СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа направлена на изучение вопросов экологии и охраны окружающей среды. Отличительной особенностью программы является то, что данная программа формирует готовность учащихся подросткового возраста к совместной творческо-поисковой деятельности по решению экологических проблем своей местности и планеты в целом, как одном из важнейших проблем современности.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Салмановская средняя школа
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета от «04.04.2023г Протокол № 6 |
| УТВЕРЖДЕНА приказом от 04.04.2023г. № 283 Директор______________/И.В.Табакова/
|
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
«Операция по спасению планеты»
Уровень освоения программы - базовый
Направленность - естественнонаучная
Возраст обучающихся: 15-17 лет
Срок реализации 1 год
| Составила: педагог дополнительного образования Кузнецова Татьяна Васильевна
|
Д. Салмановка 2023- 2024 уч.г. год
Содержание
| Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик» |
|
1.1 | Пояснительная записка |
|
1.2 | Цель и задачи программы |
|
1.3 | Содержание программы |
|
| 1.3.1 Учебный план |
|
| 1.3.2 Содержание учебного плана |
|
1.4 | Планируемые результаты |
|
| Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» |
|
2.1 | Календарный учебный график |
|
2.3 | Условия реализации программы |
|
2.4 | Формы аттестации |
|
2.5 | Оценочные материалы |
|
2.6 | Методические материалы |
|
2.7 | Список литературы |
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Операция по спасению планеты» естественнонаучной направленности предназначена для дополнительного экологического образования и воспитания детей в возрасте 15-17 лет.
Программа направлена на изучение вопросов экологии и охраны окружающей среды. Отличительной особенностью программы является то, что данная программа формирует готовность учащихся подросткового возраста к совместной творческо-поисковой деятельности по решению экологических проблем своей местности и планеты в целом, как одном из важнейших проблем современности. Кроме того, учащиеся находят возможность своей внутренней реализации через выполнение предлагаемых им различных творческих заданий поискового характера. Данная программа является практико-ориентированной и направлена на закрепление полученных теоретических знаний в ходе выполнения различных практических заданий, самостоятельных наблюдений за объектами природы, исследований природных явлений. Кроме того, настоящая программа разработана с учётом современных изменений и нововведений в области экологического образования и воспитания, на основе применения современных педагогических технологий.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №678-р;
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях» вместе с (вместе с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ);
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
«Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
Устав общеобразовательного учреждения;
Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы образовательной программы
Актуальность программы
Актуальность данной программы определяется общей значимостью экологического обучения и воспитания подрастающего поколения в целях устойчивого развития общества. Сегодня как никогда остро стоит вопрос о сохранении нашей природы последующим поколениям. С каждым годом становится все тяжелее объяснить обучающимся о том, как важно беречь природу, ведь задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, показать антропогенное влияния на нее. Главное условие разрешения экологических проблем и улучшения экологической обстановки – высокий уровень экологической культуры населения. Поэтому столь важны просветительская деятельность и экологическое образование подрастающего поколения.
Новизна программы
Инновационность настоящей программы заключается в применении современных технологий и активных методов обучения, использовании проблемного обучения, использование современных технических средств обучения, в программу включены исследовательская и проектная деятельность обучающихся.
Отличительные особенности программы
До недавнего времени экологическое образование ориентировалось в основном на естествознание (преимущественно на биологическую экологию и географию). Сейчас очевидно, что значительная доля содержания экологического образования должна отводиться социальной экологии, которая занимается поиском закономерностей устойчивого развития системы «общество-природа». По мнению ученых, научно-теоретическим основанием экологического образования должны служить биологическая и геологическая экология, экология человека и общества (социальная экология).
Программой предусмотрены коллективные виды деятельности, творческие работы, опытническая и природоохранная деятельность. Большое внимание уделяется изучению краеведческого материала. В содержании программы заложено знакомство обучающихся с профессиями в области изучения и охраны окружающей среды, профессии, связанные с природой.
Программа предусматривает практико-ориентированное обучение, осознанное участие детей в практических природоохранных акциях. Содержание учебного материала, порядок его изучения и предлагаемые виды деятельности служат не просто накоплению сведений, формированию системы знаний у детей – изучая материал программы, дети приобретают позитивный опыт участия в природоохранных мероприятиях, осваивают систему действий экологически грамотного, природосберегающего поведения.
Педагогическая целесообразность программы видится в необходимости формирования экологической компетенции обучающихся. Элементы экологических знаний включены преимущественно в содержание предметов естественнонаучного цикла в среднем звене общеобразовательной школы и носят, главным образом, информационно-справочный характер. Методика их усвоения ориентирована больше на формальное заучивание, чем на анализ, размышление и оценку экологических ситуаций, а также поступков людей в окружающей среде. Задача педагога, используя материал программы, на занятиях создавать условия для формирования у детей основ экологического сознания, помочь детям в формировании основ целостного восприятия мира, осмыслении своего места в нём, сознания своей ответственности за него, воспитания терпимости и уважения к другим, умения сотрудничать.
В результате освоения программы у обучающегося формируется картина мира, в её основу будут положены идеи неразрывного единства мира природы и человека, ответственности человека за сохранение окружающей среды и биоразнообразия, бережного использования природных ресурсов, идея сотрудничества для решения проблем экологии и мира.
При разработке настоящей программы приняты во внимание знания и практические навыки, которые получают учащиеся на занятиях в школе, и подобраны такие темы, изучение которых углубляет и конкретизирует имеющиеся у детей знания, дает новые знания и понятия из области естествознания, формирует практические навыки, расширяет кругозор обучающихся, развивает творческие способности личности обучающихся.
Адресат программы: дети: 15- 17 лет.
Психолого-педагогические особенности.
Обучение по данной программе будет актуальным для учащихся в возрасте 15-17 лет. У многих подростков просыпается интерес к наукам и вообще к постижению сложных областей знания. Подросток начинает серьезно интересоваться разными дисциплинами. Этот интерес может подпитываться и искренним любопытством, и видением своего профессионального будущего. В этом возрасте начинают формироваться элементы теоретического мышления. Новое в развитии мышления подростка состоит в его отношении к интеллектуальным задачам к таким, которые требуют их предварительного мысленного расчленения. В отличие от младшего школьника, подросток начинает анализ задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем проверяет эти гипотезы.
Умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач - важнейшее приобретение подростка в анализе действительности. Мышление предположениями является отличительным инструментом научного рассуждения. Своеобразие этого уровня развития мышления состоит в том, что предметом внимания, анализа и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции.
Содержание и материал программы «Операция по спасению планеты» соответствует базовому уровню.
Объем программы
Срок освоения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения:
1 год – (1 раз по 2 часа в неделю)
Режим занятий (периодичность и продолжительность занятий.)
1 год обучения 1 раз в неделю по 2 академических часа
Формы и методы обучения1. Исследовательские методы (эксперимент, работа с микроскопом, химический анализ).
2. Словесно-иллюстративные методы (рассказ, беседа, лекция, работа с литературой, диспут, написание эссе).
3. Частично-поисковые методы (систематизация материала).
4. Репродуктивные методы (выступления учащихся на заседаниях кружка, конференциях разного уровня).
Занятия состоят из теоретической части (лекции, сообщения, доклады, рефераты) и практической части. В практической части используем наблюдение, эксперимент, исследование, сравнение, описание. Учащиеся проводят лабораторные работы, изучают объекты под микроскопом, участвуют в конкурсах, конференциях, природоохранных мероприятиях, собирают гербарии, выпускают листовки и плакаты по охране природы. Большая роль отводиться экскурсиям в природу, в музеи. Лабораторные работы с химическими реактивами проходят с учётом способностей кружковцев и при наличии материально-технического обеспечения этих работ. Задания выполняются как индивидуально, так и группами. В ходе обучения учащиеся осваивают связи между естественнонаучными дисциплинами: экологией, биологией, химией, физикой, географией и другими науками.
Форма обучения очная.
Формы организации образовательного процесса: групповые, индивидуальные и коллективные.
Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при выполнении проекта.
Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический,
Педагогические технологии
Данная программа ориентируется на следующие педагогические технологии:
Технология проблемного обучения (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся; последовательное целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, решая которые, учащиеся активно осваивают знание и опыт познавательной деятельности).
Технология личностно ориентированного обучения (развитие индивидуальных способностей обучающихся на пути познавательной, продуктивной деятельностью).
Технология игрового обучения (обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний, умений и навыков; самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и освоение информации, обеспечивающей успех в игре).
1.2 Цель и задачи программыЦель данной программы - привлечение обучающихся к работе по изучению проблем экологического состояния природной среды и практическому участию в решении природоохранных задач.
Задачи программы:
1.3.1. Учебный план
Раздел, тема | Теория | Практика | Формы контроля | Итого |
|
|
Раздел 1. Введение (2ч) |
|
| ||||
1. Составление маршрута и этапов работы - нормы природоохранительного поведения. Т. Б. | 1 | 1 | Составленный маршрут | 2 |
|
|
РАЗДЕЛ 1. Раздел 2. Обследование участка экологической тропы (8 ч.) |
|
| ||||
2. - Экскурсия №1 «Составление плана экологической тропы». - Свойства живых организмов - Методы изучения природы | 4 | 4 | Фотоматериал Оформление информационного стенда «Экологической тропы», | 8 |
|
|
Раздел 3. Проект 1. «Экология школьного двора» (20 ч.) |
|
| ||||
Практический этап: Исследовательский тап Оформление работы. | 8 | 10 | Презентация проекта работы: расчёты, выводы | 18 |
|
|
Раздел 4. Проект 2 «Учёт птиц» (10ч.)
|
|
| ||||
Изучение птиц Ульяновского района: - Экскурсия №2 «Наблюдение за птицами», - Экскурсия № 3 «Изучение гнёзд птиц в естественных условиях» Оформление работы | 4 | 6 | Фотоматериал Презентация проекта | 10 |
|
|
Раздел 5. Проект 3 «Первоцветы» (10ч.) |
|
| ||||
Практический этап Исследовательский тап Оформление работы. | 4 | 6 | Фотоматериал, презентация проекта | 10 |
|
|
Раздел 6. Проект 4 «Река моего детства. Родники, питающие реку» (20) |
|
| ||||
Практический этап Исследовательский тап Оформление работы. Красная Книга Ульяновской области. | 4 | 14 | Фотоматериал, презентация проекта | 18 |
|
|
Защита проектов Задания на лето | 1 | 1 | Презентации проектов | 2 |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Введение в курс (2ч.)
Теория: Введение в курс
- нормы природоохранительного поведения.
Практика: Составление маршрута и этапов работы
Раздел 2. Обследование участка экологической тропы (8ч.)
Теория: - Знания об общих свойствах живых организмов
- Методы изучения природы.
- сравнение, классификация изученных объектов по заданным критериям.
Практика: 1.Экскурсия №1 «Составление плана экологической тропы». Сбор фотоматериала.
2.Оформление информационного стенда «Экологической тропы»,
- рисунки, фото.
- Знания об общих свойствах живых организмов
- Методы изучения природы.
- Проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;
Раздел 3. Проект 1. «Экология школьного двора» (20ч.)
Теория: изучение методик выполнения работы, знакомство со справочным материалом, работа с определителями растений .
Практика: 1. Практический этап:
- «Описание школы в микрорайоне»
- «Подсчёт автомобилей на ближайшей автотрассе»
- «Изучение запылённости участка»
- «Изучение зелёных насаждений. Видовой состав»
- «Количество растений»
- «Расстояния между растениями»
- «Расстояние от здания»
- «Изучение газонов»
- «Изучение почвы участка. Физический и химический анализ»
- «Эстетические свойства пришкольного участка»
2.. Исследовательский этап
- Оформление результатов работы в таблицы.
- Обобщение и систематизация данных практической и исследовательской работы.
3. Оформление работы.
- Использование имеющихся знаний в новой ситуации.
- Распознавать и описывать объекты наблюдения.
- Уметь проводить расчёты.
- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
- Взаимосвязи человека и окружающей среды
Раздел 4. Проект 2 «Учёт птиц» (10ч.)
Теория: Птицы Ульяновской области: - зимующие птицы, перелётные птицы. Особенности гнездования и постройки гнезд. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека. Приобретение знаний об особенностях зимующих, перелётных и кочующих птицах.
- Красная книга Ульяновской области.
Практика: - Экскурсия №2 «Наблюдение за птицами»
- особенности гнездования и постройки гнёзд.
- Экскурсия № 3 «Изучение гнёзд птиц в естественных условиях»
2. Оформление работы.
- Разнообразие птиц. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека
- Фиксировать результаты наблюдений в тетради и формулировать вывод о значении движения птиц.
- Овладение методами биологических наблюдений, сравнений, соблюдение правил работы и поведения в природе.
- Называть знакомые виды птиц. Рассказывать о своих встречах.
Раздел 5. Проект 3 «Первоцветы» (10ч.)
Теория: Учить работать со справочными материалами и определителями растений. Геоботаническое описание растений в пойме реки Свияги. Взаимосвязи между условиями среды и особенностями организмов.
Признаки раннецветущих растений.
Практика 1. Практический этап: экскурсия, сбор фотоматериала
2. Исследовательский этап (работа со справочными материалами и определителями растений
3. Оформление работы:
- составление презентации, печатная продукция, заполнение таблиц наблюдений.
- Работать с различными источниками информации, оценивать, преобразовывать из одной формы в другую (сообщения, презентации); умение аргументировано излагать свою точку зрения; умение работать в парах.
- Сравнивать биологические объекты, обитателей различных сред; умение оценить живые объекты с иллюстрациями.
Раздел 6. Проект 4 «Река моего детства» (20)
Теория: Сравнение биологических объектов, обитателей различных сред.
Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. Систематические группы рыб реки Свияги. Красная Книга Ульяновской области. Взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы. Экосистемы.
Практика: 1.Практический этап: агитация природоохранных действий, выпуск агитлистов, рисунки. Развешивание агитлистов в местах скопления людей.
2.Очистка родников вблизи реки. Химический состав воды.
3.Изучение экосистемы реки Свияги. Химичесий и бологический состав воды.
4. Оформление работы
Геоботаническое изучение экосистемы.
Заключение.
Задания на лето
Защита проектов: 2часа
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные
1) гражданского воспитания:
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
2) патриотического воспитания:
отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки;
3) духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;
понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии;
4) эстетического воспитания:
понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием;
6) трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
адекватная оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы являются:
Регулятивные:
- умение ставить вопросы, наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение организовать свою деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы, под руководством учителя.
Познавательные:
- овладение азами исследовательской и проектной деятельности;
учиться работать с разными источниками информации, анализировать, делать выводы.
формировать ИКТ — компетенции.
Коммуникативные
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- учиться адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами изучения данной программы являются следующие умения:
формирование понятий принципов закономерностей природных компонентов, понимание роли различных источников экологической информации;
знание норм природоохранительного поведения
анализ характера хозяйственной деятельности человека на территории Ульяновской области и района, и возникающие при этом экологические проблемы.
Раздел № 2 «Комплекс организационно- педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года с сентября 2023 года
Окончание учебного года мая 2024 года
Продолжительность учебного года 35 недель
В течение осенних, зимних, весенних каникул образовательный процесс проводится согласно календарному учебному графику.
2.2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Месяц | Время проведен ия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведен ия оборудование | Ф контроля |
| |||||
Раздел 1 Введение (2ч) |
| ||||||||||||
1 |
|
| Лекция Инструктаж | 2 | Введение | Кабинет биологии | Составление кейса |
| |||||
Раздел 2. Обследование участка экологической тропы (8ч.)
|
| ||||||||||||
2 |
|
| Экскурсия: Наблюдения | 2 | Экскурсия №1 «Экологическая тропа» | Окрестности села | Опрос фотоматериал |
| |||||
3 |
|
| Практикум | 2 | Сбор фотоматериала. | Окрестности села, фотоаппарат | Выставка |
| |||||
4 |
|
| Лекция Практикум | 2 | Оформление информационного стенда «Экологической тропы», рисунки, фото. | Кабинет биологии, оборудование кабинета. | Фото отчёт Информационный стенд |
| |||||
5 |
|
| Практикум | 2 | Оформление информационного стенда «Экологической тропы», рисунки, фото. | Кабинет биологии, оборудование кабинета | Информационный стенд |
| |||||
Раздел 3 Проект №1 «Экология школьного двора» (20 ч.) |
| ||||||||||||
6 |
|
| Беседа. Практикум: наблюдение описание объекта | 2 | Введение. Практический этап Задание 1 «Опишите расположение школы в микрорайоне» | Школьный двор оборудование кабинета биологии кабинета | Задание по карточкам |
| |||||
7 |
|
| Практикум: наблюдения. Фиксация результатов, сравнение со справочным материалом | 2 | Практический этап Задание ,2 «Подсчитайте, какое количество автомобилей проходит по ближней автостраде за 1 ч;» | Школьный двор оборудование кабинета биологии кабинета
| Самостоятельная работа |
| |||||
8 |
|
| Практикум: наблюдение описание объекта | 2 | Практический этап Задание 3,4 «Изучите степень запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории» | Школьный двор оборудование кабинета биологии кабинета | Парная работа по заданиям на карточках |
| |||||
9 |
|
| Практикум: наблюдения. Фиксация результатов, сравнение со справочным материалом | 2 | Практика № 5.» Подсчитайте количество деревьев и определите площадь кустарника…» | Школьный двор оборудование кабинета биологии кабинета
| Самостоятельная работа: описание видового состава. |
| |||||
10 |
|
| Практикум: наблюдение описание объекта | 2 | Практика № 6-« На каком расстоянии от здания школы расположены деревья и кустарники. Практика № 7. «Определите, на каком расстоянии друг от друга растут на вашем участке деревья.» | Школьный двор оборудование кабинета биологии кабинета | Самостоятельная работа |
| |||||
11 |
|
| Практикум: наблюдения. Фиксация результатов, сравнение со справочным материалом | 2 | Практический этап № 8 «Определите, какую площадь занимают газоны вашей школы» | Школьный двор оборудование кабинета биологии кабинета
| Самостоятельная работа |
| |||||
12 |
|
| Практикум: наблюдение описание объекта | 2 | Практический этап № 9 «Предложите свой проект реконструкции пришкольной территории.» | Школьный двор оборудование кабинета биологии кабинета | Самостоятельная работа |
| |||||
13 |
|
| Практикум: наблюдения. Фиксация результатов, сравнение со справочным материалом | 2 | Исследовательский этап | Школьный двор оборудование кабинета биологии кабинета
| Самостоятельная работа |
| |||||
14 |
|
| Практикум: Изучение почв пришкольного участка Фиксация результатов, сравнение со справочным материалом |
| Исследовательский этап | Школьный двор оборудование кабинета биологии кабинета
| Парная работа |
| |||||
15 |
|
| Практикум | 2 | Оформление работы, защита | Кабинет биологии. Мультимедийное оборудование | Групповая работа |
| |||||
Раздел 4. Проект №2 «Учёт птиц» (10ч.) |
| ||||||||||||
16 |
|
| Экскурсия: Наблюдения по плану | 2 | Экскурсия №2 «Наблюдение за птицами» | Окрестности села | Фото отчёт |
| |||||
17 |
|
| Виртуальная экскурсия | 2 | Изучение птиц Ульяновского района: зимующие птицы, перелётные птицы. | Кабинет биологии. Мультимедийное оборудование | Составление кластера |
| |||||
18 |
|
| Поисковая беседа | 2 | Изучение птиц Ульяновского района: гнездование птиц. | Кабинет биологии. Мультимедийное оборудование | Индивидуальные выступления |
| |||||
19 |
|
| Изучение гнезд | 2 | Экскурсия № 3 «Изучение гнёзд птиц в естественных условиях» | Окрестности села, фотоаппарат | Фотоотчет |
| |||||
20 |
|
| Проектная деятельность | 2 | Оформление проекта «Учёт птиц» Защита мини-проекта | Кабинет биологии. Мультимедийное оборудование |
Защита проекта |
| |||||
Раздел 5 Проект № 3 «Первоцветы» (10) |
| ||||||||||||
21 |
|
| Практикум: первоцветы | 2 | Практикум «Изучение первоцветов | Кабинет биологии. Мультимедийное оборудование | Индивидуальные выступления |
| |||||
22 |
|
| Экскурсия: Наблюдения фото | 2 | Экскурсия №4 «Первоцветы» | Окрестности села | Фото отчёт тест «Признаки раннецветущих растений | ||||||
23 |
|
| Исследования. Ведение дневника наблюдений | 2 | Исследователь ский этап | Кабинет биологии, оборудование кабинета | Самостоятельная работа | ||||||
24 |
|
| Исследования. Ведение дневника наблюдений | 2 | Исследовательский этап | Кабинет биологии, оборудование кабинета | Самостоятельная работа | ||||||
25 |
|
| Проектная деятельность | 2 | Оформление работы: минипроект «Первоцветы» | Кабинет биологии. Мультимедийное оборудование | Групповая работа Защита проекта | ||||||
Раздел 6. Проект № 4 «Река моего детства» (20ч) |
| ||||||||||||
26 |
|
| Практикум: оформление агитационных листов | 2 | Практический этап: агитация природоохранных действий. Утилизация отходов. Красная Книга Ульяновской области | Кабинет биологии, оборудование кабинета | Опрос, конкурс рисунков | ||||||
27 |
|
| Практикум Очистка родника | 2 | Практикум: «Спокойный», вблизи реки от бытового мусора. | Окрестности села. Лабораторное оборудование. Рабочий инвентарь | Экологическая акция |
| |||||
28 |
|
| Практикум Очистка родника | 2 | Практикум: «Холодок» от бытового мусора. | Окрестности села. Лабораторное оборудование. Рабочий инвентарь | Экологическая акция |
| |||||
29 |
|
| Практикум:
| 2 | Очистка родника №3 от бытового мусора. | Кабинет биологии. Мультимедийное оборудование | Экологическая акция |
| |||||
30 |
|
| Практикум: заполнение паспорта по инструкции | 2 | Исследовательская работа : Составление паспорта на родник | Лабораторное оборудование | Самостоятельная работа |
| |||||
31 |
|
| Экскурсия, взятие проб воды, почвы. | 2 | Изучение рыб реки Свияга. Экскурсия №4 «Экосистема поймы реки Свияга» | Окрестности села, фотоаппарат | Изготовление агитационных листов |
| |||||
32 |
|
| Практикум: анализ воды и почвы | 2 | Изучение воды в реке Свияга | Кабинет биологии. Лабораторное оборудование | Презентация, результатов исследования |
| |||||
33 |
|
| Публичное выступление | 2 | Оформление минипроекта «Река моего детства». | Кабинет биологии. Мультимедийное оборудование | Защита проекта |
| |||||
34 |
|
| Тесты | 2 | Заключение. Подготовка проектов к защите | Кабинет биологии. Мультимедийное оборудование | Тестирование |
| |||||
35 |
|
| Беседа | 2 | Защита проекта «Экологическая тропа» Задания на лето | Кабинет биологии. Мультимедийное оборудование | План работы на лето |
| |||||
|
|
| Итого: | 70. |
|
|
|
|
Помещение: класс
Площадки: МОУ Салмановская средняя школа, окрестности д. Салмановка
Оборудование:
Используемые материалы и оборудование:
Натуральные объекты:
коллекции насекомых, земноводных
Инструменты:
рулетки,
лопатки,
лупы и микроскопы
химическое оборудование
Приборы:
термометр,
микроскоп,
фотоаппарат.
Печатные пособия:
справочники, энциклопедии
атласы Ульяновской области;
презентации;
фотографии объектов;
научная литература
Информационные ресурсы: презентации, видео, интернет-ресурсы
Формы аттестации— презентации, творческая работа, аналитическая справка о проделанной работе, проекты.
2.5 Оценочные материалы
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые параметры | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Баллы | ||
1. Теоретическая подготовка ребенка. | |||||
1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям | Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);
Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);
Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период) | 1
5
10
| ||
1.2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);
Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);
Максимальный уровень(специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием). | 1
5
10
| ||
ВЫВОД: | Уровень теоретической подготовки | Низкий Средний Высокий | 2-6 7-14 15-20 | ||
2. Практическая подготовка ребенка. | |||||
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям
| Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);
Средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более 1/2);
Максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период). | 1
5
10
| ||
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | Минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);
Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 1
5
10
| ||
2.3. Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);
Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);
Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). | 1
5
10
| ||
ВЫВОД: | Уровень практической подготовки | Низкий Средний Высокий | 3-10 11-22 23-30 | ||
3. Общеучебные умения и навыки ребенка. | |||||
3.1. Учебно-интеллектуальные умения:
3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу | Самостоятельность в подборе и анализе литературы | Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднений при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает любых трудностей). | 1
5
10 | ||
3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации | Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации | Уровни — по аналогии с п.3.1.1. | 1 5 10 | ||
3.1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) | Самостоятельность в учебно-исследовательской работе | Уровни — по аналогии с п. 3.1.1. | 1 5 10 | ||
3.2. Учебно-коммуникативные умения:
3.2.1. Умение слушать и слышать педагога
3.2.2. Умение выступать перед аудиторией
3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии | Адекватность восприятия ин- формации, идущей от педагога
Свобода владения и подачи обучающимися подготовлен- ной информации
Самостоятельность в построении дискуссионного вьклупления. Логика в построении доказательств | Уровни — по аналогии с п.3.1.1,
Уровни — по аналогии с п. 3.1.1.
Уровни — по аналогии с п. 3.1.1. | 1 5 10
1 5 10
1 5 10 | ||
3.3. Учебно-организационные умения и навыки:
3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место
3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности
3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу |
Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой
Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям
Аккуратность и ответственность в работе |
Уровни — по аналогии с п. 3.1.1.
Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем '/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);
Средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2);
Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период).
Удовлетворительно Хорошо Отлично |
1 5 10
| ||
9-30 31-62 63-90 | ВЫВОД: | Уровень обще-учебные умений и навыков | Низкий Средний Высокий | ||
до 46 47-98 99-140 | Заключение | Результат обучения ребенка по дополнительной образовательной программе | Низкий Средний Высокий |
Мониторинг личностного развития ребенка в процессе внедрения в дополнительной образовательной программы
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Кол-во баллов |
1. Организационно-волевые качества. | |||
1.1. Терпение | Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности. | Терпения хватает менее чем на1/2 занятия. Терпения хватает более чем на 1/2 занятия. Терпения хватает на все занятие. | 1 5 10 |
1.2. Воля | Способность активно побуждать себя к практическим действиям. | Волевые усилия ребенка побуждаются извне. Иногда — самим ребенком. Всегда – самим ребенком. | 1 5 10 |
1.3. Самоконтроль | Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия). | Ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне. Периодически контролирует себя сам. Постоянно контролирует себя сам. | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень сформированности организационно-волевых качеств | Низкий Средний Высокий | До 4-15 16-30 |
II. Ориентационные качества | |||
2.1.Самооценка | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям. | Завышенная. Заниженная. Нормальная. | 1 5 10 |
2.2. Интерес к занятиям в детском объединении | Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы. | Интерес к занятиям продиктован ребенку извне. Интерес периодически поддерживается самим ребенком. Интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно. | 1 5
10 |
ВЫВОД: | Уровень сформированности ориентационных качеств | Низкий Средний Высокий | До 2 3- 10 11-20 |
III. Поведенческие качества | |||
3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) процессе взаимодействия) | Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации. | Периодически провоцирует конфликты. Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать. Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты. | 1 5 10 |
3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения) | Умение воспринимать общие дела как свои собственные. | Избегает участия в общих делах. Участвует при побуждении извне. Инициативен в общих делах. | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень сформированности поведенческих качеств | Низкий Средний Высокий | До 2 3-10 11-20 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | Результат личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы | Низкий Средний Высокий | 0-7 8-37 38-70 |
Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности :
педагогическое наблюдение;
педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения учащимися творческих заданий, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.;
мониторинг: для отслеживания результативности можно использовать документальные формы, в которых могут быть отражены достижения каждого обучающегося.
Главной ролью диагностики достижений является выявление уровня знаний, умений и навыков, полученных при изучении данной программы. Диагностика достижений дает возможность скорректировать или дополнить материал в случае необходимости.
Проводится текущая и итоговая диагностика.
Текущая диагностика проходит к конце каждого занятия. Педагог и учащиеся оценивают выполненную работу, полученные навыки и умения. Текущая диагностика проходит в форме беседы, самостоятельного выполнения практических работ. При выполнении практических работ выявляется уровень применения полученных знаний. Практические занятия проходят в конце каждой темы.
По итогам самостоятельной практической работы обсуждается качество и аккуратность выполненной работы.
Критерии оценки текущей диагностики
Низкая – учащиеся не имеют теоретических знаний, и не могут выполнить самостоятельную практическую работу.
Средняя – учащиеся имеют элементарные знания, но их не достаточно для выполнения практической работы.
Высокая – учащиеся усвоили полный объём знаний, что позволит выполнить практическую работу.
Итоговая диагностика в конце года – проведение итоговой самостоятельной работы и викторины. Данная диагностика позволяет выявить усвоение пройденного материала и применение его на практике.
Формы и способы проверки результата:
Отзывы детей и родителей об отношениях к занятиям, наблюдение педагога, викторины, практическая работа.
Таблица – 4. Мониторинг образовательной деятельности педагогов и детей.
Педагогический мониторинг | Мониторинг образовательной деятельности детей |
педагогические отзывы | оформление листов индивидуального образовательного маршрута, оформление фотоотчетов |
Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Поэтому важным методом обучения является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Подведение итогов по результатам освоения материала программы кружка может быть проведено в форме коллективного обсуждения, игры.
В ходе реализации программы в соответствии с тематикой занятий правомерно использование сочетания методов, таких как: мини-лекция, беседа, рассказ, наблюдение, описание. Методические приѐмы активного обучения (создание проблемных ситуаций, постановки задачи с заведомо допущенными ошибками и т.д.), метод эвристической беседы, игровые методы, исследовательские – позволяют разнообразить учебную деятельность, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. Данная программа предусматривает 80 % учебных часов на практическую работу в основном в полевых условиях, во время экскурсий. Здесь, на экологической тропе, дети накапливают конкретные знания о разнообразии природных ресурсов, растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов, знакомятся с опытом и приобщаются к природоохранной деятельности. Особое место в реализации программы отводится методам развития умений и навыков исследовательской деятельности, реферирования научной литературы и оформления полученных результатов (презентации, творческие работы, проекты).
[1]. Абрамова Н.М. и др. Природа и человек. Учебно-методическое пособие, -
В. Новгород, 2008.
[2]. Буковский Е.М. Экологические олимпиады для учащихся. – М.: Аркти, 2008.
[3]. Камерилова Г.С.Экология города. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2010.
[4]. Карпина И.Я. и др. За сохранение природы и бережное отношение к еѐ богатствам. – В.Новгород, 2010.
[5].Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками. –Волгоград.: учитель, 2009
[6]. Вронский В.А. Прикладная экология. – Ростов-на-Дону: Феникс,1996г.
[7]. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающейсреды. – М.: Аспект-Пресс, 2000г.
[8]. Дерябо С.А., Ясвин С.В. Педагогическая экология и психология. – М.:
Просвещение, 1999г.
[9]. Дроздов А.В. Основы экологического туризма. – М.: Гардарики, 2005г.
[10]. Костинская И.В. Исследователи природы. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М.:
Просвещение, 1983г.
[11].Динец В.Л., Ротшильд Е.В.. Звери. Энциклопедия природы России. М., "ABF". 1998.
[12]. Коблик Е.А.. Разнообразие птиц. В 4-х частях. Издательство МГУ. 2001.
[13]. Райххольд Й.. Млекопитающие. М, "Внешсигма". 1998.
[14]. Растения и животные. Руководство для натуралиста. М., "Мир". 1991.
[15]. Самарина И.А. Программа для системы дополнительного образования детей. – М.: ЦДЮТИ, 2004г.
[16]. Школьный экологический мониторинг. Ашихмина Т.Я., М., “Агар”, 2000..
[17]. Дружинин С.В. Исследование воды и водоёмов в условиях школы. Библиотечка “Первого сентября”, серия “Биология”. -№20.
[1]. Вронский В.А. Экология: Словарь- справочник. – Ростов-на-Дону, Феникс, 1996г.
[2]. Комисарова Т.С., Макарский П.М. Полевые уроки экологии. – Санкт-Петербург, 1995г.
[4]. Кутузов Н.И. Малая родина: Пособие для краеведов и туристов. – Санкт-Петербург, 2003г.
[5]. Экология. Познавательная энциклопедия. – М.: Русич, 1999г
[6]. Корабельников В.А.. Краски природы. М., "Просвещение". 1989.
[7]. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р.. Занимательная ботаника. М., "АСТ-Пресс". 2002.
[1]. Вронский В.А. Экология: Словарь- справочник. – Ростов-на-Дону, Феникс, 1996г Вронский В.А. Прикладная экология. – Ростов-на-Дону: Феникс,1996г..
[2]. Комисарова Т.С., Макарский П.М. Полевые уроки экологии. – Санкт-Петербург, 1995г.
[3]. Куликов В.М., Константинова Ю.С. Топография и ориентирование в туристическом путешествии. – М.: ЦДЮТиК, 2003г.
[4]. Кутузов Н.И. Малая родина: Пособие для краеведов и туристов. – Санкт-Петербург, 2003г.
[5]. Экология. Познавательная энциклопедия. – М.: Русич, 1999г
Дополнительная литература
[1]. Аринушкина Е.В. Руководство по химическому анализу почв. М.: МГУ. 1961 г. 46.
[2]. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающейсреды. – М.: Аспект-Пресс, 2000г
[3]. Карпачевский Л.О. Экологическое почвоведение. М.: ГЕОС, 2005.
[4]. Куликов В.М., Константинова Ю.С. Топография и ориентирование в туристическом путешествии. – М.: ЦДЮТиК, 2003г.
[5]. Очистка воды от загрязнителей. Библиотечка “Первого сентября”, серия “ Химия”. - №4/2005
[6]. Классификация почв России. М. Почвенный институт. В.В.Докучаева. 1997, с.236.
[7]. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. М., "Аванта+". 2001. 18]. Александрова М.А.
Интернет ресурсы
- ecoportal.info›Фауна›Птицы
- ru.wikipedia.org›?l=
- redbook73.ru Красная Книга Ульяновской области
- ozonit.ru›krasnaya_kniga…ulyanovskoi_oblasti.php
Практикум по курсу «Операция по спасению планеты»
Экскурсия №1 Цель: Составление плана экологической тропы
Территория школьного двора и окрестностей.
|
|
Задачи
| Выделить этапы экологической тропы. Научить проводить фенологические наблюдения, выделять сезонные изменения в природе, жизни растений, наблюдать связь растений и животных с окружающей средой; Показать многообразие растений и животных; Воспитывать бережное отношение к природе |
Задание
Какие растения вам встретились?
Какие животные вам встретились?
Зарисовать этапы тропы
Собрать фотоматериал
Этап – Разработка экскурсии
Постановка цели и задач
Разработка маршрута экскурсии
Этап – Проведение экскурсии
Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчеты по проведенной экскурсии
Проведение экскурсии – Движение по маршруту
Учащиеся с учителем выходят в школьный парк.
Осмотреть территорию школьного парка. Обратить внимание на разнообразие растительных форм: деревья, кустарники, травянистые растения. .
Обратить внимание учащихся на животных, встречающихся на маршруте.
Отметить пункты экологической тропы: школьный парк – болото – река – родник.
Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.
Этап – Рефлексия
Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
Обсуждение представленных творческих работ.
Проект №1 «Экология школьного двора»
Паспорт проекта.
Руководитель: _________________________________________________________
Год разработки :________________________________________________________.
Консультанты проекта: _________________________________________________
Учебный предмет: _______________________________________________________.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: _____________________________
Участники: _____________________________________________________________
Время работы над проектом: _____________________________________________.
Режимы работы: ________________________________________________________
Тип проекта: ____________________________________________________________
Продукты проекта: ______________________________________________________
Цель проекта: изучение состояния пришкольной территории
Задачи:
Выделить зоны на пришкольном участке,
изучить экологию участка
Вовлекать в природоохранную деятельность школьников и жителей села.
Способствовать развитию практических навыков ведения исследовательской работы.
Методы:
Экскурсии.
Наблюдения.
Изучение справочной литературы.
Полевые исследования.
Практическая работа
Обработка результатов исследований.
Форма презентации результатов:
Материально – техническое оснащение:
Этапы работы над проектом:
Подготовительный: определение темы, целей, проекта, деление на группы.
Планирование работы: определение задач, методов работы.
Исследование: сбор информации, обсуждение ее в группах, консультации и промежуточные отчеты.
Изучение экологического состояния пришкольной территории проводится по двум направлениям.
Первое – знакомство с планировкой пришкольного участка – включает следующие исследования:
выделение зон на пришкольной территории (спортивная, учебно-опытная, хозяйственная, зона отдыха и др.),
определение общей площади участка и площади каждой отдельной зоны, их соотношения и соответствия санитарно-гигиеническим нормам;
описание географического положения пришкольного участка.
Второе направление – изучение экологического состояния пришкольной территории – включает следующие исследования:
проведение анализа положения школы в микро-районе;
изучение степени запыленности воздуха в различных участках пришкольной территории;
изучение видового состава растительности и ее состояния;
определение уровня шумовой нагрузки на пришкольную территорию;
изучение роли растений пришкольного участка в улучшении микроклимата района.
Перечень заданий для учащихся по изучению экологического состояния пришкольного участка.
Задание 1. Опишите расположение школы в микрорайоне. Определите, на каком расстоянии школа находится от производственных и коммунальных предприятий, жилых домов, автострады.
Справочный материал. По санитарно-гигиеническим нормам промышленные предприятия, бани, прачечные, магазины, ателье и т. п. должны отстоять от границ школы не менее чем на 50 м, жилые дома – не менее чем на 10 м, автострада – не менее чем на 25 м.
Задание 2. Подсчитайте, какое количество автомобилей проходит по ближней автостраде за 1 ч; за сутки (задание выполняется в том случае, если автострада расположена на расстоянии не далее 100 м от школы). Определите приблизительно, какое количество выхлопных газов автомашин поступает в атмосферу микрорайона вашей школы в сутки.
Справочный материал. Один легковой автомобиль в течение суток выбрасывает до 1 кг выхлопных газов, в состав которых входит около 30 г угарного газа, 6 г оксидов азота, соединений свинца, серы.
Задание 3. Изучите степень запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории: со стороны жилых домов, со стороны предприятий, автомагистрали, в глубине зеленой зоны школы. Для этого соберите в указанных местах листья растений и приложите к их поверхности клеящуюся прозрачную пленку. Затем снимите пленку и той стороной, где отпечатался контур листа вместе со слоем пыли, прикрепите ее на лист белой бумаги. Сравните степень запыленности листьев разных мест, сделайте соответствующие выводы.
Задание 4. Зеленые насаждения играют большую роль в создании микроклимата, условий для отдыха на открытом воздухе, предохраняют от чрезмерного нагревания почву, стены зданий, тротуары. Изучите растительность при школьной территории. Начинайте с защитной полосы, расположенной на границе участка школы.
Справка. Она должна состоять из деревьев и кустарников шириной не менее 1,5 м, а со стороны улицы – не менее 6 м. Определите видовой состав растений и опишите их расположение.
Задание 5. Подсчитайте количество деревьев и определите площадь кустарника (по периметру кроны), произрастающих на территории школы. Подсчитайте, сколько деревьев и какая площадь кустарника приходится на одного учащегося вашей школы.
Справочный материал. По данным Всемирной организации здравоохранения, на одного жителя города должно приходиться 50 м зеленых насаждений.
Задание 6. Определите, на каком расстоянии от здания школы расположены деревья и кустарники. Сопоставьте полученные результаты с требованиями к озеленению школы.
Справка. На пришкольном участке расстояние между деревьями и зданием школы должно быть не менее 10 м, а между кустарником и школой – 5 м.
Задание 7. Определите, на каком расстоянии друг от друга растут на вашем участке деревья.
Справка. Расстояние между узколистными формами деревьев должно быть 5–6 м, между широколистными – 8–10 м. В городских условиях на одном гектаре должно располагаться от 90 до 150 деревьев.
Задание 8. Известно, что с одного квадратного метра газонной травы в час испаряется до 200 г воды. Это значительно увлажняет воздух. В жаркие летние дни на дорожке у газона температура воздуха на высоте человеческого роста на 2,5 градуса ниже, чем на асфальтированной мостовой. Газон задерживает заносимую ветром пыль, вблизи него легко дышится.
Определите, какую площадь занимают газоны вашей школы. Опишите их состояние и ухоженность.
Задание 9. Опишите участок пришкольной территории, понравившийся вам больше всего. Зарисуйте его, рисунок приложите к отчету. В отчете укажите, что вам нравится, а что не нравится на пришкольном участке. Предложите свой проект реконструкции пришкольной территории.
5. Оформление результатов, подготовка их презентации.
6. Защита проекта
Проект №2 «Учёт птиц»
Паспорт проекта.
Руководитель: _________________________________________________________
Год разработки :________________________________________________________.
Консультанты проекта: _________________________________________________
Учебный предмет: _______________________________________________________.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: _____________________________
Участники: _____________________________________________________________
Время работы над проектом: _____________________________________________.
Режимы работы: ________________________________________________________
Тип проекта: ____________________________________________________________
Продукты проекта: ______________________________________________________
Цель проекта: организация учёта птиц своего района, приобретение знаний об особенностях зимующих, перелётных и кочующих птицах.
Задачи:
Определить зоны учёта птиц на «Экологической тропе».
Изучение литературы о видах птиц .
Вовлекать в природоохранную деятельность школьников..
Способствовать развитию практических навыков учёта птиц.
Методы:
Экскурсии.
Наблюдения.
Изучение справочной литературы.
Практическая работа
Обработка результатов работы.
Форма презентации результатов:
Материально – техническое оснащение:
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный: определение темы, целей, проекта, деление на группы.
Планирование работы: определение задач, методов работы.
Исследование: сбор информации, обсуждение ее в группах, консультации и промежуточные отчеты.
Задание 1. Экскурсия № 2 «Наблюдения за птицами».
Цель: формировать умение фиксировать результаты наблюдений в полевой дневник и формулировать вывод о значении движения птиц.
Учеты следует проводить в утренние часы, в отсутствие сильного ветра, сильного
дождя и снегопада.
Записи в полевом дневнике. До начала учета в полевом дневнике отмечаются: место
проведения учетов, дата, состояние погоды (облачность, температура, наличие ветра, высота снегового покрова, наличие снега на ветвях). Кроме того, перед началом учета указывается название местообитания, в котором будет проводиться учет.
Место проведения | дата | время | Состояние погоды: ветер, темпер. Снежный покров, облачность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При обнаружении птицы в полевом дневнике отмечаются:
1) вид птицы, 2) количество особей, 3) характер перемещения птицы (находится в дан-
ном местообитании - "с", т.е. "сидит", или летит через местообитание транзитом - "л", в случае, если не зарегистрированы ни момент взлета птицы, ни момент ее посадки).
Вид птицы, | Количество особей, | Характер перемещения птицы «с», «л», |
|
|
|
Определение видов. Учетчик должен определять встреченных птиц до вида всеми возможными способами, по внешнему виду и голосу, с помощью бинокля, определителя, используя весь свой личный опыт и помощь более опытных коллег. Если учетчик не успевает определить вид птицы, он все равно отмечает встречу с ней, стараясь, по возможности, сузить круг видов, к которым она могла принадлежать. Если малоопытному учетчику не удается определить видовую принадлежность птицы с линии маршрута, можно подойти к ней, не фиксируя при этом дополнительные встречи с птицами во время схода с маршрута. В случае схода с маршрута в учете регистрируется только то число видов и особей, которое обнаруживается первоначально.
Итоговая таблица
Зимний сезон 201.. - 201.. гг.
Республика, область, район:_______________
Место проведения учета:__________________
Даты и время проведения учетов:___________
Название местообитания:
Пройдено с учетом, км. (L):________________
Суммарное время учета, час. (Н):____________
(или площадь обследованной акватории, га, кв.км.)
Виды птиц
| Встреченное число особей (Еn) | Относительная численность на 1 кило- метр маршрута (N) | |
сидящих | летящих | ||
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
… |
|
|
|
Задание 2. Загадывание загадок “Знаешь ли ты птиц?”
– Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
По ночам ночует, – зернышки ворует? (Воробей.)
– Кто присел на толстый сук
И стучит “Тук – тук, тук – тук?” (Дятел.)
– Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах.
А зовут ее -… (Ворона.)
– Кто так громко всех стрекочет,
Рассказать нам что-то хочет? (Сорока.)
– Мы построили вдвоем,
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец,
Прилетай скорей … (Скворец.)
– Всех прелестных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне, вскачь,
А зовется птица… (Грач.)
– На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат
На носу повисла капля…
Узнаете? Это… (Цапля.)
– В лесу ночном кукует птица.
Она позвать себя боится
Ку-ку…ку-ку не спит опушка
А птицу эту звать? (Кукушка.)
– Чернокрылый, красногрудый.
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут! (Снегирь.)
Нарисуй понравившуюся птицу
Встреча с птицами по дороге в школу.
Дата и время | Название птицы | Описание | оседлые | перелётные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 3. Экскурсия № 3 «Изучение гнёзд птиц в естественных условиях»
Цель: Способствовать знакомству учащихся с гнёздами птиц в естественных условиях.
обмен информацией, организация фактов
Сводная таблица птичьих гнёзд : (пример)
Название птицы | Форма гнезда | Материал | Местонахождение |
Ласточка – Касаточка | Шарообразные | кусочки земли, глины, которые склеиваются слюной, прокладываются травинками, соломой, конским волосом | Под крышей домов, Берег водоёма |
Ремез | Дом- рукавичка | Пух, законопачивая щели землей и слюной | на концах свисающих над водой длинных и тонких ветвей ивы |
Грач | Чаше образное | Гнезда прочно сплетаются из веток, утепляя сухой травой и клочками шерсти | Деревья |
Жаворонок | Ямка | Луг ,травянистая опушка стебли и корешки травы, внутри гнездо укладывается мягкой шерстью, собранной птицей, конским волосом и пухом | на земле |
Лебедь | в виде большой рыхлой кучи- плотик | сухие стебли тростника, камыша, сухими стеблями травянистых растений, а позднее - и небольшим количеством пуха | На воде |
Дрозд | Чаше образное | плотно перевязанные корешками, снаружи гнездо всё зеленым мхом украшают, а внутри, как чашечка, гладкое, цементом обмазанное из древесной трухи со своей слюной | Развилки крупных толстых ветвей и даже стволов |
Зяблик | Круглое | глубокое , облицовано кусочками коры, лишайниками | на дереве, размещая свою постройку обычно в развилке ствола |
Задание 4. Дать возможность каждой группе представить собранные в ходе исследования материалы (фото). Ребята по очереди рассказывают о поведении птиц весной, об их гнёздах.
Проект № 3 «Первоцветы»
Паспорт проекта.
Руководитель: _________________________________________________________
Год разработки :________________________________________________________.
Консультанты проекта: _________________________________________________
Учебный предмет: _______________________________________________________.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: _____________________________
Участники: _____________________________________________________________
Время работы над проектом: _____________________________________________.
Режимы работы: ________________________________________________________
Тип проекта: ____________________________________________________________
Продукты проекта: ______________________________________________________
Цель проекта: выявление взаимосвязи между условиями среды и особенностями организмов; сравнение биологических объектов, обитателей различных сред; умение оценить живые объекты с эстетической точки зрения.
Задачи:
Определить зоны раннецветущих растений на «Экологической тропе».
Изучение научной литературы о видах раннецветущих растений.
Вовлекать в природоохранную деятельность школьников..
Способствовать развитию практических навыков изучения первоцветов..
Методы:
Экскурсии.
Наблюдения.
Изучение справочной литературы.
Практическая работа
Обработка результатов работы.
Форма презентации результатов:
Материально – техническое оснащение:
Задание 1. Красная Книга Ульяновской области http://www.redbook73.ru/docs/02.php
Справочная литература, определители
Задание 2. Экскурсия №4 « Первоцветы»
Организовать наблюдения, совершенствовать умение работать с различными источниками информации; развивать коммуникативные качества,
Первоцветы нашей местности
Вид | Начало цветения | Массовое цветение | Начало облиствения | Массо вое облиствение | Начало созревания плодов | Массовое созревание плодов | Плодоношение | Конец вегетации |
Ива козья
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мать-и-мачеха |
|
|
|
|
|
|
|
|
Одуванчик лекарственный |
|
|
|
|
|
|
|
|
Незабудка садовая |
|
|
|
|
|
|
|
|
Земляника лесная |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ландыш майский |
|
|
|
|
|
|
|
|
Белена чёрная |
|
|
|
|
|
|
|
|
Медуница (др) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 3. Оформление работы: таблицы, презентация.
Проект № 4 «Река моего детства»
Паспорт проекта.
Руководитель: _________________________________________________________
Год разработки :________________________________________________________.
Консультанты проекта: _________________________________________________
Учебный предмет: _______________________________________________________.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: _____________________________
Участники: _____________________________________________________________
Время работы над проектом: _____________________________________________.
Режимы работы: ________________________________________________________
Тип проекта: ____________________________________________________________
Продукты проекта: ______________________________________________________
Цель проекта:
Изучить участок реки нашей местности
Формировать экологическую культуру школьников
Задачи:
Провести работу по очистке и благоустройству участка реки и прилегающей территории.
Вовлекать в природоохранную деятельность школьников и жителей села.
Способствовать развитию практических навыков ведения исследовательской работы.
Методы:
Экскурсии.
Наблюдения.
Изучение справочной литературы.
Полевые исследования.
Практическая работа по очистке территории от мусора
Обработка результатов исследований.
Форма презентации результатов:
Материально – техническое оснащение:
Этапы работы над проектом:
Подготовительный: определение темы, целей, проекта, деление на группы.
Планирование работы: определение задач, методов работы.
Исследование: сбор информации, обсуждение ее в группах, консультации и промежуточные отчеты.
1 задание:
Изучить состояние родников «Спокойный».
Провести описание :
- Где находятся родник?
- Как расположен источник по отношению к реке или другому водоприемнику?,
- Как влияет родник на окружающую местность?
- Какая вода в роднике?
Результаты оформили в виде таблицы.
Внесли корректировку в паспорт на родник.
2 задание:
Изучить виды рыб в реке Свияга
Составить описательную таблицу.
3 задание:
Провести очистку прилегающей территории
4 задание:
Провести природоохранную агитацию среди школьников и жителей сёл.
Представить отчет в виде фотографий.
Начертить схему расположения изучаемого участка реки.
Написать агитационные листы
5. .Оформление результатов, подготовка их презентации.
6. Защита проекта
Приложение к проекту
Бланк геоботанического описания
1. Дата: ______________________ Номер бланка:__________
2. Ф.И.О. исследователя: _________________________________________
3. Название ассоциации и тип фитоценоза: ________________________
4.Размер пробной площадки: длина ________. ширина ______________
5. Географическое положение: материк Евразия, стана Российская Федерация Восточно –Европейская равнина, Ульяновская область, Ульяновский район деревня Салмановка пойма реки Свияга.
6. Общий характер рельефа: низменность.
7. Микрорельеф: многочисленные бугорки, кочки и ямы.
8. Окрестности: с севера дорога, переходящая к западу в село, с востока ручей.
9. Влияние человека на животных ________________________________________
10. Увлажнение: _______________________________________________________
11. Мёртвый покров: проективное покрытие: ___ %; мощность: ___ см.; состав: ____________________________________________________________________
Ярусы.
№ | Название яруса | Высота, м. | Господствующие виды |
1 | Древостой |
|
|
2 | Возобновление (подрост) |
|
|
3 | Кустарниковый ярус |
|
|
4 | Травянистый ярус |
|
|
5 |
|
|
|
№ | Жизненные формы | Число видов | % от общего числа видов |
А) | Древесные формы |
|
|
1 | Деревья |
|
|
2 | Кустарники |
|
|
Б) | Травянистые многолетники |
|
|
1 | Корневищные |
|
|
2 | Стержнекорневые |
|
|
3 | Луковичные |
|
|
| И др. |
|
|
В) | Малолетники |
|
|
| Двулетники |
|
|
| Однолетники |
|
|
| Итого: | Всего: | 100% |
Изучение родника «Спокойный»
Название родника | Как расположен источник по отношению к реке или другому водоприемнику? | Какие растения около родника | Какие животные около родника | Как влияет родник на окружающую местность? | Какая вода в роднике?
| Влияние человека на родник |
Многообразие рыб р. Свияга в районе д. . Салмановка, Ульяновского района, Ульяновской области