МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИВОЛГИНСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Принята на заседании педагогического совета от « » _______ 202__г., протокол № | «Утверждаю»: Директор МУ ДО «ИРЦДО _______________Алсаева З.И. Приказ № « » ____ 2024 г. |
М.п.
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«Физика в самостоятельных исследованиях»(7-8)
Направленность: естественно-научная
Возраст учащихся: 13-15 лет
Срок реализации: 2 года (288 часов)
Уровень программы: стартовый
Автор - составитель:
Сампилова Туяна Нимаевна,
педагог дополнительного образования
с. Иволгинск, 2024 г.
Оглавление
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Цель, задачи, ожидаемые результаты
Содержание программы
Комплекс организационно педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (общий
1.1. Пояснительная записка
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Физика в самостоятельных исследованиях»(7-8кл) (далее - Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеразвивающей программы в МУ ДО «ИРЦДО» от 04.09.2023 г.
Актуальность:
Актуальность разработки данной программы обоснована социальным заказом со стороны обучающихся и их родителей, заинтересованных как в углублении и расширении физических представлений и навыков дополнительно к школьной программе, так и в развитии у учащихся навыков активного мышления и самостоятельного решения задач, которые необходимы в различных областях деятельности.
В целом программа «Физика в самостоятельных исследованиях» составлена с опорой на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и на учебники физики 7-8 класса, рекомендованные Министерством образования для обучения по данной дисциплине, указанные в cписке литературы и информационных ресурсов данной программы. Но при обучении физике по базовым программам сказывается постоянная нехватка времени для организации деятельности воспитанников по решению нестандартных задач, требующих творческого подхода, активизации мыслительной деятельности, самостоятельности мышления ребенка и овладения ими общими методами и подходами к решению задач различных типов.
Таким образом, актуальность программы определяется потребностью более глубокого, практико-ориентированного изучения физики, что необходимо при овладении инженерными специальностями. Эта потребность не может быть удовлетворена в общеобразовательном учебном заведении из-за малого количества уроков, отводимых на изучение этой дисциплины. Актуальность данного курса обусловлена введением предпрофильного обучения физике, ориентированного на развитие навыков решения нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий, что способствует пробуждению и развитию у учащихся устойчивого интереса к физике.
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
(название предметов)
Механические явления, тепловые явления, электрические и магнитные явления, строение вещества.
Вид программы:
Модифицированная программа, в основу которой, положена примерная программа, разработанная Л.Э. Генденштейн и др., но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности.
Направленность программы: естественно-научная
Естественно-научная направленность ориентирована на формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области естественных наук. Развитие у детей исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними. Экологическое воспитание подрастающего поколения включает в себя три цикла: эколого-биологический, физико-географический, физико-химический.
http://dop.edu.ru/article/26/estestvennonauchnaya-napravlennost
Адресат программы: Программа ориентирована на подростков 13-15 лет, проявляющих желание углубить и расширить свои знания по физике, имеющих выраженные способности к точным наукам и желательно прослушавших курс в рамках программы «Занимательная физика».
Программа реализуется с учетом психологических возможностей этого возрастного периода, которые проявляются в бурном, скачкообразном характере развития интересов и отношений ребёнка к окружающему его миру, качественными изменениями прежних его особенностей, вкусов и связанных, с этими изменениями, переживаний.
Учитывая стремление подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками с одной стороны, а с другой – ярко выраженное в этот период стремление к самостоятельности и желание признания собственной индивидуальности, успешности другими, занятия проводятся в группах, в парах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным деятельностным подходом и интенсивной продуктивной формой занятий.
Срок и объем освоения программы:
2 года, 288 педагогических часа, из них:
«Стартовый уровень» - 1 год обучения, 144 педагогических часа;
«Базовый уровень» - 2 год обучения, 144 педагогических часа;
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные.
Режим занятий:
Предмет | Стартовый уровень | Базовый уровень | Продвинутый уровень |
Физика | 4 часа в неделю; 144 часа в год. | 4 часа в неделю; 144 часа в год. | |
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: создание условий для формирования интеллектуальных и практических умений в области изучения физических явлений, проведения исследовательских и лабораторных работ, физического эксперимента и решения задач повышенной сложности.
Задачи учебные:
способствовать развитию естественнонаучного мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности в получении новых знаний;
способствовать формированию современного понимания науки;
сформировать первоначальные представления о физических явлениях, с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни;
формировать умения наблюдать и объяснять физические явления; развивать физическое мышление (понимание проблем, идей и принципов физики);
научить решению физических задач, объяснению их результатов;
В первый год:
проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать их результаты;
планировать и выполнять эксперимент;
применять математические методы к решению теоретических задач;
работать с учебной, хрестоматийной, справочной, научно-популярной литературой;
составлять простейшие задачи;
последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности;
решать комбинированные задачи;
владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;
Во второй год:
применять методы решения основных типов физических задач;
выявлять причинно-следственные связи между явлениями природы,
- освоить виды моделирования и формирование на этой основе начальных физических понятий и представлений;
сформировать навыки самостоятельного поиска путей решения задач;
формирование представлений о том, что задача может иметь несколько правильных решений, и что существуют задачи, не имеющие решения;
формирование представления о том, что мыслительная деятельность и, в частности, поиск решения задачи сама по себе достаточно интересна и увлекательна;
Задачи развивающие:
развивать память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности;
готовить сообщения и доклады, оформлять и представлять их;
участвовать в дискуссии, уметь предвидеть возможные результаты своих действий;
владеть методами самоконтроля и самооценки;
формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т.д.) и развитие на этой основе логической составляющей мышления;
Задачи воспитательные:
воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к познанию окружающего мира, инициативность, любознательность в процессе изучения явлений природы;
воспитывать убеждённость в возможности познания законов природы;
формирование способности к самоконтролю и аккуратности;
– развивать умения самостоятельно приобретать и применять знания, работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Ожидаемые результаты:
| Стартовый уровень | Базовый уровень |
Знать | Понятия: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила трения, сила упругости, вес), невесомость, давление, архимедова сила, равновесие рычага, импульс тела, потенциальная и кинетическая энергия, работа силы. Законы и принципы: законы Ньютона, закон Гука, зависимость силы трения скольжения от силы давления, закон Кулона, закон Паскаля, закон Архимеда, закон сохранения энергии. | Понятия: плавление и кристаллизация, испарение и конденсация; насыщенные и ненасыщенные пары, влажность воздуха. Электрическое поле, электрический заряд, электризация; электрический ток, природа тока в различных средах; направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление; магнитное поле и его свойства; явление электромагнитной индукции. Законы и принципы: основные положения МКТ; закон сохранения импульса, закон сохранения и превращения энергии. Закон Ома для участка цепи; формулы для вычисления сопротивления проводника по его размерам; формулы для расчета работы и мощности тока; закон Джоуля-Ленца; закон Фарадея для электролиза; закон электромагнитной индукции. |
Уметь | Применять законы Ньютона для объяснения механических явлений. Определять цену деления измерительного прибора. Правильно пользоваться измерительным цилиндром, весами, динамометром, секундомером, барометром- анероидом, таблицами физических величин. Читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин при равномерном и равноускоренном движениях. Решать задачи на определение скорости, ускорения, пути и перемещения при равноускоренном и равномерном движениях. | Применять основные положения МКТ для объяснения понятия внутренней энергии, изменения внутренней энергии при изменении температуры тела, конвекции, теплопроводности, агрегатных переходах. Пользоваться термометром, калориметром и психрометром. Читать графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании. Решать задачи на расчет тепловых процессов. Применять положения электронной теории для объяснения электризации тел, существования проводников и диэлектриков, причины электрического сопротивления, нагревания проводников электрическим током. |
Владеть | Изображать на чертеже при решении задач направления векторов скорости, ускорения, сил. Решать качественные задачи на применение закона Паскаля, на сравнение давлений внутри жидкости; на зависимости архимедовой силы от плотности жидкости, от объема погруженной части тела; на применение условий плавания тел. Вычислять работу, мощность, КПД механизма. | Чертить схемы простейших электрических цепей; собирать электрическую цепь по схеме; измерять силу тока, напряжение, определять сопротивление проводника с помощью амперметра и вольтметра; пользоваться реостатом. Решать задачи на вычисление силы тока, электрического напряжения и сопротивления, длины проводника и площади его сечения; работы и мощности электрического тока; определять силу тока и напряжение по графику зависимости между этими величинами и по нему же – сопротивление проводника. Решать задачи на расчет электрических цепей при последовательном и параллельном соединениях. |
1.3. Содержание программы
«Физика в самостоятельных исследованиях»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика |
| Вводное занятие. Входная диагностическая работа. | 2 | 1 | 1 | Диагностический |
I. | Физика и физические методы изучения природы | 8 | 2 | 6 | текущий |
II. | Строение вещества | 8 | 2 | 6 | текущий |
II. | Механические явления | 120 | | | текущий |
1. | Движение и взаимодействие тел | 52 | 12 | 40 | Текущий |
2. | Давление. Закон Архимеда и плавание тел | 28 | 10 | 18 | Текущий |
3. | Работа и энергия | 28 | 4 | 24 | Текущий |
8. | Лабораторно- практический практикум | 14 | | 12 | Текущий |
| Итоговое повторение | 4 | 2 | 2 | Итоговый |
Итого | | 144 | 35 | 109 | |
Содержание учебного плана
Вводное занятие
Техника безопасности. Входная диагностическая работа.
Физика и физические методы изучения природы
Теория: Физика — наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы.
Физические величины и их измерение. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности.
Практика: лабораторные работы:
№1. Конструирование измерительного прибора
Строение вещества
Теория: Строение вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества.
Практика: лабораторные работы:
№2. «Измерение размеров малых тел и длины кривой».
Механические явления
Движение и взаимодействие тел
Механическое движение. Равномерное и неравномерное прямолинейное движение. Инерция. Масса тела. Сила. Сила упругости. Вес тела. Сила трения. Трение в природе и технике.
Практика: лабораторные работы:
№3 Исследование изменений координаты тела со временем
№4 Измерение скорости равномерного движения.
№5 Измерение средней скорости движения тела.
№6 Исследование изменения скорости движения тела при РУД
№7 Измерение ускорения при равноускоренном движении.
№8 Исследование движения тела в разных системах отсчета.
№9 Измерение массы тела на рычажных весах.
№10. Измерение плотности твердого тела.
№11. Измерение Силы. Сложение сил, направленных под углом друг к другу.
№12. Изучение третьего закона Ньютона.
№13. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.
№14. Исследование зависимости удлинения пружины от величины ее растяжения. Исследование упругих свойств пружины
№15. Исследование движения тела по окружности под действием силы тяжести и силы упругости.
№16. Исследование зависимости силы трения от рода соприкасающихся поверхностей, площади соприкосновения, прижимающей силы.
№17. Измерение коэффициента трения скольжения.
№18. Исследование движения тела под действием силы тяжести.
№19. Изучение траектории движения тела, брошенного горизонтально
№20. Исследование зависимости силы трения от веса тела и площади соприкосновения.
Давление. Закон Архимеда и плавание тел
Теория: Давление твёрдых тел. Давление жидкостей и газов. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погружённое в них тело.
Практика: лабораторные работы:
№21. «Изучение зависимости объёма воздуха в закрытом сосуде от давления».
№22. «Измерение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело».
№23. «Изготовление модели лодки и измерение её грузоподъёмности».
Работа и энергия
Теория: Механическая работа. Мощность. Энергия. Закон сохранения полной механической энергии. Простые механизмы. Условия равновесия твёрдого тела Рычаг. Подвижные и неподвижные блоки. «Золотое правило механики». Коэффициент полезного действия механизма.
Практика: лабораторные работы:
№24. «Нахождение центра тяжести плоской фигуры».
№25. Изучение действия подвижного и неподвижного блоков.
№26. Определение КПД наклонной плоскости.
№27. Изучение «Золотого правила механики»
№28. Исследование связи кинетической энергии тела с его скоростью
№29. Исследование перехода механической энергии в работу.
№30. Исследование закона сохранения энергии при действии сил упругости и тяжести.
Лабораторно-практический практикум
Практика: Практические задания олимпиадного уровня:
№1 Определение количества дробинок в пластилине.
№2 Определение малых и больших масс.
№3 Определение центра тяжести неоднородного стержня.
№4 Определение внутреннего объема шара.
№5 «Зубочистки»
№6 «Гена и Чебурашка»
№7 Определение размеров скобы.
№8 Определение плотности материала методом гидростатического взвешивания.
№9 Сравнение объемов и плотности болта и гайки.
Итоговое повторение
«Физика в самостоятельных исследованиях»
Базовый уровень(2 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика |
| Вводное занятие. Входная диагностическая работа. | 2 | 1 | 1 | Диагностический |
I. | Тепловые явления | 58 | 26 | 32 | |
1. | Молекулярно- кинетическая теория | 12 | 6 | 6 | Текущий |
2. | Основы термодинамики | 12 | 6 | 6 | Текущий |
3. | Изменения агрегатных состояний вещества | 22 | 6 | 16 | Текущий |
4. | Газовые законы. Тепловые двигатели. | 12 | 6 | 6 | Текущий |
II. | Электрические явления | 46 | 16 | 30 | Текущий |
III. | Электромагнитные явления | 20 | 6 | 14 | Текущий |
V. | Итоговое повторение и контроль | 18 | 8 | 10 | Итоговый |
Итого | | 144 | 57 | 87 | |
Содержание учебного плана
Вводное занятие
Техника безопасности. Входная диагностическая работа. Разбор заданий
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Молекулярно-кинетическая теория
Теория: Основные положение молекулярно-кинетической теории и их опытные обоснования. Масса и размеры молекул.
Взаимодействие молекул. Тепловое движение. Количество вещества. Постоянная Авогадро. Лабораторно практический практикум
Основы термодинамики
Теория: Внутренняя энергия, температура.
Способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики.
Виды теплопередачи. Теплопередача в природе и технике. Количество теплоты; удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Расчет количества теплоты.
Энергия топлива.
Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Изменения агрегатных состояний вещества
Теория: Агрегатные состояния вещества.
Плавление и отвердевание кристаллических веществ. Испарение и конденсация.
Насыщенный пар и его свойства. Кипение.
Водяные пары в воздухе. Абсолютная и относительная влажность. Точка росы.
Практика: лабораторные работы:
№31.Измерение температуры вещества. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
№32. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
№33. Определение удельной теплоемкости твердого тела.
№34. Наблюдение роста кристаллов.
№35. Измерение температуры кристаллизации вещества.
№36. Наблюдение за отвердеванием аморфного вещества.
№37. Определение удельной теплоты плавления льда.
№38. Измерение относительной влажности воздуха.
Газовые законы. Тепловые двигатели
Теория: Работа газа и пара. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Электрическое поле. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Проводники и диэлектрики.
Электрический ток. Закон Ома для участка цепи.
Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Электрический ток в металлах.
Работа и мощность тока.
Лампа накаливания. Электронагревательные приборы.
Практика: лабораторные работы:
№39. Измерение силы тока в электрической цепи.
№40. Измерение напряжения в электрической цепи
№41. Изучение закона Ома для участка цепи.
№42. Сборка электрической цепи. Исследование законов последовательного соединения.
№43. Расчет и измерение напряжения на участках цепи при ее последовательном соединении
№44. Исследование законов параллельного соединения проводников.
№45. Снятие вольтамперной характеристики резистора.
№46. Исследование зависимости сопротивления проводника от его размеров.
№47. Исследование смешанного соединения проводников.
№48. Измерение КПД установки с электрическим нагревателем.
№49. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
№50. Расширение предела измерения амперметра.
№51. Расширение предела измерения вольтметра.
ЭЛЕКТРОМАНГИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Магнитное поле тока. Взаимодействие проводников с током.
Действие магнитного поля на проводник с током. Электроизмерительные приборы.
Электродвигатель.
Магнитные свойства вещества. Магнитное поле Земли.
Явление электромагнитной индукции.
Практика: лабораторные работы:
№52 Сборка модели электродвигателя.
№53 Изучение явления электромагнитной индукции.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И
Практика:
Практические работы «задания олимпиадного уровня»
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№ | дата | Тема занятия | Кол-во часов | Форма контроля |
| сентябрь | Введение в физику. Инструктаж по ТБ | 2 | Анкетирование, опрос по инструктажу, рефлексия |
| сентябрь | Физика- наука о природе Научный метод познания | 2 | тестирование |
| сентябрь | Физические величины и их измерение. | 2 | Практическое задание |
| сентябрь | №1 конструирование измерительного прибора | 2 | Практическое задание |
| сентябрь | Точность и погрешность измерений. Международная система единиц. | 2 | Рефлексия Тест по теме «Измерения. Измерительные приборы» |
| октябрь | Строение вещества | 2 | Рефлексия Тест по теме «Строение вещества» |
| октябрь | Опыты, подтверждающие основы МКТ | 2 | Практическое задание |
| октябрь | Агрегатные состояния вещества | 2 | тестирование |
| октябрь | №2. «Измерение размеров малых тел и длины кривой». | 2 | Рефлексия |
| октябрь | Механическое движение. | 2 | |
| октябрь | Равномерное и неравномерное прямолинейное движение | 2 | |
| октябрь | №3 Исследование изменений координаты тела со временем | 2 | Практическое задание |
| октябрь | №4 Измерение скорости равномерного движения. | 2 | Практическое задание |
| октябрь | №5 Измерение средней скорости движения тела. | 2 | |
| октябрь | №6 Исследование изменения скорости движения тела при РУД | 2 | Практическое задание |
| Ноябрь | №7 Измерение ускорения при равноускоренном движении. | 2 | |
| Ноябрь | №8 Исследование движения тела в разных системах отсчета. | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание. |
| Ноябрь | Инерция. Масса тела | 2 | |
| Ноябрь | №9 Измерение массы тела на рычажных весах. | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| Ноябрь | №10. Измерение плотности твердого тела. | 2 | |
| Ноябрь | Сила. Сила упругости. | 2 | |
| Ноябрь | Вес тела | 2 | |
| Ноябрь | Сила трения. Трение в природе и технике. | 2 | |
| декабрь | №11. Измерение Силы. Сложение сил, направленных под углом друг к другу. . | 2 | Практическое задание |
| декабрь | №12. Изучение третьего закона Ньютона | 2 | |
| декабрь | Практикум по решению задач | 2 | |
| декабрь | №13. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела. | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| декабрь | №14. Исследование зависимости удлинения пружины от величины ее растяжения. Исследование упругих свойств пружины | 2 | Практическое задание |
| декабрь | №15. Исследование движения тела по окружности под действием силы тяжести и силы упругости. | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| декабрь | №16. Исследование зависимости силы трения от рода соприкасающихся поверхностей, площади соприкосновения, прижимающей силы. | 2 | Практическое задание |
| декабрь | №17. Измерение коэффициента трения скольжения. | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| декабрь | №18. Исследование движения тела под действием силы тяжести. | 2 | Практическое задание |
| январь | №19. Изучение траектории движения тела, брошенного горизонтально | 2 | |
| январь | №20. Исследование зависимости силы трения от веса тела и площади соприкосновения. | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| январь | Практикум по решению задач | 2 | |
| январь | Давление твердых тел | 2 | Практическое задание |
| январь | Практикум по решению задач | 2 | |
| январь | №21. «Изучение зависимости объёма воздуха в закрытом сосуде от давления». | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| февраль | Давление жидкостей и газов | 2 | Рефлексия |
| февраль | Сообщающиеся сосуды | 2 | |
| февраль | Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| февраль | Атмосферное давление на различных высотах | 2 | |
| февраль | Практикум по решению задач | 2 | |
| февраль | Гидравлические механизмы | 2 | |
| февраль | Архимедова сила | 2 | Рефлексия |
| февраль | №22. «Измерение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело». | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| март | Практикум по решению задач | 2 | |
| март | №23. «Изготовление модели лодки и измерение её грузоподъёмности». | 2 | Практическое задание |
| март | Практикум по решению задач | 2 | Контрольная работа |
| март | Энергия | 2 | Собеседование |
| март | Механическая работа. Мощность. | 2 | Тестовая работа |
| март | Простые механизмы. | 2 | рефлекия |
| март | Условия равновесия твёрдого тела Рычаг. | 2 | |
| март | №24. «Нахождение центра тяжести плоской фигуры». | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| март | Подвижные и неподвижные блоки | 2 | |
| март | №25. Изучение действия подвижного и неподвижного блоков. | 2 | Практическое задание |
| март | «Золотое правило механики». Коэффициент полезного действия механизма. | 2 | |
| апрель | №26. Определение КПД наклонной плоскости. | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| апрель | №27. Изучение «Золотого правила механики» | 2 | Практическое задание |
| апрель | №28. Исследование связи кинетической энергии тела с его скоростью | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| апрель | №29. Исследование перехода механической энергии в работу. | 2 | Практическое задание |
| апрель | №30. Исследование закона сохранения энергии при действии сил упругости и тяжести. | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| апрель | Практикум по решению задач | 2 | |
| апрель | №1 Определение количества дробинок в пластилине. №2 Определение малых и больших масс. | 2 | Практическое задание |
| май | №3 Определение центра тяжести неоднородного стержня. | 2 | |
| май | №4 Определение внутреннего объема шара. | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| май | №5 «Зубочистки» №6 «Гена и Чебурашка | 2 | |
| май | №7 Определение размеров скобы. | 2 | Практическое задание |
| май | №8 Определение плотности материала методом гидростатического взвешивания. | 2 | Практическое задание |
| май | №9 Сравнение объемов и плотности болта и гайки. | 2 | Практическое задание |
| май | Итоговое повторение | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| май | Итоговое повторение | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| | | 144 | |
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ | | |
№ п/и | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Форма контроля |
| сентябрь | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Входная диагностическая работа | 2 | Анкетирование, опрос по инструктажу, рефлексия |
| сентябрь | Основные положение молекулярно-кинетической теории и их опытные обоснования. | 2 | Рефлексия |
| сентябрь | Масса и размеры молекул | 2 | |
| сентябрь | Взаимодействие молекул. Тепловое движение | 2 | Фронтальный опрос беседа |
| сентябрь | Количество вещества. Постоянная Авогадро. | 2 | |
| сентябрь | Лабораторно практический практикум | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| сентябрь | Лабораторно практический практикум | 2 | |
| сентябрь | Внутренняя энергия и способы ее изменения. | 2 | Рефлексия |
| октябрь | Виды теплопередачи. | 2 | Фронтальный опрос беседа |
| октябрь | Уравнение теплового баланса | 2 | Рефлексия |
| октябрь | Расчет количества теплоты. | 2 | |
| октябрь | Энергия топлива | 2 | |
| октябрь | Закон сохранения энергии в тепловых процессах. | 2 | Фронтальный опрос беседа |
| октябрь | Агрегатные состояния вещества. | 2 | |
| октябрь | №31.Измерение температуры вещества. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| октябрь | №32. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. | 2 | |
| ноябрь | Плавление и отвердевание кристаллических веществ | 2 | Фронтальный опрос беседа |
| ноябрь | №33. Определение удельной теплоемкости твердого тела. | 2 | |
| ноябрь | №34. Наблюдение роста кристаллов. | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| ноябрь | №35. Измерение температуры кристаллизации вещества. | 2 | |
| ноябрь | №36. Наблюдение за отвердеванием аморфного вещества. | 2 | |
| ноябрь | №37. Определение удельной теплоты плавления льда. | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| ноябрь | Водяные пары в воздухе | 2 | Фронтальный опрос беседа |
| ноябрь | №38. Измерение относительной влажности воздуха. | 2 | |
| ноябрь | Работа газа и пара | 2 | |
| декабрь | Тепловые двигатели. | 2 | Рефлексия |
| декабрь | Расчет КПД теплового двигателя. | 2 | |
| декабрь | Практикум по решению задач | 2 | |
| декабрь | Тепловые двигатели и защита окружающей среды | 2 | Рефлексия |
| декабрь | Тепловые двигатели и защита окружающей среды | 2 | Фронтальный опрос беседа |
| декабрь | Электрическое поле. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Проводники и диэлектрики. | 2 | Фронтальный опрос беседа |
| декабрь | Опыты по электростатике | 2 | Рефлексия |
| декабрь | Электрический ток. Закон Ома для участка цепи. | 2 | |
| январь | №39. Измерение силы тока в электрической цепи. | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| январь | №40. Измерение напряжения в электрической цепи | 2 | |
| январь | №41. Изучение закона Ома для участка цепи. | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| январь | Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. | 2 | |
| январь | №42. Сборка электрической цепи. Исследование законов последовательного соединения. | 2 | |
| январь | №43. Расчет и измерение напряжения на участках цепи при ее последовательном соединении | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| январь | Расчет электрических цепей | 2 | |
| январь | №44. Исследование законов параллельного соединения проводников. | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| февраль | Расчет электрических цепей | 2 | |
| февраль | №45. Снятие вольтамперной характеристики резистора. . | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| февраль | №46. Исследование зависимости сопротивления проводника от его размеров | 2 | |
| февраль | №47. Исследование смешанного соединения проводников. | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| февраль | Расчет электрической цепи | 2 | Рефлексия |
| февраль | Работа и мощность тока. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. | 2 | |
| февраль | №48. Измерение КПД установки с электрическим нагревателем. | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| февраль | Расчет электрической цепи | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| февраль | №49. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| март | №50. Расширение предела измерения амперметра. | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| март | №51. Расширение предела измерения вольтметра. | 2 | |
| март | Контрольная работа | 2 | |
| март | Магнитное поле тока | 2 | Рефлексия |
| март | Действие магнитного поля на проводник с током. | 2 | |
| март | Электроизмерительные приборы. | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| март | Электродвигатель. | 2 | |
| март | №52 Сборка модели электродвигателя. | 2 | |
| апрель | Магнитные свойства вещества. | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| апрель | Магнитное поле Земли | 2 | Рефлексия |
| апрель | Явление электромагнитной индукции. | 2 | практическое задание |
| апрель | №53 Изучение явления электромагнитной индукции. | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| апрель | Контрольная работа | 2 | |
| апрель | 1.Оцените удельную теплоемкость пластичного материала. | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| апрель | 2. Сравните у двух ламп для карманного фонаря сопротивления и напряжения, на которые они рассчитаны. | 2 | |
| апрель | 3. Определите внутреннее сопротивление батарейки | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| май | 4. Определите сопротивление резистора, считая амперметр идеальным. | 2 | |
| май | 5. Снимите ВАХ лампы накаливания. | 2 | |
| май | 6. Определите температуру нити накала лампы и постройте график зависимости сопротивления от температуры. | 2 | Коллективная рефлексия, практическое задание |
| май | Итоговое повторение | 2 | Коллективная рефлексия, |
| май | Итоговое повторение | 2 | Контрольная работа |
| май | Итоговое повторение | 2 | Коллективная рефлексия, |
| | | 144 | |
(заполнить с учетом срока реализации ДООП)
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель | 36 недель |
Количество учебных дней | 1 год обучения (144 час-72 дня) 2 год обучения (144 час- 72 дня) |
Даты начала и окончания учебного года | с 16.09.2024 по 31.05.2025 г. с 1.09.2025 по 31.05.2026 |
Сроки промежуточной аттестации | Промежуточная - декабрь Рубежная - май в конце 1,2 года обучения ДОП на 2 года |
Сроки итоговой аттестации (при наличии) | В конце второго года обучения (май) |
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты | Характеристика (заполнить) |
Материально-техническое обеспечение | – классный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столами и стульями для педагога и обучающихся, классной доской, шкафами для хранения учебной литературы и наглядных пособий; помещение должно быть хорошо освещено и иметь антистатическое покрытие пола; – компьютер, мультимедийный проектор и экспозиционный экран (интерактивная доска); – программное обеспечение для занятий: пакет программ Microsoft Office, включающий текстовый редактор Microsoft Word, табличный редактор Microsoft Excel и программу для создания презентаций Microsoft PowerPoint; Реализация программы обеспечивается разнообразным экспериментальным оснащением, который готовится педагогом. Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программ: – схематически-табличный материал: разнообразные таблицы, схемы, рисунки, для учащихся обязательны таблицы плотности, таблицы единиц измерения; – картинно-динамический: иллюстрации, слайды мультимедийных презентаций, видеоролики и др.; – компьютерные программы; – физические приборы Наборы по механике; Наборы по молекулярной физике и термодинамике; Наборы по электричеству и магнетизму; Наборы по оптике. |
Информационное обеспечение | Интересные материалы к урокам физики, тесты по темам, наглядные пособия к урокам http://class-fizika.narod.ru Библиотека - всё по предмету физика http://prosckolu.ru Видеоуроки по физике http://interneturok.ru/ru И другие интернет-источники, содержащиеся на сайтах, рекомендованных педагогам, реализующим программу http://4ipho.ru/ http://fizmatbank.ru http://foxford.ru Простая наука- увлекательные опыты и эксперименты www.youtube.com/user/GTVscience Единое окно доступа к информационным ресурсам http://window.edu.ru/ Сириус- образовательный центр https://sochisirius.ru/ |
Кадровое обеспечение | для реализации программы требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в области математики и физики, знающий специфику организации дополнительного образования. |
2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
Зачет
Творческая работа
Конкурс
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации ДООП | Методики |
Уровень развития творческого потенциала учащихся | Учебно-методическое пособие «Мониторинг качества образовательного процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова |
Уровень развития высших психических функций ребёнка |
Уровень развития социального опыта учащихся |
Уровень развития творческого потенциала учащихся | Методика «Креативность личности» Д. Джонсона |
Уровень развития социального опыта учащихся | Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) |
Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся | «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких |
Уровень теоретической подготовки учащихся | контрольные и самостоятельные работы, отчеты о проделанных лабораторных исследованиях, контрольно-диагностические работы, физические олимпиады различного уровня |
Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами | Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) |
Оценочные материалы (указать конкретно по предметам в соответствии с формами аттестации) | Творческие задания, мини-проекты, индивидуальный устный опрос, контрольные и самостоятельные работы, отчет по лабораторным работам, карточки-задания. Диагностическая работа, выполнение практического или теоретического контрольного задания, результаты исследовательской деятельности, участие в различных олимпиадах и интеллектуальных конкурсах |
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
Формы организации образовательной деятельности:
Индивидуальная
Индивидуально-групповая
Групповая
Практическое занятие
Беседа
Защита проекта
Игра
Презентация
Мини-конференция
Мастер-класс
Олимпиада
Семинар
Турнир
Педагогические технологии:
Технология индивидуального обучения
Технология группового обучения
Технология модульного обучения
Технология дифференцированного обучения
Технология проблемного обучения
Технология дистанционного обучения
Технология исследовательской деятельности
Проектная технология
Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:
Раздаточные материалы
Инструкции
Технологические карты
Образцы изделий
2.6. Список литературы
Список литературы для учащихся
Генденштейн Л.Э. Физика (в двух частях). 7 класс. Учебник/ Генденштейн Л.Э., Булатова А.А. и др.; под ред.В.А. Орлова.-2-е изд., стер.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2020.
Генденштейн Л.Э. Физика (в двух частях). 8 класс. Учебник/ Генденштейн Л.Э., Булатова А.А. и др.; под ред.В.А. Орлова.-2-е изд., стер.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2020.
Генденштейн Л.Э. , Гельфгат Л.Э., Кирик Л.А.Задачи по физике 7 класс. Москва, «Илекса», 2002.
Перышкин А.В. Сборник задач по физике 7-9. Москва, Экзамен, 2015.
Перельман Я.И.. Занимательная физика.в двух частях, Москва ,1979
Асламазов А.Г., Варламов А.А. Удивительная физика. М.-Добросвет, 2002.
Гальперштейн. Л. Забавная физика. - М.: Детская литература, 1994.
Список литературы для педагогов
Буховцев Б.Б., Кривченков В.Д., Мякишев Г.Я., Сараева И.М.. Сборник задач по элементарной физике. М., УНЦ ДО, 2014.
Вениг С.Б., Куликов М.Н., Шевцов В.Н. Олимпиадные задачи по физике. М., ИЦ «Вентана-Граф», 2005
Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике. М., «ИЛЕКСА», 2005.
Булгаков В. Увлекательные опыты с электричеством Издательство: Астрель, АСТ, 2008, Формат: PDF.
Физика 7 класс / Под ред. А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. Академический школьный учебник. М., Просвещение, 2014.
Перышкин А.В. Сборник задач по физике 7-9. Москва, Экзамен, 2015.
Элементарный учебник физики. Под ред. Академика Г.С.Ландсберга. 1 том. М., ФИЗМАТЛИТ, 2004
Генденштейн Л.Э Физика-7. Самостоятельные и контрольные работы. М.,Бином, 2020.
Генденштейн Л.Э Физика-8. Самостоятельные и контрольные работы. М.,Бином, 2020
Марон А.Е., Марон Е. А. Дидактические материалы Физика 7 Москва «Дрофа» 2009г.
Марон А.Е., Марон Е. А. Дидактические материалы Физика 8 Москва «Дрофа» 2009г.