Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса имени М.Г. Ганиева»
СОГЛАСОВАНО: Педагогическим советом От « » _________2023г Протокол № _____ | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБПОУ БТПТ и С _________________Н.В. Глущенко Приказ №___ от _________ 2023г |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС»
Возраст обучающихся: 15 до 18 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Наталья Евгеньевна Старостина
преподаватель
2023, Бакал
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОГРАММЫ …..……………… | 3 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ……………………………………… | 6 |
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ………… | 9 |
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ………………………………………... | 12 |
1. пояснительная записка ПРОГРАММЫ
Программа по настольному теннису является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО и направлена на реализацию самостоятельной работы обучающихся.
Программа учебной дисциплины может быть предназначена для изучения настольного тенниса в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Программа по настольному теннису предназначена для спортивных секций образовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию образовательных учреждений. Применяется в образовательных учреждениях, где используется программа В.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Настольный теннис» предназначена для обучающихся 1-4 курсов обучения всех профессий и специальностей, не имеющих медицинских противопоказаний.
Программа служит основным документом для эффективного содействия успешному решению задач физического воспитания студентов.
1.1 Актуальность программы
Программа секции настольный теннис принадлежит к базовым предметам в средних профессиональных заведениях при реализации полного среднего образования и к циклу ОГСЭ – при реализации ФГОС СПО.
В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувства коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют при изучении образовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Обучающиеся, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по настольному теннису различного масштаба.
1.2 Цель и задачи программы
Игра в настольный теннис направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы – углублённое изучение спортивной игры в настольный теннис.
Основными задачами стоящими перед занимающимися являются:
- укрепление здоровья и содействие правильному разностороннему физическому развитию;
- повышение уровня развития общей физической подготовки;
- содействие правильному физическому развитию;
- приобретение необходимых теоретических знаний;
- овладение основными приемами техники и тактики игры;
-воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
- привитие обучающимся организаторские навыки;
- повышение специальной, физической, тактической подготовки;
- развитие быстроты, гибкости, ловкости;
- дать необходимые знания по физической культуре и спорту, истории развития настольного тенниса, врачебном контроле, первой медицинской помощи, правила и организации и проведения соревнований;
- подготовка обучающихся к соревнованиям по настольному теннису;
Данный материал планируется для каждой группы в зависимости от возраста и подготовленности обучающихся.
Во всех периодах тренировочного процесса большее внимание уделяется технической подготовке спортсмена.
Для занимающихся предусматриваются теоретические и практические занятия, а так же сдача контрольных нормативов два раза в год и участия в соревнованиях.
Планируемые результаты обучения:
Овладение теоретическими и практическими основами игры в настольный теннис.
Участие в соревнованиях по настольному теннису, формирование сборной команды техникума для участия в соревнованиях обучающихся по настольному теннису.
Приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления на ответственных соревнованиях.
В результате освоения программы по настольному теннису обучающийся должен
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
использовать технику и методику обучения по настольному теннису;
применять навыки в организации и проведении спортивных мероприятиях;
овладеть основными техническими приемами теннисиста.
проводить судейство матча.
проводить разминку теннисиста, организовать проведение подвижных игр.
развить качества личности
воспитать стремление к здоровому образу жизни.
повысить общую и специальную выносливость обучающихся.
развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе.
В результате изучения программы обучающийся должен
знать:
-о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
-основы здорового образа жизни;
- тактические приемы в настольном теннисе;
-специфику тренировочного процесса;
Категория обучающихся: возраст обучающихся с 15 до 18 лет.
Форма обучения: очная.
Состав группы – постоянный.
Режим занятий: Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 академического часа. Продолжительность занятия рассчитывается в академических часах (один академический час равен 45 мин). Срок реализации программы – 1 год.
Уровень освоения программы: базовый
Трудоемкость программы:
общее количество часов: 80. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 академического часа. Продолжительность занятия рассчитывается в академических часах (один академический час равен 45 мин). Срок реализации программы – 1 год.
Планируемые результаты
На предметном уровне.
Должны знать:
- правила охраны труда, технику безопасности и поведения на занятиях и в повседневной жизни;
- основные понятия теории, техники и тактики настольного тенниса;
- правила игры в настольный теннис;
- знать лучших российских теннисистов.
Должны уметь:
- владеть первоначальными двигательными навыками (хватка ракетки, жонглирование мячом, базовая техника работы ног, удары по мячу на столе);
- владеть простейшими техническими приемами и основами техники игры настольного тенниса ( откидка, накат, подрезка, подача; перемещения).
- применять простейшие приёмы техники и тактики в игре;
- выполнять обязательный минимум по физической и специальной технической подготовке;
- овладеют навыками дисциплинированности, организованности,
трудолюбия.
Разовьют следующие личностные качества:
- улучшат большинство из показателей физических качеств: координации движений, быстроты реакции и ловкости;
- разовьют общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам;
- разовьют коммуникативность обучающихся в результате коллективных действий.
- овладеют навыками общения в коллективе.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1 Учебный план по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности « Настольный теннис»
Вид учебной работы | Аудиторные учебные занятия, учебные работы |
| всего | Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | Теоретическая | 4 | 4 | - |
| Физическая подготовка | 14 | - | 14 |
2 | 2.1 Общая подготовка | 7 | - | 7 |
3 | 3.1 Специальная | 7 | - | 7 |
4 | Техническая | 30 | - | 30 |
| 4.1 овладевать различными приемами техники настольного тенниса; овладевать основами судейства в теннисе; | 4 | 1 | 3 |
| 4.2 осваивать накат справа и слева | 8 | | 8 |
| 4.3 осваивать технику топ спин | 8 | | 8 |
| 4.4 Техника выполнения подачи, удара | 10 | | 10 |
5 | Тактическая | 16 | - | 16 |
| Знакомство с методикой, виды упражнений | 16 | | 16 |
6 | Учебные и контрольные игры | 14 | - | 14 |
7 | Тестирование | 2 | - | 2 |
ВСЕГО | 80 | 5 | 80 |
2.2. Учебная программа
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1.Теоретический раздел | Содержание учебного материала | 4 | |
1.1 | Теоретическая подготовка Краткие исторические сведение о возникновении игры. Развитие настольного тенниса в России и за рубежом. Понятие об обучении и тренировке настольного тенниса. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по настольному теннису. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий настольным теннисом. Виды соревнований. Организация и проведение соревнований по настольному теннису. Понятие о методике судейства. Состав команды. Правила тенниса. Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбиванием, смешанный. Подготовка мест для соревнований. Обязанности судей. Правила судейства соревнований по настольному теннису. Обучение и тренировка как единый процесс формирования и совершенствования двигательных навыков, физических и волевых качеств. Важность соблюдения режима для достижения высоких результатов. Применение дидактических принципов. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена. Физическая подготовка теннисиста. Техническая подготовка теннисиста. Тактическая подготовка теннисиста. Психологическая подготовка теннисиста. Соревновательная деятельность теннисиста. | 4 | 1 |
2. Общая физическая подготовка | Содержание учебного материала | 7 | |
2.1 | Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат). Подвижные игры. Эстафеты. Полосы препятствий. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты). | 7 | 2 |
Практические занятия | 7 | |
3. Специальная физическая подготовка | Содержание учебного материала | 7 | |
3.1 | Упражнения для развития быстроты движений теннисиста. Упражнения для развития специальной выносливости теннисиста. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств теннисиста. Упражнения для развития ловкости теннисиста. | 7 | 2 |
| Практические занятия | 7 | |
4. Техническая подготовка | Содержание учебного материала | 30 | |
4.1 | проводить специальную разминку для теннисиста; овладевать различными приемами техники настольного тенниса; овладевать основами судейства в теннисе; овладеют навыками общения в коллективе; улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость; улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам; -повысят адаптивные возможности организма - противостояние условиям внешней среды стрессового характера. | 4 | 1 |
4.2 | разовьют коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий. освоят накат справа и слева по диагонали; освоят накат справа и слева поочерёдно «восьмерка»; освоят накат справа и слева в один угол стола; научатся правильно делать подрезки справа и слева в любом направлении; | 8 | 3 |
4.3 | топ-спин справа по подставке справа; научаться делать топ спин слева по подставке; освоят технику топ спин слева по подставке; освоят технику топ-спина справа по подрезке справа; освоят технику топ-спин слева по подрезке слева. | 8 | 3 |
4.4 | Техника подачи «маятник» Техника удара «подставка» справа Техника удара «подставка» слева. Техника подачи прямым ударом. Техника выполнения подачи «веер» справа. Техника выполнения подачи «веер» слева. Техника выполнения удара «справа». Техника выполнения удара «срезка» слева. Техника выполнения удара «подрезка» справа. Техника выполнения удара «подрезка» слева. Техника выполнения удара «подставка». Техника выполнения удара «подставка» слева. Техника выполнения удара «накат» справа. Техника выполнения удара «накат» слева. Техника выполнения удара «подкрутка» справа. Техника выполнения удара «подкрутка» слева. Техника выполнения удара «топ-спин» справа. Техника выполнения удара «топ-спин» слева. Игры с применением всех технических ударов и подач | 10 | 4 |
Практические занятия | 30 | |
5. Тактическая подготовка | Содержание учебного материала | 16 | |
5.1 | Знакомство с методикой: общеразвивающих упражнений без предметов; с упражнениями для рук плечевого пояса; с упражнениями, выполняющимися на месте и в движении; упражнениями для мышц шеи; упражнениями для туловища; в положении лежа – поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища; упражнениями для ног: различные маховые движения ногами, приседание на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями; упражнениями с сопротивлением; упражнениями в парах – повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, приседание с партнёром, переноска партнёра на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления. | 16 | 6 |
Практические занятия | 16 | |
6. Учебные и контрольные игры | Принять участие в соревнованиях. Контрольные игры и соревнования. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок. Практические занятия. Соревнования по подвижным играм с элементами техники тенниса. Соревнования по теннису. Технический план игры команды и задания отдельным игрокам. Характеристика команды противника. Общая оценка игры и действий отдельных игроков. | 14 | |
7. Тестирование | Контроль техники выполнения | 2 | 2 |
Всего часов | | 80 | |
3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Система оценки результатов освоения обучения дополнительной общеразвивающей программы являются уровень сформированных знаний, умений, навыков, уровень развития учащихся, включающий индивидуальные качества и личностный рост. Подготовка материала к
работе и выполнение изделий.
Порядок и периодичность проведения аттестации обучающихся:
Текущий контроль проводится в течение учебного года в виде учебных игр
Промежуточная аттестация - в середине программы, задания средней сложности.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце обучения по программе.
Форма проведения итоговой аттестации – задания повышенной сложности, которые развивают умения и навыки игры настольный теннис.
Система формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки
Умения и навыки проверяют во время участия обучающихся в городских, районных, зональных и областных соревнованиях, в организации и проведении судейства внутритехникумовских соревнований.
3.1 Методические материалы
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности преподавателя и обучающегося. Занятия необходимо строить так, чтобы обучающиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 2 часа в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям настольного тенниса и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у обучающихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели преподаватель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
– метод упражнений;
– игровой;
– соревновательный;
– круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
– в целом;
– по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у обучающихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Педагогические технологии, используемые
в учебно-воспитательном процессе:
Технология личностно - ориентированного обучения – позволяет
максимально развивать индивидуальные познавательные способности
ребёнка на основе имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Основу
данной технологии составляют дифференциация и индивидуализация
обучения.
Технология разноуровневого обучения – позволяет создать условия для
включения каждого обучающегося в деятельность, соответствующую уровню
его развития (разноуровневые задания, индивидуальные образовательные
маршруты)
Технология проектного обучения – ориентирована на самостоятельную
деятельность обучающихся. В основе метода проектов лежит развитие
познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои
знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического мышления.
Игровые технологии включают методы и приёмы организации
педагогического процесса в форме различных педагогических игр: ролевые
игры, дидактические игры, коммуникативные, познавательные игры.
Здоровьесберегающие технологии – направлены на сохранение здоровья,
создание максимально возможных условий для развития духовного, эмоционального, личностного здоровья, повышения работоспособности
обучающихся (чередование различных видов деятельности,
физкультминутки, комплекс упражнений на снятие усталости,
положительный психологический климат на занятии).
3.1.1. Техника безопасности при проведении учебно-тренировочных занятий по настольному теннису
К занятиям допускаются обучающиеся:
• имеющие медицинскую справку об отсутствии медицинских противопоказаний к занятиям баскетболом;
• прошедшие инструктаж по мерам безопасности;
• имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.
Обучающийся должен:
• иметь коротко остриженные ногти;
• заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения тренера-преподавателя;
• бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;
• знать и соблюдать простейшие правила игры;
• знать и выполнять настоящую инструкцию.
За несоблюдение мер безопасности обучающийся может быть не допущен или отстранен от участия в учебно-тренировочном процессе.
Требования безопасности перед началом занятий
Обучающийся должен:
• переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму, спортивную обувь;
• снять с себя предметы, представляющие опасность для других (часы, браслеты, висячие сережки и т. д.);
• убрать из карманов спортивной формы колющиеся и другие посторонние предметы;
• под руководством тренера-преподавателя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятия;
убрать в безопасное место инвентарь и оборудование, которые не будут использоваться на занятии;
• по команде тренера-преподавателя встать в строй для общего построения.
За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранен от участия в учебно-тренировочном процессе.
Требования безопасности во время занятий
При выполнении упражнений в движении обучающийся должен:
• избегать столкновений с другими обучающимися;
• перемещаясь спиной, смотреть через плечо;
• исключать резкое изменение своего движения, если этого не требуют условия игры;
• соблюдать интервал и дистанцию;
• быть внимательным при перемещении по залу во время выполнения упражнений другими обучающимися;
• по окончании выполнения упражнений потоком вернуться на свое место для повторного выполнения задания с правой или левой стороны зала.
За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранен от участия в учебно-тренировочном процессе.
3.2. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий.
В конце изучения программы занимающиеся получат необходимый минимум знаний для физического самосовершенствования, знание правил игры, навыки простейшего судейства. Научатся играть в настольный теннис.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: -использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; - использовать технику и методику обучения по настольному теннису; - применять навыки в организации и проведении спортивных мероприятиях; уметь: - овладеть основными техническими приемами настольного тенниса. - проводить судейство матча. - проводить разминку теннисиста, - развить качества личности - воспитать стремление к здоровому образу жизни. - повысить общую и специальную выносливость обучающихся. - развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе. Знания: роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основ здорового образа жизни. специфику тренировочного процесса; тактические приемы в настольном теннисе; | Текущий контроль: практические занятия, Опросы, игровая практика, наблюдение,спарринг игры Промежуточный контроль: практические занятия; самостоятельная работа Итоговый контроль: Турниры, соревнования, спарринг игры и сдача нормативов. |
3.2.1. Система формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Умения и навыки проверяют во время участия обучающихся в городских, районных, зональных и областных соревнованиях, в организации и проведении судейства внутритехникумовских соревнований. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год (декабрь, апрель), обучающиеся выполняют контрольные нормативы.
Система диагностики – тестирование физических и технических качеств:
4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Список литературы 1. Амелин А.Н. Современный настольный теннис, М., 2005.
2. Амелин А.Н. Настольный теннис: 6+12, М., "Ф и С", 2005.
3. Амелин А.Н., Пашинин В.А. Настольный теннис (Азбука спорта). "Ф и С", 2007 .
4. Команов В.В. Тренировочный процесс в настольном теннисе.М."Советский спорт",2014.
5. Команов В.В. Настольный теннис глазами тренера, М., 2012.
6. Вартанян М.М. Российская энциклопедия настольного тенниса. Магнитогорск, 2010.
- Видеоматериалы с выступлением профессиональных спортсменов;
-Видеоуроки
4.2. Материально-технические условия реализации программы
-Теннисные столы;
-сетки для игры в настольный теннис
-теннисные ракетки;
-мячи для настольного тенниса;
-скакалки;
-набивные мячи;
-секундомер;
- ноутбук;
-проектор;
-экран.
Требования техники безопасности. В ходе реализации Программы необходимо руководствоваться инструкциями по охране труда при проведении тренировочных занятий по баскетболу, при проведении спортивных соревнований.
7