УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АЛЕКСАНДРОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
Принята на заседании Педагогического совета от «___» _____ 20___г. Протокол № ____ | Утверждаю Приказ от «___» ____ 20__г. №__ Директор МБОУ СОШ №4 О.К. Безвербная |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Технической направленности
«Программирование на языке Python»
Базовый уровень
Возраст обучающихся: 13-15 лет
Срок реализации: 1 год
учитель математики и информатики:
Михайлин С.А.,
первая квалификационная категория
г. Александров
2025г.
Оглавление
Пояснительная записка……………………………………………………...…......3
Содержание программы……………………………………………………………6
Организационно-педагогические условия реализации программы……………..9
Формы аттестации и оценочные материалы……………………………………..10
Календарно-тематическое планирование…………………………………………14
Приложения к программе…………………………………………………………16
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная развивающая программа «Программирование на языке Python» разработана на основе следующих нормативно-правовых актов и методических рекомендаций:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р)
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
6. Примерные требования к программам дополнительного образования детей в приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844.
7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
8. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. (Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016);
9. Устав МБОУ СОШ №4.
10. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, утвержденное приказом директора от 09.01.2023 года № 2/1.
Направленность программы: техническая.
Уровень реализации программы: базовый.
Актуальность программы – программа соответствует основным направлениям социально-экономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие государственному социальному заказу/запросам родителей и детей.
Курс дополнительного образования «Программирование на языке Python» предназначен для того, чтобы положить начало формированию у учащихся базовых основ и принципов программирования. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить технический и математический словари ученика. Кроме этого, реализация этого курса помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Отличительные особенности программы:
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной развивающей программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ.
Ключевой особенностью курса является его направленность на формирование у учащихся навыков поиска собственного решения поставленной задачи, составления алгоритма решения и его реализации с помощью средств программирования.
Новизна программы заключается в том, что Python дает более широкие возможности в области программирования, чем Pascal, который входит в школьный курс информатики. На языке Python можно легко и быстро создавать простые компьютерные игры, трёхмерные модели и программировать роботов. Этот язык быстрее и легче усваивается, чем Pascal. Многие мировые компании такие, как Intel, Cisco, Hewlett-Packard, используют этот язык при реализации своих проектов. Крупнейшие интернет-ресурсы такие, как Google, YouTube, также разработаны с помощью языка программирования Python.
Адресат программы
Программа «Программирование на языке Python» рассчитана на возраст 13-15 лет, на любой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные особенности. На обучение по программе принимаются все желающие, без предъявления требований к начальным знаниям. Программа особенно будет интересна и полезна тем, кто имеет интерес к техническому творчеству.
Объём программы: 34 часа
Срок освоения программы: 1 год
Форма обучения: очная
Форма организации образовательного процесса: групповые; оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы -15 человек. Допускается формирование разновозрастных групп.
Режим занятий: 34 часа в год, 1 час в неделю, продолжительность занятия 40 минут.
Форма реализации: не сетевая
Цель и задачи программы:
Цель: развитие мотивации обучающихся к познанию и техническому творчеству через увлечение языками программирования, а конкретно языком Python.
Задачи программы:
Личностные:
формировать общественную активность личности, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;
развивать осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
формировать коммуникативные компетенции в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
работать в паре/группе, распределять обязанности в ходе программирования и реализации конкретных задач с помощью языка Python; умение владеть навыками сотрудничества.
представлять свой проект.
Метапредметные:
уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и программные коды для реализации собственных идей и проектов;
уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные:
познакомить с основными алгоритмическими конструкциями и правилами их записи, с основными способами организации данных;
научить составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций;
научить распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задач;
научить разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Python;
научить осуществлять отладку и тестирование программы.
Содержание программы
7 класс
Учебный план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации, контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Основы. Первая программа. | 4 | 2 | 2 | Устный опрос |
2 | Переменные и типы данных. | 5 | 2 | 3 | Устный опрос |
3 | Операторы | 5 | 2 | 3 | Промежуточная диагностика |
4 | Циклы и условные операторы | 11 | 5 | 6 | Проект (написание программы) |
5 | Строки и строковые функции | 9 | 3 | 6 | Итоговая диагностика |
| Итого | 34 | 14 | 20 | |
«Основы. Первая программа».
Теория: Установка Python 3. Запуск среды разработки IDLE. Настройка интерфейса. Структура программы. Ввод и вывод данных.
Практика: Написание первой программы. Ввод и вывод данных.
Контроль: Устный опрос.
«Переменные и типы данных»
Теория: Изучение синтаксиса языка. Учащиеся, рассмотрят основные типы данных в Python. Учащиеся узнают, что такое имена переменных, как в Python осуществляется присваивание переменной значения.
Практика: Написание программ с использованием переменных, изученных типов.
Контроль: Устный опрос.
«Операторы»
Теория: Учащиеся ознакомятся с базовыми математическими операторы в Python, научатся правильно выбирать тип данных. Также будут рассмотрены операторы для работы с последовательностями, операторы присваивания, двоичные операторы. Учащиеся узнают о приоритете выполнения операторов.
Практика: Учащиеся напишут несколько программ, используя приобретенные знания.
Контроль: Промежуточная диагностика.
«Циклы и условные операторы»
Теория: Условный оператор. Множественное ветвление. Реализация ветвления в языке Python.
Понятие цикла. Тело цикла. Условия выполнения тела цикла. Оператор цикла с условием. Оператор цикла while. Бесконечные циклы.
Оператор цикла с параметром for. Операторы управления циклом. Пример задачи с использованием цикла for. Вложенные циклы. Циклы в циклах.
Практика: Примеры решения задач с условным оператором. Примеры использования циклов. Примеры решения задач с циклом.
Контроль: Проект (написание программы)
«Строки и строковые функции»
Теория: Составной тип данных - строка. Доступ по индексу. Длина строки и отрицательные индексы. Преобразование типов.
Срезы строк. Сравнение строк. Оператор in. Модуль string. Операторы для всех типов последовательностей (строки, списки, кортежи).
Практика: Применение цикла для обхода строки. Примеры решения задач со строками.
Контроль: Итоговая аттестация.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции).
Предметные результаты:
умение определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных, узнавать
изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей, создавать на их основе несложные программы анализа данных, читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
формирование представлений об основных предметных понятиях («информация», «алгоритм», «исполнитель», «модель») и их свойствах;
развитие логических способностей и алгоритмического мышления, умения составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя, знакомство с основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
умение выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ;
формирование умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график.
Год обучения | Начало занятий | Окончание занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
2024-2025 | | | 34 | 34 | 34 | 1 час в неделю |
Организационно-педагогческие условия реализации программы
Реализация Программы проходит в следующих формах организации образовательной деятельности: аудиторные и внеаудиторные групповые теоретические и практические занятия: учебное занятие, беседа, дискуссия, ролевая игра, круглый стол.
Программа может быть реализована с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с использованием систем дистанционного обучения.
В целях качественной подготовки обучающихся к промежуточной аттестации предусмотрено участие в конкурсных мероприятиях.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов.
Программа реализуется в учебном кабинете с возможностью зонирования пространства как для индивидуальной, так и для групповой работы.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СанПиН 2.4.3648-20, правилам техники безопасности и пожарной безопасности.
Требования к мебели: количество стульев должно соответствовать количеству обучающихся; мобильные парты должны обеспечивать возможность как индивидуальной работы, так и работы в микрогруппах и коллективной работе.
Материально-техническое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение:
Помещение: Кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям.
Для реализации образовательной программы используются:
столы для компьютера;
компьютерные стулья;
специальная и научно-популярная литература для педагога и учащихся;
канцтовары;
Информационно-методическое обеспечение:
персональный компьютер или ноутбук (15 шт.);
мультимедийный проектор;
видеоматериалы разной тематики по программе;
оргтехника;
выход в сеть Internet;
Программное обеспечение:
Операционная система Windows 7 Профессиональная или выше;
Интерпретатор Python версии 3.9;
Любой браузер для интернет серфинга.
Кадровое обеспечение: программу реализует учитель информатики первой квалификационной категории Михайлин С.А.
Формы аттестации
Проверка итогов обучения заключается в презентации творческого проекта, на основании темы которого разработана программа.
На занятиях для отработки умений и навыков предполагается выполнение творческих заданий. Ведется журнал посещаемости. Для определения результативности освоения программы, используются следующие формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
коды написанных программ
защита проектов
Оценочные материалы (см. Приложение № 1)
Характеристика оценочных материалов
| Планируемые результаты | Критерии оценивания | Виды контроля / промежуточной аттестации | Диагностический инструментарий (формы, методы, диагностики) |
Личностные результаты | -формирование коммуникативных компетенций; -работа в паре/группе; -умение владеть навыками сотрудничества; -представление своего проекта | 1уровень 2 уровень 3 уровень | Текущий Промежуточный Итоговый | Наблюдение Диагностика Диагностика |
Метапредметные результаты | -умение самостоятельно определять цели своего обучения; -умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать; -умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для написания программ; -умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. |
Предметные результаты | -освоение теоретических знаний; -использование знаний и умений на основных этапах написания, тестирования и отладки программ; -умение работать в среде программирования; -владение навыками программирования для решения поставленных практических задач. |
Методы обучения:
Формирование и совершенствование умений и навыков (изучение
нового материала, практика).
Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися
нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров,
моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и
обобщения демонстрируемых материалов).
Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и
умений в процессе разработки собственных программ).
Систематизирующий (беседа по теме, составление систематизирующих
таблиц, графиков, схем и т.д.).
Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а
также при разработке проектов).
Индивидуальная работа.
Педагогические технологии:
технология группового обучения
технология коллективного взаимообучения
технология развивающего обучения
технология игровой деятельности
здоровьесберегающие технологии
Формы организации учебного занятия:
защита проектов
открытые занятия
практические занятия
Алгоритм учебного занятия.
I этап - организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
II этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания).
Задача: Организовать занимающихся, сообщение задач занятия, подготовка к основной части занятия, к предстоящей работе. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).
III этап - основной.
В качестве основного этапа могут выступать следующие:
Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.
Закрепление знаний и способов действий, применяют творческие задания, выполняемые детьми самостоятельно.
Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
IV этап – контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Используются виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
V этап - итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Содержание этапа: педагог сообщает, как работали обучающиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.
VI этап - рефлексивный.
Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.
Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей и учитывая формы занятия.
Дидактические материалы:
таблицы;
схемы;
памятки;
видеозаписи, мультимедийные материалы;
упражнения.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема | Примечание |
1 | | | Введение в программу «Программирование на языке Python». Инструктаж по ТБ. | |
2 | | | Установка Python 3. Среда IDLE. | |
3 | | | Первая программа на Python. | |
4 | | | Структура программы. Ввод/вывод данных. | |
5 | | | Имена переменных. | |
6 | | | Типы данных. | |
7 | | | Присваивание значений. | |
8 | | | Присваивание значений. | |
9 | | | Удаление переменной. | |
10 | | | Математические операторы и работа с числами. | |
11 | | | Операторы присваивания. | |
12 | | | Приоритет выполнения операторов. | |
13 | | | Простейший калькулятор. | |
14 | | | Простейший калькулятор. | |
15 | | | Логические значения. Операторы сравнения. | |
16 | | | Оператор if..else | |
17 | | | Написание программы с использованием условного оператора | |
18 | | | Тестирование программ. | |
19 | | | Цикл for. | |
20 | | | Написание программы с использованием цикла for. | |
21 | | | Цикл while. | |
22 | | | Написание программы с использованием цикла while. | |
23 | | | Тестирование программ. | |
24 | | | Функция range(). | |
25 | | | Использование функции range(). | |
26 | | | Что такое строка? Создание строки. | |
27 | | | Специальные символы. | |
28 | | | Действия над строками. | |
29 | | | Действия над строками. | |
30 | | | Написание программы со строками. | |
31 | | | Работа над проектом. | |
32 | | | Работа над проектом. | |
33 | | | Защита проекта. | |
34 | | | Защита проекта. | |
Список литературы для педагога:
Бизли, Дэвид М. Python. Подробный справочник. – М.–СПб.: Символ-Плюс, 2010.
Лутц, Марк Python. Справочник. – М.: Вильямс, 2015.
Кольцов Д.М. Python. Полное руководство. – СПб.: Издательство Наука и Техника, 2022.
Официальный сайт программы [Электронный ресурс] − Режим доступа: https://docs.python.org/, свободный.
Сайт, среда разработки для языка Python. [Электронный ресурс] − Режим доступа: https://www.jetbrains.com/pycharm/?fromMenu, свободный.
Список литературы для обучающихся:
Сайт/справочные материалы [Электронный ресурс] − Режим доступа: https://metanit.com/python/, свободный.
Сайт / интерактивный сборник задач для практики программирования [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://pythontutor.ru/, свободный.
Сайт/Адаптивный тренажер Python [Электронный ресурс] − Режим доступа: https://stepik.org/course/431 , свободный.
Сайт / среда разработки для языка Python [Электронный ресурс] − Режим доступа: https://www.jetbrains.com/pycharm/?fromMenu , свободный.
Сайт проекта Open Book Project. Практические примеры на Python Криса Мейерса [Электронный ресурс] − Режим доступа: openbookproject.net , свободный.
Приложение 1
Промежуточная диагностика (тест 1)
Вопросы для промежуточного контроля по усвоению материала |
Составьте выражение для вычисления в интерпретаторе Python 3 и вставьте в поле ответа результат вычисления: 11111⋅1111111 — произведение чисел 11111 (5 единиц) и 1111111 (7 единиц) |
Запишите число 1.2345e3 в виде десятичной дроби. |
Составьте и запишите выражение для вычисления: 2014.0^14(Возвестив 14 степень) Обратите внимание на запись числа: это вещественное число. |
Приведите к целому типу число 2.99 |
Расставьте скобки в выражении a and b or not a and not b в соответствии с порядком вычисления выражения (приоритетом операций). Всего потребуется 5 пар скобок (внешние скобки входят в их число). |
Найдите результат выражения для заданных значений a и b Учитывайте регистр символов при ответе. a = True b = False a and b or not a and not b |
Отметьте выражения, значения которых равны True: "239" "239" 30 "239" "30" and 239 "239" "30" and 239 30 |
Укажите результат выражения: "123" + "42" |
Какое значение будет у переменной i после выполнения фрагмента программы? i = 0 while i 10: i = i + 1 if i 7: i = i + 2 |
Сколько итераций цикла будет выполнено в этом фрагменте программы? i = 0 while i 10: i = i + 1 if i 7: i = i + 2 |
Сколько всего знаков * будет выведено после исполнения фрагмента программы: i = 0 while i 5: print('*') if i % 2 == 0: print('**') if i 2: print('***') i = i + 1 |
Определите, какое значение будет иметь переменная i после выполнения следующего фрагмента программы: i = 0 s = 0 while i 10: i = i + 1 s = s + i if s 15: break i = i + 1 |
Определите, какое значение будет иметь переменная i после выполнения следующего фрагмента программы: i = 0 s = 0 while i 10: i = i + 1 s = s + i if s 15: continue i = i + 1 |
Итоговая диагностика (тест 2)
Напишите простой калькулятор, который считывает с пользовательского ввода три строки: первое число, второе число и операцию, после чего применяет операцию к введённым числам ("первое число" "операция" "второе число") и выводит результат на экран. Поддерживаемые операции: +, -, /, *, mod, pow, div, где mod — это взятие остатка от деления, pow — возведение в степень, div — целочисленное деление. Если выполняется деление и второе число равно 0, необходимо выводить строку "Деление на 0!". Обратите внимание, что на вход программе приходят вещественные числа. |
Напишите программу, которая получает на вход три целых числа, по одному числу в строке, и выводит на консоль в три строки сначала максимальное, потом минимальное, после чего оставшееся число. На ввод могут подаваться и повторяющиеся числа. |
Паша очень любит кататься на общественном транспорте, а получая билет, сразу проверяет, счастливый ли ему попался. Билет считается счастливым, если сумма первых трех цифр совпадает с суммой последних трех цифр номера билета. Однако Паша очень плохо считает в уме, поэтому попросил вас написать программу, которая проверит равенство сумм и выведет "Счастливый", если суммы совпадают, и "Обычный", если суммы различны. На вход программе подаётся строка из шести цифр. (Пример:123321) Выводить нужно только слово "Счастливый" или "Обычный", с большой буквы. |
Напишите программу, которая считывает с консоли числа (по одному в строке) до тех пор, пока сумма введённых чисел не будет равна 0 и сразу после этого выводит сумму квадратов всех считанных чисел. Гарантируется, что в какой-то момент сумма введённых чисел окажется равной 0, после этого считывание продолжать не нужно. В примере мы считываем числа 1, -3, 5, -6, -10, 13; в этот момент замечаем, что сумма этих чисел равна нулю и выводим сумму их квадратов, не обращая внимания на то, что остались ещё не прочитанные значения. |
Напишите программу, которая выводит часть последовательности 1 2 2 3 3 3 4 4 4 4 5 5 5 5 5 ... (число повторяется столько раз, чему равно). На вход программе передаётся неотрицательное целое число n — столько элементов последовательности должна отобразить программа. На выходе ожидается последовательность чисел, записанных через пробел в одну строку. Например, если n = 7, то программа должна вывести 1 2 2 3 3 3 4. |
Выведите таблицу размером n×n, заполненную числами от 1 до n^2 по спирали, выходящей из левого верхнего угла и закрученной по часовой стрелке, как показано в примере (здесь n=5) |
22