СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая разработка "Сценарий Образовательного мероприятия "Сократим свой экослед!"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Воспитание экологической культуры подрастающего поколения через поиск индивидуальных путей сокращения экологического следа.

Задачи:

1. Формировать представления об экологическом следе и его составляющих, антропогенном воздействии на природу; понятии «Экологические привычки»;

2. Воспитывать ответственность за состояние окружающей среды, активную гражданскую позицию в деле сохранения природы;

3. Развивать экологическое сознание, творческую активность, креативный подход к решению учебных задач.

Оборудование: ПК, мультимедийный экран, калькулятор, маркеры или фломастеры, раздаточный материал – тесты «Калькулятор экологического следа», форма чек-листа «Мои экопривычки».

Описание хода мастер-класса:

В процессе занятия учащиеся получают знания об экологическом следе как индикаторе воздействия на окружающую среду отдельного человека, страны или всего населения планеты в целом. С помощью наиболее популярной специально разработанной методики «Калькулятор экологического следа» участники мероприятия рассчитывают свой индивидуальный экологический след и сравнивают его размер с установленной нормой, а также с данными статистики о размере экологического следа среднестатистического жителя России, Америки, Германии, Франции, Бразилии, Китая и других стран мира.

В форме беседы школьники определяют причины современной тенденции увеличения неблагоприятного воздействия человека на состояние окружающей среды; обсуждают возможные пути сокращения экологического следа каждым из нас в повседневной жизни, расширяют представления об экологических привычках и заполняют форму чек-листа «Мои экопривычки», в творческой форме визуализируя действия по сохранению природы.

Образовательное мероприятие «Сократим свой экослед!» может быть использовано учителями биологии для организации внеклассной работы, проведения тематических классных часов, а также педагогами дополнительного образования для осуществления деятельности по воспитательным и дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам естественнонаучной направленности.

Просмотр содержимого документа
«Творческая разработка "Сценарий Образовательного мероприятия "Сократим свой экослед!"»

Занятие «Сократим свой экослед!» СЛАЙД 1.

Современная стратегия устойчивого развития направлена на повышение качества жизни настоящего и будущих поколений. Все люди стремятся к тому, чтобы их жизнь улучшалась. Улучшение жизни связывается в нашем сознании с экономическим ростом в стране, улучшением благосостояния нашей семьи. Повышение уровня жизни людей и рост экономики происходит за счет преобразования ресурсов в материальные ценности. СЛАЙД 2. Поэтому одним из важнейших факторов устойчивого развития является природный капитал – экологические «товары» и «услуги», которые предоставляет нам природа: продукты питания, питьевая и техническая вода, условия для отдыха и поддержания здоровья, источники энергии, пространство для строительства жилищ и транспортных магистралей, сырье для промышленности и многое другое. Возникает вопрос: насколько рационально, экономично расходуется природный капитал? Для этого необходимо отслеживать, сколько мы имеем и сколько тратим. Мы используем лес для производства бумаги, нефть для транспорта и медицины, уголь для отопления домов, торф и минеральные удобрения в сельском хозяйстве, металлы для производства необходимых машин и техники и т.д.

СЛАЙД 3. Людей на Земле стало так много, и запросы их выросли настолько, что ресурсов нашей планеты уже не хватает. Мы все чаще слышим об учащении природных катаклизмов, недостатке ресурсов, загрязнении окружающей среды. Из-за сложности этих экологических проблем людям тяжело представить масштаб происходящего, оценить какой же вклад вносят они сами в негативные явления, происходящие с нашей планетой.

СЛАЙД 4. Поэтому ученые разработали новый индикатор – «Экологический след», – «след», который оставляет воздействие на окружающую природную среду отдельный человек, страна, человечество в целом.

СЛАЙД 5. Целью нашего занятия сегодня будет определить размер своего экоследа и попробовать разработать индивидуальный план его сокращения.

СЛАЙД 6. Почему проблема экологического следа актуальна всегда? Во-первых, злободневность заключается в остром противоречии между возрастающими потребностями человека и недостатком природных ресурсов планеты, необходимых для удовлетворения этих потребностей;

во-вторых, обусловлена недостаточно высоким уровнем экологической культуры и отсутствием экологических привычек у населения.

СЛАЙД 7. Как вы думаете, ваш экослед превышает норму или соответствует ей? Сегодня нам предстоит узнать.

СЛАЙД 8. Экологический след – мера воздействия человека на среду обитания,  которая позволяет рассчитать размеры территории со средней биологической продуктивностью, необходимой для производства потребляемых нами ресурсов и хранения отходов.

Экологический след в 1992 году ввел профессор коммунального и регионального планирования в университете канадской провинции Британская Колумбия Уильям Риз. Он пришел к выводу, что для обеспечения жизни города с определенным количеством жителей необходима окружающая территория определенных размеров, которая должна содержать еще и определенное количество ресурсов. «Подобный зверь может выжить лишь на огромной территории, измеряемой тысячами гектаров» - говорит профессор  Уильям Риз о городском жителе. - «Реальная урбанистическая система в несколько сотен раз превышает физические размеры самого города» [5].

СЛАЙД 9. Экологический след представляет собой площадь в гектарах (глобальных гектарах) биологически продуктивной территории и акватории, необходимой для производства используемых ресурсов, поглощения и переработки наших отходов.  Биологически продуктивная территория/акватория - пахотные земли, пастбища, леса и рыбопромысловые зоны, которые могут использоваться для удовлетворения потребностей людей.

СЛАЙД 10. Экологический след рассчитывается с помощью специального калькулятора, предложенного учеными-экологами. Калькулятор экологического следа – это один из наиболее простых способов узнать, как стиль жизни того или иного человека влияет на устойчивость развития земного шара. Чем больше мы тратим на потребление пищи, предметов и энергии, тем больший след мы оставляем. Мы можем вычислить размер своего экологического следа и подумать, что нужно сделать для его уменьшения.

СЛАЙД 11. Статистические данные размера экологического следа разных стран мира.

Среднему жителю Земли, по мнению ученых, необходим в среднем эквивалент в 2,2 гектара. Однако планета может дать лишь 1,8 гектара на человека. Это означает, что мы живем не по карману и истощаем свой природный капитал. Запросы, которые человек предъявляет планете, - наш экологический след - значительно превышает размеры самой планеты, и единственным способом обеспечить существование нынешнего населения мира является деградация самой планеты.

Среди стран мира наибольший экологический след оставляют США и Китай, ОАЭ, Япония. Минимальный «экологический след» производят страны с неразвитой экономикой – Монголия, Бангладеш, Намибия. Жители США используют в среднем 9,4 га (или почти пять с половиной планеты Земля, если бы все мировое население имело ту же модель потребления). Средний европеец использует 6,3 га, а средний индус - 0,8 га. Восемь стран — США, Бразилия, Россия, Китай, Индия, Канада, Аргентина и Австралия владеют больше чем половиной всего биологического потенциала Земли. Население и модель потребления делают три из этих стран экологическими должниками, причем их экологический след больше, чем биологический потенциал или биологически продуктивная территория этих стран — это США и две быстрорастущие экономики: Китай и Индия.

СЛАЙД 12. Последствия увеличения размера экоследа и возможные меры его сокращения.

По данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), человеческое воздействие на биосферу планеты превышает способность Земли к восстановлению примерно на 30%, и эта цифра все продолжает расти.
Ученые полагают, что на сегодняшний день нашей планете требуется один год и пять месяцев, чтобы восполнить то количество ресурсов, которое человечество расходует за один только год.
Глобальный перерасход  земельных и водных ресурсов угрожает не только экологии планеты, но и благосостоянию большинства людей на Земле.

При нынешнем размере экологического следа человека и, тем более, при дальнейшем росте этого показателя биологически продуктивной территории нашей планеты будет катастрофически не хватать для проживания людей. Уже через 20 лет людям понадобится вторая планета, чтобы удовлетворять их потребности.

СЛАЙД 13 – 15. Можно ли сократить экослед человека и как это сделать? Единственный правильный путь к спасению Земли – изменение образа и стиля жизни современного человека на более экологичный.

Различные информационные источники предлагают множество различных способов для уменьшения своего воздействия на природу. В целом, все эти предложения можно назвать экологическими привычками, которые необходимо приобрести каждому, кому небезразлично будущее планеты Земля. Экологические привычки – те действия в повседневной жизни человека, которые способствуют снижению его воздействия на природу.


Расчет размера экологического следа по калькулятору


Заполнение чек-листа «Мои экопривычки»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!