СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подготовка детей к школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Изучаю мир вокруг", подготовка детей к школе.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подготовка детей к школе»»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность (профиль) программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подготовка детей к школе» (Окружающий мир.) имеет естественнонаучную направленность.

Актуальность программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка детей к школе» (Окружающий мир) основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений и нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественно-научным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. При освоении курса дети овладевают такими важными для последующего обучения умениями, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, делить объекты на группы, составлять целое из частей, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом, осуществляется формирование предпосылок универсальных учебных действий (прежде всего - познавательных), необходимое для успешного освоения программы начальной школы. Наибольшее внимание уделяется логическим действиям: анализу, синтезу, сравнению, классификации, установлению причинно-следственных связей, построению логической цепи рассуждений. Содержание программы – это синтез различных составляющих естественно - научного и экологического знания, включая доступные элементарные сведения из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе.

Отличительные особенности программы

В основу подготовки детей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.

Курс «Изучаю мир вокруг» нацелен на развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей.

Адресат программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка детей к школе» (Окружающий мир) предназначена для детей в возрасте 5 - 6 лет.

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы – 9 месяцев. На полное освоение программы требуется 36 часов.

Формы обучения

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса

Основной формой занятий являются занятия с группой детей в количестве 12-25 человек.

Занятия проводятся в игровой форме, которое является обязательным для занятий с дошкольниками. Вместе с тем, широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

Набор на занятия проходит в соответствии с требованиями локальных актов МАОУ СОШ № 56 по предоставлению платных образовательных услуг.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий Дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на 9 месяцев (1 час в неделю). Занятия проводятся по 30 минут. Программа рассчитана на 36 часов.

Педагогическая целесообразность

Программа «Изучаю мир вокруг» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть в полной мере одним из этапов подготовки к обучению в школе Программа, расширяет и детализирует представления детей о предметах, явлениях природы, человеке, общественной жизни и формирование навыков правильного поведения в социальной среде, бережного отношения к богатствам природы и общества. Разнообразные практические задания ориентированы на обогащение словарного запаса ребёнка, совершенствование навыков чтения, слушания и говорения, развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения

Практическая значимость.

В результате используемых форм и методов работы, используя заявленные принципы обучения, опираясь на знания психологических особенностей обучающихся дошкольного возраста, обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Подготовка детей к школе» (Обучение грамоте. Чтение), будет способствовать их развитию и формированию социально-педагогической направленности.

Ведущие теоретические идеи.

В отборе материала к занятиям предусмотрены ориентиры на связи с программным материалом по предметам: окружающий мир, обучение грамоте. Обучаясь по данной программе, у учащихся будет проявляться самостоятельное стремление расширять свой кругозор.

Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей; систематизация и научная коррекция накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений.

Задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

Образовательные:

  • систематизировать представления учащихся о предметах, явлениях природы и общества;

  • формировать целостное представление об окружающем мире и месте в нём человека;

  • активизировать мыслительную деятельность и развитие речи детей;

  • учить устанавливать (с помощью педагога) простейшие причинно-следственные связи наблюдаемых природных и общественных явлений;

  • учить рассуждать, высказывать свою точку зрения, обосновывать ее, делать выводы;

  • формировать основы экологических знаний;

  • обучать основам изобразительной грамотности, формировать практические навыки работы в различных видах художественно - творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация и т.д.)

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к окружающей природной и социальной среде;

  • развивать навыки анализирующего наблюдения, воображения, сообразительности;

  • развивать эмоционально – доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними;

  • развивать осознанное отношения к себе как к активному субъекту окружающего мира.

Воспитательные:

  • формировать основы экологической культуры;

  • формировать основы здорового образа жизни;

  • воспитывать любовь и уважение к близким и окружающим людям (к членам общества);

  • воспитывать любовь к природе, патриотические чувства к Родине, родному языку, национальным традициям;

  • воспитывать активное эстетическое отношение к действительности.

Принципы отбора содержания

 принцип гармонического воспитания личности;

 принцип постепенности и последовательности;

 принцип успешности;

 принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

 принцип творческого развития;

 принцип доступности;

 принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;

 принцип индивидуального подхода;

 принцип практической направленности.

Основные формы и методы

При реализации программы используются следующие формы и методы:

 беседа;

 игра;

 практическая работа;

 коллективные, парные и индивидуальные исследования;

 проблемно-ситуационные методы обучения.

При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности и творчества, разновозрастное сотрудничество, возможность «командного зачета», рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения и релаксации. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом.

Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как уверенность, самостоятельность, коммуникабельность.

Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:

1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого учащегося на данное занятие;

2 часть – практическая работа учащихся (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности;

3 часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Это коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого обучающегося, педагога и всех вместе. Широко используется форма творческих занятий, которая придает смысл обучению, мотивирует обучающихся на качественное выполнение задания, желание приобретать новые знания, быть активным в работе. Это позволяет в увлекательной и доступной форме пробудить интерес учащихся к получению новой информации.

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно, выполненное задание, от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя УМК, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные звуки и предметы.

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять слоги, слова, предложения, тексты на основе рисунков, схем);

Коммуникативные УУД:

-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-слушать и понимать речь других.

-читать и пересказывать текст.

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются формирование следующих умений:

  • умение ориентироваться в пространстве;

  • умение определять форму предмета, используя геометрические фигуры как эталон;

  • умение различать времена года, знать явления природы и особенности погодных условий каждого времени года;

  • умение различать объекты живой и неживой природы;

  • умение соблюдать правила поведения в природе, беречь и охранять природу;

  • умение различать виды транспорта и правила поведения в нем;

  • накопление фактических знаний о названиях и трудовых действиях некоторых профессий;

 накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности;

 развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей.

Механизм оценивания образовательных результатов

1. Уровень теоретических знаний.

- Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.

- Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.

- Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.

2. Уровень практических навыков и умений.

- Высокий уровень. Четко и безопасно работает с предложенным материалом.

- Средний уровень. Может выполнить работу по схемам при подсказке педагога.

- Высокий уровень. Способен самостоятельно работать с заданием.

Формы подведения итогов реализации программы

Для выявления уровня усвоения содержания программы проводятся конкурсы, дидактические игры, открытое занятие для родителей. Рекомендации родителям при поступлении в 1 класс.

Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав, правила внутреннего распорядка обучающихся, локальные акты. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);

- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

Материально-технические условия:

Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин. Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.).

Проектор, конструкторы, ноутбуки, программное обеспечение, поля и др. Видеоуроки. Архив видео и фотоматериалов.

Использование мультимедийных средств обучения, что способствует повышению интереса к занятиям, программа составлена на основе нормативно – правовых требований к обучению, с использованием современных научно – методических подходов к образованию и при соблюдении требований к социально - психологическим условиям организации учебно–воспитательного процесса.

Кадровые. Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

дополнительной общеобразовательной программы

«Подготовка детей к школе»

(окружающий мир)


п/п

Название раздела,

темы


Количество часов

Формы аттестации

/контроля

Всего

Теория

Практика

Самостоятельная подготовка

1

Вводное занятие.

1

0,5

0,5

0

Наблюдение, собеседование, анализ

2

Круглый год.

5

2,5

2,5

0

Опрос, собеседование, анализ, практические и устные задания

3

Этот загадочный мир

10

5

5

0

Опрос, собеседование, анализ, практические и устные задания

4

Предметный мир

9

4,5

4,5

0

Опрос, собеседование, анализ, практические и устные задания

5

Между небом и землёй.

3

1,5

1,5

0

Опрос, собеседование, анализ, практические и устные задания

6

Тропинка здоровья

6

3

3

0

Опрос, собеседование, анализ, практические и устные задания

7

Труд взрослых.

1

0,5

0,5

0

Опрос, собеседование, анализ, практические и устные задания

8

Итоговое занятие. Подведение итогов работы.

1

0,5

0,5

0

Наблюдение, анализ и изучение результатов продуктивной деятельности, анкетирование, диагностические игры и упражнения.


Итого


36

18

18

0




СОДЕРЖАНИЕ

дополнительной общеобразовательной программы

«Подготовка детей к школе»

(Окружающий мир)

Вводное занятие (1ч):

  • Теория: Введение в образовательную программу. Вводный инструктаж. Инструктаж по охране труда. Принятие норм и правил групповой работы. Значение и роль понятия «Окружающий мир», его составляющая.

Круглый год (5 ч).

  • Тема занятия: «Времена года. Осень».

Теория. Основные признаки осени. Наблюдение сезонных изменений в природе. Осенние месяца.

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.

  • Тема занятия: «Времена года. Зима».

Теория. Основные признаки зимы. Наблюдение сезонных изменений в природе. Зимние месяца. Подготовка животных к зиме.

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.

  • Тема занятия: «Времена года. Весна».

Теория. Основные признаки весны. Наблюдение сезонных изменений в природе. Весенние месяца и праздники. Перелётные птицы.

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.

  • Тема занятия: «Времена года. Месяцы».

Теория. Планета Земля. Солнце и его роль для жизни на Земле. Смена дня и ночи, времён года.

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.

  • Тема занятия: «Дни недели. Праздники».

Теория: Понятия «день недели», «красный день календаря». Последовательность дней недели. Праздники в нашей стране.

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.

Этот загадочный мир (10 ч):

  • Тема занятия: «Цвета».

Теория. Радуга – украшение мира. Цвета радуги и порядок их расположения. Определять и называть цвет.

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.

  • Темы занятий: «Растения. Деревья и кустарники», «Цветы и травы», «Грибы».

Теория. Растения и грибы. Распознавание их в природе. Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Знакомство с разнообразием растительного мира Земли, значением растений в природе и жизни людей. Деление растений на дикорастущие и культурные. Деление растений на деревья, кустарники, травы.

Знакомство с грибами (боровик, подосиновик, подберёзовик, опята, мухомор, поганки), как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных. Дружба грибов с деревьями. Условия, необходимые для роста и развития грибов.

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.

  • Темы занятий: «Дикие животные», «Домашние животные и птицы».

Теория. Животный мир. Классификация: дикие, домашние. Домашние животные, их существенные признаки: живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботится.

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.

  • Тема занятия: «Насекомые».

Теория. Незаметные соседи. Насекомые, какие они? Знакомство с насекомыми, их существенными признаками. Особенности внешнего строения (жуки, бабочки, стрекозы, пчёлы). Место обитания (наземные, водные). Способы передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие).

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.

  • Тема занятия: «Птицы и птенцы».

Теория. Кто такие птицы. Строение птицы: две ноги, два крыла, клюв, перья. Повадки птиц. Птичье чудо – яйцо. Правила ухода за птицами, бережное отношение к птицам. Место их обитания.

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.

  • Тема занятия: «Рыбы и морские животные».

Теория. Обитатели водоёмов: рыбы, моллюски, земноводные. Рыбы и морские животные. Знакомство с рыбами, с их существенными признаками. Особенности внешнего строения. Место обитания (река, озеро, море).

Обитатели морей и океанов. Дать представление о морских и океанических обитателях, о местах их обитания, о способах питания. Уточнить роль и значение морских обитателей в природе и для человека.

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.

  • Тема занятия: «Охрана природы».

Теория. Правила поведения в природе. Бережное отношение к родной природе.

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.

Предметный мир (9 ч).

  • Тема занятия: «Игрушки и учебные вещи».

Теория. Знакомство с группами предметов «игрушки» и «учебные вещи». Распределение предметов по группам.

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.

  • Тема занятия: «Мебель и посуда».

Теория. Знакомство с группами предметов «посуда», «мебель». Знакомство с понятиями «гостиная», «спальня», «кухня», «прихожая», «ванная», «туалет».

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.

  • Тема занятия: «Одежда и обувь».

Теория. Знакомство с группами предметов «одежда», «обувь». Взаимосвязь времён года с выбором одежды. Закрепление знаний о группах: «игрушки» и «учебные вещи», «посуда», «мебель».

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.

  • Тема занятия: «Бельё, головные уборы и аксессуары».

Теория. Знакомство с понятием «аксессуары» и группами «бельё», «головные уборы», «аксессуары». Подбор одежды по сезону.

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.

  • Тема занятия: «Посуда».

Теория. Знакомство с группами предметов, называемых посудой. Классификация видов посуды. Правила безопасности обращения с электроприборами, спичками, ножом и вилкой.

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.

  • Тема занятия: «Электроприборы и инструменты».

Теория. Знакомство с группами предметов «электроприборы», «инструменты» и их виды. Правила безопасности.

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.

  • Тема занятия: «Что из чего и что для чего».

Теория. Инструменты и работа, которую они помогают выполнять. Для чего люди выполняют ту или иную работу. Из чего сделаны распространённые продукты.

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.

  • Тема занятия: «Здания».

Теория. Многообразие видов зданий и их применение. Материалы, из которых строят здания.

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.

  • Тема занятия: «Транспорт».

Теория. Разнообразие видов транспорта. Знакомство с понятиями «тротуар», «проезжая часть». «зебра», «подземный переход». Правила поведения на дороге.

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.

Между небом и Землёй (3 ч).

  • Тема занятия: «Планета. Страны и города».

Теория. Наша страна – Россия. Рассказ о нашем государстве, о столице нашей Родины, о её городах, реках. Знакомство с названиями других стран и их столиц.

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.

  • Тема занятия: «Мой город – Калининград».

Теория. Наш родной город Калининград. История возникновения города. Полезные ископаемые родного города.

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.

  • Тема занятия: «Планеты Солнечной системы».

Теория. Солнце – большая звезда, источник тепла и света. Луна – спутник Земли. Семья планет. Расширить представления детей о планетах Солнечной системы.

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.

Тропинка здоровья (6 ч.).

  • Тема занятия: «Пища. Напитки».

Теория. Пища. Напитки. Наше питание. Правильное питание – залог здоровья. Знакомство с группами «пища», «напитки», их различие. Продукты, которые покупают в магазине, и продукты, которые требуют приготовления в домашних условиях. Понятия «дата изготовления» и «срок годности» продукта.

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.

  • Тема занятия: «Овощи. Фрукты».

Теория. Знакомство с группами: «овощи», «фрукты». Различие. Полезные свойства овощей и фруктов.

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.

  • Тема занятия: «Ягоды».

Теория. Знакомство с группой «ягоды» и местами их произрастания. Лесная и садовая ягода. Полезные свойства ягод. Ядовитые ягоды и правила обращения с ними. Правила безопасности при сборе ягод

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.

  • Тема занятия: «Продукты».

Теория. Знакомство с группой «продукты». Классификация «пища» и «напитки».

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.

  • Тема занятия: «Человек».

Теория. Части тела человека. Функции позвоночника, скелета. Роль органа слуха, зрения. Формирование здорового образа жизни. Личная гигиена и простейшие правила сохранения здоровья.

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.

  • Тема занятия: «Привычки вредные и полезные».

Теория. Дать знания о полезных и вредных привычках; воспитать отрицательное отношение к вредным привычкам, желание вести здоровый образ жизни.

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.

Труд взрослых (1 ч).

  • Тема занятия: «Профессии».

Теория. Многообразие профессий и их значение. Взаимосвязь между профессией и выполняемым трудом.

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.

  • Итоговое занятие (1 ч).

Теория: Краткое повторение пройденного материала.

Практика. Практические задания, игры, рисование, творческая деятельность.



КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Количество учебных недель – 36.

Количество учебных дней – 36.

Каникулы во время обучения не предусмотрены.

Обучение организовано с сентября по май в соответствии с требованиями

программы.

Учебно-тематическое планирование дополнительной

общеобразовательной программы

«Подготовка детей к школе» (Окружающий мир)


п/п

Месяц

Число

Время проведе

ния занятия

Форма

занятия

Кол-во часов

Тема

занятия

Место прове

дения

Форма контроля

1

Сен

тябрь


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Вводное

занятие.


Наблюде -ние, собеседование, анализ

2

Сен

тябрь


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Игрушки и учебные вещи


опрос – игра, практические и устные задания


3

Сен

тябрь


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Мебель и посуда


опрос – игра, практические и устные задания


4

Сен

тябрь


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Одежда и обувь


опрос – игра, практические и устные задания


5

Ок

тябрь


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Бельё, головные уборы, аксессуары


опрос – игра, практические и устные задания


6

Ок

тябрь


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Пища. Напитки.


опрос – игра, практические и устные задания


7

Ок

тябрь


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Посуда.


опрос – игра, практические и устные задания


8

Ок

тябрь


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Овощи. Фрукты


опрос – игра, практические и устные задания


9

ноябрь


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Ягоды.


опрос – игра, практические и устные задания


10

ноябрь


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Времена года. Осень.


опрос – игра, практические и устные задания


11

ноябрь


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Цвета.


опрос – игра, практические и устные задания


12

ноябрь


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Растения. Деревья и кустарники.


опрос – игра, практические и устные задания


13

Де

кабрь


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Цветы и травы.


опрос – игра, практические и устные задания


14

Де

кабрь


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Грибы.


опрос – игра, практические и устные задания


15

Де

кабрь


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Дикие животные.


опрос – игра, практические и устные задания


16

Де

кабрь


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Домашние животные и птицы.


опрос – игра, практические и устные задания


17

январь


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Птицы и птенцы.


опрос – игра, практические и устные задания


18

январь


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Насекомые.


опрос – игра, практические и устные задания


19

январь


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Рыбы и морские животные.


опрос – игра, практические и устные задания


20

январь


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Охрана природы.


опрос – игра, практические и устные задания


21

февраль


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Времена года. Зима.


опрос – игра, практические и устные задания


22

Фев

раль


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Продукты.


опрос – игра, практические и устные задания


23

Фев

раль


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Электроприборы и инструменты.


опрос – игра, практические и устные задания


24

Фев

раль


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Что из чего и что для чего.


опрос – игра, практические и устные задания


25

март


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Профессии.


опрос – игра, практические и устные задания


26

март


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Времена года. Весна.


опрос – игра, практические и устные задания


27

март


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Здания.


опрос – игра, практические и устные задания


28

март


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Транспорт.


опрос – игра, практические и устные задания


29

апрель


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Планета. Страны и города.


опрос – игра, практические и устные задания


30

апрель


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Мой город - Калининград


опрос – игра, практические и устные задания


31

апрель


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Времена года. Месяцы.


опрос – игра, практические и устные задания


32

апрель


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Дни недели. Праздники.


опрос – игра, практические и устные задания


33

май


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Планеты Солнечной системы.


опрос – игра, практические и устные задания


34

май


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Человек.


опрос – игра, практические и устные задания


35

май


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Привычки вредные и полезные


опрос – игра, практические и устные задания


36

май


Согласно расписа-

нию

Беседа, индивидуально-коллективная, игра

1

Итоговое занятие. Подведе-

ние итогов работы.


Наблюдение, анализ и изучение результатов продуктивной деятельности, анкетирование, диагностические игры и упражнения



Организационно-педагогические условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Принтер 1 шт.

Сканер 1 шт.

Компьютер 1 шт.

Оценочные и методические материалы

Вся оценочная система делится на три уровня сложности:

1. Обучающийся может ответить на общие вопросы по большинству тем, с помощью педагога может построить и объяснить принцип работы одной из установок (на выбор).

2. Обучающийся отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может самостоятельно построить и объяснить принцип действия и особенности любой из предложенных ему установок.

3. Обучающийся отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может самостоятельно построить и объяснить принцип действия и особенности любой из предложенных ему установок. Но, располагает сведениями сверх программы, проявляет интерес к теме. Проявил инициативу при выполнении конкурсной работы или проекта. Вносил предложения, имеющие смысл.

Кроме того, весь курс делится на разделы. Успехи обучающегося оцениваются так же и по разделам:

- Теория;

- Практика;

- Конструкторская и рационализаторская часть.

Методическое обеспечение

Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:

- видеоролики;

- информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной общеобразовательной программе;

- мультимедийные интерактивные домашние работы.

Методы, в основе которых располагается уровень деятельности учащихся:

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся;

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности. объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (рисунки, схемы и др.);

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы:

- проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);

- объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);

- репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);

- словесный - рассказ, объяснение, беседа.

- стимулирования (соревнования, выставки, поощрения).

Информационное обеспечение программы

Интернет-ресурсы:

  1. https://www.youtube.com/watch?v=3YlG_Cn3iHw

  2. https://www.youtube.com/watch?v=h7TuNP4d8H8

  3. https://chudo-udo.info/chitaem-po-slogam

  4. https://iqsha.ru/uprazhneniya/topic/chitaem-slogi

  5. https://ja-uchenik.ru/84-chitaem-slogi.html

  6. https://www.youtube.com/watch?v=WwOL8XmVB-c

  7. https://www.youtube.com/watch?v=kZUTrLqDJVQ

  8. https://www.youtube.com/watch?v=XA8NJcho3Qo

Цифровые образовательные ресурсы

Презентации, выполненные учителем.

Презентации: «Детские электронные презентации и клипы».

Режим доступа: http://viki.rdf.ru

Презентации «Школа-АБВ». Режим доступа:

http://www.shkola-abv.ru/katalog_

Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599

3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.

4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р.

5. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.

6. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Для педагога дополнительного образования:


1. Егупова В.А. Изучаю мир вокруг: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Эксмо, 2016.

Для учащихся и родителей:

1. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М, «Дрофа», 2016г.

2. Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе, М. «Вента-Граф», 2016 г



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!