Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Вещества в нашем доме»
Базовый уровень
Возраст обучающихся: 14-15 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Шемякина Е.В. учитель химии
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ……………..……...3 1.1. Пояснительная записка ………………………………………………………………......…...3 1.2. Цель и задачи программы ………………………………………………………………..…...4 1.3. Планируемые результаты прохождения полного курса программы……………….……..5 1.4. Содержание программы ………………………………………………………………………8 1.4.1. Учебно-тематический план …………………………………………………….…………..8 1.4.2. Содержание программы ………………………………………………………….………. .8 1.4.3. Планируемые результаты………………………………………………………….………14 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ …………..15 2.1. Календарный учебный график ……………………………………………………………...15 2.2. Условия реализации программы …………………………………………………………....15 2.3. Формы аттестации и контроля …………………………………………………………..….15 2.4. Оценочные материалы ……………………………………………………………………....16 2.5. Методическое обеспечение..………………………………………………………………...16 2.6. Основная литература………………………………………………………………………....17 ПРИЛОЖЕНИЯ ..……………………………………………………………………………………18 |
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вещества в нашем доме» имеет естественнонаучную направленность и реализуется в рамках мероприятия по созданию новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Актуальность программы
На современном этапе одной из актуальных задач дополнительного образования является создание условий для включения учащегося, интересующегося исследованиями природы, в естественнонаучные виды деятельности и создание благоприятною среды для его развития. Химия является одной из областей естествознания. Она изучает процессы превращения, состав, строение, свойства и практическое использование веществ. Без химических знаний сегодня невозможно представить научную картину мира, так как окружающий мир — это, прежде всего, мир веществ, превращения которых составляют основу многих природных явлений. Химия помогает объяснить, как устроен этот мир, как существовать человеку в мире веществ, как их использовать и как прогнозировать их и свое поведение. Но данный предмет изучается только с 8 класса. Поэтому возникла необходимость показать учащимся роль химии в окружающей их действительности, раскрыть перед ними широкую перспективу использования химии в их повседневной жизни.
Актуальность предлагаемой программы определяется значимостью естественнонаучного знания для жизни современного человека, сохранения окружающей его среды, а также возможностью применения исследовательских умений в любой сфере жизни современного человека.
Новизна программы заключатся в:
экспериментальном подходе к определению химических закономерностей;
доступности курса для младших школьников;
возможности создавать творческие проекты, проводить самостоятельные исследования;
прикладном характере исследований;
Отличительные особенности программы:
Содержание курса имеет интегрированный характер. Интеграция этого курса с биологией, экологией и медициной позволит учащимся лучше понять биохимические процессы, происходящие в организме человека и в окружающей среде. Разнообразный историко-искусствоведческий материал создает базу для интеграции этого курса с историей, географией, литературой. Интеграция является средством мотивации учения учащихся, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.
Адресат программы: Дополнительная образовательная программа «Вещества в нашем доме» естественнонаучной направленности ориентирована на учащихся 14-15 лет.
Объем и срок освоения программы: Дополнительная образовательная программа «Вещества в нашем доме» естественнонаучной направленности рассчитана на 1 год объемом 34 часа (1 часа в неделю).
Режим занятий, периодичность и продолжительность: Для занятий отведено постоянное помещение, точно определены дни и часы занятий, ведётся учёт посещаемости. Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 40 мин.
Форма обучения: очная
Уровень программы «Базовый», так как предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
Особенности организации образовательной деятельности: Программа нацелена на выявление учащихся, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к расширению современных научных знаний, способных приобретать навыки и умения творческой и исследовательской работы во внеурочное время.
Для поддержания познавательного интереса учащихся и обеспечения доступности изучаемого материала основным методом обучения выбран химический эксперимент, который сочетается с домашним экспериментом и творческими заданиями. Задания творческого и исследовательского характера показывают привлекательность химической науки, прививают навыки самостоятельной исследовательской работы, учат грамотно и безопасно проводить химический эксперимент.
Организационные формы обучения: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения: Для поддержания познавательного интереса учащихся и обеспечения доступности изучаемого материала основным методом обучения выбран химический эксперимент, который сочетается с домашним экспериментом и творческими заданиями. Задания творческого и исследовательского характера показывают привлекательность химической науки, прививают навыки самостоятельной исследовательской работы, учат грамотно и безопасно проводить эксперимент по химии.
Основными принципами организации деятельности являются: добровольность и инициатива учащихся, актуальность материала и его связь с жизнью, индивидуальный подход и учет интересов каждого учащегося, плановость и системность в проведении занятий, занимательность и доступность изучаемого материала.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для интеллектуального и творческого развития учащихся в области химии, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья детей.
Задачи программы:
1. Личностные:
- Воспитать у учащихся эмоционально-положительного взгляда на окружающую среду, ценности здорового и безопасного образа жизни.
- Формировать у учащихся целостного мировоззрения.
- Развить осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, способности к саморазвитию и самообразованию.
- Формировать коммуникативную компетенцию в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми
2. Метапредметные:
- Формировать умение ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности
- Формировать умение организовать сотрудничество в совместной деятельности со сверстниками и учителем.
- Формировать умение устанавливать аналогии, рассуждать, делать выводы
3. Предметные (образовательные):
- Формировать у учащихся первоначальные представления о веществах неживой и живой природы, природных и созданных человеком на примере веществ, окружающих в его повседневной жизни.
- Выработать простейшие химические экспериментальные навыки работы с веществами в химической лаборатории и домашних условиях, оказания первой медицинской помощи.
1.3. Планируемые результат прохождения полного курса программы
В результате обучения по программе учащиеся приобретут такие личностные качества как:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, отношение к химии как элементу общечеловеческой культуры;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, результатам обучения.
В результате обучения по программе у учащихся будут сформированы такие метапредметные компетенции как:
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
Познавательные УУД:
1. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
6. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.
7. Выполнять задания по аналогии.
Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Определять цель учебной деятельности с помощью педагога и самостоятельно.
3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством педагога.
4. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия.
5. Корректировать выполнение задания.
6. Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения.
Коммуникативные УУД:
1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятое).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре и группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.
5.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Общими предметными результатами изучения курса «Вещества в нашем доме» являются:
В познавательной сфере:
знания о природе важнейших химических явлений окружающего мира и понимание смысла химических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;
умения обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;
умения структурировать изученный материал и естественнонаучную информацию, полученную из других источников;
умения применять теоретические знания на практике, решать задачи на применение полученных знаний.
В ценностно-ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека
В трудовой сфере:
В сфере безопасности жизнедеятельности:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Частными предметными результатами изучения курса «Вещества в нашем доме» являются:
формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов химии;
формирование первоначальных представлений о химической сущности явлений природы;
приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения химических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием цифровых измерительных приборов;
осознание необходимости применения достижений химии для рационального природопользования;
формирование представлений о значении естественных наук в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
По окончании обучения программы учащиеся будут:
- знать физические, химические свойства веществ, их биологическую, медицинскую роль, действие на окружающую среду и здоровье человека, зависимость применения веществ и правил работы с веществами от их свойств
- уметь пользоваться химическим оборудованием, самостоятельно проводить химический эксперимент
- уметь анализировать результаты эксперимента, делать выводы по итогам эксперимента
у учащихся будут развиты:
- установки на безопасный, здоровый образ жизни
- навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми
У учащихся будет сформирована способность:
- формировать мотивацию к обучению и познанию
- взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимопомощи, взаимоуважении, толерантности
1.4. Содержание программы
1.4.1. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
Раздел 1. Введение | 6 | 3 | 3 |
1 | Тела и вещества | 3 | 2 | 1 |
2 | Химическая лаборатория | 3 | 1 | 2 |
Раздел 2. Вещества на нашей кухне | 17 | 6,5 | 10,5 |
1 | Неорганические вещества | 11 | 4,5 | 6,5 |
2 | Органические вещества | 6 | 2 | 4 |
Раздел 3. Заглянем в аптечку | 6 | 3 | 3 |
1 | Жидкая помощь | 2 | 1 | 1 |
2 | Твердые вещества в помощь | 4 | 2 | 2 |
Раздел 4. Вещества в нашей ванной | 5 | 2,5 | 2,5 |
1 | Антисептики | 3 | 1,5 | 1,5 |
2 | Жидкое стекло | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 34 | 15 | 19 |
1.4.2. Содержание программы
Раздел 1. Введение (6 ч)
Тема 1. Тела и вещества (3 часа)
Урок 1. Правила поведения на занятиях, техника безопасности в кабинете (1 час)
Теория. Знакомство с целями и задачами программы. Правила поведения на занятиях, техника безопасности в кабинете
Урок 2. Тела и вещества (1 час)
Теория. Тела живые и неживые. Вещества органические и неорганические. Вещества природные и созданные человеком. Вещества твердые, жидкие, газообразные. Физические свойства вещества. Химические свойства вещества. Понятие о химии. Период алхимии. Химические реакции.
Демонстрации:
1. Образцы предметов из одного вещества
2. Образцы предметов из разных веществ
3.Образцы жидких и твердых веществ
Урок 3. Практическое занятие (1 час)
Практика. Изучение образцов веществ
Тема 2. Химическая лаборатория (3 часа)
Урок 1. Правила работы с химическими веществами (1 час)
Теория. Химическое оборудование: стеклянная и фарфоровая посуда, измерительные и нагревательные приборы.
Демонстрации:
1. Образцы стеклянной посуды
2. Образцы фарфоровой посуды
3. Штатив лабораторный, держатель для пробирок: устройство и правила работы
4. Нагревательные приборы: спиртовка, плитка
Урок 2. Практическое занятие (1 час)
Практика. Рисование химической посуды
Урок 3. Практическое занятие (1 час)
Практика. Работа с лабораторным штативом и держателем. Насыпание твердого вещества, наливание жидкого вещества, нагревание жидкости.
Раздел 2. Вещества на нашей кухне (17 часов)
Тема 1. Неорганические вещества (11 часов)
Урок 1. Вода основа жизни (1 час)
Теория. Значение воды в жизни растений, животных, человека. Вода в природе. Физические свойства чистой воды. Вода – растворитель. Водные растворы. Индикаторы.
Практика. Испытание индикаторами различных сред: лимонада, минеральной воды, растворов стирального порошка, мыла, средств для мытья посуды.
Домашняя практическая работа: Испытание растворения в воде сахара, соды, подсолнечного масла, лимонной кислоты, мыла, активированного угля.
Творческое задание: Найти пословицы, поговорки, загадки о воде. Произведения писателей, художников о воде
Урок 2. Способы очистки воды (1 час)
Теория. Проблемы загрязнения и очистки воды. Способы очистки воды: отстаивание, фильтрование, бытовые фильтры. Дистиллированная вода. Перегонка, выпаривание.
Демонстрации:
1. Отстаивание смеси воды и мела
2. Фильтрование смеси воды и мела
3. Выпаривание раствора соли
Урок 3. Практическое занятие (1 час)
Практика. Отстаивание, фильтрование смеси песка с солью. Выпаривание раствора соли.
Урок 4. Поваренная соль (1 час)
Теория. Нахождение в природе. Состав поваренной соли. Физиологическая роль. Засоление почв. Физические свойства. Применение для пищи и других целей.
Демонстрации:
1. Растворение поваренной соли в холодной и горячей воде
2. Выращивание кристаллов соли.
Практика. Приготовление насыщенного раствора поваренной соли
Домашняя практическая работа: Выращивание кристаллов поваренной соли
Урок 5. Питьевая сода (1 час)
Теория. История открытия, состав, физические свойства. Применение в кондитерском деле, медицине, в качестве чистящего средства
Демонстрации:
1. Физические свойства
2. Растворение в воде
3. Окрашивание пламени в желтый цвет
4. Окрашивание фенолфталеина в растворе соды
Практика. Взаимодействие соды твердой и ее раствора с раствором уксусной кислоты
Домашняя практическая работа: Мытье посуды с помощью соды
Урок 6. Карбонат кальция (1 час) (мел, мрамор, известняк, яичная скорлупа)
Теория. Карбонат кальция в неживой природе, Применение в быту и строительстве. Карбонат кальция в живой природе: скелеты, скорлупа яиц, раковины. Сталактиты, сталагмиты. Биологическая роль.
Демонстрации:
1. Нерастворимость карбоната кальция в воде
2. Опыт «Ныряющее яйцо»
3. Опыт «Получение молока»
4. Коллекция минералов
Практика. Исследование образцов минералов на наличие карбоната кальция
Урок 7. Железо (1 час)
Теория. Железные руды. Основные месторождения. История открытия. Физические свойства железа. Нахождение в организме человека. Коррозия. Способы защиты от коррозии. Эмалированная посуда и ее использование. Сплавы железа: чугун, сталь, их применение в быту. Посуда из чугуна и стали, правила обращения, предосторожности при работе.
Демонстрации:
1. Коллекция сплавов железа
2. Взаимодействие железа с кислотами
3.Способы защиты от коррозии.
Практика. Очистка ржавых изделий от ржавчины
Домашняя практическая работа: очистка загрязненной эмалированной посуды
Урок 8. Алюминий (1 час)
Теория. Природные соединения алюминия. История открытия. Физические свойства алюминия. Алюминиевые сплавы и их применение. Стойкость к коррозии. Алюминиевая посуда. Правила пользования, предосторожности при работе.
Демонстрации:
1. Коллекция сплавов алюминия
2. Реакция алюминия с кислотами
Практика. Реакция алюминия с раствором сульфата меди (II)
Урок 9. Серебро (1 час).
Теория. Распространение в природе, самородное серебро. Роль серебра в жизни человека. Бактерицидные свойства серебра. Зеркала. Серебро в фотографии. Серебряная посуда и украшения.
Демонстрации:
1. Получение серебра реакцией «серебряного зеркала»
2. Очистка почерневших серебряных изделий
Практика. Получение серебра химическими реакциями
Урок 10. Стекло (1 час)
Теория. История стекла. Производство стекла. Виды стекла. Роль М.В. Ломоносова в развитии стекольного производства. Применение стеклянных изделий. Правила работы со стеклянной посудой. Оказание первой помощи при порезах стеклом. Мытье стеклянной посуды.
Демонстрации:
1. Коллекция стекла и изделий из стекла
2. Плавление стекла
Практика. Изгибание стеклянных трубок
Урок 11. Пластмассы (1 час)
Теория. Многообразие пластмасс и их использование в жизни человека. Термореактивные, термопластичные пластмассы. Общие свойства пластмасс. Горение. Пластмассовая посуда: преимущества и недостатки. Правила пользования, предосторожности при работе. Экологические проблемы, связанные с отходами пластмасс.
Демонстрации:
1. Коллекция пластмасс
2. Поведение пластмасс при нагревании
3. Эластичность, водонепроницаемость пластмасс
4. Горение пластмасс
Практика. Опыты с пластмассами
Тема 2. Органические вещества (6 часа)
Урок 1. Чай (1 час)
Теория. Как чай попал в Россию. Сорта чая. Состав чая: дубильные вещества, алкалоиды, эфирные масла, витамины. Использование в быту.
Демонстрации:
1. Изменение окраски раствора чая при действии лимонной кислоты и раствора соды
2. Цветные реакции чая: взаимодействие с сульфатом железа (II), с хлоридом железа (III) в кислой среде
Практика. Свойства чая как индикатора
Урок 2. Крахмал (2 часа).
Теория. Образование крахмала в зеленых растениях на свету. Растения – крахмалоносы. Образование коллоидных растворов. Биологическая роль крахмала, его энергетическая ценность. Продукты, содержащие крахмал. Продукты из зерна Роль хлеба в развитии человеческого общества. Получение крупы. Каша в народных обычаях, обрядах.
Демонстрации:
1.Растворение крахмала в воде
2. Приготовление клейстера
3. Действие йода на крахмал
Практика. Обнаружение крахмала в различных продуктах
Домашняя практическая работа: Получение крахмала из картофеля.
Творческое задание: Пословицы, поговорки, песни о хлебе. Хлеб в произведениях поэтов и писателей.
Урок 3. Белки (2 час)
Теория. Продукты, содержащие белки. Белки растительные и животные. Биологическая роль белков. Денатурация белков. Пищевая ценность белков.
Демонстрации:
1. Цветные реакции белков
2. Денатурация белков при нагревании
3. Свертывание белков под действием различных веществ
4. Свертывание молока под действием кислот
Практика. Обнаружение белковых веществ в различных отварах. Обнаружение белковых веществ в шерстяной пряже, перьях, волосах.
Урок 4. Жиры (1 час).
Теория. Продукты, содержащие жиры. Жиры животного и растительного происхождения. Накопление жиров в тканях животных, человека, растений. Масличные растения. Физические свойства жиров. Энергетическая ценность жиров. Гидролиз жиров.
Демонстрации:
1. Экстракция жиров бензином.
2. Выведение жировых пятен эфиром
3. Гидролиз жиров
Практика. Образование эмульсий жиров. Плавление и затвердевание жиров
Домашняя практическая работа: мытье жирной посуды с помощью соды
Раздел 3. Заглянем в аптечку (6 ч)
Тема 1. Жидкая помощь (2 часа)
Урок 1. Йод (1 час)
Теория. История открытия йода. Нахождение йода в природе. Растения, богатые йодом. Нахождение в организме человека и его влияние. Физические свойства йода. Применение в медицине и в быту. Правила работы с йодом, способы удаления йодных пятен.
Демонстрации:
1.Действие йода на крахмал
2. Возгонка йода
3.Срочная химчистка
Практика. Появление разноцветных надписей и рисунков
Урок 2. Глицерин (1 час)
Теория. Физические свойства. Физиологическое действие на организм человека. Применение в кулинарии, в медицинских, косметических целях
Демонстрации:
1.Растворение в воде
2. Горение
3. Реакция глицерина с натрием
4.Качественная реакция на глицерин
Практика. Исследование наличия глицерина в растворах
Домашняя практическая работа: Удаление пятен от молока глицерином
Тема 2. Твердые вещества в помощь (4 часа)
Урок 1. Перманганат калия (1 час)
Теория. История открытия. Физические свойства. Правила работы с перманганатом калия, меры предосторожности. Применение в медицине и в быту.
Демонстрации:
1. Зажигание спиртовки
2. Растворение в воде. Зависимость окраски раствора от концентрации
3. Исследование чистоты воды с помощью перманганата калия
Практика. Изменение цвета раствора перманганата калия в разных средах
Урок 2. Активированный уголь (1 час)
Теория. Нахождение в природе. Графит, уголь, алмаз, сажа и их свойства. Уголь как топливо. Применение угля в быту и в военных целях. Адсорбция. Уголь активированный и его применение в медицине.
Демонстрации:
1.Коллекция
2. Адсорбция углем растворенных веществ
3. Горение угля
Практика. Адсорбция углем растворенных чернил
Урок 3. Ляпис (нитрат серебра) (1 час)
Теория. Физические свойства, применение в химии и медицине. Правила работы с нитратом серебра, меры предосторожности.
Демонстрации:
1. Растворение ляписного карандаша в воде
2. Серебро в колбе
Практика. Реакции нитрата серебра с различными веществами. Окраска осадков
Урок 4. Вата (1 час)
Теория. Вата – природная целлюлоза. Физические свойства. Очистка ваты. Использование в медицине. Природные заменители ваты.
Демонстрации:
1.Растворение в воде и других растворителях.
2. Горение
Практика. Исследование отношения ваты к кислотам и щелочам
Раздел 4. Вещества в нашей ванной (5 часов)
Тема 1. Антисептики (3 часа)
Урок 1. Медный купорос (1 час)
Теория. Физические свойства. Физиологическое действие на низшие организмы. Применение. Отношение к нагреванию. Правила работы с медным купоросом, меры предосторожности.
Демонстрации:
1.Растворение в воде
2. Цветные превращения медного купороса
3. Выращивание кристаллов
4.Реакции с участием медного купороса
Практика. Вытеснение меди железом из раствора медного купороса
Домашняя практическая работа: Обнаружение воды в меде с помощью обезвоженного медного купороса.
Урок 2. Мыло (1 час)
Теория. Физические свойства мыла. Моющее свойство мыла. Действие жесткой воды на мыло. Синтетические моющие средства СМС.
Демонстрации:
1.Растворение в воде
2. Свойства мыла в жесткой воде
3. Гидролиз мыла
Практика. Исследование сравнения действия мыла и СМС в мягкой и жесткой воде
Урок 3. Известь (1 час)
Теория. Получение извести. Физические свойства. Гашение извести. Известковая вода. Известкование кислых почв. Применение в строительстве и быту.
Демонстрации:
1.Приготовление известковой воды и молока
2. Взаимодействие гашеной и негашеной извести с кислотами
3. Гашение извести
Практика. Обнаружение углекислого газа с помощью известковой воды
Тема 2. Жидкое стекло (2 час)
Урок 1. Клей силикатный (1 час)
Теория. Физические свойства. Правила хранения. Клеящие свойства.
Демонстрации:
1. Растворение в воде
2. Гидролиз клея. Получение кремниевой кислоты
3. Несгораемый платок
Урок 2. Практическое занятие (1 час).
Практика. Химические «водоросли»
1.4.3. Планируемые результаты
По окончании обучения программы
учащиеся будут знать:
- физические, химические свойства веществ, их биологическую, медицинскую роль, действие на окружающую среду и здоровье человека, зависимость применения веществ и правил работы с веществами от их свойств
учащиеся будут уметь:
- пользоваться химическим оборудованием, самостоятельно проводить химический эксперимент
- анализировать результаты эксперимента, делать выводы по итогам эксперимента
называть лабораторное оборудование
- очищать смеси веществ методами очистки: отстаивание, фильтрование, выпаривание
В результате обучения по программе учащиеся приобретут такие личностные качества как:
- установки на безопасный, здоровый образ жизни
- навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми
- взаимодействие со сверстниками на принципах взаимопомощи, взаимоуважении, толерантности
В результате обучения по программе у учащихся будут сформированы такие метапредметные компетенции как:
- планирование, прогнозирование, контроль химических процессов
- познавательный интерес к природе и химическим веществам, окружающих нас
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель – 34
Количество учебных дней – 34
Даты начала и окончания учебных периодов:
1. 01.09. – 27.10
2. 06.11. – 30.12.
3. 09.01. – 22.03
4. 01.04 – 24.05.
2.2. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение: Программа реализуется в специальном кабинете лицея №15. Оснащение: столы и стулья ученические, шкаф для приборов лабораторный, шкаф для химических реактивов, шкаф вытяжной химический, шкаф для коллекций и дидактических материалов, ноутбук, интерактивная доска, проектор, доска учебная, комплекты химической посуды и оборудования, комплект реактивов, набор коллекций.
2. Информационное обеспечение: выход в сеть интернет, презентации, видеоролики.
3. Кадровое обеспечения: учитель химии первой квалификационной категории, психолог
2.3. Формы аттестации и контроля
Педагогический контроль проводится в несколько этапов:
1. Текущий контроль
Тестовый контроль с использованием карточек – заданий, дифференцированных заданий разного уровня. Педагогические наблюдения за активностью учащихся в процессе усвоения программы, их инициативностью и устойчивостью интереса к различным видам деятельности. Отчетность выполнения практических заданий, творческих работ, домашнего эксперимента, открытые занятия для родителей.
2. Промежуточная аттестация
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Химия вокруг нас»: выполнение презентации, оформление коллекции кристаллов, проведение открытого мероприятия
Учет знаний и умений учащихся на занятиях организован через систему поощрения. Учитывается и поощряется учителем активная работа учащихся: участие в беседе, грамотное выполнение химического эксперимента, удачное дополнение к рассказам учителя.
2.4. Оценочные материалы
- Диагностика творческого мышления учащихся
- Тест – опросник для определения уровня самооценки школьника
- Методики выявления особенностей познавательной сферы.
2.5. Методическое обеспечение
При реализации данной программы используются методы обучения:
- объяснительно - иллюстративный
- метод проблемного изложения
- частично – поисковый
- исследовательский метод
- наблюдение
Формы организации занятия: беседа с игровыми элементами, практическая работа, дискуссия, тестирование, творческие задания.
Дидактический материал:
- разработки теоретического материала
- раздаточный материал: кроссворды, тесты, карточки заданий, карточки – инструкции для проведения практических работ
- наглядные пособия
- сведения из интернета
- книги, брошюры, газетные материалы
- фотографии;
- компьютерные презентации
При реализации программы в основу взят приоритет системно –деятельностного подхода с применением игровых, исследовательских, здоровьесберегающих, информационно-коммуникационных технологий.
2.6. Основная литература
- для педагога:
.Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.
.Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Домашняя химия. - «Русское энциклопедическое товарищество», 2001.
Балуева Г.А., Осокина Д.Н. Все мы дома химики. М: Химия, 2009.
Вильке Т.Г. Методы выращивания кристаллов.- М:просвещение,1998г.
Гроссе Э., Вайсмантель Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.
Коновалов В.Н. Техника безопасности при работах по химии. Пособие для учителя. –4-е изд. – М.: Просвещение, 2000.
Кукушкин Ю.Н. Рассказы о химии и веществах. СПб., Синтез,1995
Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 2007.
Леенсон И.А. Занимательная химия (серия «Школьнику для развития интеллекта»). – М.: Росмэн, 2010.
Макаров К.А. Химия и здоровье (серия «Мир знаний»). – М.: Просвещение, 1985.
Макаров К.А. Химия и медицина. – М.: Просвещение, 2010.
Малышкина В. Занимательная химия (серия «Нескучный учебник»). – Санкт-Петербург: Тригун, 1998.
Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. М.: Дрофа, 2004. – 252с. (Библиотека учителя).
Степин Б.Д., . Аликберова Л.Ю.«Занимательные задания и эффективные опыты по химии» М.: Дрофа, 2002
Штремплер Д.И. Химия на досуге. – М.: Просвещение, 2006.
Шульгин Г.Б. Эта увлекательная химия. – М.: Химия, 2004.
Юдин А.М. Химия в нашем доме: Справ. изд.- 3 изд. – М.: Химия, 2010.
- для учащихся:
Занимательные рассказы о химии. ( Сер. «Хочу все знать») Сост. Ю.И. Смирнов, СПб: МиМ-Экспресс, 1995, 60 с.
Ольгин О.М Опыты без взрывов. М.: Химия, 1986, 185 с.
Энциклопедический словарь юного химика (для среднего и старшего школьного возраста). Сост. В.А.Крицман, В.В.Станцо. М.: Педагогика, 1982, 368 с.
Энциклопедия для детей. Т.17.Химия. М. Аванта+. 2000.Мир химии:
Интернет-ресурсы:
1.http://www.alhimik.ru
2.http://www.chemistry.narod.ru
3. http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem/
4. http://www.1september.ru/ru/him.htm
5. http://experiment.edu.ru Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия.
6. http://www.hij.ru Журнал «Химия и жизнь».
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Впишите в кроссворд названия лабораторного оборудования, представленного на рисунке. Ключевым словом является название оперы известного русского химика и композитора А. П. Бородина.
Начав движение с верхней левой клетки и, передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв, приведенных в клетках, получилось правило по мерам предосторожности при обращении с химическими реактивами.
Каждая клетка может быть использована только один раз.
Х | И | Р | Е | А | К | П | Р | О | Б | О | У | С |
И | М | Е | И | И | Т | Я | 3 | Ь | А | В | К | В |
Ч | Е | С | К | В | Ы | Н | Е | Л | Т | Ь | Н | А |
Начав движение с верхней левой клетки и передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки так, чтобы из букв получилось правило по технике безопасности, соблюдаемое при нагревании пробирки с жидкостью. Клетка может быть использована один раз.
П | У | С | Н | Р | Е | В | А | Е |
Р | Н | Р | А | Г | Д | И | Ж | М |
0 | Б | И | Д | Ю | Н | 0 | И | 0 |
А | Ж | Р | Е | Ь | Т | С | Р | 0 |
Т | И | Е | М | В | С | Т | 0 | Н |
Ь | Т | 0 | А | В | 0 | Т | Т | У |
0 | Е | Р | Р | И | Я | И | 0 | 0 |
Т | В | И | Е | Щ | Б | Е | С | Т |
Приложение 2
Карта заданий
Задание 1. Выпишите в два столбика названия тел и веществ, из которых они состоят: гвоздь, лед, айсберг, железо, кольцо, золото. Сделайте вывод, что такое вещество.
Задание 2. Напишите названия: а) тел, которые могут состоять из перечисленных веществ: железо, алюминий
б) веществ, из которых могут быть сделаны перечисленные тела: ведро, цепочка
Задание 3. Из перечисленных физических свойств выпишите те, которые характерны для сахара; газ, твердое вещество, жидкое вещество; не имеет цвета, имеет цвет; имеет запах, без запаха; без вкуса, имеет сладкий вкус; практически не растворяется в воде, хорошо растворяется в воде; проводит электрический ток, не проводит электрический ток.
Задание 4. Даны вещества: мел, поваренная соль, сахар, спирт, питьевая сода, медный купорос, нафталин, медь, алюминий, кислород, сероводород. Сгруппируйте их по следующим сходным при обычных условиях свойствам: а) вещества твердые; б) вещества газообразные; в) вещества жидкие; г) вещества, обладающие запахом; д) вещества, имеющие цвет; е) вещества — проводники электрического тока.
Задание5 . Какие из перечисленных ниже веществ при санитарно-гигиенической обработке кожи растворяются в воде, а какие следует смывать мылом или другими моющими средствами: поваренная соль NaCI — компонент пота; лимонад (в основном раствор сахара), высохший на руках жир от жареного пирожка; спирт, использованный для растирания или теплового компресса?
Задание 6. Одна из уникальных особенностей воды в том, что при обычных температурах, характерных для нашей планеты, она может находиться во всех трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. Поясните важность этого свойства для осуществления круговорота воды в природе.
Задание 7. Отгадайте загадки.
∙ Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
∙ Падает горошком,
Скачет по дорожкам.
Крупно, дробно зачастило
И всю землю напоило.
Что объединяет отгадки?
Приложение 3
ТЕСТ-ОПРОСНИК
для определения уровня
САМООЦЕНКИ ОДАРЕННОГО ШКОЛЬНИКА
Определить собственный уровень самооценки Вы сможете с помощью несложного теста - опросника. Он включает 32 суждения, по поводу которых возможно пять вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Отвечая на вопросы теста, Вы проставляете баллы в зависимости от избранного Вами варианта ответа:
очень часто» — 4 балла
«часто» — 3 балла
«иногда» — 2 балла
«редко» — 1 балл
«никогда» — 0 баллов.
Я не нуждаюсь в признании моих успехов.
Чувствую себя неуверенным в окружении эрудитов.
Я не беспокоюсь по поводу незавершенного любимого дела.
Многие мне завидуют.
Меня считают безынициативным.
Я чувствую свою психическую неуравновешенность.
Я боюсь выглядеть смешным.
Я считаю себя малосимпатичным.
Меня охватывает страх перед публичным выступлением.
К своим ошибкам отношусь равнодушно.
Я не считаюсь с мнением собеседника.
Я не стремлюсь к усиленному самосовершенствованию.
Меня считают эгоистом.
Мне хочется, чтобы мне сочувствовали в моих неудачах.
Я теряю уверенность в себе в незнакомых ситуациях.
!б. Я чрезмерно скромен.
Я чувствую никчемность своего существования.
Меня мучают сомнения по поводу моего таланта.
Окружающие ждут от меня многого.
Мои соклассники не интересуются моими достоинствами.
Бремя моих способностей меня удручает.
Я склонен к риску и авантюрам.
Я делюсь со своими соклассниками оригинальными мыслями.
Я смущаюсь от похвал.
Мое высокомерие меня выручает.
Я рад, что меня не понимают.
Я не чувствую себя в безопасности.
Спорить я ни с кем не хочу.
Я чувствую себя скованным.
Я нахожусь в ожидании неприятностей.
Меня расстраивает то, что обо мне плохо думают.
Мои любимые увлечения меня пугают.
Для того, чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям.
Сумма баллов от 48 до 128 указывает низкий уровень самооценки, при котором одаренный ребенок болезненно переживает критические замечания в свой адрес. Он «подстраивается» под мнения других людей, «маскирует» свои способности, избегает случаи самовыражения.
Сумма баллов от 25 до 47 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Одаренный учащийся находится в состоянии «обороны» в классе, ощущает неловкость во взаимоотношениях с одноклассниками, «опасается» за непризнание его интеллектуального потенциала, а иногда недооценивает свои способности без достаточных оснований.
Сумма баллов от 0 до 25 свидетельствует о высоком уровне самооценки, о перфекционизме одаренного учащегося, об отсутствии «комплекса неполноценности», о редких сомнениях в своих действиях.