Управление образования муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
рабочего посёлка Мухен муниципального района имени Лазо Хабаровского края
"РАССМОТРЕНО" "СОГЛАСОВАНО" "УТВЕРЖДЕНО"
Руководитель методического Заместитель директора по УВР Директор школы
объединения учителей _____/ Е.Ю. Ключко _____/ О.Г. Лазорко
физической культуры ___"__________2018 г.
____/ Т.В. Чернышева
Приказ № 107 от 01 июня 2018
Протокол № __4_ от 30.05.2018 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
" БАСКЕТБОЛ"
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель программы:
Чернышева Татьяна Валерьевна,
учитель физической культуры
Мухен
2018
Пояснительная записка
Общеобразовательная программа является модифицированной, составлена на основе:
- программы спортивной подготовки по баскетболу разработанной на основании приказа от 24 октября 2012 г. № 325 Министерства спорта Российской Федерации «О методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации».
- Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
- методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ" Минобрнауки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 г
- рабочей программы А.П. Матвеева «Физическая культура», предметная линия учебников А.П. Матвеева, 5 – 9 классы, Москва, Просвещение 2012 г.,
-внеурочной деятельности учащихся «Баскетбол», В.С. Кузнецов, Г.А., Колодницкий, Просвещение, 2013 г.
- библиотечки "Первое сентября" , серия Спорт в школе. В.Б. Семёнов "Секция баскетбола в школе". № 34, Москва, 2010 г.
Направленность программы: спортивно-оздоровительная.
Актуальность и педагогическая целесообразность.
Баскетбол, как спортивная игра, в первую очередь привлекает своей яркой зрелищностью, наличием большого количества технико-тактических приёмов. Обладая высокой динамичностью, эмоциональностью и в то же время индивидуализмом и коллективизмом, баскетбол, по мнению многих в области спорта, является одним из самых эффективных факторов всестороннего физического развития. Игра заключается в том, что игроки двух команд, передвигаются по площадке с мячом и без него и, преодолевая сопротивление соперника, стараются забросить мяч в корзину противника, одновременно не давая возможности завладеть им мячом и бросить его в свою корзину.
Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия по баскетболу улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировки в пространстве. Развивается двигательная реакция на слуховые и зрительные сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. У обучающихся развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в баскетбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.
Пройдя курс обучения по данной общеобразовательной программе обучающиеся смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу от школьного до районного уровня.
Адресат программы. Возраст детей участвующих в реализации данной программы 12-15 лет с различным уровнем физической подготовки, относящиеся к основной и подготовительной группе здоровья.
Срок реализации программы "Баскетбол" - 1 год (базовый) - 72 часа. Наполняемость группы 15 - 20 человек.
Режим занятий - 1 раз в неделю по 2 академического часа
Формы организации занятий: индивидуальные, парные, групповые, командные.
Формы проведения занятий:
- теоретические занятия - рассказ, беседа, объяснение;
- тренировочные занятия - отработка методики оценки обстановки и принятия адекватного решения на игровую ситуацию, отработка технических приёмов и навыки взаимодействия игроков в нападении и защите;
- тестирование - оценивать уровень достижений обучающихся, занимающихся баскетболом, увидеть недостатки в их подготовке и вносить соответствующие коррективы в планировании учебно-тренировочного процесса;
- соревнования школьного и районного уровня, товарищеские встречи между школами Оборской ветки - повышение мастерства игры в баскетбол, воспитание уверенности в своих действиях на игровой площадке, обмен опытом;
- просмотры видеороликов с идеальной техникой владения мяча выдающихся современных баскетболистов и соревнованиями ведущих команд по баскетболу страны и зарубежья;
- самостоятельная работа - работа с печатными изданиями, интернет-ресурсами, самостоятельное изучение и отработка технических приёмов, организация игры в каникулярное время(с детьми на летней площадке).
Цели и задачи. Обучение игре в баскетбол – педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развитие их физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры.
Основной целью программы является содействие развитию физических возможностей обучающихся средствами баскетбола. Программный материал предполагает решение следующих основных задач:
- ознакомить с правилами и игрой в баскетбол;
-научить техническим и тактическим действия игры в баскетбол;
- содействовать развитию основных физических качеств: быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств.
- воспитать потребность в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и ведением ЗОЖ;
- воспитать коммуникативные навыки.
Учебный план
№ | Название раздела | Количество часов | Форма аттестации, контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Введение | 2 | 2 | - | Опрос |
2 | ОФП | 6 | - | 6 | Тестирование |
3 | Техническая подготовка | 29 | 3 | 26 | |
| Основные сведения о технике игры. Средства и методы технической подготовки | | 3 | - | Опрос |
Стойки баскетболиста | | - | 1 | Зачёт |
Перемещения по площадке | | - | 1 | Зачёт |
Остановки | | - | 2 | Зачёт |
Ведение мяча | | - | 4 | Тестирование |
Ловля мяча | | - | 6 | Тестирование |
Передачи мяча | | - | 6 | Тестирование |
Броски мяча | | - | 6 | Тестирование |
4 | Тактическая подготовка | 35 | 4 | 31 | |
| Групповые действия в нападении | | 1 | 6 | Тестирование |
Командные действия в нападении | | 1 | 8 | Соревнования |
Групповые действия в защите | | 1 | 8 | Тестирование |
Командные действия в защите | | 1 | 9 | Соревнования |
Итого | 72 | 9 | 63 | |
| Соревнования вне сетки часов |
Содержание программы
1 .Введение
Теория. Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях. Правила в баскетболе. Роль физической культуры в воспитании молодёжи.
2. ОФП (Общая физическая подготовка).
Причины травматизма.
Практика. Упражнения на развитие физических качеств: (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости). Круговая тренировка. Эстафеты: "Эстафеты с ведением и броском в корзину","Бег пингвинов", "Наперегонки с мячом", "Эстафета с передачей мяча", "Передал - садись".
Подвижные игры: "Мяч среднему". "Мяч капитану", "Рывок за мячом", "Баскетбол с надувным мячом", "Пятнашки", "Мини-баскетбол", "10 передач", "Мяч в центре".
3. Техническая подготовка
Теория. Основные сведения о технике игры. Средства и методы технической подготовки.
Практика. Стойки баскетболиста. Перемещения по площадке. Остановка прыжком. Остановка в два шага. Ловля и передача мяча. Ловля высоко летящего мяча в прыжке двумя руками. Ловля мяча двумя руками после его отскока от щита. Передача мяча двумя руками от груди в движении. Передача мяча одной рукой от плеча. Передача мяча от груди с отскоком от площадки. Ведение мяча правой, левой рукой. Ведение мяча с изменением направления. Ведение мяча с изменением направления и скорости. Бросок мяча одной рукой с места. Броски мяча в корзину в движении. Бросок в корзину одной рукой после ведения. Броски мяча в корзину в движении после двух шагов. Бросок одной рукой от плеча в движении после ловли. Сочетание пройденных элементов. Бросок по кольцу после ведения и остановки. Штрафной бросок.
Учебно-тренировочная игра по упрощенным правилам
4. Тактическая подготовка
Групповые и командные действия в нападении.
Теория. Групповые и командные действия в нападении. Позиционное нападение.
Практика. Два нападающих против одного защитника. Два нападающих против двух защитников. Взаимодействие двух игроков через заслон. Три нападающих против двух защитников. Действия трёх нападающих против двух защитников с заслоном. Стритбол, Учебная игра по упрощённым правилам. Учебная игра 3х3,4х4,5х5.
Групповые и командные действия в защите.
Теория. Групповое тактическое действие. Зонная защита. Переключение. Подстраховка..
Практика. Личный прессинг. Взаимодействия двух игроков защиты. Взаимодействия трех игроков защиты. Действия защитника у своего щита против игрока без мяча. Действие защитника против игрока с мячом Взаимодействия при борьбе за отскок мяча от щита. Групповой отбор мяча. Действия при численном неравенстве защитников.
Планируемые результаты освоения обучающимися общеобразовательной программы оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами:
Личностные результаты:
– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
– воспитание морально-этических и волевых качеств;
– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
– умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
– умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
– уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;
– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере;
Предметные результаты:
– знать о физических качествах и правилах их тестирования;
– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;
– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;
– соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях по баскетболу;
– владеть основами судейства игры в баскетбол.
- играть в баскетбол с соблюдением основных правил.
Календарный учебный график
№ | месяц | дата | Тема занятия | Форма проведения | Кол-во часов | Форма контроля | Примечание |
1 | сентябрь | 01 | Теория. Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях. Правила в баскетболе. | беседа | 2 | Опрос | |
2 | 08 | Теория. Роль физической культуры в воспитании молодёжи. ОФП | Беседа, рассказ | 2 | Опрос | |
3 | 15 | Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести | тренировочное | 2 | Тестирование. Уровень физической подготовки. Скоростные способности. Бег 30 м | Таблица 2 |
4 | 22 | Упражнения для развития игровой ловкости. Эстафеты | тренировочное | 2 | Тестирование. Координационные способности. Челночный бег 3х10 |
5 | 29 | Упражнения для развития игровой ловкости. Эстафеты | тренировочное | 2 | Тестирование. Скоростно-силовые способности. Прыжок в длину с места |
6 | октябрь | 6 | Теория. Основные сведения о технике игры. Средства и методы технической подготовки | рассказ, объяснение | 2 | Тестирование. Гибкость. Наклон вперёд из положения сидя ноги врозь. |
7 | 13 | Ловля мяча двумя руками в прыжке при встречном движении. Эстафеты | тренировочные занятия | 2 | Наблюдение | |
8 | 20 | Передачи мяча двумя руками от груди, от плеча, из-за спины, в движении | индивидуальная | 2 | Зачёт | |
9 | 27 | Ведение мяча. Эстафеты | индивидуальная | 2 | | |
10 | ноябрь | 3 | Перемещения, стойка баскетболиста | индивидуальная | 2 | Зачёт | |
11 | 10 | Остановка прыжком. Ведение мяча | парная | 2 | | |
12 | 17 | Остановка в два шага. Подвижные игры | групповая | 2 | Зачёт | |
13 | 24 | Ведение мяча с изменением направления. Ловля и передача мяча | тренировочное занятие | 2 | Тест. Ведение мяча с изменением направления ("змейка") на расстояние 30 м (2х15). | Таблица 1 |
14 | январь декабрь | 1 | Ловля высоко летящего мяча в прыжке двумя руками. Учебная игра 3х3 | групповая | 2 | | |
15 | 8 | Ловля мяча двумя руками после его отскока от щита. Игра "10 передач" | командная | 2 | Зачёт | |
16 | 15 | Ведение мяча с изменением направления и скорости. Ловля и передача мяча | парная | 2 | Тест. Челночный бег с ведением мяча 3х10 м. | Таблица 1 |
17 | 22 | Передача мяча одной рукой от плеча. Эстафеты | групповая | 2 | | |
18 | 29 | Передача мяча от груди с отскоком от площадки. Бросок мяча одной рукой с места. Штрафной бросок. | индивидуальная, парная | 2 | Тест. Передачи мяча двумя руками от груди в стену. | Таблица 1 |
19 | 12 | Броски мяча в корзину в движении после двух шагов. Штрафной бросок. Игра "Мяч капитану" | индивидуальная, командная | 2 | Тест. Бросок мяча в движении. | Таблица 1 |
20 | 19 | Теория. Групповые и командные действия в нападении. Позиционное нападение. | групповая | 2 | Опрос | |
21 | 26 | Два нападающих против одного защитника. | индивидуальная, групповая | 2 | | |
22 | февраль | 2 | Два нападающих против двух защитников. | индивидуальная, групповая | 2 | | |
23 | 9 | Взаимодействие двух игроков через заслон | индивидуальная, групповая | 2 | | |
24 | 16 | Три нападающих против двух защитников. Стритбол. | индивидуальная, командная | 2 | Тест. Скоростная техника. | |
25 | март | 2 | Действия трёх нападающих против двух защитников с заслоном. Стритбол. | Групповая, командная | 2 | Соревнование | |
26 | 9 | Учебные игры 4х4, 5х5 | командная | 2 | Тест. Штрафные броски. | Таблица 1 |
27 | 16 | Учебные игры 4х4, 5х5 | соревнования | 2 | Соревнование | |
28 | 23 | Теория. Зонная защита. Переключение. Подстраховка. | тренировочное | 2 | Опрос | |
29 | 30 | Личный прессинг. | индивидуальная | 2 | | |
30 | апрель | 6 | Взаимодействия двух игроков защиты. | индивидуальная, групповая | 2 | | |
31 | 13 | Взаимодействия трех игроков защиты. | индивидуальная, групповая | 2 | | |
32 | 20 | Действия защитника у своего щита против игрока без мяча. | индивидуальная, групповая | 2 | Тест.Быстрота защитных передвижений | |
33 | 27 | Действие защитника против игрока с мячом. | индивидуальная, групповая | 2 | | |
34 | май | 4 | Взаимодействия при борьбе за отскок мяча от щита. | командная | 2 | | |
35 | 11 | Групповой отбор мяча. | командная | 2 | | |
36 | 18 | Действия при численном неравенстве защитников. Учебная игра 4х4 | командная | 2 | Результат соревнований | |
| | | | | | |
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
- учебно-методическое обеспечение:
- методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ" Минобрнауки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 г;
- рабочей программы А.П. Матвеева «Физическая культура», предметная линия учебников А.П. Матвеева, 5 – 9 классы, Москва, Просвещение 2012 г.;
-внеурочная деятельность учащихся «Баскетбол», В.С. Кузнецов, Г.А., Колодницкий, Просвещение, 2013 г.;
- библиотечка "Первое сентября" , серия Спорт в школе. В.Б. Семёнов "Секция баскетбола в школе". № 34, Москва, 2010 г.;
- научно-методические журналы "Физическая культура в школе";
- пособие для учителей общеобразовательных организаций. Тестовый контроль "Физическая культура", Москва, Просвещение, 2014 г
- официальные Правила Баскетбола 2018, утверждены Центральным Бюро ФИБА Мис, Швейцария, 16 июня 2018 г.
- официальные правила игры в стритбол - FIBA 3x3 2018г.
- информационное обеспечение (интернет-ресурсы):
- видеоролики;
- РФБ (российская федерация баскетбола) https://russiabasket.ru/;
- баскетбольные тренировки от "А" до "Я". Игрокам и тренерам. https://basketball-training.org.ua;
- учительский портал http://www. uchportal. ru;
- школьная баскетбольная лига http://www. kes-basket. ru/
- открытый класс. Сетевые образовательные собщества http://www.openclass.ru/
- технические средства обучения:
- мегафон;
- мультимедийный компьютер;
- мультимедиапроектор;
- экран;
-учебно-практическое оборудование:
- баскетбольные щиты с кольцами 3 шт;
- баскетбольные мячи - 15 шт;
- волейбольные мячи - 6 шт;
- набивные мячи 1 кг, 3 кг, 5 кг.
- стойки для обводки - 2 шт;
- конусы - 4 шт;
- гимнастические маты 4;
- гимнастические скакалки - 10;
- секундомер - 1 шт;
- рулетка - 1 шт
- спортивные залы(кабинеты):
- спортивный зал школы с баскетбольной разметкой;
- кабинет учителя;
Формы аттестации.
Важнейшей функцией управления наряду с планированием является контроль, определяющий эффективность учебно-тренировочной работы с обучающимися. В процессе обучения систематически ведется учет подготовленности путем:
- опроса обучающихся по пройденному материалу;
- наблюдения за обучающимися во время тренировочных игр и соревнований;
- контроля соблюдения техники безопасности;
- привлечения обучающихся к судейству соревнований школьного уровня;
- выполнение контрольных упражнений (тестирование уровня физической подготовленности, технической подготовленности);
- результаты соревнований.
Методические материалы.
Обучение по общеразвивающей программе проводится очно.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, мотивации и стимулирования, методы контроля и коррекции.
Словесные методы: создают у обучающихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- метод упражнений;
- игровой;
- соревновательный,
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом,
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у обучающихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Методы педагогического контроля:
1) педагогическое наблюдение;
2) объективная и экспертная (субъективная) оценка результатов обучения и соревнований;
3) беседы, опрос, проверка, зачет, изучение поведения занимающихся в быту, в учебе;
- метод педагогического наблюдения используется в процессе занятий и соревнований. В поле зрения учителя - поведение обучающихся, активность, эмоциональное состояние, дисциплина выполнения ими упражнений и заданий, а также то, как они переносят тренировочные и соревновательные нагрузки.
- метод объективной оценки применяется для оценки качественных сдвигов у занимающихся. Он осуществляется с помощью системы контрольных упражнений по видам подготовки и системы контрольных заданий по технико-тактическим показателям в соревнованиях.
Процесс занятий в секции «Баскетбола» опирается на некоторые общие положения – принципы. К основным принципам обучения относятся: принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип постепенности, принцип систематичности и последовательности.
- принцип сознательности и активности при обучении навыкам игры в баскетбол подразумевает:
- осмысление и понимание занимающимися сущности и сложной структуры изучаемого технического приема и тактического действия;
- самоанализ качества решения двигательной задачи с последующей корректировкой своих действий при их повторном произведении;
- принцип наглядности предполагает создание у обучающихся четкого представления об изучаемом материале на различных этапах его освоения. Кроме традиционного объяснения и показа упражнений, учитель пользуется видеороликами с идеальной техникой современных баскетболистов, видеосъёмками соревнований и плакатами.
- принцип доступности и индивидуализации основывается на предварительной оценке уровня подготовленности и индивидуальных возможностей обучающихся.
Подбор и конструирование тренировочных и игровых упражнений, требующих взаимодействия занимающихся в пространстве и времени, также должны базироваться на учете достигнутого уровня развития физического, технического и тактического потенциала.
- принцип постепенности органически связан с предыдущим принципом и формируется в виде методологического правила от простого- к сложному, от легкого – к трудному
- принцип систематичности и последовательности требует четкого планирования и регулярности в обучении. Все перечисленные принципы обучения тесно переплетаются в практической деятельности.
В общеобразовательной программе используются здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные, игровые технологии, технологии сотрудничества, технологии уровневой дифференциации, групповые.
- информационно-коммуникативные технологии – умение получать информацию из разных источников, пользоваться ею и создавать самостоятельно, просмотр и анализ собственных игр (снятых на видео): где проходит разбор технико-тактической подготовки команды, а также действия игрока в той или иной игровой ситуации; видеоролики с показом идеальной техники владения мячом ведущих современных спортсменов-баскетболистов; использование компьютера компенсирует недостаток наглядных пособий для занятий баскетболом.
- здоровьесберегающие технологии- соблюдение санитарно-гигиенических норм(световой режим, чистота, тепловой режим, правила техники безопасности), построение занятий с учётом индивидуальных особенностей занимающихся, смена видов деятельности, соблюдение нагрузки и отдыха обучающихся, создание благоприятного психологического климата, создание ситуации успеха, профилактика стрессовых состояний.
- технологии сотрудничества - предполагает создание на занятии комфортных условий для детей и учителя. Базируется на индивидуальном подходе, систематическом самоанализе своих достижений и поиска путей для самокоррекции.
- технологии уровневой дифференциации – проведение занятий с учётом уровня состояния здоровья (подготовительная, основная группа), по гендерному признаку, физического развития и физической подготовленности.
- игровые технологии – способствуют развитию познавательной активности обучающихся, повышения мотивации к систематическим занятиям баскетболом, созданием командного духа в коллективе, повышение благоприятного эмоционального фона занятий, преодоления скованности и боязни у обучающихся в принятии решения в игровых ситуациях. (эстафеты, подвижные игры, товарищеские встречи, соревнования).
- групповые технологии – отработка определённых схем взаимодействия в группах,
Список литературы.
«Внеурочная деятельность учащихся Баскетбол» авторы: Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М. «Просвещение» 2013г.
научно-методический журнал «Физическая культура в школе» №7, 8 - 2009 г, № 2,3,6 – 2010 г, №2,6 – 2011 г, №2 – 2012 г.
«Игры в тренировке баскетболистов» Санкт-Петербург 2009 г.
рабочей программы А.П. Матвеева «Физическая культура», предметная линия учебников А.П. Матвеева, 5 – 9 классы, Москва, Просвещение 2012 г.,
В.И. Лях. Физическая культура.5 – 9 класс. Тестовый контроль, Просвещение, Москва, 2014 г.
Правила баскетбола. http://basketball-training
Правила Уличного баскетбола. http://basketball.perm.ru
Обучение игры баскетбол в школе. http://festival.1september.ru
Физическая подготовка баскетболистов.
Приложение. Контроль подготовленности обучающихся ведётся с учётом индивидуальных особенностей и биологического возраста.
Оценочные материалы.
I. Контрольные упражнения (двигательные тесты) для определения технической подготовленности в баскетболе.
В качестве двигательных тестов используются упражнения, в которых преимущественно проявляется конкретный элемент технической подготовки. Тесты ставят перед занимающимися конкретные количественные и качественные требования.
1. Передачи мяча двумя руками от груди в стену.
Занимающиеся располагаются в 3 м от стены спортивного зала лицом к ней. По сигналу учителя выполняют в быстром темпе передачи мяча двумя руками от груди в стену, не сходя с места в течение 20 (30) секунд. По сигналу передачи заканчиваются. Определяется количество выполненных передач за указанное время. Задание можно выполнять двумя группами: одна группа выполняет передачи, другая считает.
2. Ведение мяча с изменением направления ("змейка") на расстояние 30 м (2х15).
По команде "На старт!" занимающийся с мячом в руках принимает положение высокого старта на стартовой линии. По команде "Марш!" он начинает бег с ведением мяча "змейкой", выполняя при этом правой и левой рукой обводку ориентиров (конусов, поворотных стоек), расположенных на расстоянии 3 м друг от друга. Время фиксируется в момент пересечения линии старта-финиша.
3. Челночный бег с ведением мяча 3х10 м.
По команде "На старт!" занимающийся с мячом в руках становится на линии старта. По команде "Марш!" он устремляется с ведением мяча к отметке 10 м, касается отметки ногой. Не беря мяч в руки, возвращается назад, касается ногой линии старта, выполняет скоростное ведение в третий раз и финиширует. Время фиксируют в момент пересечения линии финиша.
4. Штрафные броски.
Занимающихся распределяют по парам. Один выполняет 10 бросков подряд, другой подаёт мяч. Затем партнёры меняются ролями. Оценивается количество попаданий в кольцо и техника выполнения броска.
5. Броски с дистанции.
Занимающийся выполняет 10 бросков с 5 точек., обозначенных на трёхочковой линии (или на расстоянии 5 м от щита). Точки расположены симметрично по обе стороны щита: две крайние под углом 1800, ещё две- под углом 450 и одна точка - под углом 900. Занимающийся, переходя от точки к точке, выполняет 5 бросков в одном направлении, затем, не прерываясь, ещё 5 бросков в обратном направлении. Фиксируется и оценивается количество попаданий мяча в кольцо.
6. Бросок мяча в движении.
Занимающиеся строятся у средней линии с правой стороны щита. У каждого мяч. По команде учителя занимающийся начинает ведение, выполняет два шага и бросок в кольцо с отскоком от щита, затем возвращается на своё место, выполняет второй бросок и т.д. (всего 10 бросков). Оцениваются количество попаданий в кольцо и техника броска.
7. Скоростная техника.
Занимающийся находится на лицевой линии площадки возле фишки-ориентира 1 (конуса). По сигналу он выполняет ведение мяча к первому кругу, обводит его с правой стороны (против часовой стрелки) и движется к центральному кругу, обводя его по часовой стрелке с левой стороны, после чего продолжает движение ко второму кругу с правой стороны и выполняет бросок в кольцо после двух шагов из-под щита. После броска движется к фишке-ориентиру 2, берёт мячи выполняет ведение мяча ко второму кругу, обводит его с правой стороны (против часовой стрелки) и движется к центральному кругу с левой стороны, обводя его по часовой стрелке, затем движется к первому кругу с правой стороны и выполняет бросок в кольцо после двух шагов из-под щита. Секундомер останавливается в момент касания мячом щита или кольца.
8. Быстрота защитных передвижений.
Занимающийся из защитной стойки выполняет рывки из стартовой точки 1 в точки 2,3,4,5,6: обязательно касаясь рукой набивного мяча, лежащего в этих точках, возвращается каждый раз в точку 1, также касаясь набивного мяча. Точка 1 расположена под щитом на середине лицевой линии, точки 2, 4 - на ближайшей линии штрафного броска (слева и справа), точка 3 - в середине полукруга штрафного броска, точки 5 и 6 - в близжайших углах баскетбольной площадки. Возвращение из точек 2,3,4 выполняется спиной вперёд. Передвижение из точки1 в точки5 и 6 и обратно происходит боком, приставными шагами. Упражнение выполняется на время. Секундомер включают в момент старта от точки 1 по команде учителя и выключают в момент касания занимающимся мяча в точке 1 при возвращении из точки 6.
Результаты, показанные при выполнении контрольных упражнений, дают возможность учителю реально оценивать уровень достижений обучающихся, занимающихся баскетболом, увидеть недостатки в их подготовке и вносить соответствующие коррективы в планировании учебно-тренировочного процесса.
Таблица оценки тестов Таблица 1
Наименование теста | “5” | “4” | “3” |
Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки |
“Змейка” с ведением мяча 2х15 м/сек | 10,0 | 11,0 | 10,5 | 11,5 | 11,0 | 12,0 |
Челночный бег” с ведением мяча 3Х10 м/сек | 8,6 | 9,0 | 8,9 | 9,2 | 9,2 | 9,4 |
Штрафной бросок, 10 бросков (кол-во попаданий) | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 |
Бросок в движении, 10 бросков (кол-во попаданий) | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 |
Передача мяча в стену за 30 сек (кол-во передач) | 19 | 18 | 18 | 17 | 17 | 16 |
II. Контроль уровня физической подготовки.
1. Бег на 30 м. По команде учителя «На старт!»: обучающийся ставит сильнейшую ногу вплотную к стартовой линии немного повернув носок внутрь, другая нога на 1,5–2 стопы сзади. Тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги, туловище выпрямлено, руки свободно опущены. По команде «Внимание!»: наклоняет туловище вперед под углом 45°;тяжесть тела переносит на сильнейшую ногу. По команде учителя «Марш!» занимающийся бросается вперед и через 5–6 шагов принимается вертикальное положение тела, продолжая бежать по дистанции.
2. Челночный бег 3х10 м. Обучающийся по команде учителя стартует с высокого старта, пробегая 10 м до разворотного конуса, возвращается к стартовой линии, разворачивается на 180 и бежит до финишной линии, пересекая её с максимальным ускорением.
3. Прыжок в длину с места. Обучающийся подходит к линии отталкивания, стопы ставятся на ширину плеч или чуть уже ширины плеч, затем спортсмен поднимает руки вверх чуть назад, одновременно прогибаясь в пояснице и поднимаясь на носки. После этого плавно, но достаточно быстро опускает руки вниз — назад, одновременно опускается на всю стопу, сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах, наклоняясь вперед так, чтобы плечи были впереди стоп, а тазобедренный сустав находился над носками. Руки, отведенные назад, слегка согнуты в локтевых суставах. Не задерживаясь в этом положении, ученик переходит к отталкиванию. Отталкивание важно начинать в момент, когда тело прыгуна еще опускается по инерции вниз, т. е. тело движется вниз, но уже начинается разгибание в тазобедренных суставах, при этом руки активно и быстро выносятся вперед чуть вверх по направлению прыжка Далее происходит разгибание в коленных суставах и сгибание в голеностопных суставах. Завершается отталкивание в момент отрыва стоп от грунта После отталкивания прыгун распрямляет свое тело, вытянувшись как струна, затем сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах и подтягивает их к груди. Руки при этом отводятся назад—вниз, после чего обучающийся выпрямляет ноги в коленных суставах, выводя стопы вперед к месту приземления. В момент касания ногами места приземления прыгун активно выводит руки вперед, одновременно сгибает ноги в коленных суставах и подтягивает таз к месту приземления, заканчивается фаза полета. Сгибание ног должно быть упругим, с сопротивлением. После остановки прыгун выпрямляется, делает два шага вперед и выходит с места приземления.
4. Наклон вперед из положения сидя на полу. На полу обозначается центровая и перпендикулярная лини. Участник сидя на полу касается ступнями центровой линии, ноги выпрямлены в коленях, ступни вертикальны, расстояние между ними составляет 20-30 см. Выполняется три наклона вперёд, на четвёртом фиксируется результат касания и фиксации (не менее 2 сек) кончиков пальцев на перпендикулярной мерной линии, сгибание ног в коленях не допускается.
Нормативы определения уровня физической подготовки обучающихся Таблица 2
№ | Физические способности | тесты | возраст | низкий уровень | ниже среднего | средний уровень | выше среднего | Высокий уровень |
Мальчики |
1 | скоростные | Бег 30 м, с | 12 13 14 15 | 6,4 и выше 6,1 и выше 5,8 и выше 5,8 и выше | 6,1-6,3 6,0-5,9 5,7-5,6 5,7-5,5 | 6,0-5,6 6,8-5,4 5,5-5,1 5,4-4,8 | 5,5-5,3 5,3-5,2 5,4-4,9 4,7-4,5 | 5,2 и ниже 5,1 и ниже 4,8 и ниже 4,4 и ниже |
2 | Координационные | Челночный бег 3х10м,с | 12 13 14 15 | 9,4 и выше 9,4 и выше 9,0 и выше 9,3 и выше | 9,3-8,7 9,3-9,0 8,9-8,6 9,2-8,8 | 9,0-8,4 8,9-8,3 8,5-7,9 8,7-8,2 | 8,5-8,3 8,2-7,9 7,8-7,5 8,1--7,8 | 8,2и ниже 7,8 и ниже 7,4 и ниже 7,7 и ниже |
3 | Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места | 12 13 14 15 | 150 и ниже 151 и ниже 164 и ниже 170 и ниже | 151-157 152-160 165-174 171-182 | 158-172 161-177 175-195 207-183 | 173-179 178-186 196-205 208-219 | 180 и выше 187 и выше 206 и выше 220 и выше |
4 | Гибкость | Наклоны вперед из положения сидя ноги врозь, см | 12 13 14 15 | 0 и ниже 2 и ниже 1 и ниже 1 и ниже | 1-3 3-4 0-3 2-5 | 4-8 5-9 4-10 6-12 | 9-11 10-11 11-14 13-16 | 12 и выше 12 и выше 15 и выше 17 и выше |
Девочки |
1 | скоростные | Бег 30 м, с | 12 13 14 15 | 6,4 и выше 6,1 и выше 5,8 и выше 5,8 и выше | 6,1-6,3 6,0-5,9 5,7-5,6 5,7-5,5 | 6,0-5,6 6,8-5,4 5,5-5,1 5,4-4,8 | 5,5-5,3 5,3-5,2 5,4-4,9 4,7-4,5 | 5,2 и ниже 5,1 и ниже 4,8 и ниже 4,4 и ниже |
2 | Координационные | Челночный бег 3х10м,с | 12 13 14 15 | 9,4 и выше 9,4 и выше 9,0 и выше 9,3 и выше | 9,3-8,7 9,3-9,0 8,9-8,6 9,2-8,8 | 9,0-8,4 8,9-8,3 8,5-7,9 8,7-8,2 | 8,5-8,3 8,2-7,9 7,8-7,5 8,1-7,8 | 8,2 и ниже 7,8 и ниже 7,4 и ниже 7,7 и ниже |
3 | Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места | 12 13 14 15 | 150 и ниже 151 и ниже 164 и ниже 170 и ниже | 151-157 152-160 165-174 171-182 | 158-172 161-177 175-195 207-183 | 173-179 178-186 196-205 208-219 | 180 и выше 187 и выше 206 и выше 220 и выше |
4 | Гибкость | Наклоны вперед из положения сидя ноги врозь, см | 12 13 14 15 | 0 и ниже 2 и ниже 1 и ниже 1 и ниже | 1-3 3-4 0-3 2-5 | 4-8 5-9 4-10 6-12 | 9-11 10-11 11-14 13-16 | 12 и выше 12 и выше 15 и выше 17 и выше |
.