СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа центра "Точка роста" "Эколята-юные защитники природы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа имеет краеведческое направление.Направленна на формирование экологического сознания-сознательного отношения к окружающей среде с целью охраны и рационального использования ресурсов.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа центра "Точка роста" "Эколята-юные защитники природы".»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Центр образования естественно-научной и технологической направленностей

«Точка роста»





Согласовано:

Руководитель

Центра образования «Точка роста»

_______________ А.Ю. Погребникова

«___» ______________ 2023 г.

Утверждаю:

Директор

МОУ СОШ №4

____________ С.П. Васюков

Пр. № ____

от «___» _____________ 2023 г.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА



«Эколята – юные защитники природы»





Целевая группа: 4 классы

Срок реализации программы: 2023-2024 учебный год






Автор-составитель:

Гавриленко Е.П.

педагог дополни педагог дополнительного образования

Центра образования «Точка роста»








с. Северное, 2023 г.




1. Пояснительная записка.

Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования.

Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки.

Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне её. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работе, как в школе, так и во внеучебной деятельности, во внеклассной работе по предмету (с помощью кружков), по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, при формировании у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.

Кружковая работа является оптимальной формой работы по формированию экологической культуры младших школьников.

Система работы с учащимися начальных классов значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.

Кружковая работа формирует практические умения и знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе.

Кружковая работа по экологии в начальной школе требует от ребёнка развитой способности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.

С учётом анализа теории и опыта накопленного в области экологического образования была разработана программа экологического воспитания младших школьников в рамках кружка «Эколята-юные защитники природы».

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7 - 9 лет.

Сроки реализации программы:1 год

Режим занятий: Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 3 занятия в неделю с продолжительностью 1ч.30 мин. мин каждое.

Место проведения занятий – учебные кабинеты, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки, природные объекты села, лаборатории кабинетов химии, физики, биологии.

Цели программы:

  1. Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;

  2. Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;

  3. Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране.

Задачи:

Обучающие:

  • дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

  • научиться применять на практике полученные знания.

  • формировать представления о краеведческой работе.

Развивающие:

  • развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

  • формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

  • повышать общий интеллектуальный уровень подростков;

  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге;

  • развивать творческую деятельность.

Воспитательные:

  • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

  • воспитывать потребность в общении с природой;

  • способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

  • способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

Методы обучения:

К изучаемым темам указаны практические работы, экскурсии, фенологические наблюдения, практическая деятельность, которым должно уделяться самое серьезное внимание. Только на основе наблюдений, исследований (проектов) и практической деятельности возможно осуществление экологического воспитания.

Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка школьного возраста с природой той местности, на которой он проживает. По этому, один из важнейших принципов организации работы кружка — краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные и региональные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий включена информация о состоянии природы родного города и области.

Программа работы кружка строится таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, т.е. предполагает наличие таких направлений, как познавательного, познавательно развлекательного, практического, исследовательского.

Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательныхмероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы,путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это ( театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, водоемов, родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы кружка «Юный эколог») посадкой деревьев и кустарников, озеленением класса, подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.

Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках

следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:

к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;

к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение;

к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.

Подходык образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.

  1. Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).

  2. Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей).

  3. Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.

  4. Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).

  5. Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).

  6. Принцип ориентации на успех.

  7. Принцип взаимоуважения.

  8. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).

  9. Принцип связи обучения с жизнью.

  10. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.

  11. Принцип креативности (творчества) и коллективности.

  12. Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.

  13. Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).


Формы организации внеурочной деятельности:

- учебные занятия;

- познавательные беседы;

- экологические игры;

- викторины;

- поиск информации в читальном зале библиотеки;

- экскурсии;

- наблюдения;

- опыты;

- эксперименты;

- организация выставок, фотовыставок, презентаций;

- защита проектов;

- совместная деятельность обучающихся и родителей.

Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими

учебными предметами, как:

  • русский язык;



Техническиесредстваобучения(ТСО)

    • Экспозиционныйэкран

    • Персональныйкомпьютер

    • Мультимедийныйпроектор

Календарно-тематическоепланирование


п/п

Дата

поплану

Темазанятия

Содержание

Деятельностьобучащихся

Результат

Экологияиэкономика:двенаукиодоме(10ч.)

1-2


Как мывзаимодействуем сокружающиммиром.

Условия существования любогоживого организма. Обменвеществом,энергией и

информацией.

Отвечают на вопросы. Работаютв группах, парах. Обмениваютсямнениями

Ответы навопросы

3-8


Потребностичеловека.

Потребности человека.Разнообразие потребностей(биологические и социальные;материальные и духовные). Моиличныепотребности.Потребности

—этовсето,чтотребуется для

жизни. Естественные потребности,характерные для всего живого: впище, воде, тепле, безопасности (напримередомашнихпитомцев).

Культурные потребности,характерныетолькодлячеловека:

Отвечают на вопросы.Характеризуют естественныепотребности,характерныедлявсегоживого.

Определяюткультурныепотребности человека

Работавпаре




общение, образование, проявлениесвоих интересов.Потребности и

желания

людейразноговозраста,имеющихразные условия жизни ипрофессии.



9-10


«Мы все одной крови —тыи я!».

Чтениефрагмента «Книги

джунглей»Р.Киплинга.Беседаотом,почемуволки при-

нялиМаугливсвоюстаю;отом,чемуучилимальчика

животные:медведьБалу,пантераБагира, удав Каа. Обобщениерезультатов.

Читаютфрагмент«Книгиджунглей»Р.Киплинга.

Участвуютвбеседе.Участвуютв тренинге, в ходе которогозаписывают

признаки, объединяющиекаждогоизнихслюбимым

домашнимпитомцем(любимымживотным,растением).

Обсуждаютвыполненнуюработу.

Ответы навопросы

Всесвязано совсем(10ч.)

11-15


Очемгласитпервыйзакон экологии?

Беседа по стихотворению С.Маршака «Гвоздь и подкова».ИнсценировкасказкиВ.Бианки

«Сова». Обсуждение причинно-следственных связей. Прямые икосвенныесвязивприродеижизничеловека,общества.

Принимаютучастиевбеседе.Инсценируютсказку.

Обсуждают причинно-следственныесвязи.

Фронтальныйопрос

16-18


Дом«маленький» и дом

«большой».

Дом,вкотороммыживем,—местодля жизни семьи. Важность уюта,целесообразногопорядка.

Хозяйство — все имущество,принадлежащеесемьеиеечленам.

Экономика как правила ведениядомашнегохозяйства.Качества,присущиехорошемухозяину:

бережливость, экономность(умение правильно рассчитатьсредства),щедрость.Планета—

Отвечают на вопросы. Работаютв группах, парах. Обмениваютсямнениями.

Работавгруппах





наш общий большой дом, окотором нужно заботиться иподдерживать в нем порядок иравновесие.Каксвязаныуютипорядоквнашем«маленьком»

доме (жилище семьи) и «большом»доме(нашей планете)?



19-21


Кому принадлежитприрода?

Все,чтопринадлежитчеловеку—это его собственность. Личныевещичеловека.

Собственность — это не тольковещи,ноипроизведениячеловека(стихи, музыка, идеи, научныеоткрытия). Как человек ста-новится собственником:производит сам, покупает,получает в дар, обменивает однувещь на другую. Заботливоеотношение

к своей и чужой собственности.Природа — всеобщее достояние.Беседа о том, почему проблемасохранения природы касаетсякаждогоиз нас.

Принимаютучастиевбеседе.

Обсуждаютотом,что

принадлежит человеку и как онстановитсясобственником.

Работавпарах

Вседолжнокуда-тодеваться( 8 часов)

22-24


Почему в природе несуществуетпроблемыотходов.

Как бы выглядел обычный дом,если бы из него не выбрасывалисьотходы. Наша планета — это такойже дом. Все, что мы выбрасываем,в конце концов должно где-тоскапливатьсявпределах нашего

дома—Земли.Круговоротвеществв природе. Составление рассказа-предположения «Что было бы,если…(исчезли дождевыечерви,

грибы,бактерииит.п.)

Обсуждаютпроблемуотходов.

Составляют рассказпредположение

«Чтобылобы,если…(исчезлидождевыечерви, грибы,

бактерииит.п.)».

Индивидуальнаяработа

25-27


Какчеловекпоступалс

Какчеловекрешаетпроблему

Обсуждаютпроблемуотходов.

Работавпаре




отходами в разныепериоды

истории?

отходов. Путешествие на машиневремени (первобытнообщинныйстрой,древний мир,

Средневековье, начало XX века).Проблема отходов в настоящеевремя. Почему некоторыевещества,которыесоздаетчеловек,не включаются в природныйкруговорот?

Принимаютучастиевбеседе.Работаютвпаре.


28-29


Как загрязнениеокружающейсредывлияетнажи-

выеорганизмы?

Загрязнениеокружающейсредыисостояние живых организмов (напримерерастенийиживотных).

Что такое биологическаяиндикация? Лишайники—индикаторычистотывоздуха.

Загрязнениеокружающейсредыиздоровьечеловека.

Принимают участие в беседе.Работают в паре. Знакомятся спонятием биологическаяиндикация.

Работавпаре

30


«Опасныецепочки».

Подвижнаяигра,моделирующая

накоплениеядовитыхвеществвцепяхпитания.

Принимаютучастиевподвижнойигре


Завсенадо платить( 10 часов)

31-33


Природа — основаблагосостояниячеловека.

Природные ресурсы (земли,полезныеископаемые,реки,леса)

—источникбогатствагосударстваиблагосостояния его

населения. Природные богатстваРоссии.

Принимаютучастиевбеседе.Работаютвпарах,группах

Работавпаре,группе

34-36


Закон разумногоприродопользования.

Закон разумного использованияприроды (рационального природо-пользования)—«за всенадоплатить».Ничтонедаетсянам

даром: за ухудшение состоянияокружающей среды человекрасплачивается своим здоровьем;заповышениеурожая —«платит»

удобрениями; за рост отходов —природнымитерриториями,на

Принимаютучастиевбеседе.Работаютвпарах,группах.

Обмениваютсямнениями.

Работавпаре,группе





которых создаютсясвалкии

полигоныдлязахоронениятвердыхотходови др.



37-39


«Хочу,могу,надо».

Истощениеприродныхресурсов,загрязнение окружающей среды,сокращение разнообразия видовживыхорганизмов— ценавозрастающих потребностейчеловека. Необходимостьразумногосокращения

потребностей. Желания как первыйшаг появления культурныхпотребностей, усилия человека,направленныенаих достижение.

Безграничностьчеловеческихжеланийиневозможность

исполнить все желания. Желания(потребности) членов семьи, ко-торые удовлетворяются в первуюочередь. Ценность желаний,направленных на других людей (изтаких желаний рождаютсяоткрытия и изобретения). Какможно помочь своим близким висполнении их желаний (сделатьподарок к празднику своимируками,отказатьсяотсвоего

желания в пользу желанияблизкого,еслионоважнее).

Источники богатства человека:результаты трудовой деятельности,знания,умения,предприимчивость.Открытия и изобретения. Созданиеновыхтехнологий.Важностьзнанийвсозданиибогатства.

Ценности материальные инематериальные.Богатствои

Принимаютучастиевбеседе.Работаютвпарах,группах.

Обмениваютсямнениями.

Работавпаре,группе





культура. Богатство и милосердие.Налоги — часть дохода человекаили предприятия, котораяперечисляется государству илигороду. За счет налогов строятся иобслуживаютсябольницы,парки,

скверы, библиотеки, школы,интернаты,детскиедома.



40-41


К чему приводитнарушениезаконовэкологии.

Какприроданаказываетчеловеказа его неразумные поступки впогонезаприбыльюинежелание

ограничивать свои потреб-ности.

Принимаютучастиевбеседе.Работаютвпарах,группах.

Обмениваютсямнениями.

Индивидуальнаяработа

Природазнаетлучше (13 часов)

42-44


Мудростьприроды.

В природе все должно идти своимчередом — нельзя покорятьприроду, а нужно сотрудничать сней.Почемучеловеканазывают

«неразумноедитяприроды»?

Принимаютучастиевбеседе.Работаютвпарах,группах.

Обмениваютсямнениями.

Фронтальнаяработа

45-47


От чего погиблидревниецивилизации?

Гибельмногихдревнихцивилизацийсвязанаснарушениемзаконов природы. Древнейшиеземледельческиецивилизации.

Нарушения законов природы висториинашейстраны:осушение

болот,распашкацелины,

Принимаютучастиевбеседе.Работаютвпарах,группах.

Обмениваютсямнениями.

Работавпаре,группе

48-50


Проекты, которые неосуществились.

Проекты преобразования природы,которые не были осуществлены:поворотсеверныхрек,транспортировка айсбергов дляпопол-

нения запасов пресной воды и др.Обсуждениеположительных и

отрицательныхсторонэтихпреобразований.

Принимают участие в беседе.Обсуждаютположительныеиотрицательные стороныпреобразованийприроды

Работавгруппе

52-54


Безграничнылисилы

природы?

Возможностиприродык

самовосстановлению.Какчеловек

Принимаютучастиевбеседе.

Выполняюттворческоезадание

Индивидуальная

работа





помогает природе восстановиться.Творческоезадание«Что я

изобретудля того,чтобы помочьприроде?».



Чемопасныотходыикакснимибороться( 27 часов)

55-58


Отходы—проблема

1.

Увеличение количествапромышленных и бытовыхотходов.Способыутилизации

отходов:сжиганиеизахоронение

отходов. Повторное использованиеотходов(рециклинг).

Принимаютучастиевбеседе.Обсуждают способыутилизацииотходов.

Работавпарах

59-62


Что происходит ствердымиотходами?

Виртуальная экскурсия.Вступительная беседа: чтопроисходит

ствердымиотходамипослетого,какмы выносимихиздома.

Виртуальная экскурсия намусороперерабатывающий завод(станцию по сортировке мусора,мусоросжигающийзавод,полигонТБО). Пишем вместе мини-энциклопедию «МусоротА

доЯ».

Принимаютучастиевбеседе.Принимают участие ввиртуальнойэкскурсии.

Создаютмини-энциклопедию

Работавгруппах

63-66


Бумага,утиль,стекло.

Из истории привычных вещей.Самое гениальное изобретениечеловечества— бума-

га. Как повторно используетсяутиль и макулатура. «Волшебное»стекло.Путешествиеосколка.

Принимаютучастиевбеседе.Работаютвпарах,группах.

Обмениваютсямнениями.

Работавпарах

67-70


Удивительныйметалл

алюминий.

Как получают и что изготавливаютиз алюминия. «Крылатый» металл:почему алюминий нашел широкоеприменение в авиации. Что моглабы рассказать о себе обыкновеннаяалюминиеваябанка.Какрабо-

тают автоматы по приемуалюминиевыхбанок.

старымимобильными

телефонами,компьютерами,телевизора-

ми и другими предметаминашегоповседневногобыта.

Ответы навопросы


70-73


Пищевыеотходы.

«Детективы» на кухне: изучаемсостав пищевых отходов. Зачемнужна компостная куча на даче.Какмогутиспользоватьсяпищевыеотходы. Получение органическихудобрений. Дождевые черви —неутомимые создателиплодороднойпочвы.Чтотакое

«вермикультура».

Принимаютучастиев

обсуждении состава пищевыхотходов.Предлагаютспособыиспользования пищевыхотходов. Знакомятся с новымпонятием«вермикультура».

Ответы навопросы

74-77


Изготавливаем мини-компостер.

Практическая работа поизготовлению мини-компостера изпластиковыхбутылок.

Выполняютпрактическую

работу по изготовлению мини-компостера из пластиковыхбутылок.

Работавгруппе

78-80


От телефона доавтомобиля.

Чтопроисходитсостарымимобильными телефонами,компьютерами,телевизора-

миидругимипредметаминашегоповседневногобыта. Как

избавитьсяотстарогоавтомобиля?Программа утилизации старыхавтомобилей.

Принимают участие в беседе.Обсуждаютспособыутилизациистарых мобильных телефонов,компьютеров,телевизорови

другихпредметов

повседневного быта. Работают впаре.

Работавпаре

82


Азбукабережливости.

Простые правила на каждый день.Как каждый человек можетуменьшить количество

твердыхбытовыхотходов.Научимдругих тому,о чемузналисами.

старымимобильными

телефонами,компьютерами,телевизорами и другимипредметаминашего

повседневного быта. Работают впаре.

Работавпаре

МыотвечаемзаЗемлю:чтоможеткаждыйизнас?(22ч.)

83


«Я б в экологипошел, пустьменянаучат…».

Чтение отрывка из стихотворенияВ.Маяковского«Кембыть?».

Знакомство с разнообразнымипрофессиями, имеющимиотношениекэкологии(например,по направлениям экологии:специалистывобласти

биологической экологии; экологиигородаижилища;промышленной,

ЧитаютотрывокизстихотворенияВ.Маяковского

«Кем быть?». Знакомятсясразнообразными профессиями,имеющими отношение кэкологии. Знакомятсяпрофессиями,вкоторыхнужно

знатьэкологию:архитектор,ландшафтныйдизайнер,

Ответы навопросы





медицинской космическойэкологии; палеоэкологии и т.д.).Необычные профессии: эколог натаможне, эколог, заботящийся оздоровье китов во время морскойнефтедобычи и др. Профессии, вкоторых нужно знать экологию:архитектор,ландшафтный

дизайнер,лесничий,цветовод.

лесничий,цветовод.


84


Правилана

каждыйдень.

Правила, которые должен знать исоблюдать каждый человек, чтобысохранитьнаш

общийдом— нашупланету.

Принимаютучастиевбеседе.Создаютправилакоторые

помогут сохранить нашупланету..

Работавгруппе

85-86


Защитапректов

(защитапроектов,викторина,КВНи т.п.).

Защищают проекты, принимаютучастиеввикторине,КВНе

Защитапроектов

87


Формирование и открытиекружка«Юныйэколог».

Распределениеролей.Введениесимволики,правил

Формированиеучебно-познавательного интереса кпредмету. Развитие готовности ксотрудничеству с учителем иодноклассниками.

Учащиесяосваиваютпервоначальныеумения:

  • задаватьвопросы;

  • вступатьвучебныйдиалог;

  • пользоваться условнымиобозначениямиучебника;

  • различатьспособыисредствапознанияокружающего мира;

  • оцениватьрезультатысвоейработынауроке

88-90


Экскурсияпотерриториишколыи близлежащимокрестностям.

Знакомство с помещениями школыиправиламиповедениявних.

Моделирование и оцениваниеразличныхситуацийповедения.

Знать:

основные правила поведения вокружающей среде (на дорогах,водоемах,вшколе)


91-93


Где мы живем .Что насокружаетКаквестисебявприроде

Изучатьправила поведения вприроде. Воспитывать любовь кприроде,бережноеотношениекней

Знать:

  • названиенашейпланеты;

  • роднойстраны иеестолицы;

  • региона,гдеживутучащиеся.

Уметь:

  • называтьсвойадресвмире:планетаЗемля, страна Россия, область, город,улица,дом, квартира;

  • давать устное описание объектовокружающегомира

Знатьправилаповедениявприроде

94-97


Беседа «Мы - друзьяприроды»Конкурсподелок

«Здравствуй,осень».

Развивать аккуратность привыполнении практических работ,желание сделать красивое иправильноеизделие,воспитыватькоммуникативныеумения.


Живаяприрода( 16 часов)

98-100


Какие бывают растения?ДеревьяикустарникиЦветыитравы

Учить различать деревья икустарники, развиватьэкологическуюкультуруучитьработатьсосправочниками

Знать:надо бережно обращаться скнигами и чистой бумагой:старыекниги можно подклеивать, хорошаябумаганужна для рисования,

бумажные игрушки можно делать изстарой бумаги.Уметь работать сбумагой


101-103


Растения.Комнатные

растения«Уходзакомнатнымирастениями».

Исчезающие растения.Охранарастений.Беседа:«ЧтотакоеКраснаякнига».

Продолжитьразвиватьумениеанализировать и сравниватьпредметы,определять

отличительные признаки и находитьобщие существенные признаки дляобъединениявгруппы

. Уточнить представления детей о 4-5видахзнакомых растений, онеобходимыхдлянихусловиях

жизни (вода, почва, свет, тепло);познакомитьсновымирастениями;сформировать представление овлаголюбивыхи

засухоустойчивыхрастениях ,вхорошихусловияхкомнатныерастенияхорошосебячувствуют,неболеют); учить распознаватьвлаголюбивые и засухоустойчивыеэкземпляры.

Знать названия 2-3 ядовитыхрастений, понимать. Что любыерастениянуждаютсяв охране.



  • практическаяработав

паре: ухаживать за комнатнымирастениями;

  • отвечатьнаитоговыевопросыи оценивать свои достижения науроке

104-106


КВН«Чтомы знаеморастениях» -Составлениеправил поведения в природе,изготовление экологическихзнаков. Изготовление книжек –малышек«Берегитерастения!»

Воспитыватьбережноеотношениек растениям; культуруповедениянаприроде,на уроке-

экскурсии; интерес к наблюдениямзарастениями.

Дать детям представление о людях,создающих книгу,-писателеи

художнике -иллюстраторе, остроении книги (обложка,титульныйлист,обложкастекстоми иллюстрациями), объяснить, чтокнигуможно сделатьсамим

Знать название нашего края, уметьрассказыватьпоплану,выражатьсвоимысли и чувстваврисунке.

Уметьопределять2–3видарастений и животных, занесённых вКрасную книгу.

–объяснятьэкологическиезнаки;


107-110


Какие бывают животные?Дикиеидомашниеживотные.

Дикие животные Северного Кавказа, занесенные в Красную книгу.


Расширитьзнанияодикихи

домашнихживотных,развиватьмышление,речь

Знать порядок изготовления книги,уметь изготовить правильное,аккуратноеизделие

110-113


Виртуальная экскурсия по экологическим центам планеты

Познакомить с, Экологическимцентрома, условиями проживаниязверей в неволе, развиватьэкологическуюкультуру

наблюдать за домашним любимцеми фиксироватьрезультаты

наблюдений;

  • фотографировать свою кошку(собаку) в наиболее интересныхситуациях;

  • составлять рассказ о своей кошке(собаке), еёхарактере,повадках,играх;

  • презентовать свойпроектс

демонстрациейфотографий(слайдов);

  • оформлятьфотовыставку;

  • оценивать результатысобственноготрудаитрудатоварищей

Неживаяприрода (7 часов)

114-117


Беседа«Временагода»Изготовление коллективнойработы «Временагода вкартинках»



118-120


Солнце-источниктеплаисвета.Изготовление коллективнойподелки«Солнышко из

ладошек».

ВодаижизньОткрываемжизнь


Уметь:

использовать приобретенные знаниядляустановлениясвязи междусезонными изменениями в неживой иживойприроде;




впочве.

Чтение стихов и рассказов оприроде


Учить детей слушать чтениепознавательного рассказа, вникать всодержание, представлять его вобразах, которые можно изобразитьврисунках,развивать интереск

наблюдениямвприроде,желаниеделать простейшиеопыты.


обсуждать необходимость экономииводы;

  • выяснятьопасностьупотреблениязагрязнённой воды;

  • практическая

работа:проводитьопыты,

показывающиезагрязнениеводыиеёочистку;

  • отвечатьнаитоговыевопросыи оценивать свои достижения науроке

Планета - наш дом. Мыхозяевавнем. (39 часов)

121-123


Беседа:«Планетазаболела».

Просмотр видео роликов

Формирование ценностногоотношения к здоровьюи здоровомуобразужизни.

  • понимать необходимость здоровогообразажизни,соблюденияправил

безопасногоповедения;использоватьзнанияо

строении и функционированииорганизма человека для сохранения иукреплениясвоегоздоровья.

124-127


Учись быть здоровым.Простейшиеурокижизни.

Зарядка для здоровья

Мой организм, советы великих докторов


Воспитывать у школьников ценноеотношение ко своему здоровью,понимание, что здоровый ребеноккрасиво выглядит, у него чистаякожа, ясные глаза, румянец на щека,стройноетело, крепкиемышцы,

здоровыйребеноквсемурадуется,частоулыбается,смеется,

обосновывать необходимость чисткизубови мытья рук,

  • отбирать из предложенныхнужныепредметы

гигиены,объяснятьихназначение;

  • рассказыватьпорисункам,в





приветлив с другими детьми ивзрослыми, имеет хороший аппетит.С удовольствием играет изанимаетсялюбымиделами,

больному ребенку плохо. Он частоплачет, должен лечиться, приниматьлекарства,сидетьдома;воспитывать внимательноеи

заботливоеотношениедругимлюдям-взрослымдетям;

какихслучаяхследуетмытьруки;

  • практическая работа впаре:осваиватьприёмычисткизубовимытья рук;

  • запомнить,чтозубнаящёткаиполотенце укаждого человека

должныбытьличные;

  • формулироватьосновныеправилагигиены;

128-130


Создание общей настеннойгазеты из детских рисунков натему:«Берегитенашупланету!»

Школьный конкурс экологических проектов.


Знать:

  • понятие«болезнь»;

  • правиласохраненияиукрепленияздоровья.

Уметь проводить профилактикуболезней

131-135


Здоровьечеловекаиокружающаясреда.

Самые грязные территории планеты

Самые чистые территории планеты


Рассказыватьовлиянии

окружающей среды на здоровьечеловека.

136-140


Влияниечеловеканаокружающуюсреду.



Анализироватьвлия-ниесовременногочеловека на природу, оцениватьпримеры зависимостиблагополучияжизнилюдей

отсостоянияприроды.

141-145


Чтотакоеэкологическаякатастрофа.


Характеризовать экологи-ческую катастрофу, выяв-лятьпричиныеёвозникно-

вения.

146-150


Я–юныйисследователь.


Формировать умения про-ведения самостоятельногоисследованиявобластиизу-

ченияокружающейсреды.

151-155


Природныекатаклизмы.


Рассказывать о сущностипроисходящих экологичес-кихкатаклизмов, омерах

борьбысними.

156-159


КраснаякнигаРоссии.


Выявлять причины исчез-новения растений и живот-ных.

Рассказывать о Краснойкниге,оредкихрастенияхи

животных.

160-162


Итоговое занятие. Защитаисследовательских работитворческих проектов

учащихся.


Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.