СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "СТАРТ В НАУКУ" Точка Роста химия для 5-7 классов

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная программа "Старт в науку" естественно-научной направленности для 5-7 классов. реализация программы 3 года.  

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "СТАРТ В НАУКУ" Точка Роста химия для 5-7 классов»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13 имени И.Т.Зоненко

Краснодарский край г. Приморско – Ахтарск



УТВЕРЖДАЮ



Принята на заседании педагогического совета Директор МБОУ СОШ № 13 от «30__»___августа_____2024г. им. И.Т.Зоненко

Протокол № _____1________ _____________ М. И. Савченко 31.09___2024 г.











Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Старт в науку

144 ч. (4 часа в неделю)

Направленность программы: естественнонаучная

Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 5 - 7 класс

Срок реализации программы: 3 года

Автор- составитель программы:

Акименко Галина Викторовна

учитель химии

Педагог дополнительного образования

Центра образования естественнонаучной

направленности Точка роста

г. Приморско-Ахтарск 2024 г.

Содержание



1

Пояснительная записка

2

Учебно-тематический план программы «Старт в науку»

3

Содержание программы

4

Планируемые результаты

5

Материально-техническая база центра «Точка роста» для проведения лабораторных опытов и практических работ

6

Примерное КТП

7

Рекомендуемый список литературы

1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Старт в науку"

разработана и реализуется в сетевой форме в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами федерального значения:



1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм.и доп., вступ.в силу с 01.09.2020).— URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174


2. Паспорт национального проекта «Образование» (утв.президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16)


3. Профессиональный стандарт "Педагог" (педагогическая деятельность в дошколь­ном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель)» (ред.от 16.06.2019 г.) (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013г.№ 544н, с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 г.№ 1115н и от 5 августа 2016 г.№ 422н

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего об­разования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г №1897) (ред.21.12.2020).URL: https://fgos.ru


5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего обра­зования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федера­ции от 17 мая 2012 г.№ 413) (ред.11.12.2020). — URL: https://fgos.ru


6. Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразова­тельных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12.01 2021г.№ Р-6) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_374694/


7. Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», вступает в силу с 1.09.2021 г.

8. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 г. № 298-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».



Естественнонаучное образование – одна из приоритетных частей всей системы образования, придающая ему новое качество, формирующая иное отношение не только к природе, но и к обществу, к человеку (экогуманизм). Экологизация образования ведет к новому мировоззрению и новой системе экологических ценностей. Естественнонаучное и экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических компетенций, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности. Программа "Старт в науку" полностью отвечает этим потребностям, имеет естественнонаучную направленность и ориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие начиная со среднего звена. Программа "Старт в науку" реализуется педагогами МБОУ СОШ № 13. в 5-7 классах на дополнительных занятиях..

Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ» и ст. 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

Новизна программы

«Старт в науку" заключается в сетевой форме её реализации, которая позволяет сочетать различные формы работы, направленные на развитие химико-биологических знаний обучающихся посредством оборудованного кабинета химии «Тоска роста» и цифровых лабораторий на базе школы. Организация образовательного процесса в рамках сетевой формы реализации образовательной программы осуществляется с использованием кадровых, информационных, материально-технических, учебно- методических ресурсов школы. Это способствует повышению интереса детей к химии и биологии как наукам о природе, а также формированию их творческой активности и естественнонаучной грамотности.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы. Программа "Старт в науку» нацелена на приобщение детей к миру науки посредством организации экспериментальной и учебно-исследовательской деятельности. Под руководством учителя обучающиеся в системе рассматривают объекты неживой и живой природы, учатся вести наблюдения, сравнивать, анализировать, работать с учебной литературой, проводить эксперименты.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что только в процессе практических лабораторных занятий формируются компетенции и навыки пользования источниками информации и работы с учебной литературой.

Цель программы: углубление и расширение знаний обучающихся об объектах живой и неживой природы посредством экспериментальной и учебно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные: формирование системы естественнонаучных компетенций; расширение кругозора, повышение интереса к объектам живой и неживой природы;

-знакомство с методиками исследования объектов окружающего мира.

Развивающие: развитие логического мышления, интереса к природе, умения устанавливать причинно-следственные связи, умения рассуждать и делать выводы, развитие навыков коллективной работы; обеспечение творческого интеллектуального развития детей посредством участия в учебно-проектной деятельности.

Воспитательные: воспитание коллективизма, ответственности за порученное дело, понимания важности сохранения природы.


Сроки и условия реализации программы.

Программа «Старт в науку» реализуется в течение 3-х лет, содержит 4 раздела: Разделы "Наука химия в центре естествознания" и Математика и химия" рассчитаны на учащихся 6-7 класса, разделы " и «Вещества и явления вокруг нас» "Химия для любознательных" на 5 класс

1. «Наука химия в центре естествознания» - позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. Такой подход позволяет уменьшить психологическую нагрузку на учащихся, связанную с появлением «нового» предмета, сменить тревожные ожидания на положительные эмоции «встречи со старыми знакомыми». Параллельно проводится мысль об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных предметов. В конечном счете, такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественно – научной картины мира уже на начальном этапе обучения химии. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в программе подчёркивается, что химия – наука экспериментальная. Поэтому в обучении рассматриваются понятия, как «эксперимент», «наблюдение», «измерение», «описание», «моделирование», «гипотеза», «вывод». Для отработки практических умений и навыков выбраны несложные и психологически доступные для семиклассников лабораторные и практические работы, знакомые им по начальному курсу естествознания и по другим естественным дисциплинам: знакомство с несложным лабораторным оборудованием (устройство физического штатива, нагревательных приборов, элементарной химической посуды, которую они применяли на более ранних этапах обучения), проведение простейших операций обращения с таким оборудованием и химическими веществами ( правила нагревания, соблюдение несложных правил техники безопасности, фиксирование результатов наблюдения, их анализ и т.д.). Этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний химический эксперимент, который полностью соответствует требованиям техники безопасности при его выполнении и обеспечивает ушедшие из практики обучения химии экспериментальные работы продолжительного по времени характера и проекты («Выращивание кристаллов», «Наблюдение за коррозией металлов»).

2. «Вещества и явления вокруг нас» - актуализирует сведения учащихся по другим предметам о физических и химических явлениях, готовит их к изучению химического процесса на более старшей ступени обучения.

Программа предусматривает и более широкое использование активных форм и методов обучения: повышение удельного веса самостоятельной работы в обучении ( например, при проведении домашнего химического эксперимента), в том числе при подготовке сообщений на ученические конференции, защиты проектов, обсуждение результатов домашнего эксперимента, выбор объекта для подготовки сообщения или проекта. Программа "Старт в науку» предусматривает широкое развитие таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сравнение на основе анализа и синтеза, обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез. Сочетается групповая и индивидуальная работа с обучающимися, проектная деятельность.

3. «Математика и химия» - позволяет отработать расчётные умения и навыки, столь необходимые при решении химических задач, примеров, для которых катастрофически не хватает времени в основной школе, в первую очередь задач на часть от целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объёмная доли компонентов в смеси, в том числе и доли примесей), расчеты методом пропорции, составление алгебраического уравнения к химической задаче, вычисление концентраций. Следовательно, на занятиях отрабатывается не только химия, но и математика.

4. «Химия для любознательных» рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые интересуются химическими веществами и навыками экспериментирования.  Занятия тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют склонность к выполнению химических опытов, способствуют развитию творческих умений. В основе положен химический эксперимент со знакомыми обучающимся объектами, углубленное изучение некоторых теоретических положений, применение знаний, получаемых на уроках, и вопросов из истории химии и веществ. Практические занятия вводят в мир химии, способствуют приобретению начальных практических умений в обращении с лабораторным оборудованием. На последующих занятиях рассматриваются теоретические вопросы, изучение которых дополняется самостоятельным чтением научно-популярной литературы, подготовкой небольших докладов, экспериментальной работой по заданию учителя. Немалое место в программе отведено занимательным опытам.

             Основные виды деятельности обучающихся:

  • Учебное занятие

  • Экскурсия (в том числе и виртуальная лаборатория)

  • Практическая работа

  • Игра

  • Творческая работа

  • Выставки

  • Проекты

  • Просмотр учебных видеофильмов



Реализация программы предполагает дифференциацию обучения, основанную на индивидуальном подходе к каждому обучающемуся. При формировании навыков исследовательской деятельности педагог использует следующие формы занятий:

    • занятие – поиск идей

    • занятие - эксперимент

    • занятие - исследовательская лаборатория

    • занятие – практикум

    • занятие – конференция

    • занятие -измерение

    • занятие - проект



Экспериментальная (практическая) исследовательская деятельность обучающихся предполагает:

  • занимательные опыты

  • выполнение экспериментальных исследований по заданной методике

  • выбор технических средств и методов

  • обработку результатов эксперимента

  • подготовку объектов исследований

  • освоение экспериментальных методик

  • постановку новых исследований и разработку новых методов в составе коллектива под непосредственным руководством педагога

  • творческую работу

  • учебно-исследовательскую деятельность





Способы отслеживания и контроля результатов обучения


Для выяснения степени успеваемости обучающихся и результативности процесса обучения программой предусматриваются следующие виды контроля: входной, тематический и итоговый. Задачей входного контроля является оценка первичных естественнонаучных знаний и интересов детей. По усмотрению педагога он может проходить в виде беседы, анкетирования или тестирования.

Тематический контроль призван отслеживать динамику усвоения материала по отдельным темам и (или) разделам.

Тематический контроль призван отслеживать динамику усвоения материала по отдельным темам и (или) разделам посредством выполнения практических заданий. С учетом возрастных особенностей обучающихся основными контрольно-измерительными материалами, призванными выявить степень усвоения программы детьми, являются: тематические тесты, викторины, участие в конкурсах, конференциях. Итоговый контроль осуществляется в виде тестирования, защиты проектов, тематических выставок–фотоотчетов о проведенных мероприятиях.



2. Учебно-тематический план



дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы



«Старт в науку»



(36 недель 4 часа в неделю итого 144 часа)



п/п

Наименование тем, разделов

Количество часов

1.

Наука химия в центре естествознания


всего

теория

практика

Проектная деятельность

36

16

10

10

2.

Вещества и явления вокруг нас


36

10

16

10

3.

Математика и химия


36

16

16

4

4.

Химия для любознательных

36


16

10

10


Итого за год

144

58

52

34







3. Содержание программы "Старт в науку"

1. Химия в центре естествознания

Химия как часть естествознания. Предмет химии. Вещества и тела. Методы изучения естествознания. Моделирование. Эксперимент. Наблюдение. Химическая посуда и оборудование. Химическая символика. Химия и физика. Фундаментальные законы природы. Живая и неживая природа. Диффузия веществ. Закон периодичности. Роль химии в жизни человека. Тела и вещества. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Чистые вещества и смеси. Атомно-молекулярное учение. Агрегатные состояния вещества. Возгонка вещества. Химия и география: полезные ископаемые. Месторождения руд. Минералы в природе. Химия и биология. Фотосинтез. Природные индикаторы. Адсорбция. Практические работы: Техника безопасности, Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе с веществами. Оказание первой помощи при ожогах кислотой. Оказание первой помощи при ожогах щелочью. Способы утилизации веществ. Моделирование молекул простых веществ, Моделирование молекул сложных веществ. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами, устройство штатива. Правила растворения вещества, Работа с растворами и твердыми веществами. Знакомство с цифровыми лабораториями кабинета Точка роста, Цифровая лаборатория Робиклаб, Лаборатория Lмикро Радуга. Изучение строения пламени. До какой температуры можно нагреть вещество, определение температуры плавления и кристаллизации металлов и неметалла.

Домашние эксперименты: "Определение крахмала в картофеле» «Адсорбция с помощью активированного угля" "Продолжительность горения свечи в зависимости от объема воздуха" "Окрашивание с помощью пищевых красителей"

2. Вещества и явления вокруг нас



Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки физических и химических явлений. Химические реакции в природе. Простые и сложные вещества. Смеси веществ. Способы разделения смесей. Перегонка, дистилляция, плавление и кристаллизация веществ. Воздух — смесь газов. Состав воздуха. Кислород и его аллотропная модификация - озон. Получение кислорода. Обнаружение кислорода в воздухе. Водород — элемент и простое вещество. Водород в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Вода - бесценный дар природы. Физические свойства воды. Растворимость веществ в воде. Виды растворов. Круговорот воды в природе. Значение воды и способы ее очистки. Минеральная вода, определение растворенных солей в минеральной воде Индикаторы - вещества указатели. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Знакомство с рН. Приборы для определения рН. Углерод, азот, фосфор - элементы органогены. Аллотропия углерода (графит, алмаз) Графит и его свойства.

Углекислый газ. Качественное определение углекислого газа в почве и воде. Обнаружение углекислоты в минеральной воде. Кислоты вокруг нас: яблочная, лимонная, щавелевая. уксусная. Опыты с кислотами. Мир солей. Получение раствора медного купороса. Кристаллизация солей. Выращивание кристалла соли. Поваренная соль. Металлы в природе. Век медный, бронзовый, железный. Коррозия металлов. Зависимость коррозии от внешних факторов окружающей среды. Окрашивание пламени ионами металлов. Сплавы металлов. Металлургия, получение металлов. Устройство доменной печи на примере модели.

Практические работы: "Измерение температуры пламени", "Плавление и кристаллизация вещества", "Горячие кристаллы из пересыщенных растворов" "Получение кислорода», «Получение, собирание и распознавание водорода". "Свойства воды , как растворителя" "Разложение воды электрическим током» "Получение раствора медного купороса и определение его концентрации", "Определение рН среды различных растворов и пищевых продуктов", " Природные индикатор и красители", "Выращивание кристаллов в домашних условиях" , "Цветное пламя", "Химическая радуга - цветные растворы" "Катализаторы и ингибиторы "

3. Математика и химия Универсальный характер положений атомно - молекулярного учения. Кинетическая теория. Строение атома (ядро и электронная оболочка). Ионы. Электронная формула атома и частицы. Расчеты относительных атомных и молекулярных масс. Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Массовая доля растворенного вещества. Расчет массовой доли и нахождение массы вещества в растворе. Смеси и сплавы. Нахождение массовой доли примесей в сплаве. Объемная доля газа в газовой смеси. Расчеты массовой и объемной доли вещества в процентах. Метод математической пропорции в химии. Степень окисления элемента. Расчет степеней окисления в формулах сложных веществ. Нахождение разности между высшей и низшей степенями окисления. Химической уравнение. Применение математических коэффициентов в химических уравнениях. Расчет по химическому уравнению с помощью математической пропорции. Постоянные величины в химии (число Авогадро). Фундаментальные законы: закон сохранения массы вещества, закон действующих масс, закон сохранения энергии, закон периодичности. Масса , объем, скорость в химии и математике. Практические занятия: "Приготовление растворов с различной массовой долей", "Скорость химических реакций", " Расчет концентрации соли в воде", "Определение кислотности почвы", .«Изучение зависимости растворимости вещества от температуры» «Изучение зависимости растворимости вещества от температуры» "Измерение радиационного фона с помощью счетчика Гейгера"

4. Химия для любознательных

Открытие химических элементов. Строение атомов, молекул, ионов. Состав и свойствах химических веществ. Химические вещества в предметах, окружающих нас в повседневной жизни. Химические элементы в природе. Полезные ископаемые. Составе и свойства химических веществ, входящих в организм человека. Состав и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли. Процессы горения. разложения, окисления. коррозии. Пигменты и красители . Состав и виды красок. Состав стекол и их виды. Керамика. история возникновения керамики. Силикатная промышленность. Производство мыла. Природные моющие средства и СМС. Удобрения и их виды Химический состав, комплексные удобрения, экологические проблемы связанные с их применением. Практические занятия: "Качественные реакции на катионы" "Качественные реакции на анионы" " Цветное пламя», «Определение концентрации соли в растворе" "Химическая радуга", "Кислород в лаборатории", "Приготовление мыла", "Самовозгорание веществ", "Коррозия железа", "Электролиз солей" "Измерение температуры плавления веществ"

4. Планируемые результаты обучения

Личностные:

  • в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жиз­ни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасно­го поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

  • формирование основ экологической культуры, соответству­ющей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;



Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и позна­вательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей по­знавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения це­лей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми резуль­татами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои дей­ствия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия ре­шений и осуществления осознанного выбора в учебной и познава­тельной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанав­ливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать при­чинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и симво­лы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совмест­ную деятельность с учителем и сверстниками; работать ин­дивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соот­ветствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятель­ности; владение устной и письменной речью, монологической кон­текстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий;

  • формирование и развитие экологического мышления, уме­ние применять его в познавательной, коммуникативной, социаль­ной практике и профессиональной ориентации.

Предметные:

знать / понимать
  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • основные химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, вещество, массовая и объемная доли, химическая реакция;

уметь

  • называть: химические элементы;

  • определять: состав веществ по их формулам,;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • вычислять: атомную и молекулярную массы; производить расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.







5. Материально-техническая база центра «Точка роста» для проведения лабораторных опытов и практических работ


Цифровая (компьютерная) лаборатория (ЦЛ), Программно-аппаратный ком­плекс, датчиковая система — комплект учебного оборудования, включающий из­мерительный блок, интерфейс которого позволяет обеспечивать связь с персо­нальным компьютером, и набор датчиков, регистрирующих значения различных физических величин при проведении практических работ



Ноутбук с программным обеспечением

Цифровая лаборатория Робиклаб

Лаборатория Lмикро Радуга

USB- датчик температуры термопарный

USB- датчик оптической плотности (колориметр)

USB- датчик температуры химический

USB датчик электропроводности

USB- датчик уровня рН

Прибор Газоанализатор

Дистиллятор

Счетчик Гейгера

Датчик давления газов

Набор химической посуды

Набор реактивов


USB- датчик содержания СО2

USB- датчик концентрации соли

USB- датчик концентрации ионов аммония

USB датчик концентрации нитрат-ионов

USB датчик хлорид-ионов

USB датчик ионов кальция/магния

USB датчик растворенного кислорода

USB датчик содержания кислорода

Средства индивидуальной защиты



6. Примерное календарно-тематическое планирование



Месяц, неделя/число

Форма занятия

Кол-во часов

Раздел, тема занятия

Форма контроля

Раздел 1. Наука химия в центре естествознания 36 ч.



Сентябрь

Учебное занятие











7

Вводное занятие. Знакомство с цифровой лабораторией.

Техника безопасности. Правила работы с цифровой лабораторией Химия как часть естествознания. Предмет химии. Вещества и тела. Методы изучения естествознания. Моделирование. Эксперимент. Наблюдение. Химическая посуда и оборудование. Химическая символика. Химия и физика. Фундаментальные законы природы. Живая и неживая природа. Химия и биология. Фотосинтез. Природные индикаторы. Адсорбция.


Устный опрос

Викторина

Проектная деятельность

4

"Индикаторы в природе"

Фотоотчет

Практическое

занятие





5

Демонстрационный эксперимент «Горение веществ. Определение температуры пламени"» Лабораторные опыты: Техника безопасности, Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе с веществами. Оказание первой помощи при ожогах кислотой. Оказание первой помощи при ожогах щелочью. Способы утилизации веществ.

Лаб журнал

Отчет


Октябрь

Учебное занятие

7

Живая и неживая природа. Диффузия веществ. Закон периодичности. Роль химии в жизни человека. Тела и вещества. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Чистые вещества и смеси. Атомно-молекулярное учение. Агрегатные состояния вещества. Возгонка вещества.

наблюдение

Практическое занятие


4

Лабораторные опыты Моделирование молекул простых веществ, Моделирование молекул сложных веществ. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами, устройство штатива. Правила растворения вещества, Работа с растворами и твердыми веществами

Лаб журнал отчет


Фотоотчет

Проектная деятельность

5

Молекулы простых и сложных веществ. Изготовление макетов

Презентация







Ноябрь







Учебное занятие



2

Химия и география: полезные ископаемые. Месторождения руд. Минералы в природе.

Наблюдение

Проектная работа


1

Кристаллы в природе

Фотоотчет

Практическое занятие

1

Лабораторные опыты: Разложение минерала при нагревании

Изучение коллекции минералов и горных пород


Лаб журнал

Раздел 2. Вещества и явления вокруг нас 36 ч.


Ноябрь

Учебное занятие



2

Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки физических и химических явлений. Химические реакции в природе.

Устн. опрос

Практическое занятие




6

Лабораторные опыты:

"Измерение температуры пламени", "Плавление и кристаллизация различных веществ", "Горячие кристаллы из пересыщенных растворов"

Лаб жкрнал

Проектная работа

4

Выращивание кристаллов в домашних условиях. Кристаллизация веществ.

Коллекция







Декабрь






Учебное занятие


5

Простые и сложные вещества. Смеси веществ. Способы разделения смесей. Перегонка, дистилляция, плавление и кристаллизация веществ. Растворимость веществ. Вода - бесценный дар природы. Физические свойства воды.. Виды растворов. Круговорот воды в природе. Значение воды и способы ее очистки. Минеральная вода, Индикаторы - вещества указатели.


Устн. опрос






Практическое занятие

8

Практическая работа: "Определение растворенных солей в минеральной воде"

Лабораторные опыты: "Измерение концентрации ионов в минеральной воде" Измерение концентрации растворов. Изучение коллекции солей

"Приготовление раствора соли нитрата аммония для подкормки комнатных растений" Изменение окраски индикаторов в различных средах

Лаб журнал













Проектная деятельность

5

Щелочные металлы

Щелочноземельные металлы

Сплавы железа -основа черной металлургии

Цветные металлы и сплавы

Презентация


Январь

Учебное занятие



3



Металлы в природе. Век медный, бронзовый , железный. Коррозия металлов. Зависимость коррозии от внешних факторов окружающей среды. Окрашивание пламени ионами металлов. Сплавы металлов. Металлургия, получение металлов. Устройство доменной печи на примере модели.


Викторина

Проектная деятельность

1

Металлы и сплавы

Презентация

Практическое занятие


2

Лабораторные опыты

Определение среды в растворах кислот (серной, соляной) с помощью рН метра и индикаторов. Исследование почвенных растворов.

"Получение раствора медного купороса и определение его концентрации".


Лаб. журнал отчет

Раздел 3. Химия и математика 36 ч.


Январь




Учебное занятие


Практическое занятие



2


2

Универсальный характер положений атомно - молекулярного учения. Закон сохранения массы и энергии. Кинетическая теория.

Кинетические уравнения

Решение задач по кинетике

Устн. опрос

наблюдение

Февраль

Учебное занятие

8

Строение атома (ядро и электронная оболочка). Ионы. Электронная формула атома и частицы. Молекулярная масса. Массовая доля элемента в сложном веществе. Степень окисления элемента , высшая и низшая степени. Метод математической пропорции в химии

Наблюдение

Практические занятия


6

Расчеты относительных атомных и молекулярных масс. Расчет массовой доли элемента в сложном веществе. Моделирование сложных веществ . Расчеты степеней окисления. Нахождение массовой доли примесей в сплаве. Объемная доля газа в газовой смеси. Расчеты массовой и объемной доли вещества в процентах..

Лаб. журнал

фотоотчет

Проектная деятельность

2

Законы Авогадро

Презентация


Март

Учебное занятие

6

Химической уравнение. Применение математических коэффициентов в химических уравнениях. Расчет по химическому уравнению с помощью математической пропорции. Постоянные величины в химии (число Авогадро). Фундаментальные законы: закон сохранения массы вещества, закон действующих масс, закон сохранения энергии, закон периодичности. Масса , объем, скорость в химии и математике.

наблюдение


Март

Практические занятия

8

Лабораторные опыты

"Приготовление растворов с различной массовой долей", "Измерение скорости химических реакций", " «Изучение зависимости растворимости вещества от температуры» "Измерение радиационного фона с помощью счетчика Гейгера" Расчет концентрации соли в воде", "Определение кислотности почвы", «Изучение зависимости растворимости вещества от температуры»

Лаб. журнал

Проектная деятельность

2

Радиоактивность и измерение радиационного излучения.



Фотоотчет

Раздел - 4 Химия для любознательных 36 ч.


Апрель

Учебное занятие


10

Открытие химических элементов. Строение атомов, молекул, ионов. Химические вещества в предметах, окружающих нас в повседневной жизни. Химические элементы в природе. Полезные ископаемые. Составе и свойства химических веществ, входящих в организм человека. Состав и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли.

Устный опрос

Практическое занятие

5


Практические работы.

"Исследование химического состава пищевых продуктов"

"Определение крахмала в продуктах питания" "Исследование шоколада"

Обнаружение крахмала . Качественные реакции

Наблюдение


Лаб журнал

Проектная деятельность

5

Защита проектов

Фотоотчет

Май

Учебное занятие


6


Процессы горения. разложения, окисления. коррозии. Пигменты и красители . Состав и виды красок. Состав стекол и их виды. Керамика. история возникновения керамики. Состав и свойствах химических веществ. Природные моющие средства и СМС. Удобрения и их виды . Химический состав, комплексные удобрения, экологические проблемы связанные с их применением

Викторина

Практическое занятие

5


Лабораторные опыты

"Качественные реакции на катионы" "Качественные реакции на анионы" " Определение концентрации соли в растворе" "Химическая радуга", "Кислород в лаборатории", "Приготовление мыла", "Самовозгорание веществ", "Коррозия железа", "Электролиз солей" "Измерение температуры растворов.

Лаб. журнал

Отчет

Проектная деятельность

5

Защита проектов

Презентация



6. Список литературы (основной и дополнительной)

  1. Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. – М.: Дрофа, 2005.

  2. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2005.

  3. Боннет Б., Кин Д. Химия без лаборатории. Увлекательные опыты и развлечения. М.: АСТ Астрель, 2008. – 127 с.

  4. Б.Д. Степин Л.Ю. Аликберова Занимательные задания и эффектные опыты по химии.

  5. Б.Д. Степин Л.Ю. Аликберова Полезная химия : Задачи и истории

  6. А.И. Артеменко Удивительный мир химии

  7. В.В. Девяткин. Ю.М. Ляхова Химия для любознательных

Литература, рекомендованная для учащихся младших классов

1.Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Петербург: Трион, 1998.

2. Химическая энциклопедия Аванта +

3.Химические Интернет-ресурсы (Химия для младших школьников)

4. Савина Л.А. Я познаю мир. М.: АСТ, 1998. – 448 с.