СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивающая изобразительная деятельность с элементами системы Монтессори»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа “Развивающая изобразительная деятельность с элементами системы Монтессори” предназначена для работы с детьми от 2 до 4 лет и призвана способствовать развитию детей раннего дошкольного возраста. Метод Марии Монтессори пробуждает и развивает естественное желание детей учиться, узнавать новое – в том объеме, который ребенок в состоянии освоить. Ребёнок делает не просто то, что хочет, а то, к чему готов.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивающая изобразительная деятельность с элементами системы Монтессори»»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области

Управление делами Президента Российской Федерации

ФГБОУ «Прогимназия «Снегири»



РАССМОТРЕНО

Педагогическим советом

Протокол №__ от « » мая 2025 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по педагогической работе

Трунин О.Г.

Протокол № 1 от «28» августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор ФГБОУ "Прогимназия "Снегири" Николаева Т.Н.

Приказ №____от «29» августа 2025 г.









Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Развивающая изобразительная деятельность

с элементами системы Монтессори»


Направленность: изобразительная деятельность

Уровень: начальный

Возраст обучающихся: 2-4 года

Срок реализации: 2 года










Автор: Шешко

Анна Сергеевна

педагог дополнительного образования







м.о. Истра с. Рождествено, 2025

Пояснительная записка

Мария Монтессори – итальянский врач и педагог, в начале своей профессиональной деятельности работала с детьми с особенностями развития. Именно для них в 1897 году она начала разрабатывать свои образовательные методы, так как была убеждена, что таким детям необходима не столько медицинская, сколько педагогическая помощь.

В скором времени дети с особенностями развития стали читать, писать и считать лучше, чем их здоровые сверстники. Поэтому система была адаптирована и для здоровых детей; а в 1907 году Монтессори возглавила детский сад «Дом ребёнка», где с малышами занимались по её методикам. Принципы педагогики Монтессори имели успех и применяются теперь во всем мире.

Научная педагогика рассматривает воспитание как организованный взрослым процесс адаптации ребёнка к человеческой культуре.

Одни философские учения о воспитании основаны на том, что всё заложено в генах, с которыми по большому счёту ничего нельзя поделать. Другие утверждают, что ребёнок — чистый лист, на котором взрослый пишет, что ему вздумается. Эти противоположности объединяет одно: они отказывают маленькому человеку в важности личных усилий.

Ошибочно рассматривать процесс взросления как нечто, случающееся по вине неподвластных внешних или внутренних причин. Истина лежит не между этими крайностями, а в совершенно иной плоскости.

Только сам ребёнок может построить свою личность, и только взрослый может дать всё, что нужно для этого строительства.

Малыш рождается предельно незрелым и берёт необходимое для взросления не из жёсткой программы инстинкта, а от других людей вокруг него. Дети разных исторических периодов и культур не сильно отличаются друг от друга. Но достигнув взрослости, каждый из них становится человеком своего времени и места.

Мы говорим на разных языках, имеем разные привычки, выносливы и чувствительны к разным вещам. Ни один вид на Земле не способен жить в таких разных условиях, питаться такой разной пищей, так по-разному выживать во всех климатических зонах планеты и даже за её пределами.

Ребёнок признаётся главным действующим лицом собственного развития, а взрослый — главным условием этого развития, образцом культуры, конструктором пространства взросления. Поскольку он способен осознанно и творчески изменять и себя, и мир вокруг, он способен оказать огромное влияние на то, каким создаст себя ребёнок.

Принципы, определяющие суть методики Монтессори:

  1. Наблюдение за ребёнком позволяет почерпнуть из его поведения и интереса информацию о том, чем ему лучше помочь.

  1. Врождённым является не результат-инстинкт, а интерес к культуре и развитию, названный человеческими тенденциями.

  2. Понятие сензитивных периодов как механизма адаптации.

  3. Отличие человека в раннем детстве, которое получило название впитывающего разума.

  4. Важность самостоятельности и собственной активности как необходимом условии развития.

Метод детально отвечает на вопрос, что именно может предложить взрослый ребёнку с учётом возраста и индивидуальности. Такие условия развития позволяют наилучшим образом адаптироваться к своей культуре. А повзрослев, внести собственный вклад в развитие человечества.

Монтессори называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему среду для интересных занятий и помогает пользоваться ей. Монтессори — методика раннего развития, но группы могут быть разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты. Младшие учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество.



Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Игровая комната разделена на несколько частей — как правило это зоны естествознания, практической жизни, сенсорная, языковая, математическая. Но ещё добавляют творческую, игровую и спортивную. Ребёнок может заниматься там, где ему нравится. Задача педагога — подстроиться под интересы малыша. Важно дать свободу мышления, действий и чувств. Так дети будут учиться всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками.

Взрослый — не наставник, а помощник. Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.

Обязательно есть правила, которые помогают упорядочить процессы в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.

Направление на развитие мелкой моторики, чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.

Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен дойти до всего сам.



Программа “Развивающая изобразительная деятельность с элементами системы Монтессори” предназначена для работы с детьми от 2 до 4 лет и призвана способствовать развитию детей раннего дошкольного возраста. Метод Марии Монтессори пробуждает и развивает естественное желание детей учиться, узнавать новое – в том объеме, который ребенок в состоянии освоить. Ребёнок делает не просто то, что хочет, а то, к чему готов.

В процессе развития личности бывают периоды спада и подъема. Когда наступает благоприятный (сенситивный) период, малыш становится наиболее восприимчивым к формированию определенных умений и навыков, а заложенные в нем способности развиваются без особых усилий с его стороны. Но благоприятные периоды приходят и уходят безвозвратно. К сожалению, повлиять на этот процесс невозможно. Но можно в нужное время создать максимально подходящие условия для развития малыша.

Занятия по методу Марии Монтессори создают условия для развития способностей ребёнка.

Основные принципы:

- создать развивающую среду, предоставив объекты для изучения;

- способствовать самостоятельному приобретению знаний и навыков, помогая в случае необходимости, или если ребенок об этом попросит;

- помочь ребенку освоиться в окружающем мире, подготовить для этого условия;

- поддерживать детский интерес.





Цель программы:

Изучение окружающего мира доступным для ребенка способом – опираясь на чувственный опыт и развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

  1. Образовательно-развивающие:

  1. Обучение навыкам практической жизни и развитие самостоятельности;

Сенсорное развитие ребенка;

Развитие способностей к изобразительным искусствам

Развитие математических способностей: знакомство с начальными навыками счёта в процессе создания детской работы.

Развитие цветового восприятия

Знакомство с фигурами на плоскости, объёмными формами на примере знакомых детям предметов.

Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия.

Расширение кругозора ребенка;

Развитие речи ребенка путем развития мелкой моторики рук.



Оздоровительные:

  1. Создание благоприятного эмоционального фона у ребенка;

Организация максимально подходящих условий для развития ребенка.

Воспитательные:

  1. Формирование у ребенка интереса к работе с различным материалом;

Усвоение социальных норм поведения;

Развитие навыков общения: учить детей играть, не мешая друг другу; уметь договариваться.



Методы и приемы:

- Наглядный, словесный, практический

Занятия проводятся два раза в неделю, с сентября по май.


Для методики Марии Монтессори не существует понятия: дети должны.

Есть определенные установки:

- дети развивают свои способности естественным образом;

- обогащается словарный запас детей;

- развивается культура общения (учимся слушать друг друга);

- развивается чувство собственного достоинства (свобода выбора);

- развивается способность к сопереживанию.



Монтессори-педагогика — это лишь один из методов. Его можно сочетать с другими педагогическими методиками.



Программа составлена на основании нормативно-правовых документов:

  • Закона «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ),

Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г. №1726-р,

Приказа Министерства просвещения РФ внесение изменений в «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 30.09.2020г. №533,

Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы))»

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Устава ФГБОУ «Прогимназия «Снегири» и локальными актами, регламентирующих образовательную деятельность.

В соответствии с условиями модернизации современной системы дошкольного образования, а также с учетом психологических аспектов развития ребенка дошкольного возраста.



Актуальность программы обусловлена эффективностью методики раннего развития Марии Монтессори.

Новизна программы состоит в том, что занятия с детьми младшего дошкольного возраста объединяют в себе ИЗО-деятельность и методику раннего развития Марии Монтессори.

Планируется знакомить детей с формой, цветом и объёмом преимущественно с помощью красок и пластилина. Педагог ИЗО руководствуется принципами системы Марии Монтессори, предлагая детям простые, понятные для них предметы, которые они могут сами раскрашивать, рисовать, лепить, конструировать.

Задания предполагается выстраивать таким образом, чтобы ребенок через творчество знакомился с окружающим миром, и происходило совершенствование его базовых навыков с особым вниманием к развитию мелкой моторики.

При составлении программы учитывались правила дидактики: логичность, доступность, научность, наглядность, простота изложения, переход от простого к сложному.

Основанием данной программы является создание благоприятных условий развития познавательных и творческих потребностей детей.

Занятия рассчитаны на дошкольников ясельной группы. При подборе материалов были учтены доступность и посильность работы, возможность формирования у детей соответствующих возрасту знаний, умений, навыков.

Программа рассчитана на 2 года обучения для детей 2-4 лет.

Вид детского объединения – кружок. Принимаются все желающие с разными умениями и навыками, поэтому при работе с детьми применяется индивидуальный подход. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 10-15 минут. Годовая программа рассчитана на 72 часа.



Формы работы и формы контроля

Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки, коллективное обсуждение и др.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, фестивалях, массовых мероприятиях.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий. Выставки могут быть: однодневные, постоянные, тематические, итоговые.

Учебно-методические средства обучения

При работе с детьми используются методы обучения: объяснение, показ, игра, практическое закрепление полученных знаний. На всех этапах происходит совместное обсуждение, ответы на вопросы детей.

Используемые материалы:

  • Цветной картон

Бумага

Гуашь

Кисти

Восковые мелки

Фломастеры

Пластилин

Клей

Заготовки и формочки по виду занятия

Природный материал

Крупы

Ткань






Список литературы

1. Эстетическое воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Просвещение; 1985.

2.Хилтунен Е. А. Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов и родителей. – М.: Астрель: АСТ, 2010. – 399 с

















Перспективный план занятий

«Развивающая изобразительная деятельность с элементами системы Монтессори»

возрастная группа 2-3 года


Сентябрь


Темы

Задачи

Методические приемы

Оборудование

1

Знакомство детей с педагогом и с занятиями

Учить детей общению, познакомить с материалами

Наглядный показ, беседа

Цветной картон, пластилин


Продолжение знакомства детей с педагогом и с занятиями

Учить детей владению материалами

Объяснение, демонстрация, индивидуальный подход

Цветной картон, краска 1 цвета, кисть-губка

2

Красной, желтый синий, зеленый

Учить детей отличать цвета в игровой форме

Наглядный показ, Объяснение

Цветной картон, краски, кисть-губка, цветные геометрические фигурки


Красной, желтый синий, зеленый. Цвета осени.

Учить детей отличать цвета. Рассказ о временах года с целью различия цветов в разные времена года

Наглядный показ, Объяснение, индивидуальный подход

Цветной картон, краски, кисть-губка, цветные геометрические фигурки

3

Пальчиковые упражнения, связанные с лепкой из пластилина.

Учить детей лепке из пластилина, развивать мелкую моторику рук, речь, память

Показ. Объяснение

Цветной картон, пластилин, заготовки, формочки


Пальчиковые упражнения, связанные с лепкой из пластилина, направленные на создание формы — лист дерева

Учить детей лепке из пластилина, созданию формы, развивать мелкую моторику рук, речь, память

Показ. Объяснение, индивидуальный подход

Цветной картон, пластилин, заготовки, формочки, природный материал

4

Игра «Что у нас за окном», рисование по впечатлению

Учить детей рассматривать окружающий мир, наблюдать, рисовать увиденное

Беседа, игра, объяснение

Цветной картон, краски, губочки


Продолжение игры «Что у нас за окном», рисование по впечатлению

Продолжить учить детей рассматривать окружающий мир, наблюдать, рисовать увиденное

Беседа, игра, объяснение, индивидуальный подход

Цветной картон, краски, губочки

Октябрь

1

Игра «Ищем красный цвет»

Знакомство с красным цветом, примеры из быта и окружающего пространства.Учить детей выполнять задание,

развивать мелкую моторику рук, речь, память

Наглядный показ, повторение, игра

Цветной картон, красная краска, кисти, наглядный материал


Красный цвет фрукты, ягоды

Знакомство с красным цветом, примеры из быта и окружающего пространства. Изучение фруктов и ягод красного цвета. Учить детей выполнять задание,

развивать мелкую моторику рук, речь, память

Наглядный показ, повторение, выполнение вслед за педагогом

Цветной картон, красная краска, кисти, наглядный материал, восковые или пластмассовые формы

2

Пальчиковые упражнения, связанные с рисованием пальцами

Учить детей работе пальцами, справляться с трудностями в игровой форме, развивать мелкую моторику рук, речь, память

Показ. Объяснение, работа с красками, пальчиковая гимнастика, игра

Цветной картон, краски


Пальчиковые упражнения, связанные с рисованием пальцами, упражнения по расслаблению рук

Учить детей работе пальцами, справляться с трудностями в игровой форме, расслаблять руки, развивать мелкую моторику рук, речь, память

Объяснение, работа с красками, пальчиковая гимнастика, индивидуальный подход

Цветной картон, краски

3.

Игра «Ищем желтый цвет»

Знакомство с желтым цветом, желтый цвет в быту, природе, окружающем пространстве. Учить детей выполнять задание, развивать мелкую моторику рук, речь, память

Наглядный показ, демонстрация наглядных пособий, игра

Цветной картон, желтая краска, кисти, наглядные пособия


Желтый цвет, форма и цвет. Осень

Продолжить знакомство с желтым цветом, желтый цвет в быту, природе, окружающем пространстве. Изучить цвет осени. Учить детей выполнять задание, развивать мелкую моторику рук,

Наглядный показ, демонстрация наглядных пособий, работа с природным материалом

Цветной картон, желтая краска, кисти, наглядные пособия, природный материал

4.

Игра «Башня»

Формировать понятие большой – маленький, развивать умение упорядочивать предметы

Показ с помощью демонстрационного материала, игра

Кубики разных размеров

Цветной картон, пластилин


Большой маленький

Продолжить изучение размерности, пропорций

Показ с помощью демонстрационного материала

Цветной картон, пластилин

Ноябрь

1.

Синий цвет, дождик

Познакомить детей с синим цветом, научить находить его в природе и окружающем пространстве. Учить детей выполнять задание, развивать мелкую моторику рук, речь, память

Наглядный показ, объяснение

Цветной картон, синяя краска, кисти


Продолжение Синий цвет, дождик

Продолжить изучать синий цвет, синий цвет в осенней природе. Учить детей выполнять задание, развивать мелкую моторику рук, речь, память

Наглядный показ, объяснение, индивидуальный подход

Цветной картон, синяя краска, кисти

2.

Пальчиковая игра «Много-мало»

Научить детей расслаблению кистей рук, познакомить с понятиями «Много-мало». Научить Учить детей игре, развивать мелкую моторику рук, речь, память

Показ. Объяснение, игра

Цветной картон, пластилин, заготовки


Огромный мир вокруг нас

Продолжить знакомить с понятиями «Много-мало», научить узнавать в окружающем пространстве количественные категории

Показ. Объяснение, игра, индивидуальный подход

Цветной картон, пластилин, заготовки

3.

Игра «Ищем зеленый цвет»

Учить детей находить зеленые предметы, развивать мелкую моторику рук, речь, память

Игра, беседа, рисование

Цветной картон, зеленая краска, кисти-губки


Продолжение игры «Ищем зеленый цвет»

Учить детей находить зеленые предметы, развивать мелкую моторику рук, речь, память

Игра, беседа, рисование

Цветной картон, зеленая краска, кисти-губки

4.

Конструирование из предметов четырех основных цветов

Учить детей конструировать, составлять фигуры, развивать логическое мышление

Показ с помощью демонстрационного материала

Набор демонстрационного материала, краски четырех цветов, кисти


Конструирование из предметов четырех основных цветов, тема - домик

Продолжить конструировать, составлять фигуры, развивать логическое мышление

Показ с помощью демонстрационного материала, индивидуальный подход

Заготовки различных форм, краски четырех цветов, кисти

Декабрь

1.

Изучение формы. Конструирование, круг, шар

Учить детей конструировать, познакомить с кругом, шаром, составлять фигуры, развивать логическое мышление

Показ с помощью демонстрационного материала

Набор демонстрационного материала, краски четырех цветов, кисти, пластилин, цветной картон


Изучение формы. Конструирование, круг, шар

Продолжить изучение круга и шара, составлять фигуры, развивать логическое мышление

Показ с помощью демонстрационного материала, индивидуальный подход

Набор демонстрационного материала, краски четырех цветов, кисти, пластилин, цветной картон

2.

Игра «Много-мало» из геометрических форм

Формировать понятие «много – мало», развивать умение упорядочивать предметы

Показ с помощью демонстрационного материала, игра

Набор демонстрационного материала, заготовки разнообразных форм, мерные стаканы


Геометрические формы в окружающем пространстве. (треугольники в новогодней елке)

Продолжить изучать геометрические формы в окружающем пространстве

Наблюдение, конструирование

Заготовки геометрических форм тематические

3.

Картина «Много-много» (новогодняя тема)

Продолжить изучать понятие «много», развивать умение упорядочивать предметы, умение работать в группе

Показ с помощью демонстрационного материала, работа над коллективной работой

Набор демонстрационного материала, краски четырех цветов, кисти, пластилин, цветной картон большого формата, крупы


Геометрические фигуры — елочные украшения

Научить выполнять несложные елочные украшения, используя геометрические формы

Показ, индивидуальный подход, конструирование

Заготовки геометрических форм из цветного картона, клей

4.

Игра «Ладошка»

Продолжать учить детей выполнять пальчиковые упражнения с элементами простого счета

Наглядный показ, индивидуальный подходы

Цветной картон, пластилин


Гирлянда — как элемент изучения простого счета

Продолжить изучать простой счет, конструировать

Показ, объяснение, коллективная работа

Заготовки геометрических форм, пластилин, цветной картон

Январь

1.

Изучение формы. Конструирование, квадрат, куб

Познакомить детей с понятиями квадрат, куб. Учить детей конструировать, составлять фигуры, развивать логическое мышление

Показ с помощью демонстрационного материала

Набор демонстрационного материала, краски четырех цветов, кисти, пластилин, цветной картон


Домик — из каких частей состоит

Продолжить изучать понятия квадрат, куб, научить фантазировать

Показ с помощью демонстрационного материала

Заготовки из цветного картона

2.

Игра «Разноцветность»

Научить детей видеть разнообразие цветов, красок, научить видеть оттенки, наблюдать за природой и окружающей средой

Наглядный показ, индивидуальный подход

Краски основных цветов, кисти


Смешение красок, игра «волшебные капли»

Научить детей смешивать цвета, рассказать о дополнительных цветах. Научить видеть оттенки, наблюдать за природой и окружающей средой

Показ, объяснение

Краски основных цветов, кисти, палитра

3.

Цветные губочки, техника - тамповка

Научить детей тамповать губкой, используя гуашь. Учить детей, развивать координацию движений, усидчивость, аккуратность

Показ с помощью наглядного пособия из губок

Краски четырех цветов, кисти, цветной картон, губки


Цветные губочки, техника - тамповка

Продолжить учить детей тамповать губкой, используя гуашь. Учить детей, развивать координацию движений, усидчивость, аккуратность

Показ с помощью наглядного пособия из губок, индивидуальный подход

Краски четырех цветов, кисти, цветной картон, губки

4.

Изучение формы. Конструирование, треугольник

Изучить форму треугольник. Учить детей конструировать, составлять фигуры, развивать логическое мышление

Показ с помощью демонстрационного материала

Заготовки треугольник, краски четырех цветов, кисти, пластилин, цветной картон


Изучение формы. Конструирование, треугольник, составная композиция

Продолжить изучить форму — треугольник. Учить детей конструировать, составлять фигуры, развивать логическое мышление

Показ с помощью демонстрационного материала, индивидуальный подход

Заготовки треугольник, краски четырех цветов, кисти, пластилин, цветной картон

Февраль

1

Разноцветные дома. Геометрическая композиция

Научить детей составлять композиции из геометрических форм. Научить сопоставлять форму и цвет, подключать воображение. Учить детей, развивать усидчивость, аккуратность

Показ с помощью заготовок геометрических форм, объяснение

Цветной картон, краски основных цветов, заготовки геометрических форм


Геометрическая композиция, коллективная работа

Продолжить составлять композиции из геометрических форм. Научить сопоставлять форму и цвет, подключать воображение. Учить детей, развивать усидчивость, аккуратность. Продолжить учить работе в команде

Показ с помощью заготовок геометрических форм, объяснение, индивидуальный подход

Цветной картон, краски основных цветов, заготовки геометрических форм

2.

Пальчиковая игра «Друзья»

Продолжать учить детей выполнять пальчиковые упражнения с элементами простого счета

Наглядный показ

Цветной картон, пластилин


Простой счет

Продолжать учить детей выполнять упражнения с элементами простого счета с применением средств ИЗО

Наглядный показ, индивидуальный подход

Цветной картон, пластилин, палочки для счета

3.

Игра «Длинный-короткий»

Формировать понятие длинный – короткий, развивать умение упорядочивать предметы

Показ с помощью демонстрационного материала

Заготовки разной длинны

Цветной картон, пластилин


Геометрический узор

Познакомить с понятием узора, научить отличать виды простых узоров, развить воображение

Показ с использованием заготовок

Набор заготовок, восковые мелки, фломастеры

4.

Конструирование из палочек

Учить детей конструировать из палочек, составлять фигуры, развивать логическое мышление

Показ с помощью демонстрационного материала

Набор палочек, заготовки, пластилин


Коллективная работа «Разнообразие форм и красок»

Продолжить изучение разнообразия форм предметов, развивать фантазию, воображение, учить аккуратности, работе в коллективе

Показ с помощью демонстрационного материала

Набор заготовок, цветной картон, краски, кисти

Март

1.

Конструирование из разных форм – красный цвет

Учить детей конструировать из геометрических форм в определенном колорите, составлять фигуры, развивать логическое мышление

Показ с помощью демонстрационного материала

Набор демонстрационного материала, краски, кисти, пластилин, цветной картон.


Оттенки и формы — цвет красный

Продолжить изучать оттенки красного цвета, смешивать цвета, развивать фантазию и воображение

Показ с помощью демонстрационного материала

Заготовки и предметы определенного оттенка, цветной картон, краски, кисти

2.

Цветная крупа

Научить работе с нетрадиционным материалом, усидчивость, аккуратность

Наглядный показ

Крупы, краски, кисти, клей ПВА


Цветная крупа большая картина

Продолжить учить работе с нетрадиционным материалом, усидчивость, аккуратность

Наглядный показ, индивидуальный подход

Крупы, краски, кисти, клей ПВА

3.

Конструирование из разных форм – желтый цвет

Учить детей конструировать, составлять фигуры, развивать логическое мышление

Показ с помощью демонстрационного материала

Набор демонстрационного материала, краски четырех цветов, кисти, пластилин, цветной картон


Композиция «Оттенки желтого»

Продолжить изучать оттенки желтого цвета, учиться смешивать цвета

Объяснение, индивидуальная работа

Краски четырех цветов, кисти, пластилин, цветной картон

4.

Пальчиковая игра «Мылом мою .»

Продолжать учить детей выполнять пальчиковые упражнения с целью освоения пластилинографии и развития мелкой моторики

Наглядный показ

Цветной картон, пластилин


Пластилиновые формы

Продолжать учить детей выполнять пальчиковые упражнения с целью освоения пластилинографии и развития мелкой моторики

Наглядный показ

Цветной картон, пластилин

Апрель

1.

Игра в цвета «Цветы и цвет»

Продолжить изучать цвета и их оттенки. Развивать мелкую моторику рук, воображение, усидчивость

Наглядный показ

Цветной картон, пластилин, восковые мелки, краски, кисти


Форма в природе

Изучить формы листьев и цветов, развить воображение

Наглядный показ, индивидуальная работа

Природный материал, пластилин

2.

Конструирование из разных форм –зеленый цвет

Учить детей конструировать, составлять фигуры в одной цветовой гамме, развивать логическое мышление

Показ с помощью демонстрационного материала

Набор демонстрационного материала, пластилин, цветной картон, краски, кисти


Оттенки зеленого цвета

Продолжить изучать оттенки, смешивать краски, развивать воображение

Наглядный показ, индивидуальная работа

Набор заготовок, цветной картон, краски, кисти, палитра

3.

Игра в предметы

Учить детей изображать простые предметы, соотносить увиденное с изображением, составлять фигуры, развивать логическое мышление

Показ с помощью демонстрационного материала

Цветной картон, пластилин, предметы и игрушки несложных форм


Композиция «Что рядом со мной»

Продолжить учить детей изображать простые предметы, соотносить увиденное с изображением, составлять фигуры, развивать логическое мышление

Наглядный показ, индивидуальная работа

Набор заготовок, цветной картон, краски, кисти, палитра

4.

Перебирание крупы, аппликация

Научить работе с нетрадиционным материалом. Развивать мелкую моторику рук

Показ с помощью наглядного пособия

Крупа, тарелочки, картон, пластилин


Композиция из крупы, аппликация

Научить работе с нетрадиционным материалом, совмещать аппликацию и лепку. Развивать мелкую моторику рук.


Наглядный показ, индивидуальная работа

Крупа, тарелочки, картон, пластилин

Май

1.

Рисование под музыку

Развивать чувство прекрасного, рисовать под музыку, развивать мелкую моторику рук

Наглядный показ, слушание

Краски, кисти, пластилин, цветной картон Музыка


Радуга

Познакомить с понятием радуги, разучить расположение цветов, развивать мелкую моторику рук, воображение

Наглядный показ, индивидуальная работа

Цветной картон, пластилин, восковые мелки, краски, кисти

2.

Игра с кусочками ткани

Развивать чувство осязания, моторику рук, создание аппликации

Показ с помощью наглядного пособия, игра

Коробка наполненная кусочками ткани разной фактуры и цвета, клей, цветной картон


Аппликация из ткани

Продолжить развивать чувство осязания, моторику рук, создание аппликации

Наглядный показ, индивидуальная работа

Коробка наполненная кусочками ткани разной фактуры и цвета, клей, цветной картон

3.

Конструирование из природного материала

Учить детей конструировать из природного материала, составлять фигуры, развивать логическое мышление

Показ с помощью демонстрационного материала

Природный материал, клей, цветной картон


Композиция «Природа вокруг меня»

Продолжить учить детей конструировать из природного материала, составлять фигуры, развивать логическое мышление

Наглядный показ, индивидуальная работа

Природный материал, клей, цветной картон

4.

Заключительная коллективная работ «Я раскрасил мир»

Продолжить учить детей составлять и продумывать композиции на определенную тему. Развивать мелкую моторику рук

Наглядный показ

Краски, кисти, пластилин, цветной картон


Заключительная коллективная работ «Я раскрасил мир»

Подведение итогов, просмотр

Продолжить учить детей составлять и продумывать композиции на определенную тему. Развивать мелкую моторику рук. Подвести итоги, провести беседу с разбором работ.

Наглядный показ, индивидуальная работа, беседа, обсуждение

Краски, кисти, пластилин, цветной картон





















Перспективный план

«Развивающая изобразительная деятельность с элементами системы Монтессори»

возрастная группа 3-4 года


Сентябрь


Темы

Задачи

Методические приемы

Оборудование

1

Знакомство детей с педагогом и с занятиями

Учить детей общению, познакомить с материалами

Наглядный показ, беседа

Цветной картон, пластилин


Продолжение знакомства детей с педагогом и с занятиями

Учить детей владению материалами

Объяснение, демонстрация, индивидуальный подход

Цветной картон, краска 1 цвета, кисть-губка

2

Простой натюрморт, фрукты

Учить детей отличать цвета, лепить простой натюрморт

Наглядный показ, Объяснение

Цветной картон, пластилин


Что у нас за окном. Цвета осени. Рисование пейзажа.

Учить детей отличать цвета. Познакомить с понятием пейзаж. Рассказ о временах года и различии цветов в природе в разные времена года

Наглядный показ, Объяснение, индивидуальный подход

Цветной картон, краски, кисть-губка, цветные геометрические фигурки

3

Лепка простых форм, пальчиковые упражнения, связанные с лепкой из пластилина.

Учить детей лепке из пластилина, развивать мелкую моторику рук, речь, память

Показ. Объяснение

Цветной картон, пластилин, заготовки, формочки


Лепка простых форм, пальчиковые упражнения, связанные с лепкой из пластилина, направленные на создание формы — лист дерева

Учить детей лепке из пластилина, созданию формы, развивать мелкую моторику рук, речь, память

Показ. Объяснение, индивидуальный подход

Цветной картон, пластилин, заготовки, формочки, природный материал

4

Игра «Что у нас за окном, пейзаж», рисование по впечатлению

Учить детей рассматривать окружающий мир, наблюдать, рисовать увиденное. Продолжить знакомство с пейзажем

Беседа, игра, наблюдение объяснение

Цветной картон, краски, губочки


Продолжение игры «Что у нас за окном, пейзаж», рисование по впечатлению

Продолжить учить детей рассматривать окружающий мир, наблюдать, рисовать увиденное. Продолжить знакомство с пейзажем

Беседа, игра, наблюдение объяснение, индивидуальный подход

Цветной картон, краски, губочки

Октябрь

1

Натюрморт в красном колорите.

Научить детей рисовать натюрморт. Знакомство с красным цветом, примеры из быта и окружающего пространства. Учить детей выполнять задание, развивать мелкую моторику рук, речь, память

Наглядный показ, повторение

Цветной картон, красная краска, кисти, наглядный материал


Натюрморт фрукты, ягоды

Знакомство с разными видами ягод. Изучение фруктов и ягод красного цвета. Учить детей выполнять задание,

развивать мелкую моторику рук, речь, память

Наглядный показ, повторение, выполнение вслед за педагогом

Цветной картон, красная краска, кисти, наглядный материал, восковые или пластмассовые формы

2

Изучение техник рисования кистью

Учить детей работе с кистью, справляться с трудностями в игровой форме, развивать мелкую моторику рук, речь, память

Показ. Объяснение, работа с красками, пальчиковая гимнастика

Цветной картон, краски, кисти


Изучение техник рисования кистью

Учить детей работе с кистью, справляться с трудностями в игровой форме, расслаблять руки, развивать мелкую моторику рук, речь, память

Объяснение, работа с красками, пальчиковая гимнастика, индивидуальный подход

Цветной картон, краски, кисти

3.

Осенний натюрморт в осенних цветах

Рисование осеннего натюрморта, изучение осенних цветов. Учить детей выполнять задание, развивать мелкую моторику рук, речь, память

Наглядный показ, демонстрация наглядных пособий

Цветной картон, желтая краска, кисти, наглядные пособия


Осенняя композиция с использованием природного материала

Продолжить знакомство с желтым цветом, желтый цвет в быту, природе, окружающем пространстве. Изучить цвет осени. Учить детей выполнять задание, развивать мелкую моторику рук,

Наглядный показ, демонстрация наглядных пособий, работа с природным материалом

Цветной картон, желтая краска, кисти, наглядные пособия, природный материал

4.

Игра «Башня»

Формировать понятие большой – маленький, развивать умение упорядочивать предметы

Показ с помощью демонстрационного материала

Кубики разных размеров

Цветной картон, пластилин


Большой маленький

Продолжить изучение размерности, пропорций

Показ с помощью демонстрационного материала

Цветной картон, пластилин

Ноябрь

1.

Холодные цвета

Познакомить детей с холодным цветом, научить находить его в природе и окружающем пространстве. Учить детей выполнять задание, развивать мелкую моторику рук, речь, память

Наглядный показ, объяснение

Цветной картон, синяя, фиолетовая краски, кисти


Продолжение. Холодные цвета

Продолжить изучать холодные цвета, синий цвет в осенней природе. Учить детей выполнять задание, развивать мелкую моторику рук, речь, память

Наглядный показ, объяснение, индивидуальный подход

Цветной картон, синяя, фиолетовая краски, кисти

2.

Количественные понятия, игра «Много-мало»

Научить детей расслаблению кистей рук, познакомить с понятиями «Много-мало». Учить детей игре, развивать мелкую моторику рук, речь, память

Показ. Объяснение, игра

Цветной картон, пластилин, заготовки


Композиция «Огромный мир вокруг нас»

Продолжить знакомить с понятиями «Много-мало», научить узнавать в окружающем пространстве количественные категории

Показ. Объяснение, игра, индивидуальный подход

Цветной картон, пластилин, заготовки

3.

Цвета природы, тропический пейзаж.

Учить детей рисовать пейзаж в определенной гамме, развивать мелкую моторику рук, речь, память

Наглядный показ

Цветной картон, краски, кисти

4.

Композиция из предметов четырех основных цветов

Учить детей конструировать, составлять фигуры, развивать логическое мышление

Показ с помощью демонстрационного материала

Набор демонстрационного материала, краски четырех цветов, кисти


Композиция из предметов четырех основных цветов, тема - домик

Продолжить конструировать, составлять фигуры, развивать логическое мышление

Показ с помощью демонстрационного материала, индивидуальный подход

Заготовки различных форм, краски четырех цветов, кисти

Декабрь

1.

Композиция из простых форм. Конструирование, круг, шар

Учить детей конструировать, познакомить с кругом, шаром, составлять фигуры, развивать логическое мышление

Показ с помощью демонстрационного материала

Набор демонстрационного материала, краски четырех цветов, кисти, пластилин, цветной картон


Композиция из простых форм. Конструирование, круг, шар

Продолжить изучение круга и шара, составлять фигуры, развивать логическое мышление

Показ с помощью демонстрационного материала, индивидуальный подход

Набор демонстрационного материала, краски четырех цветов, кисти, пластилин, цветной картон

2.

Композиция «Много-мало» из геометрических форм

Формировать понятие «много – мало», развивать умение упорядочивать предметы

Показ с помощью демонстрационного материала

Набор демонстрационного материала, заготовки разнообразных форм, мерные стаканы


Композиция из геометрических формы в окружающем пространстве. (треугольники в новогодней елке)

Продолжить изучать геометрические формы в окружающем пространстве

Наблюдение, конструирование

Заготовки геометрических форм тематические

3.

Коллективная работа «Много-много» (новогодняя тема)

Продолжить изучать понятие «много», развивать умение упорядочивать предметы, умение работать в группе

Показ с помощью демонстрационного материала, работа над коллективной работой

Набор демонстрационного материала, краски четырех цветов, кисти, пластилин, цветной картон большого формата, крупы


Создание поделок, геометрические фигуры — елочные украшения

Научить выполнять несложные елочные украшения, используя геометрические формы

Показ, индивидуальный подход, конструирование

Заготовки геометрических форм из цветного картона, клей

4.

Лепка «от одного — до пяти»

Продолжать учить детей выполнять упражнения с элементами простого счета из пластилина

Наглядный показ, индивидуальный подходы

Цветной картон, пластилин


Коллективная работа по созданию гирлянды

Продолжить учить конструировать, создавать необычные коллективные поделки

Показ, объяснение, коллективная работа

Заготовки геометрических форм, пластилин, цветной картон

Январь

1.

Композиция по конструированию, квадрат, куб

Познакомить детей с понятиями квадрат, куб. Учить детей конструировать, составлять фигуры, развивать логическое мышление

Показ с помощью демонстрационного материала

Набор демонстрационного материала, краски четырех цветов, кисти, пластилин, цветной картон


Разнообразие геометрических форм — Домик - композиция

Продолжить изучать понятия квадрат, куб, научить фантазировать

Показ с помощью демонстрационного материала

Заготовки из цветного картона

2.

Интерактив «Разноцветность»

Научить детей видеть разнообразие цветов, красок, научить видеть оттенки, наблюдать за природой и окружающей средой

Наглядный показ, индивидуальный подход

Краски основных цветов, кисти


Я — волшебник, я создаю цвета

Научить детей смешивать цвета, рассказать о дополнительных цветах. Научить видеть оттенки, наблюдать за природой и окружающей средой

Показ, объяснение

Краски основных цветов, кисти, палитра

3.

Композиция в технике тамповки

Научить детей тамповать губкой, используя гуашь. Учить детей, развивать координацию движений, усидчивость, аккуратность

Показ с помощью наглядного пособия из губок

Краски, кисти, цветной картон, губки


Пейзаж в технике - тамповка

Продолжить учить детей тамповать губкой, используя гуашь. Учить детей, развивать координацию движений, усидчивость, аккуратность

Показ с помощью наглядного пособия из губок, индивидуальный подход

Краски, кисти, цветной картон, губки

4.

Композиция по конструированию из треугольников

Изучить форму треугольник. Учить детей конструировать, составлять фигуры, развивать логическое мышление

Показ с помощью демонстрационного материала

Заготовки треугольник, краски четырех цветов, кисти, пластилин, цветной картон


Геометрический узор из треугольников

Продолжить изучить форму — треугольник. Учить детей конструировать, составлять фигуры, развивать логическое мышление

Показ с помощью демонстрационного материала, индивидуальный подход

Заготовки треугольник, краски четырех цветов, кисти, пластилин, цветной картон

Февраль

1

Город. Геометрическая композиция

Научить детей составлять композиции из геометрических форм. Научить сопоставлять форму и цвет, подключать воображение. Учить детей, развивать усидчивость, аккуратность

Показ с помощью заготовок геометрических форм, объяснение

Цветной картон, краски основных цветов, заготовки геометрических форм


Композиция - фантазия, коллективная работа

Продолжить составлять композиции из геометрических форм. Научить сопоставлять форму и цвет, подключать воображение. Учить детей, развивать усидчивость, аккуратность. Продолжить учить работе в команде

Показ с помощью заготовок геометрических форм, объяснение, индивидуальный подход

Цветной картон, краски основных цветов, заготовки геометрических форм

2.

Лепка «простая математика»

Продолжать учить детей выполнять пальчиковые упражнения с элементами простого счета

Наглядный показ

Цветной картон, пластилин


Счет - закрепление

Продолжать учить детей выполнять упражнения с элементами простого счета с применением средств ИЗО

Наглядный показ, индивидуальный подход

Цветной картон, пластилин, палочки для счета

3.

Композиция «Длинный-короткий»

Формировать понятие длинный – короткий, развивать умение упорядочивать предметы

Показ с помощью демонстрационного материала

Заготовки разной длинны

Цветной картон, пластилин


Композиция из геометрических узоров

Познакомить с понятием узора, научить отличать виды простых узоров, развить воображение

Показ с использованием заготовок

Набор заготовок, восковые мелки, фломастеры

4.

Композиция из палочек

Учить детей конструировать из палочек, составлять фигуры, развивать логическое мышление

Показ с помощью демонстрационного материала

Набор палочек, заготовки, пластилин


Коллективная работа «Разнообразие форм и красок в природе, пейзаж»

Продолжить изучение разнообразия форм предметов, развивать фантазию, воображение, учить аккуратности, работе в коллективе

Показ с помощью демонстрационного материала

Набор заготовок, цветной картон, краски, кисти

Март

1.

Композиция из разных форм – красные оттенки

Учить детей конструировать из геометрических форм в определенном колорите, составлять фигуры, развивать логическое мышление

Показ с помощью демонстрационного материала

Набор демонстрационного материала, краски, кисти, пластилин, цветной картон.


Натюрморт- оттенки и формы — оттенки красноного

Продолжить изучать оттенки красного цвета, смешивать цвета, развивать фантазию и воображение

Показ с помощью демонстрационного материала

Заготовки и предметы определенного оттенка, цветной картон, краски, кисти

2.

Нетрадиционная техника аппликации

Научить работе с нетрадиционным для аппликации материалом, усидчивость, аккуратность

Наглядный показ

Крупы, краски, кисти, клей ПВА


Цветная крупа -большая картина

Продолжить учить работе с нетрадиционным материалом, усидчивость, аккуратность

Наглядный показ, индивидуальный подход

Крупы, краски, кисти, клей ПВА

3.

Натюрморт из разных форм – желтые оттенки

Учить детей рисовать, натюрморт, развивать логическое мышление

Показ с помощью демонстрационного материала

Набор демонстрационного материала, краски четырех цветов, кисти, пластилин, цветной картон


Предметы «Оттенки желтого»

Продолжить изучать оттенки желтого цвета, учиться смешивать цвета

Объяснение, индивидуальная работа

Краски четырех цветов, кисти, пластилин, цветной картон

4.

Лепка в игровой форме

Продолжать учить детей выполнять пальчиковые упражнения с целью освоения пластилинографии и развития мелкой моторики

Наглядный показ

Цветной картон, пластилин


Композиция -Пластилиновые формы

Продолжать учить детей выполнять пальчиковые упражнения с целью освоения пластилинографии и развития мелкой моторики

Наглядный показ

Цветной картон, пластилин

Апрель

1.

Рисование

«Цветы в природе»

Продолжить изучать цвета и их оттенки. Развивать мелкую моторику рук, воображение, усидчивость

Наглядный показ

Цветной картон, пластилин, восковые мелки, краски, кисти


Изучение природного материала

Изучить формы листьев и цветов, развить воображение

Наглядный показ, индивидуальная работа

Природный материал, пластилин

2.

Композиция из разных форм –оттенки зеленого

Учить детей конструировать, составлять фигуры в одной цветовой гамме, развивать логическое мышление

Показ с помощью демонстрационного материала

Набор демонстрационного материала, пластилин, цветной картон, краски, кисти


Весенний пейзаж

Продолжить изучать пейзаж, оттенки, смешивать краски, развивать воображение

Наглядный показ, индивидуальная работа

Набор заготовок, цветной картон, краски, кисти, палитра

3.

Рисуем предметы

Учить детей изображать простые предметы, соотносить увиденное с изображением, составлять фигуры, развивать логическое мышление

Показ с помощью демонстрационного материала

Цветной картон, пластилин, предметы и игрушки несложных форм


Композиция «Мир вокруг меня»

Продолжить учить детей изображать простые предметы, соотносить увиденное с изображением, составлять фигуры, развивать логическое мышление

Наглядный показ, индивидуальная работа

Набор заготовок, цветной картон, краски, кисти, палитра

4.

Аппликация из разных видов круп

Научить работе с нетрадиционным материалом. Развивать мелкую моторику рук

Показ с помощью наглядного пособия

Крупа, тарелочки, картон, пластилин


Композиция из крупы, аппликация

Научить работе с нетрадиционным материалом, совмещать аппликацию и лепку. Развивать мелкую моторику рук






Наглядный показ, индивидуальная работа

Крупа, тарелочки, картон, пластилин

Май

1.

Рисуем музыку

Развивать чувство прекрасного, рисовать под музыку, развивать мелкую моторику рук

Наглядный показ

Краски, кисти, пластилин, цветной картон Музыка


Композиция «Радуга»

Познакомить с понятием радуги, разучить расположение цветов, развивать мелкую моторику рук, воображение

Наглядный показ, индивидуальная работа

Цветной картон, пластилин, восковые мелки, краски, кисти

2.

Тканевая аппликация

Развивать чувство осязания, моторику рук, создание аппликации

Показ с помощью наглядного пособия

Коробка, наполненная кусочками ткани разной фактуры и цвета, клей, цветной картон


Композиция из ткани и красок

Продолжить развивать осязание, моторику рук, создание аппликации

Наглядный показ, индивидуальная работа

Коробка, наполненная кусочками ткани разной фактуры и цвета, клей, цветной картон, краски кисти

3.

Пейзаж из природного материала

Учить детей выполнять пейзаж из природного материала, составлять фигуры, развивать логическое мышление

Показ с помощью демонстрационного материала

Природный материал, клей, цветной картон


Композиция «Букет»

Продолжить учить детей конструировать из природного материала, составлять фигуры, развивать логическое мышление

Наглядный показ, индивидуальная работа

Природный материал, клей, цветной картон

4.

Заключительная коллективная работ «Я раскрасил мир»

Продолжить учить детей составлять и продумывать композиции на определенную тему. Развивать мелкую моторику рук

Наглядный показ

Краски, кисти, пластилин, цветной картон


Заключительная коллективная работ «Я раскрасил мир»

Подведение итогов, просмотр

Продолжить учить детей составлять и продумывать композиции на определенную тему. Развивать мелкую моторику рук. Подвести итоги, провести беседу с разбором работ.

Наглядный показ, индивидуальная работа, беседа, обсуждение

Краски, кисти, пластилин, цветной картон