Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пристень»
Пристенского района Курской области
Принята УТВЕРЖДАЮ
На заседании педагогического Директор МКОУ
Совета «СОШ №1 п.Пристень»
« » августа 2024г Л.И Дзюба
Протокол № Протокол № от
« » авуста 2024г
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социальной направленности
военно-патриотический клуб «Юный патриот»
(базовый уровень)
возраст обучающихся 13-17
срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель
КАРПАЧЕВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ,
педагог дополнительного образования
п. Пристень 2024г
.
Образовательная программа « Юный патриот»
Пояснительная записка.
В современном мире ясно прослеживается изменение ценностных ориентаций, отношение к службе в Вооруженных Силах. В подростковой среде авторитет Российской Армии очень низок. Особенно эта ситуация усилилась после вооруженных конфликтов на Северном Кавказе, в Приднестровье. Психологически подростки не подготовлены к экстремальным ситуациям, у них изменилась шкала ценностей, а ведь известно, что человек без жизненных идеалов бесполезен для общества. Чтобы улучшить подготовку подростков к военной службе, прежде всего надо перестроить сознание призывника, вызвать интерес, стремление и положительное отношение к ней. Без патриотического воспитания молодежи у страны нет благополучного будущего.
Для улучшения подготовки подростков к военной службе, поднятия престижа Российской Армии составлена программа «Юнармеец».
Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания подростков и является одной из основ их духовно-нравственного развития.
Работа по данной программе проводится в соответствии с требованиями государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 г.г.» утверждённая постановлением правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. №422, федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», федерального закона «О Днях воинской славы (победных днях) России», Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации. Программа «Юнармеец», прежде всего, перестраивает сознание подростка, формируя у него необходимые установки на предстоящую службу.
Военно-патриотическое воспитание программы направлено на формирование у молодежи духовно-нравственных принципов и гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Физкультурно-оздоровительная работа программы направлена на развитие и совершенствование у молодёжи физических качеств – выносливости, силы, быстроты и ловкости. Обучающиеся овладевают навыками преодоления различных препятствий, стрельбы из пневматического оружия.
1.2 Цель и задачи – совершенствование гражданского и патриотического воспитания подростков и повышение престижа службы в Российских Вооруженных Силах
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
Укрепление здоровья, военно-патриотическое воспитание молодёжи, комплексная подготовка юношей к службе в Вооруженных силах России;
Развитие физических, духовных и нравственных качеств личности, формирование здорового образа жизни;
Профессиональная ориентация подростков;
Закрепление навыков полученных в процессе обучения в общеобразовательных учреждениях.
Для достижения поставленных задач в ходе занятий выдается теоретический материал (рассказ, объяснение, показ), для обучения, закрепления и проверки усвоения пройденного материала проводятся практические занятия и прием тестов физической подготовленности.
Программа состоит из 7 разделов: основы знаний «Юнармейца», физическая подготовка, огневая подготовка, строевая подготовка, исторические и боевые традиции Отечества, основы безопасности жизнедеятельности, медицинская подготовка.
Срок реализации программы 1 год, в состав группы входят юноши в возрасте 13 - 15 лет, количество обучающихся в группе 12 – 15 человек, набор детей в группу – свободный, форма занятий – групповые и индивидуальные, продолжительность занятий – 3 по 45 минут.
При реализации данной программы основываюсь на базовые знания обучающихся, полученные на уроках ОБЖ и физической культуры. Реализация данной программы позволяет подготовить подростков к военной службе в соответствии с требованиями Федеральных законов «Об образовании» и «О воинской обязанности и военной службе».
Планируемые результаты освоения учебной программы
Контроль за ЗУН обучающихся осуществляется на практических занятиях в следующих формах: собеседование, выполнения контрольных упражнений.
По окончании курса данной программы, обучающиеся должны знать:
Технику безопасности на занятиях по физической, стрелковой, строевой подготовке;
Материальную часть автомата Калашникова;
Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата Калашникова;
Специфику физической подготовки;
Последовательность неполной разборка и сборки АКМ-74;
Меры безопасности при обращении с автоматом и патронами;
Правила прицеливания и стрельбы из пневматической винтовки;
Государственную и военную символику;
Дни воинской славы России;
Структуру Вооруженных Сил Российской Федерации;
Историю, символы и геральдику .
Символы воинской чести;
Правила оказания первой медицинской помощи при различных видах травм;
Правила безопасного поведения у водоемов, при пожаре, в природных экстремальных ситуациях;
Опасные природные факторы и защиту от их влияния;
Современные средства поражения;
Мероприятия ГО по защите населения;
Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;
Приборы радиационной и химической разведки и правила пользования ими.
Должны уметь:
Выполнять неполную разборку и сборку АКМ-74;
Правильно прицеливаться и прицельно вести стрельбу по мишени;
Выполнять строевые приемы на месте и в движении по одному и в отделении согласно Строевому уставу Вооруженных Сил Российской Федерации;
Выполнять перевязку при различных видах травм, останавливать кровотечение различными способами, накладывать шины при различных переломах;
Одевать противогаз и костюм химической защиты;
Применять различные туристические узлы, в зависимости от ситуаций;
Применять различные способы преодоления естественных препятствий в пешем и лыжном походах;
Ориентироваться на местности с помощью карты и компаса.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Название раздела,темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
всего | теория | практика |
| Раздел 1. Основы знаний | 1 | 1 | | |
| Знакомство с деятельностью «Юный патриот». Техника безопасности на занятиях по физической, стрелковой, строевой подготовке. | 1 | 1 | | Опрос Рефлексия |
| Раздел 2. Физическая подготовка | 7 | 1 | 6 | |
| Определение уровня физических качеств: сила, скоростная сила, выносливость, ловкость, силовая выносливость посредством сдачи тестов физической подготовленности. | 1 | 1 | | Опрос Беседа |
| Изучение техники движений со снарядами и на тренажерах, оценка величины отягощения. | 1 | | 1 | Опрос |
| Круговая тренировка общефизической направленности. | 1 | | 1 | Опрос Беседа |
| Круговая тренировка на развитие силы. | 1 | | 1 | Наблюдение |
| Круговая тренировка на развитие скоростной выносливости. | 1 | | 1 | Наблюдение |
| Круговая тренировка повышенной интенсивности. | 2 | | 2 | Наблюдение выставка |
| Раздел 3. Огневая подготовка. | 8 | | | |
9 | Материальная часть автомата Калашникова. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата. | 1 | 1 | | Беседа |
10-15 | Последовательность неполной разборка и сборки АКМ-74. Меры безопасности при обращении с автоматом и патронами. | 6 | | 5 | Наблюдение |
16 | Знакомство с правилами прицеливания и стрельбы из пневматической винтовки. | 1 | | 1 | Наблюдение |
| Раздел 4. Строевая подготовка. | 8 | | | |
17-18 | Строевая стойка. Повороты на месте. | 2 | | 2 | Наблюдение |
19-20 | Строевой шаг. | 2 | | 2 | Наблюдение, |
21-22 | Повороты направо-налево в движении. | 2 | | 2 | Наблюдение |
23 | Поворот кругом в движении. | 1 | | 1 | Наблюднение |
24 | Строевые приемы в движении в отделении. | 1 | | 1 | Наблюдение |
| Раздел 5. Исторические и боевые традиции Отечества. | 3 | | | |
25 | Государственная и военная символика. . Дни воинской славы России. | 1 | 1 | | Опрос Беседа |
26 | Основные битвы ВОВ, города – герои ВОВ. . Символы воинской чести. | 1 | 1 | | Опрос |
27 | Вооруженные Силы Российской Федерации. . История, символы и геральдика . | 1 | 1 | | Опрос |
| Раздел 6. Основы безопасности жизнедеятельности. | 3 | | | |
28 | Безопасность и защита человека в ЧС | 1 | 1 | | Рассказ |
29 | ЧС локального характера в природе и безопасность. | 1 | 1 | | Рассказ опрос |
30 | Гражданская оборона. | 1 | 1 | | Рассказ опрос |
| Медицинская подготовка | 6 | | | |
31-36 | Первая медицинская помощь при различных видах травм. | 6 | 1 | 5 | Педагогическое наблюдение |
Итого | | 36 | 12 | 24 | |
Содержание разделов программы.
Вводное занятие: Основы знаний - обучающиеся знакомятся с коллективом, с деятельностью кружка «Юный патриот» с правилами техники безопасности на занятиях по физической, стрелковой, строевой подготовке.
В разделе «Физическая подготовка» с обучающимися проводятся занятия, в процессе которых поводится физическая подготовка направленные на развитие физических качеств: сила, быстрота, ловкость, скоростная и силовая выносливость. С использованием различных средств и методов физического воспитания.
В разделе «Огневая подготовка» с обучающимися проводятся занятия, в процессе которых обучающиеся знакомятся с материальной частью автомата Калашникова, Назначением, боевыми свойствами, общим устройством и принципом работы автомата. Выполняют неполную разборку и сборку АКМ-74. Знакомятся с правилами прицеливания и стрельбы из пневматической винтовки.
Выполняют стрельбу по мишеням.
В разделе «Строевая подготовка» обучающиеся знакомятся и изучают на практике строевые приёмы на месте и в движении и с оружием (автомвтом АКМ-74) согласно Строевому уставу Вооруженных Сил Российской Федерации.
В разделе «Исторические и боевые традиции Отечества» обучающиеся знакомятся с Государственной и военной символикой, Днями воинской славы России, Символами воинской чести, основными битвами ВОВ, городами – героями ВОВ, Вооруженными Силами Российской Федерации, историей, символами и геральдикой ЯНАО.
В разделе «Основы безопасности жизнедеятельности» обучающиеся знакомятся с правилами безопасного поведения у водоемов, при пожаре, в природных экстремальных ситуациях; с ЧС аварийного характера в жилище и на транспорте, криминального характера. Опасными природными факторами и защитой от их влияния. Способами подачи сигналов бедствия, способами разведения огня и приготовления пищи, ориентированием и поиском маршрута движения на местности, преодолением рельефных и водных препятствий. Обучающиеся изучают современные средства поражения, мероприятия ГО по защите населения: средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, приборы радиационной и химической разведки. На практике отрабатывают навыки одевания и пребывания в противогазе и костюме химической защиты.
В разделе «Медицинская подготовка» обучающиеся знакомятся и изучают на практике правила оказания первой медицинской помощи в природных условиях (ссадины, порезы, укусы животных; вывихи переломы, обморожения; первая помощь утопающему). Первая помощь при ранениях и травмах (виды ран, помощь, повязка на голову и грудь), первая помощь при переломах конечностей. Первая помощь при несчастном случае: остановка кровотечений, повязки на живот, и промежность, верхние и нижние конечности.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК НА 2024- 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п | Модули | Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий | Нерабочие праздничные дни | Сроки проведения промежуточной аттестации |
1 | Юный патриот | 2024- 2025 | 2.09. 2024 | 23.05. 2025 | 36 | 180 | 36 ч. | По 1 часу 1раз в неделю | 04.11.24 31.12.24- 08.01.25 23.02.25 08.03.25 01.05.25 09.05.25 | Ноябрь Декабрь Март май |
Календарно –тематическое планирование
7-9 класс
№ п.п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата проведения |
1 | Раздел 1. Основы знаний | 1 | |
| Тема1. Знакомство с деятельностью «Юный патриот». Техника безопасности на занятиях по физической, стрелковой, строевой подготовке. | | |
2 | Раздел 2. Физическая подготовка. | 7 | |
| Тема1. Определение уровня физических качеств: сила, скоростная сила, выносливость, ловкость, силовая выносливость посредством сдачи тестов физической подготовленности. | 1 | |
| Тема2. Изучение техники движений со снарядами и на тренажерах, оценка величины отягощения. | 1 | |
| Тема3. Круговая тренировка общефизической направленности. | 1 | |
| Тема4. Круговая тренировка на развитие силы. | 1 | |
| Тема5. Круговая тренировка на развитие скоростной выносливости. | 1 | |
| Тема6. Круговая тренировка повышенной интенсивности. | 2 | |
3 | Раздел 3. Огневая подготовка. | 8 | |
| Тема1. Материальная часть автомата Калашникова. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата. | 1 | |
| Тема2. Последовательность неполной разборка и сборки АКМ-74. Меры безопасности при обращении с автоматом и патронами. | 5 | |
| Тема3. Знакомство с правилами прицеливания и стрельбы из пневматической винтовки. | 1 | |
4 | Раздел 4. Строевая подготовка. | 8 | |
| Тема1. Строевая стойка. Повороты на месте. | 2 | |
| Тема2. Строевой шаг. | 2 | |
| Тема3. Повороты направо-налево в движении. | 1 | |
| Тема4. Поворот кругом в движении. | 1 | |
| Тема5. Строевые приемы в движении в отделении. | 1 | |
5 | Раздел 5. Исторические и боевые традиции Отечества. | 3 | |
| Тема1. Государственная и военная символика. . Дни воинской славы России. | 1 | |
| Тема2. Основные битвы ВОВ, города – герои ВОВ. . Символы воинской чести. | 1 | |
| Тема3. Вооруженные Силы Российской Федерации. . История, символы и геральдика . | 1 | |
6 | Раздел 6. Основы безопасности жизнедеятельности. | 3 | |
| Тема1. Безопасность и защита человека в ЧС | 1 | |
| Тема2. ЧС локального характера в природе и безопасность. | 1 | |
| Тема3. Гражданская оборона. | 1 | |
7 | Раздел 7. Медицинская подготовка | 6 | |
| Первая медицинская помощь при различных видах травм. | 6 | |
Модуль «Воспитание на учебном занятии»
Реализация педагогами воспитательного потенциала на учебном занятии предполагает следующее:
Установление доверительных отношений между педагогом и егообучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающихся требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности (все формы урока);
Побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации (правовые уроки и акции);
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспектуизучаемых на занятии явлений, организация их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией –инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу,выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроках интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся команднойработеивзаимодействиюсдругимидетьми(тематическиеуроки,посвященныеисторическим датам и событиям);
включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одногруппниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей,навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Модуль«Взаимодействие с родителями»
Еще одним важным моментом в воспитательной деятельности учреждения является работа с родителями.
Целью воспитательной работы является, равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребенкаи педагога, основанное на позитиве.
Задачи:
привлечение родителей к тесному сотрудничеству;
привлечение родителей к посещению театральных постановок и праздников;
оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении ребенка, особенно группы «риска», неблагополучных;
организация общественно значимой деятельности родителей и обучающихся.
В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь, только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка. Процесс взаимодействия направлен на включение родителей в учебно-воспитательный процесс, проведение культурных мероприятий и оздоровительных мероприятий. Большое внимание уделяется привлечению родителей к посещению культурных мероприятий. Работа проводится через индивидуальные общения и проведение родительских собраний. Происходит ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в учреждении, обусловленного необходимостью для выработки единых требований ,общих принципов, определения цели и задач воспитания. В процессе сотрудничества педагогов и родителей успешно решается развитие личности ребенка. Если родитель заинтересован в успехах своего ребенка, поддерживает морально, то и повышается результат.
Механизмы взаимодействия с родителями:
На индивидуальном уровне педагог организовывает встречу со специалистом по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций, осуществлять индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогических работников образовательной организациии родителей.
Особое внимание уделяется индивидуальной работе с неблагополучными семьями (посещение, беседы).
Важным условием успешных воспитательных воздействий в коллективе является формирование и поддержание положительных традиций:
проведение Дня защиты детей;
создание благоприятного микроклимата в коллективе (поздравления с Днем рождения, высокими профессиональными успехами и т.д.);
На групповом уровне: для решения вопросов воспитания и социализации детей и подростков созданы родительские чаты в мессенджерах Сферум, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей обучающихся и материально – техническое оснащение;
родительские дни, во время которых родители могут посещать учебные занятия для получения представления о ходе образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе; обсуждение интересующих родителей вопросов, разбор педагогических ситуаций с практическими рекомендациями родителям и др.
Так же одной из воспитательных задач в данном уровне является:
проведение родительских собраний;
проведение культурных мероприятий родителей и детей.
Воспитательный процесс сочетает в себе индивидуальный подход с коллективной творческой деятельностью, имеющей личностную и общественную значимость. Для реализации воспитательного плана учреждения, организации внеурочной деятельности обучающихся, разработан календарный план культурных мероприятий.
План работы с родителями
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Посещение обучающихся в школе, на дому,беседы с родителями и учителями | В течение года | Педагоги |
Привлечение родителей к организации культурных мероприятий | По плану | Педагоги |
Совместное проведение культпоходов | По плану | Педагоги, родители |
Проведение родительских собраний в Учебных группах. | По плану | Педагоги,родители,классные руководители |