Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
театрального кружка
«Колобок»
для детей 7-13 лет
Срок реализации программы 1 год
Макарова Ольга Ивановна
учитель начальных классов
с. Верхний Аленуй
2024 год
Введение
Огромную, ни с чем несравнимую радость, доставляет детям театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное настроение. Дети очень впечатлительны и поэтому легко поддаются эмоциональному воздействию – сочувствию добрым героям, переживаниям за победу добра над злом. Ведь в силу развитого у ребят образно-конкретного мышления спектакль, поставленный по любимой сказке, поможет им ярче и правильнее воспринять её главную идею и настроение.
Даже художественное слово, прочитанная по ролям сказка, простой театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово и музыка. Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна.
Кроме эстетического воспитания театр несёт в себе возможность воспитания педагогического. Ребёнок становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации и куклы. Разыгрывая роль персонажа, наделённого определёнными отрицательными чертами, ребёнок может заметить их в себе и учится преодолевать их или, наоборот, культивировать положительные черты. Поэтому подбираются сценки и сказки, где можно вместе посмеяться и преодолеть лень, страхи, застенчивость ребёнка и неуверенность в себе.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа театрального кружка «Колобок» имеет художественную направленность и разработана для детей с 7 до 13 лет, 1-7 классов включительно. Программа разработана на основе - программы курса «Театр» для начальной школы.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Полученные знания позволят учащимся преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить задачи.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа театрального кружка «Колобок»:
• в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования;
• Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;
• в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189),
Локальные акты:
• на основе учебного плана и программы воспитания МОУ Бохтинская СОШ.
Новизна и актуальность
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников. Программа заключается в стремлении создать атмосферу искусства, сделать занятия радостными, увлекательными. Программа способствует формированию духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Актуальность программы. С точки зрения педагогики игра – это основной вид деятельности детей, она выступает в качестве механизма познания окружающего мира и методом развития психической и интеллектуальной деятельности ребенка. Следовательно, драматизация ближе, чем какой-либо другой вид творчества, связана с игрой, и поэтому наиболее синкретична, то есть содержит в себе элементы самых различных видов творчества. В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки. Театральное искусство в силу своей эмоциональной наполненности, комплексного воздействия на зрителя и юного актёра, приобретает всё большее значение в духовном, нравственном и патриотическом воспитании детей. Театральные занятия позволяют учащимся тренировать внимание, воображение, память, мышление, волю. Занятия в театре дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнёрами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость (не каждый взрослый осмелится выйти на сцену) и, наконец, ребенок овладевает способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него формируются начальные формы волевого управления поведением. Все выше перечисленные качества необходимы личности в современном динамично развивающемся обществе.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Отличительные особенности
Спецификой программы является:
комплексный характер;
взаимосвязь театральной деятельности с учебным процессом;
практическая направленность;
социальное партнерство с родителями.
В результате освоения программы театрального кружка учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу года обучения обучающиеся должны:
Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;
Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;
Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
Цель: Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению, превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству.
Основные задачи:
1. Знакомство детей с различными видами театра (пальчиковый, варежковый, теневой, кукольный)).
2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Программные задачи:
Прививать любовь к сценическому искусству.
Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.
Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
5. Учить действовать на сценической площадке естественно.
6. Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать интонационной выразительностью речи.
Программа основана на следующем предположении: театральная деятельность, как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Особенность данной программы состоит в том, что школьники погружаются в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д. при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
В основу программы кружка вложены следующие принципы:
Принцип развития индивидуальности каждого учащегося.
Занятия в кружке должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий в кружке ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени.
Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка, как творческой личности.
Это значит способствовать усвоению учащимися социального опыта, т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно учиться. кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его саморазвитию.
3. Принцип деятельностной основы занятий в кружке.
Это принцип выражается во внешней и внутренней (умственной) активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоятельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации, когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.
4. Принцип реальности и практического применения.
Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое найдут применение в жизни каждого ребёнка.
Программное содержание
Содержание всей программы кружка подчинено единому принципу расширения и углубления знаний, действию от простого к сложному и представлено в 4 общих разделах, которые повторяются на каждом году обучения, только на более высоком уровне.
Разделы программы:
« Вначале было Слово…» - общение и речевой этикет.
Сценические действия и театральные игры.
Основы театральной культуры.
«Мы – актёры» - постановка спектаклей
Кроме этих разделов курс начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое носит характер практической реализации полученных в течение года знаний и умений.
Объём материала соответствует возрастным особенностям школьников. Занятия проводятся в группе наполняемостью 13 детей один раз в неделю по 30-40 минут, во второй половине дня, в рамках кружковой работы. Программа рассчитана на один год для учащихся 1-7 классов общеобразовательной школы.
Курс программы имеет объём 34 часа, включая теоретические и практические занятия.
В работу кружка могут быть включены: выезды с выступлениями в другие школы, творческие вечера.
Содержание программы
1час в неделю, 34часов в год
1 Раздел «В начале было Слово…». Культура и техника речи.(7 часов)
Слушание, чтение и рассказывание сказок.
Виды говорения: диалог и монолог.
Мимика и жесты. Сценки без слов.
Понятие «общение», говорить и слушать.
Сочинение небольших сказок и рассказов.
Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов.
Игры со словами. Интонация речи. Выражение основных чувств.
Произведения для занятий:
Считалки. Скороговорки.
Русские народные басни. Русские народные игры
Докучные сказки. Сказки, присказки. Игры в загадки
Русские народные песенки. Потешки, дразнилки, небылицы
2 Раздел Сценические действия и театральные игры. (8 часов)
Групповые сюжетно-ролевые игры.
Элементы сценического действия.
Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях.
Упражнения, игры, этюды как сценические действия.
Умение ориентироваться и размещаться на сцене.
Построение диалога с напарником по заданной теме. Как заучить роль своего героя.
Отработка дикции и чёткого произношения слов. Запоминание заданных поз и умение образно их передавать.
Создание образов с помощью выразительных движений.
Раздел Основы театральной культуры.(5 часов)
Что такое театр. Виды театров. Рождение театра в России. Искусство скоморохов.
Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис. Театральные профессии. Игра актёров.
Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки.
Театральная афиша, театральная программка.
Виды театрального искусства. Спектакль – результат творческого труда многих людей.
4 Раздел «Мы –актёры» - постановка спектаклей. (14 часов)
Прочтение произведения, определение сюжетной линии.
Работа над отдельными эпизодами.
Создание примерной выгородки.
Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения.
Выбор и распределение ролей.
Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.
Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы.
Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен.
Генеральные репетиции всей пьесы.
Показ спектакля зрителям.
Спектакли для постановки:
Тематическое планирование 34 часа
№ зан | Колич. часов | Тема занятия | Содержание занятия |
1 | 1 | Великая сила Слова | Слушание, чтение по ролям сказки «Колобок». Первичная инсценировка сказки. |
2 | 1 | Мимика и жесты. Ритмопластика. | Инсценировка сказки «Колобок» без слов, используя мимику и жесты. |
3 | 1 | Сценические действия. Что такое сцена. | Фантазии по сказке «Колобок». |
4 | 1 | Культура и техника речи | Виды говорения: диалог и монолог. Как разучить роль своего героя. |
5 | 1 | Основы театральной культуры | Рассказ о театре и видах театрального искусства. Работа над эпизодами спектакля «Колобок». |
6 | 1 | Великая сила Слова | Работа над техникой речи. Проговаривание русских народных потешек и дразнилок по ролям. Интонационная отработка. |
7 | 1 | Театральная игра | Знакомство с русскими народными играми со словами. Разучивание сказки-игры «Репка». Учить правильно двигаться и говорить текст. |
8 | 1 | Мы актёры. Работа над спектаклем «Муха-цокотуха» | Прослушивание и прочтение сказки «Муха-цокотуха», работа над дикцией. |
9 | 1 | Мы актёры. Работа над спектаклем «Муха-цокотуха» | Распределение и разучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов. |
10 | 1 | Основы театральной культуры. | Правила поведения в театре. Места в театре. Просмотр презентации про Кукольный театр Образцова. |
11 | 1 | Культура и техника речи | Общение. Говорить и слушать. Дети рассказывают любимые стихи и сказки. Формировать чёткую и грамотную речь. |
12 | 1 | Театральная игра. | Игры-импровизации по сказке «епка»Репка», «Три медведя» |
13 | 1 | Культура и техника речи. | Речевой этикет в различных ситуациях. Проигрывание мини-сценок. |
14 | 1 | Театральная игра. | Импровизация игры-драматизации по сказке «Морозко». Создание образов героев сказки. |
15 | 1 | Мы актёры. Работа над спектаклем «Морозко» | Просмотр сказки «Морозко». Обсуждение содержания и игры героев. |
16 | 1 | Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко» | Создание декораций и костюмов. Проигрывание всего спектакля. |
17 | 1 | Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко» | Генеральная репетиция с декорациями, реквизитом и музыкальным сопровождением. |
18 | 1 | Мы актёры. | Премьера спектакля «Морозко» на новогоднем празднике для родителей. |
19 | 1 | Культура и техника речи. | Логика речи. Составление коротких рассказов или сказок по заданным глаголам. |
20 | 1 | Театральная игра | Импровизации на тему русских народных сказок по имеющимся атрибутам. |
21 | 1 | Культура и техника речи | Чтение докучных сказок. Нахождение ключевых слов и выделение их голосом. |
22 | 1 | Основы театральной культуры | Из истории русского театра. Игра скоморохов. |
23 | 1 | Театральные игры. | Сюжетно-ролевая игра – телепередача «В гостях у сказки» |
24 | 1 | Театральная игра | Сценическое воображение. Импровизации детей на сцене по услышанному впервые тексту. |
25 | 1 | Подготовка к отчетному спектаклю «Заюшкина избушка». | Просмотр сказки «Заюшкина избушка», обсуждение сценария, подбор ролей. |
26-27 | 2 | Подготовка к отчетному спектаклю «Заюшкина избушка». | Прочитывание ролей. |
28-29 | 2 | Подготовка к отчетному спектаклю «Заюшкина избушка». | Репетиция отдельных сцен. Изготовление декораций. |
30-31 | 2 | Подготовка к отчетному спектаклю «Заюшкина избушка». | Прогонная репетиция всего спектакля с музыкальным сопровождением. |
32-33 | 2 | Подготовка к отчетному спектаклю «Заюшкина избушка». | Генеральная репетиция спектакля с декорациями и музыкальным сопровождением. |
34 | 1 | Подготовка к отчетному спектаклю «Заюшкина избушка». | Премьера спектакля «Заюшкина избушка» для учащихся и учителей школы. |
| 34 | | |
Предполагаемые умения и навыки детей
Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.
Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.
Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
Занятия театрального кружка проводятся в учебном классе, обеспеченным компьютером, экраном, проектором и колонками.
Информационное обеспечение
● специализированная литература;
● видеозаписи выступлений театральных коллективов с конкурсов и фестивалей;
Кадровое обеспечение
Программа реализуется учителем начальных классов, имеющим опыт работы в сфере начального образования с детьми не менее года, образование – среднее педагогическое.
Формы аттестации и оценочные материалы
Главный показатель – личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.
Проверка эффективности данного курса осуществляется через итоговые творческие часы, открытые занятия, премьерные показы спектаклей, где учащиеся демонстрируют свое театральное мастерство.
Методические материалы
При реализации программы театрального кружка используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: репродуктивный метод, объяснительно - иллюстративный метод, поисковый и тд.
Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:
электронный иллюстративный и демонстрационный материал:
• иллюстрации, репродукции к темам;
• таблицы, схемы «Изготовление декораций»;
раздаточный материал:
• карточки с упражнениями по темам;
• карточки с заданиями к разделам;
• вспомогательные таблицы;
материалы для проверки освоения программы:
• творческие задания;
• кроссворды, викторины и др.
Рекомендуемый репертуар:
1. «О любви и в шутку и всерьез» из сборника Гуркова А.Н. «Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа».
2. «Вечная сказка» (по мотивам сказки Е.Шварца) из сборника Гуркова А.Н. «Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа».
Список использованной литературы
Безымянная О. Школьный театр. Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2001г.-270 с.
Корниенко Н.А. Эмоционально-нравственные основы личности: Автореф.дис.на соиск.уч.ст.докт.психол.наук / Н.А.Корниенко – Новосибирск, 1992. – 55 с.
Кристи Г.В. Основы актерского мастерства, Советская Россия, 1970г.
Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной студии, Белгород, 2003 г.
Особенности воспитания в условиях дополнительного образования. М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
Савкова З. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика развития речевого голоса. М.: «Искусство», 1975 г. – 175 с.
Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа» - Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 320 с.
Оборудование.
Музыкальная колонка;
Музыкальная фонотека;
Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
Элементы костюмов для создания образов;
Пальчиковые куклы;
Сценический грим;
Видеокамера для съёмок и анализа выступлений;
Электронные презентации «Правила поведения в театре»;
Сценарии сказок, сценок, детские книги.