Пояснительная записка.
Рабочая программа по лыжным гонкам разработана в соответствии с Законом 273-ФЗ "Об образовании в РФ" (Постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2012г. № 933), нормативных документов Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Сан ПиНами 2.4.4.3172-14.
Социально–экономические условия в современном обществе предлагают повышенные требования к личности. Перегруженность информацией, стрессовые ситуации, гиподинамия, вредные привычки, физические перегрузки зачастую сопровождают жизнь современного человека. Физическое совершенство взрослого человека зависит от физического воспитания в первые годы жизни, от создания условий, позволяющих ребенку проявлять высокую двигательную активность.
Цель программы:
Приобщение школьников к активным систематическим занятиям физической культурой и спортом, укрепление здоровья обучающихся и вовлечение большего количества детей в организованный учебно-тренировочный процесс в секции «Лыжные гонки»
Задачи:
укрепление здоровья;
привитие интереса к занятиям лыжным спортом;
приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексного применения упражнений из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр;
овладение основами техники лыжных ходов и других физических упражнений;
формирование черт спортивного характера;
формирование должных норм общественного поведения;
выявление задатков, способностей и спортивной одаренности.
Воспитательные задачи программы:
воспитание устойчивого интереса к лыжному спорту;
воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающим высоким уровнем социальной активности.
Ожидаемые конечные результаты:
улучшение состояния здоровья детей и подростков;
обеспечение содержательного досуга детей и подростков;
рост популярности лыжных гонок, как массового вида спорта;
формирование детских коллективов с положительными жизненными установками и интересами;
рост мастерства лыжников и обеспечение успешного выступления команд детского дома-школы проводимых соревнованиях.
Практическая направленность:
Подготовка обучающихся для участия в соревнованиях по лыжным гонкам.
Учебно-тренировочные занятия для проходят 3 раза в неделю по 2 часа и 1 раз в неделю 3. Содержание занятий рассчитано на 324 часа.
Минимальный возраст зачисления в секцию 9 лет, наполняемость группы 12-15 человек.
СООТНОШЕНИЕ
ОБЪЕМОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ВИДАМ ПОДГОТОВКИ
НА ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ
Разделы подготовки | Этапы и годы спортивной подготовки |
Этап начальной подготовки |
1 год | Свыше года |
Общая физическая подготовка (%) | 57 - 62 | 52 - 57 |
Специальная физическая подготовка (%) | 18 - 22 | 23 - 27 |
Техническая подготовка (%) | 18 - 22 | 18 - 22 |
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) | - | - |
Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%) | 0,5 - 1 | 1 - 3 |
Подготовка лыжников — это многолетний труд, она должна рассматриваться как управляемая система, нацеленная на достижение наивысших результатов в соответствии с динамикой возрастного развития, индивидуальными особенностями ребёнка и принципами, и закономерностями становления спортивного мастерства. Вся многолетняя подготовка подростков начинается с проявления интереса к лыжным гонкам, отбора одаренных в спортивном отношении подростков и с изучения их индивидуальных особенностей и функциональных возможностей. После отбора и комплектации группы, воспитанники приступают к систематическим занятиям, основное внимание уделяется изучению индивидуальных особенностей юных лыжников: функциональных возможностей; переносимости различных по характеру, объему и интенсивности нагрузок; способности к быстрому восстановлению; волевых качеств и др. Кроме того, изучается и анализируются бытовые условия семьи воспитанников, материальную обеспеченность, отношение родителей к занятиям их ребенка лыжным спортом. Одновременно поддерживается тесный контакт с учителями общеобразовательных предметов и постоянно анализируются успехи в учебе школьников, занимающихся в группе лыжного спорта.
На основании тщательного изучения учеников устанавливаются цели подготовки и сроки их достижения.
Подготовительный период тренировки является важнейшим в подготовке лыжника-гонщика. На протяжении этого периода закладывается основа будущих достижений в соревновательном периоде. "Фундаментом" успехов в соревнованиях является большой объем нагрузки, приходящейся на развитие физических качеств, повышение функциональной подготовленности, совершенствование техники способов передвижения на лыжах. Все это выполняется в подготовительный период. Кроме этого, большое внимание уделяется воспитанию волевых качеств, изучению теории лыжного спорта и т.д. Подготовительный период в тренировке лыжника-гонщика делится на три этапа.
1-й этап- весенне-летний (в соответствии с задачами тренировки его еще называют общеподготовительным). Важнейшая задача подготовки в это время - постепенное повышение уровня общей физической подготовленности. Здесь большое внимание уделяется развитию физических качеств, повышению уровня общей работоспособности, а также овладению или совершенствованию элементов техники.
2-й этап - летне-осенний (этап предварительной специальной подготовки). Он начинается с 1 августа и продолжается до начала тренировок на лыжах (до выпадения снега). Основная задача подготовки на этом этапе - создание специального фундамента для дальнейшего развития специальных качеств уже при передвижении на лыжах (на следующем этапе подготовительного периода). В это время продолжается и совершенствование элементов техники передвижения на лыжах с использованием специальных средств подготовки в бесснежное время. Общий объем тренировочной нагрузки на этом этапе продолжает постепенно повышаться, растет и интенсивность выполнения циклических упражнений. Однако увеличение общей интенсивности нагрузки происходит несколько медленнее и чуть отстает от кривого роста объема. Это принципиальная схема изменения объема и интенсивности, но в отдельные микроциклы объем, а вслед ему и интенсивность могут значительно повышаться в зависимости от поставленных задач. Такое повышение может иногда достигать околопредельных величин, что допустимо только на основе высокого уровня ОФП. Хотя объем средств ОФП на этом этапе постепенно уменьшается, но задача удержания достигнутого уровня основных физических качеств (средствами ОФП) должна быть решена полностью и снижение достигнутого уровня недопустимо. Вместе с тем значительно увеличивается объем средств СФП.
На двух первых этапах подготовительного периода лыжники принимают участие в соревнованиях по комплексу контрольных упражнений, для оценки уровня ОФП, а также по специальной подготовленности. Обычно уровень развития специальных качеств определяется по результатам соревнований в беге по пересеченной местности, в смешанном передвижении (бег + имитация попеременного двушажного хода в подъемы) - все это проводится на различных стандартных дистанциях. Кроме того, уровень развития специальных качеств оценивается по результатам имитации в подъемы (на отрезках).
3-й этап- зимний (основной специальной подготовки). Он начинается с момента занятий на лыжах (с выпадением снега) и продолжается до начала основных соревнований. В зависимости от климатических условий (времени установления снежного покрова в данной местности) и квалификации лыжников (сильнейшие лыжники выезжают на первый снег в северные и восточные районы) сроки начала зимнего этапа различны. В средней полосе он обычно начинается в третьей декаде ноября или чуть позже. Оканчивается зимний этап обычно в конце декабря - начале января с началом основных соревнований сезона. Во многом сроки зависят от календаря соревнований и квалификации лыжников. На этом этапе решаются главные задачи - развитие специальных качеств (в первую очередь скоростной выносливости и скоростно-силовых качеств), а также обучение и совершенствование техники способов передвижения на лыжах, совершенствование тактического мастерства и воспитание морально-волевых качеств. Подготовка на третьем этапе строится так, чтобы к его скончанию лыжники достигли спортивной формы. Основным средством подготовки является передвижение на лыжах. Лыжники на этапе выполняют наибольший объем нагрузки. Пик объема приходится на первую половину этапа. В это время проводятся длительные тренировки, направленные на развитие общей выносливости: интенсивность нагрузки несколько, снижается. В ходе занятий создается основа для дальнейшего повышения интенсивности нагрузки и достижения спортивной формы. Одновременно решаются и задачи обучения (подростков, юношей и лыжников-новичков) и совершенствования техники способов передвижения на лыжах (у сильнейших спортсменов). За бесснежный период, несмотря на применение средств специальной подготовки, лыжники, даже хорошо владеющие техникой передвижения на лыжах, частично утрачивают навыки, теряют тонкие координационные ощущения, "чувство" лыж, снега. Поэтому в первых длительных тренировках обучению и совершенствованию техники отводится значительная часть времени (в зависимости от возраста и квалификации).
Интенсивность на этом этапе в целом значительна, но к концу подготовительного периода она не должна достигать предела, характерного для соревновательного периода.
Соревновательный период имеет главной целью достижение наивысшей спортивной формы и ее реализацию. На это время приходится ряд основных соревнований сезона, в которых лыжник должен показать наивысшие результаты. В подготовке лыжника в соревновательном периоде ставятся следующие важнейшие задачи: дальнейшее развитие специальных физических и морально-волевых качеств; сохранение ОФП на достигнутом уровне; стабилизация навыков в технике способов передвижения на лыжах; овладение тактикой и приобретение соревновательного опыта.
Переходный период продолжительностью до одного месяца имеет цель вывести лыжников из состояния спортивной формы и подвести его к новому году подготовки хорошо отдохнувшим и сохранившим достигнутый уровень развития физических качеств. В этом периоде важно обеспечить активный отдых и восстановление после зимних соревнований. В зависимости от возраста и подготовленности лыжников, количества и напряженности соревнований меняются не только объем и интенсивность применяемых упражнений, но и направленность всего переходного периода.
Все периоды и этапы тесно связаны между собой и по содержанию, характеру и волнообразности изменения объема и интенсивности нагрузки постепенно переходят один в другой. Поэтому точные сроки перехода от этапа к этапу и от периода к периоду носят несколько условный характер.
Учебно-тематический план.
№ | Разделы программы | Часы в год |
I | Теоретическая подготовка | 9 |
II 1 | Практическая подготовка Общая физическая подготовка. | 165 |
2 | Специальная физическая подготовка. | 90 |
3 | Техническая подготовка. | 50 |
4 | Контрольные нормативы и соревнования | 8 |
5 | Медицинские обследования | 2 |
| ИТОГО: | 324 |
Учебный план-график
| Разделы программы | Часы в год | Сент. | Окт. | Нояб. | дек. | Янв. | Февр. | март | апрель | май |
| I. Теоретическая подготовка | | | | | | | | | | |
1 | Физическая культура -в укреплении здоровья человека. | 1 | | 1 | | | | | | | |
2 | Личная и общественная гигиена, закаливание, режим дня. | 1 | 1 | | | | | | | | |
3 | Развитие избранного вида спорта. | 1 | | | 1 | | | | | | |
4 | Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам. | 1 | 1 | | | | | | | | |
5 | Выдающиеся спортсмены. | 1 | | | | | | | | | 1 |
6 | Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь. | 1 | | | | | | 1 | | | |
7 | Самоконтроль в процессе занятий спортом. | 1 | 1 | | | | | | | | |
8 | Основные средства спортивной тренировки. | 1 | | | | | | | 1 | | |
9 | Физическая подготовка. | 1 | | | | | | | | 1 | |
| II. Практические занятия | | | | | | | | | | |
1 | Общая физическая подготовка | 165 | 19 | 20 | 15 | 15 | 14 | 15 | 19 | 25 | 23 |
2 | Специальная физическая подготовка | 90 | 8 | 9 | 12 | 12 | 12 | 11 | 11 | 6 | 6 |
3 | Техническая подготовка | 50 | 4 | 4 | 7 | 7 | 7 | 7 | 4 | 4 | 4 |
4 | Контрольные нормативы и соревнования | 8 | 1 | | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | | 1 |
| III. Медицинские обследования | 2 | 1 | | | | | | | | 1 |
| Всего часов в год по месяцам | 324 | 33 | 33 | 35 | 35 | 44 | 35 | 35 | 35 | 35 |
Содержание.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России и мире.
Порядок и содержание работы секции. Значение лыж и жизни народов Севера. Эволюция лыж и снаряжение лыжника. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом. Популярность лыжных гонок в России.
Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Соревнования юных лыжников.
2. Правила проведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь.
Поведение на улице во время движения к месту занятия и на учебно-тренировочном занятии. Правила обращения с лыжами и лыжными палками на занятии. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение. Индивидуальный выбор лыжного снаряжения.
Значение лыжных мазей. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях.
3.Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.
Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Объективные и субъективные критерии самоконтроля. Подсчет пульса.
4. Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.
Значение правильной техники для достижения высоких спортивных результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках. Стойка лыжника, скользящий шаг, повороты, отталкивание ногами, руками при передвижении попеременным двушажным и одновременными ходами. Типичные ошибки при освоении общей схемы попеременного двушажного и одновременных лыжных ходов.
Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на лыжах. Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсмена. Подготовка к соревнованиям. Оформление стартового городка, разметка дистанции. Правила поведения на соревнованиях.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Общая физическая подготовка. (ОФП)
В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры.
Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая – для мышц рук и плечевого пояса, вторая – для мышц туловища и шеи; третья – для мышц ног и таза.
Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку).
Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.
Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях.
Бег: 20, 30, 60м, повторный бег – два-три отрезка по 20-30м (с 12лет) и по 40м (с 14 лет), три отрезка по 50-60м (с 16 лет). Бег с низкого старта 60м (с 13 лет), 100м (с 15 лет). Эстафетный бег с этапами до 40м (10-12 лет), до 50-60м (с 13 лет). Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до 10). Бег или кросс 500-100м.
Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.
Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность; метание гранаты (250-700г) с места с разбега; толкание ядра весом 3кг (девочки 13-16 лет), 4кг (мальчики 13-15 лет), 5кг (юноши 16 лет); метание копья в цель и на дальность с места и с шага.
Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные – от 3 до 5 видов.
Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, ручной мяч, футбол, бадминтон и др. основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся мишень». Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5,10, 15м из исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа лицом вверх и вниз в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.
Специальная физическая подготовка. (СФП)
Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжника-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.
Техническая подготовка.
Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении переменным двушажным ходом. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Обучение технике спуска со склонов ввысокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении. Знакомство с основными элементами конькового хода.
Контрольные упражнения и соревнования.
Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в 3-6 соревнованиях по ОФП в годичном цикле; участие в 3-6 соревнованиях по лыжным гонкам на дистанциях 1-2км, в годичном цикле.
КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ
Развиваемое физическое качество | Контрольные упражнения(тесты) |
Юноши | Девушки |
Быстрота | Бег 30 м (не более 5,8 с) | Бег 30 м (не более 6,0 с) |
Бег 60 м (не более 10,7 с) | - |
Скоростно-силовые качества | Прыжок в длину с места (не менее 160 см) | Прыжок в длину с места (не менее 155 см) |
Метание теннисного мяча с места (не менее 18 м) | Метание теннисного мяча с места (не менее 14 м) |
III. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ.
Осуществляется медицинскими работниками «Серовского детского дома-школы»
К занятиям лыжным спортом допускаются дети и подростки, имеющие допуск врача-педиатра.
Кроме болезней и патологии, являющихся противопоказанием для занятий всеми циклическими видами спорта, к лыжным гонкам не допускаются дети с доброкачественными новообразованиями носовой полости (полипы и др.), гнойными и смешанными формами заболевания придаточных полостей носа (гаймориты и др.), с хроническими гнойными и негнойными воспалениями среднего уха.
Восстановительные мероприятия
В процессе занятий в группе начальной подготовки используют педагогические средства восстановления путем правильного чередования физических нагрузок и отдыха, правильной установки интервалов отдыха, рационального чередования различных упражнений, использования игровых форм и влияния на психику ребенка положительных эмоции.
ЛИТЕРАТУРА
Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1977.
Детская спортивная медицина: Руководство для врачей / Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. 2-е изд. - М.: Медицина,
1991.
Евстратов В.Д., Виролайнен П.М., Чукардин Г.Б, Коньковый ход? Не только... - М.: Физкультура и спорт, 1988.
Ермаков В.В. Техника лыжных ходов. - Смоленск: СГИФК, 1989.
Лыжный спорт / Под ред. В.Д. Евстратова, Г.Б. Чукардина, Б. И. Сергеева. - М.: Физкультура и спорт, 1989.
Манжосов В.Н., Огольцов И.Г., Смирнов Г.А. Лыжный спорт. -М.: Высшая школа, 1979.
Манжосов В.Н. Тренировка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области «Серовский детский дом-школа»
Утверждаю Директор ГКОУ СО «Серовский детский дом-школа» ____________Ахмедзянова С.В. Приказ № _______ от «___» _______2018г. |
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности
«Лыжные гонки»
5-9 классы
Педагог доп. образования
А.В. Криницын
г. Серов