ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы
«Школа № 1208 имени Героя Советского Союза М.С. Шумилова»
(ГБОУ Школа №1208)
ул. Зеленодольская, д.33, корп.3. Москва, 109443
Телефон / факс: 8-499-172-78-49 E-mail: [email protected]://www.sch1208uv.mskobr.ru
ОКПО 26139698, ОГРН 5137746208518, ИНН/КПП 7721816905/772101001
Принята на заседании педагогического совета ГБОУ Школа №1208 от «___»________________20___г. Протокол № __________________ | | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школа №1208 __________________Л.Ю.Малышева «___»_____________________20__ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«КЛУБ «АРХИМЕД»
Направленность программы: естественнонаучная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 10 – 12 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель программы:
Болдырева Александра Михайловна
высшая квалификационная категория
Москва – 2018
пояснительная записка
Направленность программы естественнонаучная
Уровень программы ознакомительный
Актуальность программы
Математика как никакой другой школьный предмет дает огромный простор для развития умственной деятельности учащихся, это та учебная дисциплина, которая расширяет кругозор учащихся, формирует мировоззрение, дает возможность раскрыть в учащихся способности в самых различных областях деятельности.
Данная программа поможет учителю систематизировать работу по подготовке учащихся к участию в конкурсах различного уровня, окажет помощь в выявлении одаренных детей.
Цель и задачи программы
Цель программы:
организовать работу с учащимися, имеющими повышенный интерес к изучению математики, включить учащихся в научно-познавательную и исследовательскую деятельность.
сформировать и развить у школьников такие качества, которые позволят им подходить к решению задач творчески, развить интуицию до уровня озарения.
воспитывать ученика как личность интеллектуально развитую, компетентную, успешную, адаптированную к современным реалиям жизни и востребованную обществом.
Задачи программы:
задачи в обучении:
формирование у учащихся устойчивого интереса к математике;
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
углубленное изучение разделов школьной программы
формирование навыков перевода различных задач на язык математики
задачи в развитии:
Интеллектуальное развитие учащихся, выявление и развитие математических способностей, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
использование информационно-коммуникационных технологий для реализации новых способов и форм самообучения и саморазвития;
задачи в воспитании:
расширение математического кругозора учащихся путем знакомства с методами решения олимпиадных задач и задач повышенной сложности;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
Категория учащихся по программе: 10 – 12 лет.
Срок реализации программы: общая продолжительность образовательного процесса – 35 недель, количество учебных часов – 35 ч.
Формы и режим занятий:
Форма обучения:
–очно-дистанционная (сочетание очных занятий и электронного обучения).
– групповая (занятия проводятся в одновозрастных группах, численный состав группы – 15 человек).
Режим занятий:
занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (время занятий включает 45 мин. учебного времени).
Планируемые результаты реализации программы
Предметные результаты
Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):
особые методы решения различных математических задач, такие как принцип Дирихле, метод инвариантов;
приемы, применяемые при решении логических, текстовых, геометрических, арифметических задач;
основные алгоритмы решения задач по всем темам курса;
понятия: средняя скорость движения, среднее арифметическое и др.;
Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):
классифицировать задачи по темам и методам решения;
решать олимпиадные задачи на переливания, взвешивания, движение, дроби, части, уравнивание, чётность, делимость;
решать логические задачи, и задачи с геометрическим содержанием;
применять особые методы при решении олимпиадных задач;
приводить логически обоснованные решения задач.
Личностные результаты:
владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, постановке цели и выбору путей её достижения;
применение методов математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;
способность логически верно выстраивать устную и письменную речь.
Метапредметные результаты:
уметь использовать математические модели для формализации задач;
освоить различные методы и приемы решения олимпиадных задач различного характера;
уметь применять нестандартные методы решения комбинаторных, арифметических задач.
уметь сочетать различные звенья знаний, чтобы получить множество гипотез решения задачи (синтез)
уметь устанавливать связи в разных направлениях мыслительного процесса;
владеть дедуктивным и индуктивным методами построения логических рассуждений в процессе решения задач;
содержание программы
Учебный (тематический) план1
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля |
всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие. | 1 | | | Тестирование |
2 | Арифметика | 2 | 1 | 1 | решение задач |
3 | Последовательности | 4 | 1 | 3 | решение задач |
4 | Системы счисления | 4 | 1 | 3 | решение задач |
5 | Десятичная система счисления | 2 | 1 | 1 | решение задач |
6 | Переливания | 2 | 1 | 1 | решение задач |
7 | Четность | 4 | 1 | 3 | решение задач |
8 | От четности к инварианту | 2 | 1 | 1 | решение задач |
9 | Инвариант | 2 | 1 | 1 | решение задач |
10 | Инвариант и раскраски | 2 | 1 | 1 | решение задач |
11 | Сравнения и взвешивания | 2 | 1 | 1 | решение задач |
12 | Переправы | 2 | 1 | 1 | решение задач |
13 | Комбинаторика | 6 | 1 | 5 | решение задач |
14 | Развитие комбинаторных способностей | 6 | 1 | 5 | решение задач |
15 | Математическая логика | 6 | 1 | 5 | решение задач |
16 | Дроби | 7 | 1 | 6 | решение задач |
17 | Проценты | 5 | 1 | 4 | решение задач |
18 | Среднее арифметическое и средняя скорость | 3 | 1 | 2 | решение задач |
28 | Геометрическая смесь | 4 | 1 | 3 | решение задач |
29 | Математические игры | 2 | 1 | 1 | решение задач |
| Итоговое занятие | 1 | | 1 | решение задач |
Итого: | 70 | | | |
Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:
– 35 учебных недель;
– одну учебную группу.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:
– входной контроль – тестирование;
– текущий контроль – решение задач по темам курса;
– промежуточный контроль – Эврестическая олимпиада; геометрическая выставка; олимпиада «Задачи»; математический бой;
– итоговый контроль – «Математический калейдоскоп».
Критерии оценки учебных результатов программы: результаты участия в математических конкурсах, дистанционных олимпиадах, в школьных олимпиадах и конкурсах, Интернет олимпиадах и т.д.
Способы фиксации учебных результатов программы: папка достижений.
Методы выявления результатов воспитания: проективные тесты, анкеты.
Методы выявления результатов развития: диагностика сформированности УУД.
Формы подведения итогов реализации программы: презентация папки достижений объединения для школьного сайта.
организационно-педагогические условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Требования к помещению(ям) для учебных занятий: в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса дополнительной программы образования «Олимпиадная математика»
Требования к мебели: учебный кабинет для средней школы
Требования к оборудованию учебного процесса: компьютер, принтер, проектор
Требования к оснащению учебного процесса: методическая литература, дидактический материал
Список литературы
Т.Н. Соколова. Математика 4-5 класс. Задачи и примеры повышенной сложности.
Л.П.Попова. 5 класс. Сборник практических задач.
Ю.Лепехин. Математика. 5 – 6 классы. Задания для подготовки к олимпиадам.
Н.Е.Кордина. Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ
Календарный учебный график
Количество учебных недель: 35
Календарно-тематический план
№ п/п | Дата | Время | Тема занятия | Кол-во часов | Форма | Место | Форма контроля |
проведения занятия | проведения занятия |
1 неделя |
1. | | 15.00 | Вводное занятие. Осенняя олимпиада. | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
2 неделя |
2. | | 15.00 | Понятие о принципе Дирихле | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
3 неделя |
3. | | 15.00 | Решение простейших задач на принцип Дирихле | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
4 неделя |
4. | | 15.00 | Решение простейших задач на принцип Дирихле | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
5 неделя |
5. | | 15.00 | Решение простейших задач на принцип Дирихле | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
6 неделя |
6. | | 15.00 | Решение простейших задач на принцип Дирихле | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
7 неделя |
7. | | 15.00 | Задачи на проценты | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
8 неделя |
8. | | 15.00 | Задачи на проценты | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
9 неделя |
9. | | 15.00 | Задачи на составление уравнений | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
10 неделя |
10. | | 15.00 | Задачи на составление уравнений | 1 | Урок-практикум Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
11 неделя |
11. | | 15.00 | Задачи на использование свойств делимости | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
12 неделя |
12. | | 15.00 | Делимость и принцип Дирихле | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
13 неделя |
13. | | 15.00 | Введение вспомогательной неизвестной | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
14 неделя |
14. | | 15.00 | Контрольный и подтверждающий пример | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
15 неделя |
15. | | 15.00 | Перебор | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
16 неделя |
16. | | 15.00 | Перефразирование | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
17 неделя |
17. | | 15.00 | Прием получения следствий | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
18 неделя |
18. | | 15.00 | Задачи на разрезание | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
19 неделя |
19. | | 15.00 | Задачи на разрезание | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
20 неделя |
20. | | 15.00 | Задачи на разрезание | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
21 неделя |
21. | | 15.00 | Задачи на подсчет числа фигур | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
22 неделя |
22. | | 15.00 | Задачи на подсчет числа фигур | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
23 неделя |
23. | | 15.00 | Задачи на подсчет числа фигур | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
24 неделя |
24. | | 15.00 | Творческие задачи | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
25 неделя |
25. | | 15.00 | Творческие задачи | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
26 неделя |
26. | | 15.00 | Логические задачи и методы их решения | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
27 неделя |
27. | | 15.00 | Логические задачи и методы их решения | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
28 неделя |
28. | | 15.00 | Задачи на переливание | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
29 неделя |
29. | | 15.00 | Задачи на совместную работу | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
30 неделя |
30. | | 15.00 | Задачи на движение | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
31 неделя |
31. | | 15.00 | Натуральные числа | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
32 неделя |
32. | | 15.00 | Дроби | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
33 неделя |
33. | | 15.00 | Математический бой | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
34 неделя |
34. | | 15.00 | Математический бой | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
35 неделя |
35. | | 15.00 | Итоговое занятие | 1 | Урок-практикум | ГБОУ Школа № 1208 СП 10 | Решение олимпиадных задач |
1 Учебный (тематический) план оформляется по каждому году обучения.