Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Речецветик» речевой направленности
возраст обучающихся 6 -7 лет, срок реализации 2 месяца
Содержание:
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Основные понятия. Цели и задачи программы.
1.3. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1.Особенности организации работы кружка.
2.2. Формы организации кружковой деятельности.
2.3.Особенности организации диагностики и мониторинга развития.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Учебный базисный план.
3.2. Комплексно – тематическое планирование.
3.3. Развивающая предметно-пространственная среда.
3.4.Организация работы с родителями.
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной и дети, страдающие несформированным фонематическим слухом, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками.
Формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического восприятия. Хорошо развитый фонематический слух – необходимое условие для своевременного и правильного овладения звуками. Сформированность фонематических процессов имеет большое значение не только для правильного звукопроизношения, но и для подготовки детей к усвоению грамоты.
Основные понятия
В логопедии традиционно принято обозначать следующие фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.
Недоразвитие фонематических процессов встречается при ФФН и ОНР. В структуре психолого-педагогической классификации нарушений речи фонематическое недоразвитие (ФН) следует вычленять как самостоятельное нарушение речи, наряду с ФФН, ОНР и нарушением произношения отдельных звуков (фонетическим недоразвитием).
Признаками нарушения фонематического слуха являются:
- Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);
- Нарушения звуковой структуры слова, проявляющееся в ошибках звукового анализа:
а) пропуск гласных и согласных букв, слогов;
б) вставки букв;
в) перестановки букв, слогов;
В связи с тем, что с каждым годом увеличивается числи детей с несформированным фонематическим слухом была разработана программа кружковой работы по развитию фонематических процессов «Речецветик».
В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип, осуществляется закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.
Работа кружка состоит в формировании правильного произношения звуков:
-развитие движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
- усвоение фонетической системы родного языка;
-предупреждение и устранение нарушений речи у детей
1.3 Цели и задачи
Цель работы кружка: Развитие фонематического слуха и формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
Задачи работы кружка:
1.Развивать слуховое внимание и память
2.Развивать артикуляционную моторику
3.Работать над речевым дыханием
4.Формировать правильное звукопроизношение
5.Формировать умение уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;
1.4 Планируемые результаты:
К концу курса у детей улучшается фонематический слух. Они дифференцируют звуки в слогах и словах. Развивается навык звуко-буквенного анализа и синтеза слов. Увеличивается словарный запас. Это поможет лучше подготовить ребенка к школе и предупредить нарушения письменной речи.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Особенности организации работы кружка
Кружок организован для детей 6 -7 лет, полный курс : 16 занятий
Периодичность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня (среда).
Продолжительность занятия : 30 минут.
2.2 Форма организации детей: подгрупповая.
Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка и любимец детей –кукла Речевичок.
Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи.
Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.
В содержание занятий включены следующие виды работы:
• Артикуляционная гимнастика,
• Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти с использованием здоровьесберегающих технологий.
• Дыхательные упражнения.
• Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.
Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней, массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, крупотерапия.
Данная программа может быть рекомендована для использования как на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда, так и для работы воспитателей групп общеразвивающей направленности с целью профилактики речевых недостатков у детей.
2.3. Особенности организации диагностики и мониторинга развития
Контроль и учёт знаний и умений осуществляется за счёт проведения мониторинга, в котором учитываются следующие показатели усвоения детьми программы:
-- чистота звукопроизношения;
-- автоматизация и дифференциация звуков в речи;
-- умение различать оппозиционные звуки изолированно, в слогах и словах
Виды контроля и мониторинг:
Вводный - проводится на первом занятии и предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом(ФГОС);
Текущий - проводится в ходе каждого занятия с целью определения усвоения знаний и умений по теме;
Итоговый - проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития фонематического слуха.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план кружковой работы
Этапы | Содержание работы | Кол-во часов | Грамматические термины | Развитие предпосылок к обучению | Совершенствование коммуникативной готовности к обучению |
1 этап Восполне- ние пробелов в развитии звуковой и фонемати- ческой сторон речи | Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого- звукового анализа и синтеза слова, коррекция дефектов произношения | 16 | Звуки и буквы Гласные и согласные Ударение Твердые и мягкие согласные Звонкие и глухие согласные, их дифференциация | Устойчивости внимания Наблюдатель- ности Запоминания Самоконтроля Познавательной активности | Умения внимательно слушать и слышать Понимать и принимать учебные задачи Умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия |
3.2. Учебно –тематический план кружковой работы
№ | Тема | Кол-во часов | Задачи и содержание |
1 | Звук и буква У | 1 | Четко произносить звук, сравнить с гласными А,И,Ы. Выделение звука У из ряда гласных и начала слова. Знакомство с буквой У. |
2 | Звук и буква А | 1 | Четко произносить звук. Выделять из ряда гласных и начала слова. Звуковой анализ слов: АУ, УА. Знакомство с буквой А. |
3 | Звук и буква И | 1 | Закрепление звуков А,У. Знакомство со звуком И. Выделение ударного звука И в середине слова. Звуковой анализ слова ИА. |
4 | Звуки П – ПЬ буква П | 1 | Четкое произнесение звуков. Дать понятия: согласный, твердый, мягкий, глухой. Выделение из ряда звуков, слогов: АП, АК, АС. |
5 | Звук и буква Э | 1 | Знакомство со звуком. Определение места звука в слове: начало, середина, конец. |
6 | Звуки Т – ТЬ буква Т | 1 | Четкое произнесение звука. Выделение звука в слогах, словах, предложениях. Анализ и синтез слогов: АТ, УТ, ИТ. |
7 | Звуки К – КЬ буква К | 1 | Закрепить знания о предыдущих звуках. Выделять звук в слогах, словах и предложениях. Анализ слова КИТ. |
8 | Звуки М – МЬ буква М | 1 | Артикуляция и характеристика звука. Выделение звука из начала, середины и конца слова. |
9 | Звуки Л – ЛЬ буква Л | 1 | Четкое произнесение звука в слогах , словах. Подбор слов со звуком Л – ЛЬ. |
10 | Звук и буква О | 1 | Закрепление гласных звуков. Артикуляция и характеристика звука О. Подбор слов со звуком О. |
11 | Звуки Х – ХЬ буква Х | 1 | Четкое произнесение звуков. Выделение в словах. Звуковой анализ слов: уха, пух, мох,мухи. |
12 | Звук и буква Ы | 1 | Дифференциация звуков И – Ы. Развитие слухового восприятия. Образование мн.ч .существительных с окончаниями Ы,И. |
13 | Звуки С – СЬ буква С | 1 | Четкое произнесение звука в слогах, словах, предложениях. Анализ и синтез слога СА. Согласование прил - х с сущ - ми м. и ж. рода. |
14 | Звуки Б – БЬ буква Б | 1 | Характеристика звука. Составление схемы слова, предложения. Подбор слов с заданным звуком на определенную позицию. |
15 | Звуки Г – ГЬ буква Г | 1 | Деление слов на слоги. Составление схемы слов и предложений .Подбор слов с заданным звуком. |
16 | Звук и буква Ш | 1 | Характеристика и артикуляция звука. Анализ двусложных слов с закрытым слогом. Составление предложений. |
3.3.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с программой должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами;
двигательную активность, в том числе развитие мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда при проведении кружковой работы создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство организовано таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его руководством. Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка, способствует его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность - одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.
3.4. Организация работы с родителями воспитанников.
Вопросам взаимосвязи логопеда с семьей уделяется большое внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. Для родителей проводятся тематические родительские собрания, семинары, мастер-классы. Учитель- логопед пытается привлечь родителей к кружковой работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме и в письменной форме в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей как в речевом, так и в общем развитии. Специально для родителей детей имеются материалы для оформления родительских уголков. Материалы родительских уголков помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания