СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная образовательная программа "Занимательная математика" составлена на 1 год для обучающихся 3 класса. 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»»

Управление образования и молодежной политики

Вадского муниципального района Нижегородской области


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Вадская средняя общеобразовательная школа»



Программа принята на

заседании педагогического совета

от 26.08. 2020 г.

Протокол № 1


Утверждаю.

И.о. директора МАОУ «Вадская СОШ»

__________________Тимошенкова С.Н.

1.09.2020 г.






Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественно-научной направленности




«Занимательная математика»


Возраст обучающихся:8 – 9лет

Срок реализации:1год








Автор-составитель:


Вдовина Анжела Ивановна,


педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории








С. Вад, 2020

Пояснительная записка

Актуальность дополнительной общеобразовательной (обще-развивающей) программы «Занимательная математика» заключается в том, что необходимо повысить интерес учащихся к изучению математики. В современную эпоху научно-технического прогресса и интенсивного развития информационных технологий в России востребованы специалисты с новым стилем инженерно – научного мышления. Этот стиль предполагает учет не только конструктивно-технологических, но и психологических, социальных, гуманистических и морально-этических факторов. Формирование такого современного инженера-конструктора желательно начинать уже с младшего школьного возраста. Программа позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Новизна программы

В Концепции модернизации российского образования и введении Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения ставится задача по формированию «целостной системы универсальных учебных действий» и формулирование планируемых результатов.

Решая проблему развития пространственного мышления в русле методической концепции развивающего обучения младших школьников математике, данный кружок ориентирован на общекультурные цели обучения математике и направлен на развитие у учащихся интуиции, образного (пространственного) и логического мышления (приемы умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение), формирование у них конструктивно-геометрических умений и навыков, способности читать и понимать графическую информацию, а также комментировать ее на доступном детям данного возраста языке.

Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. Формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данное объединение дополнительного образования включены игры на смекалку, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочек по заданному образцу и по собственному замыслу. В объединении дополнительного образования формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Цель программы направлена на создание условий для формирования интеллектуальной активности; развитие логического мышления, внимания, памяти, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждений и их доказательности.

Задачи:

Познавательные:

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;

  • формирование и развитие обще-учебных умений и навыков.

Развивающие:

  • создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;

  • способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Воспитывающие:

  • воспитание системы межличностных отношений;

Объем и срок реализации освоения программы

Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 8 – 9 лет. Вид детского объединения – объединение дополнительного образования. Принимаются все желающие с разными умениями и навыками. Количество обучающихся - 15 человек

Режим занятий

Год обучения

Общее количество часов

Количество часов в неделю

Количество занятий в неделю

1 год

36

1

1, по вторникам


Планируемые результаты

В результате освоения программы «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные УУД:

  • -самоопределение (формирование положительного отношения к полученным знаниям)

  • - смыслообразование (дети определяют степень нужности полученных на кружке знаний)

  • - нравственно-этическая ориентация (оценивание усвоенного материала, исходя из личностных ценностей)

Регулятивные УУД:

  • - саморегуляция (управление своей речью, поведением на занятиях кружка)

  • - целеполагание (соотнесение того, что известно и того, что ещё предстоит узнать)

Познавательные УУД:

  • - общеучебные;

  • - формулирование цели занятия;

  • - поиск и выделение необходимой информации из данной;

  • - осознанное построение своего ответа;

  • логические:

  • - анализ данных объектов;

  • - классификация данных объектов;

  • - установление связей объектов;

  • постановка и решение проблемы:

  • - формулирование проблемы (например, назвать тему занятия)

Коммуникативные УУД:

  • - сотрудничество с учителем и сверстниками на занятии кружка;

  • - разрешение спорных ситуаций;

  • - выражение собственных мыслей по данному вопросу;

  • - управление партнёром и партнёрами в групповых работах;


Планируемые результаты

Личностные

Предметные

Метапредметные

1 Мотивация к изучению математики.

2 Формирование личностного смысла изучения математики.

3 Готовность слушать собеседника и вести диалог

4 Умение работать в группах.

5 Умение доказывать способ правильного решения.

6 Умение опровергать неправильное направление поиска.

1. Приобретение начального опыта применения математических знаний.

2. Использование начальных математических знаний.

3. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

4.Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом

5.Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

6.Умение ориентироваться в пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже» ит.д.;

7.Умение находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;

8.Умение отличать кривые и плоские поверхности;

9.Умение читать графическую информацию;

10.Дифференцирование видимых и невидимых линий;

11.Конструирование геометрических фигур;

12.Анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;

13.Умение различать существенные и несущественные признаки.

14.Умение решать ребусы, головоломки, кроссворды.

1 Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха

2 Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

3 Овладение способностью принимать и сохранять цели

4 Овладение навыками смыслового чтения текстов

5 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

6 Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности



Система оценки качества реализации дополнительной программы

Системой отслеживания и оценивания результатов обучения детей по данной программе является промежуточный и итоговый контроль в виде тестов.



Учебно-тематический план

3 класс (36 часов)

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата



Всего

Теория

Практика


Кол-во


36

14

22



Во дворце Геометрии 6 ч.





1


Введение. Инструктаж.


1

1


01.09

2

Что такое геометрия?

1

1


08.09

3

Конструирование предметов из геометрических фигур

1


1

15.09

4

Составление программ для преобразования фигур на плоскости.

1

1


22.09

5

Головоломки на разрезание.

1


1

29.09

6

Геометрические образы в ходе решения задач.

1


1

06.10


В гостях у царевны Рифмы 4 ч.





7

Весёлый счёт.

1

1


13.10

8

Весёлые задачи.

1


1

20.10

9

Задачи в стихах.

1


1

27.10

10

Решение старинных задач

1


1

03.11


В гостях у царевны Логики 9 ч.





11

Логические задания с числами и цифрами

1

1


10.11

12

Сообрази и посчитай.

1


1

17.11

13

Поисковые задачи.

1

1


24.11

14

Лабиринт – алфавит.

1


1

01.12

15

Нестандартные задачи

1

1


08.12

16

Квадраты с «чёрными дырами».

1


1

15.12

17

Задания на развитие логики, памяти, мышления.

1


1


22.12


18

Волшебное зеркало мага.

1


1

29.12

19

Разгадывание ребусов – текстов.

1

1


12.01


В гостях у царевны Смекалки 2 ч.





20

Задачи для самых умных. Задачи-ловушки.

1

1


19.01

21

Нестандартные задачи. Задачи-шутки.

1


1

26.01


В гостях у царевны Игр10 ч.





22

Нахождение одинаковых рисунков.

1

1


02.02

23

Дерево возможностей. Блицтурнир

1


1

09.02

24

Путаница.

1

1


16.02

25

Познавательная игра «Семь вёрст…»

1


1

02.03

26

Ребусы. Кроссворды.

1


1

09.03

27

Числовые задания. Задания на обобщение. Вспомни и сосчитай.

1

1


16.03

28

Игровая программа «Кто быстрее»

1


1

23.03

29

Игра «Математическая пирамида…»

1


1

30.03

30

Головоломки.

1


1

06.04

31

Математический КВН.

1


1

13.04


В тереме графических диктантов 5 ч.





32

Вспомним, что такое графический диктант? Самолёт

1

1


20.04

33

Лягушонок

1


1

27.04

34

Кенгуру

1


1

04.05

35

Носорог

1


1

11.05

36

Итоговая работа. Я – знаток математики

1

1


18.05

                 

Содержание программы

Во дворце Геометрии - 6 ч.

Вводное занятие. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.Занимательная геометрия. Задания для организации фронтальной работы. Задания для распознавания плоскостных геометрических фигур. Задания на составление заданных фигур. Задания на изменение построенной фигуры.Использование геометрических образов в ходе решения задачи.Конструирование модели геометрических фигур, преобразование модели.Изображение предметов различными геометрическими фигурами.Сравнение геометрических фигур по форме, величине, размеру.


В гостях у царевны Рифмы – 4 ч.

Задания для организации устного счёта. Рифмованные задачи по теме: «Сложение и вычитание, деление и умножение чисел в пределах 1000».Совершенствование устных вычислительных навыков в пределах тысячи. Выдвигать гипотезы и проверять их. Разгадывание загадок.


В гостях у царевны Логики - 9 ч.

Задания на развитие логического мышления.Ведение поиска цепочки логических рассуждений, позволяющих в итоге с помощью простейших арифметических вычислений дать ответы на вопросы задачи.Нестандартные и поисковые задачи. Математические лабиринты и математические квадраты.  Найти по описанию сказочного героя или преступника. Расшифровка секретных писем. Выполнение заданий по образцу.Разгадывание ребусов на основе известных ключей.Составление  алгоритма. Действовать  в соответствии с алгоритмом.


В гостях у царевны Смекалки - 2 ч.

Решение задач на смекалку. Упражнения, формирующие нестандартное мышление. Задачи-ловушки. Задачи для самых умных. Сюжетные логические задачи.Нестандартные задачи. Выполнять задания творческого характера. Помощь сказочным героям.


В гостях у царевны Игр - 10 ч.

Задания на развитие внимания, логики, памяти, мышления. Блицтурнир. Занимательные квадраты. Математические игры. Арифметические задачи. Числовые задания. Задания на обобщение. Вспомни и сосчитай. Игровая программа «Кто быстрее»

Математические игры. «Семь вёрст…»Задачи-шутки. Кроссворды. Ребусы. Головоломки.КВН. Умение работать в группе.


В тереме графических диктантов - 5 ч.

Задания для развития глазомера ребёнка, зрительной памяти, аккуратности, фантазии, образного мышления. Выработка самоконтроля. Задания на развитие мелких мышц руки ребёнка. Задания на развитие волевых интеллектуальных качеств, воспитание эстетических вкусов. Рисование фигур под диктовку учителя. Штриховка рисунка прямыми,  косыми линиями, крестиком или раскрашивание фигур.

Конкурс знатоков Обобщающее занятие.


Организационный раздел

Принципы реализации программы:

Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку

  • Коллективная работа;

  • Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;

  • Научность;

  • Сознательность и активность учащихся;

  • Наглядность.

Формы:

Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, дидактические игры и упражнения, математические игры (геометрический материал), конкурсы и др.

Методы:

  • Взаимодействие;

  • Поощрение;

  • Наблюдение;

  • Коллективная работа;

  • Игра.

Приемы:

  • Анализ и синтез;

  • Сравнение;

  • Классификация;

  • Аналогия;

  • Обобщение

Программа может быть реализована с помощью дистанционных технологий.



Методическое обеспечение программы

№ п/п

Тема (раздел)

Форма занятий

Приемы и методы

Дидактический материал

Форма подведения итогов

1

Введение. Инструктаж.


Занятие: беседа,

Приемы: сообщение, Инструктаж перед работой.

Литература по данной теме.


2

Что такое геометрия?

игра

Использование наглядности.

Дидактические игры

Входная аттестация - тесты

3

Конструирование предметов из геометрических фигур

Занятие, игра, практикум

Наблюдение, сравнение

Литература по данной теме, таблицы, линейки.

Геометрические фигуры


4

Составление программ для преобразования фигур на плоскости.

Занятие: беседа, игра

Наблюдение, сравнение

Литература по данной теме, таблицы, линейки,

Геометрические фигуры


5

Головоломки на разрезание.

Занятие, игра, практикум

Наблюдение, сравнение

Литература по данной теме, таблицы, линейки

Геометрические фигуры


6

Геометрические образы в ходе решения задач.

Занятие, практикум

Наблюдение, сравнение

Литература по данной теме, таблицы, линейки

Геометрические фигуры


7

Весёлый счёт.

Занятие, игра

Коллективная работа. Игра. Анализ и синтез. Сравнение

Литература по данной теме. Дидактический материал


8

Весёлые задачи.

Занятие, игра

Коллективная работа. Игра. Анализ и синтез. Сравнение

Литература по данной теме. Дидактический материал


9

Задачи в стихах.

Занятие, игра, практикум

Коллективная работа. Игра. Анализ и синтез. Сравнение

Литература по данной теме. Дидактический материал


10

Решениестаринных задачи

Занятие, игра, практикум

Коллективная работа. Игра. Анализ и синтез. Сравнение

Литература по данной теме. Дидактический материал


11

Логические задания с числами и цифрами

Занятие: беседа, игра

Наблюдение; Сравнение;

Классификация

Литература по данной теме. Дидактический материал


12

Сообрази и посчитай.

Занятие, игра, практикум

Коллективная работа. Игра. Анализ и синтез. Сравнение

Литература по данной теме. Дидактический материал


13

Поисковые задачи.

Занятие, игра

Коллективная работа. Игра. Анализ и синтез. Сравнение

Литература по данной теме. Дидактический материал


14

Лабиринт-алфавит.

Занятие: беседа, игра, практикум

Объяснительно – иллюстративные,

показ практических действий,

Наглядные пособия, инструкционные карты Презентации, раздаточный материал


15

Нестандартные задачи

Занятие: беседа, игра

Сравнение; аналогия;

Объяснительно – иллюстративные,

показ практических действий

Шаблоны, литература по данной теме. Наглядные пособия, инструкционные карты


16


Квадратыс «чёрными дырами»

Занятие: беседа, игра, практикум

Наблюдение. Сравнение.

Классификация

Литература по данной теме. Дидактический материал


17

Задания на развитие логики, памяти, мышления.

Математические (логические) игры, практикум

Анализ и синтез.

Сравнение.

Классификация.


Презентации, литература по данной теме.


18

Волшебное зеркало мага

Занятие: беседа, игра, практикум

Классификация

Сравнение.

Литература по данной теме. Дидактические игры


19

Разгадывание ребусов – текстов

Занятие, игра

Коллективная работа. Игра. Анализ и синтез.

Сравнение

Литература по данной теме. Дидактический материал


20

Задачи для самых умных. Задачи-ловушки

Занятие, игра

Коллективная работа. Играю. Анализ и синтез.

Сравнение

Литература по данной теме. Дидактический материал


21

Нестандартные задачи. Задачи- шутки

Занятие, игра, практикум

Коллективная работа. Игра. Анализ и синтез. Сравнение

Литература по данной теме, презентация


22

Нахождение одинаковых рисунков.

Занятие, игра

Наблюдение, сравнение

Литература по данной теме, таблицы, линейки. Карточки с заданием


23

Дерево возможностей. Блицтурнир

Занятие, игра, практикум

Наблюдение, сравнение

Литература по данной теме, таблицы, линейки. Карточки с заданием


24

Путаница.

Занятие: беседа, игра

Наблюдение. Сравнение.

Литература по данной теме. Дидактические игры. Карточки с заданием


25

Познавательная игра «Семь вёрст…»

Занятие: беседа, игра, практикум

Наблюдение; Сравнение;

Литература по данной теме. Дидактические игры. Карточки с заданием.


26

Ребусы. Кроссворды

Занятие, игра, практикум

Наблюдение

Литература по данной теме


27

Числовые задания. Задания на обобщение. Вспомни и сосчитай.

Занятие, игра

Аналогия.

Сравнение


Литература по данной теме. Дидактический материал


28

Игровая программа «Кто быстрее»

Занятие, игра, практикум

Обобщение


Литература по данной теме. Дидактический материал


29

Игра «Математическая пирамида…»

Занятие: беседа, игра, практикум

Наблюдение. Сравнение.

Литература по данной теме. Дидактические игры


30

Головоломки

Занятие, игра, практикум

Взаимодействие

Литература по данной теме


31

Математичес-кий КВН

Занятие, игра, практикум

Коллективная работа. Игра. Анализ и синтез. Классификация.

Сравнение

Литература по данной теме, презентация

Итоговая аттестация - тесты

32

Вспомним, что такое графический диктант? Самолёт

Занятие, игра

Коллективная работа. Игра. Анализ и синтез.


Литература по данной теме, презентация


33

Лягушонок

Занятие, игра, практикум

Взаимодействие

Литература по данной теме. Дидактический материал


34

Кенгуру

Занятие, игра, практикум

Взаимодействие

Литература по данной теме. Дидактический материал


35

Носорог

Занятие, игра, практикум

Взаимодействие

Литература по данной теме. Дидактический материал


36

Итоговая работа. Я – знаток математики

Урок контроля.

Задание по карточкам.

Презентация, карточки.



Принципы реализации программы

Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку

  • Коллективная работа;

  • Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;

  • Научность;

  • Сознательность и активность учащихся;

  • Наглядность.

Формы:

Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, дидактические игры и упражнения, математические игры (геометрический материал), конкурсы и др.

Методы:

  • Взаимодействие;

  • Поощрение;

  • Наблюдение;

  • Коллективная работа;

  • Игра.

Приемы:

  • Анализ и синтез;

  • Сравнение;

  • Классификация;

  • Аналогия;

  • Обобщение




Материально-техническое обеспечение

Ноутбук учителя, проектор короткофокусный, интерактивная доска, ноутбуки для детей.



Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса


  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373.

  2. А.Г. Асмолова Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе//Москва "Просвещение" 2011г.

  3. «Веселые задачи», Перельман Я.И.,М.,АСТ*Астрель,2005.

  4. «Занимательные материалы к урокам математики», Лазуренко Л.В.,В., 2005.

  5. «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», ВолинаВ.М.,2002.

  6. «Задания развивающего характера по математике» Г.А. Лавриненко, Саратов

Издательство «Лицей», 2002г.

  1. Голубь В. Т. Графические диктанты. – Москва. «ВАКО», 2010.

  2. Математика. Развитие логического мышления. 1-4 классы: комплекс упражнений и задач / сост. Мельникова Т. А. и др. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 131с.

  3. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

  4. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

  5. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

  6. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

  7. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

  8. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!