УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
СЕВЕРО-ЕНИСЕЙСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОКАЛАМИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №6»
РАССМОТРЕНО методсоветом МБОУ «НСШ № 6» Протокол № _____от _______2023 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ________ Л.А.Зуева Приказ №__от «___»____2023г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
летнего оздоровительного лагеря
дневного пребывания детей
ГОРОД МАСТЕРОВ
Направленность – социально-гуманитарная
Уровень – стартовый
Возраст обучающихся: 6 – 13 лет
Срок реализации: 21 день
Автор-составитель:
Киселева О.В.,
воспитатель/учитель/руководитель …
Новая Калами,
2023
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (вступ. в силу с 01.03.2023);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Методическими рекомендациями по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих програм, Красноярск, 2023г.; Региональный модельный центр дополнительного образования детей Красноярского края;
- Положение «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в МБОУ «НСШ №6»» (регистрационный номер 65 от 31.08.2021 г.), приказ МБОУ «НСШ № 6» от 31.08.2021г.
Направленность
Программа имеет социально-гуманитарную.
Направленность прослеживается:
В приобщении детей к ранней профориентации, разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений наставничества, сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении детским оздоровительным лагерем.
Дети учатся не только беречь своё время, но и подчинять свои «хочу» и «надо» закону трёх «СО»: сочувствию, состраданию, соучастию.
Учатся воспитывать в себе чувство доброты, милосердия ко всему живому, уважения к родителям и старшим, ответственности за себя и за других.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к самореализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – это время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта.
Условия лагеря предполагают огромное количество методов для разновозрастного взаимодействия
С целью создания условий, обеспечивающих полное раскрытие детских способностей и талантов, приобретения ими новых навыков, получения результатов и достижений включены мероприятия, ориентированные на тему экологии.
Программа творческой, профориентационной смены выстраивается в данном формате и показывает разные формы и методы работы межвозрастного общения.
Помимо педагогических задач, решаемых через разновозрастное взаимодействие, лагерь приобретает единую команду, в которой находятся как педагогический состав, так и все дети лагеря. Старшее поколение детей передает традиции младшим, то есть практикуется наставничество между детьми.
Процесс организации воспитательной работы в летнем лагере направлен на вовлечение ребенка в общественную жизнь с учетом его индивидуальных способностей, выработку ценностного отношения к здоровому образу жизни и формирование на этой основе его нравственного, эстетического, гражданского сознания.
Новизна программы «Город мастеров» заключается в том, что подростки выступают не «потребителями», а соорганизаторами. Они участвуют в управлении детским оздоровительным лагерем, создают орган соуправления Совет Мастеров, формируют и помогают осуществлять работу в городе Мастеров, помогают в организации и проведении культурно-массовые мероприятия. Задача воспитателей - координировать их работу.
Таким образом, программа содействует развитию детского самоуправления и воспитанию социальной активности детей и подростков через включение в социально - значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, спортивных, досуговых мероприятий.
Актуальность программы:
Актуальность определяется повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в летний период в условиях села;
- модернизацией традиционных методик и форм работы;
- потребностью проверки на практике идей, методов и приемов взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых в рамках концепции «Коллективного способа обучения» по индивидуальным маршрутам (программам);
- популяризацией экологичного стиля жизни;
- приобщением детей к ранней профориентации, разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений наставничества сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении детским оздоровительным лагерем.
Программа также способствует формированию самостоятельности детей в организации совместной деятельности, через включение ребят в управление делами на уровне группы, отряда и предусматривает развитие и воспитание ребят в коллективе.
Подавляющее большинство игр посвящено изучению труда людей разных профессий. Через игру и на этапе подготовки расширяются, закрепляются и углубляются знания детей, а на основе их появляется интерес к разным профессиям. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.
Программа «Город Мастеров» также способствует формированию самостоятельности детей в организации совместной деятельности через включение детей в совместное творческое дело и проектную деятельность на уровне возрастной группы отряда и предусматривает развитие и воспитание ребят в коллективе.
Отличительные особенности программы
1. Особенность программы «Город мастеров» заключается и в том, что программа призвана окунуть в специфику некоторых профессий. Беря во внимание то, что в наше время особенно ощутима потребность в патриотизме, гражданственности, а также учитывая естественную потребность детей в игре, общении, приключениях, романтике, программа реализуется в форме квест – игры «Тайна города Мастеров».
Программа осуществляет наставническую деятельность в рамках ранней профориентации.
Программа осуществляет воспитание экологической культуры, через участие в проекте «Заповедный трек» движения «Орлята России».
Адресат программы.
Программа разработана для обучающихся 6-14 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Наполняемость группы – 30 человек. Два отряда по 15 детей (разновозрастные)
Срок реализации программы и объем учебных часов
Программа рассчитана на 21 день.
Режим занятий:
Режим дня:
8.30-9.00 – Приём детей
9.00-9.15 – Зарядка, линейка, поднятие флага РФ
9.15-9.40 – Завтрак
9.40-9.50 – санитарная обработка столовой
9.50-12.00 – работа по плану, общественно полезный труд, трудовые десанты, работы кружков и секций
12.00-13.00 – оздоровительные процедуры
13.00-13.40 – обед Рефлексия
13.40- 13.50 - санитарная обработка столовой
13.50-14.30 – работа по плану
14.30 – линейка по итогам дня, спуск флага. Уход домой.
Форма обучения – очная.
II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОЮЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель научить детей строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все элементы деятельности (ориентировочно - мотивационный, операционно - исполнительный, рефлексивно – оценочный) взаимосвязаны, осознаны и полностью осуществлены ребенком.
Задачи:
- Способствовать нравственному и духовному становлению детей и подростков через популяризацию социально-полезной деятельности.
- Содействовать формированию активной жизненной позиции учащихся и реализации своего социального потенциала через проектно-исследовательскую деятельность.
- Расширить знания и представления детей о различных профессиях и их пользе; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий, показать важность труда.
Развивать творческие способности и личностные потребности учащихся.
Развивать коммуникативные возможности учащихся.
- Способствовать мотивации личности к ЗОЖ и познавательной деятельности средствами патриотического воспитания.
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1. План мероприятий
№ | Название мероприятий | Цель | Дата | Ответственный |
1 | Открытие площадки: День защиты детей «Пусть всегда светит солнце» игровая программа; конкурс рисунка. | Развитие актёрских, музыкальных, творческих способностей детей | 1 июня | Начальник лагеря, воспитатели |
2 | «Яркие краски детства», театрализованная игровая программа | СДК | 1 июня | |
23 | прием детей; вводный инструктаж по ТБ; практическое занятие «Эвакуация людей при ЧС»; | Формирование отрядов. Выбор атрибутики. Распределение поручений. Знакомство с режимом, законами лагеря, планирование | 2 июня | |
34 | Открытие сезона «Здравствуй, лето!»: развлекательно-познавательное мероприятие; конкурс рисунка «Лето! Лето! Озари нас ярким светом!» | Права и обязанности ребёнка. Развитие художественных способностей, фантазии у ребёнка. Формирование понятий проекта у детей | 5 июня | |
45 | «Великий русский поэт А.С.Пушкин»: викторина. | Воспитание любви и уважения к творчеству А.С, Пушкина | 6 июня | |
5 6 | Город мастеров | Развитие творческих и познавательных способностей, развитие финансовой грамотности | 7 июня | |
6 7 | Спортивные состязания «Веселые старты». Беседа «Вредные привычки». Экскурсия в сельский клуб | Развитие двигательной деятельности, воспитание здорового духа соревнования | 8 июня | |
7 8 | «Я и моё село: Турнир по настольному теннису. | Развитие творческих способностей у детей | 9 июня | |
8 9 | День России | Воспитать чувство причастности к судьбе родного края, ответственности за сохранение культурного и духовного наследия. | 13 июня | |
9 10 | Встреча с работником ГИБДД, МВД: беседа; практическое занятие. | Права и обязанности ребёнка. Развитие двигательной деятельности, воспитание здорового духа у ребят. Продолжаем знакомиться с правилами дорожного движения | 14 июня | |
11 | Город мастеров | Развитие творческих и познавательных способностей | 14 июня | |
12 | «Здоровье природы», беседа; викторина; «Заповедный трек» | Участие в Всероссийском движении «Орлята России» | 15июня | |
113 | «Туристы»: | Расширение спортивного кругозора, воспитание здорового образа жизни | 16 июня | |
114 | «Если хочешь быть здоров, обойдись без докторов»: беседа; викторина «Азбука здоровья», плакаты «Мир без вредных привычек» Соревнования по пионерболу | Расширение спортивного кругозора, воспитание здорового образа жизни | 19 июня | |
115 | День героев. Сталинград Игра «Поле чудес». | Содействовать воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям села, гордости за свою страну. Развитие творческих способностей у детей | 20 июня | |
16 | Город мастеров | Развитие творческих и познавательных способностей | 20 июня | |
117 | «Разговор о правильном питании»: | Воспитание здорового образа жизни | 21июня | |
18 | Трудовой десант «Наведем порядок на земле». | Воспитание любви к родной природе, | 21 июня | |
119 | День памяти и скорби: | Содействовать воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям села, гордости за свою страну. | 22 июня | |
120 | Экскурсия в сельский дом культуры. Город мастеров Турнир по шашкам. | Развитие творческих способностей у детей | 23 июня | |
121 | Спортивное мероприятие «Я, ты, он, она – спортивная детвора». | Расширение спортивного кругозора, воспитание здорового образа жизни | 26июня | |
122 | Этика и этикет: | Развитие творческих и познавательных способностей ребят. | 27 июня | |
23 | Город мастеров | Развитие творческих и познавательных способностей | 27 июня | |
124 | Экскурсия в библиотеку «Там чудеса…»: беседа, рассказ; викторина. | Инсценирование сказок. Развитие творчества детей | 28 июня | |
25 | День сказки «Там не неведомых дорожках» | Развитие творческих способностей у детей | 29 июня | |
226 | Закрытие смены: награждение активных детей | Развитие творческих, актёрских, музыкальных способностей | 30июня | |
227 | Просмотр фильмов. | | В теч. м-ца | |
228 | Подвижные игры на спортивной площадке: дворовая площадка (футбол, бадминтон, пионербол). | Расширение спортивного кругозора, воспитание здорового образа жизни | В теч. м-ца | |
29 | Творческие объединения: «Эстетика быта»; «Пластика теста». | Развитие творческих и познавательных способностей ребят. | В теч. м-ца | |
230 | Прогулки по посёлку. | | В теч. м-ца | |
231 | Настольный теннис, настольные игры, шашки, шахматы. | Расширение спортивного кругозора, воспитание здорового образа жизни | В теч. м-ца | |
3.2. Содержание программы
Этапы реализации программы
1 этап – подготовительный:
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным прибыванием начинается подготовка к летнему сезону.
Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней компании;
- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным прибыванием детей и подростков «Светофор»;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере с дневным прибыванием;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.)
II этап - организационный
1. Организация жизнедеятельности лагеря, вовлечение участников программы в сюжетно-ролевые игры.
2. «Превращение» участников смены в жителей города.
3. Формирование актива лагеря.
4. Составление легенды лагерной смены.
5. Оформление отрядного места.
6. Экспресс-опрос, корректировка планов работы.
7. Презентация мастерской «Кинозал», «Все профессии важны», «Веселые старты», «Театр народных игр», «Радуга талантов».
III этап – основной:
1. Участие детей и взрослых в сюжетно-ролевых играх, коллективной творческой деятельности по подготовке и проведению общелагерных дел.
2. Проведение экскурсий.
3. Работа в мастерских
4. Ежедневное отслеживание эмоционального состояния воспитанников, коррекционная работа по итогам диагностики.
5. Диагностирование результативности программы, формирования гражданских качеств и т.д.;
6. Возможная коррекция программы смены, связанная с результатами диагностической деятельности.
IV этап – итоговый:
1. Подведение итогов работы мастерских
2. Анкетирование воспитанников, подведение итогов участия каждого ребенка в жизнедеятельности лагеря.
Направления деятельности в рамках программы
Образовательная деятельность
«В воспитании нет каникул» – эта педагогическая формула всегда является правилом для педагогов нашей школы. И основной целью летом также остаётся организация системы детского отдыха, оздоровления и занятости; создание условий для развития личности в каникулярный период, для формирования его гражданских качеств; укрепление нравственного и физического здоровья.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Светофор» открывается на основании приказа по учреждению и комплектуется из учащихся младшего школьного возраста. Зачисление производится на основании заявления родителей (законных представителей).
В лагере организуется 2 отряда, строго соблюдаются требования санитарно-гигиенических норм и правил, правил техники безопасности.
Содержание работы лагеря строится в соответствии с планом на принципах демократии и гуманизма, развития инициативы и самостоятельности, привития норм здорового образа жизни.
В лагере создаются условия для осуществления спортивно-оздоровительной работы, трудового и нравственного воспитания и развития творческих способностей детей.
Коллектив лагеря самостоятельно определяет программу деятельности, распорядок дня.
В лагере действует орган самоуправления учащихся.
Организована творческая деятельность детей в мастерской «Все профессии важны», «Веселые старты», «Кинозал», «Театр народных игр» и «Радуга талантов».
Реализация намеченной программы спланирована по следующим направлениям:
В технологии KCO будут реализованы два вида деятельности :
Познавательная деятельность: «Все профессии важны», «На все руки мастер», «Дошколёнок».
Клубная деятельность. «Эстетика быта»; «Пластика теста», «Спортивные состязания».
7 июня планируется запуск, на котором презентуют профессии, а ребята делают выбор на день, заполняя индивидуальные маршрутные листы ( в виде трудовой книжки).
Предполагается, что ребята будут самостоятельно прострагивать свой маршрут на день, самостоятельно двигаться по нему, активно реализуя запланированные дела. Дошколята будут двигаться пo своему маршруту в сопровождении воспитателей. Помимо этого, для дошкольников будет проводиться обучающий курс «Дошколёнок».
Нравственно-этическое (День дружбы, День героев, Час памяти и славы, Нравственно-этические беседы и др.)
Гражданско-патриотическое (День России, День героев, День Памяти и скорби)
Экологическое (участие в проекте «Заповедный трек» движения «Орлята России»)
Спортивно-оздоровительное (подвижные и спортивные игры, спортивные конкурсы, квест-игры (игры по станциям), «Зарничка» и др)
Трудовое (операция «Трудовой десант», операция «Фантик», уборка игровой комнаты и территории участка)
Художественно-творческое (занятия в кружках, конкурсы рисунков, поделок и плакатов)
Досуговое (мероприятия общелагерные и отрядные, развлечения)
Интеллектуально - познавательное (деловые-игры на финансовую грамотность, час общения, игры-конкурсы и др.)
Профилактическое – валеологическое (ежедневная утренняя гимнастика, ежедневная минутка здоровья, минутка инструктажа, ежедневные игры на воздухе, прогулки, час познавательной игры (Игра-квест «По следам потерянного здоровья»), викторины по теме ЗОЖ (Викторина «Азбука здоровья»), плакаты «Мир без вредных привычек»)
Проектно – исследовательское (Мини-проекты «Польза и вред газировки», «Полезные растения под ногами», «Покупка в магазине»)
Планируемые результаты
Личностные:
- Развитие навыков самопознания, представлений о ценности
другого человека и самого себя.
- Развитие нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей.
Повышение ответственности и за свои успехи, и за результаты коллективного труда.
Метапредметные:
- Развитие коммуникативных, творческих и познавательных способностей детей, укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.
- Развитие навыков планирования индивидуальной деятельности детей.
- Расширение социального опыта детей в совместной деятельности.
Предметные:
- Приобретение новых знаний детей о профессиях.
- Расширение кругозора, умений и навыков в области прикладного творчества, физической культуры и других видах деятельности.
Участие в реализации программы позволит ребятам:
- создать и реализовать добрые дела в рамках общего проекта «Город Мастеров»;
- благодаря ежедневному участию в подготовке и проведении творческих отрядных и общих лагерных дел, развить индивидуальные способности, коммуникативные навыки;
приобрести новые знания и умения в результате занятий (разучивание песен, игр, составление проектов);
расширить кругозор детей;
повысить общий уровень культуры учащихся, привить им социально-нравственные нормы поведения;
повысить личностный рост участников смены;
получить участникам смены умения и навыки индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности;
укрепить физические и психологические силы детей, развить лидерские и организаторские качества, приобрести новые знания, развить творческие способности и самостоятельность;
повысить уровень экологической культуры учащихся;
закрепить навыки безопасного поведения на дороге;
IV. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
4.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 | 1 | 01.06.2023 | 30.06.2023 | 4 | 21 | 126 | Понедельник – Пятница 2,5 ч |
4.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы;
Ресурсное обеспечение программы
- спец. инвентарь: проектор, экран, ноутбук
- дипломы
Оформление лагеря
Оформление отрядных комнат соответствует названию смены и оформляется в виде города Мастеров и поляна настроения.
Все элементы города изображаются детьми коллективно на ватманских листах и крепятся на стенах комнат лагеря.
Изготовленные детьми поделки используются для украшения студии. (размещаются на витрине «Радуга талантов» и служат украшением микрорайонов города и т.д.)
Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации программы необходимо ресурсное обеспечение, а именно:
При работе летнего оздоровительного лагеря используются помещения:
Аппаратура
Спортивный инвентарь
Футбольный мяч,
Волейбольный мяч,
Резиновые мячи разных размеров,
Настольный теннис,
Скакалки,
Гимнастические обручи,
Бадминтон
Ракетки для настольного тенниса
Маты.
Настольные и развивающие игры
Канцелярские товары
Бытовые предметы
Столы и стулья в необходимом количестве
Набор медикаментов для оказания первой медицинской помощи
Нашатырь
Йод
Перекись водорода
Перчатки
Резиновый жгут
Ножницы
Термометр (градусник)
Бинт
Информационно-методическое обеспечение;
Познавательные и этические беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом и для анализа нравственно-этических ситуаций
Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятий по интересам (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности).
Подвижные, хороводные и спортивные игры – проводятся для смены деятельности детей.
Целевые прогулки, экскурсии – проводятся с целью ознакомления с окружающим.
Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения.
Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.
Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам.
Инсценировки сказок – проводятся для ознакомления детей со сказкой, снятия напряжения, развития творческих и артистических способностей.
Проведение праздников – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей.
Рисование, лепка - проводится с целью развития изобразительных способностей детей
Работа с семьей - проводится с целью привлечения родителей к совместной деятельности: участие в викторинах, развлечениях, организации экскурсий.
Методический кабинет имеет папки-накопители с материалами для подготовки к мероприятиям различной направленности, литературу по вопросам организации деятельности лагерей отдыха.
Кадровое обеспечение: старший воспитатель, два воспитателя.
4.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Способы оценки:
посещение мероприятия и последующий его анализ представителями административной группы.
самоанализ дела представителями творческой группы
оценка дела детьми-участниками
аналитические планерки, совещания
дневники наблюдений
журналы отзывов
Критерии оценки качества реализации программы:
- уровень достижения заявляемых в программе результатов;
- уровень удовлетворенности подростков от участия в программе;
- качество организуемой деятельности.
Формы подведения итогов:
- создание продукта в разных видах творческой, трудовой и проектной деятельности;
- конкурсы рисунков, плакатов и поделок;
- концерт, соревнования, игры по станциям, коммуникативные, подвижные и ролевые игры;
- отзывы об отдыхе в отрядной стенгазете;
- подведение итогов учащихся на «Стенде достижений»;
- педагогический совет коллектива лагеря для осуществления анализа реализации программы (после лагерной смены);
- альбом отзывов о лагерной смене.
Формы диагностики
Наблюдение (при общении детей друг с другом, при проведении мероприятий и т.д.);
Опросники, анкеты (при изучении направленности интересов, склонностей, мотивов действий, впечатлений детей и подростков);
Методика «свободный выбор» (незаконченный тезис);
Беседы, анализ мнений (родителей, детей, педагогов).
4.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела;
творческие мастерские;
индивидуальная работа;
тренинги;
деловые и ролевые игры.
Принципы, используемые при планировании и проведении летней площадки
Принципы:
принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
принцип творческого отношения к делу;
принцип добровольности участия в делах;
принцип учета возрастных особенностей детей;
принцип доступности выбранных форм работы;
принцип безопасности при проведении всех мероприятий.
Методы реализации программы
Метод проектов - (как основная часть соответствующей технологии) позволяет привлекать детей к культуроформирующей, социально значимой деятельности.
Метод коллективного способа, командного подхода - основной процесс, используемый на протяжении всей фазы реализации программы для создания консенсуса и интеграции действий. Элементы этого подхода включают формирование команды, мотивирование, обучение через действия и характер поведения, предполагающий соучастие.
Метод состязательности распространяется на все сферы деятельности.
Метод театрализации реализуется через общелагерные мероприятия и сюжетно-ролевую линию программы.
Метод наставничества – учу тому, что знаю сам.
Формы организации деятельности детей
Основные формы коллективного объединения детей
Отряды (по 15 чел.) во главе с 2-мя взрослыми – такая группа имеет ряд преимуществ: подвижность, возможность выстроить реальные гуманистические отношения между взрослым и ребенком, защита ребенка, дифференцированный подход к нему;
Творческие объединения (разновозрастные и одновозрастные) кружки, секции, организованные по разным основаниям (7-10 чел.).
Взрослые и дети совместно решают, чем заниматься, какие создавать объединения, какие использовать символы и ритуалы, какие формы управления и самоуправления выработать.
Коллективные и массовые формы работы с детьми в основе общелагерных мероприятий, направленных на оздоровление и организацию развивающей деятельности детей.
- Конкурсные
- Игровые
- Конкурсно-игровые
- Конкурсно-познавательные программы
- Праздники и другие
Все они объединены общей идеей, общей деятельностью. При этом учитываются интересы каждого ребенка: поощряются интересные идеи, внимательно относятся к целям, которые воспитанник ставит перед собой.
Основные типы форм воспитательной работы с детьми
- Мероприятия
-Дела (акции, операции, проектная и экологическая исследовательская деятельность, доброе дело)
- Игры
- Часы общения (час памяти и славы, час проекта, час отряда – орлятский круг, час игры, час развлечений и др)
- Проекты
Формы организации:
Массовые | Групповые | Индивидуальные |
Праздники Конкурсы интеллектуальные игровые Экскурсии игры по станциям Спортивные соревнования Фестиваль детского творчества Выставки Культурно-массовые мероприятия | Отрядные дела Беседы, формы работы по КСО, КТД, Акции, Операции, Спортивно- оздоровительные мероприятия Минутка здоровья Минутка инструктажа Этические беседы Создание и реализация проектов Работа кружков Реализация проектов Тематический день Линейки Спортивные и подвижные игры Выпуск стенгазет | Индивидуальные беседы Создание и реализация исследований и проектов |
4.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. https://рдш.рф/profile