Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа села Поповка»
муниципального образования «Город Саратов»
Программа рассмотрена и принята на основании педагогического совета № от .08.2024г | «Утверждаю» приказ № 86 от 01.08.2024г директор МАОУ «» СОШ с.Поповка ________________Н.А. Кухта |
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
интеллектуальной направленности
«Умники и Умницы»
для обучающихся 7-8 лет
Срок реализации программы - 1 год
Автор - составитель:
педагог дополнительного образования
Замяткина Наталья Петровна
2024 г
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.Пояснительная записка
Рабочая программа «Умники и Умницы» естественно-научной направленности, реализуемая с помощью средств обучения и воспитания центра «ТОЧКА РОСТА», составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2012 г., и Программы развития познавательных способностей учащихся с использованием методического пособия Л.В. Мищенковой «36 занятий для будущих отличников». – Москва: РОСТ книга, 2017 г.
Программа по внеурочной деятельности «Умники и Умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 99 часов (3 часа в неделю).
Программа первого класса реализована в рамках внеучебной деятельности в соответствии с образовательным планом МАОУ «СОШ села Поповка».
Актуальность
определена следующими факторами: на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Отличительные особенности программы
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Педагогическая целесообразность программы.
Программа «Умники и Умницы» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области логики, математики, русского языка, литературного чтения. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост умственного и творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Адресат программы: обучающиеся 7-8 лет.
Срок реализации: 1 год.
Объём программы - 99 часов.
Режим занятий: 3 часа в неделю.
Форма реализации: очная.
Формы организации учебных занятий.
Игра
Соревнование
Тестирование
Объяснение
Беседа
решение поисковых задач
коллективное обсуждение
Количество обучающихся в одной группе: до 10 человек
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи программы:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемой программы является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
1.3 Планируемые результаты
Предметные результаты:
К концу года учащиеся должны знать:
- определение основных понятий;
- признаки предметов, форм
-классификацию явлений, предметов;
К концу года учащиеся должны уметь:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Личностные результаты
- у обучающихся будет развито умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- обучающиеся будут уметь делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметныме результаты
Регулятивные УУД:
Обучающиеся будут уметь
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- проговаривать последовательность действий.
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- работать по предложенному учителем плану.
- отличать верно выполненное задание от неверного.
- давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Обучающиеся будут уметь
- отличать новое от уже известного
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре)
- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- делать выводы
- сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся будут уметь
- доносить свою позицию до других
- слушать и понимать речь других обучающихся
- читать и пересказывать текст.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
1.4 Содержание программы
В основе программы лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Учебный план
№ | Тема | Количество часов |
| | |
| Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) | 1 |
| Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 10 |
| Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 10 |
| Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 10 |
| Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 11 |
| Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 10 |
| Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 9 |
| Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 6 |
| Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 |
10. | Общеразвивающие занятия | 33 |
| | 99 |
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Модель занятия в 1 классе такова:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят пределенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуально го развития.
1.5 Формы аттестации и оценочные материалы
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме интеллектуального марафона «Умники и умницы».
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы;
- самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Методическое обеспечение
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
1. словесный (устное изложение, беседа);
2. наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
3. практический
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
1. объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
2. репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
3. частично-поисковый - участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
4. исследовательский - самостоятельная творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся занятия:
1. фронтальный - одновременная работа со всеми обучающимися;
2. коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми обучающимися;
3. индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
4. групповой – организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек);
5. коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение;
6. в парах - организация работы по парам;
7. индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
2.2 Учебно-методическое обеспечение программы
Учебно – методическая литература для учителя
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г | «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» | Методическое пособие для 1 класса |
2. | Л.В. Мищенкова, Москва: РОСТ книга, 2017 | «36 занятий для будущих отличников» | Методическое пособие для 1 класса |
3. | Криволапова Н.А. / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы») | Учимся учиться: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов | Программа развития познавательных способностей учащихся |
4. | Григорьев Д.В. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) | Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / | Пособие для учителя |
5. | Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. | Пособие для учителя |
6. | / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли | Пособие для учителя |
Учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г | «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» | Рабочие тетради в 2-х частях. |
2 | Л.В. Мищенкова, Москва: РОСТ книга, 2011 | «36 занятий для будущих отличников» | Рабочие тетради в 2-х частях |
2.3 Учебно-тематическое планирование (99 часов)
№ занятий | Дата | Кол-во часов | Тема |
1 | | 1 | Первый раз в 1 класс. |
2 | | 1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) |
3 4 | | 2 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
5 | | 1 | Работа над ошибками |
6 7 | | 2 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
8 | | 1 | Задания трех поросят |
9 10 | | 2 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
11 | | 1 | Здравствуй, Осень! |
12 13 | | 2 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
14 | | 1 | Играем в «Ромашку». |
15 16 | | 2 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
17 | | 1 | По страницам русской народной сказки «Волк и семеро козлят». |
18 19 | | 2 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
20 | | 1 | Рисуем по клеточкам. Яблонька. |
21 22 | | 2 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. Графический диктант |
23 | | 1 | Геометрический магазин |
24 25 | | 2 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
26 | | 1 | По страницам русской народной сказки «Маша и медведь» |
27 28 | | 2 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
29 | | 1 | Хлеб-батюшка. |
30 31 32 | | 3 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
33 | | 1 | Шкатулка с сюрпризом |
34 35 | | 2 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
36 | | 1 | На грибной полянке. Поиск закономерностей. |
37 38 | | 2 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
39 | | 1 | В гостях у Знайки. |
40 41 | | 2 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания Развитие мышления. Графический диктант |
42 | | 1 | Читаем письма. |
43 44 | | 2 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
45 | | 1 | Наряжаем ёлочку |
46 47 | | 2 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
48 | | 1 | «Прикольные задания» |
49 50 | | 2 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
51 | | 1 | «Прикольные задания». Задания на перекладывание спичек. |
52 53 | | 2 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
54 | | 1 | Домашние животные. Ребусы. |
55 56 | | 2 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
57 | | 1 | Цепочка занимательных заданий. |
58 59 | | 2 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
60 | | 1 | О звёздах |
61 62 | | 2 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
63 | | 1 | Дорогою добра |
64 65 | | 2 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
66 | | 1 | Быть здоровым |
67 68 | | 2 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
69 | | 1 | Незнайкин экзамен |
70 71 | | 2 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
72 | | 1 | Коллекция головоломок от Незнайки |
73 74 | | 2 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
75 | | 1 | По страницам книги Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» |
76 77 | | 2 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
78 | | 1 | Знаменитые малыши. Дюймовочка. Ребусы. |
79 80 | | 2 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
81 | | 1 | Букет для Русалочки. Кроссворды. |
82 83 | | 2 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
84 | | 1 | Спичечное ассорти |
85 86 | | 2 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
87 | | 1 | Словесные забавы |
88 89 | | 2 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
90 | | 1 | Говорящие головоломки |
91 92 | | 2 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
93 | | 1 | Ловим рыбку. Загадки. |
94 95 | | 2 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
96 | | 1 | Загадалки. |
97 | | 1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. |
98 | | 1 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
99 | | 1 | Подведение итогов |
Оценочные материалы
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
Критерии оценки результатов тестов.
80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
60-80% - уровень выше среднего;
50-60% - средний уровень;
30-50% - уровень ниже среднего;
меньше 30% - низкий уровень.
Диагностика
Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
1 класс Входной тест
1. Буквы обведи в кружок, цифры – зачеркивай.
Н Т 1 Ф 2 Б Г Д 5 Ю Т Я Ю К
Л М 9 Р Ш 6 Э Н Т 3 В О 7 Е
8 Я Т 1 С Ъ И 4 П Т Д 5 Ч 6
НМ У С К Е 7 Б Т З Л 8 Т 2
2. Реши задачу.
Маша поет лучше Кати, Катя поет лучше Нади. Кто из девочек поет лучше всех?
3. Перед тобой зашифрованные слова. Расшифруй их и найди лишнее. Дай название оставшейся группе слов.
НСЕГ ДАРГ ДЬЖОД ГАУРАН
4. Продолжи ряд.
1 2 2 2 3 3 3 3 _________________________________...
5. Реши задачу.
Полторы курицы за полтора дня снесут полтора яйца. Сколько яиц снесут две курицы за три дня? _____________
Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
1 класс Промежуточный тест
1. Допиши слова, подходящие по смыслу.
Холод – зима, тепло - … .
Помидор – красный, огурец - … .
Человек – ребенок, собака - … .
Морковь – огород, яблоня - … .
2. Реши задачу.
Ящерица короче ужа. Уж короче удава. Кто длиннее всех?
_______________
3. Зачеркни «лишнее» слово:
● Окунь, щука, кит, карась;
● Ель, липа, сирень, береза;
● Сын, друг, бабушка, папа.
4. Разгадай закономерность и дорисуй.
5. Учись рассуждать.
На прилавке лежат арбузы. Если каждый из троих покупателей купит 2 арбуза, то арбузов на прилавке не останется. Сколько было арбузов?
________________
6. Назови обобщающим словом.
● Пчела, бабочка - … .
● Пила, отвертка - … .
● Франция, Россия - … .
● Дождь, снег - … .
1 класс
Итоговый тест
1. Реши задачи.
В квартире было 4 комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько комнат стало в квартире? _____________________
Четыре яйца сварились в кастрюле за четыре минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо? _____________
Максим родился на два года раньше Кости. Сейчас Максиму 5 лет. Сколько лет Косте? ___________________
2. Зачеркни «лишнее» слово:
● Окно, волк, коза, бежать, берег;
● Гора, холм, река, лес, трамвай, поле.
3. Составь по три слова из букв каждой строки.
● Б, У, Ы, С, Р ________________, ______________, ______________
● О, С, А, К _____________, _________________, _______________
4. Напиши по аналогии.
● Птица – крылья, рыба - … .
● Трактор – гусеницы, автомобиль - … .
● Завод – цех, школа - … .
● Альпинист – горы, пловец - … .
2 класс
Тест «Алгоритм»
1. Выполни действия. Впиши результаты.
● Задумай однозначное число;
● Прибавь 5;
● Сложи результаты действий 1 и 2 ;
● Вычти 4 ;
● Прибавь 10;
● Вычти удвоенное задуманное число;
● У тебя получилось 11?
Если нет, проверь правильность выполнения каждого действия.
2. Нарисуй рамку. Выполни действия:
● Отметь внутри рамки две точки;
● Обозначь эти точки буквами А и В;
● Отметь внутри рамки точку, не лежащую на прямой АВ;
● Обозначь эту точку буквой С;
● Соедини отрезками прямой точки А и С; С и В; А и В.
Какая фигура у тебя получилась?
3. Какие действия и в каком порядке нужно выполнить, чтобы решить пример:
2 * 3 + 8 : ( 12 – 10) = ___ ?
Перечисли эти действия в нужном порядке:
a) _________________;
b) _________________;
c) _________________;
d) _________________;
e) _________________ .
2 класс
Тест «Сравнение»
1. Назови предметы, которые имеют указанные признаки:
● Деревянный, удобный, письменный … .
● Летний, солнечный, праздничный … .
● Узкий, длинный, кожаный … .
● Черная, рыхлая, влажная … .
● Большие, сине, грустные … .
● Душный, сухой, пыльный … .
2. Подбери близкие по значению слова.
● Друг – товарищ.
● Храбрый - … .
● Скоро - … .
● Разломать - … .
● Думать - … .
● Редко - … .
3. Сравни самолет и автобус.
Сходство
Различие
4. Какой признак отличия лежит в основе деления:
● Перелетных и зимующих птиц;
● Хвойные и лиственные деревья.
5. Выдели признаки сходства.
● Песок, крупа - … .
● Глина, снег - … .
● Книга, телевизор - … .
● Чайник, утюг - … .
6. Напиши красивое сравнение.
Например: Осенние листья лежат, как пестрый ковер.
● Красногрудые снегири похожи на … .
● Волосы мягкие, как … .
● Голос звучал нежно, как … .
7. Подбери такое слово-прилагательное, которое подходило бы сразу к двум словам.
Например: друг ( старый) шкаф.
● Настроение ( … ) утро.
● Обида ( … ) таблетка.
● Торт ( … ) загар.
Дополнительное задание.
а) Пропали гласные:
Н … В … Д … Н … Н
К … Р … С … Л
Р … С … Н … К
б) Восстанови порядок букв и получи слово.
ИКОРКДОЛ
ЯЯЛБНО
2 класс
Тест « Отношения».
1. Определи тип отношений, запиши рядом.
● Телевизор – экран Воробей – утка
● Брюки – одежда Горький – сладкий
● Почтальон – письмо Сегодня – завтра
● Гололед – перелом руки Карман – кнопка
2. Допиши второе понятие, соответственно указанным отношениям.
а) Вид – род
лето - …
столяр - …
поезд - …
б) Целое – часть
растение - …
рыба - …
воздух - …
в) Противоположности
аккуратный - …
прямой - …
бросил - …
г) Рядоположности
люстра - …
Буратино - …
сердце - …
д) Функциональные
уши - …
гитара - …
корова - …
е) Последовательности
седьмой - …
завтра - …
молния - …
ж) Причина – следствие
игра со спичками - …
долго был летом на солнце - …
погибло много птиц - …
3. Составить самостоятельно пару понятий:
● род – вид;
● рядоположности;
● целое – часть;
● причины – следствия.
4. Зачеркни неверные пары.
Род – вид: звери – животные.
Противоположные: жара – засуха.
Причина – следствие: утро – вечер.
Последовательные: последний этаж – чердак.
Функциональные: медведь – берлога.
Целое – часть: озеро – глубина.
Рядоположности: река – рыба.
5. Напиши противоположные понятия:
● свежая газета - …
● свежая рубашка - …
● свежий хлеб - …
6. Расположи понятия от более широкого к более узкому ( пронумеруй).
● Спортивная обувь, кеды, обувь.
● Первоклассник, Петя Иванов, человек, школьник.
7. Построй сам такую цепочку.
Роза - … - … - … .
Расшифруй слова.
а) М З К - … б) Ц Е Л С Н Т И А
К Р К Д Л - … И Ч Т О Н К И Л
З М Л Т Р С Н - …
2 класс
Итоговый тест
1. Впишите слово, которое является понятием данного определения.
● Мера длины, равная 100 см, - … .
● Явление природы, вследствие которого река выходит из берегов, - … .
● Твердое состояние воды непрозрачного цвета - … .
● Математическое действие, при котором происходит увеличение числа в несколько раз, - … .
● Четырехугольник, у которого все углы прямые, - … .
● Небесное тело, которое самостоятельно излучает свет, - … .
● Полезное ископаемое: жидкое, с резким запахом, горит - … .
● Положение губ, характерное для выражения хорошего настроения, - … .
2. Дополни определение.
● Час – это единица времени.
● Гроза – это явление природы.
● Корень – это часть растения.
3. Самостоятельно составь определение.
● Дневник – это … .
● Делитель – это … .
● Береза – это … .
● Справедливость – это … .
4. Вычеркни определения с ошибками.
● Враг – это человек, который желает тебе зла.
● Утюг – предмет бытовой техники для одежды.
● Чай – это кипяченая вода чайнике.
● Шуба – зимняя верхняя одежда из меха.
● Лимон – это цитрусовый фрукт желтого цвета, кислый на вкус.
● Корова – животное, которое дает молоко.
● Ствол – это древесный стебель.
5. Объясни своими словами крылатые выражения.
● Юмор – это жизненная рессора, которая помогает облегчить удары судьбы.
● Глаза – зеркало души