Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Центр образования естественно-научной и технологической направленностей
«Точка роста»
Согласовано: Руководитель Центра образования «Точка роста» _______________ А.Ю. Погребникова «___» ______________ 2023 г. | Утверждаю: Директор МОУ СОШ №4 ____________ С.П. Васюков Пр. № ____ от «___» _____________ 2023 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Эколята – юные защитники природы»
Целевая группа: 4 классы
Срок реализации программы: 2023-2024 учебный год
Автор-составитель:
Гавриленко Е.П.
педагог дополни педагог дополнительного образования
Центра образования «Точка роста»
с. Северное, 2023 г.
1. Пояснительная записка.
Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования.
Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки.
Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне её. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работе, как в школе, так и во внеучебной деятельности, во внеклассной работе по предмету (с помощью кружков), по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, при формировании у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.
Кружковая работа является оптимальной формой работы по формированию экологической культуры младших школьников.
Система работы с учащимися начальных классов значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.
Кружковая работа формирует практические умения и знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе.
Кружковая работа по экологии в начальной школе требует от ребёнка развитой способности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.
С учётом анализа теории и опыта накопленного в области экологического образования была разработана программа экологического воспитания младших школьников в рамках кружка «Эколята-юные защитники природы».
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7 - 9 лет.
Сроки реализации программы:1 год
Режим занятий: Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 3 занятия в неделю с продолжительностью 1ч.30 мин. мин каждое.
Место проведения занятий – учебные кабинеты, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки, природные объекты села, лаборатории кабинетов химии, физики, биологии.
Цели программы:
Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;
Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;
Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране.
Задачи:
Обучающие:
дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
научиться применять на практике полученные знания.
формировать представления о краеведческой работе.
Развивающие:
развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге;
развивать творческую деятельность.
Воспитательные:
прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
воспитывать потребность в общении с природой;
способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Методы обучения:
К изучаемым темам указаны практические работы, экскурсии, фенологические наблюдения, практическая деятельность, которым должно уделяться самое серьезное внимание. Только на основе наблюдений, исследований (проектов) и практической деятельности возможно осуществление экологического воспитания.
Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка школьного возраста с природой той местности, на которой он проживает. По этому, один из важнейших принципов организации работы кружка — краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные и региональные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий включена информация о состоянии природы родного города и области.
Программа работы кружка строится таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, т.е. предполагает наличие таких направлений, как познавательного, познавательно развлекательного, практического, исследовательского.
Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательныхмероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы,путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это ( театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.
Изучение растительного и животного мира, водоемов, родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы кружка «Юный эколог») посадкой деревьев и кустарников, озеленением класса, подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.
Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках
следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:
к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;
к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение;
к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.
Подходык образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.
Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).
Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей).
Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
Принцип ориентации на успех.
Принцип взаимоуважения.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
Принцип связи обучения с жизнью.
Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
Принцип креативности (творчества) и коллективности.
Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).
Формы организации внеурочной деятельности:
- учебные занятия;
- познавательные беседы;
- экологические игры;
- викторины;
- поиск информации в читальном зале библиотеки;
- экскурсии;
- наблюдения;
- опыты;
- эксперименты;
- организация выставок, фотовыставок, презентаций;
- защита проектов;
- совместная деятельность обучающихся и родителей.
Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими
учебными предметами, как:
Техническиесредстваобучения(ТСО)
Экспозиционныйэкран
Персональныйкомпьютер
Мультимедийныйпроектор
Календарно-тематическоепланирование
№п/п | Дата поплану | Темазанятия | Содержание | Деятельностьобучащихся | Результат |
Экологияиэкономика:двенаукиодоме(10ч.) |
1-2 | | Как мывзаимодействуем сокружающиммиром. | Условия существования любогоживого организма. Обменвеществом,энергией и информацией. | Отвечают на вопросы. Работаютв группах, парах. Обмениваютсямнениями | Ответы навопросы |
3-8 | | Потребностичеловека. | Потребности человека.Разнообразие потребностей(биологические и социальные;материальные и духовные). Моиличныепотребности.Потребности —этовсето,чтотребуется для жизни. Естественные потребности,характерные для всего живого: впище, воде, тепле, безопасности (напримередомашнихпитомцев). Культурные потребности,характерныетолькодлячеловека: | Отвечают на вопросы.Характеризуют естественныепотребности,характерныедлявсегоживого. Определяюткультурныепотребности человека | Работавпаре |
| | | общение, образование, проявлениесвоих интересов.Потребности и желания людейразноговозраста,имеющихразные условия жизни ипрофессии. | | |
9-10 | | «Мы все одной крови —тыи я!». | Чтениефрагмента «Книги джунглей»Р.Киплинга.Беседаотом,почемуволки при- нялиМаугливсвоюстаю;отом,чемуучилимальчика животные:медведьБалу,пантераБагира, удав Каа. Обобщениерезультатов. | Читаютфрагмент«Книгиджунглей»Р.Киплинга. Участвуютвбеседе.Участвуютв тренинге, в ходе которогозаписывают признаки, объединяющиекаждогоизнихслюбимым домашнимпитомцем(любимымживотным,растением). Обсуждаютвыполненнуюработу. | Ответы навопросы |
Всесвязано совсем(10ч.) |
11-15 | | Очемгласитпервыйзакон экологии? | Беседа по стихотворению С.Маршака «Гвоздь и подкова».ИнсценировкасказкиВ.Бианки «Сова». Обсуждение причинно-следственных связей. Прямые икосвенныесвязивприродеижизничеловека,общества. | Принимаютучастиевбеседе.Инсценируютсказку. Обсуждают причинно-следственныесвязи. | Фронтальныйопрос |
16-18 | | Дом«маленький» и дом «большой». | Дом,вкотороммыживем,—местодля жизни семьи. Важность уюта,целесообразногопорядка. Хозяйство — все имущество,принадлежащеесемьеиеечленам. Экономика как правила ведениядомашнегохозяйства.Качества,присущиехорошемухозяину: бережливость, экономность(умение правильно рассчитатьсредства),щедрость.Планета— | Отвечают на вопросы. Работаютв группах, парах. Обмениваютсямнениями. | Работавгруппах |
| | | наш общий большой дом, окотором нужно заботиться иподдерживать в нем порядок иравновесие.Каксвязаныуютипорядоквнашем«маленьком» доме (жилище семьи) и «большом»доме(нашей планете)? | | |
19-21 | | Кому принадлежитприрода? | Все,чтопринадлежитчеловеку—это его собственность. Личныевещичеловека. Собственность — это не тольковещи,ноипроизведениячеловека(стихи, музыка, идеи, научныеоткрытия). Как человек ста-новится собственником:производит сам, покупает,получает в дар, обменивает однувещь на другую. Заботливоеотношение к своей и чужой собственности.Природа — всеобщее достояние.Беседа о том, почему проблемасохранения природы касаетсякаждогоиз нас. | Принимаютучастиевбеседе. Обсуждаютотом,что принадлежит человеку и как онстановитсясобственником. | Работавпарах |
Вседолжнокуда-тодеваться( 8 часов) |
22-24 | | Почему в природе несуществуетпроблемыотходов. | Как бы выглядел обычный дом,если бы из него не выбрасывалисьотходы. Наша планета — это такойже дом. Все, что мы выбрасываем,в конце концов должно где-тоскапливатьсявпределах нашего дома—Земли.Круговоротвеществв природе. Составление рассказа-предположения «Что было бы,если…(исчезли дождевыечерви, грибы,бактерииит.п.) | Обсуждаютпроблемуотходов. Составляют рассказпредположение «Чтобылобы,если…(исчезлидождевыечерви, грибы, бактерииит.п.)». | Индивидуальнаяработа |
25-27 | | Какчеловекпоступалс | Какчеловекрешаетпроблему | Обсуждаютпроблемуотходов. | Работавпаре |
| | отходами в разныепериоды истории? | отходов. Путешествие на машиневремени (первобытнообщинныйстрой,древний мир, Средневековье, начало XX века).Проблема отходов в настоящеевремя. Почему некоторыевещества,которыесоздаетчеловек,не включаются в природныйкруговорот? | Принимаютучастиевбеседе.Работаютвпаре. | |
28-29 | | Как загрязнениеокружающейсредывлияетнажи- выеорганизмы? | Загрязнениеокружающейсредыисостояние живых организмов (напримерерастенийиживотных). Что такое биологическаяиндикация? Лишайники—индикаторычистотывоздуха. Загрязнениеокружающейсредыиздоровьечеловека. | Принимают участие в беседе.Работают в паре. Знакомятся спонятием биологическаяиндикация. | Работавпаре |
30 | | «Опасныецепочки». | Подвижнаяигра,моделирующая накоплениеядовитыхвеществвцепяхпитания. | Принимаютучастиевподвижнойигре | |
Завсенадо платить( 10 часов) |
31-33 | | Природа — основаблагосостояниячеловека. | Природные ресурсы (земли,полезныеископаемые,реки,леса) —источникбогатствагосударстваиблагосостояния его населения. Природные богатстваРоссии. | Принимаютучастиевбеседе.Работаютвпарах,группах | Работавпаре,группе |
34-36 | | Закон разумногоприродопользования. | Закон разумного использованияприроды (рационального природо-пользования)—«за всенадоплатить».Ничтонедаетсянам даром: за ухудшение состоянияокружающей среды человекрасплачивается своим здоровьем;заповышениеурожая —«платит» удобрениями; за рост отходов —природнымитерриториями,на | Принимаютучастиевбеседе.Работаютвпарах,группах. Обмениваютсямнениями. | Работавпаре,группе |
| | | которых создаютсясвалкии полигоныдлязахоронениятвердыхотходови др. | | |
37-39 | | «Хочу,могу,надо». | Истощениеприродныхресурсов,загрязнение окружающей среды,сокращение разнообразия видовживыхорганизмов— ценавозрастающих потребностейчеловека. Необходимостьразумногосокращения потребностей. Желания как первыйшаг появления культурныхпотребностей, усилия человека,направленныенаих достижение. Безграничностьчеловеческихжеланийиневозможность исполнить все желания. Желания(потребности) членов семьи, ко-торые удовлетворяются в первуюочередь. Ценность желаний,направленных на других людей (изтаких желаний рождаютсяоткрытия и изобретения). Какможно помочь своим близким висполнении их желаний (сделатьподарок к празднику своимируками,отказатьсяотсвоего желания в пользу желанияблизкого,еслионоважнее). Источники богатства человека:результаты трудовой деятельности,знания,умения,предприимчивость.Открытия и изобретения. Созданиеновыхтехнологий.Важностьзнанийвсозданиибогатства. Ценности материальные инематериальные.Богатствои | Принимаютучастиевбеседе.Работаютвпарах,группах. Обмениваютсямнениями. | Работавпаре,группе |
| | | культура. Богатство и милосердие.Налоги — часть дохода человекаили предприятия, котораяперечисляется государству илигороду. За счет налогов строятся иобслуживаютсябольницы,парки, скверы, библиотеки, школы,интернаты,детскиедома. | | |
40-41 | | К чему приводитнарушениезаконовэкологии. | Какприроданаказываетчеловеказа его неразумные поступки впогонезаприбыльюинежелание ограничивать свои потреб-ности. | Принимаютучастиевбеседе.Работаютвпарах,группах. Обмениваютсямнениями. | Индивидуальнаяработа |
Природазнаетлучше (13 часов) |
42-44 | | Мудростьприроды. | В природе все должно идти своимчередом — нельзя покорятьприроду, а нужно сотрудничать сней.Почемучеловеканазывают «неразумноедитяприроды»? | Принимаютучастиевбеседе.Работаютвпарах,группах. Обмениваютсямнениями. | Фронтальнаяработа |
45-47 | | От чего погиблидревниецивилизации? | Гибельмногихдревнихцивилизацийсвязанаснарушениемзаконов природы. Древнейшиеземледельческиецивилизации. Нарушения законов природы висториинашейстраны:осушение болот,распашкацелины, | Принимаютучастиевбеседе.Работаютвпарах,группах. Обмениваютсямнениями. | Работавпаре,группе |
48-50 | | Проекты, которые неосуществились. | Проекты преобразования природы,которые не были осуществлены:поворотсеверныхрек,транспортировка айсбергов дляпопол- нения запасов пресной воды и др.Обсуждениеположительных и отрицательныхсторонэтихпреобразований. | Принимают участие в беседе.Обсуждаютположительныеиотрицательные стороныпреобразованийприроды | Работавгруппе |
52-54 | | Безграничнылисилы природы? | Возможностиприродык самовосстановлению.Какчеловек | Принимаютучастиевбеседе. Выполняюттворческоезадание | Индивидуальная работа |
| | | помогает природе восстановиться.Творческоезадание«Что я изобретудля того,чтобы помочьприроде?». | | |
Чемопасныотходыикакснимибороться( 27 часов) |
55-58 | | Отходы—проблема №1. | Увеличение количествапромышленных и бытовыхотходов.Способыутилизации отходов:сжиганиеизахоронение отходов. Повторное использованиеотходов(рециклинг). | Принимаютучастиевбеседе.Обсуждают способыутилизацииотходов. | Работавпарах |
59-62 | | Что происходит ствердымиотходами? | Виртуальная экскурсия.Вступительная беседа: чтопроисходит ствердымиотходамипослетого,какмы выносимихиздома. Виртуальная экскурсия намусороперерабатывающий завод(станцию по сортировке мусора,мусоросжигающийзавод,полигонТБО). Пишем вместе мини-энциклопедию «МусоротА доЯ». | Принимаютучастиевбеседе.Принимают участие ввиртуальнойэкскурсии. Создаютмини-энциклопедию | Работавгруппах |
63-66 | | Бумага,утиль,стекло. | Из истории привычных вещей.Самое гениальное изобретениечеловечества— бума- га. Как повторно используетсяутиль и макулатура. «Волшебное»стекло.Путешествиеосколка. | Принимаютучастиевбеседе.Работаютвпарах,группах. Обмениваютсямнениями. | Работавпарах |
67-70 | | Удивительныйметалл —алюминий. | Как получают и что изготавливаютиз алюминия. «Крылатый» металл:почему алюминий нашел широкоеприменение в авиации. Что моглабы рассказать о себе обыкновеннаяалюминиеваябанка.Какрабо- тают автоматы по приемуалюминиевыхбанок. | старымимобильными телефонами,компьютерами,телевизора- ми и другими предметаминашегоповседневногобыта. | Ответы навопросы |
70-73 | | Пищевыеотходы. | «Детективы» на кухне: изучаемсостав пищевых отходов. Зачемнужна компостная куча на даче.Какмогутиспользоватьсяпищевыеотходы. Получение органическихудобрений. Дождевые черви —неутомимые создателиплодороднойпочвы.Чтотакое «вермикультура». | Принимаютучастиев обсуждении состава пищевыхотходов.Предлагаютспособыиспользования пищевыхотходов. Знакомятся с новымпонятием«вермикультура». | Ответы навопросы |
74-77 | | Изготавливаем мини-компостер. | Практическая работа поизготовлению мини-компостера изпластиковыхбутылок. | Выполняютпрактическую работу по изготовлению мини-компостера из пластиковыхбутылок. | Работавгруппе |
78-80 | | От телефона доавтомобиля. | Чтопроисходитсостарымимобильными телефонами,компьютерами,телевизора- миидругимипредметаминашегоповседневногобыта. Как избавитьсяотстарогоавтомобиля?Программа утилизации старыхавтомобилей. | Принимают участие в беседе.Обсуждаютспособыутилизациистарых мобильных телефонов,компьютеров,телевизорови другихпредметов повседневного быта. Работают впаре. | Работавпаре |
82 | | Азбукабережливости. | Простые правила на каждый день.Как каждый человек можетуменьшить количество твердыхбытовыхотходов.Научимдругих тому,о чемузналисами. | старымимобильными телефонами,компьютерами,телевизорами и другимипредметаминашего повседневного быта. Работают впаре. | Работавпаре |
МыотвечаемзаЗемлю:чтоможеткаждыйизнас?(22ч.) |
83 | | «Я б в экологипошел, пустьменянаучат…». | Чтение отрывка из стихотворенияВ.Маяковского«Кембыть?». Знакомство с разнообразнымипрофессиями, имеющимиотношениекэкологии(например,по направлениям экологии:специалистывобласти биологической экологии; экологиигородаижилища;промышленной, | ЧитаютотрывокизстихотворенияВ.Маяковского «Кем быть?». Знакомятсясразнообразными профессиями,имеющими отношение кэкологии. Знакомятсяпрофессиями,вкоторыхнужно знатьэкологию:архитектор,ландшафтныйдизайнер, | Ответы навопросы |
| | | медицинской космическойэкологии; палеоэкологии и т.д.).Необычные профессии: эколог натаможне, эколог, заботящийся оздоровье китов во время морскойнефтедобычи и др. Профессии, вкоторых нужно знать экологию:архитектор,ландшафтный дизайнер,лесничий,цветовод. | лесничий,цветовод. | |
84 | | Правилана каждыйдень. | Правила, которые должен знать исоблюдать каждый человек, чтобысохранитьнаш общийдом— нашупланету. | Принимаютучастиевбеседе.Создаютправилакоторые помогут сохранить нашупланету.. | Работавгруппе |
85-86 | | Защитапректов | (защитапроектов,викторина,КВНи т.п.). | Защищают проекты, принимаютучастиеввикторине,КВНе | Защитапроектов |
87 | | Формирование и открытиекружка«Юныйэколог». Распределениеролей.Введениесимволики,правил | Формированиеучебно-познавательного интереса кпредмету. Развитие готовности ксотрудничеству с учителем иодноклассниками. | Учащиесяосваиваютпервоначальныеумения: задаватьвопросы; вступатьвучебныйдиалог; пользоваться условнымиобозначениямиучебника; различатьспособыисредствапознанияокружающего мира; оцениватьрезультатысвоейработынауроке |
88-90 | | Экскурсияпотерриториишколыи близлежащимокрестностям. | Знакомство с помещениями школыиправиламиповедениявних. Моделирование и оцениваниеразличныхситуацийповедения. | Знать: основные правила поведения вокружающей среде (на дорогах,водоемах,вшколе) |
91-93 | | Где мы живем .Что насокружаетКаквестисебявприроде | Изучатьправила поведения вприроде. Воспитывать любовь кприроде,бережноеотношениекней | Знать: названиенашейпланеты; роднойстраны иеестолицы; региона,гдеживутучащиеся. Уметь: называтьсвойадресвмире:планетаЗемля, страна Россия, область, город,улица,дом, квартира; давать устное описание объектовокружающегомира Знатьправилаповедениявприроде |
94-97 | | Беседа «Мы - друзьяприроды»Конкурсподелок «Здравствуй,осень». | Развивать аккуратность привыполнении практических работ,желание сделать красивое иправильноеизделие,воспитыватькоммуникативныеумения. | |
Живаяприрода( 16 часов) |
98-100 | | Какие бывают растения?ДеревьяикустарникиЦветыитравы | Учить различать деревья икустарники, развиватьэкологическуюкультуруучитьработатьсосправочниками | Знать:надо бережно обращаться скнигами и чистой бумагой:старыекниги можно подклеивать, хорошаябумаганужна для рисования, бумажные игрушки можно делать изстарой бумаги.Уметь работать сбумагой |
101-103 | | Растения.Комнатные растения«Уходзакомнатнымирастениями». Исчезающие растения.Охранарастений.Беседа:«ЧтотакоеКраснаякнига». | Продолжитьразвиватьумениеанализировать и сравниватьпредметы,определять отличительные признаки и находитьобщие существенные признаки дляобъединениявгруппы . Уточнить представления детей о 4-5видахзнакомых растений, онеобходимыхдлянихусловиях жизни (вода, почва, свет, тепло);познакомитьсновымирастениями;сформировать представление овлаголюбивыхи засухоустойчивыхрастениях ,вхорошихусловияхкомнатныерастенияхорошосебячувствуют,неболеют); учить распознаватьвлаголюбивые и засухоустойчивыеэкземпляры. | Знать названия 2-3 ядовитыхрастений, понимать. Что любыерастениянуждаютсяв охране. паре: ухаживать за комнатнымирастениями; |
104-106 | | КВН«Чтомы знаеморастениях» -Составлениеправил поведения в природе,изготовление экологическихзнаков. Изготовление книжек –малышек«Берегитерастения!» | Воспитыватьбережноеотношениек растениям; культуруповедениянаприроде,на уроке- экскурсии; интерес к наблюдениямзарастениями. Дать детям представление о людях,создающих книгу,-писателеи художнике -иллюстраторе, остроении книги (обложка,титульныйлист,обложкастекстоми иллюстрациями), объяснить, чтокнигуможно сделатьсамим | Знать название нашего края, уметьрассказыватьпоплану,выражатьсвоимысли и чувстваврисунке. Уметьопределять2–3видарастений и животных, занесённых вКрасную книгу. –объяснятьэкологическиезнаки; |
107-110 | | Какие бывают животные?Дикиеидомашниеживотные. Дикие животные Северного Кавказа, занесенные в Красную книгу. | Расширитьзнанияодикихи домашнихживотных,развиватьмышление,речь | Знать порядок изготовления книги,уметь изготовить правильное,аккуратноеизделие |
110-113 | | Виртуальная экскурсия по экологическим центам планеты | Познакомить с, Экологическимцентрома, условиями проживаниязверей в неволе, развиватьэкологическуюкультуру | наблюдать за домашним любимцеми фиксироватьрезультаты наблюдений; фотографировать свою кошку(собаку) в наиболее интересныхситуациях; составлять рассказ о своей кошке(собаке), еёхарактере,повадках,играх; презентовать свойпроектс демонстрациейфотографий(слайдов); |
Неживаяприрода (7 часов) |
114-117 | | Беседа«Временагода»Изготовление коллективнойработы «Временагода вкартинках» | | |
118-120 | | Солнце-источниктеплаисвета.Изготовление коллективнойподелки«Солнышко из ладошек». ВодаижизньОткрываемжизнь | | Уметь: использовать приобретенные знаниядляустановлениясвязи междусезонными изменениями в неживой иживойприроде; |
| | впочве. Чтение стихов и рассказов оприроде | Учить детей слушать чтениепознавательного рассказа, вникать всодержание, представлять его вобразах, которые можно изобразитьврисунках,развивать интереск наблюдениямвприроде,желаниеделать простейшиеопыты. | обсуждать необходимость экономииводы; работа:проводитьопыты, показывающиезагрязнениеводыиеёочистку; |
Планета - наш дом. Мыхозяевавнем. (39 часов) |
121-123 | | Беседа:«Планетазаболела». Просмотр видео роликов | Формирование ценностногоотношения к здоровьюи здоровомуобразужизни. | понимать необходимость здоровогообразажизни,соблюденияправил безопасногоповедения;использоватьзнанияо строении и функционированииорганизма человека для сохранения иукреплениясвоегоздоровья. |
124-127 | | Учись быть здоровым.Простейшиеурокижизни. Зарядка для здоровья Мой организм, советы великих докторов | Воспитывать у школьников ценноеотношение ко своему здоровью,понимание, что здоровый ребеноккрасиво выглядит, у него чистаякожа, ясные глаза, румянец на щека,стройноетело, крепкиемышцы, здоровыйребеноквсемурадуется,частоулыбается,смеется, | обосновывать необходимость чисткизубови мытья рук, гигиены,объяснятьихназначение; |
| | | приветлив с другими детьми ивзрослыми, имеет хороший аппетит.С удовольствием играет изанимаетсялюбымиделами, больному ребенку плохо. Он частоплачет, должен лечиться, приниматьлекарства,сидетьдома;воспитывать внимательноеи заботливоеотношениедругимлюдям-взрослымдетям; | какихслучаяхследуетмытьруки; практическая работа впаре:осваиватьприёмычисткизубовимытья рук; запомнить,чтозубнаящёткаиполотенце укаждого человека должныбытьличные; |
128-130 | | Создание общей настеннойгазеты из детских рисунков натему:«Берегитенашупланету!» Школьный конкурс экологических проектов. | | Знать: Уметь проводить профилактикуболезней |
131-135 | | Здоровьечеловекаиокружающаясреда. Самые грязные территории планеты Самые чистые территории планеты | | Рассказыватьовлиянии окружающей среды на здоровьечеловека. |
136-140 | | Влияниечеловеканаокружающуюсреду. | | Анализироватьвлия-ниесовременногочеловека на природу, оцениватьпримеры зависимостиблагополучияжизнилюдей отсостоянияприроды. |
141-145 | | Чтотакоеэкологическаякатастрофа. | | Характеризовать экологи-ческую катастрофу, выяв-лятьпричиныеёвозникно- вения. |
146-150 | | Я–юныйисследователь. | | Формировать умения про-ведения самостоятельногоисследованиявобластиизу- ченияокружающейсреды. |
151-155 | | Природныекатаклизмы. | | Рассказывать о сущностипроисходящих экологичес-кихкатаклизмов, омерах борьбысними. |
156-159 | | КраснаякнигаРоссии. | | Выявлять причины исчез-новения растений и живот-ных. Рассказывать о Краснойкниге,оредкихрастенияхи животных. |
160-162 | | Итоговое занятие. Защитаисследовательских работитворческих проектов учащихся. | | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. |