Истоковедение – это междисциплинарное интегрирующее направление в образовании, нацеленное на гармоничное развитие личности участников образовательного процесса.
Программа "Истоки" - это апробация истоковской педагогической технологии, развивающей ресурс личности участников учебно-воспитательного процесса (ребенок, родители, педагог) и формирующей мотивации на социокультурное обновление в ходе проведения внеклассной работы; выход на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности; усиление открытости воспитательной работы при одновременном факторе оздоровления социокультурной среды, что крайне актуально в настоящее время.
Дополнительная общеобразовательная программа "Истоки" составлена для Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Школа № 5" на основании программы "Истоки" для общеобразовательной школы А.В.Камкина. Программа модифицирована и адаптирована для обучающихся МБОУ "Школа№5" с учетом их интеллектуальных и психологических особенностей, а также особенностями социума.
Занятия по программе «Истоки» помогает учащимся 5 класса получить представление о жизненно важных категориях для человека и развивает систему духовно-нравственных ценностей внешнего (социокультурного) и внутреннего (духовного) мира.
В рамках этого курса предполагается знакомство с семью самобытными памятниками или явлениями русской культуры и российского образа жизни. Каждый из этих памятников вмещает в себя определённую идею, известный круг устойчивых идеалов, традиций, ценностей. В итоге возникает возможность приобщения ученика к неизменным, вневременным основам российской цивилизации.
Содержание курса объединено в семь блоков-модулей: «Соха и топор», «Крестьянские хоромы», «Соловки», «Храм Покрова на Нерли», «Икона «Живоначальная Троица», «Московский кремль», «Летописи». В центре каждого блока-модуля находится одноимённый рассказ, в котором повествовательно-описательное, информативное содержание сочетается с размышлениями, должными привести ученика к осознанию социокультурных истоков, устойчивых ценностей.
Основные формы работы: рассказ учителя, работа в парах, работа в четвёрке, ресурсный круг, тренинг, мнемотехника, просмотр и обсуждение видеофильмов, экскурсии, создание творческих работ
Основа занятий – практические занятия. Используются особые формы взаимодействия ученика и учителя, которые создают основу для общения межличностного характера (диалог, работа в ресурсном круге, работа в группе, социокультурные тренинги). В этом заключается отличие данной образовательной программы от уже существующих.
Учебная деятельность ученика в рамках кружка строится на основе восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания. Она предполагает выход за рамки учебника: экскурсии, просмотр видеофильмов, встречи, чтение дополнительной литературы и т. д.
В качестве оценки работы каждого обучающегося на занятии используется экспертная оценка (оцениваем коллективную работу группы или отдельного ученика по определенным критериям), ресурсный круг (каждый высказывается о том, чему научился), творческая работа-проект (чему я научился, что понял, о чем задумался)
Программа составлена на основе программы «Истоки» для общеобразовательной школы А.В.Камкина
Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина, их устройство. Труд пахаря и плотницкое дело определили перечень престижных качеств трудового человека. Артель и община. Освящение труда с сохой и топором. Эстетика труда. Соха и топор в народных обычаях, фольклоре.
Состав и особенности крестьянской избы. Функциональное распределение пространства жилища. Основные черты этики семейно-бытовых отношений. Распределение обязанностей между членами семьи. Эстетика крестьянского жилища.
Основные вехи становления монастыря. Храмы и постройки Соловецкого монастыря. Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в экстремальных условиях Севера. Евангельская идея преображения в истории Соловков. Преображение мира внешнего и мира духовного.
История создания храма. Архитектурные особенности храма. Храм Покрова на Нерли и церковное предание о заступничестве Божьей Матери. Праздник Покрова Божьей Матери на Руси. Покров – символ гармонии мира земного и мира небесного.
Иконопочитание в православной традиции. Правила иконописного образа. Кто такой А.Рублёв. Сюжет иконы. Духовный смысл иконы. Нераздельность и неслиянность лиц Пресвятой Троицы. Идея великой искупительной жертвы во имя спасения человечества.
Московский Кремль – символ Российского государства. Кремль как щит военный. Кремль как щит духовный. Кремль как центр государственности. Символика регалий. Кремль – хранитель славной истории и достижений культуры России.
Старинные летописи – наше национальное достояние. Летописец Нестор и « Повести временных лет» Идеи летописей. Как писали и украшали летописи. «Сказание», «Житие», «Слово» как младшие братья летописей. Книжная мудрость как путь к познанию о главном.
Тема, раздел (общее кол-во часов) | Содержание учебного материала | кол-во часов | В том числе | Примечание |
Теория | практика |
1.Соха и топор (5ч.) | 1. Вводное занятие. «Семь чудес России» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2. Соха и топор. Какие трудовые качества воспитывали соха и топор. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3. Куда соха и топор вместе ходили. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4. Чему соха и топор человека учили. Присоединение к истокам крестьянской, российской цивилизации. | 1 | - | 1 | |
5. Соха и топор как чудеса России. Чудо опыта, мудрости, простоты. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2. Крестьянские хоромы (4ч.) | 1.Крестьянские хоромы. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.«И тесен дом, да просторен он.» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.Домашний лад да порядок | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.Крестьянские хоромы – чудо России. Присоединение к истокам родного края. | 1 | - | 1 | |
3. Соловки (5ч.) | 1.Особый мир монастыря. Соловки. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.Этапы жизни Соловецкого монастыря. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.Заочное путешествие в Соловецкий монастырь | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.Чудо Преображения. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5.Соловецкий монастырь – чудо России. Духовный подвиг. | 1 | - | 1 | |
4. Храм Покрова на Нерли (5ч.) | 1.Когда я бываю в храме. Экскурсия в храм Николая Чудотворца. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.Покров Пресвятой Богородицы. История образа «Покров Пресвятой Богородицы» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.На святом месте. Белый храм у чистой воды. История храма Покрова на Нерли | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.Храм Покрова – символ гармонии. Гармония мира духовного и мира рукотворного. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
| 5.Храм Покрова на Нерли – одно из чудес России. | 1 | - | 1 | |
5. Икона «Живоначальная Троица» (5ч.) | 1.Икона «Живоначальная Троица».Икона в православной традиции. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.Путешествие в мир иконы. Видеофильм «Андрей Рублёв» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.Звенящие краски иконы. Духовный смысл иконы. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5.Икона «Живоначальная Троица» как чудо России. | 1 | - | 1 | |
6. Московский Кремль (5ч.) | 1.Московский Кремль Щит военный. Щит духовный. Формирование понятий. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.Сооружения и соборы Московского Кремля. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.Московский Кремль – центр государства. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.Хранитель истории, доблести, славы. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5.Московский Кремль – чудо России. | 1 | | 1 | |
7. Летописи (5ч.) | 1.Летописи. Первые летописцы и первые летописи. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.Как писали и украшали летописи. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.Преподобный Нестор и его летописи. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.Летописи – чудо России. | 1 | - | 1 | |
5.Обобщающий урок. Какие вечные, непреходящие ценности заключает в себе каждое чудо России? | 1 | - | 1 | |
Итоговые занятия | Защита проекта «Непреходящие ценности каждого чуда России» | 2 | - | 2 | |
2. Просмотр и обсуждение кинофильма на духовно-нравственную тематику в Православном центре | 1 | | 1 | |
| Итого: | 37 | 12 | 25 | |
№ | Раздел, тема | Форма занятия | Приемы и методы учебно-воспитательного процесса | Методические и дидактические материалы | Техническое оснащение | Форма подведения итогов |
1 | Соха и топор. 1.Вводное занятие | беседа, тренинг, работа в паре | проблемно-поисковый | учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации | Компьютер, мультимедийный проектор | ресурсный круг, рефлексия |
2.Какие трудовые качества воспитывает соха и топор | Рассказ учителя, работа в паре | Словесный объяснительно-иллюстративный | учебник, рабочая тетрадь | Альбом, краски, карандаши | Экспертная оценка, рефлексия |
3.Куда соха и топор вместе ходили | Развивающий тренинг, ресурсный круг | Творческий наглядный | учебник, рабочая тетрадь, сборник пословиц и поговорок | Альбом, краски, карандаши | рефлексия |
4.Чему соха и топор человека учили | Развивающая работа в паре | Творческий наглядный | учебник, рабочая тетрадь, былина «Вольга и Микула» | Интерактивная доска, мультфильм | Экспертная оценка, рефлексия |
5. Соха и топор как чудеса России | Оценивающий тренинг, работа в паре | Создание творческой работы, игровой | учебник, рабочая тетрадь | Альбом, краски | ресурсный круг, рефлексия |
2 | Крестьянские хоромы 1. Крестьянские хоромы. | Рассказ учителя, развивающий тренинг, работа в паре | Словесный, частично-поисковый | учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации | Альбом, краски, карандаши | Экспертная оценка, рефлексия |
2. « И тесен дом, да просторен он.» | развивающий тренинг, работа в паре | Объяснительно-иллюстративный словесный | учебник, рабочая тетрадь, книга Л.Белова «Лад» | компьютер | ресурсный круг, рефлексия |
3.Домашний лад да порядок | развивающий тренинг, работа в четверке | Объяснительно-иллюстративный словесный | учебник, рабочая тетрадь, книга Л.Белова «Лад» | Магнитная доска | Экспертная оценка, рефлексия |
4.Крестьянские хоромы – чудо России | Оценивающий тренинг, работа в четверке | игровой | учебник, рабочая тетрадь | Альбом, краски, карандаши | Рефлексия, творческая работа |
3 | Соловки 1. Особый мир монастыря. Соловки. | Слово учителя, развивающий тренинг, работа в четверке | Частично-поисковый, репродуктивный | учебник, рабочая тетрадь, видеофильмы | Интерактивная доска, видеофильм | Экспертная оценка, рефлексия |
2.Этапы жизни Соловецкого монастыря | Слово учителя, развивающий тренинг, работа в четверке | Частично-поисковый | учебник, рабочая тетрадь, книга Ревенко «Малышам о географических открытиях» | Альбом, краски, карандаши | Экспертная оценка, рефлексия |
3.Заочное путешествие в Соловецкий монастырь | развивающий тренинг, работа в четверке | Частично-поисковый, творческий | Лихачев «Соловки в истории русской культуры» учебник, рабочая тетрадь | Видеофильм, диск с записями духовной музыки | Экспертная оценка, рефлексия |
4.Чудо Преображения | Беседа, тренинг, работа в четверке | проблемно-поисковый | учебник, рабочая тетрадь и иллюстрации | Магнитная доска, компьютер | Экспертная оценка, рефлексия |
| 5.Соловецкий монастырь – чудо России. Духовный подвиг | Оценивающий тренинг, работа в четверке | Репродуктивно-поисковый | учебник, рабочая тетрадь и иллюстрации | компьютер, диск с записями духовной музыки | Ресурсный круг, рефлексия |
4 | Храм Покрова на Нерли 1. Когда я бываю в храме | Экскурсия в Свято-Никольский Храм развивающий тренинг, ресурсный круг | Беседа с батюшкой | | Компьютер, мультимедийный проектор | Творческая работа |
2.Покров Пресвятой Богородицы.История образа «Покров Пресвятой Богородицы» | развивающий тренинг, работа в четверке | Рассказ, репродуктивный | учебник, рабочая тетрадь и иллюстрации | Компьютер, мультимедийный проектор | рефлексия |
3.На святом месте. Белый храм у чистой воды | развивающий тренинг, работа в четверке | Рассказ учителя, объяснительно-иллюстративный | учебник, рабочая тетрадь, презентация | Компьютер, мультимедийный проектор | рефлексия |
4.Храм Покрова – символ гармонии | развивающий тренинг, работа в четверке | Частично-поисковый, творческий | учебник, рабочая тетрадь | Альбом, краски, карандаши | рефлексия |
5.Храм Покрова на Нерли – одно из чудес России | Оценивающий тренинг, работа в четверке | Игровой, поисковый | учебник, рабочая тетрадь, фрагменты статей о храме | Раздаточный материал (карточки) | Ресурсный круг |
5 | Икона «Живоначальная Троица». 1. Икона в православной традиции | развивающий тренинг, ресурсный круг | Рассказ учителя, репродуктивный | учебник, рабочая тетрадь, мультимедийнаяпрезентация | Компьютер, мультимедийный проектор | Ресурсный круг, рефлексия |
2.Путешествие в мир иконы | развивающий тренинг, работа в четверке | Частично-поисковый | Видеофильм «Андрей Рублев» | Компьютер, мультимедийный проектор | Экспертная оценка |
3.Звенящие краски иконы. Духовный смысл иконы. | развивающий тренинг, работа в четверке | поисковый | учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации | Компьютер, мультимедийный проектор | Экспертная оценка, рефлексия |
4.Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы. | Оценивающий тренинг, работа в четверке | поисковый | учебник, рабочая тетрадь, карточки | Раздаточный материал | Экспертная оценка, рефлексия |
5.Икона «Живоначальная Троица» как чудо России. | Оценивающий тренинг,творческая работа | Проблемно-поисковый | учебник, рабочая тетрадь, Денисов «Мир русской иконы» | Компьютер, мультимедийный проектор | Творческая работа |
6 | Московский Кремль 1. Московский Кремль Щит военный, щит духовный | развивающий тренинг, работа в четверке | Рассказ учителя, репродуктивный, работа с текстом | учебник, рабочая тетрадь | Интерактивная доска | Рефлексия, экспертная оценка |
| 2.Сооружения и соборы Московского Кремля. | развивающий тренинг, работа в четверке | Наглядный, работа с текстом | учебник, рабочая тетрадь, презентация | Компьютер, мультимедийный проектор | экспертная оценка |
3.Московский Кремль – центр государства | развивающий тренинг, работа в четверке | Частично-поисковый | учебник, рабочая тетрадь | Раздаточный материал | экспертная оценка |
4.Хранитель истории, доблести, славы. | развивающий тренинг, мнемотехника | Творческий (создание мультфильма) | учебник, рабочая тетрадь | Компьютер, мультимедийный проектор | Творческая работа |
5.Московский Кремль – чудо России | Оценивающий тренинг, работа в четверке | игровой | учебник, раздаточный материал | Альбом, краски, карандаши | Ресурсный круг, рефлексия |
7 | Летописи 1. Первые летописцы и первые летописи. | развивающий тренинг, работа в четверке | Рассказ учителя, творчекий | учебник, раздаточный материал, иллюстрации | Компьютер, мультимедийный проектор | рефлексия экспертная оценка |
2.Как писали и украшали летописи | развивающий тренинг, мнемотехника | Рассказ учителя, творчекий | учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации | Альбом, краски, карандаши | рефлексия экспертная оценка |
3.Преподобный Нестор и его летописи | развивающий тренинг, работа в четверке | Рассказ учителя, работа с текстом | учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации | Компьютер, мультимедийный проектор | рефлексия экспертная оценка |
4.Летописи – чудо России. | Оценивающий тренинг, ресурсный круг | Проблемно-поисковый, игровой | А.С. Пушкин фрагмент драмы «Борис Годунов» учебник, рабочая тетрадь | Альбом, краски, карандаши | Ресурсный круг |
8 | Резерв 1.Активный экзамен. Защита проектов | Экзамен | творческий | презентации | Компьютер, проектор | Творческая работа |
2. Просмотр кинофильма на духовно-нравственную тематику в Православном центре Свято-Никольского храма | Просмотр кинофильма | творческий | | | Творческая работа |