Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Жердевская средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании Утверждаю:
Методического совета Директор МБОУ « Жердевская СОШ»
от «30» августа 2017г ______Г.В.Голубева
Протокол № 1 «01» сентября 2017г №348
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Занимательная математика»
Возраст обучающихся: 10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Кузнецова Кристина Юрьевна,
учитель начальных классов
г. Жердевка, 2017г
Информационная карта
Ф.И.О. педагога | Кузнецова Кристина Юрьевна |
Вид программы | модернизированная |
Тип программы | общеразвивающая |
Образовательная область | естествознание |
Направленность деятельности | естественнонаучной |
Способ освоения содержания образования | практический |
Уровень освоения содержания | стартовый |
Уровень реализации Программы | начальное общее образование |
Формы реализации Программы | групповая |
Продолжительность реализации программы | 1 год |
Предмет математики столь серьезен,
что не следует упускать ни одной возможности
сделать его более занимательным.
Б. Паскаль
Пояснительная записка
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной интеллектуально развитой личности. Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым, поэтому воспитанием и становлением такого человека должна заниматься современная школа, где реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся.
Важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности. Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по данному предмету. Она содействует развитию психологических процессов младшего школьника: восприятия, представления, памяти, внимания, мышления, речи, воображения, развивает познавательную деятельность учащихся.
Использование Интернет технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности, делает обучение более доступным. Все обучающиеся класса зарегистрированы и участвуют в конкурсах на образовательной онлайн-платформе УЧИ.РУ
Программа кружка составлена в соответствии с нормативно-правовой базой и опирается на Закон об образовании, ФГОС НОО и нормы САНПИН.
Новизна
Программа «Занимательная математика» ориентирована на детей, несколько опережающих в развитии своих сверстников и легко усваивающих традиционный курс обучения в школе. Проблема интереса к учению, реализации и развития интеллектуальных и творческих возможностей этих детей остро встаёт уже с первых лет обучения в школе. Именно поэтому необходимо вести дистанционное обучение с учётом интересов и возможностей этой категории учащихся.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Большое значение в работе с детьми придаётся исследовательской активности учащихся. Поощрение и развитие исследовательской активности обуславливает большие развивающие возможности детей.
Программа для детей, испытывающих интерес к изучению математики – важная особенность способствующая развитию интеллектуально-творческой личности. Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании к достижениям детей и подростков.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что она представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы занятия проводятся дистанционно с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Отличительной особенностью программы является то, что курс «Занимательная математика» ориентирована на детей, стремящихся достичь более прочных знаний в области математики. Именно поэтому необходимо вести дистанционное обучение с учётом интересов и возможностей этой категории учащихся.
Срок реализации программы и режим занятий
На изучение программы кружка «Занимательная математика» в 4 классе д предусмтрен 1 час в неделю, всего 36 часов в год.
Цель программы:
Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
-научить младших школьников решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы; - знать технику безопасности при использовании ПК; | - обеспечить разнообразную практическую деятельность учащихся с целью развития математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений; - формировать навыки самостоятельной работы, имеющий последовательный характер; - развивать навыки учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач. | - воспитывать желание повышать свою математическую культуру; - воспитывать настойчивость и инициативу |
Учебный план
№ | Название раздела | Количество часов | Теория | Практика | Форма аттестации/контроля |
1. | Общие понятия. | 2ч | 1ч | 1ч | Опрос, практическая работа |
2. | Элементы истории математики | 4ч | 1ч | 3ч | Экскурсия, исследование, проект. |
3. | Числа и операции над ними | 13ч | 3ч | 10ч | онлайн-занятия, урок-игра |
4. | Занимательные задания | 12ч | 2ч | 10ч | Вебинары, онлайн-тесты, участие в конкурсах и олимпиадах |
5. | Геомнетрические фигуры и величины | 5ч | 1ч | 4ч | Выставка творческих работ |
| Всего: | 36 | ч | ч | |
Содержание рабочей программы
1 раздел «Общие понятия»- 2ч
Этот раздел программы направлен на формирование общего понятия равенства и неравенства. Теория знаний . «Ох, уж эти неравенства! В мире математических задач. Примеры "с дырками"-1ч
Практические занятия. Представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста, решать Примеры "с дырками"- 1ч
Экскурсии. «Компьютерный класс в ЖКСП»
2 раздел «Элементы истории математики»- 4ч
Этот раздел программы знакомит с историей дробей, пропорциями, с видами алгоритмов, учит ориентироваться в своей системе знаний, понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи.
Теория знаний . «Из истории дробей. Пропорции. Старинные задачи», «Виды алгоритмов» - 1ч
Практические занятия. «Виды алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлением. Алгоритмы с повторениями» - 3ч
3 раздел «Числа и операции над ними» - 13 ч
Этот раздел программы познакомит с устными и письменными вычислениями с натуральными числами, научит использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений, познакомит с алгоритмом вычитания чисел в пределах миллиона, с делением на двузначное число, умножением и делением чисел, использованием соответствующих терминов, научит находить значений числовых выражений со скобками и без них, выполнять операции с дробями, решать текстовые задачи арифметическими действиями, задачи на движение, научит строить графики движения и описывать их свойства.
Теория знаний Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе. «Операции с натуральными числами в пределах миллиона». «Значение выражений со скобками» . «Дроби». «Тестовые задачи». «Графики» - 3 ч
Практические занятия.-10ч,
4 раздел «Занимательные задания»-12ч
Этот раздел программы познакомит с нестандартными задачами, головоломками, шарадами, ребусами, кроссвордами, на занятиях ребята подготовятся к участию в математическом конкурсе «Кенгуру», онлайн-конкурсах на сайтах: УЧИ.РУ, ФГОСТЕСТ, сайт Знаника.
Теория знаний. «Шарады, головоломкки, кроссворды», « Задачи повышенной сложности», «Комбинаторика на шахматной доске» - 2ч
Практические занятия. - Содержание занятий направлено на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.-10ч
5 раздел «Геомнетрические фигуры и величины» -5ч
Этот раздел программы познакомит с задачами на разрезание и складывание фигур, научит находить приближенное вычисление их площадей.
Теория знаний «Задачи на нахождение периметра геометрических фигур» -1ч
Практические занятия. Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе.ребята на практических занятиях создадут творческие работы (геометрические фигуры по развёртке) и защитят свой проект.-4ч
Формы организации учебного процесса: комбинированные уроки, онлайн-занятия, видео-уроки, онлайн-тесты, интерактивное участие в конкурсах и олимпиадах, экскурсия, урок-игра, групповые практические занятия с использованием проектной или исследовательской деятельности.
Планируемые результаты
Использование программы «Занимательная математика» для организации занятий во внеурочной деятельности, в частности, в условиях школы полного дня, позволит достичь следующих результатов:
личностных | метапредметных | предметных |
-Целостное восприятие окружающего мира. -Развитие мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, аинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. -Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. -Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. -Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. | -Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. -Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. -Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. -Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. - Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. -Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. -Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. -Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика». -Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. -Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика» | -Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). -Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. -Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. -Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. -Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. -Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. -Воспроизводить способ решения задачи. -Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. -Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. -Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. -Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи. -Конструировать несложные задачи. -Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. -Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии. -Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. -Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток. -Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. |
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Жердевская средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании Утверждаю:
Методического совета Директор МБОУ « Жердевская СОШ»
от «30» августа 2017г __________________Г.В.Голубева
Протокол № 1 Приказ «01» сентября 2017г №348
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Занимательная математика»
Педагог Кузнецова Кристина Юрьевна
Количество часов: всего 36 часов; в неделю 1 час
Учебный график составлен на основе рабочей программы, утвержденной на заседании Методического совета протокол №1 от 30.08.2017г.
г. Жердевка, 2017г
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 раздел «Общие понятия»- 2ч |
1 | сентябрь | | 14.00-14.45 | Беседа. Занятие-инструктаж. Экскурсия. | 1 | Инструктаж по правилам безопасной жизнедеятельности во время обучения. Ох, уж эти неравенства! В мире математических задач. Примеры "с дырками". | «Компьютерный класс в ЖКСП» | Памятка: «Правила безопасности на занятиях» Сообщения «Это интересно» |
2 | | | 14.00-14.45 | Практическое занятие | 1 | Ох, уж эти неравенства! В мире математических задач. Примеры "с дырками". | МБОУ «Жердевская СОШ» | ПК Задания на УЧИ.РУ, «Знаника» |
2 раздел «Элементы истории математики»- 4ч |
3 | | | 14.00-14.45 | Теория знаний | 1 | Из истории дробей. Пропорции. Старинные задачи. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Устный опрос |
4 | | | 14.00-14.45 | Практическое занятие | 1 | Виды алгоритмов. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Урок-игра |
5 | октябрь | | 14.00-14.45 | Практическое занятие | 1 | Линейные алгоритмы. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Тестирование |
6 | | | 14.00-14.45 | Практическое занятие | 1 | . Алгоритмы с ветвлением. Алгоритмы с повторениями. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Арифметический диктант |
3 раздел «Числа и операции над ними» - 13 ч |
7 | | | 14.00-14.45 | Практическое занятие | 1 | Оценка суммы, разности, произведения и частного. Решаем примеры с увлечением. "Восстанови знаки арифметических действий, скобки, цифры, так, чтобы неравенства были верны". Математика и шифры. Шифрование решеткой. | МБОУ «Жердевская СОШ | Тестирование |
8 | | | 14.00-14.45 | Практическое занятие | 1 | Деление на двузначное число. | МБОУ «Жердевская СОШ | Самостоятельная работа |
9 | | | 14.00-14.45 | Теория знаний | 1 | Дроби. Сравнение дробей. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Промотр видео-урока |
10 | ноябрь | | 14.00-14.45 | Практическое занятие | 1 | Деление и дроби. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Карточки с заданиями |
11 | | | 14.00-14.45 | Практическое занятие | 1 | Сложение и вычитание дробей. Игровые задания. Задачи повышенной сложности. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Игра-соревнование |
12 | | | 14.00-14.45 | Теория знаний | 1 | Задачи на части (проценты). Игра "Найди эти числа". | МБОУ «Жердевская СОШ» | Занятие на сайте УЧИ.РУ |
13 | | | 14.00-14.45 | Практическое занятие | 1 | Сложение и вычитание смешанных чисел. Рациональные вычисления со смешанными числами. Решаем примеры с увлечением. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Задания на сайте «Я класс» |
14 | декабрь | | 14.00-14.45 | Теория знаний Презентация | 1 | Задание: "Познавательные математические цепочки". Старинные задачи. Задачи повышенной сложности. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Устный опрос, сайт «Знаника». |
15 | | | 14.00-14.45 | Практическое занятие | 1 | Задачи на движение. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Устный опрос |
16 | | | 14.00-14.45 | Практическое занятие | 1 | Задачи повышенной сложности. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Задания международного конкурса «Кенгуру» 3-4кл - 2015 |
17 | | | 14.00-14.45 | Теория знаний | 1 | Старинные задачи. Познавательные задачи. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Сообщения «Это интересно» |
18 | январь | | 14.00-14.45 | Практическое занятие | 1 | Решаем примеры с увлечением. Круговые, столбчатые и линейные диаграммы. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Тестирование ВПР |
19 | | | 14.00-14.45 | Практическое занятие | 1 | Графики движения. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Занятие –соревнование |
4 раздел «Занимательные задания»-12ч |
20 | | | 14.00-14.45 | Теория знаний | 1 | Многоцветие русской головоломки. Шарады. Задачи -пародии. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Интересные сообщения |
21 | февраль | | 14.00-14.45 | Практическое занятие | 1 | Подготовка к олимпиаде. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Задания на сайте ФГОСТЕСТ |
22 | | | 14.00-14.45 | Практическое занятие | 1 | Логические задачи. Подготовка к конкурсу «Кенгуру». | МБОУ «Жердевская СОШ» | Задания международного конкурса «Кенгуру» 3-4кл - 2016 |
23 | | | 14.00-14.45 | Теория знаний | 1 | Кросс - суммы и "магические квадраты". | МБОУ «Жердевская СОШ» | Презентация |
24 | | | 14.00-14.45 | Практическое занятие | 1 | Как самому составить "магический квадрат". Задания на повторения. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Самостоятельная работа в командах |
25 | март | | 14.00-14.45 | Теория знаний | 1 | Числовые великаны. Числовые лилипуты. Задачи повышенной сложности. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Самостоятельная работа в группах |
26 | | | 14.00-14.45 | Практическое занятие | 1 | Комбинации и расположения. Тест "Сколькими способами", "Дерево выбора", "Комбинаторика на шахматной доске", Блуждания по лабиринтам". | МБОУ «Жердевская СОШ» | Тестирование |
27 | | | 14.00-14.45 | Практическое занятие | 1 | Решение нестандартных задач. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Диск-задания |
28 | | | 14.00-14.45 | Теория знаний Беседа | 1 | Математические игры, кроссворды, ребусы. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Источники информации Творческое задание |
29 | апрель | | 14.00-14.45 | Практическое занятие | 1 | Создание математических кроссвордов и ребусов. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Творческое задание с использованием сервиса Web 2.0 |
30 | | | 14.00-14.45 | | 1 | Проект. Интеллектуально-познавательная математическая газета "Хочу все знать". | МБОУ «Жердевская СОШ» | Источники информации Творческое задание |
31 | | | 14.00-14.45 | Практическое занятие | 1 | Проект Интеллектуально-познавательная математическая газета "Хочу все знать". | МБОУ «Жердевская СОШ» | Защита проекта |
5 раздел «Геомнетрические фигуры и величины» -5ч |
32 | | | 14.00-14.45 | Теория знаний | 1 | Задачи на разрезание и складывание фигур, приближенное вычисление их площадей. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Сам.работа в группах |
33 | май | | 14.00-14.45 | Практическое занятие | 1 | Задачи на разрезание и складывание фигур, приближенное вычисление их площадей. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Фото отчёт Мини-сочинение |
34 | | | 14.00-14.45 | Практическое занятие | 1 | Практикум «Подумай и реши». | МБОУ «Жердевская СОШ» | Задания математического веб-квеста |
35 | | | 14.00-14.45 | Практическое занятие | 1 | Задачи с изменением вопроса. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Тестирование ВПР |
36 | | | 14.00-14.45 | Занятие-игра | | Занимательные задания. Математический КВН | Окрестности МБОУ «Жердевская СОШ» | Демонстрация достижений |
Формы аттестации:
зачет, самостоятельная работа, творческая работа, выставка, конкурс, тест, открытые уроки, Фотоотчёт
Мини-сочинение, творческое задание с использованием сервиса Web 2.0 и т. д.
Для определения результативности усвоения образовательной программы, отражающие цели и задачи программы, для всех учащихся 4 д класса составлены (индивидуально с учётом подготовленности) тесты: использован материал учебного пособия для общеобразовательных организаций авторов: Н.А.Сопрунова, ВД.Э Шноль, Е.М.Сорочан, А.В.Забелин, И.В.Ященко ВПР «Математика» (в 2 частях). Москва. «Просвещение». 2016г.
Литература для обучающихся:
О.А. Ефремушкина «Школьные олимпиады для начальных классов». Ростов –на- Дону «Феникс» - 2015
М.Б. Беденко «Самостоятельные и контрольные работы по математике». М.: «Веко» - 2016
М.В. Александров, О.И. Волошина «Тесты по математике». М.: «Дрофа» - 2017
Для педагога:
Б. А. Кордемский, А.А. Ахадов «Удивительный мир чисел». М.: «Просвещение» - 2014
В.В. Волина «Занимательная математика». М.: «Знание», 1993
Шевелев К. Занимательная математика М.: «Ювента», 2014
Интернет-ресурсы:
https://uchi.ru/
http://www.fgostest.ru/
http://trainingtest.ru/test/test/100.html
http://www.yaklass.ru/p/matematika/4-klass
http://russian-kenguru.ru/konkursy/kenguru
http://znanika.ru/