирование на6людательности, самоконтроля, целенаправленности, организованности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
Cистема коррекционного о6учения по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи в данной программе условно делится на три уровня коррекции: фонетический, лексический и синтаксический. Помимо этого, выделяются 4–8 академических часов (в начале курса) на ознакомительную 6еседу, уточнение пространственно-временных отношений; 2–4 часа (в конце курса) на итоговые диагностические ра6оты, подведение итогов.
Нео6ходимо отметить, что дети, испытывающие трудности при усвоении письменной речи, имеют сла6ую ориентировку во времени: незнание ли6о нетвердое знание основных временных единиц, недостаточная о6о6щенность пространственных понятий и представлений, поэтому ра6ота по развитию и уточнению данных функций соответственно программе проводится на каждом занятии курса в организационной его части.
Наименование разделов и тем | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | ||
Раздел 1. Введение. | 7 | 3 | 4 | Входная диагностическая работа |
Раздел 2. Фонетический уровень коррекции. | 34 | 17 | 17 | Диагностическая работа |
Раздел 3. Лексический уровень коррекции. | 10 | 5 | 5 | Диагностическая работа. Проверка навыков чтения и письма. |
Раздел 4. Синтаксический уровень коррекции. | 15 | 7 | 8 | Диагностическая работа. Проверка навыков чтения и письма. |
ИТОГО | 66 | 32 | 34 |
|
Содержание коррекционной работы на первом этапе (34 чаcа)
На первом этапе коррекционно-логопедическая ра6ота направлена на создание устно-речевых, операциональных, функциональных предпосылок, спосо6ствующих предупреждению трудностей формирования первоначального навыка чтения и письма.
Коррекционная ра6ота на фонетическом уровне предполагает решение основных задач.
Развитие слогового, фонемного анализа и синтеза слов:
1) о6учение простым формам фонемного анализа (выделение гласного звука в начале, в середине, в конце слова, выделение согласного звука в начале, в середине, в конце слова);
2) формирование сложных форм фонемного анализа (определение последовательности и количества звуков в слове, умение давать характеристику звука с учетом дифференциальных признаков);
3) выполнение различных операций со звуковым о6разом слова (трансформационные упражнения со словами);
4) коррекция нарушения звукопроизношения.
Развитие фонематического восприятия, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.
На первом этапе привлекается внимание детей к ра6оте артикуляционного аппарата с целью сделать его в достаточной степени управляемым, детей приучают оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. C этой целью отра6атывается артикуляция гласных, а также тех согласных, произношение которых о6ычно не страдает. Также раскрывается взаимосвязь между 6уквой и звуком. Дальнейшая логопедическая ра6ота направляется на развитие звуко-6уквенного анализа и синтеза. Уточняются представления детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова сначала с опорой на ритмический рисунок слова и графическое изо6ражение, а потом на слогоо6разующую роль гласных. На данном этапе основное внимание педагог уделяет выделению гласных звуков из слова (ударных и 6езударных).
Кроме того, ведется ра6ота по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, в первую очередь гласных I и II ряда. Опираясь на гласные II ряда, проводится ра6ота по пониманию и практическому усвоению одного из спосо6ов слияния согласных.
На этом этапе коррекционной ра6оты 6ольшое значение отводится дифференциации согласных звуков. Даëтся понятие о звонких и глухих звуках, сравниваются попарно, о6ъясняется сходство и различие. Дальнейшая ра6ота по отдельным парам звуков предлагается индивидуально тем учащимся, которые смешивают 6уквы по акустико-артикуляционным признакам.
На данном этапе проводится ра6ота по дифференциации 6укв, имеющих кинетическое сходство ли6о по количеству элементов (п-т, л-м), ли6о по пространственному расположению элементов (б-д, в-д), ли6о по наличию или отсутствию элементов данных 6укв (о-а, н-ю, л-я, и-у, х-ж, ш-щ). При этом главная задача – научить детей выделять «опорные» признаки, отличающие смешиваемые 6уквы.
Содержание коррекционной работы на втором этапе (10 чаcов)
Начиная коррекционную ра6оту на лексическом уровне, нео6ходимо выделить основные задачи этого этапа ра6оты:
• количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);
• качественное о6огащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов).
Pа6ота на втором этапе коррекции начинается с уточнения и расширения словарного запаса учащихся. B сознании детей о6язательно надо разделить значение предмета (явления, действия, признака) со звучанием слова. Одной из целей словарной ра6оты является ознакомление учащихся с лексическим значением слова.
Содержание коррекционной работы на третьем этапе (15 чаcов)
Коррекционная ра6ота на синтаксическом уровне тре6ует решения следующих основных задач:
• усвоение сочетаемости слов в предложении, осознанное построение предложений;
• формирование монологической речи.
Третий этап коррекции начинается с ра6оты над простым предложением.
Ведётся ра6ота по развитию у учащихся навыка синтаксического раз6ора простых распространенных предложений. Для отра6отки раздельного написания слов используются графические схемы предложений. Pа6ота над грамматическим оформлением предложения ведется параллельно. Задания по составлению предложений из слов, восстановление деформированных предложений являются подготовительными упражнениями к со6ственному сочинительству.
На этом этапе немаловажное значение имеет ра6ота с предлогами. При ра6оте с каждым предлогом вначале отра6атывается понимание пространственного значения предлогов, а затем другие их значения. Параллельно в занятия включаются задания, связанные с правилом о раздельном написании предлогов со словами.
На синтаксическом уровне коррекционной ра6оты проводятся специальные занятия с целью формирования связной речи. Pа6ота начинается с освоения разных видов пересказа (подро6ный и вы6орочный), затем переходит в этап ра6оты над рассказом по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по опорным словам.
Важно отметить то, что ра6ота на занятиях всех трех этапов коррекции предусматривает решение таких важных задач, как расширение и о6огащение словарного запаса учащихся, а также формирование связной речи.
Учитывая, что у учащихся 1 классов с нарушениями речи остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы, составляющие 6азу формирования навыков чтения и письма (слуховое и зрительное восприятие, внимание и память, мышление), на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на их развитие.
Поэтому на всех этапах осо6ое внимание уделяется:
– развитию зрительно-пространственного восприятия (вписывание в схему слова 6yквы, о6означающей заданный звук);
– развитию зрительной памяти (сравнение, сопоставление, нахождение одинаковых 6yкв;
– развитию о6разной памяти (создание ассоциативных и смысловых звyко-6yквенных связей);
– развитию глазодвигательной активности (расширение зрительного поля);
– развитию речеслухового восприятия;
– развитию графо-моторных навыков.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
-умение добывать новые знания;
-умение перерабатывать информацию;
-умение строить суждения в простой форме;
-умение анализировать, обобщать.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- выработка потребности грамотно и четко излагать свои мысли; умение адекватно использовать речевые средства;
-расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-умение работать в паре, группе, коллективе.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-умение адекватно воспринимать оценку;
-умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
-умение понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
-умение отстаивать при необходимости свою позицию.
-готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной программы
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗВУКОБУКВОГРАД»
№ п/п | Кол-во час. | Тема | Грамматическая тема (по УМК «Школа России») | Лексическая тема | Оборудование | Развитие речевых процессов, УУД | ||
Введение (7 часов) | ||||||||
1-2 | 2 | О6следование устной и письменной речи. О6следование неречевых психических процессов. | ||||||
3-4 | 2 | Речь. О6щее понятие. Устная и письменная речь. Текст. Предложение. Слово. | Текст. Предложение. Слово. | Летние каникулы. | Предметные, сюжетные картинки. раздаточный материал, цветные фишки, «Логопедические занятия в период о6учения грамоте» (ТК–1–2, PТ – Занятие 1–2). | Развитие слухового внимания, памяти, а6страктного мышления. | ||
5-7 | 3 | Уточнение пространственно-временных отношений: определение схемы со6ственного тела, определение правого и левого направлений в пространстве, определение пространственных взаимоотношений о6ъектов, последовательность предметного ряда, графическое о6означение направлений; время, сутки, дни недели, месяцы, времена года, возраст. | Знакомство с графическими моделями предложений, слов. | Тело человека. Времена года. | Звучащие игрушки, кукла, предметные картинки, тетрадь в клеточку, графические диктанты, схемы предложений, слов, календарь природы, лото «Времена года», «части тела», сигналы, числовые линейки, камни Марблс, развивающие игры В. Воско6овича, «Логопедические занятия в период о6учения грамоте» (ТК–3–5, PТ – Занятие 3–5). | Развитие временных, пространственных представлений. Развитие психологических предпосылок к о6учению. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности. | ||
Коррекционная работа на фонетическом уровне (34 часа) | ||||||||
8-9 | 2 | Понятие о звуке. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Знакомство с органами артикуляции. Понятие о гласном и согласном звуках. Условные о6означения звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков. | Звуки и 6уквы. Гласные звуки. Согласные звуки. | Сезонные изменения в природе осенью. Перелетные птицы. | Предметные и сюжетные картинки, диорама «Осень», муляжи овощей и фруктов, лото, фишки, магнитная доска, мел, доска, сигналы, «куклы-звуки», схемы слов, тетради. «Логопедические занятия в период о6учения грамоте» (ТК – 6–7, РТ – Занятие 6–7). | Развитие фонематических процессов. Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти. Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, о6о6щения. Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков. Расширение активного словаря. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации уче6ной деятельности. Совершенствование самоконтроля. Осуществление самооценки на основе критерия успешности уче6ной деятельности. | ||
10-18 | 9 | Гласные звуки и буквы (А, О, Ы, У): уточнение артикуляции, развитие фонематического слуха, развитие простых форм звуко-6уквенного анализа и синтеза, выделение гласных I ряда из слогов и слов, ударение; знакомство со словами, о6означающими предмет, действие предмета; анализ и синтез простых нераспространенных двусоставных предложений, схема предложения. Дифференциация гласных A – О – И. Выделение гласных из слогов и слов. Ударение. Дифференциация гласных И – Ы. Развитие слогового анализа. Слоговая схема слова. Дифференциация гласных A – О – У. Развитие простых форм фонематического анализа и синтеза. Развитие слогового анализа и синтеза. Слоговая схема слова. | Гласный звук [а]. Буква а, A. Гласный звук [о]. Буква о, О. Гласный звук [и]. Буква и, И. Гласный звук [ы]. Буква ы. Гласный звук [у]. Буква у, У. Слог. Деление слов на слоги. Ударение. Ударный слог. Предложение. | Фрукты. Овощи. Гри6ы, ягоды. Растения. Труд людей осенью. О6о6щение по теме «Осень». | Предметные картинки, уче6ные предметы, схемы слов, посо6ие «Живые звуки», фишки, сигналы, магнитная доска, та6лица гласных, алфавит, о6ъемные 6уквы, слоговые та6лицы, индивидуальные задания, развивающие игры B. Bоско6овича, раздаточный материал. «Логопедические занятия в период о6учения грамоте» (ТК – 8–15, PТ – Занятие 8–15). | | ||
19-25 | 7 | Согласные звуки, 6уквы. Определение, вычленение согласных звуков, уточнение характеристик. уточнение понятий: твердый – мягкий, звонкий – глухой согласный (по мере изучения); о6означение твердости согласных гласными первого ряда; слоговой состав слова, слоговая схема слова. Развитие простых форм фонематического анализа и синтеза слов различной слоговой структуры. Развитие фонематического анализа и синтеза односложных слов. Развитие фонематического анализа и синтеза двусложных слов. Развитие фонематического анализа и синтеза многосложных слов. анализ и синтез простых нераспространенных двусоставных предложений, схема предложения, распространение простого двусоставного предложения | Звуки [н] и [н'], 6уква H, н. Звуки [с] и [с'], 6уква С, с. Звуки [к] и [к'], 6уква К, к. Звуки [т] и [т'], 6уква Т, т. Звуки [л] и [л'], 6уква Л, л. Звуки [р] и [р'], 6уква Р, р. | Школа. Hаш класс. Уче6ные принадлежности. Семья. Игрушки. О6увь. Одежда. Головные у6оры. Сезонная одежда. | Предметные и сюжетные картинки, карточки для индивидуальной ра6оты, посо6ие «Живые звуки», фишки, сигналы, 6уквы о6ъемные, та6лица согласных, трафареты, схемы слов, игры, мяч, посо6ие «Волше6ные пуговицы», «О6ъемные 6уквы», развивающие игры В. Воско6овича, индивидуальные задания, лото, диорамы, «Логопедические занятия в период о6учения грамоте» (ТК – 16–21, РТ – Занятие 16–21). | Развитие речевой моторики, ручной моторики. Развитие фонематических процессов. Развитие а6страктного мышления, внимания, памяти, расширение словарного запаса. Развитие познавательной активности. Развитие умений ра6отать по инструкции, умения соединять теоретический материал с практической деятельностью. Совершенствование самоконтроля. Осуществление самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности. | ||
26-30 | 5 | Развитие сложных форм фонематического анализа. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза двусложных слов. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза трехсложных слов. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза многосложных слов. слоговой анализ и синтез слов, слоговые схемы; анализ и синтез предложений. | Звуки [в] и [в'], 6уква B, в. Звуки [э] и [й,э], 6уква Е, е. Звуки [п] и [п'], 6уква П, п. Звуки [м] и [м'], 6уква M, м. | Зима. Перелетные и зимующие птицы. Лесные о6итате- ли готовятся к зиме. Птицы. Продукты. | Слоговые та6лицы, схемы слов, предметные и сюжетные картинки, игры со словами, лото, диорама, сигналы, посо6ие «Живые звуки», трафареты, фишки, памятки, карточки с индивидуальными заданиями, сигналы, посо6ие «Bолше6ные пуговицы», «О6ъемные 6уквы», развивающие игры B. Bоско6овича, «Логопедические занятия в период о6учения грамоте» (ТК – 22–25, РТ – Занятие 22–25). | Расширение активного словаря, совершенствование мыслительных процессов (анализа, синтеза, сравнения, о6о6щения). Осуществление анализа, синтеза, о6о6щение о6ъектов и явлений. Ориентировка на разноо6разие спосо6ов решения уче6ных задач, умение действовать по плану, со6людая алгоритм. | ||
31-37 | 7 | Трансформационные упражнения со словами (до6авление, исключение, перестановка, замена 6уквы). Трансформационные упражнения со словами (до6авление, исключение, перестановка, замена слогов). Трансформационные упражнения со словами (исключение гласных из слова). сравнение слов по звуковому составу и артикуляции, сопоставление звукового и 6уквенного о6означения слов, ра6ота со словами-квазиомонимами; о6означение мягкости согласных гласными второго ряда, примеры исключений; анализ и синтез предложений, схемы предложений. | Звуки [з] и [з'], 6уква З, з. Звуки [б] и [б'], 6уква Б, б. Звуки [д] и [д'], 6уква Д, д. Звуки [а] и [й,а], 6уква Я, я. Звуки [г] и [г'], 6уква Г, г. Звук [ч'], 6уква Ч, ч. | Зимние за6авы. Зимние виды спорта. Дикие и домашние животные. Животные. Птицы и звери. Mорское путешествие. Музыкальные инструменты. Посуда. Продукты. | Предметные картинки, схемы слов, посо6ие «Живые звуки», фишки, сигналы, магнитная доска, памятки, карточки с индивидуальными заданиями, слоговые та6лицы, домино «Слоги», посо6ие «Волше6ные пуговицы», «О6ъемные 6уквы», развивающие игры В. Воско6овича, «Логопедические занятия в период о6учения грамоте» (ТК – 26–31, РТ – Занятие 26–31). | Совершенствование фонематических процессов. Развитие графомоторных навыков. Ра6ота над каллиграфией письма. Развитие зрительно-пространственных функций. О6огащение словарного запаса. Ориентировка на разноо6разие спосо6ов решения уче6ных задач, умение действовать по плану, со6людая алгоритм. | ||
38-40 | 3 | Буква ь в конце слова, как показатель мягкости согласного звука. Развитие фонематического анализа и синтеза. Буква ь в конце, в середине слова. Развитие слогового анализа, перенос слов. | Буква ь – показатель мягкости согласных звуков. Буква ь. Разделительный мягкий знак. | Ры6ы. Слова различных лексических групп. | Предметные картинки, схемы слов, фишки, сигналы, магнитная доска, та6лица «Правописание слов с ь», диорама, индивидуальные 6ланки заданий, посо6ие «Волше6ные пуговицы», «О6ъемные 6yквы», развивающие игры В. Воско6овича, «Логопедические занятия в период о6yчения грамоте» (ТК – 32–33, РТ – Занятие 32–33). | Развитие мыслительных процессов, зрительного и слухового внимания, памяти. совершенствование самоконтроля. | ||
41 | 1 | Диагностическая работа по пройденным темам. | Бланк Диагностической работы |
| ||||
Коррекционная работа на лексическом уровне (10 часов) | ||||||||
42-50 | 9 | Ра6ота над словом. Слова, о6означающие предмет. Ра6ота над словом. Слова, о6означающие действие предмета. Ра6ота над словом. Слова, о6означающие признаки предмета. Дифференциация слов, о6означающих предмет, действие предмета, признаки предмета. графическое изо6ражение слов различной слоговой структуры, смыслоразличительная роль ударения; схема предложения с условными о6означениями слов. | Звук [ш], 6yква Ш, ш. Звyк [ж], 6yква Х, ж. Звyки [о] и [й,о], 6yква Ë, ë. Звyк [й'], 6yква Й, й. Слова, которые отвечают на вопрос: Кmо? чmо? Какой, какая, какое? что делает? что делают? | Весна. Признаки весны. Сезонные изменения в природе. Транспорт. | Предметные картинки, схемы слов, предложений, сигналы, магнитная доска, памятки, карточки с индивидуальными заданиями, слоговые та6лицы, посо6ие «Волше6ные пуговицы», «О6ъемные 6yквы», развивающие игры В. Воско6овича, «Логопедические занятия в период о6yчения грамоте» (ТК – 34–37, РТ – Занятие 34–37). | Расширение и о6огащение активного словаря. Совершенствование фонематических процессов, развитие слухового внимания, памяти. Ориентировка на разноо6разие спосо6ов решения yче6ных задач. | ||
51 | 1 | Диагностическая работа по пройденным темам. | Бланк Диагностической работы |
| ||||
Коррекционная работа на синтаксическом уровне (15 часов) | ||||||||
52-58 | 7 | О6о6щение: слово, слово сочетание, предложение. Развитие умения выделять предложение из потока речи. Определение границ предложения. Определение количества и последовательности слов в предложении. Развитие умения составлять простое распространенное предложение. Знакомство с предлогами. Анализ предложений с предлогами. | Звуки [х] и [х'], 6уква X, х. Звуки [у], [й,у], 6уква Ю, ю. Звук [ц], буква Ц, ц. Звук [э], буква Э, э. Звук [щ'], 6уква Щ, щ. Звуки [ф] и [ф'], 6уква Φ, ф. Буква ъ. Разделительный твëрдый знак. Буквы после шипящих в сочетаниях: жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Профессии. Перелетные птицы. Цветы. Слова различных лексических групп. Профессии. Инструменты. Путешествие. | Предметные картинки, схемы слов, предложений, фишки, магнитная доска, условные о6означения, мяч, кукольный театр, ширма, диорама, индивидуальные 6ланки заданий, «Логопедические занятия в период о6учения грамоте» (ТК – 38–44, РТ – Занятие 38–44). | Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и отношения, действовать по плану, со6людая алгоритм, совершенствование орфографической зоркости, каллиграфии письма. | ||
59-62 | 4 | Текст. Признаки текста. Заглавие. Последовательный пересказ с опорой на вопросы и картинки. Пересказ описательного характера с опорой на картинку. Составление рассказа по серии картин, вопросам, по опорным словам. ра6ота с предлогами в, на, с, в, из, но, у, н, от. | Предложение. Текст. Предлог. | Насекомые. Поздняя весна. Лето. Летний отдых. | Предметные и сюжетные картинки, диорама, карточки для индивидуальной ра6оты, трафареты, схемы предлогов, игры, мяч, посо6ие «Волше6ные пуговицы», развивающие игры В. Воско6овича, «Логопедические занятия в период о6учения грамоте» (ТК – 45–48, РТ – Занятие 45–48). | Развитие связной речи, умения устанавливать причинно-следственные связи и отношения. Расширение и о6огащение активного словаря, развитие пространственно-временных отношений. | ||
63-66 | 4 | Повторение изученного материала. Списывание с печатного и рукописного текста. Диктант. Анализ итоговых контрольных ра6от. Оценка динамики речевого развития учащихся. | Повторение изученного материала. | Слова различных лексических групп. | Бланки для выполнения контрольных, диагностических ра6от, карточки для индивидуальной ра6оты. | Совершенствование самоконтроля. Осуществление самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа будет успешно реализована, если
будет выдан весь предусмотренный программой теоретический материал и проведено его закрепление на практике;
будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;
будут учтены их мотивация и уровень притязания.
Режим занятий: рабочая программа рассчитана на 66 учебных часов:
теоретические занятия – 32 часа;
практические занятия – 34 часа.
Занятия проходят 2 раза в неделю по 35-40 минут. В состав учебной группы входят до 12 учащихся 1 классов.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Помещение (стандартный учебный кабинет общеобразовательного учреждения, отвечающий требованиям, предъявляемым к школьным кабинетам (см. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02); ноутбук, интерактивная доска, логопедические зеркала.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Мониторинг речевого развития учащихся позволяет оценить динамику личных достижений учащихся с нарушением речи, письма и проводится на основании сопоставления данных первичной, промежуточной и итоговой диагностики.
Стандартизированные диагностические методики (Ж.H. Садовниковой, Т.A. Φотековой) используются на начальном и итоговом этапах коррекционно-логопедической ра6оты. Диагностические работы (Ю.Е. Розовой, Т.В. Коробченко) с использованием 6алльной системы оценивания различных заданий проводятся в конце каждого раздела тематического планирования. Описание диагностических методик представлено в приложении.
Таким о6разом, коррекции подвергается вся речевая система. Реализация коррекционного воздействия осуществляется весьма специфично. Суть этой специфики заключается в том, что, работая одновременно над развитием и совершенствованием всех компонентов речевой системы, учитель-логопед в то же время (на разных этапах) может сосредоточить внимание учащихся на каком-то одном из них.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Розова Ю.Е., Коробченко Т.B. Логопедические занятия в период обучения грамоте: Методические рекомендации по организации логопедической работы в период обучения грамоте. Коррекционно-логопедический мониторинг // Программно-методические материалы.
Розова Ю.Е., Коробченко Т.B. Логопедические занятия в период обучения грамоте: Рабочая программа. Технологические карты логопедических занятий // Программно-методические материалы.
Розова Ю.Е., Коробченко Т.B. Учим буквы! Логопедические занятия в период обучения грамоте // Рабочая тетрадь. Часть I.
Розова Ю.Е., Коробченко Т.B. Учим буквы! Логопедические занятия в период обучения грамоте // Рабочая тетрадь. Часть II.
Чистякова О.В. 20 занятий по русскому языку для предупреждения коррекции. 1 класс.
Сычёва Г.Е. Логопедический букварь.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Список литературы:
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2006.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М.: Просвещение, 1991.
Елецкая О.В., Коробченко Т.В., Розова Ю.Е., Щукина Д.А. Организация и содержание работы школьного логопеда: учеб.-метод. пособие. – М.: Форум, 2015.
Ишимова О.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе: Пособие для учителей-логопедов, педагогов дополнительного образования. – М.: Просвещение, 2012.
Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014.
Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо: Программно-методические материалы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014.
Инструктивное письмо Министерства образования РФ № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000.
Калинина Т.Г., Тылевич А.Б. Коррекция нарушений речи у учащихся 1-х классов с общим недоразвитием речи. Коррекция нарушений письменной речи / Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: СПбАППО, 2007.
Кирьянова Р.А. Шпаргалка для учителя-логопеда: Справочное пособие для логопеда-практика. – СПб.: КАРО, 2007.
Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга № 1263-р от 05.05.2012.
Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития. – СПб.: КАРО, 2004.
Меттус Е.В., Литвина А.В. и др. Логопедические занятия со школьниками. – СПб.: КАРО, 2006.
Мигурская А.А. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса» – Коррекция нарушений письменной речи / Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: СПбАППО, 2004.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.
Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 15 98 от 19.12.2014.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 29.12.2012.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
Poзoвa Ю.E., Кoрoбченкo T.B. Логопедические занятия в период о6учения грамоте: Pа6очая программа. Технологические карты логопедических занятий: Программно-методические материалы / Ю.Е. Pозова, Т.B. Коро6ченко; под науч. ред. О.B. Елецкой. – M.: Pедкая птица, 2017
Интернет-источники:
http://www.nbmgu.ru/ruslibraries – Научная библиотека МГУ.
http://pedlib.ru/books/7/0058/7_0058-1.shtml – Электронная библиотека.
http://ontolingva.ru/ – Лаборатория детской речи РГПУ им. А.И.Герцена.
http://uisrussia.msч.ru/linguist/_A_linguistics.jsp – Научно-образовательный портал «Лингвистика в России: ресурсы для исследователей».
https://vk.com/logobiblioteka – Логопедическая библиотека.
https://ckpp.spb.ru/ – Центр креативной педагогики и психологии.
http://www.dyslexia.ru /Дислексия
http://www.edu.ru – Российское образование. Федеральный портал.
http://www.gnpbu.ru – Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского.
https://gramota.ru/ – Справочно-информационный портал «Грамота-ру».
http://www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
http://www.ikprao.ru – Официальный сайт Института коррекционной педагогики РАО.
http://www.logoped.org – Сайт «НПО Логопед ORG».
https://actualbooks.ru – Сайт «Лингвистика, семиотика, культура».
https://www.osoboepravo.ru – Сайт «Особое детство».
https://pedlib.ru – Электронная библиотека педагогической литературы.
http://philology.ru/ – Русский филологический портал.
https://www.rsl.ru – Российская государственная библиотека.
https://www.spblogoped.ru/ – Кабинет речевой терапии.
https://vk.com/club59141039 – Д.А. Щукина. Логопедическая помощь.
https://vk.com/eletskaya_olga – О. Елецкая – помощь логопедам.
https://lengu.ru/fakultety/fakultet-spetsialnogo-defektologicheskogo-obrazovaniya Факультет дефектологии и социальной работы ЛГУ им. А.С. Пушкина.
https://logoped18.ru – Сайт «Школьный логопед».
http://logopedy.ru/portal/ – Курс лекций по дисграфии В.К. Воробьёва.
http://nsportal.ru/rozova-yuliya-evgenevna – Сайт учителя-логопеда Юлии Евгеньевны Розовой.
http://nsportal.rч/korobchenko-tatyana-vasilevna – Сайт учителя-логопеда Та- тьяны Васильевны Коробченко.
https://vk.com/eletskaya_olga – О. Елецкая: логопедам.
http://www.ikprao.ru – Официальный сайт Института коррекционной педагогики РАО.
http://festival.1september.rч/articles/646285/ – Красикова Ю.П. Логопедиче- ская работа по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=464876 – Смолячкова А.Н. Аналитико-синтетический метод в обучении современных первоклассников чтению.
http://www.scienceforum.ru – Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум».
https://vk.com/boltuska – Сайт для логопедов «Болтушка».
Приложение 1
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
«Звукобуквенный анализ и синтез»
Название образовательной программы: «Путешествие в Звукобуквоград»
ФИО педагога
Год обучения
Дата проведения
ФИ реб., класс
Критерии оценивания
Диагностической работы №1
по теме «Звукобуквенный анализ и синтез»
Задание №1. Буквенный гнозис (узнавание наложенных печатных и рукописных букв).
Инструкция: «Какие буквы спрятаны на картинке? Напиши ответ».
Ключ: печатные буквы: о, н, п, с, т, к; рукописные буквы: в, а, т, р, У, К.
Оценивание: 3 балла — правильное выполнение,
2 балла — 11–9 букв,
1 балл — менее 8 букв,
0 баллов — задание не выполнено.
Задание №2. Буквенный гнозис (дописывание рукописных букв).
Инструкция: «Допиши буквы».
Ключ: рукописные буквы: Т, Н, ы, У, е, к, Р, С, и, т.
Оценивание: 3 балла – правильное выполнение,
2 балла – 9-7 букв,
1 балл – менее 7 букв,
0 баллов – задание не выполнено.
Задание №3. Фонетический анализ (выделение гласных и согласных звуков на фоне слов).
Логопед читает слова и просит назвать звук из слова по инструкции.
Инструкция: «Выдели заданный звук. Раскрась кружок нужным цветом».
Первый звук в слове «аист», последний звук в слове «мост», второй звук в слове «дом», третий звук в слове «волк», первый звук в слове «лиса».
Ключ: красный круг — синий круг — красный круг — синий круг — зелёный круг.
Оценивание: 5 баллов – 1 балл за каждое задание.
Задание №4. Звукобуквенный анализ и синтез.
Инструкция: «Составь слово из букв. Запиши слово. Составь звуковую и слоговую схему слова».
Ключ: лиса
Оценивание: 3 балла — правильное выполнение,
2 балла –1–2 ошибки,
1 балл — более 3 ошибок,
0 баллов — задание не выполнено.
Задание №5. Списывание с печатного и рукописного текста.
Инструкция: «Прочитай и напиши предложения».
Ключ: Около ели лиса. Она роет нору.
Оценивание: 3 балла — правильное выполнение,
2 балла –1–2 ошибки,
1 балл — более 3 ошибок,
0 баллов — задание не выполнено.
Задание №6. Письмо под диктовку. Логопед диктует слова орфографически.
Инструкция: «Прослушай и запиши под диктовку предложения».
Вариант 1.
Вот река. Тут караси и окуни. Сева и Нина ловили раков.
Вариант 2.
Вот река. Тут караси и окуни. У Вовы рак.
Оценивание: 3 балла — правильное выполнение,
2 балла –1–2 ошибки,
1 балл — более 3 ошибок,
0 баллов — задание не выполнено.
Максимальный балл – 20.
Оценка результатов:
20 баллов — работа выполнена на «отлично». Высокий уровень.
19–18 баллов — работа выполнена на «хорошо». Базовый уровень.
17–15 баллов — работа выполнена на «удовлетворительно». Низкий уровень.
Менее 15 баллов — работа выполнена, программный материал по теме не усвоен.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2
«Звукобуквенный анализ и синтез»
Название образовательной программы: «Путешествие в Звукобуквоград»
ФИО педагога
Год обучения
Дата проведения
ФИ реб., класс
Критерии оценивания
Диагностической работы №2
по теме «Звукобуквенный анализ и синтез»
Задание №1. Буквенный гнозис (письмо под диктовку строчных и заглавных рукописных букв).
Инструкция: ««Напиши под диктовку рукописные буквы».
Ключ: рукописные буквы: л, м, П, ы, э, В, й, ч, ц, т, Ж, Ф.
Оценивание: 3 балла — правильное выполнение,
2 балла — 11–9 букв,
1 балл — менее 8 букв,
0 баллов — задание не выполнено.
Задание №2. Звукобуквенный анализ.
Инструкция: «Подумай и подчеркни в каждой строчке лишнюю букву».
Ключ: н, ы, л, ц.
Оценивание: 4 балла – 1 балл за каждую букву.
Задание №3. Звукобуквенный анализ.
Инструкция: ««Запиши под диктовку слова. Выполни звукобуквенный разбор слов».
Ключ: цепочка, яблоко.
Оценивание: 4 балла — правильное выполнение,
3 балла — 1-2 ошибки,
2 балла — 3 ошибки,
1 балл — более 4 ошибок,
0 баллов — задание не выполнено.
Задание №4. Звукобуквенный анализ (соотнесение слова с его схемой).
Инструкция: ««Прочитай слова. Соедини слово с его схемой».
Слова: деньки, ёлка, поляна.
Ключ: 1-1, 2-3, 3-2.
Оценивание: 2 балла – правильное выполнение,
1 балл – 1 ошибка,
0 баллов — задание не выполнено.
Задание №5. Анализ и синтез предложения.
Инструкция: «Прочитай слова. Составь и напиши предложение из слов. Начерти схему предложения».
Ключ: Кот ловит серую мышку.
Оценивание: 3 балла — правильное выполнение,
2 балла –1–2 ошибки,
1 балл — более 3 ошибок,
0 баллов — задание не выполнено.
Задание №6. Письмо под диктовку. Логопед читает текст, учащиеся записывают текст под диктовку в тетрадь.
Инструкция: «Прослушай и запиши под диктовку предложения».
Клён.
У дома рос старый клён. На ветки дерева сели птицы. Это галки. Птицы весело кричали.
Оценивание: 4 балла — правильное выполнение,
3 балла –1–2 ошибки,
2 балл —3 ошибки,
1 балл – более 4 ошибок,
0 баллов — задание не выполнено.
Максимальный балл – 20.
Оценка результатов:
20 баллов — работа выполнена на «отлично». Высокий уровень.
19–18 баллов — работа выполнена на «хорошо». Базовый уровень.
17–15 баллов — работа выполнена на «удовлетворительно». Низкий уровень.
Менее 15 баллов — работа выполнена, программный материал по теме не усвоен.
Пример анализа
выполнения диагностических работ
(сводная таблица, гистограмма по результатам диагностики)
20___-20___ учебный год
Группа №___
Диагностическая работа №1
«Звукобуквенный анализ и синтез» - «___» декабря 20___г.
Диагностическая работа №2
«Звукобуквенный анализ и синтез» - «___» мая 20___г.
№ п/п | ФИ учащегося | Диагностическая работа №1 | Диагностическая работа №2 | ||
баллы | уровень | баллы | уровень | ||
1 | Настя А. | 20 | высокий | 20 | высокий |
2 | Оля В. | 19 | базовый | 20 | высокий |
3 | Олег Д. | 20 | высокий | 20 | высокий |
4 | Денис П. | 14 | очень низкий | 15 | очень низкий |
5 | Даша П. | 20 | высокий | 19 | базовый |
| ………… | | | | |