Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пристень»
Пристенского района Курской области
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совет Директор МКОУ «СОШ №1
« » августа 2024г п.Пристень»
Протокол № _______ _____________Л.И.Дзюба.
« » ___________ 2024г
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социальной направленности
военно-патриотический клуб «Память»
(базовый уровень)
возраст обучающихся 14-17
срок реализации программы: 1 год
Автор -составитель
КАРПАЧЕВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
педагог дополнительного образования
п.Пристень 2024
.
ПРОГРАММА
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА «ПАМЯТЬ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа Военно патриотического клуба «Память» для учащихся 9-11 классов, разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «СОШ № 1 п.Пристень» с изменениями.
Учебный план МКОУ «СОШ № 1 п.Пристень».
Положение о рабочей программе.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.
В связи с этим на базе МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пристень» создаетсявоенно-патриотический клуб «Память», в котором подростки приобретут нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.
Участниками военно-патриотического клуба «Память» являются дети и подростки 14-17лет, объединенные в учебные группы по направлениям деятельности.
В своей деятельности члены военно-патриотического клуба «Память» руководствуются нормативно-правовыми документами:
Конституцией и законами Российской Федерации;
Законом «Об образовании»;
Конвенцией ООН «О правах ребенка».
Основными принципами деятельности военно-патриотического клуба являются:
принцип добровольности;
принцип взаимодействия;
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
принцип междисциплинарности;
принцип преемственности;
принцип равноправия и сотрудничества;
принцип гласности;
принцип самостоятельности;
принцип ответственности;
принцип коллективности;
принцип ответственности за собственное развитие.
Режим занятий: 1раз в неделю по 2 часу (по всем модулям)
Продолжительность занятий: 1ч 30минут.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КЛУБА
ЦЕЛЬ: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
ЗАДАЧИ:
подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;
воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу;
воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;
совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА
Деятельность клуба осуществляется на базе МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пристень». К деятельности клуба привлекаются работники правоохранительных органов, учителя школ, работники военкомата, знаменитые земляки, ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла.
Деятельность клуба ведется по 2 направлениям:
ОБЖ (самосохранение, оборона, спасение)
Основы военной и специальной подготовки.
Программа деятельности по каждому направлению рассчитана на 3 года и ориентирована на ребят, склонных к поисковой и физкультурно-спортивной деятельности.
Основные формы работы клуба:
соревнования;
конкурсы;
смотры;
слеты;
конференции;
экскурсии;
исследовательская и поисковая работа;
круглые столы;
клубные встречи;
издательская деятельность;
походы;
игры;
турниры;
создание баз данных;
эстафеты и т.д.
Работа клуба строится на основе
Военно-патриотический клуб «Память» взаимодействует с учреждениями дополнительного образования, общеобразовательными учреждениями, отделом образования администрации Пристенского района, СМИ.
Планируемые результаты
В результате реализации данной программы:
члены клуба освоят правила безопасного поведения в повседневной жизни,
принципы здорового образа жизни,
способы самообороны и самосохранения,
подготовятся к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях;
у детей и подростков сформируется потребность в регулярных занятиях физической культурой, воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей;
компенсируются отсутствующие в основном образовании знания, умения и навыки в области краеведения, физкультуры, медицины, спорта, военной подготовки;
Учебный план
№ п.п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
I | Строевая подготовка | 12 |
1 | Строевая стойка | 1 |
2 | Повороты на месте | 1 |
3 | Движение | 1 |
4 | Повороты в движении | 1 |
5 | Выполнение воинского приветствия на месте | 1 |
6 | Выполнение воинского приветствия в движении | 1 |
7 | Выход из строя и возвращение в строй | 1 |
8 | Подход к начальнику и отход от него | 1 |
9 | Развернутый строй | 1 |
10 | Походный строй | 1 |
11 | Развернутый строй | 1 |
12 | Походный строй | 1 |
II | Огневая подготовка | 12 |
13 | Назначение, боевые свойства, общее устройство А.К. | 1 |
14 | Назначение, устройство, частей и механизмов автомата | 1 |
15 | Работа частей и механизмов автомата | 1 |
16 | Работа частей и механизмов при заряжении | 1 |
17 | Работа частей и механизмов при стрельбе | 1 |
18 | Работа частей и механизмов при стрельбе одиночными выстрелами | 1 |
19 | Разборка и сборка автомата | 1 |
20 | Разборка и сборка автомата | 1 |
21 | Разборка и сборка автомата | 1 |
22 | Уход за оружием его хранение и сбережение | 1 |
23 | Приемы и правила стрельбы | 1 |
24 | Приемы и правила стрельбы | 1 |
III | Топография | 10 |
25 | Определение сторон горизонта на местности | 1 |
26 | Определение магнитных азимутов направлений на местности | 1 |
27 | Определение магнитных азимутов направлений на местности | 1 |
28 | Определение магнитных азимутов направлений на местности | 1 |
29 | Нахождение направлений на местности | 1 |
30 | Движение по азимутам | 1 |
31 | Движение по азимутам | 1 |
32 | Движение по азимутам | 1 |
33 | Движение по азимутам | 1 |
34 | Специальные средства и мероприятий для ориентирования на местности | 1 |
IV | Медицинская подготовка | 10 |
35 | ПМП при ранениях | 1 |
36 | ПМП при травмах | 1 |
37 | ПМП при остановке сердца | 1 |
38 | Проведение И.В.Л и непрямого массажа сердца | 1 |
39 | Проведение И.В.Л и непрямого массажа сердца | 1 |
40 | Наложение повязок | 1 |
41 | Наложение повязок | 1 |
42 | Наложение повязок | 1 |
43 | Наложение повязок | 1 |
44 | Наложение повязок | 1 |
V | Защита от ОМП | 10 |
45 | Назначение О.З.К | 1 |
46 | Устройство противогаза | 1 |
47 | Выполнение норматива по надеванию О.З.К | 1 |
48 | Выполнение норматива по надеванию О.З.К | 1 |
49 | Выполнение норматива по надеванию О.З.К | 1 |
50 | Выполнение норматива по надеванию О.З.К | 1 |
51 | Выполнение норматива по надеванию О.З.К | 1 |
52 | Выполнение норматива по надеванию О.З.К | 1 |
53 | Выполнение норматива по надеванию О.З.К | 1 |
54 | Выполнение норматива по надеванию О.З.К | 1 |
VI | Огневая подготовка | 10 |
55 | Меры безопасности при обращении с оружием и прохождении строем | 1 |
56 | Тренировка в прицеливании | 1 |
57 | Тренировка в прицеливании | 1 |
58 | Выполнение упражнения при стрельбе из пневматической винтовки | 1 |
59 | Выполнение упражнения при стрельбе из пневматической винтовки | 1 |
60 | Выполнение упражнения при стрельбе из пневматической винтовки | 1 |
61 | Выполнение упражнения при стрельбе из пневматической винтовки | 1 |
62 | Выполнение упражнения при стрельбе из пневматической винтовки | 1 |
63 | Выполнение упражнения при стрельбе из пневматической винтовки | 1 |
64 | Выполнение упражнения при стрельбе из пневматической винтовки | 1 |
VII | Физическая подготовка | 8 |
65 | Развитие физических качеств | 1 |
66 | Развитие физических качеств | 1 |
67 | Развитие физических качеств | 1 |
68 | Развитие физических качеств | 1 |
69 | Развитие физических качеств | 1 |
70 | Развитие физических качеств | 1 |
71 | Выполнение нормативов по подтягиванию | 1 |
72 | Выполнение нормативов в беге | 1 |
Содержание программы
1. ОБЖ (самосохранение, оборона, спасение)
Каждый гражданин нашей страны, в том числе и подросток, в случае чрезвычайных ситуаций должен быть готов защитить себя, товарища, родных и близких, оказать посильную помощь пострадавшим. Целью данного направления является освоение детьми и подростками правил безопасного поведения в повседневной жизни и обеспечение физической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.
Содержание:
основы здорового образа жизни;
основы медицинских знаний и способы оказания первой медицинской помощи;
изучение методов страховки и самостраховки, контроля и самоконтроля;
передвижение по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах (кроссовый бег, марш-броски, лыжные гонки и др.);
основы безопасного поведения;
основы поведения и способы защиты в чрезвычайных ситуациях;
основы безопасности в экстремальных ситуациях;
выживание в лесу;
преодоление препятствий (бег с преодолением различных полос препятствий индивидуально и в составе группы);
силовая подготовка (различные упражнения на перекладине, силовые упражнения);
прикладное плавание;
элементы акробатики;
основы рукопашного боя;
развитие сердечно-сосудистой выносливости;
развитие силы и ловкости;
2. Основы военной и специальной подготовки.
Данное направление ориентировано на формирование правильного представления о роли государства в сфере обороны, о Вооруженных силах, о назначении боевой техники, о воинской службе, о жизни и быте военнослужащих, об их правах и обязанностях; готовности освоить военно-техническую специальность.
Содержание:
изучение правовых основ военной службы (Законы РФ, Уставы ВС РФ);
огневая подготовка;
строевая подготовка;
тактическая подготовка;
топографическая подготовка
встречи с ветеранами войны и труда;
военно-спортивные праздники и игры;
встречи с выпускниками, проходящими службу в ВС РФ, МВД, ФСБ, МЧС и др.;
торжественные построения у памятных мест;
проведение «Недели Боевой Славы», «Месячника оборонно-массовой работы», «Дня памяти павших» и др.;
посещение музеев;
тематические сборы, конференции, викторины по ратной истории Отечества;
посещение воинских и трудовых коллективов;
смотры;
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК НА 2024- 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п | Модули | Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий | Нерабочие праздничные дни | Сроки проведения промежуточной аттестации |
1 | «Память» | 2024- 2025 | 2.09. 2024 | 23.05. 2025 | 36 | 180 | 72ч. | По 2 часу 1раз в неделю | 04.11.24 31.12.24- 08.01.25 23.02.25 08.03.25 01.05.25 09.05.25 | Ноябрь Декабрь Март май |
Календарно-тематическое планирования
Тематическое планирование составлено с учетом Программы воспитания школы на 2024-2025 учебный год на уровне основного общего образования.
На основании воспитательного идеала и базовых ценностей (семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) школа поставила следующую цель воспитания обучающихся на уровне основного общего образования:
Личностное развитие школьников, проявляющееся в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений):
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
№ урока | Тема занятий | Количество часов | Дата проведения |
I | Строевая подготовка | 12 | |
1 | Строевая стойка | 1 | |
2 | Повороты на месте | 1 | |
3 | Движение | 1 | |
4 | Повороты в движении | 1 | |
5 | Выполнение воинского приветствия на месте | 1 | |
6 | Выполнение воинского приветствия в движении | 1 | |
7 | Выход из строя и возвращение в строй | 1 | |
8 | Подход к начальнику и отход от него | 1 | |
9 | Развернутый строй | 1 | |
10 | Походный строй | 1 | |
11 | Развернутый строй | 1 | |
12 | Походный строй | 1 | |
II | Огневая подготовка | 12 | |
13 | Назначение, боевые свойства, общее устройство А.К. | 1 | |
14 | Назначение, устройство, частей и механизмов автомата | 1 | |
15 | Работа частей и механизмов автомата | 1 | |
16 | Работа частей и механизмов при заряжении | 1 | |
17 | Работа частей и механизмов при стрельбе | 1 | |
18 | Работа частей и механизмов при стрельбе одиночными выстрелами | 1 | |
19 | Разборка и сборка автомата | 1 | |
20 | Разборка и сборка автомата | 1 | |
21 | Разборка и сборка автомата | 1 | |
22 | Уход за оружием его хранение и сбережение | 1 | |
23 | Приемы и правила стрельбы | 1 | |
24 | Приемы и правила стрельбы | 1 | |
III | Топография | 10 | |
25 | Определение сторон горизонта на местности | 1 | |
26 | Определение магнитных азимутов направлений на местности | 1 | |
27 | Определение магнитных азимутов направлений на местности | 1 | |
28 | Определение магнитных азимутов направлений на местности | 1 | |
28 | Нахождение направлений на местности | 1 | |
30 | Движение по азимутам | 1 | |
31 | Движение по азимутам | 1 | |
32 | Движение по азимутам | 1 | |
33 | Движение по азимутам | 1 | |
34 | Специальные средства и мероприятий для ориентирования на местности | 1 | |
IV | Медицинская подготовка | 10 | |
35 | ПМП при ранениях | 1 | |
36 | ПМП при травмах | 1 | |
37 | ПМП при остановке сердца | 1 | |
38 | Проведение И.В.Л и непрямого массажа сердца | 1 | |
39 | Проведение И.В.Л и непрямого массажа сердца | 1 | |
40 | Наложение повязок | 1 | |
41 | Наложение повязок | 1 | |
42 | Наложение повязок | 1 | |
43 | Наложение повязок | 1 | |
44 | Наложение повязок | 1 | |
V | Защита от ОМП | 10 | |
45 | Назначение О.З.К | 1 | |
46 | Устройство противогаза | 1 | |
47 | Выполнение норматива по надеванию О.З.К | 1 | |
48 | Выполнение норматива по надеванию О.З.К | 1 | |
49 | Выполнение норматива по надеванию О.З.К | 1 | |
50 | Выполнение норматива по надеванию О.З.К | 1 | |
51 | Выполнение норматива по надеванию О.З.К | 1 | |
52 | Выполнение норматива по надеванию О.З.К | 1 | |
53 | Выполнение норматива по надеванию О.З.К | 1 | |
54 | Выполнение норматива по надеванию О.З.К | 1 | |
VI | Огневая подготовка | 10 | |
55 | Меры безопасности при обращении с оружием и прохождении строем | 1 | |
56 | Тренировка в прицеливании | 1 | |
57 | Тренировка в прицеливании | 1 | |
58 | Выполнение упражнения при стрельбе из пневматической винтовки | 1 | |
59 | Выполнение упражнения при стрельбе из пневматической винтовки | 1 | |
60 | Выполнение упражнения при стрельбе из пневматической винтовки | 1 | |
61 | Выполнение упражнения при стрельбе из пневматической винтовки | 1 | |
62 | Выполнение упражнения при стрельбе из пневматической винтовки | 1 | |
63 | Выполнение упражнения при стрельбе из пневматической винтовки | 1 | |
64 | Выполнение упражнения при стрельбе из пневматической винтовки | 1 | |
VII | Физическая подготовка | 8 | |
65 | Развитие физических качеств | 1 | |
66 | Развитие физических качеств | 1 | |
67 | Развитие физических качеств | 1 | |
68 | Развитие физических качеств | 1 | |
69 | Развитие физических качеств | 1 | |
70 | Развитие физических качеств | 1 | |
71 | Выполнение нормативов по подтягиванию | 1 | |
72 | Выполнение нормативов в беге | 1 | |
Модуль«Взаимодействие с родителями»
Еще одним важным моментом в воспитательной деятельности учреждения является работа с родителями.
Целью воспитательной работы является, равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребенкаи педагога, основанное на позитиве.
Задачи:
привлечение родителей к тесному сотрудничеству;
привлечение родителей к посещению театральных постановок и праздников;
оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении ребенка, особенно группы «риска», неблагополучных;
организация общественно значимой деятельности родителей и обучающихся.
В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь, только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка. Процесс взаимодействия направлен на включение родителей в учебно-воспитательный процесс, проведение культурных мероприятий и оздоровительных мероприятий. Большое внимание уделяется привлечению родителей к посещению культурных мероприятий. Работа проводится через индивидуальные общения и проведение родительских собраний. Происходит ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в учреждении, обусловленного необходимостью для выработки единых требований ,общих принципов, определения цели и задач воспитания. В процессе сотрудничества педагогов и родителей успешно решается развитие личности ребенка. Если родитель заинтересован в успехах своего ребенка, поддерживает морально, то и повышается результат.
Механизмы взаимодействия с родителями:
На индивидуальном уровне педагог организовывает встречу со специалистом по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций, осуществлять индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогических работников образовательной организациии родителей.
Особое внимание уделяется индивидуальной работе с неблагополучными семьями (посещение, беседы).
Важным условием успешных воспитательных воздействий в коллективе является формирование и поддержание положительных традиций:
проведение Дня защиты детей;
создание благоприятного микроклимата в коллективе (поздравления с Днем рождения, высокими профессиональными успехами и т.д.);
На групповом уровне: для решения вопросов воспитания и социализации детей и подростков созданы родительские чаты в мессенджерах Сферум, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей обучающихся и материально – техническое оснащение;
родительские дни, во время которых родители могут посещать учебные занятия для получения представления о ходе образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе; обсуждение интересующих родителей вопросов, разбор педагогических ситуаций с практическими рекомендациями родителям и др.
Так же одной из воспитательных задач в данном уровне является:
проведение родительских собраний;
проведение культурных мероприятий родителей и детей.
Воспитательный процесс сочетает в себе индивидуальный подход с коллективной творческой деятельностью, имеющей личностную и общественную значимость. Для реализации воспитательного плана учреждения, организации внеурочной деятельности обучающихся, разработан календарный план культурных мероприятий.
План работы с родителями
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Посещение обучающихся в школе, на дому,беседы с родителями и учителями | В течение года | Педагоги |
Привлечение родителей к организации культурных мероприятий | По плану | Педагоги |
Совместное проведение культпоходов | По плану | Педагоги, родители |
Проведение родительских собраний в Учебных группах. | По плану | Педагоги,родители,классные руководители |
Учебно-методическая литература
Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста/Хромцова Т.А. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.
Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.
План – прогр
Методические советы к программе «Детство» - СПб: ДЕТСТВО _ ПРЕСС, 2007.
Основы пожарного поведения/Глибина Л.В. и др – Вологда, 2002.
Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
Основы безопасности детей дошкольного возраста./ Стеркина Р.Б. – М.: Просвещение, 2000.
Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для средн. И ст. возраста: Кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - М.: Просвещение, 2005.
Обучение детей правилам дорожного движения/опыт работы ДОУ №9, г.Грязовца, - Вологда, 1990.
Правила дорожного движения/Рублях В.Э. – М.: Просвещение, 1984.
Методическое пособие по изучению правил пожарной безопасности в детских дошкольных учреждениях – Вологда, 1993.
Как обеспечить безопасность дошкольников/К.Ю.Белая и др. – М.: Просвещение, 2001.
Занятия по правилам дорожного движения/Извекова Н.А. и др. – М.: Сфера, 2008.
Школа дорожных наук/Старцева О.Ю. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице/Хромцова Т.Г. – М.: Центр педагогического образования, 2007.
К.Ю. Белая: Формирование основ безопасности у дошкольников 2-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2018. -64 с. Т.Ф.
Саулина: Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения 2-3 лет. М.Мозаика – Синтез, 2018. – 112с.
А.Г.Макеева, И.А.Лысенко"Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет" Т.А.Шорыгина
Загвоздкина Т.В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т.В. Загвоздкина. – Мн.: Полымя, 2001. – 192 с.
Знакомим дошкольников с ОБЖ: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / [Л.И. Прус и др.] – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2007. – 94, [2] с. – (Из опыта работы дошкольных учреждений).