Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13 имени И.Т.Зоненко
Краснодарский край г. Приморско – Ахтарск
УТВЕРЖДАЮ
Принята на заседании педагогического совета Директор МБОУ СОШ № 13 от «30__»___августа_____2024г. им. И.Т.Зоненко
Протокол № _____1________ _____________ М. И. Савченко 31.09___2024 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Старт в науку
144 ч. (4 часа в неделю)
Направленность программы: естественнонаучная
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 5 - 7 класс
Срок реализации программы: 3 года
Автор- составитель программы:
Акименко Галина Викторовна
учитель химии
Педагог дополнительного образования
Центра образования естественнонаучной
направленности Точка роста
г. Приморско-Ахтарск 2024 г.
Содержание
1 | Пояснительная записка |
2 | Учебно-тематический план программы «Старт в науку» |
3 | Содержание программы |
4 | Планируемые результаты |
5 | Материально-техническая база центра «Точка роста» для проведения лабораторных опытов и практических работ |
6 | Примерное КТП |
7 | Рекомендуемый список литературы |
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Старт в науку"
разработана и реализуется в сетевой форме в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами федерального значения:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм.и доп., вступ.в силу с 01.09.2020).— URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
2. Паспорт национального проекта «Образование» (утв.президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16)
3. Профессиональный стандарт "Педагог" (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель)» (ред.от 16.06.2019 г.) (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013г.№ 544н, с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 г.№ 1115н и от 5 августа 2016 г.№ 422н
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г №1897) (ред.21.12.2020).URL: https://fgos.ru
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.№ 413) (ред.11.12.2020). — URL: https://fgos.ru
6. Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12.01 2021г.№ Р-6) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_374694/
7. Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», вступает в силу с 1.09.2021 г.
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 г. № 298-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Естественнонаучное образование – одна из приоритетных частей всей системы образования, придающая ему новое качество, формирующая иное отношение не только к природе, но и к обществу, к человеку (экогуманизм). Экологизация образования ведет к новому мировоззрению и новой системе экологических ценностей. Естественнонаучное и экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических компетенций, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности. Программа "Старт в науку" полностью отвечает этим потребностям, имеет естественнонаучную направленность и ориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие начиная со среднего звена. Программа "Старт в науку" реализуется педагогами МБОУ СОШ № 13. в 5-7 классах на дополнительных занятиях..
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ» и ст. 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
Новизна программы
«Старт в науку" заключается в сетевой форме её реализации, которая позволяет сочетать различные формы работы, направленные на развитие химико-биологических знаний обучающихся посредством оборудованного кабинета химии «Тоска роста» и цифровых лабораторий на базе школы. Организация образовательного процесса в рамках сетевой формы реализации образовательной программы осуществляется с использованием кадровых, информационных, материально-технических, учебно- методических ресурсов школы. Это способствует повышению интереса детей к химии и биологии как наукам о природе, а также формированию их творческой активности и естественнонаучной грамотности.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы. Программа "Старт в науку» нацелена на приобщение детей к миру науки посредством организации экспериментальной и учебно-исследовательской деятельности. Под руководством учителя обучающиеся в системе рассматривают объекты неживой и живой природы, учатся вести наблюдения, сравнивать, анализировать, работать с учебной литературой, проводить эксперименты.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что только в процессе практических лабораторных занятий формируются компетенции и навыки пользования источниками информации и работы с учебной литературой.
Цель программы: углубление и расширение знаний обучающихся об объектах живой и неживой природы посредством экспериментальной и учебно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные: формирование системы естественнонаучных компетенций; расширение кругозора, повышение интереса к объектам живой и неживой природы;
-знакомство с методиками исследования объектов окружающего мира.
Развивающие: развитие логического мышления, интереса к природе, умения устанавливать причинно-следственные связи, умения рассуждать и делать выводы, развитие навыков коллективной работы; обеспечение творческого интеллектуального развития детей посредством участия в учебно-проектной деятельности.
Воспитательные: воспитание коллективизма, ответственности за порученное дело, понимания важности сохранения природы.
Сроки и условия реализации программы.
Программа «Старт в науку» реализуется в течение 3-х лет, содержит 4 раздела: Разделы "Наука химия в центре естествознания" и Математика и химия" рассчитаны на учащихся 6-7 класса, разделы " и «Вещества и явления вокруг нас» "Химия для любознательных" на 5 класс
1. «Наука химия в центре естествознания» - позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. Такой подход позволяет уменьшить психологическую нагрузку на учащихся, связанную с появлением «нового» предмета, сменить тревожные ожидания на положительные эмоции «встречи со старыми знакомыми». Параллельно проводится мысль об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных предметов. В конечном счете, такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественно – научной картины мира уже на начальном этапе обучения химии. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в программе подчёркивается, что химия – наука экспериментальная. Поэтому в обучении рассматриваются понятия, как «эксперимент», «наблюдение», «измерение», «описание», «моделирование», «гипотеза», «вывод». Для отработки практических умений и навыков выбраны несложные и психологически доступные для семиклассников лабораторные и практические работы, знакомые им по начальному курсу естествознания и по другим естественным дисциплинам: знакомство с несложным лабораторным оборудованием (устройство физического штатива, нагревательных приборов, элементарной химической посуды, которую они применяли на более ранних этапах обучения), проведение простейших операций обращения с таким оборудованием и химическими веществами ( правила нагревания, соблюдение несложных правил техники безопасности, фиксирование результатов наблюдения, их анализ и т.д.). Этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний химический эксперимент, который полностью соответствует требованиям техники безопасности при его выполнении и обеспечивает ушедшие из практики обучения химии экспериментальные работы продолжительного по времени характера и проекты («Выращивание кристаллов», «Наблюдение за коррозией металлов»).
2. «Вещества и явления вокруг нас» - актуализирует сведения учащихся по другим предметам о физических и химических явлениях, готовит их к изучению химического процесса на более старшей ступени обучения.
Программа предусматривает и более широкое использование активных форм и методов обучения: повышение удельного веса самостоятельной работы в обучении ( например, при проведении домашнего химического эксперимента), в том числе при подготовке сообщений на ученические конференции, защиты проектов, обсуждение результатов домашнего эксперимента, выбор объекта для подготовки сообщения или проекта. Программа "Старт в науку» предусматривает широкое развитие таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сравнение на основе анализа и синтеза, обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез. Сочетается групповая и индивидуальная работа с обучающимися, проектная деятельность.
3. «Математика и химия» - позволяет отработать расчётные умения и навыки, столь необходимые при решении химических задач, примеров, для которых катастрофически не хватает времени в основной школе, в первую очередь задач на часть от целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объёмная доли компонентов в смеси, в том числе и доли примесей), расчеты методом пропорции, составление алгебраического уравнения к химической задаче, вычисление концентраций. Следовательно, на занятиях отрабатывается не только химия, но и математика.
4. «Химия для любознательных» рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые интересуются химическими веществами и навыками экспериментирования. Занятия тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют склонность к выполнению химических опытов, способствуют развитию творческих умений. В основе положен химический эксперимент со знакомыми обучающимся объектами, углубленное изучение некоторых теоретических положений, применение знаний, получаемых на уроках, и вопросов из истории химии и веществ. Практические занятия вводят в мир химии, способствуют приобретению начальных практических умений в обращении с лабораторным оборудованием. На последующих занятиях рассматриваются теоретические вопросы, изучение которых дополняется самостоятельным чтением научно-популярной литературы, подготовкой небольших докладов, экспериментальной работой по заданию учителя. Немалое место в программе отведено занимательным опытам.
Основные виды деятельности обучающихся:
Учебное занятие
Экскурсия (в том числе и виртуальная лаборатория)
Практическая работа
Игра
Творческая работа
Выставки
Проекты
Просмотр учебных видеофильмов
Реализация программы предполагает дифференциацию обучения, основанную на индивидуальном подходе к каждому обучающемуся. При формировании навыков исследовательской деятельности педагог использует следующие формы занятий:
Экспериментальная (практическая) исследовательская деятельность обучающихся предполагает:
занимательные опыты
выполнение экспериментальных исследований по заданной методике
выбор технических средств и методов
обработку результатов эксперимента
подготовку объектов исследований
освоение экспериментальных методик
постановку новых исследований и разработку новых методов в составе коллектива под непосредственным руководством педагога
творческую работу
учебно-исследовательскую деятельность
Способы отслеживания и контроля результатов обучения
Для выяснения степени успеваемости обучающихся и результативности процесса обучения программой предусматриваются следующие виды контроля: входной, тематический и итоговый. Задачей входного контроля является оценка первичных естественнонаучных знаний и интересов детей. По усмотрению педагога он может проходить в виде беседы, анкетирования или тестирования.
Тематический контроль призван отслеживать динамику усвоения материала по отдельным темам и (или) разделам.
Тематический контроль призван отслеживать динамику усвоения материала по отдельным темам и (или) разделам посредством выполнения практических заданий. С учетом возрастных особенностей обучающихся основными контрольно-измерительными материалами, призванными выявить степень усвоения программы детьми, являются: тематические тесты, викторины, участие в конкурсах, конференциях. Итоговый контроль осуществляется в виде тестирования, защиты проектов, тематических выставок–фотоотчетов о проведенных мероприятиях.
2. Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Старт в науку»
(36 недель 4 часа в неделю итого 144 часа)
№ п/п | Наименование тем, разделов | Количество часов |
1. | Наука химия в центре естествознания | всего | теория | практика | Проектная деятельность |
36 | 16 | 10 | 10 |
2. | Вещества и явления вокруг нас | 36 | 10 | 16 | 10 |
3. | Математика и химия | 36 | 16 | 16 | 4 |
4. | Химия для любознательных | 36 | 16 | 10 | 10 |
Итого за год | 144 | 58 | 52 | 34 |
3. Содержание программы "Старт в науку"
1. Химия в центре естествознания
Химия как часть естествознания. Предмет химии. Вещества и тела. Методы изучения естествознания. Моделирование. Эксперимент. Наблюдение. Химическая посуда и оборудование. Химическая символика. Химия и физика. Фундаментальные законы природы. Живая и неживая природа. Диффузия веществ. Закон периодичности. Роль химии в жизни человека. Тела и вещества. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Чистые вещества и смеси. Атомно-молекулярное учение. Агрегатные состояния вещества. Возгонка вещества. Химия и география: полезные ископаемые. Месторождения руд. Минералы в природе. Химия и биология. Фотосинтез. Природные индикаторы. Адсорбция. Практические работы: Техника безопасности, Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе с веществами. Оказание первой помощи при ожогах кислотой. Оказание первой помощи при ожогах щелочью. Способы утилизации веществ. Моделирование молекул простых веществ, Моделирование молекул сложных веществ. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами, устройство штатива. Правила растворения вещества, Работа с растворами и твердыми веществами. Знакомство с цифровыми лабораториями кабинета Точка роста, Цифровая лаборатория Робиклаб, Лаборатория Lмикро Радуга. Изучение строения пламени. До какой температуры можно нагреть вещество, определение температуры плавления и кристаллизации металлов и неметалла.
Домашние эксперименты: "Определение крахмала в картофеле» «Адсорбция с помощью активированного угля" "Продолжительность горения свечи в зависимости от объема воздуха" "Окрашивание с помощью пищевых красителей"
2. Вещества и явления вокруг нас
Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки физических и химических явлений. Химические реакции в природе. Простые и сложные вещества. Смеси веществ. Способы разделения смесей. Перегонка, дистилляция, плавление и кристаллизация веществ. Воздух — смесь газов. Состав воздуха. Кислород и его аллотропная модификация - озон. Получение кислорода. Обнаружение кислорода в воздухе. Водород — элемент и простое вещество. Водород в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Вода - бесценный дар природы. Физические свойства воды. Растворимость веществ в воде. Виды растворов. Круговорот воды в природе. Значение воды и способы ее очистки. Минеральная вода, определение растворенных солей в минеральной воде Индикаторы - вещества указатели. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Знакомство с рН. Приборы для определения рН. Углерод, азот, фосфор - элементы органогены. Аллотропия углерода (графит, алмаз) Графит и его свойства.
Углекислый газ. Качественное определение углекислого газа в почве и воде. Обнаружение углекислоты в минеральной воде. Кислоты вокруг нас: яблочная, лимонная, щавелевая. уксусная. Опыты с кислотами. Мир солей. Получение раствора медного купороса. Кристаллизация солей. Выращивание кристалла соли. Поваренная соль. Металлы в природе. Век медный, бронзовый, железный. Коррозия металлов. Зависимость коррозии от внешних факторов окружающей среды. Окрашивание пламени ионами металлов. Сплавы металлов. Металлургия, получение металлов. Устройство доменной печи на примере модели.
Практические работы: "Измерение температуры пламени", "Плавление и кристаллизация вещества", "Горячие кристаллы из пересыщенных растворов" "Получение кислорода», «Получение, собирание и распознавание водорода". "Свойства воды , как растворителя" "Разложение воды электрическим током» "Получение раствора медного купороса и определение его концентрации", "Определение рН среды различных растворов и пищевых продуктов", " Природные индикатор и красители", "Выращивание кристаллов в домашних условиях" , "Цветное пламя", "Химическая радуга - цветные растворы" "Катализаторы и ингибиторы "
3. Математика и химия Универсальный характер положений атомно - молекулярного учения. Кинетическая теория. Строение атома (ядро и электронная оболочка). Ионы. Электронная формула атома и частицы. Расчеты относительных атомных и молекулярных масс. Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Массовая доля растворенного вещества. Расчет массовой доли и нахождение массы вещества в растворе. Смеси и сплавы. Нахождение массовой доли примесей в сплаве. Объемная доля газа в газовой смеси. Расчеты массовой и объемной доли вещества в процентах. Метод математической пропорции в химии. Степень окисления элемента. Расчет степеней окисления в формулах сложных веществ. Нахождение разности между высшей и низшей степенями окисления. Химической уравнение. Применение математических коэффициентов в химических уравнениях. Расчет по химическому уравнению с помощью математической пропорции. Постоянные величины в химии (число Авогадро). Фундаментальные законы: закон сохранения массы вещества, закон действующих масс, закон сохранения энергии, закон периодичности. Масса , объем, скорость в химии и математике. Практические занятия: "Приготовление растворов с различной массовой долей", "Скорость химических реакций", " Расчет концентрации соли в воде", "Определение кислотности почвы", .«Изучение зависимости растворимости вещества от температуры» «Изучение зависимости растворимости вещества от температуры» "Измерение радиационного фона с помощью счетчика Гейгера"
4. Химия для любознательных
Открытие химических элементов. Строение атомов, молекул, ионов. Состав и свойствах химических веществ. Химические вещества в предметах, окружающих нас в повседневной жизни. Химические элементы в природе. Полезные ископаемые. Составе и свойства химических веществ, входящих в организм человека. Состав и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли. Процессы горения. разложения, окисления. коррозии. Пигменты и красители . Состав и виды красок. Состав стекол и их виды. Керамика. история возникновения керамики. Силикатная промышленность. Производство мыла. Природные моющие средства и СМС. Удобрения и их виды Химический состав, комплексные удобрения, экологические проблемы связанные с их применением. Практические занятия: "Качественные реакции на катионы" "Качественные реакции на анионы" " Цветное пламя», «Определение концентрации соли в растворе" "Химическая радуга", "Кислород в лаборатории", "Приготовление мыла", "Самовозгорание веществ", "Коррозия железа", "Электролиз солей" "Измерение температуры плавления веществ"
4. Планируемые результаты обучения
Личностные:
в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные:
знать / понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
основные химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, вещество, массовая и объемная доли, химическая реакция;
уметь
называть: химические элементы;
определять: состав веществ по их формулам,;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
вычислять: атомную и молекулярную массы; производить расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
5. Материально-техническая база центра «Точка роста» для проведения лабораторных опытов и практических работ
Цифровая (компьютерная) лаборатория (ЦЛ), Программно-аппаратный комплекс, датчиковая система — комплект учебного оборудования, включающий измерительный блок, интерфейс которого позволяет обеспечивать связь с персональным компьютером, и набор датчиков, регистрирующих значения различных физических величин при проведении практических работ
Ноутбук с программным обеспечением
Цифровая лаборатория Робиклаб
Лаборатория Lмикро Радуга
USB- датчик температуры термопарный USB- датчик оптической плотности (колориметр) USB- датчик температуры химический USB датчик электропроводности USB- датчик уровня рН Прибор Газоанализатор Дистиллятор Счетчик Гейгера Датчик давления газов Набор химической посуды Набор реактивов | USB- датчик содержания СО2 USB- датчик концентрации соли USB- датчик концентрации ионов аммония USB датчик концентрации нитрат-ионов USB датчик хлорид-ионов USB датчик ионов кальция/магния USB датчик растворенного кислорода USB датчик содержания кислорода Средства индивидуальной защиты |
6. Примерное календарно-тематическое планирование
№ | Месяц, неделя/число | Форма занятия | Кол-во часов | Раздел, тема занятия | Форма контроля |
Раздел 1. Наука химия в центре естествознания 36 ч. |
| Сентябрь | Учебное занятие | 7 | Вводное занятие. Знакомство с цифровой лабораторией. Техника безопасности. Правила работы с цифровой лабораторией Химия как часть естествознания. Предмет химии. Вещества и тела. Методы изучения естествознания. Моделирование. Эксперимент. Наблюдение. Химическая посуда и оборудование. Химическая символика. Химия и физика. Фундаментальные законы природы. Живая и неживая природа. Химия и биология. Фотосинтез. Природные индикаторы. Адсорбция. | Устный опрос Викторина |
Проектная деятельность | 4 | "Индикаторы в природе" | Фотоотчет |
Практическое занятие | 5 | Демонстрационный эксперимент «Горение веществ. Определение температуры пламени"» Лабораторные опыты: Техника безопасности, Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе с веществами. Оказание первой помощи при ожогах кислотой. Оказание первой помощи при ожогах щелочью. Способы утилизации веществ. | Лаб журнал Отчет |
| Октябрь | Учебное занятие | 7 | Живая и неживая природа. Диффузия веществ. Закон периодичности. Роль химии в жизни человека. Тела и вещества. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Чистые вещества и смеси. Атомно-молекулярное учение. Агрегатные состояния вещества. Возгонка вещества. | наблюдение |
Практическое занятие | 4 | Лабораторные опыты Моделирование молекул простых веществ, Моделирование молекул сложных веществ. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами, устройство штатива. Правила растворения вещества, Работа с растворами и твердыми веществами | Лаб журнал отчет Фотоотчет |
Проектная деятельность | 5 | Молекулы простых и сложных веществ. Изготовление макетов | Презентация |
| Ноябрь | Учебное занятие | 2 | Химия и география: полезные ископаемые. Месторождения руд. Минералы в природе. | Наблюдение |
Проектная работа | 1 | Кристаллы в природе | Фотоотчет |
Практическое занятие | 1 | Лабораторные опыты: Разложение минерала при нагревании Изучение коллекции минералов и горных пород | Лаб журнал |
Раздел 2. Вещества и явления вокруг нас 36 ч. |
| Ноябрь | Учебное занятие | 2 | Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки физических и химических явлений. Химические реакции в природе. | Устн. опрос |
Практическое занятие | 6 | Лабораторные опыты: "Измерение температуры пламени", "Плавление и кристаллизация различных веществ", "Горячие кристаллы из пересыщенных растворов" | Лаб жкрнал |
Проектная работа | 4 | Выращивание кристаллов в домашних условиях. Кристаллизация веществ. | Коллекция |
| Декабрь | Учебное занятие | 5 | Простые и сложные вещества. Смеси веществ. Способы разделения смесей. Перегонка, дистилляция, плавление и кристаллизация веществ. Растворимость веществ. Вода - бесценный дар природы. Физические свойства воды.. Виды растворов. Круговорот воды в природе. Значение воды и способы ее очистки. Минеральная вода, Индикаторы - вещества указатели. | Устн. опрос |
Практическое занятие | 8 | Практическая работа: "Определение растворенных солей в минеральной воде" Лабораторные опыты: "Измерение концентрации ионов в минеральной воде" Измерение концентрации растворов. Изучение коллекции солей "Приготовление раствора соли нитрата аммония для подкормки комнатных растений" Изменение окраски индикаторов в различных средах | Лаб журнал |
Проектная деятельность | 5 | Щелочные металлы Щелочноземельные металлы Сплавы железа -основа черной металлургии Цветные металлы и сплавы | Презентация |
| Январь | Учебное занятие | 3 | Металлы в природе. Век медный, бронзовый , железный. Коррозия металлов. Зависимость коррозии от внешних факторов окружающей среды. Окрашивание пламени ионами металлов. Сплавы металлов. Металлургия, получение металлов. Устройство доменной печи на примере модели. | Викторина |
Проектная деятельность | 1 | Металлы и сплавы | Презентация |
Практическое занятие | 2 | Лабораторные опыты Определение среды в растворах кислот (серной, соляной) с помощью рН метра и индикаторов. Исследование почвенных растворов. "Получение раствора медного купороса и определение его концентрации". | Лаб. журнал отчет |
Раздел 3. Химия и математика 36 ч. |
| Январь | Учебное занятие Практическое занятие | 2 2 | Универсальный характер положений атомно - молекулярного учения. Закон сохранения массы и энергии. Кинетическая теория. Кинетические уравнения Решение задач по кинетике | Устн. опрос наблюдение |
Февраль | Учебное занятие | 8 | Строение атома (ядро и электронная оболочка). Ионы. Электронная формула атома и частицы. Молекулярная масса. Массовая доля элемента в сложном веществе. Степень окисления элемента , высшая и низшая степени. Метод математической пропорции в химии | Наблюдение |
Практические занятия | 6 | Расчеты относительных атомных и молекулярных масс. Расчет массовой доли элемента в сложном веществе. Моделирование сложных веществ . Расчеты степеней окисления. Нахождение массовой доли примесей в сплаве. Объемная доля газа в газовой смеси. Расчеты массовой и объемной доли вещества в процентах.. | Лаб. журнал фотоотчет |
Проектная деятельность | 2 | Законы Авогадро | Презентация |
| Март | Учебное занятие | 6 | Химической уравнение. Применение математических коэффициентов в химических уравнениях. Расчет по химическому уравнению с помощью математической пропорции. Постоянные величины в химии (число Авогадро). Фундаментальные законы: закон сохранения массы вещества, закон действующих масс, закон сохранения энергии, закон периодичности. Масса , объем, скорость в химии и математике. | наблюдение |
| Март | Практические занятия | 8 | Лабораторные опыты "Приготовление растворов с различной массовой долей", "Измерение скорости химических реакций", " «Изучение зависимости растворимости вещества от температуры» "Измерение радиационного фона с помощью счетчика Гейгера" Расчет концентрации соли в воде", "Определение кислотности почвы", «Изучение зависимости растворимости вещества от температуры» | Лаб. журнал |
Проектная деятельность | 2 | Радиоактивность и измерение радиационного излучения. | Фотоотчет |
Раздел - 4 Химия для любознательных 36 ч. |
| Апрель | Учебное занятие | 10 | Открытие химических элементов. Строение атомов, молекул, ионов. Химические вещества в предметах, окружающих нас в повседневной жизни. Химические элементы в природе. Полезные ископаемые. Составе и свойства химических веществ, входящих в организм человека. Состав и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли. | Устный опрос |
Практическое занятие | 5 | Практические работы. "Исследование химического состава пищевых продуктов" "Определение крахмала в продуктах питания" "Исследование шоколада" Обнаружение крахмала . Качественные реакции | Наблюдение Лаб журнал |
Проектная деятельность | 5 | Защита проектов | Фотоотчет |
Май | Учебное занятие | 6 | Процессы горения. разложения, окисления. коррозии. Пигменты и красители . Состав и виды красок. Состав стекол и их виды. Керамика. история возникновения керамики. Состав и свойствах химических веществ. Природные моющие средства и СМС. Удобрения и их виды . Химический состав, комплексные удобрения, экологические проблемы связанные с их применением | Викторина |
Практическое занятие | 5 | Лабораторные опыты "Качественные реакции на катионы" "Качественные реакции на анионы" " Определение концентрации соли в растворе" "Химическая радуга", "Кислород в лаборатории", "Приготовление мыла", "Самовозгорание веществ", "Коррозия железа", "Электролиз солей" "Измерение температуры растворов. | Лаб. журнал Отчет |
Проектная деятельность | 5 | Защита проектов | Презентация |
6. Список литературы (основной и дополнительной)
Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. – М.: Дрофа, 2005.
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2005.
Боннет Б., Кин Д. Химия без лаборатории. Увлекательные опыты и развлечения. М.: АСТ Астрель, 2008. – 127 с.
Б.Д. Степин Л.Ю. Аликберова Занимательные задания и эффектные опыты по химии.
Б.Д. Степин Л.Ю. Аликберова Полезная химия : Задачи и истории
А.И. Артеменко Удивительный мир химии
В.В. Девяткин. Ю.М. Ляхова Химия для любознательных
Литература, рекомендованная для учащихся младших классов
1.Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Петербург: Трион, 1998.
2. Химическая энциклопедия Аванта +
3.Химические Интернет-ресурсы (Химия для младших школьников)
4. Савина Л.А. Я познаю мир. М.: АСТ, 1998. – 448 с.