Принята на заседании
педагогического совета
от « ____» __________ 2023 г.
Протокол № _____
Утверждаю:
Директор МБУДО «Дом детского творчества» ЗМР РТ
_____________ В.П.Куликова
Приказ № _______
«____» ________ 2023 г.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чудеса из бумажного листа»
Направленность: техническая
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
г.Заинск 2019
г.Заинск, 202_ г.
Информационная карта образовательной программы
1. | Образовательная организация | |
2. | Полное название программы | |
3. | Направленность программы | |
4. | Сведения о разработчиках | |
4.1 | ФИО, должность | |
5. | Сведения о программе: | |
5.1 | Срок реализации | 1 год |
5.2 | Возраст обучающихся | 7-10 лет |
5.3 | Характеристика программы: - тип программы - вид программы - принцип проектирования программы - форма организации содержания и учебного процесса | -дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающая -принципы: поэтапности, динамичности, сравнения, выбора -групповая, объединение технического творчества |
5.4 | Цель программы | Создание условий для максимально эффективного, целостного развития личности ребенка, то есть создание условий для раскрытия и развития таланта. Совершенствование умений и навыков в работе с разными материалами; повышение мастерства; развитие творческого мастерства детей посредством технического ручного труда из различных материалов. |
5.5 | Образовательные модули (в соответствии с уровнями сложности содержания и материала программы) | Стартовый уровень |
6. | Формы и методы образовательной деятельности | Формы работы: индивидуальная (каждый обучающийся должен сделать свою поделку, изделие); групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание); коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции обучающиеся работают все вместе, не разделяя обязанностей) Методы: Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: (устное изложение, беседа, рассказ.) наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) руководителем, работа по образцу и др.) практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.) объяснительно-иллюстративный –воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности частично-поисковый – участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с руководителем исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях: фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы групповой – организация работы в группах. индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. |
7. | Формы мониторинга результативности | Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в различных выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио, изготовлении и дарении результатов труда родным (родителям и т.д.), ветеранам, младшим школьникам и т.д. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий. Выставки: - однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения; - постоянные - проводятся в специальном помещении, где хранятся работы детей; - тематические - по итогом изучения разделов, тем; - итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей. Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов обучающихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п. |
8. | Результат реализации программы | Получение знаний: - о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; - о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека; - о видах декоративно- прикладного искусства( лепка, роспись, резьба и.т.п.); - о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства - о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома) сочетание аппликации с вышивкой; - о плетении из бумажных трубочек; - о проектной деятельности. Умений: Уметь проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус. Уважительного относиться к труду других людей, понимать значимости своего труда. Уметь плодотворно общаться друг с другом и с педагогом. Лучшие работы ребят ежегодно выставлять на выставках прикладного творчества. |
9. | Дата утверждения и последней корректировки программы | |
10. | Рецензенты | |
Оглавление
Информационная карта образовательной организации (паспорт)………..2
Пояснительная записка……………………………………………………….6
Учебный план………………….……………………………………………..12
Содержание учебного плана……………………………………………… 13
Организационно-педагогические условия реализации программы………
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы…………………… 14
Список литературы…………………………………………………………...15
Методические материалы……………………………………………………15
Календарный учебный график………………………………………………16
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Чудеса из бумажного листа» Основополагающими при проектировании и составлении программы являются следующие документы:
1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-р;
4. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках Национального проекта «Образование», утвержденного Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3.09.2018 №10;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
6. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. №189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 28.12.2022 г.);
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
8. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28;
9. «Методические рекомендации по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» в новой редакции, направленные Республиканским центром внешкольной работы Республики Татарстан, г. Казань, 2023 г.;
10. Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества»;
11. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих в том числе адаптированных) и рабочих программах, реализуемых в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества»
Актуальность программы
Программа кружка «Чудеса из бумажного листа» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение- не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Основные идеи программы
Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы.
Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Нравственное воспитание учащихся осуществляется в процессе общения, взаимопомощи и организации совместной работы. Процесс создания изделий ручного труда способствует формированию у детей таких волевых качеств, как целеустремленность, ответственность, сосредоточенность, потребность доводить начатое дело до конца.
Актуальность программы в том, что она знакомит детей с традициями творчества предыдущих поколений. Она помогает освоению различных приемов и техник творческой деятельности, способствует развитию свободы творческого мышления учащихся.
Эпидемиологическая ситуация
Учитывая эпидемиологическую ситуацию и необходимость адаптации программы к функционированию в условиях дистанционного формата, предполагается создание оперативных приложений к рабочим программам, регулирующих преподавание ряда тем в онлайн режиме в соответствии с законодательными актами.
Цель - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи
Обучающие:
* закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
* знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
* продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
* совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
* приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Воспитательные:
* осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
* воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
* добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
Развивающие:
* пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
* развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
* формирование творческих способностей, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
* развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
* развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Образовательная программа «Чудеса из бумажного листа» разработана на один год обучения (144 часа). Программой предусмотрено изучение необходимых теоретических сведений, их содержание согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На практическую часть отводится не менее 70% общего объема времени.
Темпы освоения программы и практические результаты каждого учащегося зависят от первичной подготовки и уровня творческого потенциала, поэтому являются индивидуальными показателями.
Чередование различных техник творчества помогает самоопределению ребенка в том или ином виде деятельности, способствуя наилучшей реализации в одном (или нескольких) из них. Разнообразие видов рукоделия помогает расширить круг творческих интересов ребенка. Освоив различные техники, учащиеся получат возможность комбинировать их, создавая уникальные продукты творчества.
Вариативность практических занятий позволяет учащимся проявить творческие способности также в процессе репродуктивной деятельности. Интерес учащихся поддерживается возможностью практического применения умений и навыков (создание сувениров, подарков к праздникам и т.д.)
Организация учебного процесса:
Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа и составляют 144 часа в год.
Программа рассчитана на обучение детей 7-10 лет.
Основные формы и методы организации учебного процесса
Процесс освоения каждой техники творчества состоит из нескольких этапов.
На первом этапе происходит знакомство с техникой, необходимыми материалами и инструментами, а также с фотографиями и образцами готовых работ. Под руководством учителя учащиеся анализируют и сравнивают различные приемы, композиционные решения, представленные на образцах.
На втором этапе учащиеся осваивают и отрабатывают основные приемы данной техники, выполняя работу по заданному образцу. В процессе этой работы они учатся сочетанию элементов данной техники, вырабатывают навыки работы с инструментами и материалами. Основной вид деятельности учащихся на данном этапе – репродуктивный.
На третьем этапе у детей появляется возможность проявить свои творческие способности в данном виде деятельности. Они самостоятельно разрабатывают эскизы, продумывают композиционные и цветовые решения, осуществляют подбор материалов. Заключительной частью данного этапа является выставка готовых работ учащихся.
Планируемые результаты освоения программы представляют собой:
Освоение детьми программы кружка «Чудеса из бумажного листа» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- учебно – познавательного интерес к творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные рузультаты
Регулятивные
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные
- различать изученные виды искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
Коммуникативные
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Формы подведения итогов реализации программы :
творческие работы и проекты, выставки, конкурсы, фестивали художественно-прикладного творчества, отчетные выставки
Ожидаемые результаты
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 1-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
* познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
* познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
* овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
* научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
* научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
* познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, папье-маше, объемное конструирование);
* научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Учебный план
№ темы | Название раздела, тема | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) |
теория | практика | всего |
1 | Введние | 1 | 1 | 2 | беседа | Устный опрос, проверка на практике |
2 | Плоскостные композиции из бумаги | 3 | 44 | 47 | Практическое занятие, беседа | Опрос, игра, наблюдение, практическая работа, взаимооценивание, итоговая выставка, методы мотивации и стимулирования |
3 | Изонить | 4 | 31 | 35 | Практическое занятие, беседа | Опрос, игра, наблюдение, практическая работа, взаимооценивание, итоговая выставка, методы мотивации и стимулирования |
4 | Оригами | 4 | 26 | 30 | Практическое занятие, беседа | Опрос, игра, наблюдение, практическая работа, взаимооценивание, итоговая выставка, методы мотивации и стимулирования |
5 | Бумагопластика (объёмное моделирование) | 1 | 10 | 11 | Практическое занятие, беседа | Опрос, игра, наблюдение, практическая работа, взаимооценивание, итоговая выставка, методы мотивации и стимулирования |
6 | Модульное оригами | 5 | 14 | 19 |
| Заключительное занятие (выставка поделок) | - | 1 | 1 |
| Итого | 19 | 125 | 144 | | |
Содержание учебного плана
Тема 1. Введение (2ч)
Теория. Обсуждение плана, материальной базы. Организационные вопросы. Инструктаж по техники безопасности, организация рабочего места. Правила поведения на занятии. Материалы и инструменты для творчества.
Тема 2. Плоскостные композиции из бумаги (47 ч)
Теория. Плоскостные композиции из бумаги . Материалы и инструменты. Основные правила работы. Приёмы и способы покраски изделий.
Практика. Симметричное вырезание. Выполнение работы по теме «Бабочки». Выполнение работы по теме «Листопад». Аппликация из кругов. Выполнение работы по теме «Снеговик». Выполнение работы по теме «Медвежонок». Геометрическая аппликация. Выполнение работы по теме «Игрушки». Обрывная аппликация. Выполнение работы по теме «Лес». Выполнение работы по теме «Котенок». Мозаика. Выполнение работы по теме «Сказочная птица». Выполнение работы по теме «Чашка». Сюжетная аппликация на свободную тему. Подведение итогов. Выставка готовых изделий.
Тема 3. Изонить (35 часов)
Теория. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Материалы и инструменты для выполнения узоров. Знакомство с техникой «Изонить».
Практика. Последовательность выполнения углов. Выполнение работы по теме «Закладка». Изображение окружности. Выполнение работы по теме «Космос». Выполнение работы по теме «Одуванчик на лугу». Другие виды швов. Выполнение работы по теме «Открытка для мамы». Знакомство с направлением Сринг-Арт. Выполнение работы по теме «Панно-ключница». Подведение итогов. Выставка готовых изделий.
Тема 4. Оригами (30 часов)
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с оригами. Квадрат – основная форма оригами.
Практика. Базовая форма: «Треугольник». Базовая форма: «Воздушный змей». Базовая форма: «Двойной треугольник». Базовая форма: «Двойной квадрат». Базовая форма «Конверт». Выполнение работы по теме «Праздничная открытка». Подведение итогов. Выставка готовых изделий.
Тема 5. Бумагопластика (объёмное моделирование) (11 часов)
Теория. Знакомство с бумагопластикой. Подготовка инструментов и материалов.
Практика. Выполнение работы по теме «Аквариум». Петля. Выполнение работы по теме «Котенок». Выполнение работы по теме «Букет». Подкручивание. Выполнение работы по теме «Сказочная птица». Многослойная аппликация. Выполнение работы по теме «Горы». Выполнение работы по теме «Морской пейзаж». Выполнение работы по теме «Объемная открытка». Выполнение объемной аппликации на свободную тему. Подведение итогов. Выставка готовых изделий.
Тема 6.Модульное оригами (19 часов)
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Подготовка инструментов и материалов.
Практика. Заготовка треугольных модулей. Изготовление простой фоторамки из модулей (объемная). Моделирование елочных игрушек. Объемная елочная игрушка. Моделирование. Изделие «Объемная снежинка». Моделирование. Выполнение работы по теме «Лебедь». Валентинки из оригами (объемное изделие). Моделирование. Выполнение работы по теме «Карандашница». Букет для мамы ко Дню Матери. Работа с креповой бумагой, изготовление цветов. Подведение итогов. Выставка готовых изделий.
Комплекс организационно-педагогических условий
Учебно-практическое оборудование: персональный компьютер, проектор, школьные парты, стулья
Формы аттестации /контроля – Формой подведения итогов считать: выставки на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собрания.
Оценочные материалы – критерии уровня подготовки учащихся к освоению программы, критерии уровня освоения обучающимися данной программы для итоговой аттестации, критерии качества освоения ребенком художественного и ручного труда, технического творчества.
Критерии уровня подготовки учащихся к освоению программы
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
-нет задатков к художественному творчеству -отсутствие навыка произвольного внимания -необходимость многократного повторения материала -быстрая утомляемость | -наличие интереса к обучению при отсутствии специальных способностей -существует первоначальный навык произвольного внимания -постепенное усвоение материала -средняя утомляемость | -есть задатки к художественному творчеству и интерес к занятиям -устойчивый навык произвольного внимания -инициативность, активность в выполнении заданий -работоспособность, увлечённость |
Критерии уровня освоения обучающимися данной программы для итоговой аттестации
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
-устойчивая мотивации только в некоторой части занятия -отсутствие увлечённости в выполнении некоторых заданий -отказывается выполнять некоторые самостоятельные задания -иногда отказывается работать в группе с некоторыми детьми | -положительная мотивация к занятию вообще -увлечённость при выполнении упражнений -испытывает затруднения при выполнении самостоятельных заданий -не активен в работе малых групп -испытывает стеснение при работе в группе с некоторыми детьми | -устойчивая мотивация именно к художественному творчеству -активность и увлечённость в выполнении заданий -умеет конструктивно работать в малой группе любого состава -творческий подход к выполнению всех упражнений |
Критерии качества освоения ребенком художественного и ручного труда, технического творчества
Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
Владеет приемами работы с различными материалами.
Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
Выполняет работу по замыслу.
Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
Показывает уровень воображения и фантазии, использует в работе разные способы ручного труда, технического творчества
Список литературы:
Н.М.Конышева «Умелые руки». Издательство «Ассоциация 21век»; 2002 г.
С. Афонькин «Игрушки из бумаги» https://search.rsl.ru/ru/record/01000634541
Г.Корнеева «Бумага» Азбука творчества; Играем, вырезаем, клеим. https://search.rsl.ru/ru/record/01000752725
Г.И. Долженко. «100 оригами». Детское творческое конструирование. https://avidreaders.ru/book/100-origami.html
Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. https://booksee.org/book/1214327
Бобнева Н.П. Детская энциклопедия: Всё о загадочном лесе. https://vk.com/wall-184903207_1959Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги. Умелые руки. https://www.labirint.ru/books/587187/
Беляков Н.Д., Цейтлин Н.Е. Внеклассные занятия по труду с младшими школьниками. Пособие для учителей начальных классов. https://search.rsl.ru/ru/record/01007273433
Выгонов В.В. Начальная школа: Трудовое обучение: Композиции, подарки, модели: Книга для учителя. – М.: Издательство. https://skaz.com.ua/geograf/2123/index.html
Выгонов В.В. Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели, игрушки: Книга для учителя. – М.: Издательство. https://vk.com/wall-58668076_898
Методические материалы:
словарь специальных терминов с пояснениями;
контрольные вопросы;
готовые изделия, образцы;
условия прослушивания;
описание занятий;
технологические карты;
материалы тестирования;
условия набора в коллектив;
памятки для родителей и др.
19