СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Физический практикум»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Физический практикум» для 7-9 классов 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Физический практикум»»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Смоленской области

Комитет по образованию Администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области‌

МБОУ Богородицкая СШ


РАССМОТРЕНО

Педагогическим советом ↵Протокол №

________________________

Приказ №

от « » г.



УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Гракова Л. Г.

Приказ №

от « » г.




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Физический практикум»

Возраст обучающихся: 13 – 16 лет (7 – 9 классы)

Срок реализации: 3 года







Автор – составитель:

Шанова Влада Николаевна,

педагог дополнительного образования















д. Богородицкое, 2024



Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Физический практикум» (далее Программа) имеет естественнонаучную направленность.

Направленность программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Физический практикум» имеет естественнонаучную направленность и разработана в соответствии с:

- Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р)

- Постановлением Главного государственного санитарного врача России от28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Приказом Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

- Уставом образовательной организации;

- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические

рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих

программ (включая разноуровневые программы).

Программа направлена на активное приобщение детей к познанию окружающего мира, выполнение работ исследовательского характера, решение разных типов задач, постановку эксперимента, работу с дополнительными источниками информации.

Актуальность, педагогическая целесообразность

Основой, фундаментом всех естественных наук, бесспорно, является физика, предметом которой являются тела, их движения, превращения и формы проявления на различных уровнях. Сегодня невозможно заниматься ни одной естественной наукой, не зная физики. Учитывая определяющую роль физики и ее значение в науке, ее называют основой и лидером современного естествознания. Интерес, проявляемый учащимися к физике, общеизвестен. Задача учителя физики – вовремя подметить этот пробуждающийся интерес и создать условия для его дальнейшего развития. Ведь именно таких интересующихся учащихся, как показывает опыт, вырастает в дальнейшем хорошие специалисты, ученые. Отсюда возникает необходимость в организации дополнительной работы с учащимися.

Занятия в образовательном центре естественнонаучной и технологической направленности «Точка роста» способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создают условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд. Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются решение различного рода задач, исследовательская и проектная деятельность.

Кроме того, физика, как и другие науки о природе, имеет очень богатую и интересную историю, связанную с ее деятелями и их открытиями. Изучение истории физики, рассмотрение экспериментов, повлиявших на важнейшие открытия, также расширит и углубит знания учащихся, даст дополнительную мотивацию к учебной деятельности.

Данная программа педагогически целесообразна, т.к. она обеспечивает разностороннее изучение физики, позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей; большое внимание уделяется формированию навыков выполнения творческих и экспериментальных работ, решению углубленных задач по физике, что способствует формированию у обучающихся практических и исследовательских навыков. Кроме того, данная программа позволяет использовать новые методы работы.

Новизна и отличительные особенности Программы

Программа построена по принципу «от простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического здоровья обучающихся. В дополнение, новизна данной Программы заключается в ее актуальности.

Отличительная особенность программы заключается в выборе объекта рассмотрения – связи теории и эксперимента в физике. Эту связь можно рассмотреть при решении экспериментальных задач, в которых перед учащимся ставятся сразу две цели – решить задачу теоретически и проверить правильность решения на практике. Также Программа подразумевает внедрение в образовательный процесс исследовательской деятельности, организации коллективных проектных работ, а также формирование и развитие навыков решения практических задач, связанных с физикой.

Важной отличительной особенностью данной Программы является использование современных цифровых лабораторий центра «Точка роста», что открывает новые возможности для обучающихся в проектной и исследовательской деятельности, дает новые методы в решении задач.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы

Программа предназначена для обучающихся 7 - 9 классов (13 – 16 лет). На обучение по Программе принимаются все желающие. Специальный отбор не проводится. Обучающиеся данной возрастной категории владеют элементами научного мышления: умеют анализировать, сопоставлять, делать обобщения и выводы. Эффективность обучения по Программе для данной возрастной категории обучающихся возрастает в ходе их работы над проектными и проектно-исследовательскими работами естественнонаучной направленности. При использовании такого вида деятельности обучающиеся вовлекаются в ситуацию ответственного выбора при решении поставленных перед ними проблем.

Программа адресована на обучающихся среднего школьного возраста.

Средний школьный возраст – переход от детства к юности, период «Средний школьный возраст — это возраст перехода от детства к юности. В этом возрасте происходит рост и развитие всего организма. Неравномерное физическое развитие детей оказывает влияние на их поведение: они часто жестикулируют, движения порывисты, плохо координированы. Характерная черта восприятия детей среднего школьного возраста – специфическая избирательность, поэтому содержание дополнительной программы подобрано с учетом интересов и познавательных возможностей обучающихся. В этом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности.

Программа учитывает возрастные особенности детей, участвующих в ее реализации. Использование разнообразных видов деятельности при обучении позволяет развивать у учащихся познавательный интерес к исследовательской деятельности, повышать стимул к обучению. Все это способствует более интенсивному усвоению знаний, приобретению умений и совершенствованию навыков исследовательской и проектной деятельности.

Набор в группы: набор в объединение является свободным, осуществляется на добровольной основе. Ребёнок при поступлении должен в общих чертах представлять основные физические и математические понятия, иметь элементарные знания об окружающем мире. Специальных знаний, умений и навыков, необходимых не требуется – они формируются в процессе занятий.

Уровень программы, объем и сроки

Уровень – ознакомительный, объем программы: 7 класс – 36 часов в год, 8 класс – 36 часов в год, 9 класс – 70 часов в год. Срок реализации программы – 3 года.

Формы и режим занятий

Очная, групповая в кабинетах центра образования «Точка роста».

Занятия по Программе проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия 1 час в неделю для 7,8 классов, и 2 часа в неделю для 9. Занятия предполагают наличие здоровьесберегающих технологий: организационных моментов, динамических пауз, коротких перерывов, проветривание помещения, физкультминуток. При проведении занятий в 9 классах предусмотрен перерыв 15 минут. При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.

Основные виды занятий, предусмотренные Программой:

  • Теоретические занятия осуществляются главным образом как вводные лекции. На вводных теоретических занятиях педагогом предъявляется новая информация, включающая относительно широкий круг вопросов, которые далее будут изучаться, углубляться и закрепляться во время практических занятий.

  • Практические занятия проходят в форме выполнения различных индивидуальных и коллективных заданий, проведения практической и исследовательской работы, изготовления стендов, памяток, выполнения проектов. Занятия проводятся в малых группах, применяются индивидуальные занятия, которые дают наиболее эффективные результаты. Опыты, экспериментальные и исследовательские работы проводятся с использованием оборудования центра «Точка роста».

Основные методы, используемые для реализации Программы:

Методы, которые используются при организации занятий по Программе:

 вербальный (устное изложение, объяснение новых терминов и понятий, обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарии и т.д.);

 наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение и др.);

 практический (выполнение практических и экспериментальных работ);

 аналитический - опрос, оценка выполненных заданий, самоанализ теоретической и практической деятельности.

Цель Программы

Расширение знаний, умений и навыков по учебному предмету «Физика», формирование научного мировоззрения, базовых навыков проектной и исследовательской деятельности, а также проведения экспериментальных работ.



Задачи Программы

Образовательные:

  • способствовать самореализации учащихся в изучении конкретных тем физики;

  • развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки;

  • знакомить учащихся с историей физических открытий;

  • научить решать практические задачи нестандартными методами;

  • развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований.

Воспитательные:

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы;

  • уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • формирование творческого отношения к выполняемой работе;

  • воспитание умения работать в коллективе, эффективно распределять обязанности.

Развивающие:

  • развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой;

  • умений практически применять физические знания в жизни;

  • развивать творческую инициативу и самостоятельность;

  • развивать психофизиологические качества учеников: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном;

  • развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

  • развивать навыки экспериментальной, исследовательской и проектной деятельности.



Ожидаемые результаты и способы их проверки

Личностные результаты

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты

Обучающийся 7 класса научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

  • понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.

  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;

  • проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление; при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

  • проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

  • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;

  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Обучающийся 8 класса научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

  • понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.

  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;

  • проводить прямые измерения физических величин: температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока; при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

  • проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

  • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;

  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Обучающийся 9 класса научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

  • понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.

  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;

  • проводить прямые измерения физических величин;

  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

  • проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

  • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;

  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Способы проверки ожидаемых результатов данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

  • педагогическое наблюдение, устный опрос;

  • выполнение научно-исследовательских и проектных заданий;

  • анкетирование родителей и обучающихся.



Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Промежуточная аттестация в форме проверочной работы

Проверочная работа состоит из 3х вариантов, в каждом из которых представлено 3 вопроса, проверяющих знания обучающихся по изученным темам.

Критерии оценивания:

высокий уровень – правильный ответ на все 3 вопроса проверочной работы;

достаточный уровень – правильный ответ на 2 вопроса проверочной работы;

допустимый уровень – правильный ответ на 1 вопрос проверочной работы;

критический уровень – ни на один вопрос проверочной работы не полученный верный ответ.

7 класс

Вариант 1

1. Механическое движение. Виды движения. Скорость.

2. Масса тела. Плотность тела.

3. Давление твердых тел. Закон Паскаля.

Вариант 2

1. Механическое движение. Виды движения. Скорость.

2. Гидростатическое давление.

3. Плавание тел. Сила Архимеда.

Вариант 3

1. Механическое движение. Виды движения. Скорость.

2. Плавание тел. Сила Архимеда.

3. Масса тела. Плотность тела.

8 класс

Вариант 1

1. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии.

2. Закон Ома для участка цепи.

3. Законы отражения и преломления света.

Вариант 2

1. Изменение агрегатных состояний вещества.

2. Последовательное и параллельное соединение проводников.

3. Линзы. Построение изображений в линзе.

Вариант 3

1. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии.

2. Последовательное и параллельное соединение проводников.

3. Законы отражения и преломления света.

9 класс

Вариант 1

1. Механическое движение. Виды движений. Скорость. ускорение.

2. Виды сил.

3. Импульс. Закон сохранения импульса.

Вариант 2

1. Изменение агрегатных состояний вещества.

2. Работа. Мощность. КПД.

3. Энергия. Закон сохранения энергии.

Вариант 3

1. Механические колебания и волны.

2. Электростатика.

3. Распространение света.

Содержание

7 класс

Введение (4 ч).

Теория-1ч, практика – 3 ч.

Техника безопасности в кабинете физики. Ознакомление с оборудованием. Правила пользования приборами. Определение погрешности измерений. Цифровые датчики и их отличие от аналоговых приборов. Общие характеристики датчиков. Физические эффекты, используемые в работе датчиков.

Экспериментальные работы:

«Измерение длины, объёма и температуры тела»

«Измерение длины проволоки»

«Определение толщины алюминиевой пластины прямоугольной формы»

Механическое движение (6 ч)

Теория-3ч, практика – 3 ч.

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел.

Экспериментальные работы:

«Изучение прямолинейного равномерного движения»

«Расчет скорости движения»

Масса, плотность вещества (10 ч)

Теория-1ч, практика – 9 ч.

Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Экспериментальные работы:

«Измерение массы тела с помощью электронных весов»

«Определение массы латуни(меди) и алюминия в капроновом мешочке»

«Определение внутреннего объема флакона из-под духов»

«Определение пустого пространства теннисного шарика, заполненного кусочками алюминия»

«Определение массы тела, плавающего в воде»

«Определение объема куска льда»

«Измерение плотности твёрдого тела»

«Определение плотности камня»

Давление твёрдых тел и жидкостей (10 ч)

Теория-4ч, практика –6 ч.

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Архимедова сила. Условие плавания тел.

Экспериментальные работы:

«Закон Паскаля»

«Измерение давления жидкости»

«Определение давления, создаваемого цилиндрическим телом на горизонтальную поверхность»

«Измерение выталкивающей силы»

«Изучение условий плавания тел»

Коэффициент полезного действия (2 ч)

Теория-0ч, практика – 2 ч.

Коэффициент полезного действия.

Экспериментальные работы:

«Изучение подвижных и неподвижных блоков»

«Измерение КПД»

Итоговый проект (4 ч)

Теория-1ч, практика – 3 ч.

8 класс

Введение (1 час)

Теория-1ч, практика – 0 ч.

Ознакомление с оборудованием. Правила пользования. Правила техники безопасности.

Тепловые явления (6 ч)

Теория-1ч, практика – 5 ч.

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Темпера­тура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Тепло­проводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теп­лообмене. Закон сохранения и превращения энергии в меха­нических и тепловых процессах.

Экспериментальные работы:

«Исследование изменения со временем температуры остывающей воды». Построение графика.

«Исследование изменения внутренней энергии тела при трении, ударе».

«Исследование явления теплопроводности»

«Исследование явления конвекции»

«Исследование явления излучения»

Изменение агрегатных состояний вещества (5 ч)

Теория-1ч, практика – 4 ч.

Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испаре­ние и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатно­го состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.

Экспериментальные работы:

«Измерение удельной теплоёмкости твердого тела»

«Исследование явления плавления»

«Изучение процесса парообразования»

«От чего зависит скорость испарения жидкости?»

Электрические явления (10 ч)

Теория-1ч, практика – 9 ч.

Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напря­жение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участ­ка цепи. Последовательное и параллельное соединение про­водников. Правила безопасности при работе с электроприборами.

Экспериментальные работы:

«Сборка электрических цепей, измерение силы тока и напряжения».

«Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра»

«Зависимость сопротивления проводника от удельного сопротивления, длины и площади»

«Реостаты»

«Изучение последовательного соединения проводников»

«Изучение параллельного соединения проводников»

«Изучение смешанного соединения проводников»

«Измерение работы и мощности тока различных приборов»

«Исследование закона Джоуля-Ленца»

Электромагнитные явления (5 ч)

Теория-1ч, практика – 4 ч.

Магнитное поле. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Взаимодействие магнитов. Действие магнитно­го поля на проводник с током. Электрический двигатель.

Экспериментальные работы:

«Измерение поля постоянных магнитов»

«Измерение магнитного поля Земли»

«Измерение магнитного поля проводников с током»

«Электромагнит, Электродвигатель»

Световые явления (6 ч)

Теория-1ч, практика – 5 ч.

Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. За­кон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние лин­зы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые лин­зой.

Экспериментальные работы:

«Наблюдение прямолинейного распространения света»

«Образование тени и полутени»

«Исследование закона отражения света»

«Исследование закона преломления света

«Линзы»

Итоговый проект (3 ч)

Теория-1ч, практика – 2 ч.

9 класс

Основы кинематики (16 часов)

Теория-2ч, практика – 14 ч.

Путь и перемещение. Мгновенная скорость. Методы измерения скорости тел. Скорости, встречающиеся в природе и технике. Ускорение. Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Ускорение свободного падения. Графики зависимости кинематических величин от времени в равномерном и равноускоренном движениях. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Период и частота.

Основы динамики (12 часов)

Теория-2ч, практика – 10 ч.

Масса. Сила. Второй закон Ньютона. Сложение сил. Третий закон Ньютона. Прямая и обратная задачи механики. Закон всемирного тяготения. Определение масс небесных тел. Движение под действием силы тяжести с начальной скоростью. Движение искусственных спутников. Расчет первой космической скорости. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали. Численные методы решения задач механики. Сила трения. Сила Архимеда.

Законы сохранения в механике (10 часов).

Теория-2ч, практика – 8 ч.

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Механическая работа. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии в механических процессах.

Механические колебания и волны. Электромагнитные явления (6 часов)

Теория-2ч, практика – 4 ч.

Амплитуда, период, частота. Формула периода колебаний математического маятника. Колебания груза на пружине. Превращения энергии при колебательном движении. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения. Электромагнитные явления

Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества. (10 часов).

Теория-2ч, практика – 8 ч.

Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Расчет количества теплоты в разных тепловых процессах. Закон сохранения энергии (тепловой баланс).

Работа. Мощность. КПД. (6 часов)

Теория-2ч, практика – 4 ч.

Работа в физике. Мощность. Простые механизмы. КПД механизмов. Энергия. Закон сохранения энергии.

Электрические явления (6 часов)

Теория-2ч, практика – 4 ч.

Электрический заряд. Сила тока. Напряжение. Сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Работа тока. Мощность тока.

Световые явления (4 часа).

Теория-2ч, практика – 2 ч.

Законы распространения света. Оптические приборы.



Учебно – тематический план

7 класс

п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Введение

4

1

3

Устный опрос

2

Механическое движение

6

3

3

Устный опрос

3

Масса, плотность вещества

10

1

9

Устный опрос

4

Давление твердых тел и жидкостей

10

4

6

Устный опрос

5

Коэффициент полезного действия

2

0

2

Устный опрос

6

Итоговый проект

4

1

3

Устный опрос


ВСЕГО

36

10

26




Календарно – тематическое планирование

7 класс

(Экспериментальные работы и демонстрационные опыты проводятся с использованием цифровых лабораторий «Точка роста»)





п/п

Тема

Кол-во

часов

В том числе

теория

практика

Введение


1

Ознакомление с оборудованием. Правила пользования. Правила техники безопасности. Определение погрешности измерений.

1

1


2

Экспериментальная работа № 1: «Измерение длины, объёма и температуры тела»

1


1

3

Экспериментальная работа № 2: «Измерение длины проволоки»

1


1

4

Экспериментальная работа № 3: «Определение толщины алюминиевой пластины прямоугольной формы»

1


1

Механическое движение


5

Экспериментальная работа № 4: «Изучение прямолинейного равномерного движения»

1


1

6

Демонстрационный опыт: «Средняя скорость движения»

1

1


7

Решение расчетных задач на механическое движение.

1

1


8

Экспериментальная работа № 5: «Расчет скорости движения»

1


1

9

Работа над мини-проектом по теме «Механическое движение».

1


1

10

Презентация мини-проекта по теме «Механическое движение».

1

1


Масса, плотность вещества

11

Экспериментальная работа № 6: «Измерение массы тела с помощью электронных весов»

1


1

12

Экспериментальная работа № 7: «Определение массы латуни(меди) и алюминия в капроновом мешочке»

1


1

13

Экспериментальная работа № 8: «Определение внутреннего объема флакона из-под духов»

1


1

14

Экспериментальная работа № 9: «Определение пустого пространства теннисного шарика, заполненного кусочками алюминия»

1


1

15

Экспериментальная работа № 10: «Определение массы тела, плавающего в воде»

1


1

16

Экспериментальная работа № 11: «Определение объема куска льда»

1


1

17

Экспериментальная работа № 12: «Измерение плотности твёрдого тела»

1


1

18

Экспериментальная работа № 13: «Определение плотности камня»

1


1

19

Работа над мини-проектом по теме «Масса, плотность вещества».

1


1

20

Презентация мини-проекта по теме «Масса, плотность вещества».

1

1


Давление твёрдых тел и жидкостей


21

Экспериментальная работа № 14: «Закон Паскаля»

1


1

22

Экспериментальная работа № 15: «Измерение давления жидкости»

1


1

23

Экспериментальная работа № 16: «Определение давления, создаваемого цилиндрическим телом на горизонтальную поверхность»

1


1

24

Экспериментальная работа № 17: «Измерение выталкивающей силы»

1


1

25

Экспериментальная работа № 18: «Изучение условий плавания тел»

1


1

26

Решение качественных задач по теме: «Давление».

1

1


27

Решение расчетных задач по теме: «Сила Архимеда».

1

1


28

Решение задач по теме: «Плавание тел».

1

1


29

Работа над мини-проектом по теме «Давление, выталкивающая сила».

1


1

30

Презентация мини-проекта по теме «Давление, выталкивающая сила».

1

1


Коэффициент полезного действия


31

Экспериментальная работа № 19: «Изучение подвижных и неподвижных блоков»

1


1

32

Экспериментальная работа № 20: «Измерение КПД»

1


1

Итоговое проект

33

Работа над итоговым проектом.

1


1

34

Работа над итоговым проектом.

1


1

35

Работа над итоговым проектом.

Презентация итогового проекта.


1

1


36

Промежуточная аттестация в форме проверочной работы

1


1



Учебно – тематический план

8 класс

п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Введение

1

1

0

Устный опрос

2

Тепловые явления

6

1

5

Устный опрос

3

Изменение агрегатных состояний вещества

5

1

4

Устный опрос

4

Электрические явления

10

1

9

Устный опрос

5

Электромагнитные явления

5

1

4

Устный опрос

6

Световые явления

6

1

5

Устный опрос

7

Итоговый проект

3

1

2

Устный опрос


ВСЕГО

36

7

29




Календарно – тематическое планирование

8 класс

(Экспериментальные работы и демонстрационные опыты проводятся с использованием цифровых лабораторий «Точка роста»)

п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

теория

практика

Введение

1

Ознакомление с оборудованием. Правила пользования. Правила техники безопасности.

1

1


Тепловые явления


2

Экспериментальная работа № 1: «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды». Построение графика.

1


1

3

Экспериментальная работа № 2: «Исследование изменения внутренней энергии тела при трении, ударе».



1

4

Экспериментальная работа № 3: «Исследование явления теплопроводности»

1


1

5

Экспериментальная работа № 4: «Исследование явления конвекции»

1


1

6

Экспериментальная работа № 5: «Исследование явления излучения»

1


1

7

Создание мини-проекта по теме: «Тепловые явления»

1

1


Изменение агрегатных состояний вещества (5 ч)

8

Экспериментальная работа № 6: «Измерение удельной теплоёмкости твердого тела»

1


1

9

Экспериментальная работа № 7: «Исследование явления плавления»

1


1

10

Экспериментальная работа № 8: «Изучение процесса парообразования»

1


1

11

Экспериментальная работа № 9: «От чего зависит скорость испарения жидкости?»

1


1

12

Создание мини-проекта по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества».

1

1


Электрические явления

13

Экспериментальная работа № 10: «Сборка электрических цепей, измерение силы тока и напряжения».

1


1

14

Экспериментальная работа № 11: «Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра»

1


1

15

Экспериментальная работа № 12: «Зависимость сопротивления проводника от удельного сопротивления, длины и площади»

1


1

16

Экспериментальная работа № 13: «Реостаты»

1


1

17

Экспериментальная работа № 14: «Изучение последовательного соединения проводников»

1


1

18

Экспериментальная работа № 15: «Изучение параллельного соединения проводников»

1


1

19

Экспериментальная работа № 16: «Изучение смешанного соединения проводников»

1


1

20

Экспериментальная работа № 17: «Измерение работы и мощности тока различных приборов»

1


1

21

Экспериментальная работа № 18: «Исследование закона Джоуля-Ленца»

1


1

22

Создание мини-проекта по теме: «Световые явления»

1

1


Электромагнитные явления

23

Экспериментальная работа № 19: «Измерение поля постоянных магнитов»

1


1

24

Экспериментальная работа № 20: «Измерение магнитного поля Земли»

1


1

25

Экспериментальная работа № 21: «Измерение магнитного поля проводников с током»

1


1

26

Экспериментальная работа № 22: «Электромагнит, Электродвигатель»

1


1

27

Создание мини-проекта по теме: «Электромагнитные явления»

1

1


Световые явления

28

Экспериментальная работа № 23: «Наблюдение прямолинейного распространения света»

1


1

28

Экспериментальная работа № 24: «Образование тени и полутени»

1


1

30

Экспериментальная работа № 25: «Исследование закона отражения света»

1


1

31

Экспериментальная работа № 26: «Исследование закона преломления света

1


1

32

Экспериментальная работа № 27: «Линзы»

1


1

33

Создание мини-проекта по теме: «Световые явления»

1

1


Итоговый проект

34

Работа над итоговым проектом.

1

1


35

Работа над итоговым проектом

Презентация итогового проекта.

1

1


36

Промежуточная аттестация в форме проверочной работы

1


1





Учебно – тематический план

9 класс

п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Основы кинематики

16

2

14

Устный опрос

2

Основы динамики

12

2

10

Устный опрос

3

Законы сохранения в механике

10

2

8

Устный опрос

4

Механические колебания и волны. Электромагнитные явления

6

2

4

Устный опрос

5

Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества

10

2

8

Устный опрос

6

Работа. Мощность. КПД

6

2

4

Устный опрос

7

Электрические явления

6

2

4

Устный опрос

8

Световые явления

4

2

2

Устный опрос


ВСЕГО

72

18

54

Устный опрос



Календарно – тематическое планирование

9 класс

(Экспериментальные работы и демонстрационные опыты проводятся с использованием цифровых лабораторий «Точка роста»)

п/п

Название темы

Кол-во

часов

В том числе

теория

практика

Основы кинематики


1

Механическое движение. Путь и перемещение

2

2


2

Равномерное движение

2


2

3

Равноускоренное движение. Ускорение

2


2

4

Решение расчетных задач повышенной сложности

2


2

5

Графики скоростей

2


2

6

Свободное падение тел

2


2

7

Решение типовых задач из ОГЭ

2


2

8

Решение олимпиадных задач

2


2

Основы динамики

9

Виды сил

2

2


10

Закон всемирного тяготения

2


2

11

Законы Ньютона

2


2

12

Решение задач на законы Ньютона

2


2

13

Закон Архимеда

2


2

14

Решение качественных задач

2


2

Законы сохранения в механике

15

Импульс. Закон сохранения импульса

2

2


16

Решение задач на закон сохранения импульса

2


2

17

Энергия. Закон сохранения энергии

2


2

18

Решение задач на закон сохранения энергии

2


2

19

Решение типовых задач ОГЭ

2


2

Механические колебания и волны. Электромагнитные явления

20

Механические колебания и волны

2

2


21

Электромагнитные явления

2


2

22

Решение олимпиадных задач

2


2

Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества

23

Внутренняя энергия и способы ее изменения

2

2


24

Агрегатные состояния вещества

2


2

25

Решение задач на уравнение теплового баланса

2


2

26

Решение графических задач

2


2

27

Решение типовых задач из ОГЭ

2


2

Работа. Мощность. КПД

28

Работа. Мощность. КПД. Решение задач

2

2


29

Решение типовых задач из ОГЭ

2


2

30

Решение олимпиадных задач

2


2

Электрические явления

31

Электростатика

2

2


32

Электрический ток. Закон Ома для участка цепи

2


2

33

Решение задач на смешанное соединение проводников

2


2

Световые явления

34

Распространение света. Линзы. Изображение в линзе. Решение графических задач

2

1

1

35

Промежуточная аттестация в форме проверочной работы

2


2



Формы аттестации и оценочные материалы

Для отслеживания результативности на протяжении всего процесса обучения осуществляются:

Входная диагностика (сентябрь) – в форме собеседования – позволяет выявить уровень подготовленности и возможности обучающихся для занятия данным видом деятельности. Проводится на первых занятиях данной Программы.

Текущий контроль (в течение всего учебного года) – проводится после прохождения каждой темы, чтобы выявить пробелы в усвоении материала и развитии обучающихся.

Итоговый контроль - проводится в конце срока обучения по Программе и позволяет оценить уровень результативности усвоения Программы.

Форма проведения: промежуточная аттестация в форме проверочной работы.



Список использованной литературы

  1. https://phet.colorado.edu/ - виртуальная лаборатория.

  2. Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М.Г. Ковтунович. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 207 с. (Библиотека учителя физики)

  3. Руководство к лабораторным занятиям по физике. Под ред. Л.Л. Гольдина, изд. 2-е, переработанное. Главная редакция физико-математической литературы изд-ва «Наука», 1973. – 688 с.

  4. С. В. Лозовенко, Т. А. Трушина. Методическое пособие. Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по физике с использованием оборудования центра «Точка роста».

  5. Физика, 7 класс/ Перышкин И.М., Иванов А.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»‌​

  6. Физика, 8 класс/ Перышкин И.М., Иванов А.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

  7. Физика, 9 класс/ Перышкин И.М., Гутник Е.М., Иванов А.И., Петрова М.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

  8. Шутов В.П., Сухов В.Г., Подлесный Д.В. Эксперимент в физике. Физический практикум. – М.: ФИЗМАТ ЛИТ, 2005. – 184 с.



Воспитание

ПРОГРАММА

воспитательной работы в творческом объединении

«Физический практикум»


Пояснительная записка

Развитие российского образования связано с утверждением принципов гуманизации и гуманитаризации, что проявляется в повороте к личности, содействии ее развитию и позитивной социализации. Целевая установка при этом – создание условий для наиболее полной самореализации индивидуальных способностей, возможностей, потребностей, развития приоритетных характеристик, обеспечивающих успешное социальное самоопределение. Содержательно процесс обеспечения готовности к позитивной социализации представляет собой формирование разностороннего социального опыта.

Одной из задач учреждения дополнительного образования, наряду с творческим развитием детей, их самореализацией, является создание условий для их социализации. Развитие ребенка не происходит в одиночестве. На этот процесс оказывает влияние окружающая среда и, прежде всего, система социальных отношений, в которые с самого раннего детства включается ребенок. Социализация рассматривается как усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Актуальность программы

С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что смысл предлагаемых поправок в том, чтобы «укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы». Он подчеркнул, что система образования не только учит, но и воспитывает, формирует личность, передает ценности и традиции, на которых основано общество.

«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». (Статья 2, пункт 2, ФЗ № 304)

Адресат программы

Настоящая программа воспитания разработана для детей от 13 до 15 лет, обучающихся в объединении по интересам естественнонаучной направленности.

Реализация программы воспитательной работы осуществляется параллельно с выбранной ребенком или его родителями (законными представителями) основной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой.

Цель программы: формирование и развитие у учащихся системы нравственных, морально-волевых и мировоззренческих установок, способствующих их личностному, гармоничному развитию и социализации в соответствии с принятыми социокультурными правилами и нормами, как основы их воспитанности.

Задачи программы:
  1. Активизировать интересы учащихся в направлении интеллектуального, нравственного, физического и духовного развития.

  2. Создавать благоприятную обстановку для интеллектуального, эстетического, физического, коммуникативного самовыражения личности учащихся.

  1. Формировать у учащихся стремление к здоровому образу жизни.

  2. Прививать учащимся чувства долга и ответственности, любви к Родине, воспитывать бережное отношение к природе и окружающим живым существам.

  3. Формировать у учащихся потребность в саморазвитии и личностном совершенствовании.

  4. Приобщение учащихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению.

  5. Развивать у учащихся культуру межличностных отношений.

  6. Предупреждать возникновение вредных привычек, совершение правонарушений.

  7. Формировать важные социальные навыки, позволяющие успешно адаптироваться в современном обществе.

Планируемые результаты реализации программы воспитания
    • Формирование у учащихся представления о базовых национальных ценностях российского общества.

    • Формирование у учащихся ответственности за свое здоровье, направленности на развитие навыков здорового образа жизни и безопасного жизнеобеспечения.

    • Формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.

    • Формирование и развитие положительных общечеловеческих и гражданских качеств личности.

Основные направления воспитательной работы

Воспитательная работа в объединении по интересам естественнонаучной направленности «Физический практикум» осуществляется по шести направлениям, позволяющим охватить и развить важные аспекты личности учащихся.

Направления воспитательной работы:
  1. Гражданско-патриотическая направленность.

  2. Культурологическая направленность.

  3. Экологическая направленность.

  4. Здоровьесберегающая направленность.

  5. Духовно-нравственная направленность.

  6. Работа с родителями.

    1. Гражданско-патриотическая направленность

Гражданско–патриотическое воспитание основывается на воспитании учащихся в духе любви к своей Родине, формировании и развитии личности, обладающей качествами гражданина и патриота России способной на социально оправданные поступки в интересах российского общества и государства, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей страны. Направлено на выработку ощущения национальной принадлежности к русскому народу, его историческим корням и современным реалиям.

Цель: формирование основ гражданственности (патриотизма) как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества.

Задачи патриотического воспитания:
  • формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей;

  • сохранение и развитие чувства гордости и любви за свою страну, город, семью, их истории, культуре, традициям;

  • воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов;

  • изучение истории своей семьи, города, культуры народов мира, своей страны;

  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, культуры;

  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

    1. Культурологическая направленность.

Культурологическое воспитание осуществляется с целью приобщения учащихся к культурным ценностям, традициям России, ознакомления с культурой других стран, общемировыми культурными ценностями, для расширения их кругозора, создания благоприятных условий для развития творческой природы учащихся, выработки уважительного отношения к культурному наследию человечества и познавательных интересов к различным культурным областям.

Цель: создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к данной деятельности.

Задачи культурологического воспитания:
  • создание условий для равного проявления учащимися объединения по интересам своих индивидуальных способностей;

  • использование активных и нестандартных форм в работе с детьми, отвечающих их интересам и возможностям;

  • развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

    1. Экологическая направленность

Экологическое воспитание направлено на развитие у учащихся экологической культуры как системы ценностных установок, включающей в себя знания о природе и формирующей гуманное, ответственное и уважительное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности.

Цель: воспитание у учащихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи экологического воспитания:
  • расширение знаний по экологии, географии, истории;

  • расширение знаний об окружающем мире;

  • развитие творческой, познавательной и созидательной активности;

  • воспитание патриотизма посредством занятий по краеведению.



    1. Здоровьесберегающая направленность

Здоровьесберегающее воспитание направленно на совершенствование и развитие физических качеств личности, формы и функций организма человека, формирования осознанной потребности в физкультурных занятиях, двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний, потребности в активном, здоровом образе жизни, негативного отношения к вредным, для здоровья человека, привычкам.

Цель: способствовать воспитанию понимания у учащихся важности здоровья, обучение детей правилам безопасного поведения на улице и дорогах, использование педагогических технологий и методических приемов

Для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека.

Задачи здоровьесберегающего воспитания:
  • формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;

  • познакомить учащихся с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте, на природе;

  • познакомить учащихся с дорожными знаками, сигналами светофора.

    1. Духовно-нравственная направленность

Духовно-нравственное воспитание направленно на формирование гармоничной личности, развитие ее ценностно-смысловой сферы посредством сообщения духовно-нравственных, морально-волевых и других базовых ценностей с целью развития:

  • нравственных чувств - совести, долга, веры, ответственности; нравственного облика - терпения, милосердия;

  • нравственной позиции - способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;

  • нравственного поведения - проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.

Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного воспитания:
  • формирование у учащихся нравственной культуры миропонимания;

  • формирование у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего и своей роли в нем;

  • воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам;

  • воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям.

    1. Работа с родителями

Работа с родителями направлена на создание условий для формирования системы детско-родительских отношений на основе приоритетных направлений воспитательной работы в объединении по интересам, повышение родительской ответственности за обучение и воспитание детей.

Цель: создание условий для активного участия семьи в воспитательной системе объединения по интересам, формирование единомышленников из числа родителей.

Задачи:
  • довести до сознания родителей педагогические советы и рекомендации, выработать положительное отношение к ним;

  • создать эмоциональный настрой на совместную работу родителей с детьми;

  • привлекать родителей к активному участию в мероприятиях, родительских собраниях.

Календарный план воспитательной работы

творческого объединения «Физический практикум»

на 2024-2025 учебный год

п/п

Направление

воспитательной деятельности

Мероприятие (форма, название)

Сроки

1

Работа с родителями

Родительское собрание

сентябрь,

май

2

Гражданско-патриотическое

направление

Помощь в организации мероприятий

патриотической направленности

май

3

Здоровьесберегающее

направление

Физический эксперимент

на природе

октябрь

4

Экологическое направление

Изучение экологической обстановки в пределах школьной территории

октябрь

5

Культурологическое

направление

Проект «Физика и культура»

апрель

6

Духовно-нравственное направление

Помощь в проведении мероприятий, посвященных нравственному развитию

ноябрь

7

Здоровьесберегающее направление

Викторина «Техника безопасности – основа эксперимента»

декабрь

8

Экологическое направление

Экологические проекты «Физика- на помощь природе»

апрель