СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Патриот"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная общеобразовательная программа является общеразвивающей программой туристско-краеведческой направленности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Патриот"»

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Патриот» для учащихся 6 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок);

- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Уставом МКОУ «Пудемская СОШ»;

- Методическими рекомендациями департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Минобрнауки России от 18.11.2015г. №09-3242 по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;

-«Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования», утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года №41;


Направленность программы

Данная общеобразовательная программа является общеразвивающей программой туристско - краеведческой направленности. В нашей программе краеведение выступает как форма исследовательской деятельности учащихся в музее, походах и экскурсиях под руководством педагога.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.


Актуальность. Туризм и краеведение, дополняя друг друга, осуществляют комплекс образовательно-воспитательных, спортивно-оздоровительных и научно-познавательных задач. Туристско - краеведческая деятельность является комплексным средством в деле воспитания и образования учащихся, и в тоже время очень действенным в силу своей демократичности и гуманности. Следовательно, туристско-познавательная деятельность учащихся является весьма актуальной для их всестороннего развития, занимает важное место в общей системе обучения учащихся и остается педагогически целесообразной. Именно туристско - краеведческая деятельность детей способствует выполнению этих задач и является весьма актуальной для нашего времени, для современных детей и их родителей. Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности. Основные направления данной деятельности - изучение истории родного края.


Новизна данной программы заключается в том, что ее содержание дополнено работой в школьном историко-краеведческом музее, в результате освоения программы учащиеся приобретают навыки сбора и систематизации материала, проведения экскурсий, работы с фондами музея.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Формы обучения и виды занятий

  • групповая работа;

  • беседы, викторины;

  • коллективные творческие дела;

  • смотры-конкурсы, выставки;

  • экскурсии, поездки, походы;

  • трудовые дела.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

  • участвовать в работе конференций, чтений.

Объём программы

Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы, составляет 34 часа, период обучения - с сентября по май.

Срок освоения программы


Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 34 часов в год.


Режим занятий

Занятия проводятся 1 раза в неделю, продолжительность занятия 45 минут.

Цели и задачи программы:

• сформировать познавательную потребность в освоении историко-краеведческого материала;

• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;

• формировать умения и навыки работы с рукописными текстами, архивными материалами, дополнительной литературой, СМИ, оформления исследовательских работ;

• воспитывать патриотизм.

Образовательные задачи:

• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;

• овладение начальными навыками исследовательской работы;

• овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие задачи:

• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

















Учебный план


Раздел, тема

Всего часов

Теория

Практика

Формы работы и контроля

1

Вводное занятие. Знакомство с программой работы

1

1


Обзорная беседа

2

Разработка плана мероприятий по организации экскурсий в школьный музей.

2


2

Обзорная беседа .Самостоятельная работа.

3

Организация работы по составлению тематических экскурсий экскурсоводов музея.

4

1

3

Систематизация и изучение материала

4

Обсуждение тем и подготовка обзорных и тематических экскурсий по музею.

5

2

3

Сбор, изучение и обработка материала

5

Экскурсия в Пудемкий листопрокатный завод

2


2

Беседа.

6

Работа с фондами музея. Ветераны труда Пудемского завода

5

2

3

Сбор, обработка и систематизация материала

7

Профориентационная работа по пропаганде рабочих профессий «В труде красив и славен человек!»

4

1

3

Проведение викторин, бесед. Мультимедийные презентации.

8

Проведение викторины ко дню Государственности Удмуртии «Рабочему посёлку Пудем – 260 лет»

4

2

2

Подготовка материала, проведение, подведение итогов

9

Экскурсия в ДК «Металлург»

2


2

Обзорная беседа

10

Ветераны труда - работники культуры

2

1

1

Сбор, обработка и систематизация материала

11

Однодневный поход

-

-

-

Закрепление навыков

12

Круглый стол. Отчёт о проделанной работе

3

1

2

Отчёт о проделанной работе учащихся. Подведение итогов года


ИТОГО:

34

11

23








Содержание программы


  1. Вводное занятие. Сбор историко-краеведческого материала.

Теория. Организация работы школьного музея. Планирование деятельности. Цели, задачи музейного дела. Формы участия в туристско-краеведческой деятельности школьного музея. Знакомство с программой и планом работы объединения. Инструктаж по ТБ, ОТ.

Практика. Сбор краеведческого материала. Работа с источниками.

  1. Организация экскурсий. Теория. Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Подготовка экскурсоводов. Изучение экскурсоводами экспозиций. Подготовка текстов для экскурсоводов. Практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме.

Практика. Репетиции экскурсий, проведение экскурсий.

3. Фондовая работа.

Практика. Описание музейного предмета. Ведение документации в школьном музее.

  1. Исследовательская работа.

Теория. Сбор информации по темам: история завода (выпускники школы, их след в истории малой родины; публикации о заводе); история родного края (история родного края, ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны, знаменитые люди, прославившие родной край).

Практика. Работа над рефератами, участие в ршкольных научных  конференциях, форумах, интеллектуальных играх и конкурсах, работа с архивными документами в исследовательских целях. Экспозиционная работа.

Теория. Виды экспозиций музея: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании. Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые. Практика. Оформление экспозиций по родного края, тематических выставок, реконструкция старых экспозиций.

6. Индивидуальная работа с учащимися.

Теория. Составление плана работы по теме, выбор источников и литературы по теме. Изучение фондов музея, оказание помощи материалами школьного музея при написании работы.

Практика. Оформление работы. Участие активистов в школьных и районных конкурсах.

7.Культурно-массовая работа.

Теория. Подготовка и проведение музейных часов, праздников для учащихся. Подготовка и проведение мероприятий «Недели добра», дню государственности Удмуртии, недели краеведения и т.д.

Практика. Участие в различных гражданско-патриотических акциях и митингах.

8.Работа со школьным активом музея.

Теория. Обучение актива основам музееведения. Подготовка активистов музея для проведения экскурсий, выступлений,

Практика. Участие в краеведческой олимпиаде и в различных конкурсах.

9.Научно-методическая работа. Теория. Составление и дополнение обзорных и тематических экскурсий.

Практика. Участие в семинарах, конференциях, «круглых столах» для руководителей школьных музеев на уровне района, республики.

10.Просветительская деятельность.

Теория. Изучение фондов музея. Подготовка экскурсий, уроков краеведения, различных викторин, круглых столов и т.д.

Практика. Проведение экскурсий, уроков краеведения, различных викторин, круглых столов и т.д.








Планируемые результаты курса внеурочной деятельности


Результаты

Формируемые умения

Средства формирования

Личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

работа в группе, работа в паре

Метапредметные результаты

Регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

Познавательные

  • умения учиться: в навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения проектных заданий с использованием дополнительной литера­туры;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов.

Предметные результаты

В результате освоения программы занятий внеурочной деятельности формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования:

— осознавать значимость краеведения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом поиске краеведческого материала;

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

— уметь работать с книгой, энциклопедией, дополнительной литературой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, экскурсиях;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

— прогнозировать результаты поиска;

— ориентироваться в музее (работа с книгой Памяти, с музейным фондом);

— составлять описание краеведческой находки его паспорта;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

— участвовать в защите своего проекта,

- выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

— высказывать своё суждение о проведенных беседах;

— участвовать в конкурсах краеведов и музееведов;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, музее, библиотеке, дома и т. д.


Календарный учебный график


Наименование группы/ год обучения

Срок учебного года (продолжительность обучения, даты начала и окончания учебных периодов/этапов)

Кол-во занятий в неделю, продолжит. Одного занятия (мин.)

Наименование дисциплин (модуля, раздела)

Всего ак..ч. в год

Кол-во ак. ч. в неделю

Истоки

С 1 сентября по 25 мая (34 уч. нед.)


1 занятия по 45 мин. (1 ак.ч.)

  1. Краеведение

  2. Музееведение

18 ч

16 ч

34

1 ч



Условия реализации программы


Основой  методической и  источниковой базой реализации программы является школьный историко-краеведческий музей «Истоки» МКОУ «Пудемская средняя общеобразовательная школа»

По своему профилю музей «Истоки» является историко-краеведческим, имеет несколько направлений: изучение истории завода, школы, школы, больницы и краеведение. Музей Пудемской средней общеобразовательной школы был основан в 1958 году. В 2006 году музей прошёл паспортизацию. Ведомственная принадлежность – Управление народного образования Администрации муниципального образования «Ярский район». Методическую помощь оказывает Ярский районный историко-краеведческий музей.

Формы аттестации

Основной формой аттестации (контроля) является участие воспитанников в защите учебно-исследовательских работ, проектов, участие в фестивалях, проведение тематических экскурсий, участие в конкурсах различного уровня.

Формы  отслеживания и фиксации результатов:

Формы отслеживания результатов усвоения программы «Отечество» предполагает:

-индивидуальное наблюдение при выполнении практических приемов учащимися;

- тестирование  при проверке терминологии и определении степени усвоения теоретического материала;

- портфолио творческих достижений;

- материалы тестирования.

-отслеживание посещаемости по журналу.

Оценочные материалы

Вспомогательные материалы, которыми служат исследовательские и проектные работы, выполненные воспитанниками, в течение учебного года.

Методическое обеспечение

Методы обучения – словесный, наглядно-практический, объяснительно- иллюстративный, игровой.

Методы  воспитания - убеждение, мотивация, стимулирование.

Формы организации образовательного  процесса - групповая.

Формы организации учебного занятия - беседа, выставка, презентация, наблюдение, практическое занятие, творческая мастерская.

Педагогические технологии – элементы  технологии  группового обучения, коллективно- творческой деятельности, игровой деятельности, здоровьесберегающие технологии.





















Список литературы

Для педагога

1. Владимирова Р.А., История Удмуртии в школе, Ижевск, 2007.

2. Владыкин А.П., История земли ярской, Глазов, 2008.

3.Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК, 2002.

  1. Перевертайло Н.М., Огородникова А.В. В помощь школьному музею.- Ижевск, 2001.

  2. Методические материалы в помощь руководителю школьного музея. / Автор-составитель В.И.Ивонина.- Ижевск: Удмуртия,2008.



История Пудемского железоделательного завода

1. Эммауский А.В. «Исторический очерк Вятского края XVII-XVIII в.» – Киров, 1956 г., с. 42-43.

2. Павленко Н.И. «История металлургии России XVIII в.» – М., 1962 г., с. 292.

3. Сергеев В.П. «Камские заводы» – Ижевск, 1958 г., с. 8-10

4. Блинова Л.М. – научный сотрудник ЦГА УР г. Ижевск «Из истории Пудемского листопрокатного завода»: лекция, 1983 г., 11 л, л. 1-2.

5. Из ведомости о заводах, которые вошли в Вятское наместничество: Пудемский завод И. Осокина за 1781 . – ЦГА г. Киров, ф. 496, оп. III, д. 4, лл. 37-38.

6. Томилова Р.П. История Пудемской школы. – Музей ПСОШ, НВФ - № 194.

Для учащихся

1.Пудем 100 лет назад, Е. Горбушина – Сельская правда, 13.02.1999, с. 2

2.Документы рассказывают: из истории Пудемского Листопрокатного завода – Сельская правда, 22.11.1979 г., с. 2-3, № 140.

3.Горнозаводская промышленность Урала на рубеже XVII-XIX в.в. – Свердловск, 1956 г., с. 68-69.

4.Вештомов А. История вятчан . Казань, 1907.

5.Статистический сборник Вятской губернии на 1901-1902 гг., с. 18, 54.

П. Голубев, Сборник сведений экономического и культурного развития Вятского края – Вятка, 1896 г., с. 29.




Информационно-методическое обеспечение


Для педагога

1. Владимирова Р.А., История Удмуртии в школе, Ижевск, 2007.

2. Владыкин А.П., История земли ярской, Глазов, 2008.

  1. Голдина Р.Д., Силуэты растаявших веков, Ижевск, Удмуртия, 1996.

  1. Гришкина М.В. История Удмуртии, Ижевск, Удмуртия, 2007.

  2. Иванова М.Г., История Удмуртии, Ижевск, Удмуртия, 2006.

  3. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК, 2002.

  4. Перевертайло Н.М., Огородникова А.В. В помощь школьному музею.- Ижевск, 2015.

  5. Методические материалы в помощь руководителю школьного музея. / Автор-составитель В.И.Ивонина.- Ижевск: Удмуртия,2017.

  6. Начинающему исследователю родословной: Программа и методические рекомендации для педагогов/ Автор – составитель А.В.Огородникова.-Ижевск: Удмуртия, 2017.



История Пудемского железоделательного завода

1. Сергеев В.П. «Камские заводы» – Ижевск, 1958 г., с. 8-10

2. Блинова Л.М. – научный сотрудник ЦГА УР г. Ижевск «Из истории Пудемского листопрокатного завода»: лекция, 1983 г., 11 л, л. 1-2.

3. Из ведомости о заводах, которые вошли в Вятское наместничество: Пудемский завод И. Осокина за 1781 . – ЦГА г. Киров, ф. 496, оп. III, д. 4, лл. 37-38.

4. Бармин А., Руда. – М., Детгиз, 1952, с. 34, 111, 135.

5. Томилова Р.П. История Пудемской школы. – Музей ПСОШ, НВФ - № 194.

Для учащихся

1.Пудем 100 лет назад, Е. Горбушина – Сельская правда, 13.02.1999, с. 2

2.Документы рассказывают: из истории Пудемского Листопрокатного завода – Сельская правда, 22.11.1979 г., с. 2-3, № 140.

3.Горнозаводская промышленность Урала на рубеже XVII-XIX в.в. – Свердловск, 1956 г., с. 68-69.

4.Вештомов А. История вятчан . Казань, 1907.

5.Статистический сборник Вятской губернии на 1901-1902 гг., с. 18, 54.

П. Голубев, Сборник сведений экономического и культурного развития Вятского края – Вятка, 1896 г., с. 29.



12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!