СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальной направленности военно-патриотический клуб «Память»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальной направленности военно-патриотический клуб «Память»»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пристень»

Пристенского района Курской области




ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического совет Директор МКОУ «СОШ №1

« » августа 2024г п.Пристень»

Протокол № _______ _____________Л.И.Дзюба.

« » ___________ 2024г








Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социальной направленности

военно-патриотический клуб «Память»

(базовый уровень)

возраст обучающихся 14-17

срок реализации программы: 1 год











Автор -составитель


КАРПАЧЕВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ


педагог дополнительного образования







п.Пристень 2024

.


ПРОГРАММА 


 

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО  КЛУБА «ПАМЯТЬ»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа Военно патриотического клуба «Память» для учащихся 9-11 классов, разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «СОШ № 1 п.Пристень» с изменениями.

Учебный план МКОУ «СОШ № 1 п.Пристень».

Положение о рабочей программе.

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.

     Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.

      Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.

     В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.

    В связи с этим на базе МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пристень»  создаетсявоенно-патриотический клуб «Память», в котором подростки приобретут нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.

     Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.

      Участниками военно-патриотического клуба «Память» являются дети и подростки 14-17лет, объединенные в учебные группы по направлениям деятельности.

     В своей деятельности члены военно-патриотического клуба «Память» руководствуются нормативно-правовыми документами:

  • Конституцией и законами Российской Федерации;

  • Законом «Об образовании»;

  • Конвенцией ООН «О правах ребенка».

     Основными принципами деятельности военно-патриотического клуба являются:

  • принцип добровольности;

  • принцип взаимодействия;

  • принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;

  • принцип междисциплинарности;

  • принцип преемственности;

  • принцип равноправия и сотрудничества;

  • принцип гласности;

  • принцип самостоятельности;

  • принцип ответственности;

  • принцип коллективности;

  • принцип ответственности за собственное развитие.



Режим занятий: 1раз в неделю по 2 часу (по всем модулям)

Продолжительность занятий: 1ч 30минут.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КЛУБА

ЦЕЛЬ: создание условий, способствующих патриотическому,  физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.

ЗАДАЧИ:

  • подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;

  • воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;

  • формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу;

  • воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;

  • физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;

  • совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.



ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА

      Деятельность клуба осуществляется на базе МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пристень». К деятельности клуба привлекаются работники правоохранительных органов, учителя школ, работники военкомата, знаменитые земляки, ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла.

     Деятельность клуба ведется по 2 направлениям:

  1. ОБЖ  (самосохранение, оборона, спасение)

  2. Основы военной и специальной подготовки.

     Программа деятельности по каждому направлению рассчитана на 3 года и ориентирована на ребят, склонных к поисковой и физкультурно-спортивной деятельности.

     Основные формы работы клуба:

  • соревнования;

  • конкурсы;

  • смотры;

  • слеты;

  • конференции;

  • экскурсии;

  • исследовательская и поисковая работа;

  • круглые столы;

  • клубные встречи;

  • издательская деятельность;

  • походы;

  • игры;

  • турниры;

  • создание баз данных;

  • эстафеты и т.д.

     Работа клуба строится на основе

  • Устава клуба;

  • Программы деятельности;

  • Плана работы;

  • Теоретических и правовых материалов клубных встреч.  

         Военно-патриотический клуб «Память» взаимодействует с учреждениями дополнительного образования, общеобразовательными учреждениями, отделом образования администрации Пристенского района, СМИ.

    

Планируемые результаты

    

В результате реализации данной программы:


  • члены клуба освоят правила безопасного поведения в повседневной жизни,

  • принципы здорового образа жизни,

  • способы самообороны и самосохранения,

  • подготовятся к действиям в чрезвычайных  ситуациях  и экстремальных условиях;

  • у детей и подростков сформируется потребность в регулярных занятиях физической культурой, воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей;

  • компенсируются отсутствующие в основном образовании знания, умения и навыки в области краеведения, физкультуры, медицины, спорта, военной подготовки;



Учебный план


п.п

Наименование разделов и тем

Количество часов

I

Строевая подготовка

12

1

Строевая стойка

1

2

Повороты на месте

1

3

Движение

1

4

Повороты в движении

1

5

Выполнение воинского приветствия на месте

1

6

Выполнение воинского приветствия в движении

1

7

Выход из строя и возвращение в строй

1

8

Подход к начальнику и отход от него

1

9

Развернутый строй

1

10

Походный строй

1

11

Развернутый строй

1

12

Походный строй

1

II

Огневая подготовка

12

13

Назначение, боевые свойства, общее устройство А.К.

1

14

Назначение, устройство, частей и механизмов автомата

1

15

Работа частей и механизмов автомата

1

16

Работа частей и механизмов при заряжении

1

17

Работа частей и механизмов при стрельбе

1

18

Работа частей и механизмов при стрельбе одиночными выстрелами

1

19

Разборка и сборка автомата

1

20

Разборка и сборка автомата

1

21

Разборка и сборка автомата

1

22

Уход за оружием его хранение и сбережение

1

23

Приемы и правила стрельбы

1

24

Приемы и правила стрельбы

1

III

Топография

10

25

Определение сторон горизонта на местности

1

26

Определение магнитных азимутов направлений на местности

1

27

Определение магнитных азимутов направлений на местности

1

28

Определение магнитных азимутов направлений на местности

1

29

Нахождение направлений на местности

1

30

Движение по азимутам

1

31

Движение по азимутам

1

32

Движение по азимутам

1

33

Движение по азимутам

1

34

Специальные средства и мероприятий для ориентирования на местности

1

IV

Медицинская подготовка

10

35

ПМП при ранениях

1

36

ПМП при травмах

1

37

ПМП при остановке сердца

1

38

Проведение И.В.Л и непрямого массажа сердца

1

39

Проведение И.В.Л и непрямого массажа сердца

1

40

Наложение повязок

1

41

Наложение повязок

1

42

Наложение повязок

1

43

Наложение повязок

1

44

Наложение повязок

1

V

Защита от ОМП

10

45

Назначение О.З.К

1

46

Устройство противогаза

1

47

Выполнение норматива по надеванию О.З.К

1

48

Выполнение норматива по надеванию О.З.К

1

49

Выполнение норматива по надеванию О.З.К

1

50

Выполнение норматива по надеванию О.З.К

1

51

Выполнение норматива по надеванию О.З.К

1

52

Выполнение норматива по надеванию О.З.К

1

53

Выполнение норматива по надеванию О.З.К

1

54

Выполнение норматива по надеванию О.З.К

1

VI

Огневая подготовка

10

55

Меры безопасности при обращении с оружием и прохождении строем

1

56

Тренировка в прицеливании

1

57

Тренировка в прицеливании

1

58

Выполнение упражнения при стрельбе из пневматической винтовки

1

59

Выполнение упражнения при стрельбе из пневматической винтовки

1

60

Выполнение упражнения при стрельбе из пневматической винтовки

1

61

Выполнение упражнения при стрельбе из пневматической винтовки

1

62

Выполнение упражнения при стрельбе из пневматической винтовки

1

63

Выполнение упражнения при стрельбе из пневматической винтовки

1

64

Выполнение упражнения при стрельбе из пневматической винтовки

1

VII

Физическая подготовка

8

65

Развитие физических качеств

1

66

Развитие физических качеств

1

67

Развитие физических качеств

1

68

Развитие физических качеств

1

69

Развитие физических качеств

1

70

Развитие физических качеств

1

71

Выполнение нормативов по подтягиванию

1

72

Выполнение нормативов в беге

1



Содержание программы

1. ОБЖ  (самосохранение, оборона, спасение)

     Каждый гражданин нашей страны, в том числе и подросток, в случае чрезвычайных ситуаций должен быть готов защитить себя, товарища, родных и близких, оказать посильную помощь пострадавшим. Целью данного направления является освоение детьми и подростками правил безопасного поведения в повседневной жизни и обеспечение физической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.

Содержание:

  • основы здорового образа жизни;

  • основы медицинских знаний и способы оказания первой медицинской помощи;

  • изучение методов страховки и самостраховки, контроля и самоконтроля;

  • передвижение по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах (кроссовый бег, марш-броски, лыжные гонки и др.);

  • основы безопасного поведения;

  • основы поведения и способы защиты в чрезвычайных ситуациях;

  • основы безопасности в экстремальных ситуациях;

  • выживание в лесу;

  • преодоление препятствий (бег с преодолением  различных полос препятствий индивидуально и в составе группы);

  • силовая подготовка (различные упражнения на перекладине, силовые упражнения);

  • прикладное плавание;

  • элементы акробатики;

  • основы рукопашного боя;

  • развитие сердечно-сосудистой выносливости;

  • развитие силы и ловкости;

2. Основы военной и специальной подготовки.

     Данное направление ориентировано на формирование правильного представления о роли государства в сфере обороны, о Вооруженных силах, о назначении боевой техники, о воинской службе, о жизни и быте военнослужащих, об их правах и обязанностях; готовности освоить  военно-техническую специальность.

Содержание:

  • изучение правовых основ военной службы (Законы РФ, Уставы ВС РФ);

  • огневая подготовка;

  • строевая подготовка;

  • тактическая подготовка;

  • топографическая подготовка

  • встречи с ветеранами войны и труда;

  • военно-спортивные праздники и игры;

  • встречи с выпускниками, проходящими службу в ВС РФ, МВД, ФСБ, МЧС и др.;

  • торжественные построения у памятных мест;

  • проведение «Недели Боевой Славы», «Месячника оборонно-массовой работы», «Дня памяти павших» и др.;

  • посещение музеев;

  • тематические сборы, конференции, викторины по ратной истории Отечества;

  • посещение воинских и трудовых коллективов;

  • смотры;




КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК НА 2024- 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД


№ п/п


Модули

Год обучения

Дата начала занятий



Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

Нерабочие праздничные дни

Сроки проведения промежуточной аттестации

1

«Память»

2024-

2025

2.09.

2024

23.05.

2025

36

180

72ч.

По 2 часу 1раз в неделю

04.11.24

31.12.24- 08.01.25

23.02.25

08.03.25

01.05.25

09.05.25

Ноябрь

Декабрь

Март

май



Календарно-тематическое планирования


Тематическое планирование составлено с учетом Программы воспитания школы на 2024-2025 учебный год на уровне основного общего образования.

На основании воспитательного идеала и базовых ценностей (семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) школа поставила следующую цель воспитания обучающихся на уровне основного общего образования:

Личностное развитие школьников, проявляющееся в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений):

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;




№ урока

Тема занятий

Количество часов

Дата проведения

I

Строевая подготовка

12


1

Строевая стойка

1


2

Повороты на месте

1


3

Движение

1


4

Повороты в движении

1


5

Выполнение воинского приветствия на месте

1


6

Выполнение воинского приветствия в движении

1


7

Выход из строя и возвращение в строй

1


8

Подход к начальнику и отход от него

1


9

Развернутый строй

1


10

Походный строй

1


11

Развернутый строй

1


12

Походный строй

1


II

Огневая подготовка

12


13

Назначение, боевые свойства, общее устройство А.К.

1


14

Назначение, устройство, частей и механизмов автомата

1


15

Работа частей и механизмов автомата

1


16

Работа частей и механизмов при заряжении

1


17

Работа частей и механизмов при стрельбе

1


18

Работа частей и механизмов при стрельбе одиночными выстрелами

1


19

Разборка и сборка автомата

1


20

Разборка и сборка автомата

1


21

Разборка и сборка автомата

1


22

Уход за оружием его хранение и сбережение

1


23

Приемы и правила стрельбы

1


24

Приемы и правила стрельбы

1


III

Топография

10


25

Определение сторон горизонта на местности

1


26

Определение магнитных азимутов направлений на местности

1


27

Определение магнитных азимутов направлений на местности

1


28

Определение магнитных азимутов направлений на местности

1


28

Нахождение направлений на местности

1


30

Движение по азимутам

1


31

Движение по азимутам

1


32

Движение по азимутам

1


33

Движение по азимутам

1


34

Специальные средства и мероприятий для ориентирования на местности

1


IV

Медицинская подготовка

10


35

ПМП при ранениях

1


36

ПМП при травмах

1


37

ПМП при остановке сердца

1


38

Проведение И.В.Л и непрямого массажа сердца

1


39

Проведение И.В.Л и непрямого массажа сердца

1


40

Наложение повязок

1


41

Наложение повязок

1


42

Наложение повязок

1


43

Наложение повязок

1


44

Наложение повязок

1


V

Защита от ОМП

10


45

Назначение О.З.К

1


46

Устройство противогаза

1


47

Выполнение норматива по надеванию О.З.К

1


48

Выполнение норматива по надеванию О.З.К

1


49

Выполнение норматива по надеванию О.З.К

1


50

Выполнение норматива по надеванию О.З.К

1


51

Выполнение норматива по надеванию О.З.К

1


52

Выполнение норматива по надеванию О.З.К

1


53

Выполнение норматива по надеванию О.З.К

1


54

Выполнение норматива по надеванию О.З.К

1


VI

Огневая подготовка

10


55

Меры безопасности при обращении с оружием и прохождении строем

1


56

Тренировка в прицеливании

1


57

Тренировка в прицеливании

1


58

Выполнение упражнения при стрельбе из пневматической винтовки

1


59

Выполнение упражнения при стрельбе из пневматической винтовки

1


60

Выполнение упражнения при стрельбе из пневматической винтовки

1


61

Выполнение упражнения при стрельбе из пневматической винтовки

1


62

Выполнение упражнения при стрельбе из пневматической винтовки

1


63

Выполнение упражнения при стрельбе из пневматической винтовки

1


64

Выполнение упражнения при стрельбе из пневматической винтовки

1


VII

Физическая подготовка

8


65

Развитие физических качеств

1


66

Развитие физических качеств

1


67

Развитие физических качеств

1


68

Развитие физических качеств

1


69

Развитие физических качеств

1


70

Развитие физических качеств

1


71

Выполнение нормативов по подтягиванию

1


72

Выполнение нормативов в беге

1










Модуль«Взаимодействие с родителями»

Еще одним важным моментом в воспитательной деятельности учреждения является работа с родителями.

Целью воспитательной работы является, равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребенкаи педагога, основанное на позитиве.

Задачи:

  • привлечение родителей к тесному сотрудничеству;

  • привлечение родителей к посещению театральных постановок и праздников;

  • оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении ребенка, особенно группы «риска», неблагополучных;

  • организация общественно значимой деятельности родителей и обучающихся.

В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь, только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка. Процесс взаимодействия направлен на включение родителей в учебно-воспитательный процесс, проведение культурных мероприятий и оздоровительных мероприятий. Большое внимание уделяется привлечению родителей к посещению культурных мероприятий. Работа проводится через индивидуальные общения и проведение родительских собраний. Происходит ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в учреждении, обусловленного необходимостью для выработки единых требований ,общих принципов, определения цели и задач воспитания. В процессе сотрудничества педагогов и родителей успешно решается развитие личности ребенка. Если родитель заинтересован в успехах своего ребенка, поддерживает морально, то и повышается результат.

Механизмы взаимодействия с родителями:

На индивидуальном уровне педагог организовывает встречу со специалистом по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций, осуществлять индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогических работников образовательной организациии родителей.

Особое внимание уделяется индивидуальной работе с неблагополучными семьями (посещение, беседы).

Важным условием успешных воспитательных воздействий в коллективе является формирование и поддержание положительных традиций:

  • изготовление реквизитов;

  • проведение Дня защиты детей;

  • создание благоприятного микроклимата в коллективе (поздравления с Днем рождения, высокими профессиональными успехами и т.д.);

На групповом уровне: для решения вопросов воспитания и социализации детей и подростков созданы родительские чаты в мессенджерах Сферум, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей обучающихся и материально – техническое оснащение;

родительские дни, во время которых родители могут посещать учебные занятия для получения представления о ходе образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе; обсуждение интересующих родителей вопросов, разбор педагогических ситуаций с практическими рекомендациями родителям и др.

Так же одной из воспитательных задач в данном уровне является:

  • проведение родительских собраний;

  • проведение культурных мероприятий родителей и детей.

Воспитательный процесс сочетает в себе индивидуальный подход с коллективной творческой деятельностью, имеющей личностную и общественную значимость. Для реализации воспитательного плана учреждения, организации внеурочной деятельности обучающихся, разработан календарный план культурных мероприятий.


План работы с родителями


Содержание работы

Сроки

Ответственные

Посещение обучающихся в школе, на дому,беседы с родителями и

учителями

В течение года

Педагоги

Привлечение родителей к организации культурных мероприятий


По плану

Педагоги

Совместное проведение культпоходов


По плану

Педагоги, родители

Проведение родительских собраний в

Учебных группах.

По плану


Педагоги,родители,классные

руководители




Учебно-методическая литература


  • Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста/Хромцова Т.А. – М.: Педагогическое общество России, 2007.

  • Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.

  • Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.

  • План – прогр

  • Методические советы к программе «Детство» - СПб: ДЕТСТВО _ ПРЕСС, 2007.

  • Основы пожарного поведения/Глибина Л.В. и др – Вологда, 2002.

  • Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

  • Основы безопасности детей дошкольного возраста./ Стеркина Р.Б.  – М.: Просвещение, 2000.

  • Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для средн. И ст. возраста: Кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - М.: Просвещение, 2005.

  • Обучение детей правилам дорожного движения/опыт работы ДОУ №9, г.Грязовца, - Вологда, 1990.

  • Правила дорожного движения/Рублях В.Э. – М.: Просвещение, 1984.

  • Методическое пособие по изучению правил пожарной безопасности в детских дошкольных учреждениях – Вологда, 1993.

  • Как обеспечить безопасность дошкольников/К.Ю.Белая и др. – М.: Просвещение, 2001.

  • Занятия по правилам дорожного движения/Извекова Н.А. и др. – М.: Сфера, 2008.

  • Школа дорожных наук/Старцева О.Ю. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

  • Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице/Хромцова Т.Г. – М.: Центр педагогического образования, 2007.

  • К.Ю. Белая: Формирование основ безопасности у дошкольников 2-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2018. -64 с.  Т.Ф.

  • Саулина: Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения 2-3 лет. М.Мозаика – Синтез, 2018. – 112с.

  •  А.Г.Макеева, И.А.Лысенко"Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет" Т.А.Шорыгина 

  • Загвоздкина Т.В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т.В. Загвоздкина. – Мн.: Полымя, 2001. – 192 с.

  • Знакомим дошкольников с ОБЖ: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / [Л.И. Прус и др.] – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2007. – 94, [2] с. – (Из опыта работы дошкольных учреждений).