СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристического клуба «Альтаир»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристического клуба «Альтаир»»

Комитет по управлению образованием

Администрации муниципального района

«Город Краснокаменск и Краснокаменский район»

Забайкальского края

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»



Принята на заседании

Научно-методического совета

протокол №____

от « __» ___________ 20__ г.


«Утверждаю»

директор МБУДО «ДЮЦ»

__________Ковригина Т.В.

«__»_____________20__ г.





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

туристического клуба

«Альтаир»



(Стартовый уровень)



Направленность: туристско-краеведческая

Возраст обучающихся: 11 - 17лет

Срок реализации программы: 1 год (36 недель)

Количество часов в год: 72 часа

Разработчик: Бирюкова Малика Давлатовна – педагог дополнительного образования












Краснокаменск, 2022


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цели и Задачи

1.3 Содержание программы

1.4 Планируемые результаты


  1. Комплекс организационных педагогических условий

    1. Календарно-учебный график

    2. Условия реализации программы

    3. Форма аттестации

    4. Оценочные материалы

    5. Методические материалы

    6. Список литературы

Приложения
















I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ


Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

туристического клуба «Альтаир» составлена в соответствии с

Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»,

Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»

Письмом Минобрнауки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования»,

Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);

Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ", утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226);

Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-39/04;

Концепция     развития     дополнительного      образования      детей до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;

Уставом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» города Краснокаменска.

Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБУДО «ДЮЦ»

Направленность программы – туристско-краеведческая

Уровень сложности программы – стартовый



Актуальность и педагогическая целесообразность



Туризм открывает большие возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности.

В связи со сложившейся социально-экономической обстановкой в обществе и общеобразовательных школах, большинство детей воспитываются в условиях замкнутых территории, и не имеют практической возможности познавать свой край. Занятие туризмом дают возможность сочетать активный отдых, и путешествия, расширять кругозор и получить навыки выживания в окружающей среде.

Развитие самодеятельного и спортивного туризма в мире не стоит на месте (меняются правила туристских соревнований, состояние туристской инфраструктуры, совершенствуется снаряжение, изобретается новое техническое оборудование, позволяющее повысить безопасность занятий туризмом) - поэтому в программу внесены изменения с учетом современных изменений в туризме, а так же современных требований Министерства образования. Введен раздел изучения туристской техники для подготовки к соревнованиям по туризму, расширена тема изучения специального туристского снаряжения, увеличен раздел подготовки к походам, для получения детьми навыков организаторов туристских походов.

Категория обучающихся:

Программа рассчитана на средний и старший школьный возраст (11-17 лет). В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Значительно возрастает сила мышц. Подростку необходимы адаптированные физические нагрузки.

Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.

Занятие туризмом прививает детям данного возраста ответственность и самостоятельность, доброту, чувство коллективизма.

Объем и срок освоения программы:

Программа реализуется в течении 2 лет в объеме 432 часа.

Форма обучения – очная, обучающиеся посещают занятия во внеурочное время.


Особенности организации образовательного процесса:

Группы в детском объединении разновозрастные. Состав группы постоянный. К занятиям в детском туристическом клубе «Альтаир» допускаются все желающие учащиеся, имеющие медицинский допуск.

Объем и срок реализации программы:

Время, отведенное на обучение составляет 72 часа в год, из расчета 2 часа в неделю на группу, при 36 неделях в учебном году, включая каникулярные.

В связи со спецификой работы туристского клуба устанавливается время проведения практических занятий на местности: проведение одного дня похода, учебно-тренировочных сборов, любого другого туристского мероприятия - 8 часов.


Цель и задачи программы

Цель:

Целью данной программы является пропаганда здорового образа жизни, патриотическое воспитание, через обучение навыкам спортивного туризма в процессе теоретических и практических занятий в детском туристическом клубе «Альтаир».

Задачи:

- расширить знания, умения по туризму, а также необходимых туристских навыков;

- обучить навыкам жизнеобеспечения и выживания в условиях природной среды;

- укрепить здоровье, сформировать навыки здорового образа жизни, обучить основам краеведческого исследования;

- воспитать морально-волевые качества, гражданственность, чувство любви к Родине, а так же ответственность гражданской позиции через работу в команде.

1.3 Содержание программы


1.3.1. Учебный план (1 год обучения)

Тема

Количество часов



Форма контроля

всего

теория

практика

1

Введение





1.1

Значение туризма

1

1


Опрос

1.2

Воспитательная роль туризма

1

1


Опрос

1.3

Правила поведения туристов и техника безопасности на занятиях

1

1


Практическая работа


3

3

0


2

Основы туристской подготовки




Опрос

2.1

Виды спортивного туризма.

2

2

0

Опрос

2.2

Личное снаряжение.

Групповое снаряжение.

2

1

1

Практическая работа

2.3

Технико-тактическая подготовка к виду «Личная техника пешеходного туризма»

4

1

3

Практическая работа

2.4

Технико-тактическая подготовка к виду «Командная техника пешеходного туризма»

4

1

3

Практическая работа

2.5

Технико-тактическая подготовка к виду «Контрольно-туристский маршрут»

4

1

3

Практическая работа


20

6

13


3

Основы гигиены и первая доврачебная помощь





3.1

Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний и травм на занятиях и соревнованиях по туристскому многоборью, спортивному ориентированию, в походе

1

1


Опрос

3.2

Походная медицинская аптечка

2

1

1

Опрос

3.3

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

4

2

2

Практическая работа


7

4

3


4

Общая и специальная физическая подготовка





4.1

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивного травматизма

2

1

1

Практическая работа


2

1

1


5

Ориентирование на местности





5.1

Краткие сведения об ориентировании.

Виды ориентирования, правила соревнований.

3

1

2

Практическая работа

5.2

Топографическая подготовка

3

1

2

Практическая работа

5.3

Техника и тактика ориентирования

2

1

1

Практическая работа


8

4

5


6

Организация и проведение походов





6.1

Подготовка к походу

2

1

1

опрос

6.2

Организация туристского быта

3

1

2


6.3

Питание в туристском походе

1

1


Практическая работа

6.4

Туристские должности в группе

2

1

1


6.5

Правила движения в походе

2

1

1

Опрос


10

5

5


7

Туристские походы выходного дня

12

0

12



Итого за период обучения:

72

23

49







Содержание учебного плана

1. Введение

1.1. Значение туризма

Теоретические занятия

Туризм - средство физического развития, оздоровления и закалива­ния. Понятие о спортивном туризме. История развития и организация спортивного туризма в России. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии страны. Средства туризма: прогулки, экскурсии, походы, путешествия, туристские слеты, соревнования, сборы, экспеди­ции, туристское краеведение, их характеристика.

Знакомство детей с условиями проведения учебных занятий. Просмотр фото- и видеоматериалов о спортивном туризме.


1.2. Воспитательная роль туризма

Теоретические занятия

Постановка целей и задач на учебный год. Роль занятий туризмом в воспитании патриотизма, гражданственности, коллективизма, волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативы, решительности и смелости, вы­держки и самообладания.

Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности. Ее роль в подготовке к защите Родины, выбору профессии, будущей трудовой деятельности. Традиции туристского коллектива.

Просмотр видеофильма о туристских клубах, кружках, лучших спортсменах, знакомство с наглядной агитацией. Подготовка и проведение бесед о традициях, названии клуба/кружка или команды, лучших спортсменах, их достижениях, взаимоотношениях и требованиях к новичкам. Проведение показательных соревнований. Общественно полезная работа.


1.3. Правила поведения туристов и техника безопасности на занятиях

Теоретические занятия

Соблюдение правил поведения - основа безопасности. Правила поведения и соблюдение техники безопасности на занятиях в учебном классе, в спортивном зале, на спортивной площадке, в парке, в лесу, на слетах и соревнованиях по спортивному туризму и спортивному ориентированию. Техника безопасности при проведении туристских походов. Охрана природы.

Соблюдение правил дорожного движения; поведения при переездах группы на транспорте; пожарной безопасности; поведения на воде. Требования техники безопасности при работе с личным и групповым снаряжением. Меры личной безопасности в нестандартных ситуациях.

Формирование практических умений и навыков, соблюдение техники безопасности на занятиях по туризму, ориентированию, в походе. Действия участников в нестандартных ситуациях.

Объяснение техники преодоления естественных препятствий: склонов, подъемов.


2. Основы туристской подготовки

2.1. Виды спортивного туризма

Теоретические занятия

Виды спортивного туризма: пешеходный, горный, водный, лыжный, велосипедный, спелеотуризм, комбинированный туризм. Особенности туристских соревнований, игр, фестивалей.


2.2. Личное снаряжение туриста, групповое снаряжение туристов

Теоретические занятия

Понятие о личном снаряжении: для занятий туристской техникой, спортивным ориентированием, для подготовки и участия в походе. Требования к снаряжению и правила его эксплуатации.

Специальное туристское снаряжение для занятий техникой туризма. Перечень личного снаряжения: спортивная форма, страховочные системы (грудная обвязка, беседка), их виды, устройство и требования к ним; карабины, петли самостраховки, петля из репшнура диаметром 6 мм (прусик самостраховки), современные страховочные и спусковые устройства, рукавицы, альпеншток, каска и т.д.

Виды карабинов: без муфты, с закручивающейся муфтой, с автоматической и полуавтоматической закручивающейся муфтой.

Снаряжение для занятий ориентированием (в летний период): компас, планшет, одежда, обувь. Правила их эксплуатации и хранения.

Снаряжение для похода. Перечень личного снаряжения, требования к нему; типы рюкзаков, спальных мешков, их преимущества и недостатки; правила размещения предметов в рюкзаке; одежда и обувь для летнего похода.

Практические занятия

Формирование умений и навыков работы с личным снаряжением. Укладка рюкзака, подгонка снаряжения. Надевание и снятие страховочных систем, размещение карабинов, страховочных рукавиц, прусика самостраховки на системе участника. Подбор специального снаряжения для летнего периода: проверка комплектности и исправности снаряжения, транспортировка и подготовка к занятиям и соревнованиям. Изготовление, совершенствование, эксплуатация, ремонт и хранение личного снаряжения.

Групповое снаряжение туристов

Теоретические занятия

Понятие о групповом снаряжении, требования к нему. Перечень командного снаряжения: веревки, рюкзаки, палатка, хозяйственный набор. Правила их эксплуатации.

Типы и функции веревок: динамические (для организации страховки и сопровождения), статические (для наведения перил). Маркировка веревок.

Типы рюкзаков: спортивные (беговые), походные; их назначение, преимущества и недостатки.

Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки.

Практические занятия

Наведение страховочных перил. Укладка рюкзака. Установка и снятие палатки. Эксплуатация, ремонт и хранение группового снаряжения.


2.3. Технико-тактическая подготовка к виду «Личная техника пешеходного туризма)»

Теоретические занятия

Естественные и искусственные препятствия. Освоение техники прохождения (преодоления) различных этапов. Знакомство с понятием «самостраховка». Понятия «дистанция», «технический этап», «прохожде­ние этапа», «время работы на этапе», «контрольное время работы на этапе», «рабочая зона этапа». Технические этапы дистанций 1-го, 2-го классов: характеристика и параметры этапов, способы их прохождения.

Практические занятия

Отработка умений и навыков прохождения этапов, дистанций. Отработка и совершенствование техники движения рук и ног, положения тела при преодолении этапов:

без специального туристского снаряжения: переправа по веревке с перилами (параллельная переправа); подъем и спуск по склону по перилам; маятник; преодоление заболоченного участка по кочкам; переправа по заранее уложенному бревну.

с использованием специального туристского снаряжения: переправа по веревке с перилами (параллельная переправа) с самостраховкой; подъем и спуск по склону с самостраховкой по перилам, наведенным судьями; траверс; подъем - траверс - спуск с самостраховкой по перилам, наведенным судьями; переправа по заранее уложенному бревну на самостраховке с использованием перил, наведенных судьями.

Изучение техники вязания узлов: «проводник одним концом», «восьмерка проводник», «прямой», «встречный», «схватывающий». Спортивное и прикладное значение узлов.


2.4. Технико-тактическая подготовка к виду «Командная техника пеше­ходного туризма»

Теоретические занятия

Организация работы команды на технических этапах дистанций 1-го, 2-го классов по технике пешеходного туризма. Распределение обязан­ностей между членами команды. Взаимодействие членов команды на дистанции, обязанности капитана и замыкающего участника, взаимопо­мощь при работе.

Практические занятия

Формирование умений и навыков работы на дистанции командой (последовательность преодоления отдельных этапов каждым участником):

без специального туристского снаряжения: установка и снятие палатки; разжигание костра; переправа по веревке с перилами (параллельная переправа), наведенными судьями; подъем и спуск по склону по перилам, наведенным судьями; вязание узлов; «маятник»; преодоление заболоченного участка по кочкам; переправа по заранее уложенному 6peвну без самостраховки; оказание медицинской доврачебной помощи;

с использованием специального туристского снаряжения: переправа по веревке (параллельная переправа), с перилами наведенными судьями; подъем и спуск по склону с самостраховкой по перилам, наведенными судьями; переправа по заранее уложенному бревну на самостраховке с использованием перил, наведенных судьями.


2.5. Технико-тактическая подготовка к виду «Контрольно-туристский маршрут».

Теоретические занятия

Организация работы команды на технических этапах дистанций 1-2-го классов. Распределение обязанностей между членами команд. Взаимодействие команды на дистанции, обязанности лидера, капитана и замыкающего участника, взаимозаменяемость, взаимопомощь. Организация самостраховки на вертикальных перилах.

Практические занятия

Работа на этапах, оборудованных судейским снаряжением. Формирование умений и навыков работы на дистанции командой:

без специального туристского снаряжения: установка и снятие палатки; разжигание костра; переправа по веревке с перилами (параллельная переправа), наведенными судьями; подъем и спуск по склону по перилам, наведенными судьями; вязание узлов; «маятник»; преодоление заболоченного участка по кочкам; переправа по заранее уложенному бревну без самостраховки; оказание первой доврачебной помощи;

с использованием специального туристского снаряжения: переправа по веревке (параллельная переправа) с перилами, наведенными судьями; подъем и спуск по склону с самостраховкой по перилам, наведенным судьями; траверс на самостраховке; переправа по заранее уложенному бревну на самостраховке с использованием перил, наведенных судьями.


3. Основы гигиены и первая доврачебная помощь

3.1. Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний и травм на занятиях и соревнованиях по туристскому многоборью, спортивному ориентированию, в походе.

Теоретические занятия

Понятие о гигиене: гигиена физических упражнений, ее значение и основные задачи. Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий.

Практические занятия

Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними.


3.2. Походная медицинская аптечка

Теоретические занятия

Подготовка медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Перечень и назначение лекарственных препаратов. Практические занятия Формирование походной медицинской аптечки.


3.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

Теоретические занятия

Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Тепловой и солнечный удары, ожоги. Помощь утопающему. Простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления.

Практические занятия

Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему (определение травмы, заболевания, практическое оказание помощи).

4. Общая и специальная физическая подготовка

4.1. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивного травматизма

Теоретические занятия

Врачебный контроль и самоконтроль. Значение и содержание врачебного контроля при занятиях спортом. Понятие о здоровом образе жизни. Необходимость чередования труда и спортивных занятий. Режим питания.

Практические занятия

Прохождение врачебного контроля. Ведение дневника самоконтроля.


5. Ориентирование на местности

5.1. Краткие сведения о спортивном ориентировании

Теоретические занятия

Ориентирование - средство физического развития, оздоровления, закаливания. Ориентирование в программе туристских соревнований. История развития ориентирования.

Практические занятия

Знакомство с фото- и видеоматериалами об ориентировании.

Виды ориентирования, правила соревнований

Ориентирование в заданном направлении, по выбору, на маркированной трассе (зимнее ориентирование). Правила соревнований. Права и обязанности участников.

Практические занятия

Действие участника перед стартом, на старте, на дистанции, на контрольном пункте, в финишном коридоре, после финиша.

5.2. Топографическая подготовка

Понятие о топографической карте. Назначение топографической карты, ее отличие от спортивной карты. Масштаб.

Практические занятия

Работа с картами различного масштаба, упражнения по определению масштаба, измерение расстояния по карте. Прогулка в лес с картой. Защита карты от непогоды на соревнованиях.

5.3. Техника и тактика ориентирования

Понятие о технике ориентирования: приемы работы с компасом, измерение расстояний, движение по площадным и линейным ориентирам, преодоление препятствий.

Практические занятия

Отработка приемов работы с компасом. Ориентирование карты по компасу, упражнения на засечки, определение азимута на заданный предмет.

Теоретические занятия

Понятие о тактике ориентирования: выбор тактических приемов для прохождения конкретных участков дистанции. Взаимосвязь тактики и техники. Значение тактики для достижения результата. Тактические действия на соревнованиях. Ориентиры: опорные, тормозные, ограничивающие. Подход к контрольному пункту и уход с него.

Практические занятия

Отработка тактических действий на дистанции, тактики прохождения дистанции, действий в районе контрольного пункта.

6. Организация и проведение походов

6.1. Подготовка к походу

Теоретические занятия

Туристский поход - средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков.

Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода.

Практические занятия

Изучение района похода по литературе, картам, отчетам о походе. Подготовка личного и группового снаряжения.


6.2. Краеведение

Теоретические занятия

История, культура и природные особенности родного края. Экскурсионные объекты на территории края: исторические, архитектурные, природные, заповедные, памятные места. Музеи. Организация и проведе­ния экскурсии.

Практические занятия

Знакомство с достопримечательностями родного края, изучение литературных источников. Разработка плана организации экскурсий. Экскурсия в краеведческий музей, к историческим и природным памятникам.


6.3. Организация туристского быта

Теоретические занятия

Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участников и т.д.).

Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту привала и бивака. Правила поведения в палатке. Правила разведения костра. Типы костров. Правила работы с топором, пилой при заготовке дров. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком.

Практические занятия

Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Установка палаток. Размещение вещей в них. Защита палатки от намокания и проникновения насекомых. Разведение костра, заготовка дров. Уборка места лагеря перед уходом группы.

6.4. Питание в туристском походе

Теоретические занятия

Значение правильного питания в походе. Организация питания в одно-трехдневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Питьевой режим на маршруте.

Практические занятия

Составление меню и списка продуктов. Приготовление пищи на костре.


6.5. Туристские должности в группе

Должности постоянные и временные. Постоянные должности в группе: командир группы, ответственный за питание, за снаряжение, про­водник, краевед, санитар, ремонтный мастер, фотограф. Временная должность в группе - дежурный по кухне.

Практические занятия

Распределение обязанностей на период подготовки, проведения похода и подведения его итогов.

6.6. Правила движения в походе

Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня.

Практические занятия

Отработка движения колонной. Соблюдение режима движения. Отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности: по лесу, через заросли кустарников, завалы, по заболоченной местности.


Планируемые результаты


Предметные результаты: Сформированные знания, умения и навыки по туризму, сформированные навыки жизнеобеспечения и выживания в условиях природной среды;

Метапредметные: Разностороннее физическое развитие и физическая подготовленность; сформированные навыки здорового образа жизни, обученность основам краеведческого исследования;

Личностные: Выраженные морально-волевые качества, гражданственность, чувство любви к Родине, ответственная гражданская позиция.

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ


Календарный учебный график

Тема

Количество часов



Форма контроля

всего

теория

практика

1

Введение





1.1

Значение туризма

1

1


Опрос

1.2

Воспитательная роль туризма

1

1


Опрос

1.3

Правила поведения туристов и техника безопасности на занятиях

1

1


Практическая работа


3

3

0


2

Основы туристской подготовки




Опрос

2.1

Виды спортивного туризма.

2

2

0

Опрос

2.2

Личное снаряжение туриста.

Групповое снаряжение туриста.

2

1

1

Практическая работа

2.3

Технико-тактическая подготовка к виду «Личная техника пешеходного туризма»

4

1

3

Практическая работа

2.4

Технико-тактическая подготовка к виду «Командная техника пешеходного туризма»

4

1

3

Практическая работа

2.5

Технико-тактическая подготовка к виду «Контрольно-туристский маршрут»

4

1

3

Практическая работа


20

6

13


3

Основы гигиены и первая доврачебная помощь





3.1

Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний и травм на занятиях и соревнованиях по туристскому многоборью, спортивному ориентированию, в походе

1

1


Опрос

3.2

Походная медицинская аптечка

2

1

1

Опрос

3.3

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

4

2

2

Практическая работа


7

4

3


4

Общая и специальная физическая подготовка





4.1

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивного травматизма

2

1

1

Практическая работа


2

1

1


5

Ориентирование на местности





5.1

Краткие сведения об ориентировании.

Виды ориентирования, правила соревнований.

3

1

2

Практическая работа

5.2

Топографическая подготовка

3

1

2

Практическая работа

5.3

Техника и тактика ориентирования

2

1

1

Практическая работа


8

4

5


6

Организация и проведение походов





6.1

Подготовка к походу

2

1

1

опрос

6.2

Организация туристского быта

3

1

2


6.3

Питание в туристском походе

1

1


Практическая работа

6.4

Туристские должности в группе

2

1

1


6.5

Правила движения в походе

2

1

1

Опрос


10

5

5


7

Туристские походы выходного дня

12

0

12



Итого за период обучения:

72

23

49



Условия реализации программы


Материально-техническое обеспечение:

Для реализации программы созданы все необходимые условия

Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм правил, установленных СанПиН эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Спортивный зал, кабинет для теоретических занятий, местность с пересеченным рельефом, компьютер, проектор, личное и групповое снаряжение (палатки, страховочные устройства, карабины, рюкзаки, тенты) медицинская аптечка, туристские коврики, секундомер, компасы.

Информационное обеспечение:

Мультимедийные презентации, видеофильмы, фотографии, литература: по спортивному ориентированию, организации походов, видах и техниках туризма, первой медицинской помощи, о строении и функциях организма; инструкция по технике безопасности, таблица нормативов, топографические карты, маршрутные книжки, маршрутные листы.

Кадровое обеспечение:

Педагог дополнительного образования со средним и высшим образованием.

Форма аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

Фотографии, видео записи, маршрутные листы, протоколы соревнований, протоколы сдачи нормативов.

Формы предъявления и демонстрации результатов:

Участие в соревнованиях, участие в походе, тестирование.

Методические материалы


Данная программа включает в себя следующие методики работы по программе:

- особенности организации образовательного процесса – очная, дистанционная;

- методы обучения(словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

- формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая;

- формы организации учебного занятия - беседа, встреча с интересными людьми, выставка диспут, защита проектов, игра, конкурс, конференция, круглый стол, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, презентация, семинар, соревнование тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, экскурсия, экспедиция, эксперимент, эстафета;

- педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология дистанционного обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология портфолио, технология педагогической мастерской, технология образа и мысли, здоровьесберегающая технология и др.

- алгоритм учебного занятия – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.

Состав учебной группы:

Тема занятия:

Цель занятия:

Задачи занятия:

Форма учебного занятия:

Форма организации работы:

План учебного занятия:

А) Вводная организационная часть;

- приветствие;

- постановка цели занятия.

Б) Введение нового образовательного материала;

- обобщение, систематизация и закрепление материала.

В) Заключительная часть

- подведение итогов занятия.

Ход учебного занятия (содержание структурных частей занятия)

Ход учебного занятия может быть представлен в виде таблицы:

Этапы занятия

Методы обучения

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

  1. Организационный




  1. Основной




  1. Заключительный





Планируемый результат занятия:

Методы обучения в соответствии с избранной классификацией методов:

Используемые образовательные технологии:

Материально-техническое оснащение занятия:

Литература, используемая педагогом для подготовки занятия:


Дидактические материалы: тесты по топографии, схемы, карты, рисунки туристских узлов, образцы готовых узлов, информационный стенд по туризму, канцелярские товары (клей, скотч, карандаши простые и цветные, краски акварель, кисточки, ватман).


Алгоритм учебного занятия



Iэтап - организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

II этап - проверочный.

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

III этап - подготовительный

(подготовка к восприятию нового содержания).

Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).

IV этап - основной.

В качестве основного этапа могут выступать следующие:

1.Усвоение новых знаний и способов действии.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2.Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.

3.Закрепление знаний и способов действуй Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.

4.Обобщение и систематизация знаний. - Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

V этап – контрольный.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

VI этап - итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить

перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.

VII этап - рефлексивный.

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться

работоспособность, психологическое состояние, результативность работы,

содер­жание и полезность учебной работы.

VIIIэтап: информационный. Информация о домашнем задании (если

необходи­мо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения

домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей.



Рабочая программа воспитания (Приложение № 1)


Список литературы

Список рекомендуемой литературы для педагога:

1. А.А. Алексеев Питание в туристском походе – М:2004

2. Аппенинский А. И. Физическая тренировка в туризме: Метод, рекомендации. - М.: ЦРИБ «Турист», 1988

3. Варламов В.Г. Физическая подготовка туристов-пешеходников: Метод, рекомен-дации. - М.: ЦРИБ «Турист», 1979

4. И.В. Васильев В помощь организаторам и инструкторам туризма – М:1973

5. Кодыш Э. Н. Соревнования туристов: пешеходный туризм. - М.: ФиС, 1990

6. Кодыш Э., Луговьер Д. Комбинированный маршрут. - "Турист", 1976, № 10, с. 14.

7. Константинов Ю. С., Куликов В. М. Педагогика школьного туризма: Учебно-метод. пособие. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.

8. Константинов Ю. С. Туристские слеты и соревнования учащихся: Учебно-метод. пособие. - М.: ЦДЮТК МО РФ, 2000.

9 Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм: Учебно-метод. пособие. - М.: ФЦДЮТиК, 2006.

10. Константинов Ю.С. Глаголева О.Л. Уроки ориентирования: Учебно-метод. пособие. - М.: ФЦДЮТиК, 2005.

11. В.М. Култков, Ю.С. Константинов Топография и ориентирование в туристском путешествии – М:2001

12. Линчевский Э. Э. Психологический климат туристской группы. М.: Физкультура и спорт, 1981.-III с., ил.

13. Л.П. Шиянов, А.В.Рогаткин Походы выходного дня – М:1985

14. МасловА.Г., Константинов Ю.С.,Дрогов И А. Полевые туристские лагеря. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

15. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Латчук В.Н. Способы автономного выживания человека в природе. - М.: Изд. Центр «Академия», 2004.

16. Спортивный туризм: Учеб. пособие /Под ред. С.П.Евсеева, Ю.Н.Федотова. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 1999.

17. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие / Под ред. Ж.К.ХолодовВ.С.Кузнецов. - М.: Изд. Центр «Академия», 2000

18. Я. Стемпиньска, Т. Шаевский Первая помощь при несчастных случаях и в экстремальных ситуациях – М: 1998 (2)

19. В.И. Симаков Туристские походы выходного дня – М: 1984

20. https://fcdtk.ru/

21. http://www.tssr.ru/

22. https://rufso.ru/

23. https://minobrnauki.gov.ru/

24. https://minobr.75.ru/

25. https://edu-chita.ru/

26. https://navigator.zabedu.ru/

Список рекомендуемой литературы для детей и родителей:

1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе – М:2004

2. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование – М «Физкультура и спорт» 1987

3. Кодыш Э. Н., Константинов Ю.С, Кузнецов Ю.А. Туристские слеты и соревнования – Профиздат 1988

4. Култков В.М., Константинов Ю.СТопография и ориентирование в туристском путешествии – М:2001

5. Лазурка И., Лазурка П. Полоса препятствий. - "Турист", 1970, № 6, с. 29.

О тренировке перед пешеходным походом.

6. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Латчук В.Н. Способы автономного выживания человека в природе. - М.: Изд. Центр «Академия», 2004.

 7. Морские узлы Составитель: Л. Н. Скрягин Издательство "Транспорт", 1992

8. https://navigator.zabedu.ru/

9. http://www.tssr.ru/main/docs/1896/


Приложение №1

к ДООП “Альтаир”













РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ





























г. Краснокаменск, 2022

Введение

С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

Путин В.В. отметил, что смысл предлагаемых поправок в том, чтобы «укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы». Он подчеркнул, что система образования не только учит, но и воспитывает, формирует личность, передает ценности и традиции, на которых основано общество.

«Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде". (Статья 2, пункт 2)

Раздел 1.Особенности организуемого воспитательного процесса


Деятельность детского туристического клуба «Альтаир» имеет туристско-краеведческую направленность. Объединение работает на базе МБУДО «Детско-юношесский центр» г. Краснокаменска. Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 11 до 17 лет. Формы работы – индивидуальные и групповые. Основное направление работы: является использование современных техногогий, таких как ИКТ, технология взаимообучения. Кроме того для команд проводятся совместные занятия, где команды учатся друг у друга. Также после каждого похода проводится анализ результатов и снова проводится теоретический этап. В процессе подготовки второго похода или экскурсии учитываются ошибки первого и т.д. Этот цикличный метод обучения способствует поддержанию интереса учащихся и более крепкому закреплению полученных знаний и умений, которые они со временем передадут, учащимся первого года обучения. Программа призвана создать среду для творческого коллективного и индивидуального поиска ее участников.



Процесс воспитания в детском объединении «Краеведение» основывается на следующих принципах взаимодействия педагога и учащихся:


  • неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности, обучающегося при нахождении учреждении;

  • ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагога работников;

  • организация основных совместных дел, обучающихся и педагога;

  • активное участие в ключевых делах Детско-юношеского центра;

  • системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.


Роль дополнительного образования в укреплении

воспитательной составляющей

Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т. к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер (т. е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).

Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с обучающимися.

Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского коллектива. 

Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:

  •  помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место;

  • выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности обучающегося;

  • формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;

  • способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;

  • развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);

  • формирует у учащегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов совей работы;

  • создает условия для развития творческих способностей учащегося.

Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может через:

  • создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым;

  • создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося, чтобы научить самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;

  • использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый обучающийся мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях;

  • создание в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности

Раздел 2.Цель и задачи воспитания


Сегодня задан современный национальный воспитательный идеал, который подразумевает высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на традиционных российских духовных ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) целью воспитания в кружке «Краеведение» является: формирование и развитие нравственной, творческой, компетентной личности учащегося как будущего гражданина России, проявляющего патриотические убеждения и гражданскую идентичность, сохраняющего культуру своего народа, придерживающегося здорового и безопасного образа жизни, стремящегося к созидающему труду через:

  • усвоение знаний основных этических и социальных норм, социально значимых знаний выработанных и принятых в российском обществе;

  • развитие личностно позитивных отношений к указанным общественным нормам и ценностям, в процессе формирования опыта социально значимых отношений;

  • приобретение соответствующих этим ценностям опыта и моделей поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике в процессе осуществления социально значимых дел.


Данная цель ориентирует на обеспечение позитивной динамики развития личности ребёнка.


Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся позволяет выделить в ней приоритеты в воспитании обучающихся подросткового и юношеского возрастов.


Приоритеты в воспитании обучающихся

подросткового возраста


Целевой приоритет: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся.


Приоритетные ценностные отношения:

  • к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

  • к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

  • к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

  • к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

  • к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

  • к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

  • к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

  • к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

  • к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

  • к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.


Приоритеты в воспитании обучающихся

юношеского возраста


В воспитании обучающихся юношеского возраста таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел.

Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни.

Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в ОДО.

Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению обучающихся во взрослую жизнь окружающего их общества.


Приоритетный опыт:


  • опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

  • трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;

  • опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;

  • опыт природоохранных дел;

  • опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, ОДО, дома или на улице;

  • опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;

  • опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;

  • опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

  • опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;

  • опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.


Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями обучающихся, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания.


Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач.


Задачи воспитания:


  • способствовать активизации и ориентации интересов воспитанников на интеллектуальное, физическое и духовное развитие.

  • изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики детей;

  • воспитывать в детях взаимоуважение (взаимопомощь, взаимоотношения, доброе отношение друг к другу);

  • воспитывать бережное отношение к природе;

  • создать условия для интеллектуального, эстетического, физического, коммуникативного, самовыражения личности учащегося;

  • развивать творческую деятельность;

  • развивать активную жизненную позицию ребенка.

  • внедрение и соблюдение собственных ритуалов, традиций, законов 


Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся.


Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности


Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы педагога.

Каждое из них представлено в соответствующем модуле.


  • Модуль «Воспитание на учебном занятии»

  • Модуль «Воспитание в детском объединении»

  • Модуль «Ключевые дела»
  • Модуль «Самоуправление»
  • Модуль «Выставки, концерты, спектакли, конкурсы ...»

  • Модуль «Работа с родителями».


Модуль «Воспитание на учебном занятии»

Целевые ориентиры воспитания на учебных занятиях заключаются в следующем:

  • включение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, в ходе которой дети приобретают социально значимые знания, вовлекаются в социально значимые отношения, получают опыт участия в социально значимых делах;

  • реализация важных для личностного развития социально значимых форм и моделей поведения;

  • формирование и развитие творческих способностей;

  • поощрение педагогами дополнительного образования детских инициатив и детского самоуправления.



Воспитательный потенциал учебных занятий реализуется в деятельностном подходе в опоре на возрастные и индивидуальные особенности учащихся, согласно направленности ДООП.




Направленность ДООП

Приоритетное содержание учебных

занятий

Виды и содержание деятельности учащихся

Формы учебных занятий и образовательные технологии

1.

Социально-

гуманитарная

Формирование

социально адаптированных свойств личности формирование их гражданской позиции, патриотизма, национального самосознания, духовно- нравственной культуры, культура досуга и общая культура

Применяются интегративные методы обучения, формируются навыки ХХI века, навыки взаимодействия, наставничества, разрабатываются и реализуются социальные проекты, получают опыт социального взаимодействия и сотрудничества, осуществляются социальные волонтерские пробы

  • Деловая игра

  • Мастерская общения

  • Наставничество

  • Метод проектов

  • Дистанционно- образовательные технологии

  • Образовательное событие

  • Альтернативные

  • формы оценивания

  • Модерация

  • Социально значимые акции

  • Игры и игровые программы

  • Дискуссии

  • Стажировки

  • Десанты

Модуль «Воспитание в детском объединении»

Реализация педагогами воспитательного потенциала объединения предполагает следующую деятельность.

Виды и формы деятельности:

  • установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися, способствующих позитивному восприятию последними требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности;

  • побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых явлений, организация их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

  • использование воспитательных возможностей содержания материала через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор содержания в соответствии с направленностью, реализуемой дополнительной общеобразовательной программы;

  • применение на занятиях интерактивных форм работы обучающихся: различного рода игр, дискуссий, диспутов, конкурсов, проектов, организация работы в группах и др.;

  • организация сотрудничества и взаимной помощи обучающихся;

  • создание образовательных ситуаций, дающих возможность генерирования и оформления собственных идей, способствующих формированию навыка уважительного отношения к чужим идеям, навыка публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.





Модуль «Ключевые дела»


Ключевые культурно-образовательные события – это главные традиционные культурно- образовательные события учреждения. Это образовательные, досуговые и просветительские проекты участие в которых объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые культурно-образовательные события обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в учреждении.


Для этого в МБУДО «ДЮЦ» по данному направлению используются следующие формы работы:


На внешнем городском уровне:
  • социокультурные проекты, направленные на просвещение, вовлечение учащихся в образовательный досуг, повышение эрудиции и кругозора, развитие социально-значимых личностных качеств.



Данные проекты реализуются для учащихся учреждения и города:

  • проведение праздничных мероприятий для классов общеобразовательных школ города и детских объединений «ДЮЦ»;

  • проведение тренингов на сплочение детского коллектива, воспитания лидерских качеств по заявкам классных руководителей общеобразовательных школ города и педагогов руководителей детских объединений учреждения;

  • социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые учащимися и педагогами дополнительного образования комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на реализацию социально-значимых дел:

  • социально-значимая акция «Неделя добра»;

  • социально-значимая кампания «Всем нужен друг».

  • открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни «ДЮЦ», города, страны.

  • участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.



На уровне учреждения

  • общие праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все детские объединения «ДЮЦ»:

    • День отца;

    • День матери;

    • Новый год;

    • 23 февраля;

    • 8 марта;

    • День Победы;

    • общие культурно-образовательные события – ежегодно проводимые крупные просветительские и презентационные дела, связанные с популяризацией науки, социально-предпринимательского проектирования, художественного творчества и формирования ценностного отношения к здоровью:

    • Научно-практическая конференция;

    • Отчетные концерты и отчетные мероприятия детских объединений.


    • церемонии награждения учащихся, педагогов проводятся в рамках определенных дат и событий за активное участие в жизни Дворца творчества и значимый вклад в общественные дела, защиту чести учреждения в конкурсах, соревнованиях. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и детьми, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.


На уровне творческих объединений:


    • открытые досуговые событийные мероприятия и учебные занятия - театрализованные выступления педагогов, родителей и учащихся с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни детских объединений проводятся в детских коллективах как открытые итоговые мероприятия. Они создают атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению детского, педагогического и родительского сообществ учреждения.


На индивидуальном уровне:


    • вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые культурно-образовательные события детских объединений в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);

    • индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых культурно-образовательных событий;

    • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых событий, дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими учащимися, с педагогами и другими взрослыми;

    • при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

Модуль «Самоуправление»

Поддержка детского самоуправления педагогу воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.

Детское самоуправление осуществляется следующим образом.


Виды и формы деятельности:

На уровне объединения:


    • через деятельность выбранных по инициативе и предложениям обучающихся лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы объединения в общих делах и призванных координировать его работу с работой органов самоуправления ДЮЦ и педагогов;

    • через организацию распределения ролей (должностей, поручений) между членами объединения.


На индивидуальном уровне:


    • через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализ ключевых дел организации и дел конкретного объединения;

    • через реализацию обучающимися, взявшими на себя ответственность за то или иное дело, мероприятие, функцию по координации действий других обучающихся;


Модуль «Экскурсии, походы»

Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающимся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях.

На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности.


Виды и формы деятельности:


    • регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в объединениях педагогами и родителями обучающихся: в музей, в картинную галерею, в технопарк, на предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди обучающихся ролей и соответствующих им заданий, например: «фотографов», «разведчиков», «гидов», «корреспондентов», «оформителей»);

    • литературные, исторические экспедиции, организуемые педагогами и родителями обучающихся в другие города или села для углубленного изучения биографий проживавших здесь российских поэтов и писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;

    • поисковые экспедиции – вахты памяти, организуемые поисковым отрядом к местам боев Великой отечественной войны для поиска и захоронения останков погибших советских воинов;

    • многодневные походы, организуемые совместно со школами и осуществляемые с обязательным привлечением обучающихся к коллективному планированию (разработка маршрута, расчет времени и мест возможных ночевок и переходов), коллективной организации (подготовка необходимого снаряжения и питания), коллективному проведению (распределение среди обучающихся основных видов работ и соответствующих им ответственных должностей), коллективному анализу туристского путешествия (каждого дня – у вечернего походного костра и всего похода - по возвращению домой);

    • турслет с участием команд, сформированных из педагогов, детей и родителей обучающихся, включающий в себя, например: соревнование по технике пешеходного туризма, соревнование по спортивному ориентированию, конкурс на лучшую топографическую съемку местности, конкурс знатоков лекарственных растений, конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни, конкурс благоустройства командных биваков, комбинированную эстафету;

    • летний выездной палаточный лагерь, ориентированный на организацию активного отдыха детей, обучение навыкам выживания в дикой природе, закаливание (программа лагеря может включать мини-походы, марш-броски, ночное ориентирование, робинзонады, квесты, игры, соревнования, конкурсы);

    • виртуальные экскурсии и путешествия.


Модуль «Выставки, концерты, спектакли, конкурсы ...»

Выставки, концерты, спектакли и др. помогают обучающимся реализовать свой творческий потенциал, приобрести важный опыт презентации результатов своей творческой деятельности, а также опыт принятия оценки результатов своего труда другими обучающимися и взрослыми.

Выставки, концерты, спектакли и др. формируют у обучающихся навык самооценки результатов своего труда, способствуют получению опыта его сравнения с результатами других обучающихся.

Выставки, концерты, спектакли и др. обладают значительными воспитательными возможностями, которые реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности.


Виды и формы деятельности:

  • регулярные выставки, концерты, спектакли и др., организуемые внутри детских объединений;

  • выставки, концерты, спектакли и др., организуемые в рамках ключевых дел в ОДО;

  • участие в выставках, концертах, спектаклях и др., организуемых совместно с другими учреждениями и организациями, в социуме;

  • участие в выставках, конкурсах и пр. на муниципальном, региональном, межрегиональном, федеральном и международном уровнях, в т.ч. в интернет-проектах;

  • пополнение личных портфолио творческими работами, а также оценочными материалами (грамотами, дипломами, сертификатами и др.), презентация персональных портфолио;

  • тематические смены, ориентированные на развитие творческого потенциала обучающихся в период школьных каникул.


Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая обучающихся предметно-эстетическая среда, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающихся, способствует формированию у них чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся организации. Воспитывающее влияние на обучающихся осуществляется через различные виды и формы работы.


Виды и формы деятельности:

  • оформление интерьера помещений (кабинета для занятий кружка, рекреаций) и их периодическая переориентация;

  • размещение на стендах регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящегося обучающихся с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в ОДО (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);

  • благоустройство кабинетов, осуществляемое руководителями объединений вместе с обучающимися, позволяющее им проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения педагога со своими воспитанниками;

  • событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);

  • совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особой символики (флаг, гимн, эмблема, логотип и т.п.), используемой как в повседневности, так и в торжественные моменты жизни – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых дел и иных происходящих знаковых событий;

  • акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях.


Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями учащихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и учреждения в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями учащихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:


На групповом уровне:

  • родительский комитет, участвующий в решении вопросов воспитания и социализации их детей;

  • семейные проекты и мероприятия, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для совместного проведения досуга и общения;

  • родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;

  • открытые учебные занятия и мероприятия, во время которых родители могут видеть образовательный процесс для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в учреждении и образовательные достижения детей обучения по ДООП;

  • организована обратная связь с родителями на интернет-сайте учреждения, где обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.

На индивидуальном уровне:

  • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общих мероприятий учреждения и мероприятий детского объединения;

  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

РАЗДЕЛ 4.Самоанализ воспитательной работы


Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы педагога являются:


  • принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, и уважительного отношения к обучающимся;

  • принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий педагога на анализ не количественных его показателей, а качественных -таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогами;

  • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий педагога на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;

  • принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий педагога на понимание того, что личностное развитие обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором педагог ДЮЦ участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей.

Приложение 1

Календарный график мероприятий на 2022-2023 учебный год МБУДО «ДЮЦ»


Модуль

п/п

Название мероприятия /продолжительность

Целевые приоритеты

Дата Реализации

Ответственный

Ключевые дела

1

Конкурс - фестиваль "Народы Забайкалья"

- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;

20.10.2022

Бирюкова М.Д.

2

Общедюцевское мероприятие: Киноурок "Стеша". (14-18 ноября)

Формирование у учащихся представлений о чувстве долга, самоотверженности, верности своим жизненным принципам, понимания экологии как основы взгляда на жизнь в нашу эпоху; формирование основ российской гражданской идентичности, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии; формирование уважительного отношения к иному мнению, умения вести диалог.

14.11.2022

Бирюкова М.Д., педагоги ДО

3

Круглый стол «Отголоски прошлого» (Декабристы Забайкалья)

опыт изучения истории государства, направленный на проявление патриотического чувства; к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.

17.12.2022

Бирюкова М.Д.

4

Акция "Блокадный хлеб" (в течении недели)

- опыт изучения истории государства, воинских традиций, направленных на проявление патриотического чувства; опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции.

20.01.2023

Бирюкова М.Д.

5

НПК «Юные исследователи Забайкалья» (в течении 2 недель)

- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;

25.02.2023

Бирюкова М.Д.

6

Единый урок памяти 2023

- опыт изучения истории государства, направленного на проявление патриотического чувства; опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции.

19.04.2023

Бирюкова М.Д..

7

Экологический фестиваль

Отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.

01.06.2023

Бирюкова М.Д. педагоги ДО

Выставки, концерты, спектакли, конкурсы, соревнования ...

8

Малая городская олимпиада по экологии

- опыт самостоятельного приобретения новых знаний; опыт природоохранных дел;опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции.

29.09.2022

Бирюкова М.Д.

9

Акция "Покорми птиц зимой" СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА к Киноуроку "Стеша". (21-25 ноября)

опыт природоохранных дел; опыт самостоятельного приобретения новых знаний, опыт проектной деятельности.

21.11.2022

Бирюкова М.Д.

10

Литературные чтения "Что мы Родиной зовём...?" (в течении двух дней)

- опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

25.01. 2023

Бирюкова М.Д.

11

Праздник - награждение интеллектуальных конкурсов 2022-2023

- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

23.04. 2023

Бирюкова М.Д.

12

"Забайкальские забавы" КТИ.

- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;

16.05.2023

Бирюкова М.Д.

Приложение 2

Анализ воспитательного мероприятия



  1. Название мероприятия.

  2. Дата и место его проведения. Кто проводит?

  3. Состав группы учащихся: мальчики, девочки по интересам и др.

  4. Вид деятельности: входит ли она в систему или является эпизодическим мероприятием.

  5. Цель мероприятия: на решение каких задач коллектива обучающихся и формирование каких качеств личности учащихся рассчитано данное мероприятие в соответствии с приоритетными направлениями рабочей программы воспитания.

  6. Задачи:



№ п/п

Задача

Мероприятие

Результат































  1. Выводы: (описать плюсы и минусы мероприятий).

  2. Отзывы детей, родителей.



Приложение 3

Анализ воспитательной деятельности

  1. Цель воспитательной деятельности

  2. Задачи

  3. Приоритетные направления

  4. Анализ развития коллектива

  5. Анализ участия обучающихся в жизнедеятельности объединения и ОУ

  6. Достижения объединения и обучающихся в мероприятиях различного уровня

  7. Взаимодействие с семьёй

  8. Анализ организации и эффективности воспитательного процесса

  9. Выводы

  10. Перспективные цели, ведущие задачи и приоритетные направления воспитательной работы на новый учебный год.