Департамент образования Администрации города Ноябрьска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
муниципального образования город Ноябрьск
«Рассмотрено» на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования Протокол № _____ от «___» __________ 2024 г. Руководитель МО: Карпухина С.А. _________ | «Согласовано» Заместитель директора Чафонова Б.А. ______________________ от «__» _________ 2024 г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ №14 Черненко Н.М. ____________________ от «__» ________ 2024г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Физкультурно-спортивной направленности
«Серебряный конёк»
возраст обучающихся: 8-10 лет
срок реализации: 1 год
общее количество часов: 162
Автор-составитель:
учитель физической культуры
Захарова Татьяна Александровна
г. Ноябрьск, 2024г.
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Серебряный конёк» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Конституция РФ
Конвенция о правах ребёнка
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный Закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018 N 52016)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р.
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642 (ред. от 16.07.2020) «Государственная программа РФ «Развитие образования» Федеральный национальный проект «Успех каждого ребенка» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России / [сост. А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] — М.: Просвещение, 2009. — 24с. (Стандарты второго поколения)
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 N 2945-Р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
Приказ ДО ЯНАО от 17.03.2021 №212 «Об утверждении регионального плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа № 405 от 30.04.2021 г. «О реализации региональной целевой модели дополнительного образования детей в Ямало-Ненецком автономном округе»
Распоряжение Правительства Ямало- Ненецкого автономного округа от 05.12.2019 № 583-РП «Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Ямало- Ненецком автономном округе».
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного
округа от 25.12.2013 г. №1132-П «Об утверждении государственной
программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие образования
на 2014-2024 годы»;
Постановления правительства ЯНАО от 5 июля 2019 года N 714-П (с изменениями на 26 ноября 2019 года) «О внедрении целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Ямало-Ненецком автономном округе»
Постановление Администрации муниципального образования г. Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 ноября 2013 г. № П-1498 «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Ноябрьск «Развитие образования на территории муниципального образования город Ноябрьск на 2014 – 2025 годы»
Постановление Администрации муниципального образования город Ноябрьск от 22.05.2020 № П-689 «Положение о персонифицированном дополнительном образовании в муниципальном образовании город Ноябрьск»
Устав МБОУ СОШ №14
Образовательная программа Центра дополнительного образования МБОУ СОШ №14
Учебный план Центра дополнительного образования МБОУ СОШ №14
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 14» муниципального образования город Ноябрьск»
Положение о Центре дополнительного образования детей в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №14» муниципального образования город Ноябрьск.
Данная программа разработана на основе авторской программы: Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвеев.1- 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / А.П. Матвеев. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2020. - 63с. Является модифицированной.
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Актуальность программы обусловлена тем, что обучение основам катания на коньках способствует развитию физических качеств, формированию нравственных качеств, воспитанию интереса к конькобежным видам спорта. Полученные навыки катания на коньках являются средством для дальнейшего физического совершенствования в этих видах спорта.
Отличительные особенности данной программы: заключается в её многокомпонентности и взаимозаменяемости отдельных частей в зависимости от погодных условий, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Адресат программы
Программа адресована учащимся 8 - 10 лет.
К занятиям допускаться обучающиеся относящиеся к основной группе здоровья, на основании результатов медицинского осмотра и правил обеспечения безопасности (наличие страхового полюса)
Возрастные особенности
Дети этого возраста очень подвижны, энергичны у них достаточно подвижные суставы, скелет
отличается большим количеством хрящевой ткани, легко растягивающимся связочным аппаратом. Всё это создаёт отличные условия для развития гибкости, выполнения упражнений с большой амплитудой, что очень полезно отражается при занятиях обучению катанию на коньках.
Это особо активный период в становлении двигательной координации. Катание на коньках служит одним из эффективным средством развития данных качеств.
Программа ориентирована на возрастные группы школьников согласно санитарным правилам и норм СанПин.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 162 часа в год. Академический час равен 45 минутам.
Форма обучения - очная; при неблагоприятных погодных условиях, карантине осуществляется обучение с применением дистанционных технологий.
Особенности организации образовательного процесса
Для успешного освоения программы численность детей в группе должна составлять не более 15 человек. Состав постоянный, разновозрастной, набор свободный. Для обучения по программе необходимо наличие медицинского допуска и при наличии договора о страховании: от несчастных случаев, жизни и здоровья, по виду спорта (Конькобежный). Страхование осуществляется за счет законных представителей (родителей ребенка).
Режим занятий
Занятия проводятся 3 раза в неделю, по одному часу и тридцать минут, в соответствии с санитарными нормами и правилами. Наполняемость учебной группы 12-20 человек.
Формы занятий: для более качественного освоения предметного содержания занятия подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:
занятия образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;
занятия образовательно-предметной направленности применяются для формирования обучения практическому материалу разделов легкой атлетики, подвижных игр, спортивных игр;
занятия образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих занятиях, формируются представления о физической подготовке и физических качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки.
Воспитательная деятельность.
Цель воспитания - создание и обеспечение необходимых условий для самореализации обучающихся в социально-профессиональной и культурно-досуговой деятельности.
Задачи воспитания:
– создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
– формирование навыков безопасной жизнедеятельности;
– создание условий для развития компетенций в научной области и раскрытия научного потенциала обучающихся;
– формирование навыков здорового образа жизни и бережного отношения к окружающей среде;
– формирование активной жизненной позиции;
– развитие культуры общения и навыков сотрудничества.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы создание условий способствующих развитию двигательных способностей, влияющих на физическое развитие обучающегося, через освоение фигурного и роликового катания на коньках.
Задачи
образовательные:
расширить имеющиеся знания учащихся о катании на коньках и роликовых коньках;
закрепить арсенал двигательных умений и навыков, приобретенных на уроках физической культуры;
формировать умение максимально проявлять физические способности при выполнении катания на коньках и роликовых коньках;
развивающие:
мотивировать к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;
развивать двигательные способности учащихся с помощью физических упражнений общеразвивающей и прикладной направленности, используя правильную технику видов спорта;
развитие чувства баланса, равновесия и пространственной ориентировки;
развивать основные физические способности (качества) и повышать функциональные возможности организма;
воспитательные:
приобщать учащихся к здоровому образу жизни;
способствовать созданию положительного отношения школьников к конькобежным видам спорта.
1.3 Содержание программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п\п | Название разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации и контроля |
всего | теория | практика |
Раздел1. Введение (1,5 ч.) | |
1. | Вводный инструктаж. Правила поведения на катке, и корте без коньков и в полной экипировке, навыки самообслуживания, техника шнурования коньков, навык одевания защиты, уход за инвентарем, одеждой. | 1,5 | 0,5 | 1 | Опрос. практическое занятие |
Раздел 2. «Знания о физической культуре» (3 ч.) | |
2. | Понятия физическая подготовка, физические качества в катании на коньках. Техника падений вперед и на бок, навык само страховки. | 1,5 | 0,5 | 1 | Опрос. практическое занятие |
3. | Разминка и её значение на занятиях при обучении катанию коньках и роллерах. | 1,5 | 0,5 | 1 | Опрос. практическое занятие |
Раздел 3. Общая физическая подготовка (34занятия– 51 час) | |
| Эстафеты и подвижные игры, ОРУ. | 51 | | 51 | Беседа, практическое занятие |
Раздел 4. Специальная физическая подготовка (50 занятий – 75 часов) | |
1. | Развитие координационных способностей и равновесия. Развитие силовых способностей. Развитие гибкости. Развитие быстроты (скоростных качеств) Развитие специальной и общей выносливости. | 75 | | 75 | Беседа, практическое занятие |
Раздел 5. Специальная техническая подготовка (20 занятий – 30 часов) | |
1 | Скольжение (на коньках), техника бега по прямо (роллеры) Виды торможения Имитационно упражнения на роликовых коньках. | 30 | | 30 | Беседа, практическое занятие |
| Итоговая аттестация | 1,5 | 0,5 | 1 | Практическое занятие, беседа |
Итого: | 162 | 2 | 160 | |
Содержание программы
Раздел 1. Введение (1 ч.)
1.1 Тема занятия:
Тема 1.1 Вводный инструктаж. Правила поведения и техника безопасности при катании на роликовых коньках. Правила шнурования и закрепления ботинок, правила экипировка защиты, навык одевания защиты, уход за инвентарем, одеждой.
Раздел 2. «Знания о физической культуре» (3 ч.)
Тема 2.1 Понятия физическая подготовка, физические качества в катании на роликовых коньках. Техника падений вперед и на бок, навык само страховки.
Тема 2.2Разминка и её значение на занятиях при обучении катанию коньках и роллерах.
Раздел 3. Общая физическая подготовка (51 час)
Тема 3.1 Техника самостоятельного передвижения на роликовых коньках.
Тема 3.2 Основная стойка роллера. Элементы отталкивания.
Тема 3.3 Группировка при возможном падении на роликах.
Тема 3.4 Подготовительные (разминочные) упражнения.
Тема 3.5 Техника движения вперед, назад на роллерах.
Тема 3.6 Повороты на роллерах.
Тема 3.7 Виды торможения на роллерах.
Тема 3.8 Упражнение «лыжный ход»
Тема 3.9 Техника бега по прямой на роллерах.
Тема 3.10 Приседания, умение сохранять баланс на роллерах.
Тема 3.11 Катание на роликах с предметами (мяч, обруч, скакалка).
Тема 3.12 Игровые задания и эстафеты на роллерах.
Тема 3.13 Техника скоростного бега на роликовых коньках
Тема 3.14 «Весёлая эстафета роллеров»
Тема 3.15 Катание в парах на роллерах
Тема 3.16 Свободное катание на роллерах и игры.
Тема 3.17 Игры-упражнения на роллерах, игры- состязания на роллерах.
Занятия в зале и на снегу
Тема 3.18 Техника самостоятельного передвижения на коньках.
Тема 3.19 Основная стойка конькобежца. Элементы отталкивания.
Тема 3.20 Группировка при возможном падении на льду.
Тема 3.21 Подготовительные (разминочные) упражнения на коньках
Тема 3.22 Техника движения вперед, назад на коньках.
Тема 3.23 Повороты на коньках.
Тема 3.24 Скользящие шаги, упражнение «Елочка»
Тема 3.25 Упражнение «Пингвин», «Самокат», «Челнок»
Тема 3.26 Скольжение по прямой и скольжение по кругу.
Тема 3.27 Скольжение по прямой, далее по кругу, со сменой направления.
Тема 3.27 Скольжение с предметами (мяч, обруч, клюшка).
Тема 3.28 Игровые задания и эстафеты на коньках.
Тема 3.29 Весёлая эстафета конькобежцев.
Тема 3.30 Катание в парах
Тема 3.31 Скольжение, упражнение «Коридор»
Тема 3.32 Упражнение «Улитка», повороты в нужную сторону.
Тема 3.33 Свободное катание на коньках и игры.
Тема 3.34 Игры-упражнения на коньках, игры- состязания на коньках.
Раздел 4. Специальная физическая подготовка (75 часов)
Тема 4.1- 4.10 Развитие координационных способностей и равновесия.
Тема 4.11- 4.20 Развитие силовых способностей.
Тема 4.21- 4.30 Развитие гибкости.
Тема 4.31 - 4.40 Развитие быстроты (скоростных качеств)
Тема 4.41- 4.50 Развитие специальной и общей выносливости.
Раздел 5. Специальная техническая подготовка (30 часов)
Тема 5.1-5.5 Скольжение ходом вперед по кругу, используя перебежки.
Тема 5.6-5.10 Виды торможения. Торможение штатным тормозом
Тема 5.11-5. 5.20 Имитационно упражнения на роликовых коньках.
Тема 5.21 - Итоговая аттестация итоговые комплексно-проверочное занятие на роликах и ОФП (Приложение 1).
(Демонстрация усвоенных навыков)
1.4. Планируемые результаты
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию и формирования универсальных учебных действий учащихся начального уровня образования. Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов.
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
Учащийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новыми общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Регулятивные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Учащийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
Учащийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Учащийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Учащийся научится:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
измерять индивидуальные показатели физического развития и развития основных физических качеств;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;
соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культуры;
организовывать и проводить занятия с разной целевой направленностью, подбирать физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр
и соревнований.
Учащийся получит возможность научиться:
выполнять передвижения на коньках и роллерах;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Воспитательная деятельность
В рамках ДОП предусмотрена воспитательная составляющая, которая направлена на саморазвитие обучающихся и формирование у них ценностных установок; предполагает решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Воспитательная работа включает следующие направления:
культуру безопасности;
гражданско-патриотическое воспитание;
интеллектуальное воспитание;
нравственное и духовное воспитание;
здоровьесберегающее воспитание;
экологическое воспитание;
профориентацию.
Воспитательная составляющая ДОП предусматривает организацию взаимодействия участников групп разных лет (этапов) обучения, таким образом обеспечивается развитие «корпоративной» культуры детско-подросткового объединения.
Немаловажным фактом при проведении воспитательных мероприятий является сотрудничество детей с родителями, что является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей.
Цель воспитания - создание и обеспечение необходимых условий для самореализации обучающихся в социально-профессиональной и культурно-досуговой деятельности.
Задачи воспитания:
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
привитие духовно-нравственных, гражданско-патриотических ценностей;
формирование навыков безопасной жизнедеятельности;
создание условий для развития компетенций в научной области и раскрытия научного потенциала обучающихся;
формирование навыков здорового образа жизни и бережного отношения к окружающей среде;
формирование активной жизненной позиции;
развитие культуры общения и навыков сотрудничества.
Формы и методы воспитательной работы
В процессе реализации программы воспитания предусмотрены формы организации работы:
коллективная творческая деятельность (командное творчество, планирование, анализ, коммуникация, всестороннее развитие);
кейс-технологии (метод конкретных ситуаций и решение конкретных задач);
флешмоб (социальная или тематическая акция);
квест, викторина (игра-приключение на заданную тему);
акции;
проекты;
конкурсные мероприятия;
выставка работ.
Воспитательная работа предполагает использование методов: словесных (беседы, дискуссии, убеждения), игровых, метода мотивации и стимулирования, метода создания ситуации.
Календарный план воспитательной работы:
№ п/п | Название события, мероприятия | Сроки | Форма проведения |
1. | Инструктаж по технике Безопасность безопасности при занятиях образ жизни физической культурой в спортзале, на улице, правила поведения при занятиях на коньках и роликах. | Сентябрь Ноябрь Январь Апрель Май | Беседа в рамках занятия |
2. | Игры на знакомство командообразование | Сентябрь Ноябрь Январь Апрель Май | Беседа в рамках занятия |
3. | Беседа о сохранении материальных ценностей, бережном отношении к инвентарю | Сентябрь Ноябрь Январь Апрель Май | Беседа в рамках занятия |
4. | Соревнования «Серебреный конек» в рамках предметной недели. | Март | Спортивное мероприятие |
5. | Соревнования на роликах «Победные старты» приуроченные к Дню Победы в Великой Отечественной войне | Май | Спортивное соревнование в рамках занятия |
Планируемые результаты воспитательной работы:
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе;
готовность обучающихся к саморазвитию;
сформированность высоконравственной, активной гражданской позиции обучающихся;
креативность личности обучающегося, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности;
осознание обучающимися своего места в социуме, наличие умения и стремлении к познанию, проявлению и реализации своих способностей; умения сделать правильный выбор нравственных форм и способов самореализации и самоуважения, строить свою жизнь на основе общечеловеческих ценностей, милосердия, способности к сопереживанию;
высокий уровень самосознания, понимания обучающимися ценности человеческой жизни, семьи и семейных отношений, сформированность стремления к здоровому образу жизни;
наличие положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях, обладание способностью к рефлексии;
наличие комфортности, защищенности личности обучающегося, положительного отношения к жизнедеятельности учреждения;
удовлетворенность педагогов содержанием, организацией воспитательной деятельности, взаимодействиями в коллективе;
удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своего ребенка.
Раздел 2. «Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Учебные четверти | Классы | Срок начала и окончания четверти | Количество учебных дней (недель) |
I четверть | 1 кл. | 02 сентября 2024года – 25 октября 2024 года | 42 дня 8 недель 2 дня |
2-4 кл. | 02 сентября 2024года – 25 октября 2024 года | 42 дня 8 недель 2 дня |
II четверть | 1 кл. | 05 ноября 2024 года – 27 декабря 2024 года | 39 дней 7 недель 4 дня |
2-4 кл. | 05 ноября 2024 года – 27 декабря 2024 года | 39 дней 7 недель 4 дня |
III четверть | 1 кл. | 09 января 2025 года – 28 марта 2025 года | 39 дней 7 недель 4 дня |
2-4 кл. | 09 января 2025 года – 28 марта 2025 года | 39 дней 7 недель 4 дня |
IV четверть | 1 кл. | 07 апреля 2025 года – 23 мая 2025 года | 38 дней 7 недель 3 дня |
2-4 кл. | 07 апреля 2025 года – 23 мая 2025 года | 38 дней 7 недель 3 дня |
2.2. Условия реализации программы
Для проведения занятий используется ледовый корт полем размером 60 х 26 м предназначенным для проведения соревнований и тренировок для массовых катаний. Спортивный зал размером 12х 9 м для проведения тренировок общей физической подготовки, индивидуальных занятий, для отработки элементов на роллерах.
В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности.
Материально-техническая обеспечение:
Для реализации программы физкультурно-спортивной деятельности учащихся необходимо обеспечить определённые ресурсы: материально-технический, информационно-методический.
Материально-технический ресурс для выполнения нормативов ОФП
Виды испытаний | Необходимое оборудование, инвентарь |
Челночный бег 3х10м (с) | Секундомер – 1шт ровная площадка с твердым покрытием – 1 шт |
Бег на 30, 60, 100м | Секундомер – 1шт беговые дорожки стадиона – 1 шт |
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине | Турник навесной (+ шведская стенка) или перекладина четверная – 4шт |
Подтягивание из виса на высокой перекладине | Турник навесной (+ шведская стенка) или перекладина четверная– 4шт |
Сгибание разгибание рук в упоре лежа | Спортзал, открытая площадка, контактная платформа – 1шт. |
Бег на 1км. Смешанное передвижение 1; | Секундомер– 1шт, беговые дорожки стадиона или любая ровная местность– 1шт |
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу или на гимнастической скамье | Спортивный зал, гимнастическая скамья (если упражнение выполняется на ней) – 1 шт. |
Прыжок в длину с места толчкам двумя ногами | Рулетка- 1шт соответствующий сектор для прыжков- 1шт |
Метание теннисного мяча в цель | Мяч весом 57г, - 10 шт. рулетка - 1шт. обруч диаметром 90 см 3 шт. |
Материально-технический ресурс для занятий на коньках:
игровой спортивный зал – 1 ед.;
пришкольный стадион (площадка), оснащённый игровым и спортивным оборудованием – 1ед.;
ледовая площадка (корт) – 1 ед.;
секундомер – 1 шт.;
скамейки гимнастические – 4 шт.;
конусы для разметки – 30 шт.;
рулетка измерительная (2—3 м) – 1 шт.;
инвентарь для проведения подвижных игр:
мяч резиновый – 12 шт.; клюшка для флорбола – 12 шт.;
подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования -1 ед;
аптечка первой помощи -1 шт.
Информационно-методический ресурс:
комплектность обеспечения внеурочной деятельности учебными пособиями, демонстрационными учебными пособиями, учебно-методической литературой, электронными образовательными ресурсами с учётом достижения целей и планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности.
Занятия физической культурой и спортом проходят в специально оборудованных спортзалах, также на спортивной, специально оборудованной площадке и ледовом корте. И в зале, на площадке и на ледовом корте, должны создаваться условия согласно государственному нормативу. И в зависимости от погодных условий, и условий, где будет проходить занятие.
Требования к одежде для занятий:
одежда должна быть чистой;
должна впитывать пот;
должна иметь длину, позволяющую выполнять свободно разные физические движения;
должна быть лёгкой и удобной.
Для занятий обычно требуется два вида форм:
длинная (для занятий на улице, или спортивных площадка);
короткая (для занятий в спортзале).
Короткая спортивная форма — это может быть шорты и футболка, майка и короткие лосины, топ и шорты.
Длинная форма — это может быть спортивные костюмы: спортивные брюки и футболка, длинные лосины и кофта, и т.д.
Требования к обуви:
подошва кроссовок должна быть толстой и упругой;
должна быть изготовлены из мягкой ткани;
должна иметь супинатор.
Для занятий необходимо иметь два варианта обуви:
для улицы;
для спортзала.
Для занятий на коньках и роллерах необходима экипировка:
- для занятий на роллерах:
- роликовые коньки и защита: наколенников, налокотников, шлема и защиты запястий;
- для занятий на коньках на ледовом корте:
-коньки и одежда, не стесняющая движений.
Методическое и дидактическое обеспечение:
В зависимости от поставленных задач на учебном занятии используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их комплексное сочетание.
Основные формы проведения занятий – учебно-тренировочное занятие.
В качестве дидактического материала используются:
наглядные пособия;
таблицы;
книги, брошюры, газетные материалы;
фото и видеоматериалы;
тесты;
компьютерные презентации по темам.
2.3. Формы аттестации
Формы подведения итогов реализации образовательной общеразвивающей программы:
текущий контроль - тестирование уровня физической подготовленности обучающихся;
анкетирование – для выяснения мнения о проведенном мероприятии, мотивов поведения, оценки окружающей действительности, уровня информированности, уточнения жизненных планов (для предпрофессиональной подготовки) и так далее;
тестирование уровня теоретической подготовленности обучающихся;
демонстрация усвоенных навыков.
Оценочные материалы
Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включёнными в обязательный минимум содержания образования.
Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.
Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, педагог реализует не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определённый период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом педагогу необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.
Итоговая аттестация
опрос (тестирование) учащихся по пройденному теоретическому материалу;
мониторинг результатов физической подготовленности по окончанию курса обучения;
мониторинг результатов технической подготовленности по окончанию курса обучения;
2.4. Методическое обеспечение программы
Технологии, формы и методы обучения
В образовательном процессе используются следующие педагогические технологии: информационно-коммуникативного обучения;
дифференцированного обучения;
игровые технологии (общие и расширенные формы);
обучение в сотрудничестве;
здоровьесберегающие технологии.
Формы занятий, методы и приемы обучения и воспитания используются с учетом возрастных особенностей.
Для реализации программы используются следующие методы:
В процессе занятий по программе используются две большие группы методов: общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы, и практические, включающие методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный.
Все эти методы применяют в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной практики.
Педагогические методы
Словесный метод - применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ и обсуждение и др. Эти формы наиболее часто используют в лаконичном виде, особенно при подготовке квалифицированных спортсменов, чему способствует специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными.
Наглядный метод, используемые в спортивной практике, многообразны и в значительной степени обуславливают действенность процесса тренировки. В последние годы широко применяются вспомогательные средства демонстрации - учебные фильмы, видео записи, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем, электронные игры.
Методы физической подготовки
Методы строго регламентированного упражнения. Основная черта данных методов заключается в строгой упорядоченности действий выполняющего упражнения и достаточно четком регулировании воздействующих факторов.
Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, следует выделять методы разучивания упражнений в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчленено-конструктивные).
В процессе спортивной тренировки упражнения используются в рамках двух основных групп методов - непрерывных и интервальных.
Непрерывные методы: тренировки, применяемые в условиях равномерной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности.
Возможности непрерывных методов тренировки в условиях переменной работы значительно многообразнее.
В случае применения варьирующего варианта могут чередоваться части упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или же с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью.
Интервальные методы тренировки (в том числе повторные и комбинированные) широко применяются в практике спортивной тренировки. Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными произвольными паузами является типичным для данных методов. В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты.
Игровой метод - основной метод, реализуется в виде общепринятых подвижных и спортивных игр, однако, его нельзя осуществлять с какой-либо конкретной игрой. В принципе, он может быть использован на материале самых разнообразных двигательных действий при условии, что они поддаются организации в соответствии с требованиями игрового метода.
Не менее важна его роль как средства активного отдыха и переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.
Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса.
Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.
Соревнования могут проводиться в усложненных или облегченных условиях по сравнению с официальными.
2.5. Список литературы
Арзуманов, С. Г. Физическое воспитание в школе учащихся 5– 9 классов / С.Г. Арзуманов. – М.: Феникс, 2018. – 112 c.
Апарин, В.А. Исследование путей совершенствования процесса начального обучения обязательным упражнениям фигуриста: дис.канд.пед.наук / В.А. Апарин. Л., 1975. - 148 с.
Апарин, В.А. Начальное обучение фигурному катанию / В.А. Апарин // Фигурное катание на коньках: учебник для институтов физич. культ. / под ред. А.Н. Мишина. гл. IV - М.: ФиС., 1985. - С. 11-15.
Апарин, В.А. Массовые формы работы по фигурному катанию / В.А. Апарин // Фигурное катание на коньках: учебник для институтов физич. культ. / под ред. А.Н. Мишина. гл. XVII. - М.: ФиС, 1985. - С. 233239.
Апарин, В.А. Начальное обучение катанию на коньках: лекция / В.А. Апарин. Л: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1988. - 27 с.
Вавилова А.В., Давыдов И.М.: Обучение катанию на роликах Учебн. пособие для ин-тов Ф.К. –М., -2009. –224 с.
Пивоваров Н.А. Учебник для средних специальных учебных заведений физической культуры – Изд. доп. /Под ред .–М.А Носов –2009. -344 с.
Геллер Е.М. Подвижные игры на роликах. –Мн. –2010. –145 с.
Вавилова А.В., Давыдов И.М.: Обучение катанию на роликах Учебн. пособие для ин-тов Ф.К. –М., -2009. –224 с.
Пивоваров Н.А. Учебник для средних специальных учебных заведений физической культуры – Изд. доп. /Под ред .–М.А Носов –2009. -344 с.
Геллер Е.М. Подвижные игры на роликах. –Мн. –2010. –145 с.
Список литературы для детей
Зеличенок В.Б., Никитушкип В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: Критерии отбора. - М.: Терра-спорт, 2010;
Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО. Москва «Просвещение» 2015;
Локтев С.А., Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. - Москва, 2017;
Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов. – М.: Физическая культура, 2010;
Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского спорта: учебник. – М.: Физическая культура, 2010;
Марк Пауэлл, Джон Свенссон. Катание на роликовых коньках. – М.: Панорама, 1998. - 240 с.
Ули Заутер. «Учимся кататься на роликах». Пер. с нем. А.В.Ручкина, Под. ред. Л.В.Рекутова – М.: «Ниола-Пресс», 1997. - 88 с.
Приложение №1
Контрольно-измерительные материалы.
Определение физической подготовленности
Уровни физической подготовленности
№ | Нормативы | Пол | Уровень |
высокий | средний | низкий |
1 | «Челночный бег» 3х10 м (сек) | М | 8,8 | 9,9 | 10,2 |
Д | 9,3 | 10,3 | 10,8 |
2 | Бег 30 м (сек) | М | 5,1 | 6,7 | 6,8 |
Д | 5,3 | 6,7 | 7,0 |
6 | Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин) | М | 80 | 70 | 60 |
Д | 90 | 80 | 70 |
9 | Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин) | М | 25 | 23 | 21 |
Д | 30 | 28 | 26 |
10 | Приседания (кол-во раз/мин) | М | 42 | 40 | 38 |
Д | 40 | 38 | 36 |
11 | Многоскоки – 8 прыжков м. | М | 13 | 11 | 9 |
Д | 13 | 11 | 9 |
12 | Пистолеты, с одной опорой на одну руку, на правой и левой ноге (кол-во раз). (м) | М | 6 | 4 | 2 |
Д | 5 | 3 | 1 |