ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МИЧУРИНСКОГО РАЙОНА
БОРЩЕВСКОЙ ФИЛИАЛ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ЗАВОРОНЕЖСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом школы Протокол № 1_ от _ Руководитель МС _________________(Радченко О.В.) | | Утверждена приказом МБОУ Заворонежской СОШ № ___ от _ Директор ____________(Жукова В.В.) |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Моя планета»
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации: 1 год
(базовый уровень)
Автор-составитель:
Тарасова Светлана Сергеевна
педагог дополнительного образования
Мичуринский район, 2019
Информационная карта программы
Ф.И.О. автора | Тарасова Светлана Сергеевна |
Вид программы | общеразвивающая |
Тип программы | модифицированная |
Образовательная область | география |
Направленность | Естественнонаучная |
Уровень освоения содержания образования | базовый |
Уровень реализации программы | основное общее образование |
Форма реализации программы | групповая |
Продолжительность обучения | 1 год |
Учреждение | МБОУ Заворонежская СОШ Борщевской филиал |
Нормативная база: | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ ) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013г. №1008) Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р) Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41 г.Москва Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Устав (МБОУ Заворонежская СОШ) |
Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1 Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа "Моя планета" является модифицированной и ориентирована на повышение интереса к предмету география, на углубление и закрепление знаний о Земле.
Данная программа составлена на основе программы дополнительного образования "Мир глазами детей" учителя географии Караевой Н.П. ГБОУ гимназии № 1541 г. Москвы.
Направленность дополнительной образовательной программы
Данная программа естественнонаучной направленности.
Программа направлена не только приобретение системы предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но и комплекс общеучебных умений, необходимых:
— для познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— для сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— для ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернет, статистических материалах;
— для соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Актуальность программы
В современной системе образования географии отдается не самое первостепенное место, но при этом многие учащиеся выбирают данный предмет для аттестации в 9 классе. Актуальность реализуемой программы заключается в том, чтобы заинтересовать школьников знаниями о Земле уже с начала изучения курса географии в школе, расширить, закрепить и отработать знания, полученные на уроках. Большое внимание в программе уделяется практическому применению полученных знаний. Умение работать с картами, практические навыки несомненно облегчат изучение географии и помогут при дальнейшей подготовке к экзамену.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность реализации программы творческого объединения «Моя планета» заключается в том, чтобы пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, его экологическим и социальным проблемам. Сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Игры, путешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.
Адресат программы:
Программа предназначена для учащихся в возрасте 11-13 лет, проявляющих интерес к знаниям естественнонаучного цикла. У школьников подросткового возраста возникает множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы творческого объединения, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю).
1.2 Цель и задачи программы.
Цель: расширить географические знания о нашей планете, формировать умения применять их на практике.
Задачи:
1. образовательные:
- получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний и умений;
- ознакомление с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;
- повышение успеваемости по географии и другим естественнонаучным предметам;
2. воспитательные:
- формирование у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;
- воспитание любознательности, любви к своей местности, своему региону, своей стране, расширение общего кругозора учащихся, экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование способности и готовности к сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней;
3. развивающие:
- формирование умения работать с различными источниками информации;
- создание условий для развития творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Наименование тем | Всего час | В том числе | Форма аттестации/контроля |
теорет | практ |
1 | Введение | 3 | 1 | 2 | |
1.1 | Введение. | 1 | 1 | - | диагностика |
1.2 | Осенняя краеведческая экскурсия в природу. | 2 | - | 2 | фотоотчет |
2 | Раздел "План и карта" | 28 | 9 | 19 | |
2.1 | Как люди определяли форму и размеры Земли. | 1 | 1 | - | беседа |
2.2 | Великие путешественники древности. | 1 | - | 1 | сообщения |
2.3 | Путешественники Средних веков. Эпоха Великих географических открытий. | 1 | - | 1 | сообщения |
2.4 | Карта – величайшее творение человечества. | 1 | 1 | - | беседа |
2.5 | Определение расстояний с помощью масштаба. | 1 | - | 1 | решение задач |
2.6 | План местности: условные знаки и значение для человека. | 1 | 1 | - | беседа |
2.7 | Движение по азимуту | 1 | 1 | - | беседа |
2.8 | Определение направлений на местности по азимуту | 1 | - | 1 | решение задач |
2.9 | Топографические карты и планы. | 1 | 1 | - | беседа |
2.10 | Географический диктант по теме "Топографический план" | 1 | - | 1 | тест |
2.11 | Географическая широта и долгота: понятие и особенности | 1 | 1 | - | беседа |
2.12 | Градусная сетка Земли. | 1 | - | 1 | практикум |
2.13 | Адреса земных объектов | 2 | - | 2 | практикум |
2.14 | Решение задач на определение координат. | 2 | - | 2 | решение задач |
2.15 | Решение задач на определение расстояний между объектами | 2 | - | 2 | решение задач |
2.16 | Ориентирование. Ориентирование без компаса и карты | 1 | 1 | - | беседа |
2.17 | Ориентирование на местности: определение сторон горизонта | 1 | - | 1 | практикум |
2.18 | Живые локаторы и современные дальномеры | 1 | 1 | - | беседа |
2.19 | Измерение высот на местности и определение высот на плане | 1 | - | 1 | практикум |
2.20 | Построение профиля местности | 1 | - | 1 | практикум |
2.21 | Местность на бумаге. Составление простейшего плана местности | 2 | - | 2 | практикум |
2.22 | Интерактивные карты. | 1 | 1 | - | беседа |
2.23 | Интерактивное путешествие по земному шару. | 1 | - | 1 | практикум |
2.24 | Итоговое занятие па разделу | 1 | - | 1 | викторина |
3 | Раздел "Географические открытия и исследования" | 7 | 4 | 3 | |
3.1 | Земля из космоса | 1 | 1 | - | беседа |
3.2 | Значение географических исследований для расширения знаний о земле | 1 | - | 1 | ФО |
3.3 | Любопытные эпизоды и наблюдения знаменитых путешественников и участников научно-исследовательских экспедиций | 2 | 1 | 1 | сообщения |
3.4 | О чем рассказывают географические названия | 1 | 1 | - | сообщения |
3.5 | Географические открытия и «закрытия» | 1 | 1 | - | беседа |
3.6 | Итоговое занятие по разделу | 1 | - | 1 | викторина |
4 | Раздел "Литосфера" | 14 | 5 | 9 | |
4.1 | Недра Земли | 1 | 1 | - | беседа |
4.2 | Сокровища земных недр | 2 | 1 | 1 | беседа |
4.3 | Характеристики горных пород | 1 | - | 1 | практикум |
4.4 | В мире камней и кристаллов | 1 | - | 1 | практикум |
4.5 | Зарытая "скатерть-самобранка» | 1 | - | 1 | практикум |
4.6 | Загадочные движения земной коры | 1 | 1 | - | ФО |
4.7 | Виды вулканов | 1 | 1 | - | ФО |
4.8 | Определение координат наиболее крупных вулканов | 1 | - | 1 | практикум |
4.9 | Даровая энергия из глубин Земли | 2 | 1 | 1 | беседа, сообщения |
4.10 | Выдающиеся ученые-геологи. | 1 | - | 1 | сообщения |
4.11 | Зимняя краеведческая экскурсия | 1 | - | 1 | фотоотчет |
4.12 | Итоговое занятие по разделу | 1 | - | 1 | кроссворд |
5 | Раздел "Гидросфера" | 8 | 5 | 3 | |
5.1 | Богатство Мирового океана и его морей | 1 | 1 | - | викторина |
5.2 | Свойства океанической воды | 1 | 1 | - | беседа |
5.3 | Любопытные исследования в гидросфере | 1 | 1 | - | беседа |
5.4 | Стихийные природные явления в гидросфере | 1 | - | 1 | сообщения |
5.5 | Необычные реки | 1 | 1 | - | презентация |
5.6 | Определение координат крупнейших рек | 1 | - | 1 | практикум |
5.7 | Уникальные озера | 1 | 1 | - | презентация |
5.8 | Итоговое занятие по разделу | 1 | - | 1 | кроссворд |
6 | Раздел "Атмосфера" | 8 | 5 | 3 | |
6.1 | Нагревание воздуха | 1 | 1 | - | беседа |
6.2 | Построение графика температур по заданным данным | 1 | - | 1 | практикум |
6.3 | Атмосферное давление. | 1 | 1 | - | беседа |
6.4 | Решение задач на определение атмосферного давления | 1 | - | 1 | практикум |
6.5 | Значение ветра | 1 | 1 | - | сообщения |
6.6 | Причины, влияющие на количество атмосферных осадков | 1 | 1 | - | беседа |
6.7 | Стихийные природные явления в атмосфере | 1 | 1 | - | беседа |
6.8 | Итоговое занятие по разделу | 1 | - | 1 | интеллектуальная игра |
7 | Раздел "Биосфера" | 10 | 1 | 9 | |
7.1 | Диковины растительного мира экваториальных лесов | 1 | - | 1 | презентация |
7.2 | Интересные растения саванн | 1 | - | 1 | сообщения |
7.3 | Интересные растения пустынь | 1 | - | 1 | сообщения |
7.4 | Интересные растения полярных широт | 1 | - | 1 | презентация |
7.5 | Приспособляемость растений к разным местным условиям | 1 | 1 | - | беседа |
7.6 | Диковинные животные лесов | 1 | - | 1 | презентация |
7.7 | Животный мир саванн и степей. | 1 | - | 1 | презентация |
7.8 | Животный мир пустынь | 1 | - | 1 | презентация |
7.9 | Животный мир полярных широт | 1 | - | 1 | презентация |
7.10 | Итоговое занятие по разделу. Викторина. | 1 | - | 1 | викторина |
8 | Раздел "Человек на Земле" | 24 | 7 | 17 | |
8.1 | Любопытные обычаи народов разных стран | 2 | 2 | - | беседа |
8.2 | Достопримечательности красивейших городов Европы | 1 | - | 1 | презентация |
8.3 | Достопримечательности красивейших городов Азии | 1 | - | 1 | презентация |
8.4 | Достопримечательности красивейших городов Америки | 1 | - | 1 | презентация |
8.5 | Достопримечательности красивейших городов Африки | 1 | - | 1 | презентация |
8.6 | Природные экологические катастрофы. | 2 | 2 | - | беседа |
8.7 | Антропогенные экологические катастрофы: опустынивание, увеличение эрозий. | 2 | 2 | - | беседа |
8.8 | Промышленные и бытовые отходы. Их утилизация. | 2 | 1 | 1 | буклет |
8.9 | Знаешь ли ты свой край? Викторина | 2 | - | 2 | викторина |
8.10 | Экскурсия "Изучение рельефа своей местности" | 2 | - | 2 | отчет |
8.11 | Экскурсия "Изучение вод своей местности" | 2 | - | 2 | отчет |
8.12 | Экскурсия "Изучение природного комплекса своей местности" | 2 | - | 2 | отчет |
8.13 | Экскурсия " Взаимосвязи компонентов природы" | 2 | - | 2 | отчет |
8.14 | Экскурсия на местное предприятие. | 2 | - | 2 | фотоотчет |
9 | Поход в березовую рощу. Отработка навыков ориентирования на местности. | 2 | - | 2 | фотоотчет |
10 | Итоговое тестирование | 1 | - | 1 | Итоговая диагностика |
| итого | 105 | 39 | 66 | |
Содержание учебного плана
1. Введение
Тема 1.1 Введение.
Теория. План работы ТО на год. Права и обязанности члена ТО. Инструктаж по ТБ.
Тема 1.2 Осенняя краеведческая экскурсия в природу.
Практика. Выявление и наблюдение различных географических объектов и явлений, отработка навыков поведения на природе, сбор коллекции горных пород, минералов и искусственных материалов, слагающих литосферу.
Ожидаемый результат: учащиеся пройдут инструктаж по технике безопасности, познакомятся с планом работы на текущий учебный год.
Формы контроля: фотоотчет
2. Раздел "План и карта"
Тема 2.1 Как люди определяли форму и размеры Земли.
Теория. Знакомство учащихся с формой и размерами Земли. Как ученые древности измеряли размеры Земли.
Ожидаемый результат: знать о представлениях ученых древности о форме и размерах Земли и современных данных.
Формы контроля: беседа
Тема 2.2 Великие путешественники древности.
Практика. Сообщения учащихся о великих путешественниках и важнейших географических открытиях древности
Ожидаемый результат: называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Формы контроля: сообщения
Тема 2.3 Путешественники Средних веков. Эпоха Великих географических открытий.
Практика. Сообщения учащихся о великих путешественниках Средних веков и Эпохи Великих географических открытий.
Ожидаемый результат: называть основные результаты и значения выдающихся географических открытий и путешествий.
Формы контроля: сообщения
Тема 2.4 Карта – величайшее творение человечества.
Теория. Виды карт, легенда карты. Первые карты.
Ожидаемый результат: умение работать с различными видами карт.
Формы контроля: беседа
Тема 2.5 Определение расстояний с помощью масштаба.
Практика. Решение задач, связанных с определением и переводом масштабов из одного вида в другой, определение расстояний с помощью масштаба.
Ожидаемый результат: умение работать с различными видами масштабов.
Формы контроля: решение задач.
Тема 2.6 План местности: условные знаки и значение для человека.
Теория. Знакомство с планом местности. Преимущества в изображении земной поверхности на плане местности, определение направлений на плане местности.
Ожидаемый результат: определять на карте местоположение географических объектов.
Формы контроля: тест
Тема 2.7 Движение по азимуту.
Теория. Азимуты. Определение азимута на объекты.
Ожидаемый результат: познакомится с понятием азимут.
Формы контроля: беседа
Тема 2.8 Определение направлений на местности по азимуту.
Практика. выполнение заданий на определение направлений на местности по азимуту.
Ожидаемый результат: Определять азимут на объекты.
Формы контроля: решение задач.
Тема 2.9 Топографические карты и планы.
Теория. Знакомство с крупномасштабными изображениями поверхности Земли. Сходства и отличия топографических карт и планов.
Ожидаемый результат: определять на карте местоположение географических объектов.
Формы контроля: тест
Тема 2.10 Географический диктант по теме "Топографический план"
Практика. Написание географического диктанта с изображением условных знаков на классной доске и в тетради.
Ожидаемый результат: уметь изображать условные знаки.
Формы контроля: географический диктант.
Тема 2.11 Географическая широта и долгота: понятие и особенности.
Теория. Зачем нужны параллели и меридианы на картах.
Ожидаемый результат: уметь показывать параллели и меридианы на картах.
Формы контроля: беседа
Тема 2.12 Градусная сетка Земли.
Практика. Знать отличия и особенности параллелей и меридианов, уметь определять координаты с их помощью.
Ожидаемый результат: уметь определять координаты объектов.
Формы контроля: практикум.
Тема 2.13 Адреса земных объектов.
Практика. отработка умений и навыков работы по определению географических координат.
Ожидаемый результат: уметь определять координаты объектов.
Формы контроля: практикум.
Тема 2.14 Решение задач на определение координат.
Практика. Решение задач на определение географических координат.
Ожидаемый результат: определять на карте местоположение географических объектов.
Формы контроля: практикум
Тема 2.15 Решение задач на определение расстояний между объектами.
Практика. Решение задач на определение расстояний между объектами, протяженности географических объектов по параллелям и меридианам.
Ожидаемый результат: определять на карте расстояние географических объектов.
Формы контроля: практикум
Тема 2.16 Ориентирование. Ориентирование без компаса и карты.
Теория. Ориентирование на местности с помощью компаса. Ориентирование по местным признакам.
Ожидаемый результат: определять свое местоположение на местности.
Формы контроля: беседа
Тема 2.17 Ориентирование на местности: определение сторон горизонта
Практика. Определение сторон горизонта на местности.
Ожидаемый результат: определять свое местоположение на местности.
Формы контроля: практикум
Тема 2.18 Живые локаторы и современные дальномеры.
Теория. Как ориентируются в природе живые организмы
Ожидаемый результат: знакомство с способами ориентирования живых организмов.
Формы контроля: беседа
Тема 2.19 Измерение высот на местности и определение высот на плане.
Практика. Определение высот на плане местности с помощью горизонталей.
Ожидаемый результат: определять на карте высоту географических объектов.
Формы контроля: практикум
Тема 2.20 Построение профиля местности
Практика. Построение профиля местности в тетради и на доске.
Ожидаемый результат: уметь строить профиль местности.
Формы контроля: практикум
Тема 2.21 Местность на бумаге. Составление простейшего плана местности.
Практика. Составление простейшего плана местности.
Ожидаемый результат: уметь составить простейший план местности, умение работать с различными источниками информации.
Формы контроля: практикум
Тема 2.22 Интерактивные карты.
Теория. Знакомство с интерактивными картами. ГИС.
Ожидаемый результат: знать о видах и возможностях интерактивных карт.
Формы контроля: беседа
Тема 2.23 Интерактивное путешествие по земному шару.
Практика. Путешествие по какому-либо району земного шара с помощью геоинформационного портала Google "Планета Земля".
Ожидаемый результат: узнать о возможностях геоинформационного портала Google "Планета Земля", умение работать с интерактивными картами.
Формы контроля: практикум.
Тема 2.24 Итоговое занятие па разделу.
Практика. Викторина "Знаешь ли ты карту?"
Формы контроля: викторина
Ожидаемый результат: формирование первичных навыков использования территориального подхода, как географического мышления, для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём.
3. Раздел "Географические открытия и исследования"
Тема 3.1. Земля из космоса
Теория. Знакомство учащихся с аэрофотосъемкой, спутниковой съемкой, значением этих методов для различных направлений деятельности человека.
Ожидаемый результат: получить первичные знания о различных видах изображения земли.
Формы контроля: беседа
Тема 3.2. Значение географических исследований для расширения знаний о земле.
Практика. Географические исследования. Сообщения учащихся.
Ожидаемый результат: умение работать с разными источниками информации.
Формы контроля: беседа
Тема 3.3.Любопытные эпизоды и наблюдения знаменитых путешественников и участников научно-исследовательских экспедиций.
Теория. Путешественники и исследователи. Знакомство с персоналиями. Учащиеся читают литературу о путешествиях и открытиях.
Практика. Сообщения учащихся.
Ожидаемый результат: умение работать с разными источниками информации.
Формы контроля: сообщения
Тема 3.4. О чем рассказывают географические названия.
Теория. Знакомство с топонимикой городов и сел Тамбовской области .
Ожидаемый результат: умение работать с разными источниками информации.
Формы контроля: сообщения
Тема 3.5. Географические открытия и «закрытия»
Теория. Учащиеся узнают об изменениях на географической карте (появление объектов и их исчезновение, переименование)
Ожидаемый результат: умение работать с разными источниками информации.
Формы контроля: беседа
Тема 3.6. Итоговое занятие па разделу.
Практика. Викторина "Угадай кто"
Ожидаемый результат: составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации.
Формы контроля: викторина
4 Раздел "Литосфера".
Тема 4.1. Недра Земли.
Теория. Строение Земли. Гипотезы о происхождении планеты Земля.
Ожидаемый результат: объяснять происхождение и строение Земли.
Формы контроля: беседа
Тема 4.2. Сокровища земных недр.
Теория. Виды полезных ископаемых. Их классификация по происхождению.
Практика. Практическая работа по распознаванию полезных ископаемых
Ожидаемый результат: ознакомится с различными видами полезных ископаемых.
Формы контроля: беседа
Тема 4.3. Характеристики горных пород
Практика. Практическая работа " Характеристики горных пород"
Ожидаемый результат: ознакомится с различными характеристиками полезных ископаемых(цвет, блеск, твердость и хрупкость и др.)
Формы контроля: практикум
Тема 4.4 В мире камней и кристаллов.
Практика. Работа с электронной коллекцией минералов. Сообщения учащихся. Викторина «Зарытая скатерть-самобранка»
Ожидаемый результат: умение работать с различными источниками информации.
Формы контроля: практикум
Тема 4.5 Зарытая "скатерть-самобранка"
Практика. узнать о применении полезных ископаемых в различных видах хозяйственной деятельности.
Ожидаемый результат: узнать о применении полезных ископаемых в различных видах хозяйственной деятельности из различных источников информации.
Формы контроля: беседа
Тема 4.6 Загадочные движении земной коры.
Теория. Землетрясения, извержение вулканов, сели, оползни (видеофильм)
Ожидаемый результат: объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли.
Формы контроля: практикум
Тема 4.7 Виды вулканов
Теория. Виды вулканов по типу извержения.
Ожидаемый результат: знать о различных по типу извержения вулканах.
Формы контроля: фронтальный опрос
Тема 4.8 Определение координат наиболее крупных вулканов
Практика. Работа с картой. Определение координат наиболее крупных вулканов.
Ожидаемый результат: уметь работать с картами, определять географические объекты.
Формы контроля: практикум
Тема 4.9 Даровая энергия из глубин Земли.
Теория. Гейзеры, горячие источники. Использование энергии Земли
Практика. Сообщения об использовании энергии Земли (ГеоЭС).
Ожидаемый результат: умение работать с различными источниками информации.
Формы контроля: беседа
Тема 4.10. Выдающиеся ученые-геологи.
Практика. Сообщения и презентации учащихся о выдающихся ученых.
Ожидаемый результат: умение работать с различными источниками информации.
Формы контроля: сообщения, презентации
Тема 4.11 Зимняя краеведческая экскурсия.
Практика. Ознакомление с особенностями зимней природы своей местности: изучение толщины и строения снежного покрова, его рельефа, влияния зимних условий на жизнь растений, животных, человека и др. Отработка навыков ориентирования на местности.
Ожидаемый результат: умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.
Формы контроля: фотоотчет
Тема 4.12. Итоговое занятие па разделу.
Практика. Составление кроссворда по теме.
Ожидаемый результат: умение работать с различными источниками информации
Формы контроля: кроссворд
5. Раздел "Гидросфера".
Тема 5.1 Богатство Мирового океана и его морей.
Теория. Рассказ учителя о минеральных, водных, биологических и энергетических ресурсах мирового океана. Просмотр видеофильма. Викторина «Что дает нам океан?»
Ожидаемый результат: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
Формы контроля: викторина
Тема 5.2 Свойства океанической воды.
Теория. Основные свойства океанической воды. Температура, соленость.
Ожидаемый результат: определять количественные и качественные характеристики компонентов природы.
Формы контроля: беседа
Тема 5.3 Любопытные исследования в гидросфере.
Теория. Знакомство с работой ученых по изучению морских глубин, срединноокеанических хребтов, флоры и фауны океана.
Ожидаемый результат: умение работать с различными источниками информации.
Формы контроля: беседа
Тема 5.4 Стихийные природные явления в гидросфере.
Теория. Наводнения, тайфуны, цунами.
Ожидаемый результат: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических явлений.
Формы контроля: сообщения
Тема 5.5 Необычные реки.
Теория. Рассмотрение питания, режима, особенностей различных рек земного шара. Значение рек. Любопытные явления в жизни рек.
Ожидаемый результат: освоение системы географических знаний о режиме рек.
Формы контроля: презентации
Тема 5.6 Определение координат крупнейших рек
Практика. Работа с картой. Определение координат знаменитых рек.
Ожидаемый результат: отработка определения координат на картах.
Формы контроля: практикум
Тема 5.7 Уникальные озера
Теория. Знакомство с самыми необычными озерами Земли.
Ожидаемый результат: освоение системы географических знаний о природе озер.
Формы контроля: презентации
Тема 5.8 Итоговое занятие по разделу.
Практика. Составление кроссфорда по теме Гидросфера.
Ожидаемый результат: умение работать с различными источниками информации.
Формы контроля: кроссворд
6. Раздел "Атмосфера".
Тема 6.1. Нагревание воздуха.
Теория. Самые холодные, самые жаркие и самые ветреные, самые сухие и самые влажные места на Земле. Температура воздуха, ее изменение в течение года.
Ожидаемый результат: выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности.
Формы контроля: беседа
Тема 6.2 Построение графика температур по заданным данным.
Практика. Практическая работа "Построение графика температур по заданным данным".
Ожидаемый результат: научится строить график температур за определенный период.
Формы контроля: практикум
Тема 6.3 Атмосферное давление.
Теория. Изменение атмосферного давления с подъемом или спуском.
Ожидаемый результат: выявлять главные причины изменения атмосферного давления.
Формы контроля: практикум
Тема 6.4 Решение задач на определение атмосферного давления.
Практика. Решение задач на определение атмосферного давления.
Ожидаемый результат: научится решению задач на определение атмосферного давления.
Формы контроля: практикум
Тема 6.5 Значение ветра.
Теория. Значение ветров в жизни Земли и жизни человека.
Ожидаемый результат: объяснять существенные признаки географических явлений.
Формы контроля: беседа
Тема 6.6 Причины, влияющие на количество атмосферных осадков.
Теория. Близость к океану, направление ветров и др. Работа с климатограммами.
Ожидаемый результат: продолжить отработку навыков работы с климатограммами.
Формы контроля: беседа
Тема 6.7 Стихийные природные явления в атмосфере.
Теория. Ураган, смерч, торнадо, тайфун, град, мираж и др. Рассказ учителя. Сообщения учащихся.
Ожидаемый результат: умение работать с различными источниками информации.
Формы контроля: сообщения
Тема 6.8 Итоговое занятие по разделу.
Практика. интеллектуальная игра по теме Атмосфера
Ожидаемый результат: обобщить и закрепить систему знаний и умений по разделу.
Формы контроля: игра
7. Раздел "Биосфера".
Тема 7.1. Диковины растительного мира экваториальных лесов.
Практика. Знакомство с необычными представителями растительного мира экваториальных лесов. Презентации учащихся.
Ожидаемый результат: умение работать с различными источниками информации.
Формы контроля: презентация
Тема 7.2 Интересные растения саванн
Практика. Знакомство с необычными представителями растительного мира саванн.
Ожидаемый результат: умение работать с различными источниками информации.
Формы контроля: сообщения
Тема 7.3 Интересные растения пустынь
Практика. Знакомство с необычными представителями растительного мира пустынь.
Ожидаемый результат: умение работать с различными источниками информации.
Формы контроля: сообщения
Тема 7.4 Интересные растения полярных широт
Практика. Знакомство с необычными представителями растительного мира полярных широт.
Ожидаемый результат: умение работать с различными источниками информации.
Формы контроля: презентации
Тема 7.5 Приспособляемость растений к разным местным условиям.
Теория. Рассказ о жизни растений в разных уголках Земли (разный климат, разный рельеф).
Ожидаемый результат: находить в различных источниках и анализировать географическую информацию.
Формы контроля: беседа
Тема 7.6 Диковинные животные лесов.
Теория. Знакомство с необычными представителями животного мира Земли. Просмотр видеофильма «Животный мир экваториальных лесов»
Практика. Презентации учащихся.
Ожидаемый результат: находить в различных источниках и анализировать географическую информацию.
Формы контроля: презентации
Тема 7.7 Животный мир саванн и степей.
Практика. Знакомство с необычными представителями животного мира саванн и степей. Презентации учащихся.
Ожидаемый результат: находить в различных источниках и анализировать географическую информацию.
Формы контроля: презентации
Тема 7.8 Животный мир пустынь
Практика. Знакомство с необычными представителями животного мира пустынь.
Презентации учащихся.
Ожидаемый результат: находить в различных источниках и анализировать географическую информацию.
Формы контроля: презентации
Тема 7.9 Животный мир полярных широт
Практика. Знакомство с необычными представителями животного мира арктических пустынь, тундр, тайги. Презентации учащихся.
Ожидаемый результат: находить в различных источниках и анализировать географическую информацию.
Формы контроля: презентации
Тема 7.10 Итоговое занятие по разделу. Викторина.
Практика. Викторина "Эти удивительные растения и животные"
Ожидаемый результат: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Формы контроля: викторина
8. Раздел "Человек на Земле".
Тема 8.1 Любопытные обычаи народов разных стран.
Теория. Рассказ об обычаях народов мира. Видеофильма «Обычаи народов России»
Ожидаемый результат: находить в различных источниках и анализировать географическую информацию.
Формы контроля: беседа
Тема 8.2 Достопримечательности красивейших городов Европы.
Практика. "Визитные карточки" городов Европы. Презентации учащихся.
Ожидаемый результат: умение работать с различными источниками информации.
Формы контроля: презентации
Тема 8.3 Достопримечательности красивейших городов Азии.
Практика. "Визитные карточки"азиатских городов. Презентации учащихся.
Ожидаемый результат: умение работать с различными источниками информации.
Формы контроля: презентации
Тема 8.4 Достопримечательности красивейших городов Америки.
Практика. "Визитные карточки" городов Америки. Презентации учащихся.
Ожидаемый результат: умение работать с различными источниками информации.
Формы контроля: презентации
Тема 8.5.Достопримечательности красивейших городов Африки.
Практика. "Визитные карточки" городов Африки. Презентации учащихся.
Ожидаемый результат: умение работать с различными источниками информации.
Формы контроля: презентации
Тема 8.6. Природные экологические катастрофы.
Теория. Природные экологические катастрофы, их последствия.
Ожидаемый результат: формулировать своё отношение к природным причинам изменения окружающей среды; использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений.
Формы контроля: беседа
Тема 8.7 Антропогенные экологические катастрофы: опустынивание, увеличение эрозий.
Теория. Антропогенные экологические катастрофы: опустынивание, увеличение эрозий.
Ожидаемый результат: формулировать своё отношение к антропогенным причинам изменения окружающей среды; использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Формы контроля: беседа
Тема 8.8. Промышленные и бытовые отходы. Их утилизация.
Теория. Проблемы загрязнения окружающей среды промышленными и бытовыми отходами. Опасные отходы, особенности их утилизации.
Практика. Изготовление буклета "Правила утилизации бытовых отходов"
Ожидаемый результат: научится использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы.
Формы контроля: буклет
Тема 8.9 Знаешь ли ты свой край? Викторина.
Практика. Расширение знаний о своей области.
Ожидаемый результат: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях.
Формы контроля: викторина
Тема 8.10 Экскурсия "Изучение рельефа своей местности".
Практика. Изучение рельефа с. Борщевое. Оформление результатов экскурсии.
Ожидаемый результат: умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.
Формы контроля: отчет
Тема 8.11 Экскурсия "Изучение вод своей местности".
Практика. Изучение участка реки Лесной Воронеж. Оформление результатов экскурсии.
Ожидаемый результат: умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.
Формы контроля: отчет
Тема 8.12 Экскурсия "Изучение природного комплекса своей местности".
Практика. Изучение природного комплекса луга вблизи территории школы с. Борщевое. Оформление результатов экскурсии.
Ожидаемый результат: умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.
Формы контроля: отчет
Тема 8.13 Экскурсия " Взаимосвязи компонентов природы".
Практика. Изучение взаимосвязей компонентов природы на примере пруда с. Борщевое. Оформление результатов экскурсии.
Ожидаемый результат: умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.
Формы контроля: отчет
Тема 8.14 Экскурсия на местное предприятие.
Практика. Экскурсия на сельскохозяйственное предприятие с. Борщевое. Оформление результатов экскурсии
Ожидаемый результат: умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.
Формы контроля: фотоотчет
Тема 9. Поход в березовую рощу. Отработка навыков ориентирования на местности.
Практика. Установить взаимосвязи между рельефом, слагающими его породами, почвой, растительностью и животным миром в окрестностях с. Борщевое. Отработать навыки ориентирования на местности.
Формы контроля: фотоотчет
Тема 10. Итоговое тестирование
Практика. Подведение итогов за год, итоговая диагностика.
Формы контроля: тестирование.
1.4 Планируемые результаты освоения программы
При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы Земли;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
- умение работать с разными источниками информации;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
предметными результатами являются:
– осознание роли географии в познании окружающего мира:
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
– объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
– различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
– выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
– выделять причины стихийных явлений в геосферах;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
– уметь использовать различные виды карт;
– определять на карте местоположение географических объектов.
– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Блок №2 «Комплекс организационно – педагогический условий»
Календарный учебный график
Учебная четверть | Даты начала и окончания четверти | Сроки каникул | Число учебных недель по программе | Число учебных дней по программе | Количество учебных часов по программе |
Первый год обучения (стартовый уровень) |
Первая четверть | 02.09 - 31.10 | 01.11. - 07.11. | 8 недель 5 дней | 16 | |
Вторая четверть | 08.11 - 29.12 | 30.12 – 11.01 | 7 недель 4 дня | 12 | |
Третья четверть | 12.01 - 22.03 | 23.03. - 01.04. | 9 недель | 17 | |
Четвертая четверть | 02.04. - 31.05 | | 7 недель 5 дней | 16 | |
| | итого | 35 недель | 61 день | 105 часов |
Условия реализации программы
дидактические, методические материалы
оборудование-компьютер, мультимедийный проектор, экран
помещение - учебный кабинет
педагог, реализующий программу -в штате образовательного учреждения
Санитарно-гигиеническая требования
Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо также наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Кадровое обеспечение
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее специальное образование по специализации эколого-биологического направления, а также обладать необходимыми знаниями по детской психологии.
Формы проведения занятий и режим.
Работа в творческом объединении состоит из теоретических и практических занятий. Основной формой содержания теоретических занятий являются беседы, рассказы, видео путешествия, дискуссии, презентации. На практических занятиях дети выполняют практикумы, тесты, получают практические навыки работы с приборами для определения направлений и расстояний на карте и местности.
Предполагаются групповые, индивидуальные и коллективные формы организации деятельности. Возможны следующие формы занятий: экскурсионная, оформительская, поисковая, игровая, исследовательская, проектная, экспериментальная.
Степень усвоения и реализации программы проверяется и оценивается в течение всего учебного времени - тестированием по основным темам, проектами по наиболее понравившейся теме. А в конце учебного года защитой творческой работы (согласно уровню обучения).
Занятия проводятся 2 раза в неделю: 1 занятие - 2ч., 2 занятие - 1ч.
Форма проверки результатов освоения программы:
тесты,
кроссворды,
викторины,
презентации,
вопросы для самоконтроля
фотоотчет
Формы, методы и приемы обучения, используемые при реализации программы:
практический (выполнение практических заданий);
наглядный (наблюдения,, изучение явлений, происходящих в окружающей среде);
- словесный (инструктажи, беседы, разъяснения);
работа с литературой (изучение, составление плана).
Список литературы для учителя
Акимушкин И.И. Причуды природы, кн.1 и 2 М.: Юный натуралист, 1992.
Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 608 с.
Клюшникова Н. М. Внеклассная работа по географии.- Волгоград.: Корифей, 2000.
Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя М.: Просвещение, 1998.
Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий М.: Просвещение, 1983.
Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.
Николина В.В., Липкина Е.К., География. Проекты и творческие работы/ Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2012.
Рощин А.Н. Занимательная геодезия.- Киев.: Радянська школа, 1989.
Студенцов Н.Н. Легенькая Е.Ф. Занимательная география.- Саратов.: Саратовский университет,2003.
Торопова Т.К. Кривоногова И.В., «Географическая викторина «Вокруг света», География «Все для учителя», научно-методический журнал, 2012.
Филиппов Е.М. Земля в развитии.- Киев.: Радянська школа, 1989
Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба М.: Просвещение, 2005.
Интернет ресурсы для учителя
http:// www.geo.1september.ru Все для учителя географии
http://www.danilova.ru" Раннее развитие детей"
http://www.Earth-Google.ru Гугл Планета Земля (многофункциональная ГИС)
http://www.megabook.ru Электронная энциклопедия Кирилл и Мефодий
http:// www.megacollection.ru География: Энциклопедическая библиотека
http://www.mirkart.ru Мир карт: интерактивные карты стран и городов
http://julia-pirogova.blogspot.ru/p/blog-page.html (карты, видеоуроки) сайт учителя географии
http://.uchportal.ru/load/232 учительский портал (уроки, презентации)
http://www.proshkolu.ru про школу
http://www.it-n.ru/materials.aspx?cat_no=233 сеть творческих учителей
http://pedsovet.su педсовет (уроки, презентации, факультативы, кружки ).
Список литературы для учащихся
Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 608 с.
Вагнер Б.Б. 100 великих чудес природы. – М.: Вече, 2001. – 496 с.
Детская энциклопедия. Географические открытия. – М.: Махаон, 2007.-128с.
Детская энциклопедия. Тайны природы. – М.: Махаон, 2007.-128с.
Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География» - М: ООО «Издательство АСТ» 2002.
Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002.
Маркин В.А. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. М.: Астрель, 2004.
Муранов А.Д. Голубые очи планеты М.: Детская литература, 1977.
Пивоварова Н.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.
Интернет ресурсы для учащихся
http://www.megabook.ru Электронная энциклопедия Кирилл и Мефодий
http://www.mirkart.ru Мир карт: интерактивные карты стран и городов
http://www.mojgorod.ru Новая энциклопедия городов и регионов России «Мой город»
http://www.flags.ru Сайт «Все флаги мира»
http:// www.geo.historic.ru Страны мира: географический справочник
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы "Моя планета"
№ п/п | Название раздела | Формы занятий | Методы, приемы, дидактический материал, техническое оснащение | Формы проведения итогов |
| Вводное занятие | Учебное занятие, экскурсия | Словесные методы: рассказ, беседа Наглядно-практический метод: экскурсия Межпредметные связи: биология Техническое оснащение: ноутбук, проектор, экран | Фотоотчет, диагностика |
1. | План и карта | Учебное занятие, беседа, викторина | Словесные методы: рассказ, беседа Наглядные методы: демонстрация карт Практические методы: практикум, решение задач Межпредметные связи: история Техническое оснащение: ноутбук, проектор, экран | Сообщения, решение задач, практикум |
2 | Географические открытия, исследования и исследователи, методы исследований | Учебное занятие, беседа, викторина | Словесные методы: рассказ, беседа. Наглядные методы: демонстрация карт, презентаций Практические методы взаимоконтроля и самоконтроля Межпредметные связи: история Техническое оснащение: ноутбук, проектор, экран | Сообщения, тест |
3 | Литосфера | Учебное занятие, беседа, викторина, практикум | Словесные методы: рассказ, беседа. Наглядные методы: демонстрация Практические методы: практикум Межпредметные связи: биология, физика Техническое оснащение: ноутбук, проектор, экран | Практикум, кроссворд |
4 | Гидросфера | Учебное занятие, беседа, викторина, практикум | Словесные методы: рассказ, беседа. Наглядные методы: демонстрация Практические методы: практикум, решение задач Межпредметные связи: биология, физика Техническое оснащение: ноутбук, проектор, экран | Практикум, тест |
5 | Атмосфера | Учебное занятие, беседа, практикум | Словесные методы: рассказ, беседа. Наглядные методы: демонстрация Практические методы: практикум Межпредметные связи: биология, физика Техническое оснащение: ноутбук, проектор, экран | Сообщения, кроссворд |
6 | Биосфера | Учебное занятие, беседа, викторина | Словесные методы: рассказ, беседа. Наглядные методы: демонстрация Практические методы взаимоконтроля и самоконтроля Межпредметные связи: биология, экология Техническое оснащение: ноутбук, проектор, экран | Викторина, презентация |
7 | Человек на Земле | Учебное занятие, экскурсия | Словесные методы: рассказ, беседа. Наглядные методы: демонстрация Практические методы взаимоконтроля и самоконтроля Межпредметные связи: биология, экология Техническое оснащение: ноутбук, проектор, экран | Презентация, фотоотчет, диагностика |
33