дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
направленность - художественная
«Вокально-хоровая студия «Перезвоны»»
| Возраст детей 7-14 лет Срок реализации 3 года |
| Разработчик: Анисимова Екатерина Михайловна Учитель музыки, педагог дополнительного образования |
г.Санкт-Петербург
2018г
Пояснительная записка.
Направленность ДОП: Художественная.
Актуальность: Программа способствует воспитанию певческой культуры, развивает художественный вкус, расширяет и обогащает музыкальный кругозор учащихся начальной и средней общеобразовательной школы. Приобщение детей к искусству дает возможность воспитывать и развивать музыкально-поэтический вкус.
Новизна: Главная особенность программы в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь вне зависимости от возраста. Программа вокально-хоровой студии «Перезвоны» развивает в учащихся уверенность в себе, умение держаться на сцене, на публике. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые вокальные способности.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих: Отличительными особенностями данной программы является то, что она модифицированная и адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения. Большое внимание уделяется практическим занятиям, так как в процессе практических занятий осуществляется обучение пению, а также продуманы индивидуальные и ансамблевые занятия с солистами хора. При проведении занятий используются следующие методики:
упражнения дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой.
применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков).
В процессе освоения программы предусмотрены концерты, выступления во время различных мероприятий в школе, участие в конкурсах вокального мастерства.
Адресат программы:
Данная образовательная программа предназначена для школьников 7-14 лет.
Цели и задачи программы: создание условий для активизации природных творческих задатков каждого ребенка; способствовать формированию слушательской и исполнительской культуры детей; воспитание устойчивого интереса к хоровому и сольному исполнительству.
Задачи курса:
Образовательные:
Развивающие:
Развитие музыкальных способностей детей.
Развитие потребности младших школьников в хоровом и сольном пении.
Развитие навыков эмоционального, выразительного пения.
Воспитательные:
Воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере.
Воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования.
Привитие навыка сценического поведения.
Условия реализации программы: Определяются на основании уровня освоения и содержания программы, а также с учетом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН 2.4.4.3172-14.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы – 3 года.
1-3 год обучения – 8 часов в неделю, 288 учебных часов в год
Наполняемость: 1год – 25-30 человек.
2 год-30 человек.
3 год-30 человек.
Условия набора: Группы учащихся 1-го года обучения формируются на основании заявлений родителей или законных представителей обучающихся ГБОУ №467 и желающих других общеобразовательных заведений Колпинского района.
На 2-ой год обучения могут приниматься учащиеся, успешно прошедшие вокальное прослушивание или активно участвующие на уроках музыки, любящие музыкальное искусство и пение, учащиеся начальной и средней школы других общеобразовательных учебных заведений Колпинского района г.Санкт-Петербурга.
На 3 год принимаются дети успешно прошедшие вокальное прослушивание или активно участвующие на уроках музыки, любящие музыкальное искусство и пение, а также воспитанники других общеобразовательных учебных заведений Колпинского района г.Санкт-Петербурга.
Особенности организации учебного процесса: Занятия проходят как в группе, так и индивидуально для особо одарённых детей, будущих солистов хора. При составлении тематического планирования работа с солистами и отдельными певческими группами прописана как индивидуальное занятие, длительностью 2 академических часа.
Обучение пению строится по принципу демонстрации педагогом академической манеры пения.
Беседа - излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются музыкальными примерами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – участие в концертах, праздниках, конкурсах, фестивалях.
Занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
Материально-техническое обеспечение:
Фортепиано, музыкальный центр, партитуры, фонохрестоматии, синтезатор, микрофоны, тексты песен, диски с песнями.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Уметь на звуке «ля» 1 октавы правильно показать самое красивое, индивидуальное звучание своего голоса, правильно и ясно выговаривать слова песни.
Без сопровождения уверенно петь не трудные, протяжные, одноголосные песни.
Знать, что певческий голос надо беречь.
Понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им («внимание», «вдох», начало пения и его окончание, характер голосоведения).
Метапредметные результаты:
Соблюдать при пении певческую установку.
Петь чисто и слаженно в хоре несложные песни в унисон, с сопровождением и без него.
Округление гласных; способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).
Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных).
Предметные результаты:
Умение петь на цепном дыхании (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).
Пение различными штрихами: нон легато и легато.
Пение с различными динамическими нюансы (меццо-форте, меццо-пиано, пиано, форте).
Интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм).
Формы подведения итогов реализации образовательной программы являются: учебные концерты, которые показывают сформировавшиеся навыки и умения, полученные ребятами в процессе обучения по данной программе.
Формы и способы проверки результатов:
Отзывы кружковцев и родителей.
Наблюдение педагога.
Участие в конкурсах, олимпиадах.
Учебные концерты.
Требование к уровню освоения программы:
Базовый – освоение прогнозируемых результатов программы, презентация результатов на уровне образовательной организации, района, города. Участие учащихся в районных и городских мероприятиях. Наличие призеров и победителей в районных конкурсных мероприятиях.
Учебный план первого года обучения
Вокально-хоровой студии «Перезвоны»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы контроля |
теория | практика | всего |
1. | Организационное занятие. | 2 | 2 | 4 | Вводный контроль: диагностика вокальных возможностей учащихся. |
2. | Певческая установка. Певческое дыхание. Цепное дыхание. Работа с солистами. | 8 | 42 | 48 | Тематический контроль: чистота интонирования, певческая установка и используемый вид дыхания. |
3. | Музыкальный звук. Высота звука. Основы чистого интонирования. Унисон. Работа с солистами. | 10 | 58 | 68 | Тематический контроль: чистое интонирование, умение петь в унисон. |
4. | Основные правила звуковедения. Виды штрихов и дирижёрских жестов. Работа с солистами. | 6 | 28 | 34 | Тематический контроль: чистота интонирования, штрихи, понимание дирижёрских жестов. |
5. | Правильная дикция и артикуляция в детском хоре. Работа с солистами. | 6 | 36 | 42 | Тематический контроль: чистое интонирование мелодии, дикция и артикуляция в хоре. |
6. | Формирование чувства ансамбля. | 6 | 50 | 56 | Тематический контроль: чистое интонирование мелодии и чувство ансамбля. |
7. | Формирование сценической культуры. Работа над образом. | 6 | 28 | 34 | Итоговый контроль: чистое интонирование мелодии, умение держаться на сцене. |
Итого: | 44 | 244 | 288 | |
Учебный план второго года обучения
Вокально-хоровой студии «Перезвоны».
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы контроля |
| | теория | практика | всего | |
1. | Организационное занятие. | 2 | 2 | 4 | Вводный контроль: диагностика вокальных возможностей учащихся. |
2. | Певческая установка. Певческое дыхание. Цепное дыхание. Работа с солистами. | 8 | 42 | 50 | Тематический контроль: чистота интонирования, певческая установка и используемый вид дыхания. |
3. | Музыкальный звук. Высота звука. Основы чистого интонирования. Унисон. | 8 | 58 | 66 | Тематический контроль: чистое интонирование, умение петь в унисон. |
4. | Основные правила звуковедения. Виды штрихов и дирижёрских жестов. | 6 | 28 | 34 | Тематический контроль: чистота интонирования, штрихи, понимание дирижёрских жестов. |
5. | Правильная дикция и артикуляция в детском хоре. Работа с солистами. | 6 | 36 | 42 | Тематический контроль: чистое интонирование мелодии, дикция и артикуляция в хоре. |
6. | Формирование чувства ансамбля. | 6 | 52 | 58 | Тематический контроль: чистое интонирование мелодии и чувство ансамбля. |
7. | Формирование сценической культуры. Работа над образом. | 6 | 28 | 34 | Итоговый контроль: чистое интонирование мелодии, умение держаться на сцене. |
Итого: | 42 | 246 | 288 | |
Учебный план третьего года обучения
Вокально-хоровой студии «Перезвоны».
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы контроля |
| | теория | практика | всего | |
1. | Организационное занятие. | 2 | 2 | 4 | Вводный контроль: диагностика вокальных возможностей учащихся. |
2. | Певческая установка. Певческое дыхание. Цепное дыхание. Работа с солистами. | 8 | 42 | 50 | Тематический контроль: чистота интонирования, певческая установка и используемый вид дыхания. |
3. | Музыкальный звук. Высота звука. Основы чистого интонирования. Унисон. | 8 | 58 | 66 | Тематический контроль: чистое интонирование, умение петь в унисон. |
4. | Основные правила звуковедения. Виды штрихов и дирижёрских жестов. | 6 | 28 | 34 | Тематический контроль: чистота интонирования, штрихи, понимание дирижёрских жестов. |
5. | Правильная дикция и артикуляция в детском хоре. Работа с солистами. | 6 | 36 | 42 | Тематический контроль: чистое интонирование мелодии, дикция и артикуляция в хоре. |
6. | Формирование чувства ансамбля. | 6 | 52 | 58 | Тематический контроль: чистое интонирование мелодии и чувство ансамбля. |
7. | Формирование сценической культуры. Работа над образом. | 6 | 28 | 34 | Итоговый контроль: чистое интонирование мелодии, умение держаться на сцене. |
Итого: | 42 | 246 | 288 | |
Список литературы для педагога.
1. Весёлые уроки музыки в школе и дома / Авт-сост З.Н Бугаева- М. : Издательство АСТ Донецк ; Сталкер, 2002
2. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования / С.Е Оськина, Д. Г Парнес- М.: АСТ 2005г
3. В.В Федонюк. Детский голос. Задачи и методы работы с ним. С-Петербург; Изд «Союз Художников»2003 год
4. Давыдова М.А. Уроки музыки- М.:ВАКО 2008г (Мастерская учителя)
5. Музыка для преподавателей, воспитателей, кл. руководителей 1-7 классов/ сост В. В Фадин. Волгоград: Учитель 2005
6. Самоучитель по пению ; перевод с английского/ Линда Маркуорт.- МАСТ Артель 2008
7. Мир вокального искусства : программа разработки занятий, методические рекомендации / авт. Сост Г.А Суязова- Волгоград: Учитель, 2009г
8. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие Т.А Затямина- М.: Глобус 2007
9. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания / Е.А Смолина – Ярославль; Академия развития, 2007г
10. Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 14: Сб. статей / Сост. О.Апраксина. М.: Музыка, 1979. - С.24-31.
11. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж / В.В. Емельянов. - СПб.: Лань, 1997. - 192 с.
http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=33632
http://erastova-muz.ucoz.ru/publ/quot_ispolzovanie_vokalnykh_metodik_pri_rabote_s_golosom_quot/1-1-0-6
http://ped-kopilka.ru/blogs/alena-borisovna-naumova/-po-m-igraja-igry-i-uprazhnenija-dlja-formirovanija-vokalno-horovyh-navykov.html
http://io.nios.ru/articles2/57/9/sozdanie-usloviy-dlya-formirovaniya-scenicheskogo-obraza-yunogo-vokalista
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/02/03/metodicheskoe-soobshchenie-rabota-nad-pevcheskim
http://as-sol.net/publ/metodicheskaja_stranica/repeticionnyj_process_v_mladshem_khore/1-1-0-238
http://chorschool.ru/upfile/upragnenia_mladshiy.pdf
http://www.vevivi.ru/best/Metodika-raboty-s-detskim-khorom-ref181055.html
http://ikliros.com/blog/tipichnye-nedostatki-pevcheskogo-zvukoobrazovaniya-v-detskom-khore-i-puti-ikh-ustraneniya-chast
http://dohcolonoc.ru/cons/4391-razvitie-pevcheskikh-navykov-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
http://dohcolonoc.ru/cons/4391-razvitie-pevcheskikh-navykov-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
http://festival.1september.ru/articles/610622/
http://5fan.ru/wievjob.php?id=96119
Список литературы для учащихся.
Алексеева Л.Н. Музыкально-живописный альбом «Музыка родной природы». – М.: Просвещение, 2001, 48 с.
Бугаева З.Н. «Весёлые уроки музыки в школе и дома». - М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: Сталкер, 2002, 384 с.
Васина - Гроссман В., «Книга о музыке и великих музыкантах».-М.: Детская литература ,1986, 192 с.
Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж / В.В. Емельянов. - СПб.: Лань, 1997. - 192 с.
Покровский Б. «Путешествие в страну Опера». М., Современник 1997, 238 с.
Римко О. «Музыкальное путешествие Василия и его друзей».Издательство: «Белый город», серия: «Моя первая книга», 2006, 144 с.
Тарасов Л. «Музыка в семье муз». – Л.: Детская литература, 1985, 159 с.
Юдина Е. А. «Первые уроки музыки и творчества.»- М., Аквариум,1999, 272 с.
http://studiogolos.com/uprazhneniya-dlya-razvitiya-golosa/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/03/26/razvitie-detskogo-golosa-i-ego-okhrana
http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=33632
http://www.medmoon.ru/rebenok/pevcheskie_navyki.html
http://orpheusmusic.ru/publ/153-1-0-263
http://bambinostory.com/razvitie-golosa/
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2015/08/14/golosovye-igry-i-uprazhneniya-na-osnove-fonopedicheskogo-metoda
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/01/03/muzykalno-stsenicheskaya-rabota-nad-obrazom
http://glossword.info/index.php/term/24-entsiklopediya,84539-tsepnoe-dyhanie.xhtml
http://kuzenkovd.ru/4959338.txt/priemyi-zvukovedeniya-tsepnoe-dyihanie-tembr-golosa-horistov/
https://infourok.ru/raspevaniya-i-vokalnohorovie-uprazhneniya-v-detskom-hore-858930.html
https://infourok.ru/proektnaya-deyatelnost-vokalniy-ansambl-688729.html
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=605447
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=522680
http://worldofteacher.com/2277-806.html
http://worldofteacher.com/5505-vokalno-horovye-uprazhneniya-v-detskom-hore.html
http://horist.ru/biblioteka/hor_i_upravlenie_im/3.1.shtml
http://festival.1september.ru/articles/538367/