СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Моя планета"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Моя планета"»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МИЧУРИНСКОГО РАЙОНА

БОРЩЕВСКОЙ ФИЛИАЛ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ЗАВОРОНЕЖСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом школы

Протокол № 1_ от _

Руководитель МС

_________________(Радченко О.В.)


Утверждена приказом

МБОУ Заворонежской СОШ

___ от _

Директор

____________(Жукова В.В.)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Моя планета»

Возраст обучающихся: 11-13 лет

Срок реализации: 1 год

(базовый уровень)



Автор-составитель:

Тарасова Светлана Сергеевна

педагог дополнительного образования







Мичуринский район, 2019

Информационная карта программы

Ф.И.О. автора

Тарасова Светлана Сергеевна

Вид программы

общеразвивающая

Тип программы

модифицированная

Образовательная область

география

Направленность

Естественнонаучная

Уровень освоения содержания образования

базовый

Уровень реализации программы

основное общее образование

Форма реализации программы

групповая

Продолжительность обучения

1 год

Учреждение

МБОУ Заворонежская СОШ

Борщевской филиал

Нормативная база:


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

(от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ )

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013г. №1008)

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р)

Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41 г.Москва Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"

Примерные требования к программам дополнительного образования детей.

Устав (МБОУ Заворонежская СОШ)

Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.1 Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа "Моя планета" является модифицированной и ориентирована на повышение интереса к предмету география, на углубление и закрепление знаний о Земле.

Данная программа составлена на основе программы дополнительного образования "Мир глазами детей" учителя географии Караевой Н.П. ГБОУ гимназии № 1541 г. Москвы.

Направленность дополнительной образовательной программы

Данная программа естественнонаучной направленности.

Программа направлена не только приобретение системы предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но и комплекс общеучебных умений, необходимых:

— для познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— для сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— для ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернет, статистических материалах;

— для соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Актуальность программы

В современной системе образования географии отдается не самое первостепенное место, но при этом многие учащиеся выбирают данный предмет для аттестации в 9 классе. Актуальность реализуемой программы заключается в том, чтобы заинтересовать школьников знаниями о Земле уже с начала изучения курса географии в школе, расширить, закрепить и отработать знания, полученные на уроках. Большое внимание в программе уделяется практическому применению полученных знаний. Умение работать с картами, практические навыки несомненно облегчат изучение географии и помогут при дальнейшей подготовке к экзамену.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность реализации программы творческого объединения «Моя планета» заключается в том, чтобы пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, его экологическим и социальным проблемам. Сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Игры, путешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.

Адресат программы:

Программа предназначена для учащихся в возрасте 11-13 лет, проявляющих интерес к знаниям естественнонаучного цикла. У школьников подросткового возраста возникает множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы творческого объединения, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю).

1.2 Цель и задачи программы.

Цель: расширить географические знания о нашей планете, формировать умения применять их на практике.

Задачи:

1. образовательные:

- получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний и умений;

- ознакомление с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;

- повышение успеваемости по географии и другим естественнонаучным предметам;

2. воспитательные:

- формирование у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;  
- воспитание любознательности, любви к своей местности, своему региону, своей стране, расширение общего кругозора учащихся, экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

- формирование способности и готовности к сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней;

3. развивающие:

- формирование умения работать с различными источниками информации;

- создание условий для развития творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.


1.3 Содержание программы

Учебный план

п/п

Наименование тем

Всего час

В том числе

Форма аттестации/контроля

теорет

практ

1

Введение

3

1

2


1.1

Введение.

1

1

-

диагностика

1.2

Осенняя краеведческая экскурсия в природу.


2

-

2

фотоотчет

2

Раздел "План и карта"

28

9

19


2.1

Как люди определяли форму и размеры Земли.

1

1

-

беседа

2.2

Великие путешественники древности.

1

-

1

сообщения

2.3

Путешественники Средних веков. Эпоха Великих географических открытий.

1

-

1

сообщения

2.4

Карта – величайшее творение человечества.

1

1

-

беседа

2.5

Определение расстояний с помощью масштаба.

1

-

1

решение задач

2.6

План местности: условные знаки и значение для человека.

1

1

-

беседа

2.7

Движение по азимуту

1

1

-

беседа

2.8

Определение направлений на местности по азимуту

1

-

1

решение задач

2.9

Топографические карты и планы.

1

1

-

беседа

2.10

Географический диктант по теме "Топографический план"

1

-

1

тест

2.11

Географическая широта и долгота: понятие и особенности

1

1

-

беседа

2.12

Градусная сетка Земли.

1

-

1

практикум

2.13

Адреса земных объектов

2

-

2

практикум

2.14

Решение задач на определение координат.

2

-

2

решение задач

2.15

Решение задач на определение расстояний между объектами

2

-

2

решение задач

2.16

Ориентирование. Ориентирование без компаса и карты

1

1

-

беседа

2.17

Ориентирование на местности: определение сторон горизонта

1

-

1

практикум

2.18

Живые локаторы и современные дальномеры

1

1

-

беседа

2.19

Измерение высот на местности и определение высот на плане

1

-

1

практикум

2.20

Построение профиля местности

1

-

1

практикум

2.21

Местность на бумаге. Составление простейшего плана местности

2

-

2

практикум

2.22

Интерактивные карты.

1

1

-

беседа

2.23

Интерактивное путешествие по земному шару.

1

-

1

практикум

2.24

Итоговое занятие па разделу

1

-

1

викторина


3


Раздел "Географические открытия и исследования"

7

4

3


3.1

Земля из космоса

1

1

-

беседа

3.2

Значение географических исследований для расширения знаний о земле

1

-

1

ФО

3.3

Любопытные эпизоды и наблюдения знаменитых путешественников и участников научно-исследовательских экспедиций

2

1

1

сообщения

3.4

О чем рассказывают географические названия

1

1

-

сообщения

3.5

Географические открытия и «закрытия»

1

1

-

беседа

3.6

Итоговое занятие по разделу

1

-

1

викторина

4

Раздел "Литосфера"

14

5

9


4.1

Недра Земли

1

1

-

беседа

4.2

Сокровища земных недр

2

1

1

беседа

4.3

Характеристики горных пород

1

-

1

практикум

4.4

В мире камней и кристаллов

1

-

1

практикум

4.5

Зарытая "скатерть-самобранка»

1

-

1

практикум

4.6

Загадочные движения земной коры

1

1

-

ФО

4.7

Виды вулканов

1

1

-

ФО

4.8

Определение координат наиболее крупных вулканов

1

-

1

практикум

4.9

Даровая энергия из глубин Земли

2

1

1

беседа, сообщения

4.10

Выдающиеся ученые-геологи.

1

-

1

сообщения

4.11

Зимняя краеведческая экскурсия

1

-

1

фотоотчет

4.12

Итоговое занятие по разделу

1

-

1

кроссворд


5

Раздел "Гидросфера"

8

5

3


5.1

Богатство Мирового океана и его морей

1

1

-

викторина

5.2

Свойства океанической воды

1

1

-

беседа

5.3

Любопытные исследования в гидросфере

1

1

-

беседа

5.4

Стихийные природные явления в гидросфере

1

-

1

сообщения

5.5

Необычные реки

1

1

-

презентация

5.6

Определение координат крупнейших рек

1

-

1

практикум

5.7

Уникальные озера

1

1

-

презентация

5.8

Итоговое занятие по разделу

1

-

1

кроссворд

6


Раздел "Атмосфера"

8

5

3


6.1

Нагревание воздуха

1

1

-

беседа

6.2

Построение графика температур по заданным данным

1

-

1

практикум

6.3

Атмосферное давление.

1

1

-

беседа

6.4

Решение задач на определение атмосферного давления

1

-

1

практикум

6.5

Значение ветра

1

1

-

сообщения

6.6

Причины, влияющие на количество атмосферных осадков

1

1

-

беседа

6.7

Стихийные природные явления в атмосфере

1

1

-

беседа

6.8

Итоговое занятие по разделу

1

-

1

интеллектуальная игра

7

Раздел "Биосфера"

10

1

9


7.1

Диковины растительного мира экваториальных лесов

1

-

1

презентация

7.2

Интересные растения саванн

1

-

1

сообщения

7.3

Интересные растения пустынь

1

-

1

сообщения

7.4

Интересные растения полярных широт

1

-

1

презентация

7.5

Приспособляемость растений к разным местным условиям

1

1

-

беседа

7.6

Диковинные животные лесов

1

-

1

презентация

7.7

Животный мир саванн и степей.

1

-

1

презентация

7.8

Животный мир пустынь

1

-

1

презентация

7.9

Животный мир полярных широт

1

-

1

презентация

7.10

Итоговое занятие по разделу. Викторина.

1

-

1

викторина

8

Раздел "Человек на Земле"

24

7

17


8.1

Любопытные обычаи народов разных стран

2

2

-

беседа

8.2

Достопримечательности красивейших городов Европы

1

-

1

презентация

8.3

Достопримечательности красивейших городов Азии

1

-

1

презентация

8.4

Достопримечательности красивейших городов Америки

1

-

1

презентация

8.5

Достопримечательности красивейших городов Африки

1

-

1

презентация

8.6

Природные экологические катастрофы.

2

2

-

беседа

8.7

Антропогенные экологические катастрофы: опустынивание, увеличение эрозий.

2

2

-

беседа

8.8

Промышленные и бытовые отходы. Их утилизация.

2

1

1

буклет

8.9

Знаешь ли ты свой край? Викторина

2

-

2

викторина

8.10

Экскурсия "Изучение рельефа своей местности"

2

-

2

отчет

8.11

Экскурсия "Изучение вод своей местности"

2

-

2

отчет

8.12

Экскурсия "Изучение природного комплекса своей местности"

2

-

2

отчет

8.13

Экскурсия " Взаимосвязи компонентов природы"

2

-

2

отчет

8.14

Экскурсия на местное предприятие.

2

-

2

фотоотчет

9

Поход в березовую рощу. Отработка навыков ориентирования на местности.

2

-

2

фотоотчет

10

Итоговое тестирование

1

-

1

Итоговая диагностика


итого

105

39

66





Содержание учебного плана

1. Введение

Тема 1.1 Введение.

Теория. План работы ТО на год. Права и обязанности члена ТО. Инструктаж по ТБ.

Тема 1.2 Осенняя краеведческая экскурсия в природу.

Практика. Выявление и наблюдение различных географических объектов и явлений, отработка навыков поведения на природе, сбор коллекции горных пород, минералов и искусственных материалов, слагающих литосферу.

Ожидаемый результат: учащиеся пройдут инструктаж по технике безопасности, познакомятся с планом работы на текущий учебный год.

Формы контроля: фотоотчет

2. Раздел "План и карта"

Тема 2.1 Как люди определяли форму и размеры Земли.

Теория. Знакомство учащихся с формой и размерами Земли. Как ученые древности измеряли размеры Земли.

Ожидаемый результат: знать о представлениях ученых древности о форме и размерах Земли и современных данных.

Формы контроля: беседа

Тема 2.2 Великие путешественники древности.

Практика. Сообщения учащихся о великих путешественниках и важнейших географических открытиях древности

Ожидаемый результат: называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

Формы контроля: сообщения

Тема 2.3 Путешественники Средних веков. Эпоха Великих географических открытий.

Практика. Сообщения учащихся о великих путешественниках Средних веков и Эпохи Великих географических открытий.

Ожидаемый результат: называть основные результаты и значения выдающихся географических открытий и путешествий.

Формы контроля: сообщения

Тема 2.4 Карта – величайшее творение человечества.

Теория. Виды карт, легенда карты. Первые карты.

Ожидаемый результат: умение работать с различными видами карт.

Формы контроля: беседа

Тема 2.5 Определение расстояний с помощью масштаба.

Практика. Решение задач, связанных с определением и переводом масштабов из одного вида в другой, определение расстояний с помощью масштаба.

Ожидаемый результат: умение работать с различными видами масштабов.

Формы контроля: решение задач.

Тема 2.6 План местности: условные знаки и значение для человека.

Теория. Знакомство с планом местности. Преимущества в изображении земной поверхности на плане местности, определение направлений на плане местности.

Ожидаемый результат: определять на карте местоположение географических объектов.

Формы контроля: тест

Тема 2.7 Движение по азимуту.

Теория. Азимуты. Определение азимута на объекты.

Ожидаемый результат: познакомится с понятием азимут.

Формы контроля: беседа

Тема 2.8 Определение направлений на местности по азимуту.

Практика. выполнение заданий на определение направлений на местности по азимуту.

Ожидаемый результат: Определять азимут на объекты.

Формы контроля: решение задач.

Тема 2.9 Топографические карты и планы.

Теория. Знакомство с крупномасштабными изображениями поверхности Земли. Сходства и отличия топографических карт и планов.

Ожидаемый результат: определять на карте местоположение географических объектов.

Формы контроля: тест

Тема 2.10 Географический диктант по теме "Топографический план"

Практика. Написание географического диктанта с изображением условных знаков на классной доске и в тетради.

Ожидаемый результат: уметь изображать условные знаки.

Формы контроля: географический диктант.

Тема 2.11 Географическая широта и долгота: понятие и особенности.

Теория. Зачем нужны параллели и меридианы на картах.

Ожидаемый результат: уметь показывать параллели и меридианы на картах.

Формы контроля: беседа

Тема 2.12 Градусная сетка Земли.

Практика. Знать отличия и особенности параллелей и меридианов, уметь определять координаты с их помощью.

Ожидаемый результат: уметь определять координаты объектов.

Формы контроля: практикум.

Тема 2.13 Адреса земных объектов.

Практика. отработка умений и навыков работы по определению географических координат.

Ожидаемый результат: уметь определять координаты объектов.

Формы контроля: практикум.

Тема 2.14 Решение задач на определение координат.

Практика. Решение задач на определение географических координат.

Ожидаемый результат: определять на карте местоположение географических объектов.

Формы контроля: практикум

Тема 2.15 Решение задач на определение расстояний между объектами.

Практика. Решение задач на определение расстояний между объектами, протяженности географических объектов по параллелям и меридианам.

Ожидаемый результат: определять на карте расстояние географических объектов.

Формы контроля: практикум

Тема 2.16 Ориентирование. Ориентирование без компаса и карты.

Теория. Ориентирование на местности с помощью компаса. Ориентирование по местным признакам.

Ожидаемый результат: определять свое местоположение на местности.

Формы контроля: беседа

Тема 2.17 Ориентирование на местности: определение сторон горизонта

Практика. Определение сторон горизонта на местности.

Ожидаемый результат: определять свое местоположение на местности.

Формы контроля: практикум

Тема 2.18 Живые локаторы и современные дальномеры.

Теория. Как ориентируются в природе живые организмы

Ожидаемый результат: знакомство с способами ориентирования живых организмов.

Формы контроля: беседа

Тема 2.19 Измерение высот на местности и определение высот на плане.

Практика. Определение высот на плане местности с помощью горизонталей.

Ожидаемый результат: определять на карте высоту географических объектов.

Формы контроля: практикум

Тема 2.20 Построение профиля местности

Практика. Построение профиля местности в тетради и на доске.

Ожидаемый результат: уметь строить профиль местности.

Формы контроля: практикум

Тема 2.21 Местность на бумаге. Составление простейшего плана местности.

Практика. Составление простейшего плана местности.

Ожидаемый результат: уметь составить простейший план местности, умение работать с различными источниками информации.

Формы контроля: практикум

Тема 2.22 Интерактивные карты.

Теория. Знакомство с интерактивными картами. ГИС.

Ожидаемый результат: знать о видах и возможностях интерактивных карт.

Формы контроля: беседа

Тема 2.23 Интерактивное путешествие по земному шару.

Практика. Путешествие по какому-либо району земного шара с помощью геоинформационного портала Google "Планета Земля".

Ожидаемый результат: узнать о возможностях геоинформационного портала Google "Планета Земля", умение работать с интерактивными картами.

Формы контроля: практикум.

Тема 2.24 Итоговое занятие па разделу.

Практика. Викторина "Знаешь ли ты карту?"

Формы контроля: викторина

Ожидаемый результат: формирование первичных навыков использования территориального подхода, как географического мышления, для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём.

3. Раздел "Географические открытия и исследования"

Тема 3.1. Земля из космоса

Теория. Знакомство учащихся с аэрофотосъемкой, спутниковой съемкой, значением этих методов для различных направлений деятельности человека.

Ожидаемый результат: получить первичные знания о различных видах изображения земли.

Формы контроля: беседа

Тема 3.2. Значение географических исследований для расширения знаний о земле.

Практика. Географические исследования. Сообщения учащихся.

Ожидаемый результат: умение работать с разными источниками информации.

Формы контроля: беседа

Тема 3.3.Любопытные эпизоды и наблюдения знаменитых путешественников и участников научно-исследовательских экспедиций.

Теория. Путешественники и исследователи. Знакомство с персоналиями. Учащиеся читают литературу о путешествиях и открытиях.

Практика. Сообщения учащихся.

Ожидаемый результат: умение работать с разными источниками информации.

Формы контроля: сообщения

Тема 3.4. О чем рассказывают географические названия.

Теория. Знакомство с топонимикой городов и сел Тамбовской области .

Ожидаемый результат: умение работать с разными источниками информации.

Формы контроля: сообщения

Тема 3.5. Географические открытия и «закрытия»

Теория. Учащиеся узнают об изменениях на географической карте (появление объектов и их исчезновение, переименование)

Ожидаемый результат: умение работать с разными источниками информации.

Формы контроля: беседа

Тема 3.6. Итоговое занятие па разделу.

Практика. Викторина "Угадай кто"

Ожидаемый результат: составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации.

Формы контроля: викторина

4 Раздел "Литосфера".

Тема 4.1. Недра Земли.

Теория. Строение Земли. Гипотезы о происхождении планеты Земля.

Ожидаемый результат: объяснять происхождение и строение Земли.

Формы контроля: беседа

Тема 4.2. Сокровища земных недр.

Теория. Виды полезных ископаемых. Их классификация по происхождению.

Практика. Практическая работа по распознаванию полезных ископаемых

Ожидаемый результат: ознакомится с различными видами полезных ископаемых.

Формы контроля: беседа

Тема 4.3. Характеристики горных пород

Практика. Практическая работа " Характеристики горных пород"

Ожидаемый результат: ознакомится с различными характеристиками полезных ископаемых(цвет, блеск, твердость и хрупкость и др.)

Формы контроля: практикум

Тема 4.4 В мире камней и кристаллов.

Практика. Работа с электронной коллекцией минералов. Сообщения учащихся. Викторина «Зарытая скатерть-самобранка»

Ожидаемый результат: умение работать с различными источниками информации.

Формы контроля: практикум

Тема 4.5 Зарытая "скатерть-самобранка"

Практика. узнать о применении полезных ископаемых в различных видах хозяйственной деятельности.

Ожидаемый результат: узнать о применении полезных ископаемых в различных видах хозяйственной деятельности из различных источников информации.

Формы контроля: беседа

Тема 4.6 Загадочные движении земной коры.

Теория. Землетрясения, извержение вулканов, сели, оползни (видеофильм)

Ожидаемый результат: объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли.

Формы контроля: практикум

Тема 4.7 Виды вулканов

Теория. Виды вулканов по типу извержения.

Ожидаемый результат: знать о различных по типу извержения вулканах.

Формы контроля: фронтальный опрос

Тема 4.8 Определение координат наиболее крупных вулканов

Практика. Работа с картой. Определение координат наиболее крупных вулканов.

Ожидаемый результат: уметь работать с картами, определять географические объекты.

Формы контроля: практикум

Тема 4.9 Даровая энергия из глубин Земли.

Теория. Гейзеры, горячие источники. Использование энергии Земли

Практика. Сообщения об использовании энергии Земли (ГеоЭС).

Ожидаемый результат: умение работать с различными источниками информации.

Формы контроля: беседа

Тема 4.10. Выдающиеся ученые-геологи.

Практика. Сообщения и презентации учащихся о выдающихся ученых.

Ожидаемый результат: умение работать с различными источниками информации.

Формы контроля: сообщения, презентации

Тема 4.11 Зимняя краеведческая экскурсия.

Практика. Ознакомление с особенностями зимней природы своей местности: изучение толщины и строения снежного покрова, его рельефа, влияния зимних условий на жизнь растений, животных, человека и др. Отработка навыков ориентирования на местности.

Ожидаемый результат: умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.

Формы контроля: фотоотчет

Тема 4.12. Итоговое занятие па разделу.

Практика. Составление кроссворда по теме.

Ожидаемый результат: умение работать с различными источниками информации

Формы контроля: кроссворд

5. Раздел "Гидросфера".

Тема 5.1 Богатство Мирового океана и его морей.

Теория. Рассказ учителя о минеральных, водных, биологических и энергетических ресурсах мирового океана. Просмотр видеофильма. Викторина «Что дает нам океан?»

Ожидаемый результат: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

Формы контроля: викторина

Тема 5.2 Свойства океанической воды.

Теория. Основные свойства океанической воды. Температура, соленость.

Ожидаемый результат: определять количественные и качественные характеристики компонентов природы.

Формы контроля: беседа

Тема 5.3 Любопытные исследования в гидросфере.

Теория. Знакомство с работой ученых по изучению морских глубин, срединноокеанических хребтов, флоры и фауны океана.

Ожидаемый результат: умение работать с различными источниками информации.

Формы контроля: беседа

Тема 5.4 Стихийные природные явления в гидросфере.

Теория. Наводнения, тайфуны, цунами.

Ожидаемый результат: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических явлений.

Формы контроля: сообщения

Тема 5.5 Необычные реки.

Теория. Рассмотрение питания, режима, особенностей различных рек земного шара. Значение рек. Любопытные явления в жизни рек.

Ожидаемый результат: освоение системы географических знаний о режиме рек.

Формы контроля: презентации

Тема 5.6 Определение координат крупнейших рек

Практика. Работа с картой. Определение координат знаменитых рек.

Ожидаемый результат: отработка определения координат на картах.

Формы контроля: практикум

Тема 5.7 Уникальные озера

Теория. Знакомство с самыми необычными озерами Земли.

Ожидаемый результат: освоение системы географических знаний о природе озер.

Формы контроля: презентации

Тема 5.8 Итоговое занятие по разделу.

Практика. Составление кроссфорда по теме Гидросфера.

Ожидаемый результат: умение работать с различными источниками информации.

Формы контроля: кроссворд

6. Раздел "Атмосфера".

Тема 6.1. Нагревание воздуха.

Теория. Самые холодные, самые жаркие и самые ветреные, самые сухие и самые влажные места на Земле. Температура воздуха, ее изменение в течение года.

Ожидаемый результат: выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности.

Формы контроля: беседа

Тема 6.2 Построение графика температур по заданным данным.

Практика. Практическая работа "Построение графика температур по заданным данным".

Ожидаемый результат: научится строить график температур за определенный период.

Формы контроля: практикум

Тема 6.3 Атмосферное давление.

Теория. Изменение атмосферного давления с подъемом или спуском.

Ожидаемый результат: выявлять главные причины изменения атмосферного давления.

Формы контроля: практикум

Тема 6.4 Решение задач на определение атмосферного давления.

Практика. Решение задач на определение атмосферного давления.

Ожидаемый результат: научится решению задач на определение атмосферного давления.

Формы контроля: практикум

Тема 6.5 Значение ветра.

Теория. Значение ветров в жизни Земли и жизни человека.

Ожидаемый результат: объяснять существенные признаки географических явлений.

Формы контроля: беседа

Тема 6.6 Причины, влияющие на количество атмосферных осадков.

Теория. Близость к океану, направление ветров и др. Работа с климатограммами.

Ожидаемый результат: продолжить отработку навыков работы с климатограммами.

Формы контроля: беседа

Тема 6.7 Стихийные природные явления в атмосфере.

Теория. Ураган, смерч, торнадо, тайфун, град, мираж и др. Рассказ учителя. Сообщения учащихся.

Ожидаемый результат: умение работать с различными источниками информации.

Формы контроля: сообщения

Тема 6.8 Итоговое занятие по разделу.

Практика. интеллектуальная игра по теме Атмосфера

Ожидаемый результат: обобщить и закрепить систему знаний и умений по разделу.

Формы контроля: игра

7. Раздел "Биосфера".

Тема 7.1. Диковины растительного мира экваториальных лесов.

Практика. Знакомство с необычными представителями растительного мира экваториальных лесов. Презентации учащихся.

Ожидаемый результат: умение работать с различными источниками информации.

Формы контроля: презентация

Тема 7.2 Интересные растения саванн

Практика. Знакомство с необычными представителями растительного мира саванн.

Ожидаемый результат: умение работать с различными источниками информации.

Формы контроля: сообщения

Тема 7.3 Интересные растения пустынь

Практика. Знакомство с необычными представителями растительного мира пустынь.

Ожидаемый результат: умение работать с различными источниками информации.

Формы контроля: сообщения

Тема 7.4 Интересные растения полярных широт

Практика. Знакомство с необычными представителями растительного мира полярных широт.

Ожидаемый результат: умение работать с различными источниками информации.

Формы контроля: презентации

Тема 7.5 Приспособляемость растений к разным местным условиям.

Теория. Рассказ о жизни растений в разных уголках Земли (разный климат, разный рельеф).

Ожидаемый результат: находить в различных источниках и анализировать географическую информацию.

Формы контроля: беседа

Тема 7.6 Диковинные животные лесов.

Теория. Знакомство с необычными представителями животного мира Земли. Просмотр видеофильма «Животный мир экваториальных лесов»

Практика. Презентации учащихся.

Ожидаемый результат: находить в различных источниках и анализировать географическую информацию.

Формы контроля: презентации

Тема 7.7 Животный мир саванн и степей.

Практика. Знакомство с необычными представителями животного мира саванн и степей. Презентации учащихся.

Ожидаемый результат: находить в различных источниках и анализировать географическую информацию.

Формы контроля: презентации

Тема 7.8 Животный мир пустынь

Практика. Знакомство с необычными представителями животного мира пустынь.

Презентации учащихся.

Ожидаемый результат: находить в различных источниках и анализировать географическую информацию.

Формы контроля: презентации

Тема 7.9 Животный мир полярных широт

Практика. Знакомство с необычными представителями животного мира арктических пустынь, тундр, тайги. Презентации учащихся.

Ожидаемый результат: находить в различных источниках и анализировать географическую информацию.

Формы контроля: презентации

Тема 7.10 Итоговое занятие по разделу. Викторина.

Практика. Викторина "Эти удивительные растения и животные"

Ожидаемый результат: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Формы контроля: викторина

8. Раздел "Человек на Земле".

Тема 8.1 Любопытные обычаи народов разных стран.

Теория. Рассказ об обычаях народов мира. Видеофильма «Обычаи народов России»

Ожидаемый результат: находить в различных источниках и анализировать географическую информацию.

Формы контроля: беседа

Тема 8.2 Достопримечательности красивейших городов Европы.

Практика. "Визитные карточки" городов Европы. Презентации учащихся.

Ожидаемый результат: умение работать с различными источниками информации.

Формы контроля: презентации

Тема 8.3 Достопримечательности красивейших городов Азии.

Практика. "Визитные карточки"азиатских городов. Презентации учащихся.

Ожидаемый результат: умение работать с различными источниками информации.

Формы контроля: презентации

Тема 8.4 Достопримечательности красивейших городов Америки.

Практика. "Визитные карточки" городов Америки. Презентации учащихся.

Ожидаемый результат: умение работать с различными источниками информации.

Формы контроля: презентации

Тема 8.5.Достопримечательности красивейших городов Африки.

Практика. "Визитные карточки" городов Африки. Презентации учащихся.

Ожидаемый результат: умение работать с различными источниками информации.

Формы контроля: презентации

Тема 8.6. Природные экологические катастрофы.

Теория. Природные экологические катастрофы, их последствия.

Ожидаемый результат: формулировать своё отношение к природным причинам изменения окружающей среды; использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений.

Формы контроля: беседа

Тема 8.7 Антропогенные экологические катастрофы: опустынивание, увеличение эрозий.

Теория. Антропогенные экологические катастрофы: опустынивание, увеличение эрозий.

Ожидаемый результат: формулировать своё отношение к антропогенным причинам изменения окружающей среды; использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

Формы контроля: беседа

Тема 8.8. Промышленные и бытовые отходы. Их утилизация.

Теория. Проблемы загрязнения окружающей среды промышленными и бытовыми отходами. Опасные отходы, особенности их утилизации.

Практика. Изготовление буклета "Правила утилизации бытовых отходов"

Ожидаемый результат: научится использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы.

Формы контроля: буклет

Тема 8.9 Знаешь ли ты свой край? Викторина.

Практика. Расширение знаний о своей области.

Ожидаемый результат: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Формы контроля: викторина

Тема 8.10 Экскурсия "Изучение рельефа своей местности".

Практика. Изучение рельефа с. Борщевое. Оформление результатов экскурсии.

Ожидаемый результат: умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.

Формы контроля: отчет

Тема 8.11 Экскурсия "Изучение вод своей местности".

Практика. Изучение участка реки Лесной Воронеж. Оформление результатов экскурсии.

Ожидаемый результат: умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.

Формы контроля: отчет

Тема 8.12 Экскурсия "Изучение природного комплекса своей местности".

Практика. Изучение природного комплекса луга вблизи территории школы с. Борщевое. Оформление результатов экскурсии.

Ожидаемый результат: умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.

Формы контроля: отчет

Тема 8.13 Экскурсия " Взаимосвязи компонентов природы".

Практика. Изучение взаимосвязей компонентов природы на примере пруда с. Борщевое. Оформление результатов экскурсии.

Ожидаемый результат: умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.

Формы контроля: отчет

Тема 8.14 Экскурсия на местное предприятие.

Практика. Экскурсия на сельскохозяйственное предприятие с. Борщевое. Оформление результатов экскурсии

Ожидаемый результат: умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.

Формы контроля: фотоотчет

Тема 9. Поход в березовую рощу. Отработка навыков ориентирования на местности.

Практика. Установить взаимосвязи между рельефом, слагающими его породами, почвой, растительностью и животным миром в окрестностях с. Борщевое. Отработать навыки ориентирования на местности.

Формы контроля: фотоотчет

Тема 10. Итоговое тестирование

Практика. Подведение итогов за год, итоговая диагностика.

Формы контроля: тестирование.


1.4 Планируемые результаты освоения программы

При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- осознание целостности природы Земли;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

Метапредметными результатами освоения данной программы являются:

- умение работать с разными источниками информации;

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

предметными результатами являются:

– осознание роли географии в познании окружающего мира:

– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

– объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

– различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;

– выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

– выделять причины стихийных явлений в геосферах;

– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

– уметь использовать различные виды карт;

– определять на карте местоположение географических объектов.

– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.


Блок №2 «Комплекс организационно – педагогический условий»

Календарный учебный график


Учебная четверть

Даты начала и окончания четверти

Сроки каникул

Число учебных недель

по программе

Число учебных дней по программе

Количество учебных часов по программе


Первый год обучения (стартовый уровень)

Первая четверть

02.09 - 31.10

01.11. - 07.11.

8 недель

5 дней

16


Вторая четверть

08.11 - 29.12

30.12 – 11.01

7 недель

4 дня

12


Третья четверть

12.01 - 22.03

23.03. - 01.04.

9 недель

17


Четвертая четверть

02.04. - 31.05


7 недель

5 дней

16




итого

35 недель


61 день

105 часов


Условия реализации программы

  1. дидактические, методические материалы

  2. оборудование-компьютер, мультимедийный проектор, экран

  3. помещение - учебный кабинет

  4. педагог, реализующий программу -в штате образовательного учреждения


Санитарно-гигиеническая требования

Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо также наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Кадровое обеспечение

Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее специальное образование по специализации эколого-биологического направления, а также обладать необходимыми знаниями по детской психологии.

Формы проведения занятий и режим.

Работа в творческом объединении состоит из теоретических и практических занятий. Основной формой содержания теоретических занятий являются беседы, рассказы, видео путешествия, дискуссии, презентации. На практических занятиях дети выполняют практикумы, тесты, получают практические навыки работы с приборами для определения направлений и расстояний на карте и местности.

Предполагаются групповые, индивидуальные и коллективные формы организации деятельности. Возможны следующие формы занятий: экскурсионная, оформительская, поисковая, игровая, исследовательская, проектная, экспериментальная.

Степень усвоения и реализации программы проверяется и оценивается в течение всего учебного времени - тестированием по основным темам, проектами по наиболее понравившейся теме. А в конце учебного года защитой творческой работы (согласно уровню обучения).

Занятия проводятся 2 раза в неделю: 1 занятие - 2ч., 2 занятие - 1ч.

Форма проверки результатов освоения программы:

тесты,

кроссворды,

викторины,

презентации,

вопросы для самоконтроля

фотоотчет

Формы, методы и приемы обучения, используемые при реализации программы:

практический (выполнение практических заданий);

наглядный (наблюдения,, изучение явлений, происходящих в окружающей среде);

- словесный (инструктажи, беседы, разъяснения);

работа с литературой (изучение, составление плана).




Список литературы для учителя

  1. Акимушкин И.И. Причуды природы, кн.1 и 2 М.: Юный натуралист, 1992.

  2. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 608 с.

  3. Клюшникова Н. М. Внеклассная работа по географии.- Волгоград.: Корифей, 2000.

  4. Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя М.: Просвещение, 1998.

  5. Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий М.: Просвещение, 1983.

  6. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

  7. Николина В.В., Липкина Е.К., География. Проекты и творческие работы/ Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2012.

  8. Рощин А.Н. Занимательная геодезия.- Киев.: Радянська школа, 1989.

  9. Студенцов Н.Н. Легенькая Е.Ф. Занимательная география.- Саратов.: Саратовский университет,2003.

  10. Торопова Т.К. Кривоногова И.В., «Географическая викторина «Вокруг света», География «Все для учителя», научно-методический журнал, 2012.

  11. Филиппов Е.М. Земля в развитии.- Киев.: Радянська школа, 1989

  12. Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба М.: Просвещение, 2005.




Интернет ресурсы для учителя

http:// www.geo.1september.ru Все для учителя географии

http://www.danilova.ru" Раннее развитие детей"

http://www.Earth-Google.ru Гугл Планета Земля (многофункциональная ГИС)

http://www.megabook.ru Электронная энциклопедия Кирилл и Мефодий

http:// www.megacollection.ru География: Энциклопедическая библиотека

http://www.mirkart.ru Мир карт: интерактивные карты стран и городов

http://julia-pirogova.blogspot.ru/p/blog-page.html (карты, видеоуроки) сайт учителя географии

http://.uchportal.ru/load/232 учительский портал (уроки, презентации)

http://www.proshkolu.ru про школу

http://www.it-n.ru/materials.aspx?cat_no=233 сеть творческих учителей

http://pedsovet.su педсовет (уроки, презентации, факультативы, кружки ).


Список литературы для учащихся

  1. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 608 с.

  2. Вагнер Б.Б. 100 великих чудес природы. – М.: Вече, 2001. – 496 с.

  3. Детская энциклопедия. Географические открытия. – М.: Махаон, 2007.-128с.

  4. Детская энциклопедия. Тайны природы. – М.: Махаон, 2007.-128с.

  5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География» - М: ООО «Издательство АСТ» 2002.

  6. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002.

  7. Маркин В.А. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. М.: Астрель, 2004.

  8. Муранов А.Д. Голубые очи планеты М.: Детская литература, 1977.

  9. Пивоварова Н.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.

Интернет ресурсы для учащихся

http://www.megabook.ru Электронная энциклопедия Кирилл и Мефодий

http://www.mirkart.ru Мир карт: интерактивные карты стран и городов

http://www.mojgorod.ru Новая энциклопедия городов и регионов России «Мой город»

http://www.flags.ru Сайт «Все флаги мира»

http:// www.geo.historic.ru Страны мира: географический справочник

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы "Моя планета"

п/п

Название раздела

Формы занятий

Методы, приемы, дидактический материал, техническое оснащение

Формы проведения итогов


Вводное занятие

Учебное занятие, экскурсия

Словесные методы: рассказ, беседа

Наглядно-практический метод: экскурсия

Межпредметные связи: биология

Техническое оснащение: ноутбук, проектор, экран

Фотоотчет, диагностика

1.

План и карта

Учебное занятие, беседа, викторина

Словесные методы: рассказ, беседа

Наглядные методы: демонстрация карт

Практические методы: практикум, решение задач

Межпредметные связи: история

Техническое оснащение: ноутбук, проектор, экран

Сообщения, решение задач, практикум


2

Географические открытия, исследования и исследователи, методы исследований

Учебное занятие, беседа, викторина

Словесные методы: рассказ, беседа.

Наглядные методы: демонстрация карт, презентаций

Практические методы взаимоконтроля и самоконтроля

Межпредметные связи: история

Техническое оснащение: ноутбук, проектор, экран

Сообщения, тест

3

Литосфера

Учебное занятие, беседа, викторина, практикум

Словесные методы: рассказ, беседа.

Наглядные методы: демонстрация

Практические методы: практикум

Межпредметные связи: биология, физика

Техническое оснащение: ноутбук, проектор, экран

Практикум, кроссворд

4

Гидросфера

Учебное занятие, беседа, викторина, практикум

Словесные методы: рассказ, беседа.

Наглядные методы: демонстрация

Практические методы: практикум, решение задач

Межпредметные связи: биология, физика

Техническое оснащение: ноутбук, проектор, экран

Практикум, тест

5

Атмосфера

Учебное занятие, беседа, практикум

Словесные методы: рассказ, беседа.

Наглядные методы: демонстрация

Практические методы: практикум

Межпредметные связи: биология, физика

Техническое оснащение: ноутбук, проектор, экран

Сообщения, кроссворд

6

Биосфера

Учебное занятие, беседа, викторина

Словесные методы: рассказ, беседа.

Наглядные методы: демонстрация

Практические методы взаимоконтроля и самоконтроля

Межпредметные связи: биология, экология

Техническое оснащение: ноутбук, проектор, экран

Викторина, презентация

7

Человек на Земле

Учебное занятие, экскурсия

Словесные методы: рассказ, беседа.

Наглядные методы: демонстрация

Практические методы взаимоконтроля и самоконтроля

Межпредметные связи: биология, экология

Техническое оснащение: ноутбук, проектор, экран

Презентация, фотоотчет, диагностика



33



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!