СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Речецветик» речевой направленности возраст обучающихся 6 -7 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание:

 

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Основные понятия. Цели и задачи программы.

1.3. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы.

 

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1.Особенности организации работы кружка.

2.2. Формы организации кружковой деятельности.

2.3.Особенности организации диагностики и мониторинга развития.

 

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1.   Учебный базисный план.

3.2. Комплексно – тематическое планирование.

3.3. Развивающая предметно-пространственная среда.

3.4.Организация работы с родителями.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Речецветик» речевой направленности возраст обучающихся 6 -7 лет»









Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа «Речецветик» речевой направленности



возраст обучающихся 6 -7 лет, срок реализации 2 месяца












Содержание:


1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Основные понятия. Цели и задачи программы.

1.3. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы.


2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1.Особенности организации работы кружка.

2.2. Формы организации кружковой деятельности.

2.3.Особенности организации диагностики и мониторинга развития.


3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1. Учебный базисный план.

3.2. Комплексно – тематическое планирование.

3.3. Развивающая предметно-пространственная среда.

3.4.Организация работы с родителями.

































1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

    1. Пояснительная записка.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной и дети, страдающие несформированным фонематическим слухом, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками.

Формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического восприятия. Хорошо развитый фонематический слух – необходимое условие для своевременного и правильного овладения звуками. Сформированность фонематических процессов имеет большое значение не только для правильного звукопроизношения, но и для подготовки детей к усвоению грамоты.

    1. Основные понятия

В логопедии традиционно принято обозначать следующие фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.

Недоразвитие фонематических процессов встречается при ФФН и ОНР. В структуре психолого-педагогической классификации нарушений речи фонематическое недоразвитие (ФН) следует вычленять как самостоятельное нарушение речи, наряду с ФФН, ОНР и нарушением произношения отдельных звуков (фонетическим недоразвитием).

Признаками нарушения фонематического слуха являются:

- Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);

- Нарушения звуковой структуры слова, проявляющееся в ошибках звукового анализа:

а) пропуск гласных и согласных букв, слогов;

б) вставки букв;

в) перестановки букв, слогов;

В связи с тем, что с каждым годом увеличивается числи детей с несформированным фонематическим слухом была разработана программа кружковой работы по развитию фонематических процессов «Речецветик».

В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип, осуществляется закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.
Работа кружка состоит в формировании правильного произношения звуков:
-развитие движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
- усвоение фонетической системы родного языка;
-предупреждение и устранение нарушений речи у детей

1.3 Цели и задачи
Цель работы кружка: Развитие фонематического слуха и формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
Задачи работы кружка:

1.Развивать слуховое внимание и память

2.Развивать артикуляционную моторику

3.Работать над речевым дыханием

4.Формировать правильное звукопроизношение

5.Формировать умение уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;


1.4 Планируемые результаты:

К концу курса у детей улучшается фонематический слух. Они дифференцируют звуки в слогах и словах. Развивается навык звуко-буквенного анализа и синтеза слов. Увеличивается словарный запас. Это поможет лучше подготовить ребенка к школе и предупредить нарушения письменной речи.







2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Особенности организации работы кружка

Кружок организован для детей 6 -7 лет, полный курс : 16 занятий
Периодичность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня (среда). 
Продолжительность занятия : 30 минут.
2.2 Форма организации детей: подгрупповая.
Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка и любимец детей –кукла Речевичок. 
Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи.
Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.
В содержание занятий включены следующие виды работы:
• Артикуляционная гимнастика,
• Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти с использованием здоровьесберегающих технологий.
• Дыхательные упражнения.
• Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.
Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней, массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, крупотерапия.
Данная программа может быть рекомендована для использования как на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда, так и для работы воспитателей групп общеразвивающей направленности с целью профилактики речевых недостатков у детей.

2.3. Особенности организации диагностики и мониторинга развития

 Контроль и учёт знаний и умений осуществляется за счёт проведения мониторинга, в котором учитываются следующие показатели усвоения детьми программы:

-- чистота звукопроизношения;

-- автоматизация и дифференциация звуков в речи;

-- умение различать оппозиционные звуки изолированно, в слогах и словах

Виды контроля и мониторинг:

Вводный - проводится на первом занятии и предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом(ФГОС);

Текущий - проводится в ходе каждого занятия с целью определения усвоения знаний и умений по теме;

Итоговый - проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития фонематического слуха.





3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ



3.1. Учебный план кружковой работы

Этапы

Содержание

работы

Кол-во

часов

Грамматические

термины

Развитие

предпосылок

к обучению

Совершенствование коммуникативной

готовности к обучению

1 этап

Восполне-

ние

пробелов

в развитии

звуковой и

фонемати-

ческой

сторон речи


Формирование

полноценных

представлений

о звуковом

составе слова

на базе развития

фонематических

процессов и

навыков анализа и

синтеза слого-

звукового

анализа и

синтеза слова,

коррекция

дефектов

произношения

16

Звуки и буквы

Гласные и согласные

Ударение

Твердые и мягкие

согласные

Звонкие и глухие

согласные, их

дифференциация


Устойчивости

внимания

Наблюдатель-

ности

Запоминания

Самоконтроля

Познавательной

активности



Умения внимательно слушать и слышать

Понимать и принимать учебные

задачи

Умения целенаправленно и последовательно

выполнять учебные действия










3.2. Учебно –тематический план кружковой работы



Тема

Кол-во

часов

Задачи и содержание

1

Звук и буква У

1

Четко произносить звук, сравнить с гласными А,И,Ы. Выделение звука У из ряда гласных и начала слова. Знакомство с буквой У.

2

Звук и буква А

1

Четко произносить звук. Выделять из ряда гласных и начала слова. Звуковой анализ слов: АУ, УА. Знакомство с буквой А.

3

Звук и буква И

1

Закрепление звуков А,У. Знакомство со звуком И. Выделение ударного звука И в середине слова. Звуковой анализ слова ИА.

4

Звуки П – ПЬ буква П

1

Четкое произнесение звуков. Дать понятия: согласный, твердый, мягкий, глухой. Выделение из ряда звуков, слогов: АП, АК, АС.

5

Звук и буква Э

1

Знакомство со звуком. Определение места звука в слове: начало, середина, конец.

6

Звуки Т – ТЬ буква Т

1

Четкое произнесение звука. Выделение звука в слогах, словах, предложениях. Анализ и синтез слогов: АТ, УТ, ИТ.

7

Звуки К – КЬ буква К

1

Закрепить знания о предыдущих звуках. Выделять звук в слогах, словах и предложениях. Анализ слова КИТ.

8

Звуки М – МЬ буква М

1

Артикуляция и характеристика звука. Выделение звука из начала, середины и конца слова.

9

Звуки Л – ЛЬ буква Л

1

Четкое произнесение звука в слогах , словах. Подбор слов со звуком Л – ЛЬ.

10

Звук и буква О

1

Закрепление гласных звуков. Артикуляция и характеристика звука О. Подбор слов со звуком О.

11

Звуки Х – ХЬ буква Х

1

Четкое произнесение звуков. Выделение в словах. Звуковой анализ слов: уха, пух, мох,мухи.

12

Звук и буква Ы

1

Дифференциация звуков И – Ы. Развитие слухового восприятия. Образование мн.ч .существительных с окончаниями Ы,И.

13

Звуки С – СЬ буква С

1

Четкое произнесение звука в слогах, словах, предложениях. Анализ и синтез слога СА. Согласование прил - х с сущ - ми м. и ж. рода.

14

Звуки Б – БЬ буква Б

1

Характеристика звука. Составление схемы слова, предложения. Подбор слов с заданным звуком на определенную позицию.

15

Звуки Г – ГЬ буква Г

1

Деление слов на слоги. Составление схемы слов и предложений .Подбор слов с заданным звуком.

16

Звук и буква Ш

1

Характеристика и артикуляция звука. Анализ двусложных слов с закрытым слогом. Составление предложений.































3.3.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с программой должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами;

  • двигательную активность, в том числе развитие мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх;

  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

  • возможность самовыражения детей.



Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда при проведении кружковой работы создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство организовано таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его руководством. Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка, способствует его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность - одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.







3.4. Организация работы с родителями воспитанников.


Вопросам взаимосвязи логопеда с семьей уделяется большое внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. Для родителей проводятся тематические родительские собрания, семинары, мастер-классы. Учитель- логопед пытается привлечь родителей к кружковой работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме и в письменной форме в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей как в речевом, так и в общем развитии. Специально для родителей детей имеются материалы для оформления родительских уголков. Материалы родительских уголков помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!