СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Истоки. Семь чудес света

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа "Истоки" - это апробация истоковской педагогической технологии, развивающей ресурс личности участников учебно-воспитательного процесса (ребенок, родители, педагог) и формирующей мотивации на социокультурное обновление в ходе проведения внеклассной работы; выход на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности; усиление открытости воспитательной работы при одновременном факторе оздоровления социокультурной среды, что крайне актуально в настоящее время.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Истоки. Семь чудес света»











Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

"Истоки. Семь чудес света"

Возраст обучающихся с 10 лет

Срок реализации программы 1 год



Автор: учитель истории

Нестерова Нина Владимировна



Пояснительная записка

Направленность программы: социально-педагогическая

Истоковедение – это междисциплинарное интегрирующее направление в образовании, нацеленное на гармоничное развитие личности участников образовательного процесса.

Программа "Истоки" - это апробация истоковской педагогической технологии, развивающей ресурс личности участников учебно-воспитательного процесса (ребенок, родители, педагог) и формирующей мотивации на социокультурное обновление в ходе проведения внеклассной работы; выход на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности; усиление открытости воспитательной работы при одновременном факторе оздоровления социокультурной среды, что крайне актуально в настоящее время.

Дополнительная общеобразовательная программа "Истоки" составлена для Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Школа № 5" на основании программы "Истоки" для общеобразовательной школы А.В.Камкина. Программа модифицирована и адаптирована для обучающихся МБОУ "Школа№5" с учетом их интеллектуальных и психологических особенностей, а также особенностями социума.

Занятия по программе «Истоки» помогает учащимся 5 класса получить представление о жизненно важных категориях для человека и развивает систему духовно-нравственных ценностей внешнего (социокультурного) и внутреннего (духовного) мира.

Основная цель – гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранить и приумножить социокультурный опыт Отечества.

Согласно цели, в процессе работы необходимо решить следующие задачи:

  • обогащение представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;

  • приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников- явлений русской отечественной и духовной культуры;

  • закрепление и развитие имеющегося у ребёнка опыта многомерного восприятия действительности, и через этот опыт ощущения укоренённости в российской этнической и социокультурной среде;

  • развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков.

Отличительной особенностью данной программы является отбор учебного материала: детям предлагаются только положительные примеры, что оказывает положительное воздействие на состояние учащихся. Доминирование позитивной оценки, принятие точки зрения каждого ученика, уважительное отношение к иному мнению на основе толерантности позволяют сформировать ресурс успеха, лежащий в основе мотивации активной учебно-познавательной деятельности. Этому также способствует награждение взаимопонимания.

Возраст детей: «Истоки. Семь чудес России» предназначены для учащихся 5-го класса, возраст с 10 лет.

Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы – 1 год.

В рамках этого курса предполагается знакомство с семью самобытными памятниками или явлениями русской культуры и российского образа жизни. Каждый из этих памятников вмещает в себя определённую идею, известный круг устойчивых идеалов, традиций, ценностей. В итоге возникает возможность приобщения ученика к неизменным, вневременным основам российской цивилизации.

Содержание курса объединено в семь блоков-модулей: «Соха и топор», «Крестьянские хоромы», «Соловки», «Храм Покрова на Нерли», «Икона «Живоначальная Троица», «Московский кремль», «Летописи». В центре каждого блока-модуля находится одноимённый рассказ, в котором повествовательно-описательное, информативное содержание сочетается с размышлениями, должными привести ученика к осознанию социокультурных истоков, устойчивых ценностей.





Формы и режим занятий: Курс рассчитан на 37 часов (1час в неделю)

Основные формы работы: рассказ учителя, работа в парах, работа в четвёрке, ресурсный круг, тренинг, мнемотехника, просмотр и обсуждение видеофильмов, экскурсии, создание творческих работ

Основа занятий – практические занятия. Используются особые формы взаимодействия ученика и учителя, которые создают основу для общения межличностного характера (диалог, работа в ресурсном круге, работа в группе, социокультурные тренинги). В этом заключается отличие данной образовательной программы от уже существующих.

Учебная деятельность ученика в рамках кружка строится на основе восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания. Она предполагает выход за рамки учебника: экскурсии, просмотр видеофильмов, встречи, чтение дополнительной литературы и т. д.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

  • приобщения ученика к неизменным, вневременным основам российской цивилизации;

  • получение знаний

  • из истории;

  • из литературы;

  • из географии, из истории православия;

  • начальные сведения об архитектуре и иконописи;


Метапредметные: умение

  • общаться, приходить к единому мнению (работать в паре и в четвёрке);

  • убеждать (высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению группы);

  • уважать собеседника, работать в ресурсном круге;

  • самостоятельно извлекать нужную информацию из дополнительной литературы ;

  • говорить (создавать устные и письменные высказывания на духовно-нравственную тематику);

  • управлять собой;

  • структурировать время;

  • делать выбор;

  • быть лидером и подчинённым


Личностные :

  • духовно-нравственное развитие личности учащегося ;

  • воспитание любви и уважения к прошлому и традициям Родины


Формы подведения итогов:

В качестве оценки работы каждого обучающегося на занятии используется экспертная оценка (оцениваем коллективную работу группы или отдельного ученика по определенным критериям), ресурсный круг (каждый высказывается о том, чему научился), творческая работа-проект (чему я научился, что понял, о чем задумался)

Программа составлена на основе программы «Истоки» для общеобразовательной школы А.В.Камкина







































Учебно-тематический план

п.п

Тема

Количество часов

1

Соха и топор

5

2

Крестьянские хоромы

4

3

Соловки

5

4

Храм Покрова на Нерли

5

5

Икона «Живоначальная Троица»

5

6

Московский Кремль

5

7

Летописи

5

8

Итоговые занятия (активный экзамен, просмотр кинофильма)

3


Итого:

37

























Содержание программы.

  1. Введение. Какой смысл может иметь слово «памятник». Каким образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках. Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого.

  2. Соха и топор Основная идея: мудрая простота основных орудий труда российской аграрной цивилизации находилась в согласии с суровой природно-географической и климатической средой, формировала свою эстетику труда и устойчивую привязанность россиян к проверенным на многовековом опыте технологиям, общинности и артельности.

Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина, их устройство. Труд пахаря и плотницкое дело определили перечень престижных качеств трудового человека. Артель и община. Освящение труда с сохой и топором. Эстетика труда. Соха и топор в народных обычаях, фольклоре.

  1. Крестьянские хоромы Основная идея: в традиционном русском домостроительстве и домоустройстве наиболее ярко видны истоки народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого должен быть иерархический порядок и лад между домочадцами и согласие с Богом.

Состав и особенности крестьянской избы. Функциональное распределение пространства жилища. Основные черты этики семейно-бытовых отношений. Распределение обязанностей между членами семьи. Эстетика крестьянского жилища.

  1. Соловки Основная идея: созданный и обустроенный на далёкой северной окраине островной Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь был живым напоминанием о евангельском чуде преображения и тем самым придавал освоению огромных просторов России высокий духовный смысл.

Основные вехи становления монастыря. Храмы и постройки Соловецкого монастыря. Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в экстремальных условиях Севера. Евангельская идея преображения в истории Соловков. Преображение мира внешнего и мира духовного.

  1. Храм Покрова на Нерли Основная идея: храм Покрова на Нерли стал символом гармонии между миром духовным, природным и рукотворным, к которой, как к идеалу, стремилась изначально русская культура.

История создания храма. Архитектурные особенности храма. Храм Покрова на Нерли и церковное предание о заступничестве Божьей Матери. Праздник Покрова Божьей Матери на Руси. Покров – символ гармонии мира земного и мира небесного.

  1. Икона «Живоначальная Троица» Основная идея: Икона – творение А.Рублёва, являясь одной из вершин русской иконописной традиции, указала на подобие земных идеалов согласия, любви и соборности основному догмату православия о Триедином Боге, на необходимость жертвенного подвига на пути к ним.

Иконопочитание в православной традиции. Правила иконописного образа. Кто такой А.Рублёв. Сюжет иконы. Духовный смысл иконы. Нераздельность и неслиянность лиц Пресвятой Троицы. Идея великой искупительной жертвы во имя спасения человечества.

  1. Московский Кремль Основная идея: Московский Кремль, уникальный ансамбль и хранилище отечественных традиций, стал символом важнейших черт и идеалов российской государственности.

Московский Кремль – символ Российского государства. Кремль как щит военный. Кремль как щит духовный. Кремль как центр государственности. Символика регалий. Кремль – хранитель славной истории и достижений культуры России.

  1. Летописи Основная идея: древнерусская историческая и летописная литература оставила свой неповторимый взгляд на смысл происходящих событий, сердцевиной которого стало убеждение в предопределённости истории, её поучительности для новых поколений.

Старинные летописи – наше национальное достояние. Летописец Нестор и « Повести временных лет» Идеи летописей. Как писали и украшали летописи. «Сказание», «Житие», «Слово» как младшие братья летописей. Книжная мудрость как путь к познанию о главном.

















































Календарно - тематическое планирование

Тема, раздел (общее кол-во часов)

Содержание учебного материала

кол-во часов

В том числе

Примечание

Теория

практика

1.Соха и топор (5ч.)

1. Вводное занятие. «Семь чудес России»

1

0,5

0,5


2. Соха и топор. Какие трудовые качества воспитывали соха и топор.

1

0,5

0,5


3. Куда соха и топор вместе ходили.

1

0,5

0,5


4. Чему соха и топор человека учили. Присоединение к истокам крестьянской, российской цивилизации.

1

-

1


5. Соха и топор как чудеса России. Чудо опыта, мудрости, простоты.

1

0,5

0,5


2. Крестьянские хоромы (4ч.)

1.Крестьянские хоромы.

1

0,5

0,5


2.«И тесен дом, да просторен он.»

1

0,5

0,5


3.Домашний лад да порядок

1

0,5

0,5


4.Крестьянские хоромы – чудо России. Присоединение к истокам родного края.

1

-

1


3. Соловки (5ч.)

1.Особый мир монастыря. Соловки.

1

0,5

0,5


2.Этапы жизни Соловецкого монастыря.

1

0,5

0,5


3.Заочное путешествие в Соловецкий монастырь

1

0,5

0,5


4.Чудо Преображения.

1

0,5

0,5


5.Соловецкий монастырь – чудо России. Духовный подвиг.

1

-

1


4. Храм Покрова на Нерли (5ч.)

1.Когда я бываю в храме. Экскурсия в храм Николая Чудотворца.

1

0,5

0,5


2.Покров Пресвятой Богородицы. История образа «Покров Пресвятой Богородицы»

1

0,5

0,5


3.На святом месте. Белый храм у чистой воды. История храма Покрова на Нерли

1

0,5

0,5


4.Храм Покрова – символ гармонии. Гармония мира духовного и мира рукотворного.

1

0,5

0,5



5.Храм Покрова на Нерли – одно из чудес России.

1

-

1


5. Икона «Живоначальная Троица» (5ч.)

1.Икона «Живоначальная Троица».Икона в православной традиции.

1

0,5

0,5


2.Путешествие в мир иконы. Видеофильм «Андрей Рублёв»

1

0,5

0,5


3.Звенящие краски иконы. Духовный смысл иконы.

1

0,5

0,5


4.Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы.

1

0,5

0,5


5.Икона «Живоначальная Троица» как чудо России.

1

-

1


6. Московский Кремль (5ч.)

1.Московский Кремль Щит военный. Щит духовный. Формирование понятий.

1

0,5

0,5


2.Сооружения и соборы Московского Кремля.

1

0,5

0,5


3.Московский Кремль – центр государства.

1

0,5

0,5


4.Хранитель истории, доблести, славы.

1

0,5

0,5


5.Московский Кремль – чудо России.

1


1


7. Летописи (5ч.)

1.Летописи. Первые летописцы и первые летописи.

1

0,5

0,5


2.Как писали и украшали летописи.

1

0,5

0,5


3.Преподобный Нестор и его летописи.

1

0,5

0,5


4.Летописи – чудо России.

1

-

1


5.Обобщающий урок. Какие вечные, непреходящие ценности заключает в себе каждое чудо России?

1

-

1


  1. Итоговые занятия

  1. Защита проекта «Непреходящие ценности каждого чуда России»

2

-

2


2. Просмотр и обсуждение кинофильма на духовно-нравственную тематику в Православном центре

1


1



Итого:

37

12

25





















МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Раздел, тема

Форма занятия

Приемы и методы учебно-воспитательного процесса

Методические и дидактические материалы

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

1

Соха и топор.

1.Вводное занятие

беседа, тренинг, работа в паре

проблемно-поисковый

учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации

Компьютер, мультимедийный проектор

ресурсный круг, рефлексия

2.Какие трудовые качества воспитывает соха и топор

Рассказ учителя, работа в паре

Словесный объяснительно-иллюстративный

учебник, рабочая тетрадь

Альбом, краски, карандаши

Экспертная оценка, рефлексия

3.Куда соха и топор вместе ходили

Развивающий тренинг, ресурсный круг

Творческий наглядный

учебник, рабочая тетрадь, сборник пословиц и поговорок

Альбом, краски, карандаши

рефлексия

4.Чему соха и топор человека учили

Развивающая работа в паре

Творческий наглядный

учебник, рабочая тетрадь, былина «Вольга и Микула»

Интерактивная доска, мультфильм

Экспертная оценка, рефлексия

5. Соха и топор как чудеса России

Оценивающий тренинг, работа в паре

Создание творческой работы, игровой

учебник, рабочая тетрадь

Альбом, краски

ресурсный круг, рефлексия

2

Крестьянские хоромы

1. Крестьянские хоромы.

Рассказ учителя, развивающий тренинг, работа в паре

Словесный, частично-поисковый

учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации

Альбом, краски, карандаши

Экспертная оценка, рефлексия

2. « И тесен дом, да просторен он.»

развивающий тренинг, работа в паре

Объяснительно-иллюстративный словесный

учебник, рабочая тетрадь, книга Л.Белова «Лад»

компьютер

ресурсный круг, рефлексия

3.Домашний лад да порядок

развивающий тренинг, работа в четверке

Объяснительно-иллюстративный словесный

учебник, рабочая тетрадь, книга Л.Белова «Лад»

Магнитная доска

Экспертная оценка, рефлексия

4.Крестьянские хоромы – чудо России

Оценивающий тренинг, работа в четверке

игровой

учебник, рабочая тетрадь

Альбом, краски, карандаши

Рефлексия, творческая работа

3

Соловки

1. Особый мир монастыря. Соловки.

Слово учителя, развивающий тренинг, работа в четверке

Частично-поисковый, репродуктивный

учебник, рабочая тетрадь, видеофильмы

Интерактивная доска, видеофильм

Экспертная оценка, рефлексия

2.Этапы жизни Соловецкого монастыря

Слово учителя, развивающий тренинг, работа в четверке

Частично-поисковый

учебник, рабочая тетрадь, книга Ревенко «Малышам о географических открытиях»

Альбом, краски, карандаши

Экспертная оценка, рефлексия

3.Заочное путешествие в Соловецкий монастырь

развивающий тренинг, работа в четверке

Частично-поисковый, творческий

Лихачев «Соловки в истории русской культуры» учебник, рабочая тетрадь

Видеофильм, диск с записями духовной музыки

Экспертная оценка, рефлексия

4.Чудо Преображения

Беседа, тренинг, работа в четверке

проблемно-поисковый

учебник, рабочая тетрадь и иллюстрации

Магнитная доска, компьютер

Экспертная оценка, рефлексия


5.Соловецкий монастырь – чудо России. Духовный подвиг

Оценивающий тренинг, работа в четверке

Репродуктивно-поисковый

учебник, рабочая тетрадь и иллюстрации

компьютер, диск с записями духовной музыки

Ресурсный круг, рефлексия

4

Храм Покрова на Нерли

1. Когда я бываю в храме

Экскурсия в Свято-Никольский Храм

развивающий тренинг, ресурсный круг

Беседа с батюшкой


Компьютер, мультимедийный проектор

Творческая работа

2.Покров Пресвятой Богородицы.История образа «Покров Пресвятой Богородицы»

развивающий тренинг, работа в четверке

Рассказ, репродуктивный

учебник, рабочая тетрадь и иллюстрации

Компьютер, мультимедийный проектор

рефлексия

3.На святом месте. Белый храм у чистой воды

развивающий тренинг, работа в четверке

Рассказ учителя, объяснительно-иллюстративный

учебник, рабочая тетрадь, презентация

Компьютер, мультимедийный проектор

рефлексия

4.Храм Покрова – символ гармонии

развивающий тренинг, работа в четверке

Частично-поисковый, творческий

учебник, рабочая тетрадь

Альбом, краски, карандаши

рефлексия

5.Храм Покрова на Нерли – одно из чудес России

Оценивающий тренинг, работа в четверке

Игровой, поисковый

учебник, рабочая тетрадь, фрагменты статей о храме

Раздаточный материал (карточки)

Ресурсный круг

5

Икона «Живоначальная Троица».

1. Икона в православной традиции

развивающий тренинг, ресурсный круг

Рассказ учителя, репродуктивный

учебник, рабочая тетрадь, мультимедийнаяпрезентация

Компьютер, мультимедийный проектор

Ресурсный круг, рефлексия

2.Путешествие в мир иконы

развивающий тренинг, работа в четверке

Частично-поисковый

Видеофильм «Андрей Рублев»

Компьютер, мультимедийный проектор

Экспертная оценка

3.Звенящие краски иконы. Духовный смысл иконы.

развивающий тренинг, работа в четверке

поисковый

учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации

Компьютер, мультимедийный проектор

Экспертная оценка, рефлексия

4.Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы.

Оценивающий тренинг, работа в четверке

поисковый

учебник, рабочая тетрадь, карточки

Раздаточный материал

Экспертная оценка, рефлексия

5.Икона «Живоначальная Троица» как чудо России.

Оценивающий тренинг,творческая работа

Проблемно-поисковый

учебник, рабочая тетрадь, Денисов «Мир русской иконы»

Компьютер, мультимедийный проектор

Творческая работа

6

Московский Кремль

1. Московский Кремль Щит военный, щит духовный

развивающий тренинг, работа в четверке

Рассказ учителя, репродуктивный, работа с текстом

учебник, рабочая тетрадь

Интерактивная доска

Рефлексия, экспертная оценка


2.Сооружения и соборы Московского Кремля.

развивающий тренинг, работа в четверке

Наглядный, работа с текстом

учебник, рабочая тетрадь, презентация

Компьютер, мультимедийный проектор

экспертная оценка

3.Московский Кремль – центр государства

развивающий тренинг, работа в четверке

Частично-поисковый

учебник, рабочая тетрадь

Раздаточный материал

экспертная оценка

4.Хранитель истории, доблести, славы.

развивающий тренинг, мнемотехника

Творческий

(создание мультфильма)

учебник, рабочая тетрадь

Компьютер, мультимедийный проектор

Творческая работа

5.Московский Кремль – чудо России

Оценивающий тренинг, работа в четверке

игровой

учебник, раздаточный материал

Альбом, краски, карандаши

Ресурсный круг, рефлексия

7

Летописи

1. Первые летописцы и первые летописи.

развивающий тренинг, работа в четверке

Рассказ учителя, творчекий

учебник, раздаточный материал, иллюстрации

Компьютер, мультимедийный проектор

рефлексия экспертная оценка

2.Как писали и украшали летописи

развивающий тренинг, мнемотехника

Рассказ учителя, творчекий

учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации

Альбом, краски, карандаши

рефлексия экспертная оценка

3.Преподобный Нестор и его летописи

развивающий тренинг, работа в четверке

Рассказ учителя,

работа с текстом

учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации

Компьютер, мультимедийный проектор

рефлексия экспертная оценка

4.Летописи – чудо России.

Оценивающий тренинг, ресурсный круг

Проблемно-поисковый, игровой

А.С. Пушкин фрагмент драмы «Борис Годунов»

учебник, рабочая тетрадь

Альбом, краски, карандаши

Ресурсный круг

8

Резерв

1.Активный экзамен. Защита проектов

Экзамен

творческий

презентации

Компьютер, проектор

Творческая работа

2. Просмотр кинофильма на духовно-нравственную тематику в Православном центре Свято-Никольского храма

Просмотр кинофильма

творческий



Творческая работа












Список использованной литературы.


  1. Программа: Истоки Программа для основной школы(5 класс). Автор А.В.Камкин, – М.: Издательский дом «Истоки», 2008

  2. Камкин А.В. Истоки. Семь чудес России. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 2-е, исправленное. М.: Издательский дом «Истоки», 2007

  3. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.1-3. М.: 1996

  4. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала16 века. М., 1983

  5. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1981

  6. Некрылова А.Ф. Круглый год. М., 1989

  7. Полуянов И.Д. Деревенские святцы. М., Технологическая Школа Бизнеса.1998

  8. Скопин Л.В. На Соловецких островах.- М.,1990

  9. Энциклопедия для детей Том 7. Искусство. М., 1997

  10. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!